Как собрать мольберт для рисования металлический в чехле складной

Обновлено: 17.05.2024

Начинающие художники часто задаются вопросами: «Как сделать мольберт своими руками? Или как выбрать подходящую модель из заводских изделий?» Для ответа на эти вопросы нужно понять конструкцию того или иного вида мольберта. Для тех, кому интересны треноги, будет полезно ознакомиться со следующими фотографиями, на которых подробно изображены отдельные элементы и вся конструкция мольберта «Лира».

1. В основе формы мольберта-треноги лежит треугольник. Его образуют две передние ножки. Третья задняя ножка является откидной, что позволяет складывать мольберт, который не займёт много места. Поэтому им удобно пользоваться дома.

001 Мольберт-тренога Лира

002 Мольберт-тренога Лира

2. По середине мольберта расположена стрела, к которой крепятся полочка для подрамника снизу и фиксатор холста сверху.

003 Мольберт-тренога Лира

3. Полочка и фиксатор являются подвижными элементами мольберта. Они перемещаются вдоль по стреле. Это позволяет художнику регулировать высоту расположения холста. Как полочка, так и верхний фиксатор прижимаются к стреле болтами. Данный вид крепежа достаточно надёжно фиксирует эти элементы в неподвижном состоянии. Главное — хорошо затянуть гайки и помнить о максимально допустимом весе холста или планшета.

004 Мольберт-тренога Лира

005 Мольберт-тренога Лира

006 Мольберт-тренога Лира

007 Мольберт-тренога Лира

009 Мольберт-тренога Лира

4. Положение откидной ножки этого мольберта регулируется с помощью специальных направляющих. Фиксация ножки в неподвижном состоянии обеспечивается прижимными болтами. Благодаря этому нехитрому, но эффективному механизму можно не только фиксировать ножку, но и регулировать наклон всего мольберта.

010 Мольберт-тренога Лира

011 Мольберт-тренога Лира

012 Мольберт-тренога Лира

5. Откидная ножка крепится к поперечной планке мольберта при помощи обычной петли.

013 Мольберт-тренога Лира

6. Верхняя и нижняя поперечные планки, соединяющие ножки и центральную стрелу мольберта крепятся обычными шурупами-саморезами.

014 Мольберт-тренога Лира

Существуют разные вариации этого мольберта, однако, их всех объединяет одна суть. Как видим, конструкция классического мольберта-треноги «Лира» достаточно проста и практична в работе.

Делаем мольберт раскладной

Я решил сделать мольберт и показать вам, как его можно сделать в домашних условиях.

Инструменты: дрель, шуруповерт, пила.

Материалы: 4 рейки (2*4,5 см) длиной 2 метра, несколько планочек 2*3 см, болты, анкеры металлические.

Итак. На фотографии изображены 3 рейки, потому что не сильно подумав заранее о том, сколько мне их понадобится, решил, что хватит и трех. Но их нужно было 4! Поскольку это мой первый опыт создания мольберта, то тут у меня присутствуют некоторые оплошности и кое-какие этапы можно упростить, сделав процесс изготовления мольберта более легким.

Делаем мольберт раскладной, фото № 1

Делаем мольберт раскладной, фото № 2

Нам нужно сделать 3 детали по 120 см. Одну 28 см и одну 50. Это у нас будет основа мольберта. Назовем эту композицию так.

Делаем мольберт раскладной, фото № 3

Эти детали — то, на чем подрамник будет стоять и то, чем он будет зажат сверху. Верхняя часть (слева) — 4 детали по 15 см, нижняя часть (справа) — 15, 30, 50, 50 см соответственно. И маленькие кусочки, в количестве четырех штук по 4,5 см в длину:

Делаем мольберт раскладной, фото № 4

Здесь у нас то, что будет держать наш мольберт. Его третья нога и опора этой ноги — 115 см и 50 см:

Делаем мольберт раскладной, фото № 5

Проходимся наждачной бумагой по всем нашим заготовкам. Особое внимание следует уделять краям, немного скругляя их:

Делаем мольберт раскладной, фото № 6

Раскладываем переднюю часть на столе в том виде, в каком она должна быть. Общая высота — 180 см:

Делаем мольберт раскладной, фото № 7

Места соединений смазываем клеем:

Делаем мольберт раскладной, фото № 8

А потом прикручиваем саморезами:

Делаем мольберт раскладной, фото № 9

Получается вот такая штуковина:

Делаем мольберт раскладной, фото № 10

Обнаруживаем остатки клея:

Делаем мольберт раскладной, фото № 11

Мокрой тряпкой вытираем клей:

Делаем мольберт раскладной, фото № 12

Теперь пришла очередь соединять детали, которые будут держать подрамник. Слева — верхняя, справа — нижняя.

Делаем мольберт раскладной, фото № 13

Рассмотрим соединение нижней детали. Верхняя собирается аналогично. Прикручиваем так:

Делаем мольберт раскладной, фото № 14

Прикручиваем заднюю часть:

Делаем мольберт раскладной, фото № 15

Приклеиваем брусочки, которые буду позволять нашей детали плавно и без перекосов перемещаться по вертикальной направляющей мольберта:

Делаем мольберт раскладной, фото № 16

Для удобства приклеивания, я прижал склеиваемые детали зажимками:

Делаем мольберт раскладной, фото № 17

С задней части нашей основы мольберта прикручиваем петлю для третьей ноги:

Делаем мольберт раскладной, фото № 18

Прикручиваем саму "ногу" к петле:

Делаем мольберт раскладной, фото № 19

Далее прикручиваем маленькую петельку для фиксатора "ноги":

Делаем мольберт раскладной, фото № 20

И прикручиваем сам фиксатор к раме. В итоге получается вот так:

Делаем мольберт раскладной, фото № 21

Просверливаем дырки в обоих деталях и вставляем туда болт с барашковой гайкой сзади для фиксации. Как я потом понял, лучше просверливать дырки до того, как подвижные детали буду присоединены к раме:

Делаем мольберт раскладной, фото № 22

Получается пока что вот так:

Делаем мольберт раскладной, фото № 23

А вот наша нижняя деталь, которая будет держать подрамник или что-то ему подобное:

Делаем мольберт раскладной, фото № 24

К ней нам нужно приделать вот такое. А именно, прикладываем оставшуюся деталь, которую мы отпилили, размечаем места соединения. Просверливаем так, чтобы не выйти насквозь в нижней детали:

Делаем мольберт раскладной, фото № 25

В отверстие нижней детали вставляем анкер:

Делаем мольберт раскладной, фото № 26

Получается вот такое нечто. Можно было все сделать немного попроще, но мне хотелось, чтобы спереди мольберта не были видны металлические детали.

Делаем мольберт раскладной, фото № 27

Для фиксации на вертикальной части мольберта вкручиваем болт руками и зажимаем барашковой гайкой:

Делаем мольберт раскладной, фото № 28

Делаем мольберт раскладной, фото № 29

Точно также поступаем с верхней частью держателя подрамника. И мольберт готов:

Делаем мольберт раскладной, фото № 30

Очень надеюсь, что кому-нибудь это пригодится.

Многие этапы можно подкорректировать и упростить, но, поскольку это был мой первый опыт, это не считается.

Что такое мольберт, виды, сборка и ремонт собственными руками?

Что такое мольберт, какие бывают виды, как собрать, и как отремонтировать собственными руками?

Как сделать мольберт из подручных средств?

Мольберт - это конструкция из дерева или металла, позволяющая художнику удерживать перед собой холст или подрамник во время работы над своим произведением.

Мольбертами художники пользуются довольно давно, создано множество их конструкций.

Мольберты для мастерской художника лучше выбирать массивные, из дерева или металла, с возможностью регулирования высоты вертикального зажима для подрамника. Такой мольберт должен вынести нагрузку крупногабаритного полотна и устойчиво его удерживать во время работы.

Вот такие мольберты-треножники были известны еще пару сотен лет тому назад и раньше.

vjkm,thns

мольберт

Эта конструкция мольберта довольно сложная, это студийный вариант, выполнен из дерева.

мольберт2

А это складной мобильный металлический мольберт-треножник. Его часто покупают для пленеров, годится он также и для выполнения небольшого формата работ (не больше 70 сантиметров в высоту).

С одной стороны, мобильный мольберт должен быть не тяжелым, чтобы можно было легко с ним передвигаться, а с другой стороны, лучше, если его вес будет выше, а ножки более острыми, чтобы можно было надежно закрепить его в почве, во избежание переворачивания во время порывов ветра.

В то же время, такой мольберт хорош в студиях, где проходит обучение художников. Любое количество таких мольбертов убирается довольно быстро на полку в шкаф.

мольберт3

Настольный мальберт просто необходим художникам-миниатюристам. На нем легче разместить картину небольшого формата прямо перед глазами, он более устойчив для такого формата работ. Конструкция настольного мольберта очень проста, ее можно рассмотреть по фотографии:

мольберт 4

Еще один вариант мольберта-треножника.

мольберт

А здесь- простейшая конструкция мольберта-треножника со съемным фанерным планшетом-подрамником.

мольберт

Это довольно устойчивая конструкция мольберта предназначена только для работы стоя, поэтому высоту размещения стационарной доски-подрамника надо регулировать в соответствии с ростом художника.

Этот мольберт складной - мобильность обеспечивается с помощью петель, скрепляющих заднюю часть и переднюю с подрамником. С помощью боковых реек с проемами, сделанными на разной ширине, можно регулировать угол наклона подрамника.

Единственное замечание: я бы сделала боковую рейку длиннее и с большим количеством проемов, для того, чтобы можно было обеспечить более пологий наклон, необходимый в некоторых видах художественных работ.

мольберт

Ну, а эта конструкция мольберта очень популярна в России и ее можно встретить и в художественных школах, и в институтах.

Когда нужно работать акварелью на плоскости с наклоном примерно 30 градусов, подрамник этого мольберта поднимался и опирался на подставленный стул. Художник работал стоя. Хороший вариант для создания работ, шириной не более пятидесяти сантиметров.

Воспользовавшись этим чертежом, такой мольберт легко сделать своими руками.

Создаем мини-мольберт своими руками

Сегодня хочу предложить вам сделать мини-мольберт своими руками. В больших городах есть возможность купить его, а вот в маленьких это проблема, на себе проверено. Долго искала в интернете, как сделать мини-мольберт, ничего подходящего не нашла. Решила сделать сама и поделиться с вами.

Для изготовления нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • штапик, у меня палочка от фейерверков, в идеале палочка сечением 6 на 8 мм (заказать можно в столярной мастерской);
  • ручная пилка (ножовка);
  • шило;
  • сверло;
  • болтик с барашкой;
  • клей по дереву;
  • маленькие гвоздики;
  • наждачная бумага;
  • молоток;
  • степлер;
  • карандаш;
  • линейка.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 1

Прошли давно новогодние праздники, но у меня остались палочки от фейерверков. Пришла пора дать им новую жизнь. Длина палочки 105 см, сечение 1х1 см. Данной палочки достаточно для изготовления одного мольберта высотой 15 см и подрамника 10х13 см. В идеале можно заказать палочки в столярной мастерской с сечением 0,6х0,8 см мольберты получаются более изящные.

Сам мольберт состоит из 4 частей:

  • 2 одинаковые с острым углом — 15 см;
  • одна короче на 1 см — 14 см;
  • перекладина примерно 12 см.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 2

Отмечаю на палочке 15 см и провожу острый угол, примерно до 13 см

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 3

Отпиливаю первый элемент под острым углом, примерно 15-20 градусов, удобно использовать стусло, эта такая столярная штука, у которой прорези под определенными углам.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 4

Прикладываю отпиленный элемент к палочке, отмечаю равную длину. Отпиливаю.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 5

Две боковушки готовы, теперь средняя часть мольберта, она на 1 см короче. Отмеряю 14 см.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 6

Отпиливаю. Пилится легко.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 7

Складываю три элемента вместе. Измеряю примерное расстояние снизу конструкции. Это удерживающая перекладина, на нее буду ставить подрамник с картиной.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 8

Откладываю 12 см на исходной палочке. Отпиливаю.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 9

Промежуточный результат.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 10

Теперь надо сделать подрамник. Он состоит из 4 элементов. 2 отрезка по 10 см и 2 отрезка по 13 см под углом 45 градусов.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 11

Все части отпилены, отшлифовываю их наждачкой до гладкости. Уделяю внимание углам.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 12

Процесс пыльный, но не сложный. Я использую шкурку Р150, мелкая.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 13

Примеряю углы. Вроде ровные, если не ровно получились скосы, можно еще сточить наждачкой или надфилем, напильником.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 14

Пришла очередь сделать отверстия для крепления болтика с барашкой. Они продаются в строительных магазинах, барашек удобный для закручивания, но его можно заменить обычной гаечкой. Провожу прямую линию.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 15

Шилом намечаю точку для просверливания отверстий. Сверло лучше брать немного тоньше самого болтика у меня 3,1. С помощью дрели, шуруповерта или мужа высверливаем 3 отверстия. Обращаю внимание сверлим по намеченной прямой, это касается острых скосов. Аккуратно, чтобы не треснули палочки.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 16

Отверстия готовы, на этом этапе можно заняться декором, покрасить мольберт или пройтись морилкой, состарить и тому подобное. На перекладине решила скосить углы, так лучше смотрится.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 17

Собираю мольберт. Фиксирую болтиком с барашкой три основных палочки вместе.

Маленькую палочку (12 см), прибиваю гвоздиками, к двум крайним палочкам (со скосами), она будет держать картину на рамке и выполнять фиксирующую функцию. Креплю её на расстоянии 1-2 см от низа мольберта.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 19

Подбираю гвоздики, они должны хорошо фиксировать палочки, но не насквозь. У меня 17 мм.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 20

Прибиваю только к крайним.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 21

Вот так должно получиться. Мне пришла поздно мысль прибить гвоздики с обратной стороны, ну ничего, в последующих мольбертах так и поступлю, чтобы шляпок не было видно.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 22

Подрамник. Сначала склеиваю все части клеем, лучше по дереву или эпоксидкой. После высыхания, с помощью строительного степлера фиксирую скобами для надежности.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 23

Натягиваю подготовленную картину на рамку.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 24

Любуюсь результатом.

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 25

Кто умеет рисовать и писать картины, может таким образом создавать свои мини шедевры. Я пошла простым путем, распечатала в типографии понравившиеся картины на холсте и натянула на подрамники, а также создала объемные шерстяные картины. Получились маленькие произведения искусства. Ура!

Создаем мини-мольберт своими руками, фото № 26

Также распечатала свой логотип и теперь на каждой выставке он со мной.

Подошел к концу данный мастер-класс по мини-мольберту, кому понравилось или не очень пишите в комментариях. Возникнут вопросы, тоже пишите. Всем удачных экспериментов и, конечно же, жду фото ваших творений и шедевров.

Мольберт: виды, решения и конструкции, чертежи, изготовление, нюансы

5468486486

Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.

Процесс живописи маслом с мольберта

Простейший случай

Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.

Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.

Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.

Какой делать первым?

Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.

Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.

Напольные

Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.

Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Основные типы мольбертов для станковой живописи

Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.

Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.

Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).

О наклоне полотна

Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.

Зачем еще станок

Живопись сильными широкими мазками

Живопись сильными широкими мазками

Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.

Тренога

По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.

Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.

Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:

Схема устройства самодельного мольберта-треноги

Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.

Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:

  • Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
  • Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
  • Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
  • Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
  • Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
  • Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
  • Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.

Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:

Видео: настольный детский мольберт-тренога


Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.

Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.

Монументально рисовать? Это как?

Образцы монументальной живописи

Образцы монументальной живописи

Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.

Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:

Устройство и размеры обычного и усиленного мольберта-лиры

Устройство и размеры обычного и усиленного мольберта-лиры

Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.

Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.

Чертежи мольберта-лиры для живописи

Чертежи мольберта-лиры для живописи

Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:

Читайте также: