Какие металлы были открыты первыми история казахстана 5 класс

Обновлено: 05.10.2024

анализировать влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства; сравнивать археологические памятники .

5.4.2.2 – объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства;

5.2.2.1 сравнивать археологические памятники .

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.

Что делает учитель?

Что делают ученики?

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Оценивание для обучения

1. Фронтальный опрос.

На сколько периодов делится каменный век - на 3.

Временные рамки палеолита- 2.5млн-12тыс лет до н.э

Ледниковый период- 100-80 тыс. лет назад.

Мезолит- 12-5 тыс. лет назад

Особенности мезолита - лук, стрелы, лодка, плот. Скотоводство, земледелие.

Когда появились первые люди на территории Казахстана? - 1 млн. лет назад

Первые орудия труда человек сделал из … - Камня

В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? - в районе хребта Каратау.

Какой тип хозяйства зародился в эпоху неолита? – производящий

Бумеранг был изобретен в эпоху – мезолита

Назовите занятия древнего человека.

Назовите орудия труда и виды оружия.

Какие изменения произошли в хозяйстве и совершенствовании орудий труда?.

Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху мезолита?

Как изменилась жизнь первобытных людей в эпоху неолита?

(проверка домашней работы).

Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп. мат.

Освоение нового, применение знаний

Исследовательский вопрос: Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?

1. Работа с текстом (чтение).

Энеолит («медный камень») - эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита к бронзовому веку. На протяжении этой эпохи одновременно применялись каменные и медные орудия труда. Энеолит стал первым периодом, когда человечество освоило качественно новый материал – металлы. Медь в то время была самым доступным металлом из всех, которая могла быть подвержена холодной ковке. Изначально люди познакомились с медью через самородки, которые могли путать с камнями.

Самым первым использованным людьми металлом стала медь. Почти 5 тыс.лет назад люди впервые научились выплавлять этот металл. Возможно, что они открыли его случайно, т.к. медь часто попадала в огонь вместе с камнями. Люди заметили, что некоторые «камни» плавятся в огне, а остудившись, принимают другую форму. Начался новый исторический период в жизни людей, когда каменные орудия труда стали постепенно вытеснялись медными.

Орудия из меди были непрочными и могли быстро ломаться. Такие орудия не годились для тяжелых работ и из-за этого не смогли полностью вытеснить и заменить каменные орудия. В IV-III тысячелетиях до н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном Казахстане было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.).
Металлургия меди прошла три этапа в своем развитии: сначала холодная ковка самородной меди, когда металл скалывался и оббивался, подобно камню, затем плавка самородной меди при температуре около 8000°, достигаемой применением древесного угля, и, наконец, выплавка меди из руд - процесс, происходивший в специальных печах.

Люди научились изготовлять из меди кинжалы, топоры, женские украшения и другие вещи. Медь - красивый металл: если её очистить и отполировать, то поверхность будет иметь блестящий тёмно-рыжий цвет. В результате медь стала часто использоваться для создания украшений и предметов роскоши. Хотя медь могла использоваться для орудий, которые невозможно сделать из камня (шило, крючки ).

. В эпоху энеолита произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло разделение труда (земледелие отделилось от скотоводства) и начинается переход к патриархальному роду.

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными территориями: ведь производить медь могли только гам, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества: изобретается колесо. Произошло приручение верблюда, горного барана, некоторых пород собак. На территории Северного Казахстана одомашнили лошадь.
На территории Казахстана были исследованы две стоянки эпохи энеолита: Ботай в Северном Казахстане и Шебир. В местности Шебир на Мангыстау археологами найдены орудия труда из камня и меди, посуда с яйцеобразным дном из обожженной глины. Также они делали украшения из морских моллюсков. В ходе археологических раскопок поселения Кос-Кудук найдены каменные орудия труда, обломки глиняной посуды, украшения из раковин.

2. Прием «Работа с историческим источником»: прочитайте текст учебника. Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).

Влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства .

3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Причины и последствия зарождение металлургии на территории Казахстана.

4. Заполнить таблицу «Культуры эпохи энеолита».

5. Написать историческое заключение: « Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана? ».

Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.

Разработка урока по истории Казахстана на тему «Зарождение металлургии на территории Казахстана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «История Казахстана» на тему «Зарождение металлургии на территории Казахстана» для учащихся 5 класса в рамках обновленной учебной программы по истории Казахстана.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Казахстана на тему «Зарождение металлургии на территории Казахстана»»

История Казахстана, 5 класс

Балтабаев Марат Бопышевич

Зарождение металлургии на территории Казахстана

Анализировать влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства; сравнивать археологические памятники.

5.2.2.1 - сравнивать археологические памятники.

На сколько периодов делится каменный век - на 3.

Временные рамки палеолита- 2.5млн-12тыс лет до н.э

Ледниковый период- 100-80 тыс. лет назад.

Мезолит- 12-5 тыс. лет назад

Особенности мезолита - лук, стрелы, лодка, плот. Скотоводство, земледелие.

Когда появились первые люди на территории Казахстана? - 1 млн. лет назад

Первые орудия труда человек сделал из… - Камня

В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? - в районе хребта Каратау.

Какой тип хозяйства зародился в эпоху неолита? – производящий

Бумеранг был изобретен в эпоху – мезолита

Какие изменения произошли в хозяйстве и совершенствовании орудий труда?

Самым первым использованным людьми металлом стала медь. Почти 5 тыс. лет назад люди впервые научились выплавлять этот металл. Возможно, что они открыли его случайно, т.к. медь часто попадала в огонь вместе с камнями. Люди заметили, что некоторые «камни» плавятся в огне, а остудившись, принимают другую форму. Начался новый исторический период в жизни людей, когда каменные орудия труда стали постепенно вытеснялись медными.

Люди научились изготовлять из меди кинжалы, топоры, женские украшения и другие вещи. Медь - красивый металл: если её очистить и отполировать, то поверхность будет иметь блестящий тёмно-рыжий цвет. В результате медь стала часто использоваться для создания украшений и предметов роскоши. Хотя медь могла использоваться для орудий, которые невозможно сделать из камня (шило, крючки).

2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника.

Составить 5 вопросов по данной теме – 4 тонких и один толстый. (в парах).

Влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства.

5. Написать историческое заключение: «Как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана?».

Задания для СО за раздел "Жизнь древних кочевников"

задания для СО за раздел "Жизнь древних кочевников". 4 варианта на основе методических рекомендаций.

Просмотр содержимого документа
«Задания для СО за раздел "Жизнь древних кочевников"»

Каким образом производство железа изменило жизнь людей

Почему кочевое скотоводство стало основным видом хозяйства древних жителей Казахстана

Каковы особенности жилища кочевников

Цель обучения

5.4.2.2. Объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства

5.4.1.2. Объяснять формирование кочевого скотоводства и земледелия.

5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства древних кочевников

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание

Навыки высокого порядка

Критерий оценивания

Обучающийся

Называет первые металлы и характеризует методы обработки металлов железного века

Определяет основные факторы формирования кочевого скотоводства

Анализирует особенности прикладного искусства древних кочевников

Время выполнения

СОР № 2. История Казахстана 5 класс.

Раздел 5.2 A Жизнь древних кочевников Дата __________________________

1. Ответьте на вопросы:

Какие металлы были открыты первыми? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как их обрабатывали?

Какую пользу принесло людям освоение металлов?

Как повлияло развитие металлургии на сферы хозяйства древних людей? (не менее 2-х примеров )

2. Используя текст, определите 2 фактора формирования кочевого скотоводства в Казахстане.

Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахста­на таковы, что большая его часть непригодна для выращива­ния винограда, хлопка, риса или зерна. Прикаспий­ская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мелкосопочник Центрального Казахстана, горы Мангистау, горные районы Алтая и Алатау больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры, зима была суровой, а лето – очень коротким.

В этих условиях жители степи перешли к дру­гому способу хозяйствования –кочевому ското­водству. Так как зани­маться земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от посе­ления. Особенно это было важно, когда стали увели­чиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал тра­ву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые паст­бища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.

Кочевое скотоводство было ответом древних жи­телей Казахстана на вызов природы.

3. Опишите вид прикладного искусства - ЮВЕЛИРНОЕ и нарисуйте изделие данного искусства.

3. Опишите, из каких частей состоит ЮРТА и нарисуйте элемент юрты.

3. Опишите вид прикладного искусства -ДЕРЕВООБДЕЛОЧНОЕ и нарисуйте изделие данного искусства.

3. Опишите вид прикладного искусства –ВОЙЛОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО и нарисуйте изделие данного искусства.

Зарождение металлургии на территории Казахстана

5.4.2.2 объяснять влияние развития металлургии на различные сферы хозяйства.

Учебная цель для достижения на этом уровне (ссылка на учебную программу)

Все учащиеся смогут

У учащихся развивается понимание изменений, связанных с освоением металла древними людьми.

Большинство учащихся будут уметь:

определять древние металлургические центры Казахстана, и изменения которые произошли в их жизни.

Некоторые учащиеся смогут:

Сравнить эпоху камня с эпохой бронзы и выделять отличия каждой эпохи.

Исторический концепт

Сходство и различия

Критерии оценки

- знают временные рамки эпохи бронзы

- определяют и объясняют древние центры по добыче руды

- сравнивают изделия из камня и бронзы

Языковая цель обучения

Предметная лексика и терминология

Древние рудные месторождения были обнаружены……..;

Места древних кузнечных мастерских были обнаружены ……..;

Люди эпохи бронзы в качестве амулетов носили …….

Привитие ценностей

Единство истории, культуры и языка.

Межпредметные связи

Всемирная история, познание мира.

Предварительные знания

Каменный век. Орудия труда из камня.

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Организационный момент

Создание положительной мотивации. Приветствует учащихся, создаёт настрой на успешное усвоение знаний.

Тренинг «На что похоже мое настроение» 2 мин

Проверка знаний прошлого урока: письменная проверка.

Учитель раздает задания на отдельных листах

Временные рамки палеолита- 2.5млн-12тыс лет до н.э

Ледниковый период- 100-80 тыс. лет назад.

Мезолит- 12-5 тыс. лет назад

Особенности мезолита - лук, стрелы, лодка, плот. Скотоводство, земледелие.

Первые орудия труда человек сделал из… - Камня

В какой части Казахстана обнаружены стоянки палеолитического периода? - в районе хребта Каратау.

Какой тип хозяйства зародился в эпоху неолита? – производящий

Актуализация опорных знаний

Введение в новую тему:

Мозговой штурм: Почему сейчас люди часто используют металл? Какие особенные свойства имеет металл по сравнению с камнем?»

Приветствуют учителя. Покажут смайлики с настроением на начало урока

Учащиеся сидят в 4 группах.

Выполняют проверочную работу, в тетрадях для проверочных работ. ВЗАИМОПРОВЕРКА в группах.

Учащиеся выдвигают свои идеи, выражают свои мысли.

Учащиеся формулируют цели урока.



Середина урока

Изучение нового материала

Слово учителя

временные рамки Эпохи Бронзы

Группы получает задание сделать плакат, чтобы объяснить другим.

Учитель координирует работу групп, наблюдает за работой слабоуспевающих

Стратегия «Изменение Температуры»

После 2 минут работы идет выяснение насколько учащиеся правильно выполняют задание. Приостанавливаем деятельность учеников на несколько минут, и задаем вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, мы получаем информацию об уровне их понимания сути задания или процесса его выполнения. Можно попросить одну группу продемонстрировать процесс выполнения задания. Что позволит другим парам или группам увидеть, что от них требуется.

Самостоятельная работа в группах

Начинаем «Карусель»

Передают постер следующему ученику, он читает пункт и добавляет то, что по его мнению не хватает

Запись терминов в тетрадь

Самостоятельное распределение заданий, сами решают что нарисуют и как объяснят

1 группа - работают с раздаточным материалом по теме «Особенности эпохи бронзы».

2 группа - объясняют, как освоение первого металла повлияло

3 группа - работают с учебником по теме «С какими трудностями столкнулись археологи с древними центрами добычи руды»

4 группа -сравнивают орудия труда из бронзы и каменного века.

Углубление прочитывания материала.

Лента времени, глоссарий.

Ватманы, стикеры, маркеры,

Картинки с изображениями орудий труда ЭК и ЭБ




Включает ролик с физминуткой 1 мин

Выступления групп, защита своих постеров

Закрепление полученных знаний.

Синтез информации, практические умения, делают выводы по выступлениям.

Взаимооценивание по критериям:

- красивая связная речь

Вопрос: «Какие изменения произошли в эпоху бронзы в жизни человека?»

Закрепление темы:

Стратегия «Инсерт»

Рефлексия: «Я сегодня на уроке был похож на. (средство передвижения)»

Домашнее задание

пр. 1.5 учить основной материал

Практическое задание: нарисовать орудия труда эпохи и составить о них рассказ

Дети предлагают свои версии и выбирают самые точные.

Уч-ся на данном этапе обсуждают записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Оценят уровень собственной активности

Устное мнение. Все вовлечены в беседу

Записи в дневниках

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье соблюдение

безопасности

работа экспертов (сильные ученики)

- поощрение и помощь при работе в группах

- Слабоуспевающие получают карточки

- По листам взаимооценивания в группах оценивают результат каждого.

- Спикеры от групп комментируют каждого из группы учащихся

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока.

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения?)

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Презентация по истории Казахстана "Зарождение металлургии на территории Казахстана" (5 класс)

Тема урокаЗарождение металлургии на территории Казахстана

Во ІІ тысячелетии до н.э. человечество освоило методы обработки металла. Первым металлом, который научились обрабатывать люди, была медь.
Тем самым завершается каменный век и начинается новая эпоха в истории человечества

Медь + Олово = БронзаЛегче Тверже плавится.

Медь + Олово = Бронза
Легче Тверже
плавится меди
Эпоха бронзы
(бронзовый век)
II тысячелетие – VIII век до нашей эры

Центры древней металлургииЖезказганНарым КалбаКанайМилыкудыкМалокрасноярка

Центры древней металлургии
Жезказган
Нарым
Калба
Канай
Милыкудык
Малокрасноярка

В поселениях эпохи бронзы было найдено множество наконечников копий из бронзы.

В поселениях эпохи бронзы было найдено множество наконечников копий из бронзы, серпы, косы. В связи с развитием металлургии, кроме использования бронзы, люди изготавливали разные предметы из других металлов. В поселениях эпохи бронзы встречаются ювелирные изделия из золота, меди, бронзы, олова.
Также были найдены височные серьги, колье из бус, браслет, кольца. Одежда женщин украшались стеклянными бусами, застежками.

По найденным в поселениях костям животных можно сделать вывод о том, что паст.

По найденным в поселениях костям животных можно сделать вывод о том, что пастбища находились близко от жилища. Придомное скотоводство постепенно сменялось выгоном скота на ближние и дальние пастбища. Увеличение поголовья скота требовало расширения пастбищ. Пастухи передвигались вместе со скотом с одного места на другие. Это стало зарождением кочевого скотоводства.
В Центральном Казахстане встречается множество таких памятников, как поселения, остатки загонов для скота, древние рудники, наскальные рисунки и места погребения.

Поселения эпохи бронзы располагались рядом с реками и озерами. Люди эпохи бро.

Поселения эпохи бронзы располагались рядом с реками и озерами. Люди эпохи бронзы также занимались земледелием.
Они сажали пшеницу, рожь, пшено. Земледелие было примитивным. Мягкая почва на берегах реки разрыхлялась мотыгой. Поэтому земледелие эпохи бронзы называют «мотыжным земледелием». В поселениях были найдены орудия труда земледельца. Среди них были серпы, тяпки, мотыги, косы, ступы, песты.

Изменения в жизни общества с развитием металлургииНачалось изготовление оруд.

Изменения в жизни общества
с развитием металлургии
Началось изготовление орудий труда из металла. В связи с улучшением орудий труда увеличилось производство продукции, возросло поголовье скота.
В эпоху бронзы роль мужчин в общине начала возрастать.
Каждая семья стала жить в отдельном жилище.
У некоторых людей племени появились излишки, что привело к накоплению резервов. В племени появились богатые люди.
Происходили конфликты между племенами за лучшие места проживания и пастбища. Это увеличило потребность в развитии производства оружия.

Задание 1. Сравните орудия труда из камня и из бронзы, определите их положите.

Задание 1.
Сравните орудия труда из камня и из бронзы, определите их положительные и отрицательные стороны. Результаты запишите в таблицу

Спасибо за внимание

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: