Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов

Обновлено: 19.05.2024

Большинство твёрдых веществ имеет кристаллическое строение, которое характеризуется строго определённым расположением частиц.

Если соединить частицы условными линиями, то получится пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой .

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. В узлах воображаемой решётки могут находиться атомы, ионы или молекулы.

В зависимости от природы частиц, расположенных в узлах, и характера связи между ними различают четыре типа кристаллических решёток: ионную , металлическую , атомную и молекулярную .

Их образуют вещества с ионной связью. В узлах такой решётки располагаются положительные и отрицательные ионы, связанные между собой электростатическим взаимодействием.

Ионы могут быть простые или сложные. Например, в узлах кристаллической решётки хлорида натрия находятся простые ионы натрия Na + и хлора Cl − , а в узлах решётки сульфата калия чередуются простые ионы калия K + и сложные сульфат-ионы S O 4 2 − .

Связи между ионами в таких кристаллах прочные. Поэтому ионные вещества твёрдые , тугоплавкие , нелетучие . Такие вещества хорошо растворяются в воде .

crystal-955935_640.jpg

Металлическими называют решётки, которые состоят из положительных ионов и атомов металла и свободных электронов.

Их образуют вещества с металлической связью. В узлах металлической решётки находятся атомы и ионы (то атомы, то ионы, в которые легко превращаются атомы, отдавая свои внешние электроны в общее пользование).

Температуры плавления металлов могут быть разными (от \(–37\) °С у ртути до двух-трёх тысяч градусов). Но все металлы имеют характерный металлический блеск , ковкость , пластичность , хорошо проводят электрический ток и тепло .

4.png

Атомными называют кристаллические решётки, в узлах которых находятся отдельные атомы, соединённые ковалентными связями.

Такой тип решётки имеет алмаз — одно из аллотропных видоизменений углерода. К веществам с атомной кристаллической решёткой относятся графит , кремний , бор и германий , а также сложные вещества, например, карборунд SiC и кремнезём , кварц , горный хрусталь , песок , в состав которых входит оксид кремния(\(IV\)) Si O 2 .

Таким веществам характерны высокая прочность и твёрдость . Так, алмаз является самым твёрдым природным веществом.

У веществ с атомной кристаллической решёткой очень высокие температуры плавления и кипения . Например, температура плавления кремнезёма — \(1728\) °С, а у графита она выше — \(4000\) °С.

2.png

Молекулярными называют решётки, в узлах которых находятся молекулы, связанные слабым межмолекулярным взаимодействием.

Несмотря на то, что внутри молекул атомы соединены очень прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Поэтому молекулярные кристаллы имеют небольшую прочность и твёрдость , низкие температуры плавления и кипения .

Такие вещества летучи . Например, кристаллические иод и твёрдый оксид углерода(\(IV\)) («сухой лёд») испаряются, не переходя в жидкое состояние.

Такой тип решётки имеют простые вещества в твёрдом агрегатном состоянии: благородные газы с одноатомными молекулами ( He , Ne , Ar , Kr , Xe , Rn ), а также неметаллы с двух- и многоатомными молекулами ( H 2 , O 2 , N 2 , Cl 2 , I 2 , O 3 , P 4 , S 8 ).

Молекулярную кристаллическую решётку имеют также вещества с ковалентными полярными связями: вода — лёд , иод , твёрдые аммиак , кислоты , оксиды большинства неметаллов . Большинство органических соединений тоже представляют собой молекулярные кристаллы ( нафталин , сахар , глюкоза ).

9.png

Iod_kristall.jpg

Попробуем определить, каковы примерно температуры плавления у фторида натрия , фтороводорода и фтора .

У фторида натрия — ионная кристаллическая решётка. Значит, его температура плавления будет высокой. Фтороводород и фтор имеют молекулярные кристаллические решётки. Поэтому их температуры плавления будут невысокими. Молекулы фтороводорода полярные, а фтора — неполярные. Значит, межмолекулярное взаимодействие у фтороводорода будет сильнее, и его температура плавления будет выше по сравнению со фтором.

Экспериментальные данные подтверждают эти предположения: температуры плавления NaF , HF и F 2 составляют соответственно \(995\) °С, \(–83\) °С, \(–220\) °С.

Разработка урока по химии в 9-м классе по теме: "Химические свойства металлов"

Задание для группы № 1

Написание мини – теста с открытым вариантом ответа. Один ученик работает у доски (но до момента проверки его ответы не видны классу), остальные обучающиеся группы выполняют работу в тетрадях.

Задание для группы № 2

Решение задачи по теме “Сплавы”:

На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.

Задание для группы № 3.

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.

3. Формирование новых знаний.

Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

Актуально задать обучающимся вопрос: “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”

При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.

Химические свойства металлов

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций, правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по – ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.

1. Взаимодействуют с неметаллами.

Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3. Взаимодействие с кислотами

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

4. Взаимодействие с солями

Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Общий вывод по этапу формирование новых знаний:

Металлы вступают в реакцию:

(с учетом условий)

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

4. Закрепление изученного материала

На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изучению химических свойств металлов.

  1. Взаимодействие меди с кислородом;
  2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
  3. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)

Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.

5. Подведение итогов (рефлексия)

А) Что я узнал о химических свойствах металлов?

Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов?

В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

По характеру структуры кристаллические решетки всех веществ относят к одному из четырех основных типов:

а) молекулярная решетка,

В основу этой классификации положен род структурных частиц (молекулы-атомы-ионы), находящихся в узлах кристаллической решетки.

Молекулярная решетка

В узлах молекулярной решетки находятся полярные или неполярные молекулы, связанные между собой слабыми силами межмолекулярного взаимодействия (силами Ван-дер-Ваальса). Молекулы в кристалле способны совершать незначительные колебания различного характера. Вещества с молекулярным типом решетки, например, органические вещества, кристаллы инертных газов и большинства неметаллов, сухой лед (СО2 тверд.) обладают малой твердостью, низкими температурами плавления и кипения. Эти характеристики объясняются тем, что при приложении незначительной энергии межмолекулярные связи разрываются и кристалл разрушается с образованием отдельных молекул, что и наблюдается при плавлении и при испарении кристаллов. Внутри отдельных молекул атомы связаны значительно более прочными связями (ковалентными полярными или неполярными). Эти связи разрушаются при более высокой температуре, и молекулы распадаются на составляющие их атомы (происходит термическая диссоциация).

Атомная решетка

В узлах атомной кристаллической решетки находятся атомы. Роль сил межмолекулярного взаимодействия здесь играют достаточно прочные ковалентные связи. Выделить из общей массы атомов один невозможно. Вещества с атомным типом кристаллической решетки (алмаз, бор, кремний, карборунд SiC, нитрид алюминия и другие) характеризуются очень большой твердостью, иногда сочетающейся с хрупкостью, нерастворимостью в обычных растворителях, очень высокими температурами плавления и кипения. Все связи в кристалле равноценны. При разрыве этих связей, достигаемом лишь при высокой температуре, кристалл диссоциирует на отдельные атомы: плавление, кипение и термическая диссоциация практически совпадают.

Ионная (координационная) решетка

В узлах ионной кристаллической решетки находятся чередующиеся положительные и отрицательные ионы, связанные между собой силами кулоновского взаимодействия. Особенностью этих сил является их ненасыщаемость. Это приводит к тому, что отдельный ион координирует вокруг себя несколько ионов противоположного заряда. Ионы в кристаллах совершают упорядоченные колебания. Энергия связей между противоположно заряженными ионами очень велика, и такие кристаллы, казалось бы, должны обладать наиболее высокой твердостью и высокими температурами плавления и кипения. На самом деле эти свойства у них ниже, чем у кристаллов с атомной структурой. Причина заключается в том, что наряду с силами притяжения в кристалле действуют силы отталкивания между одноименно заряженными ионами, причем соотношение этих сил приводит к определенному равновесному состоянию. Вещества с ионной решеткой растворимы в той или иной степени в полярных растворителях.

Металлическая решетка

В узлах металлической решетки находятся положительно заряженные ионы металлов, окруженные электронами. Эти электроны, связанные отчасти с ионами силами электростатического взаимодействия, являются «полусвободными», иначе говоря «не прикреплены» к отдельным ионам, а более или менее свободно перемещаются между ними. Этот «электронный газ» обусловливает типичные для металлов свойства: тепло- и электропроводность, серовато-серебристый (у большинства металлов) цвет, металлический блеск (отражательную способность), способность отражать радиоволны, пластичность, ковкость и в то же время достаточную прочность (результат обволакивания ионов «электронным газом»). Подходя к катиону металла, электроны образуют с ним на мгновение электронейтральную частицу, которая быстро разрушается и через мгновение такой же непрочный «атом» образуется с этим или другим электроном и другим ионом металла. Между «атомами» возникают мгновенные ковалентные связи. Это и приводит к возникновению особой металлической связи, промежуточной по характеру между ионной и ковалентной, качественно отличающейся от той и другой и наблюдаемой лишь в куске металла. Энергия электронов в металле недостаточна, чтобы они могли «оторваться» от катионов металла и самопроизвольно покинуть металлическую решетку. Но при подведении энергии извне выход электронов наблюдается: фотоэлектрический эффект, термоэлектронная эмиссия. Прочность и температуры плавления и кипения у металлов не всегда имеют промежуточные значения между этими же свойствами у веществ с атомными и ионными решетками. Это зависит от природы металла. Интересно, что заряд ионов в металлах не всегда отвечает номеру группы периодической системы, в которой металл находится. Например, в кристаллической решетке алюминия ионы имеют средний заряд +2. Это можно объяснить двумя способами:

а) все атомы алюминия отдали по два электрона в «электронный газ»;

б) все атомы отдали по три электрона, но в среднем одна треть образовавшихся ионов Al +3 снова образует «атомы», поэтому средний заряд всех структурных частиц +2.

Таким образом, металлическое состояние в упрощенном представлении подобно атомарному ввиду его суммарной электронейтральности; это сосуществование и взаимосвязь «атомов»-ионов-электронов.

Металлы. Особенности строения. Классификация. Свойства.

Цель урока: Систематизировать сведения о строении и свойствах металлов.

  1. Охарактеризовать важнейшие химические свойства металлов;
  2. На примере реакций, характеризующих химические свойства, повторить типы химических реакций
  3. Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

1. Организационный момент

2. актуализация знаний

  1. Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов. Сплавы”.
  2. Работа по группам. Класс делится на 3 группы (либо по рядам, либо по другому принципу). Задания для групп может быть следующее:
  1. Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
  2. Тип химической связи в металлах? (металлическая);
  3. Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
  4. Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
  5. Самый легкий металл? (литий);
  6. Лучшие проводники электричества среди металлов? (серебро и медь);
  7. Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
  8. Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
  9. Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
  10. Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)

Вычислите количества вещества меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг. мельхиора.

Задание для группы № 3.

Учитель проговаривает основные задачи урока

  1. знать общие химические свойства металлов;
  2. уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
  3. получить навыки проведения химических реакций.

1. Взаимодействуют с неметаллами.

Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Полученная соль должна быть растворимой;
  3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

  1. Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

Общий вывод по этапу формирование новых знаний:

На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторных опытов по изучению химических свойств металлов.

  1. Взаимодействие кальция с кислородом;
  2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
  3. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)

6. Домашнее задание с комментариями

  1. Изучить гл.7 и 8
  2. ЗАПОМНИТЬ! Химические свойства металлов
  3. Выполнить письменно задания: № 1-3

Теория



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Положение металлов в периодической системе. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов

Цель: Опираясь на ранее полученные знания, подвести обучающихся к пониманию представлений о металлах как химических элементах и простых веществах.

1) Познакомить обучающихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе и строения атомов.
2) Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке. Добавить, обобщить и углубить знания о физических
свойствах металлов.

1) Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме, значении в жизнедеятельности человека, показать разнообразие их свойств.
2) Продолжить формирование мировоззренческих взглядов (умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и
свойствами металлов, доказывать переход количественных изменений в качественные).
3) Акцентировать внимание обучающихся на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории, развивать представления о познаваемости мира.
4) Прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли. Уметь слушать своего товарища.

1) Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады,
2) Выступать перед аудиторией,
3) Формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний с мультимедийным сопровождением.

Оборудование. Компьютер, проектор, экран; учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем, коллекции “Металлы и сплавы”; шаростержневые модели кристаллической решетки металлов железа, магния, меди; таблицы: “Изменение атомного радиуса в периоде, группе”, “Строение металлической кристаллической решетки”, учебник химии 9 класс автор О.С. Габриелян 2010 год.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель: – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке здоровыми и бодрыми. Я думаю, что и у вас прекрасное настроение как у ромашки на слайде презентации. Слайд 1.

А сейчас обратите внимание на лотки, что стоят на ваших столах. В них образцы веществ. Причем, предложенные вашему вниманию вещества, против обыкновения, не подписаны. Ваша задача состоит в том, чтобы распределить эти вещества по каким-то признакам, то есть как-то их проклассифицировать. Признаки выберите сами.

Учитель: – Какие признаки? (Твердость, металлический блеск.)

Учитель: – На какие группы распределились вещества? (Металлы и неметаллы.)

Учитель: – Каких веществ больше?

В настоящее время известно более 80 металлов, точно сосчитаете дома. Чем они отличаются друг от друга?

Учитель: – Они отличаются друг от друга свойствами: цветом, блеском, твердостью.

Учитель: Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Металлы. Да, мы начинаем изучение большой темы “Металлы” (на экране проецируем тему урока) Слайд 2.

Презентацию можно получить у автора статьи.

Записываем дату и тему урока в тетради.

Эпиграф нашего урока. “Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества”. Д.И.Менделеев. Слайд 3

“Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.Слайд 4.

Учитель: Основываясь на собственный опыт, знания из курса физики, биологии, литературы давайте вспомним, что мы знаем о металлах? Поделитесь своими знаниями. (Беседа с классом.)

Учитель: Что мы должны узнать?

Цели: (Слайд 5.)

Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы мы должны с вами выполнить большую работу по изучению нового материала и приобретению знаний.

“Свойства веществ зависят от строения”. Сегодня эту зависимость мы рассматриваем применительно к металлам. Давайте проследим причинно-следственную связь между строением атома, химической связью и физическими свойствами.

Строение атома – металлическая связь – металлическая кристаллическая решетка – физические свойства – практическое применение

Учитель: – Ответьте на следующие вопросы:

1) Где расположены элементы– металлы? Слайд 6.
2) Какое место занимают металлы в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?

В периодической системе химических элементов каждый период, кроме первого, начинается с активного металла. Эти элементы образуют главную подгруппу I группы и называются щелочными металлами. Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, – щелочей.

Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу II группы, также являются металлами. Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называют щелочноземельными металлами. Такое название они получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли “землями”, при растворении в воде образуют щелочи.

Далее к металлам относят элементы главных подгрупп: III группы, исключая бор; IV группы – германий, олово, свинец; V группы – сурьму и висмут; VI группы – полоний.

Что касается элементов побочных подгрупп, то все они – металлы. Таким образом, если в периодической системе провести диагональ от В к Астату через элементы главных подгрупп, то по диагонали и над ней будут располагаться неметаллы, а под ней – металлы. В периодах: в малых – металлы расположены в начале, в больших – в четных рядах и начале нечетных. Слайд 7.

Из положения металлов в периодической системе можно определить и особенности строения их атомов. Слайд 8.

1) На внешнем энергетическом уровне – 1–3 электрона.
2) У металлов сравнительно большой радиус атома
3) В периоде восстановительные свойства уменьшаются, т.к. увеличивается заряд ядра, число электронов на внешнем слое.
4) В группе в главной подгруппе восстановительные свойства увеличиваются, т.к. возрастает радиус атома.

Учитель: Давайте распишем электронное строение атомов металлов Na, Ca, Al (3 обучающихся возле доски.) Вместе проверяем даем оценку.

Загадочная пауза Слайд 9. (Загадки про металлы.)

Учитель: Атомы – металлы образуют простые вещества, соединяясь посредством химической связи. Какой? Слайд 10.

Учитель: Что такое металлическая связь? Связь в металлах и сплавах между атом – ионами посредством обобществленных электронов называется металлической. Веществам с металлической связью присущи металлические кристаллические решетки. Свойства металлов обусловлены строением их кристаллов. В узлах металлических кристаллических решеток располагаются атомы и ионы металлов, связанные посредством обобществленных электронов, электронов, которые оторвались от конкретных атомов и стали принадлежать всему кристаллу. Эти электроны компенсируют силы электростатического отталкивания между положительными ионами, связывают их, обеспечивают устойчивость металлической решетки. Такой тип связи называется металлической. Она обусловливает все важнейшие физические свойства металлов. Слайд 11.

Учитель: У меня на столе представлены кристаллические решетки металлов магния, меди и железа дайте вместе рассмотрим строение кристаллических решеток этих металлов. (Три обучающихся возле доски рассказывают о строении предложенных решеток металлов.)

Физкультминутка.

Учитель: Какими физическими свойствами обладают металлы? Слайд 11

Учитель подчеркивает, что физические свойства металлов определяются их строением.

Индивидуальные задания обучающимся. По материалу параграфа 6 заполнить таблицу

Физическое свойство металлов Чем оно обусловлено Примеры
Пластичность
Электрическая проводимость
Металлический блеск

Остальные обучающиеся, для изучения физических свойств металлов по материалу параграфа 6 (страница 30–32) делятся на 3 группы по свойствам, готовятся, пишут свою часть схемы, выходят к доске приклеивают свои листочки и отвечают. Класс может задавать вопросы. Обучающиеся 4 группы готовят и задают вопросы остальным обучающимся групп.

Заполнение схемы по ходу изучения нового материала (по выступлениям обучающихся от каждой группы).

После заполнения схемы возвращаемся к образцам металлов в лотках на столах обучающихся и выполняем Лабораторный опыт “Ознакомление с образцами металлов” на карточках подписаны названия металлов (железо, цинк, олово, алюминий, свинец, серебро).

Физические свойства металлов.

Пластичность. Слайд 13. Металлы обладают пластичностью, ковкостью и прочностью. Благодаря свободному перемещению электронов по всему кристаллу разрыв связей не происходит, т. к. отдельные слои в кристалле могут смещаться относительно друг друга. Это придает металлам пластичность - способность изменять свою форму без разрыва химических связей. Металлы, обладающие высокой пластичностью - золото, серебро, медь, олово, железо, алюминий.

Просмотр фрагмента “Кузнечное дело” с диска “Неорганическая химия”.

Электропроводность. Лучшие проводники электричества – серебро и медь, худшие – марганец, свинец и ртуть. Металлы обладают электрической проводимостью благодаря наличию свободных электронов или электронного “газа”. Хаотически движущиеся в металле электроны под воздействием приложенного электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

Теплопроводность металлов, как правило, соответствует электропроводности. Она обусловлена большой подвижностью свободных электронов, которые, сталкиваясь с колеблющими ионами и атомами, обмениваются с ними энергией. Поэтому происходит быстрое выравнивание температуры по всему куску металла. Лучшая проводимость у серебра, меди, худшая - у висмута, ртути.

Для всех металлов характерен металлический блеск: серый цвет или непрозразрачность. Свободные электроны, заполняющие межатомное пространство в решетке, отражают световые лучи, поэтому металлы имеют металлический блеск (серебристо-белый и серый). Только золото и медь в большей степени поглощают короткие волны (близкие к фиолетовому цвету) и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый и оранжевый цвет. Самые блестящие металлы - ртуть, серебро.

Плотность. Слайд 14. Все металлы делятся на легкие (с плотностью до 5г/см 3 ) и тяжелые (с плотностью больше 5г/см 3 ). Легкие: Li, Na, K, Mg, Al Тяжелые: Zn, Cu, Sn, Ag, Au

Температура плавления. Слайд 15, 16.

Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие.

Твердость. Все металлы, кроме ртути, твердые. Но это свойство различно у каждого металла. Слайд 17.

Самые мягкие металлы - натрий, калий, индий, их можно резать ножом самый твердый металл - хром, царапает стекло. Рассмотреть образцы щелочных и щелочноземельных металлов.

С представителями некоторых металлов мы сейчас познакомимся

Следующий металл, о котором мы поговорим, – медь. Медь называют музыкальным металлом. Почему, сейчас мы узнаем. Слайд 28. Когда на Русь нападали полчища врагов, когда нужно было собрать народ на важные собрания, ударяли в колокола. Давайте послушаем запись звонов ростовских колоколов. В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее, справедливее. Все злое, нехорошее от него уходит. Искусство колокольных дел мастеров осталось составной частью национальной культуры. И поныне остается загадкой, как удалось нашим предкам без измерительных приборов и точного анализа сплавов создать “стозвонные” колокола – каждый со своим звоном (прослушивание звона колоколов). После Слайда 31.

Сегодня медь широко используется в электротехнике и приборостроении. Но давайте рассмотрим, как и где применяли раньше медь и ее значение сегодня. Слайд 32–36.

Важнейший, древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии –
Он нужен всей стране родной.

А теперь, внимание! Знакомимся с самыми, самыми металлами. Слайд 43.

Проверка знаний по результатам изучения нового материала (тест на компьютере) обмениваемся работами и проверяем с выставлением оценок по ключу

Подведение итогов. “Свойства веществ зависят от строения”. Сегодня эту зависимость мы рассмотрели применительно к металлам. Проследили причинно-следственную связь между строением атома, химической связью и физическими свойствами.

Выставление оценок за урок.

Проведение рефлексии по результатам урока. Слайд 44. Рефлексия. Чтобы осмыслить все увиденное, услышанное и выполненное на нашем уроке мы предлагаем вам рефлексивный тест, направленный на оценку своих собственных действий. Рефлексивный тест. Я узнал (а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем, подумать. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил (а) ответы. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы,
В журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они хорошо и отлично.
Большое спасибо я вам говорю,
Мы цели достигли, благодарю.

Читайте также: