Как рисовать на металле

Обновлено: 05.05.2024

Закончили рисунок, а доспехи рыцаря не похожи на потрепанное в боях железо? Золото больше напоминает медь? Возможно, стоит попрактиковаться в рисовании материалов. Посмотрим, как эти задачи решают другие художники.

Термин “рендеринг” пришел в сферу цифрового рисования из 3D моделирования. В дословном переводе он означает “визуализация”, а по сути описывает конечный этап создания изображения с помощью компьютерной программы. На стадии рендеринга объекты приобретают свой финальный облик — реалистичный или стилизованный. В 2D рисунке этими словами называют процесс отрисовки деталей.

Зачем практиковать рендеринг материалов? Чтобы лучше рисовать! Умение передавать текстуру и фактуру разных материалов, правильно расставлять блики и тени поможет создать ощущение реальности объекта. Зрителю будет понятно, что он видит металл, а не пластик; стекло, а не дымку.

Поверхность объектов также может стать элементом сторителлинга и дополнить историю персонажа или предмета. Одежда, изготовленная из одной и той же ткани, будет по-разному выглядеть на бедняке или на зажиточном торговце. У первого материал скорее всего изношен и испачкан, а у второго — чистый и новенький, ведь он может позволить себе менять костюм каждый день.

В результате использования материалы изнашиваются, что отражается на их внешнем виде. Это касается не только кожи, но и вообще всего.

Чтобы реалистично изобразить сталь, камень или кусок янтаря, нужно не только найти подходящие референсы, но и изучить свойства материалов. Не обязательно помнить, сколько процентов углерода содержит сталь, но нужно знать какого она цвета, как отражает свет и как изменяется со временем.

Текстура — исключительно визуальная характеристика материала. Это цвет и узор на его поверхности. Текстура некоторых материалов, таких как дерево или оникс, уникальна и позволяет сразу понять, из чего сделан предмет. Также узор на поверхности помогает передать форму объекта.

Текстура должна лежать по форме: изгибаться и мяться по складкам на ткани, заворачиваться и обрезаться по контуру объекта и т.д. Если вы нарисуете ее неправильно, то форма основного предмета также будет хуже читаться.

Если текстура по своей сути — плоский рисунок, натянутый на форму, то фактура — это рельеф материала. Он может быть гладким или шероховатым, покрытым вмятинами и царапинами. Через фактуру показывают устойчивость материала к повреждениям, его возраст и степень обработки человеком. Но самое главное — от рельефа поверхности зависит способность материала отражать свет.

На необработанных пиломатериалах видны следы распила и торчащие волокна древесины. После обработки фактура становится гладкой. Вместе с этим выравниваются края предмета и появляются яркие блики.

Отражательная способность разных металлов: железо чистое и ржавое, золото старое и полированное, хромированный шарик. Учебная работа концепт-художницы и иллюстратора Giulia Zoia

Это свойство во многом зависит от состояния поверхности материала. Если предмет неровный и шероховатый, то световые волны, попадающие на него, отражаются в разных направлениях. Блики и тени на таком материале ненасыщенные, он будет казаться матовым.

Если же поверхность идеально гладкая (размер неровностей не превышает 0,001 мм.), то свет от нее будет отражаться в одном направлении. Благодаря такой концентрации светового луча часть предмета будет очень яркой, а другая часть — очень темной.

В зависимости от состояния поверхности материала различают зеркальное, диффузное и смешанное отражение.

При работе с отражениями нужно помнить об эффекте Френеля. Его суть такова: чем меньше угол между линией взгляда и плоскостью, тем сильнее свет будет отражаться от нее. Это проще понять на наглядных примерах:

Декоративное травление металла

Как известно, металл довольно трудно обрабатывать в домашних условиях без специальных навыков и инструментов, тем более, если это такой твёрдый металл, как сталь. Тем не менее, можно призвать на помощь химию: существует такой химический процесс – электролиз. Он протекает на электродах при прохождении электрического тока через растворы электролитов. Т.е. если в качестве электрода взять металлическую заготовку, в качестве электролита использовать обычную солёную воду, то при прохождении через неё тока металл начнёт стравливаться, проще говоря, атомы с поверхности металла начнут «улетать». Таким образом, для обработки металла не всегда нужны какие-то особые навыки и инструменты, ведь за нас всё может сделать электричество.

  • Пластиковая или стеклянная ёмкость.
  • Поваренная соль.
  • Металлическая пластинка.
  • Источник питания 5 - 12 вольт.
  • Соединительные провода.

Электрохимическая гравировка на металле


Шаг 1. Из металлической пластинки вырежем прямоугольный кусочек, который на котором и будет в дальнейшем вытравлена надпись. Достать металлическую пластинку толщиной 1-2 мм можно в любом строительном магазине, я купил самую дешёвую стальную проушину.


Шаг 2. Тщательно зашкуриваем поверхности заготовки, сначала крупной наждачной бумагой, затем мелкой. Поверхность должна стать блестящей, покрытой множеством мелких царапин. Также нужно пройтись наждачной бумагой по краям и рёбрам пластинки. После зашкуривания металл необходимо обезжирить спиртом, растворителем или просто тщательно промыть горячей водой с мылом. После этого прикасаться к поверхностям жирными руками нельзя.


Шаг 3. На лазерном принтере распечатываем рисунок, который будет увековечен на металле и переносим на металл с помощью лазерно-утюжной технологии, которая не раз описывалась в интернете. Распечатывать нужно в зеркальном отображении. Если под рукой нет лазерного принтера, с тем же успехом можно нарисовать рисунок лаком для ногтей или несмываемым маркером. Закрашенная область останется нетронутой, а голый металл подвергнется электролизу, т.е. попросту стравится.


Шаг 4. Теперь, когда заготовка полностью готова к травлению, нужно взять неметаллическую ёмкость, налить в неё воды и насыпать соли. От концентрации соли сильно зависит скорость травления, чем больше соли – тем быстрее идёт процесс. При слишком большой скорости травления есть риск повреждения защитного слоя лака или тонера от принтера, рисунок получится не качественным. Оптимальное соотношение – столовая ложка соли на стакан воды.
В ёмкости нужно закрепить анод, т.е. саму металлическую заготовку и катод – простой кусок металла. Чем больше его площадь, тем выше будет скорость травления. Наглядно установка для травления показана на картинке ниже:


Плюс от источника питания (анод) подключается к заготовке, а минус (катод) в раствор. При этом желательно установить несколько минусовых контактов со всех сторон от заготовки, тогда травление пройдёт равномерно со всех сторон.


Несколько слов об источнике питания. Я использую компьютерный блок питания, а точнее его 12-ти вольтовую линию. Чем больше напряжение – тем выше скорость травления. Можно использовать и обычное зарядное для сотового телефона, на его выходе 5 вольт, этого напряжения будет вполне достаточно. Не стоит повышать напряжение более 12-ти вольт, иначе процесс будет идти слишком активно, защитный слой лака отпадёт, а раствор перегреется.
Правильно подключив все провода, включаем блок питания. От минусового контакта (катода) сразу же начнут идти пузыри, это означает, что процесс идёт. Если пузыри стали идти от заготовки, значит нужно поменять полярность питания.


После нескольких минут травления на поверхности раствора образуется пенка противного жёлто-зелёного цвета.


Минут через 30-40 заготовку можно доставать из раствора, предварительно отключив питание. Она будет вся покрыта чёрным налётом, это нормально.


Шаг 5. Теперь остаётся лишь очистить металл от налёта, стереть тонер или лак, по желанию ещё раз зашкурить поверхность. Чёрный налёт легко удаляется под струёй обычной воды, лак или тонер смывается ацетоном либо жидкостью для снятия лака. Теперь чётко видно, что буквы на металле стали рельефными, сама металлическая поверхность после травления стала матовой.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Всем привет! Я покажу вам способ электрохимической гравировки, с помощью которой можно перенести рисунок, распечатанный на лазерном принтере на нож, тесак, любую другую металлическую поверхность. Я буду переносить рисунок с компьютера на шпатель для наглядности процесса.

Поиск рисунка


Для работы нам понадобится изображение, которое мы будем переносить. Найти его несложно во всемирной паутине. Но тут есть определенные требования – оно должен быть монохромным, черно-белым, без плавных переходов, только четкие грани. Если вы не нашли такой рисунок в интернете, то можно привести его к такому виду с помощью фоторедактора.

Печать рисунка


Для печати нам потребуется специальная бумага. В идеале подойдёт подложка от клеевой пленки, которую обычно выбрасывают. Она имеет такое покрытие, типа воска, на которая сама клеящая пленка не приклеивается. На худой конец можно использовать страницы глянцевых журналов. Кто хоть раз травил платы сам, должен понять без проблем.
В общем, вырезаем из такой подложки формат под принтер «А4» или «А5» и вставляем в принтер. Принтер обязательно должен быть лазерный, с порошковой краской.
Печатаем рисунок на максимальном качестве, с отключенной функцией экономия чернил. После печати лишние грани бумаги отрезаем.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перевод картинки на металл


Для перевода понадобится обычный утюг. Он хорош тем, что точно поддерживает заданную температуру, что очень важно. Переворачиваем его и устанавливаем на 130-150 градусов Цельсия.
Пока нагревается утюг, обезжирим поверхность металла, куда будет наноситься картинка. Это можно сделать ватным тампоном, смоченным ацетоном, спиртом или бензином.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Через несколько минут прикладываем изображение к месту. Делать это нужно очень аккуратно, не смазав рисунок.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Под температурой чернила расплавляются, и прилипают к металлу.
Аккуратно разглаживаем картинку, через ватный тампон. Сильно нажимать не нужно – есть опасность, что бумага съедет и смажет все. Проглаживаем все около 1-2 минуты. Будьте аккуратны – не обожгитесь.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Затем убираем шпатель в сторону и ждем пока остынет. После остывания аккуратно отклеиваем бумагу. Если вы использовали глянцевый журнал, замочите в воде на некоторое время, а затем аккуратно отлипайте.
У вас должна получиться четкая картинка на металле. Если есть расплавы или утолщения, то можно стереть чернила ацетоном и вновь повторить операцию.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Электрохимическое травление рисунка

Перенос рисунка с компьютера на металл


Для того чтобы не протравить лишнего я сделаю из пластилина своеобразный барьер для раствора. Также поверхность вокруг рисунка я обклеил скотчем, чтобы не травить лишнего.

Перенос рисунка с компьютера на металл

  • - вода 50 мл.
  • - соль, обычная кухонная - половина чайной ложки.

Перенос рисунка с компьютера на металл


И минусовым электродом (я использую обычный саморез), травим, погружая электрод в раствор. Время травления небольшое: 20-30 секунд. По моим наблюдениям увеличение времени травления не совсем хорошо сказывается на рисунке.

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл


Ватным диском, смоченным в ацетоне удаляем чернила принтера. И видим, что у нас получилась отличная гравировка. Очень чёткая, так как у меня уже достаточно большой в этом опыт. Даже усы животного видно!

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Итог переноса рисунка на металл

Перенос рисунка с компьютера на металл

Послесловие


Травление можно проводить и без электричества, используя другой химический раствор.
Так же травление можно проводить без всяких пластилиновых барьеров, намочив просто ватную палочку солевым раствором и приложив к ней электрод, напрямую воздействовать на металл. Но я не люблю такой способ, так как контакт осуществляется на прямую, что может стереть мелкие детали чернил.
Посмотрите видео процесса - ТУТ
Если у вас не получилось сделать все с первого раза – не переживайте. Пробуйте ещё, это не сложно.

Как нарисовать сложную гравировку на доспехах

В чём разница между гравировкой и тиснением? Как рисовать гравировку по металлу? Рассказывает художница из Швеции Мирьям Лёфгрен.

Затейливая гравировка заставляет доспехи смотреться богаче и делает рисунок в целом более детализированным. Мирьям решила нарисовать гравировку в Clip Studio Paint — программе для создания комиксов, в частности, японской манги. В процессе работы художница использовала набор кистей Mirres Marker и кисти, имитирующие ленточный орнамент и острый карандаш. Но на самом деле можно взять и другие кисти, отмечает она.

Гравировка — это узор, рисунок или текст, вырезанный на поверхности, обычно металлической. В основном используется для того, чтобы украсить определенные участки какого-либо изделия, сделать их более привлекательными. Чтобы правильно нарисовать гравировку, на которую падает свет, важно понимать, что она представляет собой углубление в поверхности:

Гравировку не следует путать с тиснением, которое является её полной противоположностью. Тиснение — это тоже узоры или тексты, которые добавляются на поверхность, с той разницей, что они обычно выпуклые, и свет на них, соответственно, падает по-другому:

Поэтому, чтобы гравировка смотрелась убедительно, нужно обратить особое внимание на источник света. Если изменить освещение, как показано на этих схемах, то поверхность будет выглядеть тиснёной, а не гравированной.

Существует множество разных способов разнообразить рисунок деталями, и все они очень полезны. Но каждый конкретный художник, как правило, пользуется только теми методами, которые лучше вписываются в его стиль. Мирьям рассказала, что она использует для создания цифрового «живописного» стиля. Даже если обычно вы рисуете в совершенно другой манере, вам будет полезно посмотреть на эти приемы.

Гравировку можно сделать на любом типе поверхности, но для этого нужно понимать, как она выглядит на матовых, блестящих и зеркальных предметах. Главное отличие блестящих объектов от матовых заключается в том, что на них лучше виден отражённый свет. Вы убедитесь в этом, если присмотритесь к нижней половине средней сферы:

Свет и собственная тень у блестящей сферы тоже выражены резче и контрастнее.

На поверхности третьей сферы эти отличия усиливаются, а кроме того, она начинает отражать окружающую среду, как зеркало. Чем более зеркальной является поверхность, тем больше нужно добавлять к её собственному цвету цвета окружающих предметов.

Если мы сделаем на каждой сфере глубокую бороздку, то увидим, что они выглядят по-разному:

Для матовой сферы мы можем использовать только слой умножения (Multiply). Но в двух других случаях придётся учитывать отражённый свет:

Для блестящей сферы художница установила линейный слой в режим «Нормальный» (Normal) и заблокировала прозрачные пиксели. Затем она использовала мягкий аэрограф, чтобы добавить разнообразия более тёмным оттенкам вдоль линии.

На практике обычно нужно затемнять только те области, которые светлее среднего тона. Например, рефлекс в нижней части сферы и участки, близкие к свету — вот те места, где линию следует сделать немного темнее.

Мы повторим это с отражающей сферой, но вместо того, чтобы использовать нормальный слой, установим режим «Разница» (Difference).

Если сразу это смотрится не очень, нужно отрегулировать яркость, пока сфера не станет выглядеть как-то так:

Обычно подходит белый или очень светло-серый цвет. В зависимости от того, с какими цветами или яркостями вы работаете, аналогичные результаты можно получить, если установить режим «Исключение» (Exclusion).

Использование режима «Разница» довольно хорошо подходит для узорчатых кистей с большим количеством деталей и тонких линий. В Clip Studio можно загрузить много красивых узорчатых кистей, поэтому Мирьям рекомендует её для поиска вдохновения и ресурсов.

Рисовать гравировку вручную полезно тогда, когда другие способы не особо подходят к вашему индивидуальному стилю. Это также хорошая практика для новичков. Обязательно сначала определите источник света, чтобы понять, как он падает на предмет.

Следующий этап — нанесение гравировки. Создайте слой в режиме «Умножение» и используйте средний серый цвет, чтобы нарисовать узоры. Можно также взять нормальный слой и применить черный цвет с низкой непрозрачностью — результат будет аналогичным. Убедитесь, что узор повторяет форму объекта. Этот метод также можно использовать для создания мелких трещин в камнях и мраморных скульптурах.

Создайте нормальный слой над слоем с умножением и добавьте свет. Обратите особое внимание на источник света, так как здесь в игру вступают и основной источник, и отражённый свет. Особенно хорошо это видно на сфере. Это простой способ добавить гравировку, когда вы не слишком полагаетесь на режимы слоев.

Конечно, чтобы сэкономить время, можно использовать кисти с уже готовыми узорами. Просто помните, что если в вашей гравировке слишком много деталей, то может потребоваться куча времени, чтобы нарисовать на ней вручную весь свет.

Есть один полезный прием: чтобы показать свет, можно просто сделать копию слоя с узором и покрасить её в белый цвет, а затем немного сдвинуть копию вверх или вниз по отношению к слою узора, в зависимости от источника света. Здесь также могут быть полезны такие режимы, как «Осветление основы» и Glow Dodge (режим Clip Studio Paint).

Если вы хотите нанести гравировку на какой-то более сложный предмет, то лучше на всякий случай иметь под рукой фото-референс. Чтобы нарисовать гравированную броню, Мирьям построила красно-синюю сетку — по ней художница ориентируется, какой формы должен быть узор.

Мирьям следует сетке, когда наносит тени, отражения и свет. Последний шаг — добавить свет к гравировке. Убедитесь перед этим, что узор выглядит так, как вы хотите, чтобы потом не пришлось возвращаться и переделывать.

Теперь давайте попробуем нарисовать настоящий доспех с помощью этой техники. Обычно гравировка добавляется в самом конце работы. Пока вы держите её на отдельном слое, у вас будет возможность внести корректировки, если понадобится.

Сначала Мирьям раскрашивает большую часть работы. Для металла художнице проще всего сначала использовать мягкий круглый аэрограф, а затем представить его более резкими мазками с помощью кисти для блендинга.

По краю доспехов художница делает ручную гравировку, поскольку так она будет выглядеть глубже и лучше соответствовать стилю работы кистью. Кроме того, эта гравировка послужит шаблоном, когда позднее Мирьям добавит более сложные детали.

Для создания затейливой гравировки художница использует одну из стандартных ленточных кистей, поставляемых с Clip Studio. Можно взять любую ленточную кисть с тонкими линиями. Кроме того, Мирьям немного размыла узор, чтобы он не слишком выделялся. Художница хочет, чтобы он гармонировал с общим стилем работы.

Под конец Мирьям нарисовала несколько более крупных орнаментов, но вместо слоя умножения применила режим «Линейный затемнитель» и использовала светлый сине-серый цвет. Затем она продублировала слой, установила режим «Осветление основы» и сдвинула дубликат немного в сторону.

Единственная проблема при добавлении гравировки в рисунок заключается в том, что вы не можете вовремя остановиться, потому что получается действительно красиво, считает Мирьям. Побольше вам вдохновения и не бойтесь экспериментировать!

Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Прежде чем рисовать "гравировку" надо понимать откуда она берется..
В основном рисунок на доспехи наносились несколькими способами: Травление (химическая обработка) и гравировка. часто применялся и совмещенный метод. Достаточно посмотреть на фотографии оригинальных доспехов чтобы понять, что автор поясняет "базу" рисунка не понимая базу изделия. Итоговый вариант у автора рисунка больше походит на применённый эффект фотошопа "тиснение". А в итоге получается "сварка" на доспехе, что выглядит очень странно. В гравировке металла стараются подчернить выступающий рисунок и утопить фон. Гравировкой принято заполнять или подчеркивать форму, это не просто "ямка" в металле.

Эта тема распространена у художников, когда они делают красиво, но не функционально, часто забывая про техническую составляющую того, что они изображают, особенно, если это связано с доспехами, одно дело бронелифчик, а другое, когда художник пытается передать реализм в доспехах, рисуют сам доспех, а тот же поддоспешник забывают и смотрится это странно, а иногда даже непонятно как в этом доспехе двигаться да и многие нюансы не передают, главное чтоб красиво было.

в данном случае.. просто некрасиво

Еще раз напомню, что арт он не про функциональность, а про визуальную составляющую и стиль. Если артист руководствуется исключительно "надо делать как в реальной жизни", то получается полная параша и ему надо в фотографы идти, а не в художники.

я не говорил "надо делать как в реальной жизни", Я говорил надо понимать как это сделано. Нефункционально может быть сколько угодно - главное образ и характер персонажа, а вот неправдоподобности материала и непонимание "как это сделано" губит много работ начинающий художников - и автора статьи.

Так визуальная составляющая в уроке полная параша получается как раз потому что не понимают принцип нанесения узоров на метал.)

Читайте также: