Как состарить металл медным купоросом

Обновлено: 21.09.2024

Многие вещи и материалы теряют свой привлекательный при состаривании, но на металлы и сплавы из них это не распространяется. Патина, или налет окислов, придает предметам из металла дороговизну и ценность. Именно по этой причине элементы, изготовленные из состаренного металла, можно обнаружить в стилизованном интерьере. Многие задаются вопросом о том, как выполнить патинирование латуни в домашних условиях. На самом деле сделать это несложно, главное — запастись необходимым инвентарем и придерживаться правил выполнения такой работы.

Методы и средства для чернения латуни

Чернение латуни в домашних условиях можно выполнять при помощи следующих методов:

  1. В водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт, пока жидкость не станет прозрачной. Изделие из латуни поместить в получившийся раствор, выдержать несколько минут. Затем достать и слегка подогреть. Сверху на изделии должна появиться пленка черного цвета.
  2. Изделие из латуни тщательно зачистить наждачной бумагой. После этого к подготовленной поверхности не нужно прикасаться, чтобы не оставалось жирных следов. Выдержать несколько минут в растворе хлористой платины. Затем извлечь и оставить на воздухе.
  3. Приготовить состав из азотной кислоты и металлической меди. Немного подогреть, поместить в полученное средство латунное изделие.

Чернение латуни


Средство для чернения латуни
Есть много различных средств для чернения латуни. Но не все они могут применяться в домашних условиях. Ведь некоторые необходимые вещества не встречаются в свободной продаже.

Патинирование: что это?

Для того чтобы выяснить суть патинирования, следует узнать об особенностях такого сплава, как латунь. Основная часть ее состава приходится на медь, а лигатура латуни представлена цинком. Также в сплав может добавляться цинк. При взаимодействии с воздухом и некоторыми химическими веществами, присутствующими в воздухе, многие металлы и их сплавы начинают покрываться закисями и окислами, имеющими вид буро-красного или зеленого налета. Такой налет называют патиной, образуется она в процессе окисления металла. Сам процесс образования патины называется оксидированием.

состаренная искусственно латунь

Многие считают, что патинирование является тем же, что и оксидирование. На самом деле это не так, ведь оксидирование представляет собой естественный процесс, в то время как патинирование металла является искусственным состариванием. В процессе патинирования металл или сплав меняет свой цвет и приобретает состаренный вид.

Чернение латуни в домашних условиях

Провести чернение латуни можно самостоятельно при помощи различных средств. Но необходимо действовать аккуратно, четко следуя инструкции, чтобы не испортить металл.

Подготовка к процедуре

Большинство средств, применяемых для чернения латуни, являются токсичными и могут нанести вред здоровью человека. Хранить их необходимо в плотно закрывающихся емкостях, чтобы не допустить испарения ядовитых паров.

Выполнять патинирование необходимо в шкафу, в котором имеется вентиляция. Дверцы шкафа должны быть приоткрыты, чтобы во время работы осуществлялась эффективная вытяжка паров.

Перед патинированием изделие необходимо подготовить. Для этого тщательно очистить рабочую поверхность от любых загрязнений. Сначала промыть в теплой воде, а затем – обработать обезжиривателем.

После выполнения процедуры изделие необходимо еще раз промыть и выложить на опилки. Они впитают остатки влаги, не повредив при этом поверхность материала. Применение опилок для просушки считается более щадящим методом, нежели использование для этого ткани. Ведь при механической просушке может повредиться тонкий слой патины. Кроме того, такой метод не позволяет полностью удалить влагу.

Использование сульфида калия

Это распространенный способ чернения латуни. Во время него можно использовать сульфид калия с разным агрегатным состоянием – жидким, твердым, гелеобразным. Предварительно его необходимо разбавить водой в пропорции 1:16. Если применяется сульфид калия в твердом состоянии, его сначала нужно измельчить до порошка, а только после этого залить жидкостью.

Чернение латуни


Чернение латуни можно делать с помощью сульфида калия

Также необходимо подготовить раствор соды. Карбонат натрия также необходимо разбавить в соотношении 1:16. Сначала следует поместить изделие в раствор сульфида калия. Выдержать некоторое время, а затем поместить в раствор соды. Это необходимо для того, чтобы прекратить реакцию.

Чернение раствором медного купороса

Применение медного купороса позволяет создать золотисто-коричневую патину на поверхности обрабатываемого материала. Пленка будет иметь умеренный блеск. Для этого берут 20 г медного купороса, 5 г перманганата калия (марганцовки) и заливают литром воды.

Раствор должен быть комнатной температуры. Его необходимо нанести на поверхность изделия из латуни, тщательно обрабатывая все щели. Через сутки его необходимо тщательно вымыть под проточной горячей водой. Высушить в опилках, а затем повторить процедуру еще раз. Всего нужно повторить операцию 3-4 раза подряд.

Когда патинирование будет завершено, поверхность изделия нужно отполировать сухой ветошью. Также можно выдержать изделие в растворе марганцовки в течение 4-5 минут. Раствор нужно подогреть до температуры 95 градусов. Именно применение марганцовки позволяет получить красноватый оттенок патины.

Также при чернении меди можно использовать другой состав на основе медного купороса (сульфат меди, содержащий 5 молекул воды). Соединить по 25% медного купороса и хлористого цинка и 50% воды. В полученный раствор поместить обрабатываемое изделие на несколько минут. Затем вынуть его и оставить на воздухе на сутки. После этого тщательно промыть горячей водой.

Применение нашатырного спирта

Нашатырный спирт – это отличное средство для чернения латуни и латунных изделий. Можно воспользоваться комбинированным методом, совмещая сразу несколько ингредиентов. Для чернения латуни таким способом необходимо использовать:

  • Медный купорос. Представляет собой зеленовато-голубые кристаллы. Продается в хозяйственных магазинах.
  • Питьевая сода. Можно использовать и кальцинированную.
  • Нашатырный спирт. Представляет собой 10% водный раствор аммиака, имеет резкий запах. Продается в аптеках, выпускается без рецепта.
  • Вода.

Чернение латуни


Нашатырный спирт – средство для чернения латуни
Взять две емкости, в каждую налить по 50 мл кипяченой воды не ниже температуры комнаты. В одну емкость добавить медный купорос, в другую соду. Раствор должен получиться насыщенным, поэтому вещество добавляется до тех пор, пока оно не перестанет растворяться в воду. Жидкость для чернения латуни с медным купоросом нужно будет отфильтровать.

В третью емкость перелить раствор медного купороса и небольшими порциями начать подливать раствор соды. Начнется реакция с образованием большого количества пены. Добавлять новую порцию содового раствора можно только после того, как перестанут выделяться пузырьки.

Полученную смесь оставить на несколько часов. На ее поверхности должна остаться вода, ее следует убрать. Затем перелить состав на старую сковороду и варить до полного испарения влаги. В результате должен получиться порошок салатового цвета. Его необходимо поместить в керамическую ступку и перетереть пестиком до образования порошка.

В четвертую емкость влить 50 мл нашатырного спирта и всыпать в него образовавшийся порошок. Получится темно-бирюзовый раствор. В нем и проводится патинирование.

Изделие необходимо очистить от старой патиновой пленки, вымыть теплой водой и обезжирить. Поместить в подготовленный состав на 10-30 минут. Затем осмотреть изделие – если окрасилось неравномерно, еще раз обезжирить и поместить в раствор. В конце протереть ацетоном и обработать машинным маслом.

Патинирование или как состарить металл

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины.

Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности.

Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности!Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Защищайте свои руки! Патинируют всегда в перчатках.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.
  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.
  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

Меры безопасности

При проведении патинирования необходимо соблюдать технику безопасности. Ведь многие применяемые вещества очень токсичны и могут нанести вред здоровью. Поэтому важно соблюдать следующие правила:

  • Использовать для работы специально оборудованный шкаф, в котором есть втяжка.
  • Во время процедуры надеть защитный костюм, перчатки, очки.
  • Избегать попадания используемых реактивов на кожу и в глаза.
  • Все емкости для работы должны быть чистыми. Запрещается использовать одну и ту же неочищенную посуду для нескольких экспериментов.
  • При нагревании пробирок с реактивами, емкости нужно держать так, чтобы их горлышко направлялось в сторону от себя.
  • Все опыты нужно проводить над столом.
  • Не оставлять бутылочки с реактивами открытыми, так как они могут перевернуться.
  • Все реактивы должны быть подписаны, чтобы не перепутать их.
  • В кабинете должен быть песок, который нужно использовать в случае пожара.

Таким образом, провести патинирование можно самостоятельно. Но при этом нужно действовать очень аккуратно, соблюдая технику безопасности.

Как состарить металл медным купоросом

Постапокалипсис от AFTER US

Искусственно состарить металл довольно просто. В элементарном случае его можно положить в место с высокой влажностью и спустя некоторое время (пройдут недели) изделие покроется слоем ржавчины и станет похоже на старинную вещь. Способ прост, но требует много времени, поэтому на данный момент чаще всего для состаривания металлов используют различные химические вещества: азотная кислота, двууглексилая сода, олифа или активные кислоты. Специалисты постоянно находят все новые и новые способы декоративного состаривания металла, но самые проверенные и доступные рецепты дошли к нам из древних времен.

Важным моментом при данном процессе является необходимость правильного применения химических веществ к определенным металлам. А еще поскольку речь идет об агрессивных веществах, то при состаривании металлов необходимо использовать средства индивидуальной защиты – перчатки, очки, респираторы.

Технология состаривания металла

Перед началом работ металл необходимо очистить от любых загрязнений. Именно от предварительной подготовки зависит успех работы, поэтому необходимо очищать поверхность старательно. Иногда даже рекомендуют отжечь металл для удаления остатков смол или других веществ.
Если детали из меди или латуни, то ее необходимо сначала отбелить слабым раствором серной кислоты. А железо обрабатывают более концентрированным раствором серной кислоты. Алюминиевые изделия обрабатываются двууглексилой содой. Вне зависимости от способа обработки детали после завершения работ необходимо тщательно промыть под проточной водой и очистить жесткой щеткой.
Как состарить металл
Для работы с латунью и медью используется азотная кислота. Поскольку испарения этой кислоты вредны для человека, то следует соблюдать особую осторожность, а вообще не рекомендуется работать с этим веществом в закрытом помещении. Лучше выйти для работы с металлом на улицу.
На поверхность металлического изделия кислота наносится ватным тампоном, намотанным на деревянную палочку. Реакция на вещество будет заметна сразу – поверхность металла будет менять цвет от насыщенного зеленого до черного. После того, как реакция произошла, металл нужно нагревать до полного испарения состава. Затем изделие промывают под струей горячей проточной воды.
Цвет готового изделия может получиться от оливково-зеленого до коричневого и от светло-серого до черного. Это зависит от концентрации кислоты, продолжительности соприкосновения с ней, от степени нагрева. Полученный эффект довольно стойкий, поэтому можно полировать или шлифовать деталь.
Если состариваются железные детали, то их тщательно очищают, намазывают олифой, а потом нагревают до 300-400 градусов по Цельсию. Для равномерной обработки поверхности лучше нагревать деталь в печи. Если необходим светлый тон детали, то применяют азотную кислоту.
Для обработки алюминиевых изделий использую керосин или копоть. Эти вещества подчеркивают структуру этого металла и придают ей красивый декоративный вид.
Метод быстрого состаривания металлических изделий

Часто для различных творческий идей необходимы старинные кнопки, иголки, булавки, гвозди, подковы и т.д. Быстро состарить такие металлические изделия можно с помощью уксуса (1/4 стакана) и соли (2 столовые ложки).

Смешивают оба вещества и в полученный раствор погружают металлическую деталь.
Состав перемешивают, накрывают крышкой с отверстиями и оставляют на 12 часов.
Затем детали достают и просушивают на газете.
Если образовались излишки ржавчины, можно зачистить их наждачной бумагой.
Советы

Для работы с раствором лучше взять стеклянную или пластиковую посуду, стойкую к химическим веществам.
Перемешивать компоненты надо деревянной, пластиковой или фарфоровой ложкой.
Тара необходима большего объема, поскольку после погружения в раствор металлической детали жидкость начнет пениться.
Если работы проводятся не на улице, то следует использовать хорошо проветриваемое помещение.

Применяем уроки химии и физики в быту. Меднение болтов для выпуска.


Основной объем делищ нужно сделать за весну.
Одна из таких работ, заменить заднюю банку глушителя.

Купил б/у заднюю банку, с авто 2009 года.
Надо будет ввариваться…но старый в любом случае надо отсоединять…на авто варить не буду.
К чему я это…надо болты-гайки.

Пошел на рынок, а болтов то нет омедненных.
Что же за страна такая.

Чуток расстроился и решил гальванизировать болты, гайки и шайбы сам.
Задача это не особо сложная…обычная кухонная магия.

Нужна кислота, медный купорос, медь…ну и источник постоянно тока.
Чистую кислоту даже и не стал пытаться искать. Купил обычный, дешевый аккумуляторный электролит.


Медный купорос купил в магазине для садоводов.


Ехать куда-то покупать медные пластинки не стал, взял толстый медный провод.


Ничто не предвещало беды ))

Когда попытался в магазине найти обычные, "черные" болты, гайки, шайбы…столкнулся с тем, что сейчас все продается в цинке.
Ай яй яй.
Полазил по своим закромам, тоже ничего не нашел.
В общем, задача по гальванике теперь получила дополнение в виде предварительного удаления цинка с гаек, болтов и шайб.


Цинк можно удалить разными путями…механически-в данном случае не очень удобно, выжечь-в целом легко…кинуть в мангал например или на горелке прокалить…но это отпустит металл…не хотелось.
Решил убрать цинк химически.
Если детальку покрытую цинком кинуть в емкость с кислотой, то кислота скушает цинк…причем достаточно быстро.
Чтобы ускорить процесс и сделать удаление цинка более равномерным, добавил еще электричество.
В качестве анода выступает деталька, с которой надо снять цинк, подвешенная на медном проводе. В качестве катода-металлическая пластина.
Ну и в качестве среды-электролит.

Ну главное тут помнить:
Работы с кислотой требуют повышенной аккуратности. Используем перчатки, защищаем глаза. Работаем в хорошо проветриваемом помещении (процедура токсична и взрывоопасна). При смешивании кислоты с водой…всегда добавляем кислоту в воду, а не наоборот!
В общем дав 2-3А тока, в течении 5-8 минут получаем очищенную от цинка детальку.


Теперь наконец-то можно заняться тем, для чего это все и затевалось.
МЕДНИМ!

Готовим раствор.
100гр-электролит.
20гр-дистиллированная вода.
20гр-медный купорос.

Очищенные от цинка детальки, доводим металлической щеткой, промываем в щелочном растворе, обезжириваем.

В банку с раствором помешаем медную проволоку и вешаем на нее +.
На медной проволоке подключенной к — вешаем детальку.

Для начала оставляем так не подавая ток на 5 минут.


Детальки покроются микронным слоем меди из раствора.
И уже после даем ток…я давал 20-30мА…на 10 минут.


Эпизодически "потряхиваем" в растворе…


Ну и спустя около 4 часов баловства, получаем кучку нужностей, с грифом hand made.


Дальше хорошо промыл в воде с хозяйственным мылом. Полировать не стал )

Теперь думаю, что еще омеднить…или разцинкить )

p.s. Давно перестал отвечать на комментарии, так как 99 из 100 просто не заслуживают прочтения, не говоря уже ответа на них.
-А можно купить…
-А можно у токаря заказать…
-А можно…уй в стакане мыть.

Пост написан весной 14 года! и в общем-то как-то тихо, спокойно валялся, как один из многочисленных записей в блоге, а этим летом у аквариумных рыбок драйва зашевелились плавники и народ токнуло, и тема всплыла.
…ох если бы я за каждый из ваших дебильных комментов получал хотя бы по $0.10, я бы уже миллионером стал…
И КСТАТИ, СИДЕТЬ И ПАЛЬЦЕМ В КЛАВУ ТЫКАТЬ КУДА ПРОЩЕ, ЧЕМ ПОЙТИ И СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО СВОИМИ РУКАМИ…ДА?

Нюансы безопасного и качественного патинирования меди в домашних условиях

Набирающим популярность методом декорирования ювелирных и декоративных изделий из натуральных металлов является патинирование. Этот способ позволяет придать изделию эффект старины, поэтому к нему часто прибегают антиквары, воссоздающие аутентичный вид украшения после реставрации. Также патинирование меди используют при изготовлении новых изделий, придавая им стиль прошлых веков и соответствующий художественный облик.

патинирование

Патинирование меди (другие названия — оксидирование, чернение) — создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки (патины). Термин имеет итальянское происхождение — от слова patina, что дословно переводится как «пленка».

Процесс патинирования меди

Патина — природная или искусственная химическая пленка (оксидная или оксидно-солевая), образующаяся на поверхности медного изделия и изолирующая металл от агрессивной внешней среды. Основная функция природной патины — защита меди от коррозии.

Патинирование не является окрашиванием: в основе процесса — химическая реакция металла и вещества, приводящая в результате окисления к изменению цвета поверхности изделия.

  • темно-зеленый;
  • бурый;
  • сине-зеленый;
  • синий.

Чаще всего естественное патинирование можно увидеть на бронзовых скульптурах, особенно расположенных во влажных местах или рядом с водоемом.

В отличие от природной, искусственная патина является неустойчивой к воздействию атмосферы. Для ее защиты необходимо использовать специальные составы: воск, лак, олифа, масляная краска. Со временем защитное покрытие разрушается, что приводит к трещинам и шелушению, которые наносят вред не только патине, но и самому изделию. Диапазон оттенков искусственной патины от светло-голубого и зеленого до ярко-красного, розового и фиолетового, также возможно получение серой и черной пленки.

чернение меди

Подготовка к патинированию меди

  • Механическая очистка — удаление органических элементов с поверхности с помощью растворителей, абразивов, выжигания и т.д.;
  • Химическая очистка — обработка меди специальными химическими составами и растворами:
    1. обезжиривание — используются фосфат натрия, карбонат натрия, жидкое стекло;
    2. травление — используются азотная или серная кислота, хлорид натрия или сульфат цинка (данный способ можно использовать только для новых медных изделий, при реставрационных работах он недопустим);
    3. декапирование — непродолжительное травление поверхности специальным травильным раствором, разведенным до 4-5% концентрации.

Медные изделия с рельефной поверхностью и монеты после обработки нельзя протирать тканью: она стирает пленку, а в мелких углубления остается раствор и влага. Возможен только один способ сушки: помещение изделия в опилки.

Способы патинирования меди в домашних условиях

На дому процесс патинирования меди возможен. Результат будет схожим, различается только окончательный оттенок патины. Рассмотрим наиболее популярные и простые методы чернения металла.

Быстрые способы

  1. Термическое чернение. Самый простой из всех методов патинирования. В его основе — воздействие на металл высокой температуры. При погружении медного изделия в струю огня на его поверхности начнут появляться радужные разводы. Их цвет от светло-желтого до ярко-оранжевого и фиолетового. Глубина оттенка напрямую связана с температурой огня. Отсутствие ювелирной горелки можно компенсировать обычной кухонной плитой: украшение зажимается пинцетом или плоскогубцами и погружается в огонь. Чтобы зафиксировать оксидную пленку, медное изделие подвергается температурному контрасту. Его опускают в холодную воду, а для защиты патины покрывают специальным лаком.
  2. Патинирование серной мазью. Наиболее распространенный быстрый способ химического чернения — обработка медного изделия серной мазью. Мазь находится в свободном доступе, ее можно приобрести в любой аптеке без рецепта, цена — низкая.Процесс патинирования простой: мазь накладывается на поверхность металла и спустя 3-4 часа смывается туалетным мылом или средством для мытья посуды.
    Не рекомендуется использовать серную мазь для рельефных изделий: консистенция средства высокая, поэтому оно забивается в щели и углубления. В результате обработки на поверхностном слое металла образуется темная и нестабильная оксидная пленка. Для обеспечения равномерного покрытия и спокойного оттенка предмет нужно смазать вазелином и поместить в воду. После этого следует переходить к процессу нанесения мази.Если чернение пошло неудачно, то пленку можно снять. Для этого украшение погружается на четверть часа в подогретый раствор лимонной кислоты. При отсутствии под рукой кислоты можно тщательно промыть изделие с хозяйственным мылом.
  3. Обработка вареным яйцом. Безопасный и эффективный способов облагородить медное украшение или монету подручными средствами — обработка вареным яйцом. Куриное яйцо варится, остужается, разминается до пастообразного состояния вместе со скорлупой в емкости или пакете. В получившуюся массу погружается обезжиренный предмет. Спустя 30 минут на его поверхности образуется легкая патина, которая через 5-6 часов выдерживания станет яркой и ровной радужной оболочной.

старение металла

Чернение серной печенью

  1. Приготовить дома: сплавить вместе серу (20 г) и соду (до окончания бурления раствора), добавить воду (50 мл) и прокипятить 2 минуты. Главный недостаток — сильный неприятный запах, сопровождающий приготовление состава.
  2. Приобрести печеную серы в специализированном магазине химических реактивов. Для обработки изделий в домашних условиях достаточно 1-2 гранул.

Серная печень теряет свои свойства со временем, поэтому долго хранить раствор в домашних условиях не рекомендуется. Процесс патинирования представляет покрытие поверхности предмета тонким слоем серной печени. Взаимодействие длится от нескольких секунд до нескольких минут, в зависимости от того, какой оттенок хотелось бы получить. Возможные цвета пленки: от красного до черного.

Для получения ровного и устойчивого покрытия процесс должен сопровождаться повышенными температурами: или нагреванием раствора (сопровождается неприятным запахом), или подогревом изделия под струей горячей воды.

Серная печень негативно влияет на драгоценные и полудрагоценные камни-вставки в ювелирных украшениях: жемчуг, бирюзу, агат, яшму.

Патинирование в парах азота

Для чернения медного изделия с приданием ему коричневого, оливкового или пятнисто-лазурного цвета используется нашатырный спирт (10% раствор аммиака). Перед обработкой изделие нужно тщательно подготовить, иначе цвет получится неравномерный. Для рельефных украшений шлифовка не требуется: полученный в результате градиент цвета является дополнительным художественным эффектом.

Для получения на меди необычных голубых вкраплений перед патинированием украшение нужно поместить в раствор поваренной соли. Методы чернения медных изделий нашатырным спиртом:

ПроцессОписаниеПродолжительность обработкиПреимуществаНедостатки
Бесконтактное чернение аммиакомРаствор наливается в небольшую емкость, которая помещается на дно контейнера. Предметы для чернения располагаются вокруг емкости, контейнер закрывается крышкой.30 минут — 1 часУдобен при обработке большого количества медных предметовНизкая концентрация вещества в воздухе, как следствие — долгий процесс (до 3 часов)
Контактное чернениеРаствор наливается в емкость, в которую погружаются украшения. Если нужно обработать только часть изделия, то оно подвешивается над нашатырным спиртом на проволоке или размещается на специальных подставках из колпачков. Патинирование осуществляется в парах раствора.10 — 15 минутВысокая скорость и равномерное покрытие пленкойНе подходит для обработки большого количества изделий

После окончания чернение украшения промываются под теплой проточной водой. Если получившийся оттенок не устраивает, то процесс повторяется.

  • опасен: для агатов, малахита, природного жемчуга, бирюзы;
  • безопасен: кварцы, агат, стекло, искусственные кристаллы.

патинирование меди в домашних условиях

Патинирование в опилках

  1. соль (16 г),
  2. нашатырный спирт (600 мл);
  3. вода (700 мл).

Компоненты для раствора тщательно смешиваются, после этого опилки поливаются готовой смесью. Важно придерживаться «золотой середины»: опилки должны пропитаться и стать влажными, но не быть мокрыми. Полученную массу загружают в контейнер для патинирования, размещают в нем предметы и тщательно закрывают, не допуская попадение воздуха. Продолжительность химической реакции — 5-6 часов.

При отсутствии подходящих для чернения опилок их можно заменить на альтернативные впитывающие материалы: сено, сухую листву (без гниения), кошачьим наполнителем и т.д. В зависимости от используемого материала придерживаются определенного алгоритма: наполнители с мелкой структурой не перемешиваются, тогда как листву или сено регулярно переворачивают. Это необходимо для получения равномерного цвета на всей поверхности.

  • соотношение нашатырного спирта и воду в первоначальном растворе;
  • уровень влажности материала: чем суше опилки или наполнитель, тем слабее процесс окрашивания; влажная среда — препятствует формированию крапчатого окраса.

По итогу чернения в опилках медь приобретает темно-розовый, сине-голубой или черным с крапинками оттенок.

После окончания патинирования изделия необходимо промыть в воде и тщательно высушить на воздухе. Используемая смесь опилок будет годна для употребления 2-3 суток, тогда как раствор, при хранении его в герметичной емкости в условиях отрицательной температуры, может быть использован спустя месяц.

чернение меди серной мазью

Радужное (электрохимическое) патинирование

Особенностью электрохимического патинирования от других способов является исключительно декоративная сфера применения. Радужное чернение не позволит «состарить» медь: получится только причудливый художественный эффект.

  • медный купорос (60 г),
  • сахар-рафинад (90-100 г),
  • каустическая сода, она же — едкий натр (45 г),
  • дистиллированная вода (1000 мл).
  1. Половина дистиллированной воды (300 мл) нагревается до температуры 60-80 градусов по Цельсию.
  2. В воде постепенно растворяются медный купорос и рафинад.
  3. Вторая половина воды (300 мл) охлаждается, в нее постепенно и небольшими порциями добавляется едкий натр;
  4. В раствор едкого натра маленькими порциями вливается раствор медного купороса с рафинадом
  5. Доливается дистиллированная вода (до 1 литра итогового веса раствора).

В результате должен получиться мутный раствор темно-синего цвета и с небольшим осадком.

Источником тока для патинирования может выступить стандартный автомобильный аккумулятор. Процесс его подключения простой: «плюс» — на медную палочку-анод, «минус» — на медное изделие.

Сам процесс электрохимического патинирования осуществляется в разогретом до 80 градусов Цельсия растворе, в который опускаются обрабатываемые изделия и подается электрическое напряжение. Исходя из размеров изделия (чем крупнее предмет, тем выше скорость реакции и темнее итоговый оттенок), выбирается подходящее напряжение: от 0,6 до 2,0 V.

  • 0,7-1,0 V — золотистая пленка с градиентом в сторону сиренево-розовых оттенков;
  • 1,2-1,4 V — ярко-лиловая пленка с градиентом в сторону желто-зеленых оттенков;
  • 1,6-2,0 V — синяя пленка с градиентов в сторону фиолетового оттенка.

Зависимость окончательного оттенка медного изделия от продолжительности электрохимического воздействия:

Продолжительность процесса, секундОттенок патины
2Коричневый
2-3,5Лиловый или фиолетовый
3,5-5,3Синий
5,3-6,3Ярко-голубой
6,3-8,5Светло-зеленый, травянистый
8,5-12Тускло-желтый
12-13Оранжевый
13-15,5Пурпурный
15,5-17Цвет морской волны
17-21Ярко-зеленый
21-25Малиновый

Советы

Если вы готовы экспериментировать с цветом, то попробуйте резким рывком повысить напряжение от минимального, 0,6 V, до максимального, 2,0 V. Гарантированный оттенок цвета отсутствует, наиболее высока вероятность получения тонкой оксидной пленки с глянцевым голографическим эффектом. Оттенок будет изменяться в зависимости от угла зрения: то красный, то лиловый, то зеленый.

Радужное патинирование позволяет получить наиболее устойчивую и безопасную для кожи оксидную пленку. Для повышения стойкости медные изделия покрываются лаком. Продолжительность жизни радужной патины — 6-7 месяцев, потом процесс чернения необходимо повторить.

Для патинированных изделий рекомендуется использовать акриловый изоляционный лак (в магазинах представлен как «лак для печатных плат»), предназначенный для защиты электроники от влажности и механического воздействия. Преимуществами данного лака является устойчивость к стиранию, а также сохранение первоначального цвета патинированного металла (без искажений).

Процесс оксидирования

Техника безопасности

Процесс оксидирования, какой бы способ ни был выбран, представляет совокупность химических реакций, поэтому при его выполнение обязательным является соблюдение мер безопасности. Это позволит не только обезопасить окружающих, но и сохранить собственное здоровье.

  1. Работа с любыми химическими компонентами должна осуществляться только в резиновых перчатках. Перед началом чернения необходимо проверить наличие трещин на материале перчаток.
  2. При приготовлении растворов необходимо использовать респиратор. К его выбору нужно подойти внимательно: респиратор должен плотно прилегать к лицу, но не сдавливать кожу. Обязательно наличие специальных картриджей для обезвреживания кислых газов.
  3. При патинировании слизистые оболочки глаз должны быть прикрыты защитными очками. Как и респиратор, очки необходимо покупать так, чтобы не было свободного пространства между дужкой и лицом.
  4. Патинирование осуществляется только в вентилируемых помещениях, рекомендуется открыть окно или форточку. Необходимо тщательно следить за отсутствие газов в помещении.
  5. Помещение, где осуществляется обработка медных изделий, не должно использоваться для приема и приготовления пищевых продуктов. Нежелательно присутствие в помещении детей до 6 лет.
  6. В растворах используются только качественные компоненты (по возможности — проверенных марок и фирм). Покупка «таинственных» или «акционных» ингредиентов недопустима.
  7. После окончания процесса патинирования рабочее место необходимо тщательно очистить, правильно утилизировав все использованные реагенты и внимательно удалив химические вещества с рабочих поверхностей.
  8. При приготовлении и нанесении растворов обязательно соблюдение концентраций и пропорций всех химических веществ. Нанесение растворов осуществляется аккуратно, без разбрызгивания по сторонам и попадания на незащищенные поверхности. При распылении необходимо пользоваться пульверизатором.

Итак, вместе с вами мы рассмотрели особенности процесса искусственного патинирования медных изделий и основные способы его осуществления в домашних условиях. Эти варианты не подходят для промышленного чернения или реставрационных работ.

Выбирайте по процессу и итоговому результату способ — и ваши медные украшения преобразуется за счет необычного художественного эффекта «благородного металла» и «старины».

Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы своими руками

Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Патинирование и оксидирование

Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.

Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.

Старение меди происходит с течением времени

Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами

Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.

Подготовка к обработке

Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.

Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного

Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.

Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:

  • одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
  • полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
  • дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.

Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.

Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:

  • меди;
  • стерлингового серебра;
  • бронзы и латуни.

Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:

  • медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
  • латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.

Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.

Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.

Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.

Читайте также: