Как разводить двухкомпонентную краску по металлу

Обновлено: 21.09.2024

Как разводить краску

Покраска

Коктейли бывают разные и далеко не все они предназначены для приема «на грудь». Краски и лаки, которые мы используем для восстановления лакокрасочного покрытия автомобиля, — это ведь тоже коктейли — правильно приготовленные смеси из нескольких ингредиентов. И коль мы стремимся к тому, чтобы восстановленная машина (крыло, дверь) после ремонта сверкала ярче новой, а краска лежала ровно, то и наш «окрасочный коктейль» должен быть приготовлен грамотно, с толком и расстановкой, а не состряпан абы как.

Ингредиенты

Прежде всего определимся с типом нашего «покрасочного коктейля»: будет ли это обычная акриловая эмаль (что менее вероятно), либо же краска типа «металлик» или «перламутр» (скорее всего).

Обычная акриловая эмаль — двухкомпонентная, с отвердителем. «Набор ингредиентов» для таких материалов состоит из трех банок. Например, литр краски, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя. То есть, покупая литр краски, реально вы получаете около 1,6-1,7 литра разбавленной краски.

Это надо учитывать на подборе краски: некоторые лаборатории указывают цены за «густую» краску, а некоторые — за «разведенку». Разница, как вы сами понимаете, огромная.

В случае с «металликом» базовая краска обязательно покрывается сверху прозрачным лаком — без него эффектные покрытия выглядят невзрачно, да и стойкость к атмосферным воздействиям у двухслойных покрытий намного выше. Прозрачный лак, так же как и акриловая эмаль — двухкомпонентный, с отвердителем. А вот к «базе» отвердитель не нужен — она однокомпонентна.

Таким образом «комплект» для двухслойных покрытий состоит уже из пяти банок. Например, литр «базы», 500-700 мл разбавителя для нее, литр прозрачного покровного лака, пол-литра отвердителя и 100-150 мл разбавителя для лака — всего 3,3 литра! При этом самой разведенной краски больше не стало, те же 1,7 литра.

Делаем замес

Для правильного смешивания компонентов, при котором получается окрасочный материал требуемой вязкости, необходимо выполнить следующие условия.

Посуда

Важно, чтобы тара, в которой мы проводим смешивание, была строго цилиндрической формы (плоское дно и вертикальные стенки). Только в такой таре можно равномерно перемешивать компоненты и правильно отмерять их количество.

Лучше, если это будет специальная мерная посуда в виде прозрачной пластиковой банки с крышкой. На такие банки нанесена разметка, позволяющая смешивать материалы в необходимом объемном соотношении (1:1, 2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д.).

Мерная емкость

Мерная емкость для приготовления ЛКМ

Также для дозирования и перемешивания ЛКМ удобно пользоваться специальной линейкой с метками, определяющей объемные доли компонентов.

Наливаем основу в цилиндрическую посуду до определенного деления, а после до нужной отметки доливаем отвердитель (если добавляется), затем растворитель. Все той же линейкой перемешали — и готово. Нередко мерная линейка продается вместе с комплектом краски, а на всех фирменных банках указаны пропорции согласно этим линейкам.


Необходимое количество компонентов удобно отмерять с помощью мерной линейки. Затем той же линейкой поболтал — и готово

Пропорции

При том изобилии, которое воцарилось на лакокрасочном рынке, дать, как говорится, один рецепт на все случаи жизни невозможно по определению. Да и не нужно этого делать. Есть TDS — остальное сами знаете от кого.

Тем не менее, обозначить некоторые общие ориентиры было бы полезно. В принципе, мы уже говорили о них немного выше: в двухкомпонентные продукты обычно добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. Степень разбавления базовых эмалей колеблется, как правило, в пределах 50-80%. Ну а точные пропорции смотрите уже в инструкции к конкретному продукту: все баночные лаки и эмали имеют указания в виде пиктограмм, которые информируют, в какой пропорции нужно развести краску с отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем.

Как разбавить базовую эмаль (металлик) и прозрачный лак

Как разбивать акриловую краску

Напоминаю: в однокомпонентные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем.

Если же вы заказываете краску на подборе в лаборатории, то вам выдадут комплект компонентов (обычно заказывают комплектом), смешав которые вы получите готовый к применению материал с рабочей вязкостью — как говорится, «под распылитель». Либо выдадут уже разведенную краску (разумеется, это касается только базы, поскольку время жизни двухкомпонентных материалов после смешивания строго ограничено).

Добавки

Описание рецептов приготовления лакокрасочных коктейлей было бы неполным без упоминания о добавках — материалах, применяющихся для изменения отдельно взятых характеристик эмалей, лаков или грунтов.

Например, для создания шероховатой поверхности — очень часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников — существуют структурные добавки разной степени зернистости. И вообще, чтобы краска на пластике не трескалась, в нее обязательно добавляется 20-40% пластификатора. Есть матирующие эластификаторы, разработанные для снижения степени блеска и окраски пластиковых деталей типа боковых накладок автомобилей Mercedes-Benz.

При покраске эффектными двухслойными покрытиями эти добавки нужно подмешивать к покровному лаку (пластификатор рекомендуется добавлять еще и в грунт-наполнитель). Подробнее о добавках и их применении читайте здесь.

Измеряем вязкость

Любой маляр должен уметь контролировать такой жизненно важный показатель, как вязкость. Зачем? Чтобы она соответствовала рекомендованной величине. Опять же, зачем? Чтобы равномерно нанести материал на поверхность и получить покрытие необходимой толщины с требуемыми свойствами — красивое и прочное.

«Вязкость» (от лат. viscosus — липкий, клейкий) — величина, характеризующая текучесть жидкости.

Зачем измерять вязкость?

Подробнее — на примере грунта-наполнителя. Поверхность, на которую мы его наносим, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Иными словами — выступы и углубления. От самой глубокой до самой высокой точки — примерно 50 микрон.

Так вот, если мы нанесем на эту поверхность слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка не сможет перекрыть эти неровности, да еще и с запасом на шлифовку (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность так и останется неровной, а грунт, по большому счету, будет израсходован зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель, затрачивая на ремонт в два раза больше времени.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти маленькие углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа).

Покрытие получается неплотное, плохо сцепленное с поверхностью, и в дальнейшем наполнитель начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, но и на этом неприятности не заканчиваются. Слишком густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу материалов при шлифовке.

И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить про краски и лаки. Глянец, оттенок, фактура и адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Кто-то спросит: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и гладко растеклось, а нанести потолще, чтобы был запас на шлифовку?»

Не лучшее решение, мягко говоря. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго оставаться мягким (до полного высыхания не часы и не дни, а недели и месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может привести к сморщиванию покрытия и нарушению адгезии между краской и грунтом. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого неприятного дефекта как «кипение» и множества других.

Дефекты вязкости

Итак, уметь контролировать вязкость нужно обязательно. Возникает вопрос: как?

Как измерить вязкость?

Часто можно наблюдать, как вязкость измеряют следующим образом: маляр берет какой-то длинный предмет (например отвертку), окунает ее в банку с приготовленной краской и бог его знает по признакам определяет, оптимальна ли вязкость или нужно разбавить еще.

Стоит сказать, что такой способ если и хорош, то только для профессионалов с очень большим опытом работы. Уж кто-кто, а они, что называется, кожей чувствуют лакокрасочный материал. А что же делать малярам-новичкам у которых опыта не так много?

Из школьного курса физики нам известно, что вязкость обычно измеряется в паскаль-секундах (динамическая вязкость) или в квадратных метрах в секунду (кинематическая вязкость). Также известно, что способы определения истинных вязкостных свойств жидкостей достаточно сложны, а значит они не подходят для применения в условиях ремонтных мастерских. Поэтому в обращение и было введено такое понятие, как «условная вязкость».

Определение условной вязкости сводится к измерению времени (в секундах) истечения определенного объема жидкости (100 мл) из воронки через отверстие определенного диаметра (обычно 4 мм).

Так что не удивляйтесь, увидев на банке краски надпись: «рабочая вязкость 22-24 с». Это говорит всего лишь о том, что материал нужно разбавлять до условной вязкости 22-24 с, которая определяется при помощи специального устройства — вискозиметра, представляющего собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней.

Самым распространенным для измерения вязкости ЛКМ является вискозиметр стандарта DIN4 — с диаметром отверстия 4 мм. В нашем стандарте он называется ВЗ-4. Также может применяться воронка ВЗ-246, только у нее сопла сменные — с диаметрами 2, 4 и 6 мм.

Вискозиметр DIN4. В нашем стандарте — ВЗ-4

На практике с одинаковым успехом можно применять любой из них: сконструированы все эти устройства по одному принципу, а для пересчета показаний есть специальные номограммы и графики. На точность измерений это не повлияет, погрешность нивелируется допустимым разбросом рабочей вязкости.

Как же пользоваться вискозиметром? Примерная схема такова. Закрепляем вискозиметр вертикально, ставим под него чистую емкость объемом больше 100 мл, закрываем сливное отверстие вискозиметра и наливаем в него ЛКМ вровень с краями. Даем материалу немного отстояться, чтобы из него вышли все пузырьки воздуха. Образовавшуюся пену можно снять ножом или стеклянной палочкой.

Затем открываем сливное отверстие и одновременно с этим включаем секундомер. Заканчиваем измерение, когда жидкость прекращает вытекать непрерывной струей и начинает капать. Зафиксированное на секундомере время в секундах — и есть та самая условная вязкость жидкости. К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Измерение вязкости с помощью вискозиметра

Вязкость — важнейший показатель. Она определяет расход материала, оптимальный режим его нанесения, а также свойства получаемого покрытия.

Добавлю, что измерения нужно проводить при температуре 20±0,5°С. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, так как при повышении температуры вязкость материала понижается, он становится более текучим, а при понижении, наоборот, повышается.

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:

Точные рекомендации смотрите в инструкции к тому или иному ЛКМ. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше нормы и ее необходимо еще немного разбавить.

Фильтруем

Приготовленный лакокрасочный материал перед заправкой в бачок окрасочного пистолета должен быть непременно отфильтрован, так как в нем могут содержаться посторонние включения, угодившие туда в процессе приготовления, сгустки и т.д. В противном случае гарантировать получение качественного покрытия нельзя, ибо весь этот мусор в конечном итоге может оказаться на окрашиваемой поверхности.

Для фильтрации удобно использовать одноразовые бумажные воронки с фильтрующей нейлоновой вставкой (размер ячейки, как правило, 190 микрон). Вставил воронку прямо в бачок, процедил — готово, можно красить!

Одноразовый фильтр для краски

Заправку бачка для краски производим только с использованием фильтрующей воронки

Основные ошибки

Добиваться стабильно высокого качества ремонта можно только при соблюдении технологических рекомендаций по применению тех или иных материалов. Другого пути у тех, кто хочет ремонтировать современные автомобили и ремонтировать качественно, просто нет.

А между тем, игнорирование технологических требований продолжает оставаться главной причиной дефектов и ошибок. Краскопульт настраиваем «на слух», краску смешиваем «на глаз», забываем об ограниченных «сроках жизни» приготовленных материалов…

Например, знаете ли вы, что за час у лака меняется вязкость в среднем на 100%. Он густеет. До обеда мы его размешали, измерили вязкость — 20, довольные ушли кушать. Возвращаемся через час, а у него уже все 40! Разумеется, наносить лак уже нельзя. Но часто ли мы считаемся с подобным «пустяком»?

Часто ли мы помним о том, что материал, в который мы недолили отвердителя, уже не сможет толком отвердеть, как его ни суши. Акриловые двухкомпонентные материалы ведь как отверждаются: за счет химической реакции между акриловым связующим (основой) и веществом для сшивания молекул — полиизоцианатом (отвердителем). И только производитель ЛКМ может знать, какое количество звеньев -N=C=O (присутствующих в отвердителе) необходимо для реакции с определенным количеством звеньев OH (находящихся в составе основы) и превращения материала в прочную полимерную пленку (подробнее об этом здесь).

Вот и получается, что если мы наливаем недостаточно отвердителя, то для корректного отверждения пленки просто не хватает сшивающего материала. Покрытие получается мягким, неотвержденным.

Обратная ситуация — с избытком отвердителя (и, соответственно, излишком звеньев -N=C=O) имеет противоположный эффект — покрытие получается слишком твердым, но при этом неэластичным, сильно подверженным отслаиванию, растрескиванию, возникновению сколов.

Так что если на банке лака написано разбавлять в пропорции 2:1, то нужно не полениться отмерить строго две части лака и одну часть отвердителя. Ни больше, ни меньше.

Отверждение двухкомпонентных акриловых красок

Корректная полимеризация двухкомпонентных материалов возможна только при соблюдении правильных пропорций смешивания с отвердителем

Ну а то, что отверждать акриловые ЛКМ можно только оригинальными отвердителями — вообще обсуждению не подлежит. В акриловых системах сополимер и полиизоцианат тщательно подбираются друг к другу, и если мы возьмем отвердитель от другого лака или другой фирмы — получим другой полимер с совершенно другими свойствами.

Банка с остатками отвердителя должна быть плотно закрытой, так как отвердитель реагирует с воздушной влагой, в результате чего происходит его помутнение и выпадение кристаллов, иногда гелеобразование. Чтобы воздух не поступал в частично использованную банку с отвердителем, рекомендуется переворачивать ее и ставить на крышку, и хранить в таком положении.

Экономить на разбавителе при покупке фирменной краски также не стоит: дорогая краска помутнеет, и это быстро отобьет охоту к подобным экспериментам.

Хороший специалист, которому важно то, чем он занимается, все подобные рекомендации должен хорошо знать. Он должен иметь под рукой всю технологическую документацию и уметь читать пиктограммы, чтобы знать, где, как и какой именно продукт применить.

Итак, все вышеописанные действия были последовательно и добросовестно выполнены. Базовая краска приготовлена с рекомендованным количеством разбавителя, тщательно перемешана, отфильтрована и залита в бачок краскопульта. Теперь главное не забыть сделать тест-напыл, чтобы убедиться, что краскопульт распыляет лакокрасочный материал равномерно. Подробнее об этом — в следующей статье.

Малярные страсти 2. Советы дилетанта.


Ну вот, наконец, вчера поздно вечером ребята повесили двери на кузов. Стал виден результат работы, выявились новые огрехи и скрылись прошлые.



Совсем неплохо, сейчас, что касается малярки, выдержка месяц, затем, с Божьей помощью — шлифовка-полировка. А пока, установка и регулировка механизмов дверей и, обязательная антикоррозионная обработка.
Ну, а теперь, — продолжение обмена опытом.
Закупленные материалы. Я уже писал о них, повторюсь.


Основное, конечно, краска-основа MOBIHEL цвета "Авантюрин 602" краска однокомпонентная. Перед применением необходимо её разбавить. Разбавлял на одну треть, т.е. "в частях", — два к одному. Две части краски, одна — растворителя. Растворитель, рекомендованный изготовителем краски специальный, и, кто бы мог подумать, его же производства. Но в продаже его не было, да и цена его под стать самой краске. Изучив вопрос, я применил растворитель В-650 (виден на фото).
Второй, из основных, компонент покраски — лак, наносимый на краску-основу. Он, однозначно, должен быть двухкомпонентным. То есть должен быть аналогом эпоксидной смолы. Для чего? Прежде всего, чтобы не растворялся простыми растворителями (ацетон, бензин, керосин, масло и т.д, да, и просто ВОДКА, т.е. этиловый спирт.), случайно попадающими на поверхность.
Разводил лак я строго по инструкции, отмеряя количество 50-граммовой рюмкой.


Разбавлять лак нет необходимости, отвердитель прекрасно доводит его до нужной консистенции.
Отдельно, я хочу рассказать о посуде, применяемой для разведения красок. Её мало не бывает. Перед каждым применением, посуда должна быть абсолютно чистой. Мерную рюмочку, после применения, я немедленно кидал в банку с 646-м растворителем, банки прополаскивал им же и вытирал насухо ветошью. Естественно, то же самое относилось и к краскопульту. Это позволяет избежать появления сгустков и всякой "хрени" в краске.
В прошлом посте, один маляр "с пеной у рта" доказывал, что необходимы "фирменные" воронки-фильтры. Но, согласитесь, в фирменной упаковке краски или лака различные "дополнения" и сгустки исключены, кстати. их видно еще при наливе. При соблюдении чистоты и аккуратности, можно избежать столь строгого фильтрования краски перед наливкой в краскопульт.
Теперь о некоторых особенностях одно- и двухкомпонентных материалов.
Однокомпонентные материалы, оставшиеся после применения, можно долго хранить, закрыв в герметичную посуду, вплоть до того, что остаток можно слить обратно. в общую банку с материалом.
А вот, двухкомпонентные, "живут" очень недолго. В них, после замешивания с отвердителем происходит реакция полимеризации, которую остановить невозможно.
Как я установил горько-опытным путем, лак живет в течении 30 минут-часа. После этого срока он начинает густеть и плохо ложиться. Так. что готовить его надо, что говорится, — "впритык". Из опыта, на два слоя двух дверей уходило 300 мл. разведенного материала.
В моем "рюмочном"случае 4 рюмки лака (200 мл) и 2 рюмки (100 мл) отвердителя. Остатки безжалостно выливались в отходы.
Теперь о регулировке краскопульта. Повторю, у меня был MATRIX, с настойчивостью маньяка, раскритиковываемый "профессионалом" в комментариях к прошлому посту.
В комплекте к этому краскопульту прилагаются три комплекта, состоящих из сопла, дюзы и регулирующей иглы. Размеры 1,2 мм, 1, 4 мм, 1, 5 мм. Чем жиже материал, тем меньше диаметр. Грунт с наполнителем, жидкая шпаклевка это 1, 5 мм, Краска, лак — 1,4 мм, нитрокраска (я не применял) — 1,2 мм. Но. как показывает опыт, при определенном навыке, можно обойтись и каким-то средним в любом случае.


На этом краскопульте есть два регулировочных винта 1 (см. фото) — подача материала, 2 — форма факела. На более "профессиональных" краскопультах есть еще и винт регулировки подачи воздуха. Расположен он рядом со штуцером подключения воздушного шланга.
Регулируем краскопульт следующим образом: заливаем краску, регуляторы подачи материала и формы факела закручиваем до упора. На компрессоре выставляем давление на выходе 3-5 атм (короткий шланг (5 м) — давление меньше, длинный — 20 м больше). Это обусловлено наличием сопротивления потоку воздуха в узком шланге.
Подходим к испытательной поверхности, которая есть в каждом гараже — внутренняя поверхность ворот. И с рекомендуемого расстояния 20-30 см начинаем распыление. Плавно отворачиваем винт подачи материала. Пошло! Добиваемся расхода, чтобы один односекундный "пшик" дал мокрое пятно, но без потеков. Винтом 2 (см. фото), создаем форму пятна в виде овала. Высота овала, для относительно мелкой работы (двери) оптимально 10-15 см. Ширина — 5-7 см. Для более "масштабных" работ величину пятна надо увеличить, отнеся подальше краскопульт от поверхности, увеличив подачу материала и расход воздуха. Короче — процесс творческий.
Теперь, переходим к "телу". Молимся автолюбительскому богу и начинаем.
Во избежание первоначального "плевка", открываем поток вне окрашиваемой поверхности, плавно заводим струю на поверхность. Перемещаемся вдоль нее, следя за "мокрым пятном". Пятно должно быть, но не более того. Тащим пятно до противоположного края поверхности тщательно контролируя расстояние от краскопульта. Полосы наносим змейкой с половинным перекрытием пятна.
При окраске длинных щелей или углов, разворачиваем овал пятна вдоль угла.
Кстати, развернуть овал можно повернув головку — дюзу краскопульта на нужный угол.


Если, вдруг, краска несется потоком воздуха в виде тумана, не оседая на поверхность, не создавая мокрого пятна, надо плавно приблизить краскопульт к поверхности.

Всё, покрасили. Ждем подсыхания до нанесения второго слоя. Конечно, если условия (температура в помещении), соответствуют указанным в инструкции, то так тому и быть, но если холоднее, время выдержки надо увеличивать. Вообще, лучше пересушить, чем недосушить, новый слой потечет. А пересушенный слой всегда можно "оживить", протерев его тряпочкой слегка смоченной растворителем.
И еще одно важное правило: — Несколько тонких слоев лучше. чем один толстый!
Теперь об устранении "косяков".
Самый лучший способ — стараться их не делать!
Но если всё же это произошло, то стоит помнить следующее:
Увидев потек, еще по мокрому лучше его смазать пальцем или тряпкой, смоченной растворителем. Главное — не допустить застывания капель. При последующей обработке капли отламываются и, подобно бородавкам с корнями, выдирают все слои покрытия до грунта.
После окончания покраски, как правило. поверхность требует шлифовки и полировки. Естественно. надо дождаться полного отверждения нанесенного покрытия, как правило это 3-4 недели, но можно несколько ускорить этот процесс, применив "мокрое" шлифование, т.е. с водой.
Умные люди рекомендуют для этого шлифшкурку марки 2000, но это применимо для мелких дефектов. Если надо устранять потеки, то я применял шкурку, изображенную на фото.


Она водостойкая и не оставляет грубых царапин. Для удобства, я применял деревянные брусочки, величиной со спичечный коробок. Часто макая его, обернутого шкуркой в ведро с водой, удалось довольно легко стереть наплывы от потеков.
И в завершении хочу порекомендовать в качестве довольно мощного источника переносного света светодиодный прожектор


Подготовка и покраска автомобиля своими руками (часть 2. Покраска)


Покраска автомобиля в гаражных условиях, да ещё и своими руками несомненно сложный процесс отягощенный малым пространством гаража, отсутствием нормальной вытяжки и т.д. Давайте рассмотрим, как покрасить автомобиль базой и лаком чтобы получить вполне достойный результат на выходе.

Естественно, данное произведение не стоит рассматривать как шедевр в малярном деле или как истину в последней инстанции. Я не претендую на последнее слово в малярных технологиях и наверняка найдутся люди съевшие не одну "собаку" на данной технологии покраски автомобиля в гараже. Но, постоянное наступание на грабли в данном деле, в итоге набило шишку, называемую опытом. Но, так как грабли были выше пояса (Слава Богу!), поэтому, шишка получилась в районе мозгов .

Автомобили мы готовим и красим в боевых условиях или приближенным к ним, т.е. в гаражных. Поэтому, жарой или холодом нас не испугаешь, отсутствие вытяжки нас приводит в состояние эйфории!

Результаты, достигаемые нами, даже при покраске близкой к нолю градусов по Цельсию, порой превосходят результаты покраски в идеальных условиях покрасочной камеры, с её приточно-отточной вентиляцией фильтрами и сушилками.
Я ни в коем случае не умаляю достоинства покрасочных камер, это то, к чему нужно стремиться, но, к сожалению, тут встает финансовый вопрос, а потом, иногда человеку просто нужно сделать разовую работу, например, покрасить пару зеркал или бампер. Поэтому, думаю, данная статья будет вам в чём-то полезной, особенно если вы работаете в тех же условиях — гаражных, т.е. в боевых.

Предположим, что все элементы, предназначенные под покраску, у нас уже готовы (т.е. загрунтованы, отшлифованы и обезжирены). Помещение, в нашем случае гараж, подготовлено к безпылевой покраске.

Некоторые полезные правила:
Если мы красимся простым металликом, то грунт должен быть того же оттенка, что и база (т.е. под светлый металлик – грунт белый, под тёмный – чёрный грунт, далее, оттенки серого можно подбирать путём смешивания белого и чёрного грунта одной марки).
Если мы красимся ПЕРЛАМУТРОМ, то под базу кладется специальный пигмент, который должен соответствовать заводским установкам (ну эти тонкости должен вам будет объяснить специалист по колеровке, у которого вы будете заказывать краску, у него же, этот пигмент и купите).
Если всё вышесказанное не вызывает вопросов …
Тогда – приступаем к покраске!

Для примера, возьмём для покрасочных работ капот автомобиля.

Первое, что мы должны сделать – это развести пигмент (базу) с прилагаемым растворителем.
Кстати, тут и первое замечание: когда колеровщик будет вас спрашивать – добавить вам в базу растворитель или дать отдельно? Категорически отказывайтесь от смешивания (конечно, дать отдельно!), далее объясняю почему. Размешиваем очень тщательно, ну как чистим зубы. Время не экономим!

Например:
База мешается с растворителем 1:1. Вы купили у колориста 200 гр. базы и вам дали к ней 200 гр. растворителя.
В идеальных условиях, напомню это покрасочная камера, всё бы так и было! Смешали 1:1, и золотой ключик у вас в кармане! Но, в наших боевых условиях не тут-то было.

Наносим пигмент (базу)
Прикидываем, что будем наносить три слоя пигмента (базы).

Для первого, наносимого слоя, в пигмент добавляем не более 50% растворителя. Скажем 100 гр. базы и 50 гр. растворителя (как говорят маляры – первый слой делаем «сухим»). «Сухой слой» обезопасит нас от появления таких неприятных дефектов на первом нанесённом слое базы, как «рыбий глаз», который может образоваться от микроскопических соринок, а также от вспучиваний на переходах грунта и старой краски.
Что бывает при избытке растворителя в пигменте.
Далее, ждём пока заматовеет (присохнет) не менее 10-15 минут первый слой, можно чуть больше, если температура окружающего воздуха стремится к нолю.

Тут, лучше переждать, чем недождать!

Сохранить в Альбом

Примечание:
Для точной дозировки и смешивания используйте специальные мерные банки для смешивания краски с растворителем. Купить их можно у тех-же продавцов краски и колористов.

За это время, добавляем в пигмент оставшееся количество растворителя, что бы в итоге у нас получилось 1:1, как положено изготовителем (для разных производителей краски разное соотношение! Спрашиваем у колориста). Для этого, выливаем из малярного пистолета краску (базу), если осталась, в общую ёмкость и доводим её до нужной консистенции, добавляя растворитель (разбавитель).

Второй слой кладём уже густо, не опасаясь последствий.
Т.к. второй слой явно не перекроет грунт (всё равно будет проглядывать), то сушим его (ждём когда станет матовым) и кладём третий слой пигмента.

Теперь, должно быть всё СУПЕР!
Правда, если вам попалась не укрывистая краска (база, пигмент), то возможно нанесение помимо третьего и четвёртого слоя.

Тут возникает ещё одно небольшой вопрос:
Что такое укрывистость пигмента? У разных производителей красок укрывистость разная. Кто-то экономит, кто-то явно халтурит, а может, халтурят колористы, втюхивая нам растворитель по стоимости пигмента? Тут выбор за вами.
Как замечено, вновь открывшиеся точки колеровки (например, на рынке), наиболее предпочтительны, меньше брака при подборе (казалось бы, что проще?) и более густой пигмент.

В последнее время пользуемся подбором в NOVOL, это ни в коем случае не реклама, но пока у них получалось лучше. При реальной стоимости, цена – качество соответствует и укрывистость на высоте. Что дальше будет — покажет время.

Наносим лак
Теперь осталось залить лаком нашу покрашенную базой деталюшку, то бишь капот.
А для этого следует разбавить лак отвердителем и растворителем. Тут примерно следуем той же схеме, что и выше. Для первого слоя делаем сухой лак.
Т.е. вместо положенных, например 10% растворителя ( обычно производитель указывает % на банке), наливаем примерно вполовину (5%) для первого слоя. (Лак ляжет мелкой «крупой», так и должно быть.) Заливаем этим составом наш капот и ждем достаточно долго.
Скорость высыхания зависит от температуры окружающего воздуха, поэтому точно не скажу. Тактильно, т.е. на ощупь, можно проверить так — в незаметном месте, а такое найдется на каждом кузовном элементе, в случае капота, это место, например, где крепится эмблема. Лак не должен мазаться, только прилипать, если ещё мажется, то ещё рано класть следующий слой, растворитель ещё не вышел. Примерное время высыхания первого слоя от 5 минут летом, до 25 минут в зимнее время, если температура окружающего воздуха чуть выше ноля.
Для второго слоя, добавляем в лак ещё 10-15% растворителя, и уже по "взрослому" заливаем наш капот. Если, это ваш первый раз, то рекомендую сначала потренироваться на старых кузовных деталях, дабы «соплей-потёков» не навешать!

В этой статье по гаражной покраске автомобиля, я дал вам некоторые приёмы и способы, основываясь на которых можно краситься при любых окружающих температурах, делая поправку на время высыхания краски и лака.
В основном, всё написанное выше ориентировано на холодную погоду и низкие температуры, разумеется, плюсовые – чуть выше ноля по Цельсию.

При работах использовались растворители (разбавители) «normal» т.е со средней скоростью высыхания-испарения. не быстрые и не медленные, в результате не один маляр не пострадал!

Некоторые необходимые условия, или если хотите правила, соблюдение которых приведёт вас к желаемому результату
Температура окружающего воздуха, окрашиваемого элемента, краски или лака – должны быть одинаковы! Это условие обязательно! Это условие успеха при гаражной покраске.
Ни в коем случае не грейте краску и не обогревайте предварительно окрашиваемый элемент.
Пользуйтесь «липкой салфеткой», будет меньше мусора на нижних слоях окрашиваемой детали.
Обязательно используйте малярный костюм с капюшоном.
Порой выдержка по времени – это лучшее средство борьбы с подтёками («соплями»).

И помните: Шагрень и мелкий мусор на лаке можно зашлифовать, а подтеки лака (следы после удаления), всё равно будут видны! Даже, после шлифовки и полировки. Но, это уже другая история!
Поэтому, при гаражной покраске, допустимо то, что, не рекомендуется при покраске в камере.
Например, накладывание нескольких тонких слоёв лака (более 2-х, например 3-4), для дальнейшей шлифовки и полировки.

Вся правда о растворителях и разбавителях.


Всем привет! Я уже писал эту статью, но появились новые данные и потому решил обновить эту статью добавив интересные факты. Итак сперва старая татья:
"Задают много вопросов по поводу чем разводить материалы, растворителями или разбавителями, можно ли лить Р12 в акриловые продукты или нет, существуют ли "хорошие" 646-е растворители например Лидские и действительно ли их можно добавлять вместо акриловых?))
Ответ короткий: все продукты которые вы применяете для разбавления ваших материалов являются растворителями! Не существует понятия разбавитель, есть понятие смесевые растворители!
Всё очень просто с одной стороны:
Например 646 состоит из:
Растворитель Ацетон (кетоновая группа растворителей)
Растворитель ЭТИЛАЦЕТАТ (эфирная группа растворителей)
Растворитель БУТИЛАЦЕТАТ (эфирная группа растворителей)
Растворитель Бутанол (спиртовые растворители)
Растворитель Ксилол (углеводородные растворители)
Растворитель Толуол (углеводородные растворители)
Ок, скажете вы это растворитель, но Р12 по словам блогеров является
разбавителем)) Ок, смотрим состав:
Растворитель БУТИЛАЦЕТАТ (эфирная группа растворителей)
Растворитель Ксилол (углеводородные растворители)
Растворитель Толуол (углеводородные растворители)
оказывается разбавитель тоже состоит из растворителей!
Давайте посмотрим из чего состоят импортные по словам блогеров разбавители…
Растворитель БУТИЛАЦЕТАТ (эфирная группа растворителей)
Растворитель Ксилол (углеводородные растворители)
Растворитель Толуол (углеводородные растворители)
Нефтяной растворитель высокой очистки с температурой перегонки 163-180 град.С
И еще один как минимум эфир который также является растворителем, причём такой-же агресивный как ацетон и часто его применяют вместо ацетона.
( К сожалению я не могу раскрыть все названия компонентов, приведу только назначения)
В каком месте это разбавитель?!
Почему акриловые растворители дорогие? Потому что для их производства применяют импортные компоненты, например последние два производят только за рубежом, в России их попросту не производят. Так же применяют всевозможные сольвенты, и ногда в состав акрилового растворителя входит до 9-ти компонентов, каждый из которых влияет на тот или иной параметр, например на время испарения, на вязкость продукта, на смачивание поверхности и так далее, чтобы это всё сделать нужно в первую очередь РАСТВОРИТЬ СМОЛУ КОТОРАЯ ВХОДИТ В СОСТАВ ПРОДУКТА…
Почему нельзя лить 646 в акриловые продукты?
Он действительно хороший растворитель, если он сделан по первоначальному рецепту. но так сейчас практически никто не делает, потому что это дорого, а обычно народ хочет купить что подешевле, вот и льют в него всё что подешевле, а дешёвое это ацетон, спирты или вообще сливы производства. Так может например хороший, качественный лить в акрил или нет? НЕТ НЕЛЬЗЯ! Если вы посмотрите на состав то увидим там спирты, в первую очередь… Спирты при реакции с изоцианатами (то что входит в состав отвердителя) нарушает баланс смеси продукта в итоге смола остаётся не отвердевшей, итог плачевен, начиная от помутнения до нарушения адгезии. Я уже не говорю о времени испарения растворителей, иногда быстрый растворитель способен так быстро испарятся что на поверхности образуется конденсат, в итоге опять помутнение.
Можно ли лить в 1К акриловые или базовые краски, нет так же нельзя, если говорить о первой позиции, то скорость испарения не соответствует той что необходима и в итоге произойдёт запирание растворителей под быстро образованной плёнкой на поверхности!
Если говорить о базовых красках, ситуация еще хуже, кроме скорости высыхания которая критически влияет на цветопередачу, в состав 646 входит ацетон который настолько агрессивный что способен окислять металлик и опять таки цвет уходит, есть еще понятие как реология, т.е. слёживание пигментов краски, и в растворители так же входят компоненты которые влияют на реологию."
После того как я написал эту статью, я получил множество отзывов и вопросов, а так же я предлагал провести тесты на то как влияет тот или иной растворитель на качество например грунта. Вы попросили я сделал.
Итак был взят грунт AUTOP 5+1 и к нему были добавленны согласно инструкции одинаковое колличество растворителей 646, Р12, 777 и оригинальный растворитель AUTOP для акриловых именно грунтов.


Далее мы с помощью вискозиметра измерили вязкость каждого варианта


Показания получились следующие:
Грунт разбавленный 646 — 19 сек.
Грунт разбавленный Р12 — 23 сек
Грунт разбавленный 777 — 22 сек
Грунт разбавленный 50/54 — 24 сек
Это говорит о том что 646 сильно режет вязкость в итоге толщина слоя у вас получится меньше из за низкой вязкости при равном разбавлении!
Далее мы нанесли грунт на стеклянные пластины и провели опыт по скорости высыхания грунтов. Для этого применяется специальный прибор, который называется "рекордер" по пластинам перемещаются специальные иглы которые царапают поверхность, как только царапину перестаёт быть видно, значит материал высох, по для этих царапин можно вычислить за какое время высох грунт или какой высыхает быстрее.


Чтобы не томить сразу о результатах, по фото можно увидеть как распределились места, 646 высыхал дольше всех и далее чем выше тем быстрее.


Нас удивил результат с Р12. По всему получается что он для именно этого грунта подходит лучше чем акриловый универсальный, да, это в принципе быстрый растворитель, но он и растворяет лучше чем 777. Лучшим и самым быстрым в этом тесте оказался оригинальный 50/54.
Далее мы нанесли грунт на металл (для корректного измерения толщин слоя) и измерили толщину мокрого и сухого слоя.

Читайте также: