Как убрать хлопун на металле

Обновлено: 04.10.2024

Одним из свойств металла является его способность к растяжению. Именно это свойство становится причиной образования нестабильных областей в процессе рихтования поврежденных деталей. Такие области называют «хлопунами».

«Хлопуны» - это растянутые участки на металле.

Они образуют выпуклости на поверхности детали, а при нажатии на него - проваливаются и образуют впадины. Также они могут проявляться в виде областей, при нажатии на которые металлическая поверхность начинает играть, при этом рядом могут образовываться деформированные участки. После прекращения нажатия, поверхность детали возвращается в исходное положение. Такие участки называются расслабленными.

Существуют различные методы, позволяющие избавиться от «хлопунов». В основе них стоит задача сжать металл на данных участках. Этот процесс называется осаживание металла.

Способы осаживания:

  • Холодное осаживание;
  • Горячее осаживание.

Холодное осаживание – это процесс позволяющий сжиматься металлу под воздействием молотка (или гладилки) и поддержки, имеющие специальные насечки. При ударах молотка на металле отпечатываются насечки, сжимая его, при этом происходит постепенное натяжение расслабленных участков.

Горячее осаживание – это процесс позволяющий сжиматься металлу под воздействием перепада температур. Металл в области «хлопуна» становится тоньше, эта область подвергается точечному нагреву. В результате металл на данном участке расширяется, но холодный участок вокруг не позволяет расшириться, и он становится толще. Воздействуя таким образом на расслабленный участок можно постепенно избавиться от «хлопуна».

С первым способом осаживания все понятно. Постепенно простукиваем поврежденный участок специальным молотком, используя технику «молоток на поддержке». Желательно использовать поддержку с насечками, как и на молотке. Удары молотком должны быть такой силы, что бы оставались следы от насечек в металле.

А вот горячее осаживание необходимо производить с использованием специального оборудования:

  1. Споттер – наиболее распространенный прибор для решения проблем с «хлопунами».
  2. Кислородно - ацетиленовая горелка – требует дополнительной концентрации и навыков при работе. Так же часто применяется специалистами для работы с растянутым металлом.
  3. Осаживание осадочным диском – данное оборудование реже используется в автосервисах. Специальный диск надевается на болгарку, разогрев металла происходит под действием трения.

Про устранение «хлопунов» с помощью споттера, горелки и осадочного диска читайте здесь.

Также можно использовать ребро жесткости. При незначительном расслаблении металла, с внутренней стороны детали можно подварить дополнительный элемент, предающий жесткость. Этот способ используют редко, ведь он не усаживает металл.

Заключение

Наличие опыта и специального оборудования позволяет восстанавливать различные повреждения металлических деталей кузова автомобиля. Хотя в некоторых случаях это может быть не целесообразно и проще заменить деталь целиком. Только грамотный специалист способен дать объективную оценку повреждениям и спланировать ремонтные работы.

Shrinking disc (усадочный диск)


В этой ста­тье пого­во­рим об уса­доч­ном дис­ке. У нас в стране это назва­ние не в ходу. Но в США этот инстру­мент при­ме­ня­ют мно­гие масте­ра, про­фес­си­о­наль­ная или люби­тель­ская дея­тель­ность кото­рых свя­за­на с рих­тов­кой метал­ла. Соб­ствен­но, этот диск и был изоб­ре­тён за рубе­жом. Ken Sakamoto, япон­ский про­фес­си­о­наль­ный рих­тов­щик и фор­мов­щик, про­ра­бо­тав­ший с листо­вым метал­лом более 36 лет, ездит по миру с семи­на­ра­ми и про­па­ган­ди­ру­ет метод исполь­зо­ва­ния уса­доч­но­го дис­ка. Уса­доч­ный диск полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние в США. Там этот диск назы­ва­ет­ся Shrinking disc. Shrink пере­во­дит­ся с англий­ско­го как «сжи­мать».

Combo_Pack

Прин­цип дей­ствия это­го дис­ка осно­ван на нагре­ве при тре­нии вра­ща­ю­ще­го­ся уса­доч­но­го дис­ка о поверх­ность повре­ждён­но­го метал­ла. При этом не про­ис­хо­дит уда­ле­ние метал­ла с повре­ждён­ной поверх­но­сти. Shrinking disc (уса­доч­ный диск) мож­но рас­смат­ри­вать, как аль­тер­на­ти­ву кис­ло­род­но-аце­ти­ле­но­вой горел­ки, при усад­ки рас­тя­ну­то­го метал­ла. Пре­иму­ще­ство его в том, что уса­доч­ным дис­ком невоз­мож­но испор­тить поверх­ность кузов­ной пане­ли. В то вре­мя, как горел­кой мож­но пере­греть металл и оса­дить слиш­ком силь­но, а так­же пере­греть металл там, где не нуж­но. При исполь­зо­ва­нии кис­ло­род­но-аце­ти­ле­но­вой горел­ки нужен навык. Уса­доч­ным дис­ком поль­зо­вать­ся намно­го про­ще. При этом, он нагре­ва­ет металл толь­ко там, где Вы его при­сло­ня­е­те. Горел­ка же нагре­ва­ет и при­ле­га­ю­щие обла­сти, несмот­ря на нагрев малень­ко­го пятна.

Уса­доч­ный диск сде­лан из изно­со­стой­кой нержа­ве­ю­щей ста­ли. Он может иметь раз­лич­ные раз­ме­ры. Этот диск уста­нав­ли­ва­ет­ся на углошли­фо­валь­ную машин­ку (бол­гар­ку). Уса­доч­ный диск не вол­шеб­ная пана­цея от всех повре­жде­ний. Он справ­ля­ет­ся с рас­тя­ну­тым метал­лом, кото­рый воз­вы­ша­ет­ся над общей поверх­но­стью, так­же, хоро­шо оса­жи­ва­ет выдав­лен­ные отме­ти­ны от рих­то­воч­но­го молот­ка. Смысл в том, что нуж­но выпра­вить повре­ждён­ную панель кузо­ва молот­ка­ми, гла­дил­ка­ми, под­держ­ка­ми и пр. насколь­ко это воз­мож­но, а потом исполь­зо­вать оса­доч­ный диск. Он сгла­дит сле­ды гру­бой рих­тов­ки. Уса­доч­ный диск явля­ет­ся одним из инстру­мен­тов, с помо­щью кото­ро­го мож­но отре­мон­ти­ро­вать панель кузо­ва без даль­ней­ше­го шпаклевания.

ShrinkDisk

Перед при­ме­не­ни­ем оса­доч­но­го дис­ка нуж­но счи­стить всю крас­ку с повре­ждён­ной поверх­но­сти. Нуж­но нагреть нуж­ную область и потом охла­дить сжа­тым воз­ду­хом. Сжа­тие и оса­жи­ва­ние рас­тя­ну­то­го листо­во­го метал­ла про­ис­хо­дит имен­но при после­ду­ю­щем охла­жде­нии нагре­то­го металла.

При рабо­те с оса­доч­ным дис­ком жела­тель­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ные беру­ши или науш­ни­ки про­тив шума, так как при рабо­те этим дис­ком изда­ёт­ся мно­го шума. Може­те так­же про­чи­тать ста­тью с реко­мен­да­ци­я­ми для изго­тов­ле­ния уса­доч­но­го дис­ка (shrinking disc) сво­и­ми рука­ми.

Способы как убрать хлопун на металле

Принцип, по которому хлопун на металле убирается, применяется при решении продать авто после ремонта, ведь серьезные повреждения делают его менее безопасным при использовании для передвижения. Услугой специалистов пользуются владельцы дорогостоящих машин, если дело касается дешевых марок, тогда целесообразней будет заменить деталь новой, чем поддавать составляющую корпуса ремонтным работам.

Хлопун на металле

Без тщательной подготовки и использования максимально подходящего под ситуацию метода, убрать хлопун на металле достаточно тяжело, только скоординированные действия приведут к успеху. Способов существует несколько, поэтому со всеми вариантами реализации задуманного следует ознакомиться заранее.

Хлопуны: что это и как с ними бороться

Разбираемое название своеобразного дефекта уже давно используется профессионалами на СТО при общении, но автолюбителям оно может оказаться не до конца понятным. Хлопун по определению – это растянутый при воздействии металл, после такого изменения поверхности детали кузова образуется бугор. Без определенных действий убрать выпуклость тяжело, простукивания резиновым молотком с целью рихтовки будет недостаточно, даже если использовать качественную подложку. При механическом воздействии бугор провалится внутрь, образуя вместо выпуклости вмятину, сколько ни прилагай усилий, хлопун на металле так просто удалить не выйдет.

Хлопун на капоте

Хлопун на капоте

Причин возникновения подобного эксцесса бывает несколько, этот вопрос вызывает не меньше интереса перед устранением проблемы. При выявлении нюансов стоит помнить, что все детали кузова машины взаимосвязаны, поэтому одна вмятина или образовавшийся бугорок потянет за собой последствия на другом участке кузова. Недоработки при рихтовке или не до конца выправленное ребро жесткости нередко приводит к тому, что возникают хлопуны на металле, стоит немного нажать на поверхность рукой и оплошности специалистов станут видны.

Как убрать хлопун на металле

  • Холодное осаживание.
  • Произведение манипуляций по горячему.

Первый вариант исполнения процесса не всегда приводит к ожидаемому результату, ведь лист материала после растягивания становится немного тоньше, что вынуждает специалистов отказаться от этого метода. Нередко хлопун на металле убирается по горячему, принцип достаточно просто понять, при нагреве материал, из которого изготовлен кузов машины, начинает расширяться, а холодные края благотворно влияют на возвращение поврежденного участка в естественное состояние.

Подготовка к вытяжке

Без тщательного обдумывания последовательности выполнения работ не обходится ни одно серьезное ремонтно-восстановительное мероприятие. Чтобы удалить хлопун на металле по-холодному, следует закупить сопутствующий инструмент, речь идет о таких специализированных принадлежностях как:

  • Молоток.
  • Гладилка.
  • Поддержка с насечкой.

Благодаря продуманной экспертами насечке после ударов по детали остаются отпечатки, влияющие на сжатие растянутого неестественным образом металла.

При удалении по-горячему следует подготовить специализированное оборудование и приспособления для реализации задуманного, с каждым методом следует предварительно как можно лучше ознакомиться.

Способы осаживания поверхности

Без предварительного осмотра поврежденного участка правильно подобрать дальнейший алгоритм действий достаточно проблематично. Чтобы хлопун на металле определить и понять, какой из методов будет максимально продуктивен для устранения эксцессов, потребуется разобраться с физикой проявления нюанса на деталях кузова, было ли виной проявления ДТП, неправильная правка или рихтовка, после чего переходить к работам, направленным на возвращение плоскости в нормальное состояние.

Споттер — технологичный инструмент

Приспособление давно зарекомендовало себя с хорошей стороны, это привело к частому использованию инструмента специалистами, чтобы убрать хлопун на металле по-горячему. Процесс достаточно простой при владении определенными навыками, прибором пользоваться удобно, если речь идет о небольших вмятинах.

Перед началом вытяжки окрашенная поверхность очищается, для этого можно использовать болгарку со шлифовальным кругом или щетку. Настроившись на реализацию работы и произведя все подготовительные мероприятия, можно переходить к главному этапу. Быстро и качественно убрать хлопун на металле споттером получится при использовании режима обратного молотка.

Стапель для вытяжки кузова

Владельцы транспортных средств, корпус которых сильно поведен, возлагают надежду только на этот метод устранения дефектов геометрии или перекосов.

Оборудование дорогостоящее и редко приобретается для непостоянного использования, столкнувшись с деформацией лонжеронов, стоек или других составляющих кузова машины необходимо ехать в сервисный центр или СТО.

Осаживание сварочным полуавтоматом

Решившись убрать хлопун на металле после сварки, используют тот же аппарат, нагревание происходит за счет точек, поставленных оборудованием в месте выпуклости. Как только поверхность будет доведена до подходящей температуры, мастер начинает простукивать проблемный участок, с обратной стороны предварительно располагают поддержку. В некоторых ситуациях поверхность охлаждают, чтобы добиться хорошего результата сваркой, для этого подойдет промоченная водой ветошь или агрегат, выдающий сжатый воздух.

Осаживание кислородно-ацетиленовой горелкой

Этот метод предполагает нагрев поверхности при помощи горелки, причем накалить выпуклость нужно до темно-красного оттенка.

Горелка

Из-за сжатия происходит усадка материала кузова, для прогревания маленького участка мастер направляет пламя перпендикулярно детали, если речь идет о более обширных площадях, то потребуется разделить дефект на сегменты. Нередко убрать хлопун на металле без нагрева проблематично, на помощь приходит смесь из ацетилена и кислорода, подающаяся к центру пятна посредством горелки. После нагрева необходимо помочь металлическим составляющим стать толще посредством простукивания молотком.

Осаживание осадочным диском

Shrinking disk производится из высокопрочного и качественного материала, стальной круг крепится как насадка на болгарку и со временем от растянутой поверхности или нарушения геометрии не остается следов. Для более удобной работы лучше взять оборудование с функцией регулировки скоростей вращения, тогда при необходимости можно внести в работу необходимые корректировки. Преимуществами подобного нагревания проблемной зоны являются показатели надежности, ведь перегрева деталей получится избежать.

Ремонт подручными средствами

В отдельных случаях убрать хлопун на металле помогут приспособления, которые могут оказаться под рукой, речь идет о таких экземплярах как:

  • Рычаги.
  • Оправки.
  • Фасонные плиты.
  • Набор молотков.
  • Резиновые киянки.
  • Присоски разных размеров.

Если такие принадлежности есть в гараже владельца машины, то человек без проблем уберет дефекты самостоятельно, платить мастеру за работу нет необходимости. Реализуя процесс, следует проявить терпение и аккуратность, в противном случае можно перестараться, при каждом последующем лишнем ударе поверхность будет растягиваться все больше.

Способы как убрать хлопун на металле

Способы как убрать хлопун на металле

Способы как убрать хлопун на металле

Читайте также: