Как сделать шайбу из металла своими руками

Обновлено: 18.05.2024

Во многих узлах автомобиля конструктивно должен быть зазор, причём в определённых рамках. Минимальная граница обусловлена тепловым расширением, то есть если зазор менее установленной нижней границы, узел может заклинить, либо всё масло будет выдавлено и на соприкасающихся поверхностях возникнут задиры. При этом важно разделить регулировочные шайбы на обычные и упорные. Упорные служат также подшипниками скольжения, что накладывает ограничения на материал, из которого они изготовлены.

Меня на изготовление самодельных регулировочных шайб натолкнула необходимость устранения люфтов дифференциала заднего моста. По каталогам вроде как подобные шайбы различной толщины существуют в природе, но в продаже их обнаружить не удалось.

Регулировочные шайбы

Первая попытка изготовления регулировочных шайб была предпринята не без помощи Дядюшки Ляо. Была изготовлена оправка для вырубки внутреннего отверстия шайбы из двух листов стали, стягивающих фольгу:





В закромах Дядюшки Ляо была отыскана фольга из нержавейки толщиной 0.1 мм. Есть и 0.2 и 0.5, и медь, и латунь, и металлы, запрещённые к свободному обороту :). Длина рулона 1 метр :









По итогу оказалось что данные шайбы не подходят, так как нержавейка не обладает достаточной износостойкостью. Но про это подробнее в теме про регулировку дифференциала. Сам же метод вполне рабочий, но в идеале плоскости устройства надо было либо шлифануть на станке, либо торцануть на токарнике. Равно как и более точно подогнать отверстие в плстинах для более точного реза. На али попадались комплекты ножей для гидравлической рубки шайб, но они окупятся только при промышленных масштабах производства.

Упорные регулировочные шайбы

Убедившись в низкой износостойкости нержавейки я заинтересовался оптимальным материалом для изготовления упорных шайб. Поиск на спец.форумах дал ответ о необходимом материале. Это сплав стали 65г, из которого делают рессоры, пружины, упорные шайбы и строительные мастерки. Насколько помню, мне на глаза попался строительный мастерок, и я тогда и сообразил что же может быть более износоустойчивым? Это как раз одно из свойств стали 65г. В строительном магазине были приобретены строительные мастерки, которые оказывается называются кельма и один шпатель. Критерием была толщина полотна, кроме того хорошая сталь должна звенеть:


Мастерок (кельма) был сделан в России и сталь мне понравилась больше китайского шпателя. Толщина 1 мм и высокие шансы, что в России использовался положенный сплав, прошедший необходимый технологический процесс изготовления:


Далее всё просто, коронкой высверливаем центр. Ступенчатым сверлом я не пробовал, но думаю бы столь тонкий металл бы просто согнуло в бараний рог:




На данный момент дифференциал собран, люфты выбраны, но итоги оправданности такой технологии можно будет подвести только при следующей разборке дифференциала, которая вероятно будет через 4-5 лет.

Технология уменьшения толщины регулировочной шайбы описана в статье про заточку инструмента.

Изготовление шайб и фланцев

Читая форум, очень много раз сталкивался с сетованиями коллег, особенно в ветке о малютке, о невозможности приобретения шайб нужного размера из нержавейки и меди. Полагаю, из фоток будет всё понятно. Надеюсь, мой скромный опыт будет кому то полезен.

Фото0544 - копия.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0543 - копия.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0539.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0545.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0547.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0554.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0555.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0559.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0560.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0531.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0532.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0533.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0534.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0535.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0536.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0538.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам. Фото0537.jpg Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам.

Посл. ред. 20 Нояб. 12, 14:11 от Виталий Сергеев

Собственно, изготовление фланцев и шайб несложно. Расхожее мнение, бытующее в массах, и на форуме, что нержавейка плохо сверлится и обрабатывается не более чем миф. Тут как и с "кошками, их просто нужно уметь готовить" (с)
Свёрла просто нужно правильно точить,особенно задний угол. Режущую кромку заточили, а затыловывание не сделали. Хотя самарий кобальтовые свёрла, имеют нормальную геометрию.
Кроме того, не стоит увлекаться большими оборотами, а сверлить на малых.
Для изготовления фланцев и шайб отличное подспорье биметалические коронки, которые сейчас есть повсеместно. Тут есть нюанс, в большинстве случаев в продаже коронки из дюймового ряда, имеющего не слишком большой выбор размеров. Примерно с шагом 5 мм. Есть коронки из метрического ряда, но они есть не у всех производителей и не везде и стоят дороже.
При помощи такой коронки, шайба делается легко. При этом неплохо иметь сверлильный станок, но вполне можно обойтись и дрелью.
Подбираются подходящие по диаметру коронки. Для начала коронкой вырезается заготовка по наружному диаметру. Предварительно желательно, засверлить центровочное отверстие. Это желательно сделать, если сверлим дрелью.
Получаем на выходе круглую заготовку с центровочным отверстием.
Далее коронкой меньшего диаметра сверлим внутреннее отверстие.
Не злоупотребляем оборотами.
Дабы коронка дольше служила, пользуемся смазкой. Вырезаем кусок поролона, вставляем его внутрь коронки, капаем немного веретёнки.
С фланцами не намного сложнее.
Делается аналогично шайбе. Нюанс в том, что из того же материала делаем шаблон.
Вырезаем несколько круглых заготовок, собираем в пакет, нам в помощь центровочное отверстие и сверлим по шаблону. После сверления первого отверстия, желательно, во избежание смещений зафиксировать пакет через это отверстие.
Как то так.

Посл. ред. 21 Нояб. 12, 15:58 от Виталий Сергеев

В некоторых случаях бывает необходимо сделать глухой фланец или крышку.
То же не проблема. Тут лишь нужно избавится от центровочного сверла. А вот просверлить отверстие без центровочного сверла коронкой на сверлильном станке проблематично. Не говоря о дрели, где это более чем проблематично. Кто пробовал, тот знает.
Нюанс в том, что перед тем как снять центровочное сверло, делаем простейшее направляющее приспособление. Звучит грозно, но попросту сверлим отверстие в куске фанеры подходящего размера 3. 10 мм или иного подходящего материала.
Далее избавляемся от центровочного сверла и с помощью приспособления комфортно получаем круглую заготовку.
Ну и само собой не забываем о ТБ.
Как то так.

Посл. ред. 23 Нояб. 12, 09:11 от Виталий Сергеев

В некоторых случаях бывает необходимо сделать глухой фланец или крышку.То же не проблема. Тут лишь нужно избавится от центровочного сверла. А вот просверлить отверстие без центровочного сверла коронкой на сверлильном станке проблематично. Не говоря о дрели, где это более чем проблематично. Кто пробовал, тот знает.Нюанс в том, что перед тем как снять центровочное сверло, делаем простейшее направляющее приспособление. Звучит грозно, но попросту сверлим отверстие в куске фанеры подходящего размера 3. 10 мм или иного подходящего материала.Далее избавляемся от центровочного сверла и с помощью приспособления комфортно получаем круглую заготовку.Ну и само собой не забываем о ТБ.Как то так. Виталий Сергеев, 22 Нояб. 12, 05:02

Все то что написал проверено на практике. не думал что в этом проблема. Если тнет коронок или на одно отверстие затраты кажутся большими- изготавливаю(как ты и писал) кондуктор с (планочка с двумя отверстиями. Одно центровое-другое с отверстием под сверло) из простой полоски стали 2. 4 мм толщиной. Центровое в цетр. через другое сверлиш. Чем ближе отверстия сверловки тем проще убрать дырку от бублика(которая, не деформированная, очень даже пригодится. Коварные зуб..цы добираешь напильником. Долго говорится и пишется-гораздо быстрее все получается в металле.(ну это если завтра не апокалипсис и заказчиктне стоит в маске-шоу). Для себя за полчаса все получится в любом раскладе(это я про горловины баков). Делал большие отверстия (круглыеи без опиловки напильником) обычным кругорезом для плитки. Дрелью и на сверлильном станке-опасно. Просто прокорябывал вручную. Если толщина стенки в 3мм(а такого у нас сложно найти) то при стружке в 0,05мм получается 60 оборотов. . или около этого. Но. Получается ровно и в размер! Немножечко муторно. Но,у нас в переди жизнь! Так что это семечки(я имею в виду затраты по времени, и есть время подумать и покостерить того кто это посоветовал(меня). Поверте- такихлюков насверлил много(больше трех-это много).

Для изготовления фланцев и шайб отличное подспорье биметалические коронки, которые сейчас есть повсеместно.
Виталий Сергеев, 21 Нояб. 12, 15:50

Покажи эту коронку поближе (фото зубьев)
У меня есть в наличии набор коронок, но они вроде как только по дереву. И раздвижная балеринка по кафелю.
Dscn2665_. Изготовление шайб и фланцев. Сделай сам.
Еще где-то валялась коронка с напайками для сверления углублений в кирпиче, бетоне под электро розетки.
Такими и сверлят нержавейку?! Или речь идет про другие?

Регулировочные шайбы своими руками

Сделать шайбу своими руками

Столкнулся с такой фигнёй… Нужно было снимать рейку, оказалось что стопорной шайбы рулевой тяги одной нету вообще. Другая в состоянии снять и выбросить. Устроено там всё просто.

Шайба двумя усиками упирается в прорези рейки. После затяжки гайки на тяге её края загибаются на гайку дабы её законтрить и тяга не выкрутилась в пути и колёса не стали ехать в разные стороны.

Выглядит она так на хонде. Собственно почти также как и на всех автомобилях.

Но едет новая не менее 2 недель и стоит 6$ за штуку)) и это не смешно. Я так понял их никто не покупает и спроса на них нет)
Ни одной замены нет на аккорд… только оригинал…

Обошел центральный киевский автобазар… все продавцы (включая ВАЗ, ГАЗ, ИЖ и ЗАЗ) только плечами пожимают))

Думал я пару дней как же и из чего же её смастерить. Ну нету у меня времени 2 недели её ждать. По форме это люверс у которого просто можно сточить среднюю часть. Но прочных люверсов не нашёл…
Остановился на такой технологии.
Оригинал по толщине1,2-1,3 мм примерно.
В гараже нашёл кусок стали мягкой советской 1,15мм.

по размеру родная это почти 1 в 1 одна гривна украинская)

обрезаем болгаркой, можно прямо по монетке)

Между шайбой и рейкой ещё стоит шайба толстая по ней размечаем заготовку.

Затем рисуем логотип honda , букву H по центру.

Чертим чем-то острым её же.

Затачиваем отвёртку или зубильце маленькое и аккуратненько вырубаем букву H. Сначала с одной стороны, затем с другой.

Подкладываем шайбу и дорубаем)

Затем находим в гараже какую-нибудь херацию диаметром 12мм или какой нужен по диаметру тяги, желательно формой на конус.
И пробиваем.

Собственно стопорная шайба готова ))

Усики у меня шириной 6мм, желательно "вырубать" усики с запасом по ширине + 1 мм, потом напильником/болгаркой лучше подточить. По центру hand made справа honda original second hand )

Примеряем к рейке.

Всё отлично можно ставить на машину.

Следующую я решил делать точнее.

Нужно точно циркулем начертить круг и линеечкой разметить, тогда вообще хорошо выходит и прорубить точно.

Может кто знает способ сделать такую шайбу изящнее ? Поделитесь плиз.
Время изготовления одной шайбы 20-30 минут.
Себестоимость практически нулевая. А то 6$ и две недели… издеваются якодзуны ))

Комментарии 38

Изящнее — можно в каждом конце и в углах буквы "Н", перед рубкой, маленьким сверлом отверстия посверлить 8)
А фиксатор резьбы нельзя там использовать?

Это хорошая идея !
Т.к. главная проблема, что усики после рубки неодинаково отгибаются, ведь прорубить одинаково не реально.
В случае сверловки должно быть одинаково))

Фиксатор опасно, кто знает как он себя поведёт. ведь там постоянно ударно-тянущие нагрузки и не малые.

Нормально получилось. Изящнее только на прессе оправкой.

… и желательно не стриженного…

стопорные шайбы эти бывают в комплекте с тягами рулевыми, но родных хондовских на пару замен хватает, тем более если рейка снималась, на снятой удобнее шайбу подогнуть, чем когда она на машине стоит

Бывают, но редко, бывает даже с оригинальными нету…

На сегодняшний день, многим маркам авто не нужна эта шайба. Всё пошло от "французов"… Достаточно зажать с нужным моментом затяжки, и всё…

Знакомый по дромофоруму как-то написал, из новостей. Чувак, после сервиса, (на хонде), поехал куда-то. В пути произошло дтп, вроде с погибшими, машина на скорости потеряла управление и улетела в кювет. Со всеми вытекающими. Потом выяснилось — на сервисе тягу затянули с моментом, не поставив стопорную шайбу, в пути тяга открутилась — колесо развернуло против движения.

У меня был случай вылета пальца у наконечника шаровой. Слава Богу на маленькой скорсти. Ощущения ещё те)))

Не может колесо при вращении стать против движения. Оно стремится вращаться по оси движения авто. Кроме того, процесс самооткручивания рулевой тяги не происходит мгновенно. Но, если процесс начался, то это неизбежно отражается на схождении колёс. Что любой водитель явно заметит. Изменится управляемость авто, посторонние стуки и т.д. В конце концов спица руля отклонится от горизонтального положения на угол, заметный любому водятлу. Так, что похоже на сказочку…

Еще записи по тегу "самоделки"


Клумба розовая свинка.

Свинья из пластиковой бутылки. По дороге с дачи встретили свинью, розовую. В ней цветы будут расти. Ну а сделать такую клумбу своими руками проще…


WIFI для телефона

Усилитель WIFI из банки и зубочисток! Работы на пару минут, и пользуйся на здоровье:) Смотреть видео — антенна WIFI из подручных материалов:…


Самый лучший бутылкорез!

Никаких бирюлек — только нож и ПЭТ бутылка! Если у вас нет пилки в ноже — это не беда. Отверстия в конструкции легко прожечь раскаленной…


Шашлык и шампур.

Деревянные шампура. Вчера отмечали Второе пришествие День варения Лисс, мы давно уже это делаем)) Помимо речки и всяких…


В августе мухи злее свекрухи

Стервы — кусают, со свету сживают. Чтоб пережить неприятности стойко, Дома должна быть своя мухобойка! Переехавший в деревню дружбан жалуется на…


Капельный полив, часть 2-я.

Капельный полив своими руками. Решил показать, как удобней сделать отверстие в системе полива из бутылки. Народ начал задавать вопросы почему надо…


Очень хорошая идея изготовления хоккейной шайбы из подручных материалов.

Для этого нам понадобятся:

Материалы:
1. Чёрный пластик
2. Банка с под кофе




Далее берём банку ( с под кофе, гороха, сгущёнки и т.д) и отмеряем от дна до верха 2.5 см.

Читайте также: