Как сделать шлем крестоносца из металла

Обновлено: 04.05.2024

Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.

Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.

Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.

Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.

В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.

Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.

При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.

В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.

Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.

Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).

Слева — стёганый поддоспешник XVI века. Справа — изображение лучника в жаке (фрагмент раки Святой Урсулы Ханса Мемлинга)

Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.

Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.

Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.

Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.

Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.

Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.

После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.

Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.

В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.

Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.

Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.

Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.

Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.

К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.

Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:

  • Соединённые с помощью ремней. Ремешки на плечах и по бокам соединяли нагрудную пластину с наспинной.
  • Соединённые комбинацией металлических петель и ремней.

Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.

Пример нагрудника, который раскрывался сбоку (слева) и пример кирасы, стянутой ремнём (справа). Изображение предоставлено Тимуром Великотравом

Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).

Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.

Также заклёпки использовались и для крепления ботинок-сабатонов. Вопреки распространенному заблуждению, боевая обувь не надевалась как современные носки, а покрывала лишь верхнюю часть стопы, шнуровалась к носку обычной обуви, после чего затягивалась ремнями.

Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.

Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.

Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.

Крюк для копья. Круглый элемент выше — рондель. О нём мы подробнее поговорим в других частях. Источник

Так копьё не проскальзывало через впадину под плечом, а всадник мог перенести на наконечник всю энергию, чтобы сделать более точный удар.

Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.

В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.

Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Ожидание : Заклепки историчность и продуманность

Реальность: Доспех из мошонки дракона проще сделать

Сам сериал не смотрел, но сперва подумал что это "тестовые сцены". Потом нашёл это. Они так в сериале выглядели? о_О

Да там весь сериал сшит из мусорных пакетов, так что броня это как раз таки идеальное попадание в общий стиль сериала.

Во втором сезоне - у них произошла реформа армии и смена поставщика :)

Что нетфлексу мешает спросить у оружейников как лучше сделать доспех? Кольчуга с черным тряпьем была бы лучше

"просить у оружейников как лучше сделать доспех?"

А зачем? Шоуранер же откровенно высказался - что весь бюджет ушел на платья - а им еще армию Нильфгарда одевать во что надо было)
И вообще они художники и так видят

Его уволили, надеюсь?

Шоураннер свалила вину публично на дизайнера доспехов, хотя не стоит быть специалистом, что бы понять, что эти мошонки, это же стыд.

Только дизайнера доспехов заменили на дизайнера из Доктора Кто. Как я слышал

А что им мешает минимально постараться во всех подобных случаях. Типа - схавают

У них был индийский дизайнер.

Говно, подмышки открыты, бедра, пах, перчаток нет, под доспехами какаято накидка а не гамбезон.

Нууу это по-солиднее будет. а то при взгляде на ваш первый кадр закралась мысль, что "Ой не бронелифчики ругать надо, ой не их" )

Видимо Геральт всё-таки сделал тот квест с кузнецом за кадром :D

На штанах трех белых полосок не хватает.

Комментарий удален модератором

Довольно странный текст. Проще на рисунки ориентироваться.
И никто не носил латы поверх кольчуги. Дураков таскать лишние 10кг нет.

Ты всех рыцарей средневековой Европы опросил?

Это логика и матчасть. Этот миф про латы поверх кольчуги идёт от авторов фентези и прочих, которые в музее доспех видели а как оно устроено не знали.
Причём тут же в тексте видим как элементы кольчуги подшивали к гамбезону.

Это твой черно-белый манямирок. Никогда не говори "никогда". 10 кг может и критичны для пехотинца, но латник - это в первую очередь конный воин. А конному воину 10 кг не принципиальны.

С 13 по 15 й век кольчуги носили под доспехами. Потому что старые кольчуги еще "работали" и их никто не торопился на заплатки разобрать. Лишь через столетие после введения лат, когда смысла ремонтировать кольчуги не было - их разбирали на запчасти для усиления стеганок.

Ранвомерно распределенная на теле броня вообще на маневренность не влияет
- может сказаться лишь на марш броске
У Разрушителей легенд была серия

А сколько опровергло?

Хочешь сказать носили кольчугу ПОВЕРХ лат?
А ну да. mail coif так и носили)

Носили ещё как, около века. Латы не сразу же стали прям защищающими все места, первые латы как всратенький конструктор, много "дыр", куда можно рубануть. Потом пришивали кольчугу к поддоспешнику или делали сам поддоспешник сильно толще. И то, убрали не 10 кило, а скорее 5, ведь на сгибе коленей и локтей толстым поддоспешником не возьмёшь.
Ну и не стоит забывать, "любители потаскать лишние 10кг" как минимум те, кто боялся умереть от порезов и открытых ран вследствие заражения, лучше уж перелом заработать, костоправы уже тогда были, а пеницелин - нет.

Похоже что народ просто никак не может договориться в терминологии :-)

Если разговор идет о полных латных доспехах, типа максимилианского или миланского, то маловероятно что под ними носили кольчугу, максимум только кольчужные вставки и небольшие кольчужные элементы, например, кольчужную юбку.

Но комбинированные кольчужно-пластинчатые комплекты защитного вооружения были всегда и самые разные.

Например, в XIV веке могли одевать поверх кольчуги мелкопластинчатый бригантный доспех. Только вот бригантный доспех это еще пока далековато от полного латного доспеха XV-XVI веков.

Есть образцы комбинированных готичных доспехов XV века, но во-первых, там обычно образцы где пластины прикрывают далеко не все, во-вторых историчность некоторых образцов под большим вопросом. Тут показательна история с комплектом готического доспеха из коллекции Уолеса, выставляемой в Метрополитен-музее - оружиеведы начали оспаривать достоверность этих доспехов как раз из-за того что в этом комплекте были кольчужные элементы и все вместе весило уж слишком дохрена (для боя). В итоге этот доспех все же подробно изучили, и выяснили что он был собран по меньшей мере из 4-х разных комплектов брони, а кольчужные элементы так вообще оказались реконструкцией XIX века.

Так что тут все просто. Сочетать кольчужные и пластинчатые элементы могли, и таки сочетали, т.к. то что в русском языке обычно называют латами (крупнопластинчатые доспехи) появилось далеко не сразу и было доступно далеко не всем (а их производство было локализовано только в нескольких местах, даже англинчанам пришлось натурально приглашать тех же нюрнбергских оружейников к себе на остров). Также могли сочетать неполные и облегченные комплекты латных доспехов с кольчугой. Но конечно же консервным банкам закованным в полный комплект лат с подвижными сочленениями никакая кольчуга уже нафиг не нужна была, только лишний вес от которого никакого толку. А никто лишние кг. на войну просто так таскать не будет. И если посмотреть на эволюцию европейского доспеха, то там постепенно происходит именно замещение кольчужных элементов пластинчатыми. Но комбинировать доспехи в разумных пределах конечно же могли, а вот насколько могли комбинировать - вопрос хороший, такой же хороший как и какую броню носили викинги, например :-)

Что же касается травм. Ну костоправы то может и были, только врядли они могли эффективно лечить тяжелые переломы. А помимо переломов еще большую угрозу несут ушибы внутренних органов. Небоевые потери, потери от ран (после боя) тогда всегда были высоки. А с защитой от порезов и поддоспешник справится. А вот уже от злобного мужья с пиками никакая кольчуга сама по себе уже не спасет. От арбалетного болта и от последствий ранения им кольчуга Ричарда Львинное Сердце тоже кстати не спасла.

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Охотник за головами и безжалостный наемник Боба Фетт запомнился многим любителям саги «Звездные Войны». Мы же попробуем воссоздать его шлем, который можно надеть на Хэллоуин или другой костюмированный праздник.

Шаг 1: Материалы

    Плотный картон толщиной около 15 мм

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шаг 2: Основа

Зарубежные поклонники уже давно устраивают косплей-конкурсы по «Звездным Войнам». В сети существует множество сайтов, посвященных тому или иному персонажу и его костюму. Алан Синклейр подготовил несколько шаблонов, открыть которые можно через программу Adobe Acrobat Reader. Распечатайте и вырежьте все части (размерности даны в дюймах) и наклейте их на картон.

Чтобы сделать форму шлема, возьмите шаблоны со страниц 4, 8, 11, 12. Склейте вместе части со страниц 4 и 8, вырезав на каждой фигуре проем по центральной линии. Соедините части стр. 11 и 12, а потом приклейте их к 4 и 8.

Вырежьте и склейте шаблоны из стр. 18, 14, 17, 13. Они должны составить внутреннюю поверхность шлема, если обернуть их вокруг основы. Чтобы было проще согнуть картон, чуть увлажните его. Смажьте места соединения эпоксидным клеем.

Аналогичным образом сделайте другую поверхность, обернув ее вокруг основы, и хорошенько приклейте.

Вырежьте выемки для скул на внешней поверхности шлема и приклейте соответствующие части из шаблонов, смазав изнутри термоклеем, а снаружи обычным белым клеем (см. рисунок 1).

Шлем Боба Фетта своими руками

Шаг 3: Купол

Сделайте картонное кольцо и обрежьте его пополам. Приклейте эти 2 полуокружности в качестве опор для купола, как показано на фото.

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шаг 4: Заполнение

Вырежьте длинные узкие треугольные полоски из картона. При помощи термоклеевого пистолета соедините их вместе с опорами купола.

Продолжайте наклеивать полоски, пока шлем не примет естественный вид. С внешней стороны смажьте места соединения белым клеем.

Шлем Боба Фетта своими руками

Шаг 5: Форма

Смажьте равномерно шпаклевкой купол. Как только она засохнет, очистите лишнее и отшлифуйте шлем, чтобы все получилось ровно и аккуратно (см. фото).

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шаг 6: Детали

Из ламинированного картона сделайте «уши» и приклейте к шлему.

Вырезаем из картона небольшие треугольники и приклеиваем их сверху над прорезью.

Вырезаем вмятину, наклеиваем с внутренней стороны картон и замазываем эту часть шпаклевкой (см. рис. 5).

Сзади делаем прямоугольные прорези.

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шлем Боба Фетта своими руками

Шаг 7: Покраска

Смазываем полиакриловым гелем (либо другой герметик) шлем, чтобы сделать его водоустойчивым.

«Моя мечта» или «Как я доспехи делал»

Эта статья посвящена изготовлению средневекового шлема 14-15 ст. в домашних условиях.

Стоит начать с того, что я просто фанат Средневековья и всего, что с ним связано. Я пересмотрел множество фильмов, бывал на исторических реконструкциях, в музеях и т.п. И вот однажды в очередной раз пересматривая "Царство Небесное", мне в голову пришла мысль: "А почему бы не сделать себе полный рыцарский комплект лат?" Затем возник вопрос: "А как сделать красивые латы без листовой "нержавейки?" И тут руки опустились.

Решил я значит достать завалявшийся картон и сделать из него "макет". Это даже макетом сложно назвать.. сами посмотрите.

Затем я решил заклеить весь каркас бумагой. Здесь очень пригодилась моя алгебра.

После чего я разрезал носовую часть шлема и сделав ее более вытянутой, придал шлему красивый внешний вид. Также такая форма облегчает дыхание.

Начало положено. Я получил прилив сил, чтобы серьёзно заняться шлемом.

Следующей стадией было обклеивание шлема многочисленными слоями бумаги. А4, нарезанный на маленькие прямоугольники, идеально подошел для этого.

Обклеивая шлем, я стал замечать, что он становится невероятно прочным! Уже на 5 слоях бумаги изделие выдерживало 5 (. ) кг груза на куполе.

Канту будущего шлема я придал невероятную прочность, обклеивая его двумя десятками слоев бумаги, от чего он стал словно фанерным (а возможно и крепче)

Возможно, вы заметили глубокие выбоины на куполе шлема. Этого не избежать ибо мокрая бумага сильно деформируется, а высыхая, её выровнять становится невозможно. И этому есть решение. Я попробовал замесить массу для папье-маше и затереть ею все неровности. Получилось даже лучше, чем я предполагал.

Такой же самой массой я обработал основание шлема. Это прибавило прочности изделию, а также улучшило внешний вид.

После всего этого я снова нанес 3 слоя бумаги на шлем (внутри тоже), объединив тем самым все элементы. Теперь он был похож на настоящий шлем, который носили гордые рыцари сотни лет назад.

Третья глава не спроста так называется.
Шлем вроде как готов.. всё отлично, но нужно что-то ещё, что-то такое, что придало бы шлему неповторимости и уникальности. И угадайте, что я решил сделать? Я стал шпаклевать его. НИКОГДА не повторяйте моей ошибки.
Когда штукатурка высохла, она стала трескаться. Куски отваливались вместе с бумагой, все разваливалось на глазах. Я потерял надежду, что у меня будет великолепное украшение на полке. Но, собрав волю в кулак, я решил попробовать снова. Отреставрировав все критичные места, я обклеил шлем специальной сеткой. Купить её можно в любом строительном магазине.

После обклейки моё творение стало выглядеть примерно так:

Штукатурку я решил больше не использовать. Её я заменил шпаклевальнной гладью. Она так и называется. Купить её можно в том самом строительном магазине за гроши.

Вооружившись резиновым шпателем, я приступил к работе. Шаг за шагом я покрывал поверхность шлема. 3 тонких слоя толщиной в пару миллиметров.
После полного высыхания я зашлифовал поверхность наждачной бумагой. Шлем преобразился!

Шлем прекрасен, но не хватает деталей, а именно крестовидной накладки на лицевой части, мы же рыцари как-никак.
Сложность заключается в том, что вырезать хотя бы заготовку из бумаги невозможно - лицевой изгиб и смещённое смотровое отверстие не дают сделать это.
Не долго думая, я решил клеить накладку поверх шлема. Что бы не испачкать поверхность, я обмотал изделие пищевой пленкой.

Затем наносил клаптики бумаги в то место, где будет накладка. Слой за слоем. В итоге вышло 15 повторений. Этого вполне достаточно.

После высыхания я нарисовал маркером саму накладку. Выглядит неплохо:)

Далее снял пленку, а вместе с ней и накладку. Она легко отделилась и я принялся вырезать данную деталь.

На следующий день я "довёл до ума" накладку, обклеив её бумагой, что бы скрыть разметку маркером. После этого приклеил ее на шлем обувным клеем.

Вот и близятся завершающие этапы изготовления.
Не спрашивайте зачем, но я почему-то решил, что нужно покрыть шлем черной краской.

Кстати, черные латы носили рыцари-отступники, что бы их доспехи не подвергались коррозии. Но это уже совсем другая история.

И вот он - завершающий этап. Осталось придать шлему сталистый цвет. Для этого нам подойдет "эмаль суперхром"

Я покрывал шлем 3 слоями краски. Кадый высыхает на протяжении 5-7 минут. Важно не подносить баллончик слишком близко ибо будут некрасивые подтёки, но вы и так это знаете.
В итоге у меня получилось ЭТО!

Гайд для художников по устройству доспехов: шлемы

Как реалистично изобразить шлем? Какую ошибку часто допускают художники, рисуя крестоносцев? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами. Предыдущие части серии здесь: 1, 2, 3.

Шлемы использовались для защиты головы и шеи во время пеших и конных сражений. Часто защитные головные уборы изготавливались из железа или кожи.

Разберёмся, какие бывают виды и типы шлемов, и какие нюансы стоит учитывать при рисовании.

Среди средневековых шлемов, этот — самый простой. Головной убор состоял из нескольких пластин, которые складывались в форме обруча, образуя боковины, а большая пластина (тулья) накладывалась сверху. После по желанию заказчика приклёпывался наносник.

Шлем-таблетка — жёсткий, поэтому такие головные уборы надевали поверх кольчужного капюшона.

Простой цельно цельнокованный или сборный шлем с наносником или небольшой защитной маской. Своё название головной убор получил благодаря изображениям на гобелене из Байё. Там норманнские воины готовились к вторжению в Англию и битве при Гастингсе.

Шлем с сильно вытянутым назад корпусом назатыльника и вытянутым вперёд козырьком. К боковым частям корпуса при помощи петель крепились науши. Для того, чтобы воин лучше слышал, в них делали отверстия — слуховые розетки. Если науши доходили до скул и соединялись на шее ремнями, то шлем назывался открытым. Если они сходились в подбородник — то закрытым.

Итальянские бургиньоты считались предметом роскоши. Их богато украшали чеканкой, инкрустировали драгоценными камнями и золотом.

Иллюстрация из книги С.В Жаркова «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей Средневековой Европы»

Разновидность шлема-таблетки, к которому добавили две дополнительных пластины — лицевую, с прорезями для глаз, и тыльную. Пользовался большой популярностью в XII веке во время крестовых походов. Слово «потхельм» — дословный английский перевод немецкого слова «топфхельм» (шлем-горшок).

Такой шлем полностью защищал лицо, в нём был вырез для глаз и отверстия для дыхания. Изначально горшковые шлемы создали для защиты от сарацинских палиц и секир, потому что неповоротливые крестоносцы в обычных шлемах не могли от них защищаться.

Топхельм — распространённый образ. Художники часто выбирают именно его, когда рисуют крестоносцев, и порой допускают ошибки: изображают смотровую щель Т-образной или крестообразной, забывая про пластину-наносник. Если её убрать из конструкции — шлем сильно потеряет в надёжности.

Слева — изображение ненадёжного топхельма с Т-образной смотровой щелью. Справа — фото топхельма с пластиной-наносником

Топхельмы крепились к хауберку с помощью кожаных ремешков, а носились поверх колпака из кожи. Такие шлемы хорошо защищали голову, но в летнюю жару в них можно было задохнуться. В мирное время рыцари носили топхельмы на цепи, прикреплённой к груди, и покрывали шлемы сверху куском льняного полотна. Ткань со временем изнашивалась, рвалась и пачкалась.

Такое полотно стало частью рыцарской атрибутики, как и геральдика на щите.

Читайте также: