Как снять ржавчину с металла болгаркой

Обновлено: 17.05.2024

Nissan Patrol GR ›
Бортжурнал ›
Антикоррозийная обработка: чем чистить ржавчину

После долгой борьбы с коррозией под машиной был уставший, но довольный, мол хорошо там все сделал. Пока не глянул на фото-отчет проделанной работы. Были явно видны места, где наросты ржавчины оставались. Даже будучи покрашенными, рано или поздно они будут продолжать разъедать метал. Была произведена работа над ошибками, причем не безрезультатная.

Итак, попытаюсь рассмотреть некоторые способы очистки ржавчины, опробованные на собственном опыте. С точки зрения профессиональной обработки может быть бред, но не каждый может поставить в гараже проф. оборудование. Особенно когда это нужно пару раз в год. В радостью выслушаю замечания и предложения.

Способ 1: Ручная чистка.

Основные инструменты тут:
1. Металлические щетки.
2. Наждачка разной зернистости
3. Молоток и отвертка.

Последнее применяется для борьбы с наростами ржавчины, подковыривая отверткой легко снимать пласты ржавчины.
В принципе, этих нехитрых инструментов хватит чтобы вычистить ржавчину до металла. Правда потребует много времени и больших физических усилий.

Плюсы:
— эффективно удаляет ржавчину
— очень бюджетно, особенно если учесть что обычно отвертка и молоток уже есть.
— щетки, молоток и отвертка — ресурс практически вечный. Из расходников — только наждак.
— можно подлезть всюду, куда пролазят руки.

Минусы:
— Требует много времени
— Требует много физических усилий

Так же можно использовать в качестве пытки, если заставить кого-нибудь зачистить большие площади.

Способ 2: С использованием дрели/шуруповерта

Когда объем работы больше, чем зачистить жука — на выручку приходит дрель.
Из насадок я использовал следующие:
1. Металлические проволочные щетки
2. Металлические проволочные щетки-косички
3. Виниловые щетки.

Тут бы хотелось остановиться по подробнее.

Металлические проволочные щетки:

Самый дешевый вариан. Но не значит что плохой.
Плюсы:
— Хороши для работы с мягким или тонким металлом, т.к не сильно царает его.
— Гибкие. Позволяет вычищать ржавчину из неровностей и сложного рельефа.
— Ресурс. Почти вечные. Но со временем теряют форму, превращаясь в метелку.

Минусы:
-Не очень эффективны.

Тут нам на помощь приходят щетки-косички:

Дороже обычных щеток примерно в раза два.
До поры до времени был основным средством для очистки ржавчины у меня. Именно ими я и чистил все под машиной.
По плюсам-минусам: более агрессивная версия простых проволочных щеток. Чистит лучше, но и оставляет следы на металле. Не теряют форму со временем. Ресурс — вечный.

Но оказывается есть и более эффективный способ — виниловые щетки:

Стоят чуть больше щеток-косичек.

Плюсы:
— Чистят до металла.
— Не оставляют следов на металле. Убирают только ржавчину
Минусы:
— Ресурс. Не то чтобы стираются совсем уже быстро, но понемногу становятся меньше в диаметре.
— Замыливаются, если поверх металла есть битумное покрытие.
— Продаются обычно без крепления на дрель. Надо придумывать крепление.

Дабы не быть голословным, приведу сравнительные тест чудо-щетки.

слева почищено щеткой-косичкой, справа — виниловой

а потом поверх — виниловой

Как видно результат на лицо. В одном только месте она спасовала. Когда надо было почистить кусок, покрытый мастикой — замылилась и стала просто размазывать мастику по ржавчине. Тут на помощь пришла щетка-косичка — для нее это не оказалось проблемой.

Подводя итог по чистке дрелью:
Плюсы:
— можно качественно почистить за более короткий срок ( по сравнению с ручной чисткой )
— в основном нужно единовременное вложение в аксессуары для дрели, т.к обладают большим ресурсом
Минусы:
— Нужна дрель ( доп. вложение )
— Нужно электричество/зарадка аккумуляторов
— Не везде можно подлезть
— Скорее всего не подойдет для чистки больших плоских поверхностей, например кузов авто.

Способ 3. Чистка болгаркой.

Тут сказать особо не чего, не пробовал — не знаю.

Для локальной зачистки явно не подходит из-за громоздкости.
Так же не подлезть в труднодоступные места

Но чистить должна получше дрели.

Способ 4. Пескоструй

Явно не бюджетный вариант.
При хорошем оборудовании качество обработки говорит само за себя.

Пробовал использовать пистолеты для пескоструйной обработки для компрессора. Производительность и качество обработки — очень плохое. Надо хороший компрессор, большой ресивер, да и пистолет дорабатывать. Для простого гаражного ремонта врядли стоит заморачиваться.

Поэтому пескоструй оставим тем, кто профессионально занимается кузовным ремонтом.

Для себя я сделал следующие:
Если надо убрать жука или небольшой ремонт ЛКП — то тут ручная чистка
Если красота особо не нужна — то чистить дрелью. Сначала щеткой-косичкой, чтобы убрать пыль, грязь, инородные покрытия ( мастика, гравитекс или еще что-нить ). Затем виниловой щеткой — до металла. А когда уже дрель недолазит — беру старую добрую наждачку 🙂

Лучшие круги для удаления старой краски и ржавчины

Даже не обязательно старой, может и новой краски. Если вы покрасили а вам цвет не тот.

Очистка металлических поверхностей перед покраской, перед сваркой, после покраски в случае деффектов — это задачи, которые регулярно приходится выполнять на производствах или в небольших мастерских. Кроме того, вам может понадобиться выполнять такие работы даже в быту, например при ремонте дачи, балкона, или это может быть связанно с хобби.

И у нас есть несколько максимально эффективных решений для этого и сегодня мы расскажем о преимуществах и особенностях каждого из этих продуктов.

Но прежде чем говорить о них, уделим немного внимания тем способам, которые уже используются сегодня. Это позволит нам лучше увидеть преимущества специальных продуктов.

Лепестковый круг.

Изначально лепестковый круг это не решение для очистки поверхностей. Он предназначен для снятия металла или других материалов и имеет специальную для этого структуру и свойства самого абразивного зерна. При выполнении не стандартных для него задач, удаление краски и ржавчины, лепестковый круг легко “забивается” продуктами шлифования и не может больше выполнять свою работу.

Лепестковый круг после зачистки краски.

При этом, он может быть практически не изношенным. А когда круг еще новый, то зачистив краску и дойдя до металла он будет “грызть” и его, чем испортит геометрию поверхности изделия. Поэтому такой круг можно считать не самым удачным вариантом для зачистки старой краски. Хотя в некоторых случаях он будет хорошо справляться с толстой окалиной, но на чистом металле.

Зачистка окалины на трубе с помощью КЛТ.

Металлические щетки.

Это продукт предназначенный для очистки поверхностей от различных покрытий, будет это ржавчина и краска или окалина. В зависимости от вида работ существует большое многообразие форм и видов щеток. Щетки для УШМ бывают из гофриванной проволоки или жгутовые.

Первые довольно мягкие и более деликатно очищают металл, могут лучше подбираться к неровностям поверхности или сварным швам.

Жгутовые щетки более агрессинвы, лучше счищают твердые покрытия, но при этом менее эластичны и труднее подбираются в неровности.

Но при всех возможных комбинациях, металлические щетки не всегда могут обеспечить требуемое качество поверхности и снять нужный слой покрытия, если оно особо твердое.

Для эффективной работы щетки требуют высоких оборотов, а в сочетании с большим (в сравнении с КЛТ) весом, это содает высокий уровень вибрации, который не благоприятно сказывается на операторе при продолжительной работе.

Помимо комфорта, металлические щетки не являются самым безопасным способом для наших работ. Даже из самых качественных и дорогих щеток при работе вылетает проволока, периодически цепляясь за острые края изделия. И вылетая такие части могут легко травмировать оператора или как минимум доставить дискомфорт.

Зачистка краски жгутовой щеткой.

Но тем не менее, это один из самых распространенных продуктов, потому что его можно купить в любом хозяйственном или строительном магазине и он весьма сносно справляется со своей задачей.

Это два распространенных варианта решения описанной задачи:

  • первый используется потому что часто уже есть под рукой и не требует дополнительных действий и затрат для его приобретения.
  • второй, потому что доступен и достаточно эффективен для применения в хозяйстве или небольших мастерских.

И теперь мы расскажем про круги для удаления ржавчины и краски из сферы профессионального применения.

Круг зачистной CD (Cleaning Disk)

Старый и новый круг Gtool CD.

Это круги выполненные из нетканого материала. Представляют собой объемную паутину из толстой нейлоновый нити, на которую нанесено абразивное зерно с помощью клея. В круге CD расстояние между нитями образует большие поры, которые позволяют “выкидывать” продуты шлифования и не “засалилваться” кругу, даже при шлифовке очень старой краски, нанесенной во много слоев.

Рекомендуемая частота вращения — 4 000 об/мин. Такие обороты значительно комфортнее для оператора и безопаснее, чем 10–11 тысяч при работе металлическми щетками или КЛТ.

Структура CD круга позволяет ему немного “сжиматься” при работе и этим амортизировать и обрабатывать не плоские поверхности, а например трубы и слегка изогнутые профили.

Он достаточно агрессивный, чтобы снять твердую окалину на металле. При этом геометрия поверхности останется неизменной, лишь с небольшими следами абразивного зерна. Которые легко перекроются последующей покраской.

Зачистка краски кругами Gtool CD

Важный момент — CD круг очень мало нагревает поверхность, особенно это актуально при работе по тонколистовому металлу, например кузова автомобилей.

Как видите, скорость зачистки потрясающая.

Плюсы данного круга:

  1. Высокая скорость съема краски и ржавчины.
  2. Не снимает металл, не изменяет форму заготовки.
  3. Безопасен, нет вылетающих элементов.
  1. Требуется УШМ с регулировкой оборотов.
  2. Боится острых кромок, которые могут приводить к повышенному износу.

Зачистной круг для очистки поверхности СIBO

Круги Cibo для удаления краски и ржавчины

Это младший брат круга CD. Младший, потому что работает более деликатно — в нем меньше абразивное зерно и тоньше нейлоновая нить. Что это дает? Круг получается более мягкий и эластичный, может обрабатывать более искривленные поверхности и при этом оставлять меньшую шероховатость.

Это делает его отличным кругом для обработки, например нержавеющей стали или даже алюминия.

Вот видео его работы:

  1. Высокая скорость съема краски, ржавчины и других покрытий.
  2. Не нагревает металл.
  3. Мягкий, подходит для обработки криволинейных поверхностей.
  4. Мелкозернистый, оставляет высокое качество поверхности, подходит для нержавеющей стали и других металлов.
  1. Требует УШМ с регулировкой оборотов.
  2. Не подходит для грубой обработки.

Круг доводочный Cibo FAG 5

Cibo FAG — круг для очистки металла

Это совершенно новые круги. Они совсем недавно появились в нашем ассортименте и уже стали нашими любимцами.

Служат они все для тех же задач — удаление краски, ржавчины, загрязнений и покрытий. Но эти круги максимально мягкие и гибкие. В них используется очень тонкая нить и очень мелкое абразивное зерно. Это повзоляет им деликатно и качественно обрабатывать любые металлы и оставлять после себя чрезвычайно высокое качество поверхности. В Европе такие круги применяются для очистки и ухода за лопастями ветрогенераторов.

Но из-за более мелкого зерна эти круги создают больше трения, и следовательно при работе ими происходит больше выделения тепла. Это следует учитывать при работе.

Зачистка краски кругами Cibo FAG

За счет мягкости и мелкой зернистости этот круг отлично справляется даже с удалением цветов побежалости после сварки.

  1. Очень высокое качество поверхности после зачистки.
  2. Высокая скорость съема краски, ржавчины и загрязнений.
  3. Подходит для удаления слеждов побежалости после сварки. Идеален для нержавеющей стали и мягких металлов.
  1. Требует УШМ с регулировкой оборотов.
  2. При работе выделяет больше тепла, чем предыдущие круги.

Это 3 лучших круга в нашем ассортименте для очистки краски, ржавчины и других покртыий и загрязнений. Их эффективность проверена и доказана нашими испытаниями и опытом наших клиентов.

Теперь вы знаете особенности этих кругов и сможете выбрать идеальное решение для вашей задачи.

Борьба с ржавчиной. Моё мнение. Часть 1. Инструмент, расходники.


Всем доброго времени суток! Сейчас в самом разгаре сезон кузовного ремонта. Все стараются убрать последствия прошедшей зимы и подготовиться к новой. В большинстве случаев налицо пустой перевод времени, денег и материалов. Т.к. материалы выбраны не правильно и технология их применения нарушена самым грубым образом!

Как я уже писал в своём БЖ я несколько лет работал на автосервисе, затем сменил работу, но и теперь периодически подхалтуриваю)))

В основном занимался именно борьбой со ржавчиной и антикором.
Работа ужасно грязная, очень не полезная и совсем не лёгкая как кажется на первый взгляд.

Основным поводом смены работы стало то что наш народ не готов платить адекватные деньги за качественно выполненную работу и качественные материалы.
Быстро, качественно и дёшево совместить не возможно. В лучшем случае можно выбрать 2 варианта из этих трёх. А что касается материалов — кашу из топора не сваришь. Видимость можно создать, но дешевая рыбка — горькая юшка!

За то время что я этим занимаюсь я перечитал кучу информации, общался на эту тему с очень многими специалистами которые этим занимаются, перепробовал массу материалов и способов. Поэтому знаю что как делать и что из этого получится.

Думаю многим это пригодится!
Точнее не многим а тем кто хочет сделать эту работу качественно и надолго)))

Перейдём от слов к делу!

Итак имеем деталь поражённую ржавчиной.
Для начала определимся с масштабами поражения. Если металл поело более чем на половину толщины то спасти его уже не получится.
Придётся вырезать ту гангрену и переваривать. Об этом расскажу попозже.

Очень хорошо если у вас есть пескоструй! Он хорошо помогает в этом нелёгком деле.

Поверхность поеденная ржавчиной становится неоднородной, бугристой. Поэтому пескоструй самый лучший варинт. Только он может выбить статки ржавчины из образовавшихся кратеров!

СТОП!
Небольшая остановка.
Все работы описываемые далее будут производиться с помощью различного рода насадок и приспособ для дрели и болгарки. Это может быть опасно!
Позаботьтесь о своей безопасности.

Не пожалейте денег и купите как минимум:
1) Защитные очки. Любоваться на полученный результат будет приятнее двумя глазами чем одним!
2) Респиратор или специальная маска. Не стоит им пренебрегать. В процесс работы будет куча пыли. А дышать этой гадостью не советую.
3) Перчатки. Они уберегут ваши руки.
4) Одевайте плотную одежду!

Не стоит экономить на своём здоровье!

Если пескоструя нет то придётся вооружиться вот такой штукой


Да, она стоит денег, но шикарно снимает с металла ржавчину, краску, слои шпатлёвки и прочую гадость. При этом не повреждая сам металл.

Если нету у вас такой и жаба душит покупать то тогда запасайтесь наждачкой, лепестковыми кругами для болгарки.


Да, именно для болгарки. Почти все насадки и приспособы бывают как для дрели так и для болгарки. Но! Нагрузка на инструмент идёт не малая, т.к. работать лучше на малых оборотах. С увеличением оборотов увеличивается вероятность перегреть металл, а это не есть гуд! Да и опасно ими работать на высоких оборотах! Если разлетится то не поздоровится! Поэтому почти всё я делаю болгаркой, за исключением тех мест где можно подлезть только дрелью.

Так же хорошо помогают проволочные насадки.

Имхо самая классная штука вот такой конфигурации

В основном пользуюсь именно этими двумя.


Оптимальный вариант цена/качество

Всё очень классно отдирает! В герметик вгрызается как нож в масло!

Ещё пользуюсь такими:


это скорее "финишные" )) ими хорошо почистить поверхность днища или колёсной ниши. от остатков грязи которую не удалось вымыть. Они более мягкие чем та что выше. Благодаря этому они не портят родное покрытие.

Есть они и такого плана, в виде чашки


Такими удобно чистить ровную поверхность. Получается это гораздо быстрее чем прямыми насадками. Но такую чашу может легко увести в сторону, будьте осторожны если не хотите сильно расширить ремонтную зону)))

Вот как они выглядят в работе

При выборе таких насадок не гонитесь за диаметром! Подбирайте его под свою болгарку или дрель. Если перестараетесь с размером то инструмент его не потянет. Будет сильно греться, просаживать обороты и долго не протянет!

Как я уже писал выше что в основном стараюсь пользоваться насадками для болгарки.
Но есть один интересный вариант который существует только для дрели.


Имея дрель с реверсом и такую насадку можно вычистить ржавчину с довольно глубоких "кратеров" Надо просто немного сильнее прижать к ремонтируемому участку и чистить меняя сторону вращения.

При работе с такими проволочными насадками, лепестковыми кругами с высокой зернистостью и прочими приспособами учитывайте один нюанс!
Они снимают только верхний рыхлый слой ржавчины! остальное они зализывают!

Не раз уже писал про это тем кто это ребятам, ответ один:
-Да ты гонишь! Оно же блестит!

И что что блестит? Провести тест легко! Просто возьмите кусок наждачки и пройдитесь им по этой блестящей поверхности. Тут же появится ржавчина! (Кстати забегая вперёд скажу что у тех у кого всё блестело видимо не слышали про матование))))

Не дадут соврать испытавшие это на себе:

Поэтому вышкуриваем её и опять проходим ёршиком. И так чередуем пока не избавимся от этой гадости!

Как в своё время сказал vmg1961
"Тут главное войти в некое состояние души и тела, смириться и драть, драть и еще раз драть… :)"

Удаляем ржавчину, Эксперименты.


.
Сама ржавчина не сходит, даже после снятия рыхлого слоя болгаркой со щеткой.
Так как со ржавчиной дела не имел раньше, решил начать с самого известного и недорогого средства — Цинкаря.
Цинкарь — особого эффект я не получил, немного пошипели, попузырились очаги, снял совсем чуть чуть, три прохода с болгаркой дали небольшой результат, но глубокие поры остались в ржавчине. — 500 мл закончились.
Есть недостатки: не очень хорошо смывается.
На следующий день, разочаровавшись, пошел в магазин и купил Б-52, ортофосфорной кислоты паяльной, и литр стандартного очистителя.
Намазал остатки в одном месте, где были поры Б-52 и в другом очистителем ржы, решил оставить на сутки.
Результаты:
Б-52 — выел угри ржы до 0,5 мм, со второго-третьего раза поры заблестели, ржы нет, я доволен. Но каждые 30 мин, мне приходилось тереть болгаркой со щеткой. Очень трудоемко, но результат есть.
Но есть недостаток первые слои сухой ржавчины удаляет неохотно.
Поэтому перед его использованием, нужен жидкий уничтожитель ржавчины, а б-52 для зачистки до металла.
В другом месте жидкий очиститель — раза с пятого постоянно подливая его в больное место ржа исчезла практически на 90% глубокие поры обработал Б-52 и чистота.
Когда кончилась 1-я банка Б-52 пошел покупать еще, там где покупал его уже не было, поехал в магазин для автомаляров, там взял последнюю банку.
Небо и земля по сравнению с первым флаконом, купленном в хозмаге, тот же кисель, только пробка желтая,
Вообще не работает, возможно подделка и просрочка. Вот так!
Купил еще одну дрянь RunWay Rust converter — маленькая баночка за большие деньги.


намазал обработанную поверхность с небольшим количеством ржы, как по инструкции, и засушил.
Обработанное место стало синим ржа почернела и пленка засохла.
Результат: через 3 дня содрал кусочек этого покрытия, под ним осталась ржавчина не тронутая, т.е. по моему мнению эффекта 0, только выброс денег.


Содрал всю эту пленку под ней ржа! Вернулся к муторной чистке Б-52. отчистил все поры.
Хочу попробовать ортофосфорную кислоту, разолью ее на полу под водителем, там ржы много и глубоко.
Позже будут результаты эксперимента,
Так же попробую дешевый Нижегородский очиститель, поиздеваюсь над ржавчиной им.
Выводы пока такие, нужно брать жидкий дешевый очиститель, сначала им обильно мочим, чистим, окончательно обрабатываем до белого металла Б-52.
Нижегородский дешевый очиститель ржавчины — он и есть дешевый очиститель, очень жидкий сразу стекает, после него ржавчина немного растворяется, намокает, снимается так же как и без него, не придумал способа сделать так, чтобы облегчить чистку с помощью только этого очистителя.
Ортофосфорная кислота (паяльная) — работает немного лучше чем дешевый очиститель, по свойствам напоминает масло. Залил ей кусок рыхлой ржавчины, через сутки высохла или впиталась, ржавчина почернела но не исчезла. На следующие сутки пропитал тряпочку кислотой, и наложил на больной участок, результаты стали лучше, кислота не испарилась ржавчина ушла на 70% с помощью волосатой щетки участок заблестел, через 20 мин после обработки и очистки стал золотистого цвета. Нужно после кислоты сразу чем-то покрывать.
Еще немного срезал карту водительской двери под ремонт, буду шаманить.

Очистка ржавчины электрохимическим способом и гальваническая оцинковка металла. Часть 1.


Здравствуйте.
Кому лень читать много текста — в конце есть краткий ИТОГ.
ЧАСТЬ №1.
-------------------
КРАТКО О СТАТЬЕ: попробовал очистить ржавчину с применением различных химикатов и электричества. После попробовал гальваническую оцинковку металла.
-------------------
Заинтересовал метод электрохимической очистки ржавчины и гальваническое цинкование металла применительно к кузову автомобиля, когда нет возможности снять деталь и поместить её в гальваническую ванну. Перед тем как попробовать на практике, проштудировал интернет на эту тему и был разочарован. В сети на первый взгляд много статей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что публикуется одна и та же статья, немного изменённая на каждом сайте, чтобы скрыть плагиат. К тому же, в интернете есть противоречивая информация, например, на одних сайтах пишут:

[Нельзя применять уничтожители ржавчины, т.к. они образовывают плёнку из фосфатов, которая будет препятствовать последующему цинкованию. Вместо них нужно применять ортофосфорную кислоту.]

При этом в других источниках пишут:

[Ортофосфорную кислоту для очистки ржавчины тоже применять нельзя.]

На drive2 конечно есть полезные статьи на эту тему, тем не менее после долгих поисков и чтения различных форумов, так и не смог найти ответы на некоторые вопросы, поэтому решил сам попробовать различные варианты и материалы и выбрать для себя что-то одно, с чем и буду работать дальше.
И хоть результат моего эксперимента оказался не вполне завершённым, некоторые вопросы и сомнения всё же были разрешены. Итак.

Кратко, суть метода электрохимической очистки ржавчины и гальванического цинкования металла: уничтожаем ржавчину разъедающими химикатами и одновременно пропускаем по очищаемой поверхности ток для усиления эффекта очистки. Далее к очищенному металлу автомобиля прикладываем «кусок из металла-Цинка» и пропускаем ток от Цинка к металлу авто. Ток начинает отрывать ионы цинка, и они прикрепляются к поверхности металла авто, таким образом образуется защитное, тонкое покрытие из цинка, которое первым «берёт на себя удар» окисления и последующей ржавчины. При этом цинк ржавеет намного медленнее чем сталь, чем хорошо защищает стальной кузов авто от ржавчины.

ЭТАП I. Очистка от ржавчины.

Для очистки от ржавчины протестировал следующие материалы:


1. Кальцинированная сода. В виде порошка. Цена 0,8$ (40р.).
2. Средство для чистки труб «КРОТ». В виде порошка, состоит из едкого натра (гидроксид натрия) который является щёлочью. Цена 0,3$ (20р.).
3. Средство для чистки труб «КРОТ». В жидком виде, состав то же едкий натр + антикоррозионная добавка. Цена 1,1$ (80р.).
4. Ортофосфорная кислота. Цена 6,7$ (400р.) за 1 литр.
5. Серная кислота. В виде электролита для свинцово-кислотных АКБ. Цена 1,0$ (60р.).

Средства 1, 2 и 3 продаются в хозяйственных магазинах. Орт.фосф. кислоту купил в специальном магазине химических реагентов, но народ использует паяльную кислоту на основе ортофосфорной из магазинов радиодеталей. Электролит не проблема купить в автомагазине. Обычно его состав 35% серной кислоты, и 65% дистиллированной воды.

Сначала подготовил растворы, т.к. все эти 5 средств нужны в жидком виде. Средства 1 и 2 растворял в воде. По пропорциям не скажу, просто сыпал немного порошка в воду и хорошо перемешивал. Если все крупинки растворились – досыпал ещё. Когда порошок переставал растворяться – значит раствор уже насыщен по максимуму и готов к применению. Средства 3, 4 и 5 использовал прямо в исходном виде.
Далее изготовил электрод для очистки ржавчины, лучше чтобы он был из нержавейки.
Купил в строительном магазине шпатель из нержавейки. Проверил магнитом – нержавейка не магнитится. Вырезал из шпателя удобный кусок, загнул, просверлил дырку для надёжного крепления провода. Провод припаял и замотал. См.фото ниже.



Далее взял ржавую стальную ленту, 1-1,5мм толщиной, её и буду очищать. Фото:


Сначала ленту почистил от ржи 400 наждачкой и обезжирил. Фото:



Как видно по фото, поверхность на первый взгляд чистая, но ржавчина осталась в мелких бороздках и кратерах. Если дальше продолжать счищать ржу механическими способами до чистого металла – самому металлу лучше не станет, в автомобиле он и так тонкий. А перед грунтовкой/покраской авто, необходимо ржу вычистить полностью, иначе какой бы не был слой шпаклёвки и грунта, если под ним осталась необработанная ржавчина – она полюбому будет распространяться дальше, даже под слоем ЛКП.
Теперь принципиальная схема очистки с помощью электрода:

[Прочитал в интернете: при гальванической оцинковке важно чтобы раствор не попадал на провод (мой-медный), который припаян к пластине-нержавейке.]

и я тупо следовал этому правилу не только при оцинковке, но и при очистке.

Итак, эксперимент начался. Для начала я решил проверить, а нужен ли вообще ток или растворы сами по себе могут очистить ржавчину? Для этого я взял другой кусок этой металлической пластины, который вообще ничем не чистил заранее. Обмакнул электрод в средство 3 (крот жидкий) и провёл 8 раз по металлу. См. фото. Далее я подключил ток (минус на пластину, а плюс на электрод), и тем же средством, опять прошёлся 8 раз, но в другом месте пластины. Результат очевиден, см. фото!
Далее я подумал, раз ток идёт от плюса к минусу, значит электроны отрываются от нержавеющего электрода и идут в направлении к пластине. А что если поменять полярность, чтобы электроны отрывались от пластины и вместе с собой «увлекали» ржавчину? Вроде логично, поменял полярность (плюс на пластину, а минус на электрод) и провёл 8 раз в другом месте. Эффект тоже очевиден (хуже очищает) на фото:


(Кстати, на фото видно, что после 24 проходов, поролон порвался. Это нормальное явление. Ещё на фото там (в центре и справа), где применял электричество кажется всё потемнело, но это просто влага от жидкого крота, а слева она уже высохла.).


Таким образом чистка с током намного эффективнее чем без.
Далее я разделил легко смываемым маркером очищенную пластину на части, при этом

[после применения каждого средства, его остатки смывал (нейтрализовывал кислоту) раствором обычной (не кальц.) соды, т.к. эти места потом буду оцинковывать. После сразу вытирал насухо тряпкой, т.к. очищенный голый метал (да ещё и влажный) сразу начинает ржаветь.]

Затем на каждой части, слева на право, протестировал средства 1-3 последовательно. Фото:


В итоге, кальцинированная сода справилась с задачей откровенно плохо. Кроты показали себя чуть лучше соды, но всё-таки, не достаточно хорошо. При этом крот, который шёл изначально в жидком виде показал себя чуть лучше своего порошкообразного собрата. Это либо из-за содержащейся антикоррозионной добавки (согласно состава), либо из-за того, что порошкообразный крот я развёл недостаточно хорошо.
По результатам теста ни к.сода, ни кроты ржавчину полностью не очистили(((
Я начал думать, что напряжения тока недостаточно, или нужно больше времени на очистку. Вот с такими грустными мыслями я обмакнул электрод в ортофосфорную кислоту, без надежды на успех и тут…



Ортофосфорная кислота не только очистила металл до блеска, но ещё полностью удалила ржавчину из бороздок и кратеров. Далее смыл остатки кислоты содовым раствором, как писал выше и протёр насухо. Следующий участок очистил серной кислотой:


Серная кислота удалила ржавчину так же хорошо, как и орт.фосфорная.
На этом эксперимент можно было завершить, но меня не устраивало что подопытная металлическая пластина была недостаточно ржавая. В таком виде, ржавчину можно было и счистить наждачной бумагой, без заморочки с кислотами и током, поэтому:


… и приступил вычищать половину уголка серной, половину ОФ.кислотой. Начал с тока в 2A, напряжение при этом было 3-4V. Процесс шёл — кислота пузырилась, на поролоне оставалась ржавчина, но эффекта не было. Увеличил ток сначала до 3А, затем 4, 5, 6, менял поролон, увеличил время очиски. Напряжение уже подскочило до 15V но…


… серная и ОФ кислота вообще ничего не очистили. В кратерах ржавчины не убавилось, и даже сверху металл чище не стал.((( Я думаю это потому, что поверхность металла была слишком рельефная из-за больших и глубоких кратеров — контакт очищаемой поверхности с поролоном электрода был недостаточен.
Как вы думаете?

После такой неудачной чистки, сразу смыл кислоту раствором соды, протёр насухо тряпкой и окончательно высушил феном.
Стало интересно, а эту ржавчину возьмёт ли что нибудь, кроме пескоструйки?
Попробовал удалить уничтожителем ржавчины.

[Есть два типа уничтожителей ржавчины. Первый просто уничтожает для дальнейшего смыва этого уничтожителя и механического очищения, а второй преобразовывает ржавчину, в устойчивое соединение солей, которое служит защитой металла и его смывать не нужно.]

Я использовал первый тип:


Нанёс, подождал 15 минут, смыл. Металл покрылся белым налётом, наверное это та самая плёнка из фосфатов (см.начало статьи). Результат минимален — есть небольшие "пятна" чистого металла, но в целом ржавчину не удалось удалить. После уничтожителя попробовал почистить наждачкой — тоже нет ощутимого эффекта. Что с уничтожителем, что без — ржавчина мех.способом удаляется одинаково плохо. Фото после уничтожителя, до чистки наждачкой:


------------
ИТОГ:
1. Ток однозначно помогает очищать ржавчину (ваш кэп);
2. Кальцинированная сода очищает ржавчину плохо, КРОТ очищает лучше, но недостаточно хорошо. Серная и ортофосфорная кислоты очищают одинаково хорошо;
3. Хорошо очищаются электрохимическим способо ровные поверхности металла, с небольшим "налётом" ржавчины (ваш кэп). Металл с сильно "въевшейся" ржой даже уничтожитель ржавчины не берёт.
-----------

Во втором этапе (ЧАСТЬ 2) очищенную пластину я оцинковал гальваническим способом и оставил на улице под дождём. Как будет время обязательно напишу об этом.

Всем спасибо за внимание!

upd.: Забыл сказать, хотел найти соляную кислоту для опытов, но оказалось она в чистом виде (в РФ) продаётся только юридическим лицам.((( Наверное чтобы народ в ней трупы не растворял и наркотики со взрывчаткой не делал.

Как выбрать щётку по металлу для болгарки для очищения ржавчины

Функциональность болгарки зависит не только от технических характеристик, но и насадок, используемых в работе. В число важных оснасток входит щётка по металлу.

Для чего применяется

Для удаления с металлической поверхности ржавчины или старой краски используются различные приспособления. Быстро и качественно выполнить работу можно с помощью болгарки и специальной насадки в виде щётки.

Конструкция представляет собой круглую основу с проволочной или нейлоновой щетиной. Рабочие элементы расположены равномерно по всей окружности чашечки. Длина щетинок единая.

Щетка дисковая для УШМ, нейлоновая проволока с абразивным покрытием Зубр

Щетка дисковая для УШМ, нейлоновая проволока с абразивным покрытием ЗУБР «ПРОФЕССИОНАЛ»

При неравномерном покрытии круга проволочной щетиной отмечается непроизвольная вибрация насадки во время шлифовки. Из-за этого снижается качество чистки.

Оснастку выбирают на болгарку с учётом технических показателей. Одним из главных является количество оборотов в минуту. Неприемлемо применять металлическую щётку с низким значением оборотов на УШМ (углошлифовальная машина) с высокой скоростью вращения. Эффект от такой обработки будет минимальным. Оснастка быстро выйдет из строя.

Для каких целей используют кордщётки:

  • зачистка старого защитного покрытия (ЛКМ);
  • шлифовка металлических заготовок;
  • удаление заусенцев;
  • браширование, шершевание древесных заготовок;
  • зачистка деталей перед сваркой;
  • снятие ненужной части наплавленного металла со швов;
  • стачивание острых углов и др.

Иногда щётки по металлу используют в качестве заменителей абразивных кругов.

Основные характеристики щёток

Основу щётки представляет круг с отверстием по центру (диаметр 22,2 мм). Внешне он напоминает отрезной диск. Устанавливается на болгарку оснастка также одинаково. Для этого насадку надевают на шпиндель УШМ, после чего затягивают её контргайкой.

Щётки выпускают разных диаметров (от 115 до 200 мм). Степень жёсткости щетины зависит от толщины проволоки. Вариант насадки подбирается с учётом этих параметров, чтоб не повредить внешний вид рабочей поверхности.

Оснастка с тонкой проволокой подходит для обработки заготовок сложной формы или мягкой структуры. Толстые щетинки целесообразно применять для зачистки сварочных швов или заусенцев.

Жёсткость насадки также зависит от типа материала, используемого для изготовления щётки, и формы щетин. Каждая разновидность предназначена для выполнения определённых работ.

При выборе насадки нужно учитывать:

  • диаметр чашечки;
  • скорость вращения шпинделя;
  • количество рядов щетины на основе;
  • материал ворса.

Критерии выбора

Выбрать максимально подходящую щётку можно, ориентируясь на следующие критерии.

Производитель

Качество насадки отождествляется с производителем. Вызывает доверие продукция, изготовленная известными марками. В их число входят бренды:

  • STAYER;
  • Bosch;
  • GROSSMEISTER;
  • Lessmann;
  • SKRAB;
  • Matrix;
  • Энкор;
  • Зубр.

Какие бывают

Щётки по металлу для УШМ бывают разных видов.

Кордщётка

Оснастка отличается высокой жёсткостью и твёрдостью. Поэтому её не применяют для обработки древесины и мягких металлических сплавов. Основное назначение – крацевание. Отсюда инструмент и получил название – кордщётка.

Для дерева и мягких металлов жёсткая насадка не подходит из-за повреждения структуры обрабатываемых материалов и потери эстетических качеств поверхности.

Лепестковый диск

Насадка выпускается в разных диаметрах. Диапазон составляет 15-500 мм. Показатели зернистости предлагаются также на выбор – 40-2500. Для изготовления оснастки используют цирконий и электрокорунд.

Применяют данный вид для обработки плоских и криволинейных поверхностей со сложной структурой.

Абразивная чашка

Название насадка получила из-за схожести со столовым предметом. Форма у неё цилиндрическая. Выпускается абразив в диаметрах 100-180 мм. Одной из популярных моделей является чашка 125 мм.

Шлифовальный абразивный диск

Конструкция представляет собой металлическую основу, на которую фиксируются круги разной зернистости. Замена их осуществляется быстро. Круги являются расходным материалом. Основа насадки не изнашивается.

Для обработки поверхности также используют разновидность шлифовальных средств – шлифовальный щёточный круг. Он бывает разных диаметров, зернистости и высоты. Подбирается с учётом вида работ и типа материала.

При выборе щётки для обработки детали нужно учитывать тип поверхности. Является ли она ровной, либо имеет пазы, углы, внутренние грани, труднодоступные выемки. Исходя из особенностей заготовки, подбирается подходящая форма насадки.

Тип насадкиОсобенностьНазначение
ДисковаяОснову конструкции представляет диск. По его краям зафиксированы проволочные жгутики.Обработка поверхностей с углами, пазами, деталей со стыками.
ЧашечнаяОснова выполнена в виде чашки. Её края оснащены щетиной из ровной/витой проволоки.Удаление окалин, снятие старой краски с поверхности большой площади.
КоническаяКонструкция основы напоминает слегка вогнутый диск. Обрамление краёв – витая проволока.Обработка деталей, имеющих перепады плоскости, радиусные изменения, выемки.
РадиальнаяОснова почти такая же, как у дисковой насадки. Отличается проволочной щетиной. Она выполнена из тонкой ровной/витой формы с плотной набивкой по окружности.Зачистка стальных деталей от окалин, ржавчины и др. шлама.

Материал щетки

Проволока выполняет функцию абразива. Для придания насадке разной жёсткости используют разные материалы:

  • латунь;
  • нейлон;
  • нержавеющую сталь.

Первый и третий вариант подходит для обработки металла, бетона, кирпича и др. Нейлон выбирают для шлифования деревянных и пластиковых заготовок, нанесения на дерево узоров.

Использование проволоки

Щетина отличается не только видом материала, но и формой.

  1. Жгутовая – представляет собой скрученный пучок металлических ворсинок. Применяется такая насадка преимущественно для грубых работ.
  2. Гофрированная – снижает вибрацию болгарки благодаря пружинистым свойствам.
  3. Витая – ещё одна разновидность скрутки, которая обеспечивает высокую жёсткость.
  4. Ровная – стандартное средство для обработки древесины, металла, стали.

Применение оснастки по назначению продлевает срок службы расходных материалов.

Назначение

Использовать насадки для УШМ можно для обработки заготовок и изделий из следующих материалов:

Диаметр

Показатель измеряется в миллиметрах. В магазинах встречаются модели диаметром 115-200 мм. Для выполнения нестандартных работ применяют оснастку от 5 до 900 мм.

Чем меньше диаметр, тем ниже нагрузка на двигатель электроинструмента.

Посадочный диаметр

Данный параметр определяет величину отверстия в насадке. Она соответствует диаметру шпинделя болгарки, на который выполняется установка оснастки. Варианты диаметров щётки по металлу:

Толщина диска

Единицей измерения показателя – миллиметры. Выпускаются диски толщиной 1,7-55 мм.

Толщина алмазного слоя

Алмазный слой наносится на насадку толщиной 2,4-6 мм.

Зернистость

Абразивные расходники имеют разную степень жёсткости. На насадке показатель зернистости обозначается в виде символа Р. Для щёток по металлу применяются значения: 40; 60;80. Это крупнозернистые варианты. Чем меньше цифра, тем меньше зерно.

Количество в упаковке

Насадки поступают в продажу в упаковке. Количество варьируется от 1 до 230 шт.

Читайте также: