Как шабрить токарный станок по металлу

Обновлено: 19.05.2024

Шабрением называют обработку поверхности детали режущим инструментом — шабером, с помощью которого с детали последовательно срезают тонкий слой металла (0,005– 0,01 мм). Шабрение обычно применяют для окончательной доводки вручную поверхностей при изготовлении или ремонте точных деталей: направляющих станин и суппортов металлорежущих станков, вкладышей подшипников, контрольно-измерительных плит, деталей приборов и инструмента и т.п, т.е. в тех случаях, когда нет необходимого оборудования или оно не может обеспечить обработку с требуемой точностью и шероховатостью.

Шабрение применяют, как правило, после обработки поверхностей деталей фрезой, резцом или напильником для лучшей отделки и получения более точных размеров, формы и расположения поверхностей детали.

Шабрению подвергают как широкие, так и узкие прямолинейные и криволинейные поверхности различных деталей. Шабрение осуществляют обычно с подгонкой обрабатываемых поверхностей по плитам, линейкам, эталонам и сопрягаемым деталям. Чтобы выявить, какие места необходимо шабрить, деталь кладут обрабатываемой поверхностью на поверочную плиту, покрытую тонким слоем краски, легко нажимая на деталь, перемещают ее по плите в различных направлениях. В результате выступающие места на поверхности детали покрываются слоем краски. Эти места и обрабатывают шабером. Шабрением можно обеспечить точность обработки по плоскостности и прямолинейности до 0,02–0,005 мм на длине 1000 мм. Качество шабрения определяется по числу точек соприкосновения сопрягаемых поверхностей в квадрате со сторонами 25 мм. Для станков нормальной точности достаточно 6–8 точек. Для шабрения различных поверхностей применяют шаберы цельные, составные, односторонние с деревянной ручкой и двусторонние без ручки, плоские, трехгранные, с прямолинейной и криволинейной кромкой.

Шаберы

Шабер изготовляют из инструментальной стали У10 и У12А или ШХ15, с термообработкой до твердости 56–64 HRC.

Форма шабера в основном определяется формой обрабатываемой поверхности с соблюдением общих закономерностей.

Для шабрения плоских поверхностей, а также открытых плоскостей, пазов, канавок и т.д, применяются плоские шаберы. По наличию режущих лезвий плоские шаберы могут быть двусторонними (рис. 1, а) и односторонними (рис. 1, б).

Рис. 1. Шаберы плоские: а — двусторонние, б — односторонние

Длина шабера (вместе с рукояткой) выбирается 500–600 мм, толщина лезвия 3–5 мм и ширина лезвия 20–25 мм (или с учетом ширины пазов или канавки). Большое значение имеет форма режущего лезвия шабера.

Весьма рациональной является выпуклая форма лезвия (рис. 2, а). Ее рекомендуют для получистового шабрения очерчивать дугой радиуса 30–40 мм или 40–55 мм — для чистового шабрения.

При отсутствии такого закругления лезвия (рис. 2, б) шабер применяют для тонкого чистового шабрения. Следует учитывать, что острые углы шабера при малейшем отклонении режущей кромки от обрабатываемой плоскости врезаются в металл и вызывают появление царапин. Этот шабер работает всем лезвием, что требует приложения больших усилий при предварительной обработке, но он эффективен при грубом шабрении. В целях повышения производительности режущее лезвие желательно делать по возможности более широким. При получистовом шабрении длину прямолинейного режущего лезвия несколько уменьшают, а также применяют шаберы с односторонней радиусной заточкой (рис. 2, в).

Рис. 2. Форма лезвия шабера

Для обработки стенок пазов, канавок и смежных плоскостей, а также мягких металлов (алюминия, цинка, баббита и др.) применяют шаберы с отогнутым концом (рис. 3).

Рис. 3. Шаберы плоские с отогнутым концом: а — двусторонний, б — односторонний

Трехгранные шаберы выполняются прямыми и изогнутыми. Они применяются для шабрения криволинейных поверхностей, например, отверстий во вкладышах подшипников (рис. 4).

Трехгранные шаберы

Рис. 4. Трехгранные шаберы

Основные геометрические параметры шаберов

Рис. 5. Основные геометрические параметры шаберов: а — плоского; б — с изогнутым концом; в — трехгранного

Производительный труд при шабрении обеспечивают заточкой шабера и нужным уклоном шабера при работе.

При шабрении шабером следует различать следующие углы (рис. 5).

  • α — угол установки шабера, определяемый положением рук слесаря;
  • β — угол заострения шабера, получаемый при заточке;
  • δ — угол резания, равный сумме двух указанных углов;
  • γ — передний угол.

Значения углов для чугуна и стали приведены в табл. 1.

Таблица 1. Значения геометрических параметры шаберов

ШаберУглы, град.
αβδγ
Плоский20-3075-100Св.900 до -40
С отогнутым концом30-4070-90Св.900 до -40
Трехгранный60601200 до -40

Необходимость ремонта и подготовка к нему

Наиболее распространенными ситуациями, в которых требуется уже не техническое обслуживание, а ремонт токарного агрегата, являются износ направляющих, подшипников, выход из строя вилок, которые переключают элементы зубчатых соединений и др. Естественно, после периода продолжительной эксплуатации токарное оборудование нуждается в капитальном ремонте, к которому следует правильно и основательно подготовиться.

Читать также: Схема датчика холла и принцип работы

Уровень вибраций и шумов, издаваемых изношенными узлами токарного станка, определяется при работе оборудования на холостом ходу. Кроме того, проверяется осевое и радиальное биение шпиндельного узла. Чтобы продиагностировать состояние опор качения, необходимо выполнить обработку пробной заготовки и сопоставить полученные геометрические параметры с требуемыми значениями. Во многих случаях подобные действия позволяют избежать капитального ремонта оборудования и ограничиться устранением локальных неисправностей.

Если капитальный ремонт токарному станку все же необходим, перед этим необходимо тщательно очистить оборудование от грязи и пыли, которые скопились в процессе его эксплуатации. Все технические жидкости, требующиеся для работы станка (масло, СОЖ), необходимо слить. Затем проверяют, все ли конструктивные элементы оборудования находятся на своих местах.

Заточка шабера

Режущие кромки шабера затачивают на заточном станке с мелкозернистым кругом. Сначала затачивают боковые грани, затем торцовую поверхность и потом производят доводку. Стачивают у шабера только один конец, а не всю плоскую часть. При заточке штрихи от круга должны располагаться вдоль или по диагонали плоской части шабера. Для этого шабер 1 при заточке располагают вдоль наружной поверхности, по ходу вращающегося круга (рис. 6, а).

Заточка и доводка шабера

Рис. 6. Заточка (а, б) и доводка (в) шабера

Торцовую часть затачивают на круге, используя прокладку 2 (рис. 6, б). При заточке лезвия шабер располагают по центру, перпендикулярно к поверхности круга. Давление на шабер должно быть незначительным, чтобы не было прижогов. Допускается периодически охлаждать шабер холодной водой.

Доводят или правят шабер после заточки на абразивных брусках зернистостью №12 и ниже, покрытых тонким слоем машинного масла. Хорошие результаты дает доводка шаберов на чугунной плите, покрытой жидкой пастой из наждачного порошка с машинным маслом. Торцовая и боковые поверхности шабера должна быть гладкими, без штрихов, а режущая кромка — без завалов, заусенцев и без штрихов от заточки.

Шабер при доводке на абразивном бруске ставят в строго вертикальное положение (рис. 6, в). Сначала доводят режущую торцовую поверхность, перемещая вдоль узкой стороны. При этом нельзя наклонять шабер вправо или влево по направлению хода. Торцовая поверхность в поперечной части должна быть гладкой без штрихов. Плоские стороны шабера (боковые грани) доводят после доводки торцовой поверхности. Это позволяет уничтожить полученные завалы при заточке торцовой поверхности и предупредить возможные закругления на режущей кромке. Перемещать шабер при доводке нужно интенсивно, делая около 60 движений в минуту так, как при медленном движении образуются закругленные режущие кромки.

При шабрении доводят или правят шабер периодически через каждые 1,5–2 ч работы, а через 4–5 правок шабер затачивают.

Подскажите с шабрением станины. — Токарные станки

Наконец то дошли руки до своего токарного станка 16б05п, решил отшабрит все плоскости.

Из инструментов имеется две линейки одна ШД-1000 и треугольная 55град 400мм, индикаторная стойка и уровень 0,05мм\м.

Начал с того что отшабрил направляющие ЗБ, вывел их в одну плоскость контролируя уровнем пропеллер, пришабрил ЗБ к направляющим. Относительно платформы ЗБ вывел все остальные плоскости под суппорт, причем плоскости в начале и в конце, на которые суппорт заезжал крайне редко или вообще в том месте он не работал, относительно платформы ЗБ показания были одинаковые, виден был только износ в середине и сильнее всего ближе к патрону.

После этого дернуло проверить снова направляющие задней бабки, если проверять пропеллер то все как и было, уровень стоит в нуле или очень слабо отклоняется буквально на 1\4 деления, а вот если уровень поставить по направлению движения ЗБ то если взять за 0 начала движения то к другой стороне уровень уйдет на 4-4,5 деления, при этом в есть закономерность, в середине он уйдет на 2 деления и если разбить всю станину на 4-5 отрезков то на каждом отрезки он четко уходит на 1 делении, подскажите пожалуйста, как такое может быть? Может это нормально или так никто не меряет станины?

Прикрепил видео проверки на пропеллер и 3 фото когда уровень стоит по направлению движения с остановкой по середине.

Поверочный инструмент

Эталоны. При шабрении проверкой «на краску» выявляют выступающие места на плоскости детали, подлежащей обработке. Для этого сравнивают обрабатываемую поверхность с эталоном, точность которого известна. Такими эталонами являются поверхности контрольных или поверочных плит, линеек, призм и угольников и т.д.

Плоскости, образующие прямой угол, пришабриваются с проверкой «на краску» детали 2 по точному поверочному угольнику (рис. 7, а), устанавливаемому на плите 3. Деталь перемещают по плите вдоль угольника.

Эталоны

Рис. 7. Эталоны: а — угольник; б — трехгранная линейка

Шабрение плоскостей, расположенных под острыми углами (суппортов, кареток, консолей, станин и других частей металлорежущих станков) и представляющих собой сопряжения типа «ласточкин хвост», выполняют трехгранными шаберами. Перед шабрением направляющих типа «ласточкин хвост» (рис. 7, б) проверяют трехгранной линейкой, покрытой краской, выявляют выступающие места. Затем шабрят плоскости, расположенные под острыми углами, так же, как и параллельные.

Поверочные плиты изготовляют из чугуна (рис. 8). Применяют плиты размером от 150 х 150 мм до 600 х 1000 мм и снабжают рукоятками и ребрами жесткости.

Поверочные плиты

Рис. 8. Поверочные плиты

Для облегчения и повышения производительности труда при шабрении неудобных мест рекомендуется применять легкие силуминовые плиты. Стойкость таких плит ниже стойкости чугунных, но это окупается повышением производительности и облегчением труда рабочего.

Поверочные линейки чугунные (рис. 9, б) изготовляют длиной до 3000 мм. После отливки их подвергают естественному старению, выдерживая на открытом воздухе до 6 месяцев, или применяют искусственное старение при режиме: нагрев в печи до t — 550° С со скоростью 80–150° С в час, выдержка при этой температуре от 4 до 8 ч, медленное охлаждение до 300–250° С со скоростью 20–50° С в час.

Поверочные линейки

Рис. 9. Поверочные линейки: а — лекальные, для контроля прямолинейности «на просвет»; б — поверочные линейки «чугунные мостики»

Поверхность М линейки шабрят с проверкой «на краску» по контрольной плите. Количество пятен на квадрат со стороной 25 мм должно быть не менее 25.

При отсутствии контрольной плиты поверхность проверяют методом стройки плоскостей, т.е. три линейки, которые шабрят, взаимно проверяют «на краску» методом перестановок. Таким же методом проверяют и шабрят плиты.

Твердость рабочей поверхности линейки НВ 150–210 (при d=10 мм и Р=3000 кг). Разница в твердости не более 15 единиц на любых участках линейки.

Поверочные линейки стальные (5.79, а). Поверочные линейки лекальные изготовляют длиной до 500 мм. Лекальные линейки применяют для контроля прямолинейности поверхности детали «на просвет».

Поверочные линейки угловые или поверочные клинья служат для проверки прямолинейности плоскостей, расположенных под углом друг к другу. Линейки изготовляют с углами равными 45, 50, 55 и 60°.

Уровни изготовляются двух типов: с неподвижно установленной ампулой и с регулируемой относительно основания ампулой. Уровни каждого типа бывают рамные и брусковые с длиной рабочей поверхности — 100, 150, 200 и 300 мм, с ценой деления от 0,02 до 0,2 мм. Применяются для измерения малых угловых отклонений от вертикального и горизонтального положения (рис. 10).

Уровни

Рис. 10. Уровни: а — рамные; б — брусковые

Материалы для краски. Контрольно-проверочные поверхности при шабровке покрывают тушующими материалами — красками. Для этой цели применяют голландскую сажу, железный сурик, индиго, берлинскую лазурь и парижскую красную, реже ультрамарин (синьку). В сухом виде не употребляют, а смешивают их с мелом и минеральным маслом.

Перед смешиванием с маслом краску растирают в мельчайший порошок. Количество машинного масла в смеси должно быть таким, чтобы краска имела консистенцию пасты, но не жидкой, так как излишки масла в краске искажают показания, так как под давлением плиты жидкая краска расплывается и заполняет все мелкие впадины, отчего проверяемая поверхность получает сплошную тушевку без ясно выраженных выступающих частей. Смачивать керосином краску нельзя. Смоченная керосином краска дает сплошную тушевку и скоро высыхает, образуя твердые крупинки. Краска, смоченная маслом, не должна иметь сухих крупинок и не быть жидкой.

Разведенную краску наносят тонким равномерным слоем при помощи тампона, сделанного из чистой ветоши, на рабочую поверхность контрольной плиты или линейки кругообразными движениями (рис. 11).

Нанесение краски на поверочную плиту

Рис. 11. Нанесение краски на поверочную плиту

Первую проверку шабруемой поверхности можно делать при наличии более толстого слоя краски. Но по мере шабрения и приближения поверхности к сплошной тушевке в виде мелких пятен, следует накладывать все более тонкий слой.

Для окончательной проверки краску наносят в виде легкого налета по всей контрольной поверхности. Употреблять скипидар для тушевки не рекомендуется, так как он сильно разжижает краску.

Независимо от того, какую поверхность проверяют, краску наносят только на контрольную поверхность, а не на проверяемую поверхность.

Шабрение направляющих часовых станков — Часовые станки и приспособления

Начнем с поперечной подачи от Hobbymat 65.

Жалобы владельца при поступлении: «покупал новым, но поперечный суппорт подклинивает при разных положениях»

Количество деталей в работе: 3

нижняя часть поперечки, верхняя часть и прижимная планка.

Честно говоря до этого держал в руках hobbymat 65 лишь однажды. И то мельком.

В этот раз удалось детально рассмотреть данный узел. Что удивило: станок действительно новый, следов износа нет. Видны следы изготовления. Направляющие просто отфрезерованы «в черновую», причем криво. Углы ластохвостов нижней и верхней части — не совпадают, качество обработки наклонных поверхностей еще хуже, чем основных (горизонтальных). Прижимная планка сделана так: полоска железия с одним углублением под стопорящий винт + еще одним треугольным в сечении углублением поперек планки — типа для удержания планки на одном месте. Конечно по-хорошему надо в суппорте делать еще два отверстия, и такиеже отверстия в планке. в суппорт впресовывать штифты. Сажать планку на эти штифты. И под каждый регулировочный винт делать лунку.

Еще сильно меня не порадовала конструкция крепления на станине — там три винта регулировочных. Если их регулировать, то плоскость направляющих будет гнуться! Но от этого, увы, никуда не денешься. Еще один осложняющий работу фактор состоит в том, что длинна верхней части поперечки вдвое больше нижней

Первым делом шабрим плоскость верхней части по плите.

Видно, что деталь сильно выгнута — имеет горб посередине:

Хоть и договаривались только на шабровку направляющих, я все-же исправил геометрию детали. Перекос был в 0,05мм (пять соток).

Исправлен перекос, черновое шабрение окончено. Риски маркером — это количество убитых проходов:

Измерения производятся через пластинку КМД, чтобы отображалось не точечное значение, а усредненное. Иначе можно попадать то в лунку от шабера, то в горб между лунками, и картинка будет неправильной:

Шабрение металла – сверхтонкое выравнивание заготовок

Очень точное выравнивание твердых поверхностей – это шабрование (шабровка, шабрение) металла, слесарное дело в наши дни называет данную операцию одной из самых сложных и ответственных.

1 Что такое шабрение металла, каким инструментом оно выполняется?

Фото шабровки металла, robotun.com.ua

Под этой процедурой принято понимать финальную операцию слесарной обработки металлических (крайне редко – пластиковых или деревянных) поверхностей, суть которой состоит в соскабливании с верхней части деталей тонких (0,005–0,07 мм) слоев посредством шабера. Рекомендована операция для ситуаций, когда обрабатываются крайне малые по уровню шероховатости поверхности.
Шабровка идеальна для поверхностей сопрягаемого типа (трущихся), которые перемещаются по отношению друг к другу.

Она удерживает между ними смазку, обеспечивает сопрягаемым изделиям плотное прилегание, что гарантирует высокую точность геометрических показателей обрабатываемых деталей, к которым относят:

  • элементы приборов;
  • криволинейные и плоские поверхности;
  • поверхности поверочных плит, линеек, угольников и иных измерительных приспособлений;
  • подшипники скольжения;
  • некоторые строительные материалы (часто выполняется шабровка плитки).

Инструмент для выполнения операции шабрования под названием шабер может быть:

  • трехгранным, плоским или фасонным (классификация по виду режущей части);
  • составным либо цельным (разделение по конструкции);
  • двух- или односторонним (учитывается количество режущих частей).

На фото - шаберы для обработки металла, metalloinstrument.ru

Сырьем для производства шаберов выступают инструментальные стали. Инструменты составной конструкции нередко снабжаются пластинами из сплавов высокой твердости либо из инструментальной быстрорежущей стали.

Размеры (геометрические) шаберов зависят от:

  • угла их монтажа по отношению к поверхности, которую предстоит обрабатывать;
  • материала деталей;
  • конкретного вида обработки заготовки.

Плоские поверхности легко поддаются двух- и односторонним шаберам, характеризуемым криволинейной или прямолинейной режущей частью. Торцевой участок инструмента по отношению к его оси затачивается под углом:

  • от 90 до 100 градусов при отделочной обработке металла;
  • 90 градусов при чистовой;
  • от 75 до 90 при черновой.

Мягкие металлы обрабатывается шабером с углом от 35 до 40 градусов, сталь – от 75 до 90, бронзовые и чугунные изделия – от 90 до 100.

Фото углов шабрения различных металлов, pereosnastka.ru

Требуемая шероховатость детали и показатель ее твердости определяют радиус закругления и длину кромки инструмента, которая осуществляет операцию резки. Кромка будет иметь тем меньший радиус и более узкую кромку, чем большей твердостью характеризуется обрабатываемая заготовка. Отделочное шабрение поверхностей осуществляется инструментом с шириной кромки для резки от 5 до 12 мм, чистовое – от 15 до 20 мм, черновое – от 20 до 30 мм.

При обработке подшипников скольжения используются кольца-шаберы, которые снижают количество переточек при шабрении. Вогнутые поверхности обрабатываются инструментом с тремя гранями, снабженными специальными желобками в продольном направлении и углом заострения 60°. Такие приспособления легко заправляются и затачиваются.

2 Шабрение поверхностей плоского вида – схема процесса

Существует два варианта выполнения операции: ходом (рабочим) "на себя" и "от себя". Специалисты говорят, что более производительным и современным является первый способ (шабрение и притирка сейчас чаще выполняются именно "на себя"). Его схема будет представлена чуть ниже, а перед этим мы коротко расскажем о том, как подготовить металлическую поверхность для процедуры.

Существует особая краска для шабрения, состоящая, как правило, из комбинации сурика, лазури либо синьки с обычным машинным маслом. Ее наносят при помощи тампона на поверочную плиту, затем оттуда круговыми движениями переносят на заготовку. Впоследствии мастер выравнивает в первую очередь самые выступающие окрашенные зоны, а затем и мало окрашенные.

На фото - нанесение краски для шабрения, open650.ru

Схема выполнения шабрения "на себя":

  • деталь устанавливают в тиски;
  • используя удлиненный инструмент с пластинками вставного типа, начинают операцию шабрения (приспособление следует держать в средней его части двумя руками, подводя под углом около 80 градусов к поверхности режущую часть шабера);
  • кромка инструмента подводится к границе "уничтожаемого" пятна;
  • выполняется шабрение (по направлению к удаленному краю детали от ближайшего к рабочему) "на себя" – черновое (его называют предварительным) и чистовое (окончательное).

Как только на обрабатываемой поверхности площадью 25 на 25 миллиметров будет визуально зафиксировано не менее 12–16 пятен краски для шабрения, которые равномерно покроют заготовку, процедуру ее выравнивания можно считать законченной. После этого осуществляется контроль качества работы при помощи спецрамки, помещаемой на поверхность:

Фото проверки качества шабрения спецрамкой, ktovdome.ru

  • в образовавшемся окошке считают число пятен;
  • повторяют данную операцию еще несколько раз в разных местах детали;
  • высчитывают среднее арифметическое;
  • сравнивают с требуемым (12–16 пятен) значением.

Криволинейные поверхности проверяют целлулоидным шаблоном (сетка с участками 25 на 25 мм). Он может воспроизводить конфигурацию заготовки, которая выравнивалась. Если на 75 участках шаблона имеется столько пятен, сколько было предусмотрено техническими условиями обработки, шабрование признается удовлетворительным.

3 Притирка и шабрение металла – схожие по назначению процессы

Притирка необходима для обеспечения герметичности и высокой плотности участков сопряжения заготовок, контактирующих между собой. Поверхность при проведении такой процедуры характеризуется точностью выравнивания до 0,0001 мм. Выполняют ее после шабрения следующими абразивами:

  • Мягкими: алмазные пасты и пасты ГОИ. Такие составы рекомендованы для медных и алюминиевых листов, чугунных изделий, поверхностей из отожженной стали.
  • Твердыми: кремень, наждак, монокорунд, алмаз, кварц, натуральный корунд, синтетический альбор, электрокорунд (белый, обычный, хромистый), карбиды кремния. Последние используются для обработки чугунов.

На фото - схема притирки металла, masters.donntu.edu.ua

Притирка сопровождается охлаждением и смазкой поверхностей, которые выполняются содовой водой, бензином, керосином либо минеральными маслами. А главным инструментом выполнения процедуры является приспособление притир. Он изготавливается из натурального дерева, стекла, бронзы, чугуна, меди, имеет цилиндрическую, плоскую или иную конфигурацию, которая аналогична выравниваемой поверхности.

Шабровка направляющих станка – все тонкости процедуры

Шабровка направляющих станка – один из наиболее эффективных способов восстановления геометрических и технических параметров данного узла токарных и иных агрегатов. Он применяется очень часто и демонстрирует отличные результаты ремонтных работ.

1 Шабровка направляющих станин – когда ее выполняют?

Любой специалист знает, что выполнение ремонта станков, используемых на различных предприятиях, по составленному заранее календарному плану считается очень важной процедурой. При проведении планового ремонта восстанавливаются разнообразные механизмы обрабатывающих агрегатов, в том числе и направляющие станины.

Также восстановление направляющих может потребоваться и вне графика, если они требуют незамедлительного ремонта. Величину их износа определяют по специальной методике, которую мы и опишем. Обследование состояния направляющих осуществляют при помощи щупов и контрольной линейки. Длина последней всегда выбирается таким образом, чтобы она была не менее 2/3 протяженности поверхности, которая подлежит проверке.

На фото - шабровка направляющих станин, youtube.com

Схема установления величины износа следующая:

  • поверхность интересующего нас узла зачищается с целью удаления с него серьезных задир и забоин;
  • линейку накладывают на направляющую и замеряют зазор между ними, используя щупы (замеры выполняются каждые 30–50 сантиметров по всей протяженности элемента станка).

То место, где величина зазора получается максимальной, определяют в качестве участка, на котором присутствует максимальное изменение прямолинейности направляющей (то есть налицо ее явный износ). Далее выполняют следующий этап проверки, который дает возможность установить плоскостность направляющей. Делается это так:

  • на одинаковые по геометрическим параметрам плитки размещают линейку;
  • при помощи щупов определяют дистанцию между измерительным инструментом и исследуемой поверхностью.

Подобную операцию производят в 2–3 точках по длине, причем по разным направлениям. Опытные специалисты делают проверку еще проще. Они берут небольшие листки очень тонкой бумаги (например, папиросной, толщина которой не превышает 0,02 миллиметров), раскладывают их на направляющие на нескольких участках, а затем прижимают их линейкой.

Фото проверки направляющих станка, chu-proj.uralkomplect.ru

Далее из-под измерительного приспособления эти листочки вытаскиваются по одному. Когда прямолинейность детали не нарушена, можно лишь оборвать кончики бумажек, но не вытащить их. Состояние горизонтальных направляющих выверяют при помощи уровня и мостика:

  • их ставят на ту часть станины, которая визуально кажется максимально изношенной (на таком участке пузырек в уровне будет отклоняться в разные стороны на примерно одинаковые расстояния);
  • передвигают мерительные инструменты на соседнюю зону, где отмечают отклонение пузырька, занося показание в график-таблицу;
  • затем перемещают мостик дальше и снова записывают полученный результат.

На основании таблицы впоследствии без труда определяют, где именно произошел износ.

2 Как производится шабровка направляющих станка – общие положения

Станина ставится на жесткое напольное покрытие либо на специальный стенд, после чего по уровню обследуют ее в продольном направлении (проводят описанную выше проверку), а затем и в поперечном. Применяя клинья или башмаки, регулируют максимально точно расположение станины.

Также ее можно ставить на болты домкрата. В этом случае регулировка положения станины будет очень простой, нужно лишь опускать либо поднимать ее, завинчивая или отвинчивая болты. Операцию придания станине правильного положения продолжают, пока пузырек в уровне не закрепится на нулевой отметке.

На фото - регулировка положения станины, chu-proj.uralkomplect.ru

Завершив выверку, определяются с базовой поверхностью. Она будет служить ориентиром для отслеживания параллельности восстанавливаемых направляющих. Если речь идет о токарном станке, базовыми чаще всего выбирают те направляющие, которые заходят под бабку (заднюю). Практика показывает, что именно они в процессе эксплуатации оборудования изнашиваются меньше всего. Желательно предварительно выполнить пришабривание выбранных в качестве основных направляющих. Это позволит убрать незначительный их износ.

После этого можно начинать шабрение станины, постоянно проверяя параллельность обрабатываемых поверхностей. Для проверки изогнутости (спиральной) восстанавливаемого элемента в ряде случаев используют индикатор. Но его применение в настоящее время признается ненадежным, что обусловлено отклонением (до 0,01 миллиметра) базовых направляющих от горизонтали. Подобное отклонение даст немалую ошибку расчетов, которая будет тем выше, чем большую протяженность имеет державка проверочного индикатора.

Фото проверки изогнутости станины индикатором, youtube.com

Отметим тот факт, что параллельность направляющих под бабку по отношению к плоскостям крепления ходового валика и винта, а также коробки подач, нередко бывает нарушенной. Отклонения от параллельности становятся тем больше, чем большее количество плановых ремонтов прошел агрегат. С каждым разом ремонтникам приходится тратить немалое время при сборке оборудования, так как процесс пригонки к месту означенного валика, винта и коробки подач является действительно трудоемким и сложным.

После завершения подготовки всех поверхностей приступают к шабровке направляющих. В процессе выполнения процедуры постоянно контролируется их спиральная извернутость и параллельность.

3 Шабрение станины – порядок обработки направляющих

Шабровка конкретных поверхностей производится в определенной последовательности. Для каждого станка она может быть разной, поэтому мы предоставим технологическую схему выполнения данной процедуры для обычного токарно-винторезного станка (например, для станка 1Е61ПМ). В этом случае порядок шабровки направляющих станка таков, что сначала, как вы поняли, обрабатывают направляющие под бабку (заднюю), а затем следующие направляющие:

На фото - шабрение направляющих, youtube.com

  • Под прижимные планки и непосредственно под каретку. Не допускается отклонение от параллельности по длине более 15 мкм.
  • Суппорта (поперечного). По прямолинейности погрешность возможна до 10 мкм, по параллельности – до 15 мкм (показатели контролируют поверочным мостом и поверочной плитой).
  • Каретки (ответные направляющие). Во время работ следят за тем, чтобы разница параллельности между винтовой осью и направляющими не превышала показателя в 35 мкм, используя трехгранную линейку.
  • Каретки (продольные направляющие). Если эти элементы агрегата изношены достаточно сильно, обязательно необходимо применять антифрикционные составы для их восстановления. На описываемой стадии осуществления работ важно добиться адекватной соосности вала (ходового) и его посадочной зоны, надежности зацепления рейки перемещения в продольном направлении с реечной шестерней, перпендикулярности шпиндельной оси и передвижения суппорта в поперечном направлении.

Фото восстановления направляющих антифрикционными составами, ukrboard.com.ua

В дальнейшем производится восстановление при помощи антифрикционного состава направляющих задней бабки. Цель этих процедур заключается в достижении:

Ремонт направляющих станины токарного станка

В ходе капитального ремонта токарного станка производится восстановление точности направляющих станины. При выборе способа восстановления руководствуются степенью их износа. Когда погрешность не превышает 0,15 мм на отрезке длины в 1000 мм, то их восстанавливают шабрением. При большем износе прибегают к их механической обработке: шлифовке или строганию. Когда направляющие закаленные основным методом ремонта является шлифовка.

Ремонт направляющих станин

Ремонт шабрением

Шабрение направляющих или шабрение с последующей притиркой остается до сих пор самым эффективным способом восстановления их геометрической, технической точности. И сейчас этот способ часто используется, на протяжении многих десятилетий демонстрируя прекрасный результат ремонта станины. В первую очередь надо обследовать состояние направляющих, определить степень их износа. То место, где износ минимальный, принимается за базовой уровень, а данные замеров заносятся в таблицу, на основании которых будет производится ремонт. В токарном станке за базовую поверхность принимают чаще всего место расположение задней бабки, которое в процессе эксплуатации оборудования практически не изнашивается. Метод включает следующие этапы:

Шабрение направляющих с

Шабрение стола

Шабрение

Шабрение направляющих станины токарного станка

Поскольку направляющие станины токарного станка достаточно длинные, обработка выполняется по маякам с разбивкой общей длины на участки. Первым маяком всегда является место максимальной выработки. На расстоянии, меньшем длины поверочной линейки, от первого маяка шабрят второй маяк, находящийся в одной плоскости с первым. Затем шабрится вся поверхность между маяками с последующим переходом на соседний участок. Периодически следует прикладывать линейку с краской для оценки состояния направляющих и качества работы.

Смотрите видео чернового шабрения

Такой обработке подвергаются незакаленные части направляющих токарного станка, метод гарантирует достижение высокой точность поверхности (0,002 мм на 1000 мм длины). Образующиеся после шабрения мельчайшие лунки способны хорошо удерживать и равномерно распределять смазку. Качество шабрения полностью зависит от профессионализма рабочего.

Ремонт шлифованием

Не всегда имеется возможность использовать для ремонта продолно-строгальные или продолно-фрезерные станки в виду большой длины станины токарного станка. В этом случае направляющие станины восстанавливают при помощи переносного приспособления со шлифовальной головкой, которое устанавливается непосредственно на станине оборудования.

Ремонт можно производить на месте, без снятия станка с фундамента. Такой способ обеспечивает высокую точность ремонта, малую шероховатость поверхности, он также незаменим при обработке закаленной поверхности. Этот способ по производительности во много раз превосходит шабрение, но специалисты все же отдают предпочтение финишному строганию.

Шлифование направляющих токарного станка

Шлифование направляющих

Ремонт направляющих методом шлифования

Ремонт шлифованием

Ремонт строганием

Этот способ менее утомительный, чем шабрение и менее дорогостоящий шлифования. Например, усредненная продолжительность ремонта направляющих станка составляет:

При износе более 0,15 мм ручное шабрение заменяют механической обработкой на продольно-строгальном станке при централизованном способе организации ремонта в ремонтном цехе или на специализированном предприятии. Причина простая, придется произвести снятие станины с фундамента и произвести установку и выверку на жестком столе строгального станка.

Строгание направляющих станины

Строгание направляющих станины

На первом этапе один раз производят пробное строгание для получения базовой поверхности, что позволит определить отклонения по всей длине станины. Для этого поочередно подводят резец к наиболее изношенным поверхностям и снимают слой металла до устранения износа. Финишное строгание выполняют минимум за два прохода чистовыми широкими твердосплавными резцами. Последний проход выполняют глубиной реза менее 0,05 мм, постоянно смачивая резец и поверхность направляющих керосином. Когда износ превышает 0,4-0,5 мм направляющие подвергают грубому и тонкому строганию. Главным недостатком этого способа ремонта является немалое время на демонтаж станины, транспортировку, установку станины на стол строгального станка, выверку и снятие восстановленной станины.

При обработке резанием плоской призматической поверхности направляющих из массива станины вырываются мельчащие частицы металла различной величины и формы. На поверхности появляются борозды, канавки, образуя шероховатую поверхность. Поэтому иногда после механической обработки без шабрения или вибрационного обкатывания не обойтись. Это увеличивает прочность направляющих за счет пластического деформирования (изменения структуры материала). Вибрационным обкатываем достигают выглаживание микрошероховатостей и неровностей поступательным движением вдоль и поперек оси специально обработанными шариками или роликами.

Ремонт направляющих токарного станка одним из описанных способов является элементом комплексных работ, связанных с восстановлением полной работоспособности и точности металлорежущего оборудования. Но не стоит забывать, что качество ремонта при минимальном сроке его выполнения существенно зависит от степени подготовки станка к ремонту и квалификации слесаря.

JET BD-8 шабрим направляющие суппорта


Продолжаем процесс приведения в чувство токарного станка JET BD-8.



Несмотря на то, что я в пылу процесса попытался выровнять направляющие путем фрезеровки, этого оказалось явно недостаточно, тем более, что поверхность получилась шершавая и таким станком нельзя было пользоваться без риска, поцарапать направляющие станины.

Основная операция, которая могла бы помочь в данном случае — шабрение направляющих каретки суппорта. Это когда берут такой скребок (шабер) и с его помощью удаляют металл, соскабливая лишнее. А чтобы понять, что именно там лишнее, прикладывают суппорт к станине (если ровняют по ней) и отмечают места контакта специальной краской, которая со станины переходит на направляющие суппорта.

Все что покрасилось, соскабливают и снова прикладывают, пока поверхность на станет окрашиваться максимально по площади, что будет говорить о наилучшем соответствии формы сопрягаемых деталей (станины и суппорта).

Процесс этот длительный и требует специального оборудования, шабера, которого у меня на тот момент не было, так что я нашел на авито продавца шаберов и приобрел себе небольшой такой, длиной около 30см.


Кроме шабера, пришлось купить на "Озоне" краску, под названием "берлинская лазурь". Т.к. я не был уверен в том, что купленная мной краска подойдет, я там же купил еще красную краску, которую тоже хвалили. И чтобы не останавливаться на достигнутом, купил специализированную притирочную пасту от "перматекс", в составе которой тоже была "берлинская лазурь".

Попутно мне приехала наконец, поверочная линейка на 40см, которой я собирался контролировать саму станину, дабы убедиться что она ровная.

И как было в старом анекдоте "а теперь, со всей этой фигней попробуем взлететь".

Разобрал суппорт, намазал станину краской,


приложил суппорт и увидел всего два небольших пятна контакта. Кроме этого, суппорт еще и пошатывался на станине, т.е. что-то там я не очень ровно снял фрезером.

Чуть было не стал истерить, но вовремя обратил внимание на боковые войлочные ограничители, которые я забыл убрать перед проверкой.

После того как убрал с торцов войлочные подушки, шататься стало значительно меньше, но общий перепад высот был зафиксировал в районе 20 соток, так что я перешел к шабрению. Приложил к станине, поводил немного, закрепил.


Соскоблил те места где краска.


И снова приложил суппорт к станине.


Сказать, что шабрение, процесс творческий, требующий полной самоотдачи, это не сказать ничего. Мне всегда было интересно, вот эти люди, выкладывающие часовые видеоролики по шабрению, они вообще женаты? Неужели, пока они шабрят часами, им никто не названивает на телефон, с просьбой срочно прийти что-то сделать по дому? Вот у меня получилось совершенно не так.

Не успел я начать шабрить, как подруга просто сконцентрировалась на том, чтобы отвлекать меня каждые 1--15 минут, на "почистить картошку", что-то там подержать и прочее, от чего процесс затянулся часа на два.


В итоге, получилось полностью убрать перепад высот между краями направляющих и сформировать достаточно большое пятно контакта посередине. До краев решил не дошабривать, потому что суппорт вдруг стал очень легко кататься на том, что получилось, а как известно, лучшее — враг хорошего.


Кроме этого, шабрил я только горизонтальную направляющую, а те что под углом, трогать не стал, потому что не смог к ним нормально подлезть своим широким шабером. Нужно было купить более узкий шабер и выровнять остальные направляющие, прежде чем продолжить стачивать горизонтальную, дабы не получилось очередного перекоса уже между направляющими суппорта. Так что решил пока на этом все операции закончить, до очередного обострения и покупки узкого шабера.

Суппорт собрал, отрегулировал плавность перемещения по станине и на этом, вопрос с направляющими суппорта, пока закрылся. Все катается с небольшим усилием, ровно, плавно, не то как было раньше. Я остался доволен.

Пока жду прихода очередной посылки с подшипниками и Т гайками, чтобы плотно заняться малой продольной, куда я пока не успел врезать подшипники. Кроме этого, должны прийти винты с шестигранником на голове, которые я хочу установить для регулировки прижимных планок. Сами планки тоже хочу поменять, но чуть позже, когда все остальное будет работать.

И на десерт, ко мне едут оптические линейки для установки на BD-8. Такие же как я уже ставил на фрезер Корвет 414, потому что на корвете я не угадал с поперечной подачей на пару сантиметров и в комплекте токарника взял одну из линеек такого размера, чтобы заменить линейку на фрезере, а линейку с фрезера уже установить на токарный. Таким образом ликвидировать свой предыдущий косяк.

Еще на MML 1830V, я заметил что стал редко пользоваться малой продольной, которая несмотря на замену прижимной планки на латунную, установки подшипников и прочего, все равно не совсем корректно работала. Связано это было с тем, что при увеличении усилия на малой продольной у меня отжимало большую продольную (на величину люфта и более), которую я не закреплял. Зато когда я работал большой продольной, установив малую в крайнее положение (оно же более жесткое), то было удобно пользоваться автоподачей и если бы не люфт и неудобные лимбы, я был бы полностью доволен.

К сожалению, единственный способ, корректно работать большой продольной, это установить на нее оптическую линейку, что я и собирался бы сделать, не будь поперечная такой маленькой на MML 1830V. Зато, с покупкой JET BD-8, проблема с недостатком места для оптической линейки на поперечной подаче, исчезла, а значит можно было покупать нормальный DRO набор с двумя оптическими линейками ловить размеры по ним, пользуясь для продольного точения только большой продольной, которая теперь и прижимается хорошо и катается плавно и не отжимается при работе, что особенно важно.

Кроме этого, у JET BD-8 есть небольшой косяк с большой продольной, лимбы врут. На один оборот лимба должно быть 20мм перемещения суппорта, на 7 оборотов, получается 140мм. Но по замерам выходит что на 7 оборотов суппорт перемещается на 136.67мм, что дает погрешность в 3.33 мм. Это не многие замечают, более того, на многих станках такое. Выявить можно только путем контроля перемещения чем-то еще, например при помощи DRO и оптических линеек. Осталось только дождаться прихода посылки, благо отправка там из РФ, так что должно прийти быстро.

А после окончания работ с токарным, я плавно возвращаюсь к своему фрезеру, где почти все детали для сборки ЧПУ уже давно приехали и осталось только все это собрать.

Читайте также: