Какой баллон лучше для метана композитный или металлический

Обновлено: 05.05.2024


Не ценой интересен композитный баллон, это ясно. Так почему не смотря на цену, спрос на композитные баллоны неизменно растет?! Давайте разбираться. Для начала нужно разобраться в чем же «Ахиллесова пята» устаревших металлических баллонов.

— Коррозия и механические повреждения

Состояние металлического баллона изнутри сложно выяснить наверняка без поверки. В газовых баллонах образуется конденсат, что с течением времени может привести, к коррозии изнутри. Часто из-за коррозионных отложений забивается вентиль, первый предвестник «усталости» баллона. Более того в некоторых случаях коррозия приводит к деградации прочности несущего лейнера (колбы корпуса) и сварных швов баллона. Более того стальной баллон боится и механических повреждений — падения, запилы, вмятины на корпусе не способствуют его прочности. Как известно, где тонко — там и рвется. Поэтому, для металлических баллонов и необходима обязательная поверка, где баллон разбирают и подвергают гидравлическим испытаниям. Если вы сами этого не делали в срок, ваш баллон темная лошадка, тем более, если ему уже лет за 15. Катализатором взрывоопасности являются условия эксплуатации, условия транспортировки и, да-да, "человеческий фактор", закрывающий на эти моменты глаза.

— Человеческий фактор

Не делая поверок и относясь халатно к необходимым условиям эксплуатации, пренебрегая техникой безопасности потребитель зачастую стремится еще и сэкономить, загоняя себя глубоко в зону риска. Часто не осознанно. Например, заправил на морозе до краев, занес в теплое помещение. Или оставил, например, на улице под солнцем. От большого перепада температур газ расширяется и ищет «выход». Хорошо, если он (потребитель) избавился от вредных привычек заранее. Когда «выход» газом будет найден, может и обойдётся без взрыва, но летающий как ракета не закрепленный баллон тоже вещь не из безопасных.



— «Общий градус по больнице»

К сожалению, в настоящее время в нашей стране отошли от централизованной системы эксплуатации газобаллонного оборудования в частном секторе, как это было в Советском Союзе. Тогда, как вы, наверное, помните, приезжала машина и меняла баллон на полный. Затем ваш пустой баллон попадал на станцию обслуживания, где с ним производились все необходимые мероприятия по проверке его эксплуатационных характеристик. Не прошедшие проверку баллоны отбраковывались и изымались из эксплуатации. Под таким, системным и централизованным надзором баллон мог пережить не более 8 поверок, что в целом гарантировало его расчетную безопасную эксплуатацию в течении 40 лет.

После развала Союза, обязанность по контролю частично возложили на газозаправочные станции, а необходимость поверки и ее оплату — на самих потребителей. Эти причины еще больше способствовали общему обветшанию всего баллонного парка в масштабах страны. Подавляющее большинство эксплуатируемых баллонов имеют возраст более 15 лет и ни разу не проходили обязательную поверку раз в пять лет. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда баллон отказываются заправлять. И не спешите упрашивать заправщика, чтобы для вас он сделал исключение и закрыл глаза на отсутствующую своевременную отметку в паспорте вашего ржавого «красавца». Задумайтесь. Ведь он первый, видя сложившуюся ситуацию, понимает, что это крайне опасно.

Из-за избыточного давления и ослабленного, выше описанными факторами, корпуса — металлический баллон, подвержен взрывной разгерметизации, а при наличии открытого источника огня и/или искры — взрыву. Который даёт ударную волну, сопровождаемую разбросом осколков корпуса. И если никто не пострадает, то с большой вероятностью пострадает имущество. И если не от осколков, то от сопровождающего, как правило, взрыв пожара. Композитные баллоны от этого избавлены в принципе, не только в открытом огне, но и даже под шквальным огнём из автоматического оружия!

Так в чем же преимущества композитных баллонов?





В первую очередь это — новый уровень безопасности композитного баллона. Недаром полимерно-композитные баллоны называют баллонами нового поколения.

— Композитный баллон в 4 раза прочнее металлического

Корпус баллона — цельный, в нем нет швов, что безусловно способствует прочности. А благодаря используемому в корпусе стекловолокну, прекрасно работающему на растяжение, достигается небывалая прочность корпуса. Композитный баллон прочнее металлического как минимум в 4 раза на разрыв и выдерживает до 130 бар, против 30 предельных у металлического. Даже при больших перепадах температур, лейнер легко справляется с возрастающим давлением внутри. Там, где металлический баллон уже разорвало на куски, у композитного еще даже аварийный клапан не сработал.

— Композитный баллон не подвержен коррозии

Ни изнутри, ни снаружи. Ржавчина не повлияет на прочность корпуса и не испортит внешний вид. «Композит» не надо шкурить, потому что его никогда не возникнет желание красить. Он легко отмоется от грязи на любой мойке, не потеряет внешний вид с годами. А срок эксплуатации, например, у Чешского баллона не ограничен. Не придется выковыривать отвалившиеся куски краски с ржавчиной из ворса багажника, что будет приятным дополнением автолюбителям.

— Вентиль композитного баллона оснащен системой аварийного сброса давления

При превышении порога давления, газ стравливается небольшими порциями. Так, например, у Чешского баллона HPC Research аварийный клапан настроен на 35 Бар. Для понимания, при температуре окружающей среды в 70 градусов, давление даже чистого пропана у «Чеха» не достигнет отметки и в 30 бар. Клапан не сработает.

— Взрывобезопасность

Композитные баллоны не подвержены взрыву. Противодействие взрывной разгерметизации запрограммированно еще на этапе производства композитного баллона. И если с бОльшими, чем у стальных баллонов, перепадами температур, с легкостью справляется прочный композитный корпус. То, срабатывание клапана аварийного сброса давления, с большой долей вероятности свидетельствует о приближении к последнему рубежу обороны. В данной ситуации, уже ясно определенно — открытый источник огня находится в непосредственной близости от баллона. При достижении температуры, окружающей баллон среды, в 200 и более градусов размягчается и начинает выгорать связующая намотку полимерная основа, обнажая сетчатую структуру стекловолокна, через которую и стравливается опасное давление. Таким образом, весь вырывающийся наружу газ выгорает малыми порциями, не давая произойти взрыву. Ни взрыву, ни ударной волне, ни тем более, поражающим все на своем пути, осколкам. Как это все происходит в живую смотрите в этом видео https://www.youtube.com/watch?v=9QN6duEjeIA (полностью заправленный "Чех" в открытом огне).


В защиту металлических баллонов, надо заметить, что в последнее время появляется информация об установке в металлические баллоны вентилей с клапаном аварийного сброса давления. Но, к сожалению, в продаже они пока не замечены. Заявленная цена выше, выше обычных и приближается к уровню композитных. Кроме того, никуда не делся ни вес, ни способность такого баллона ржаветь со временем. Все-таки стальной баллон, это стальной баллон - "прошлый век", и это надо понимать.

Но, не только одной безопасностью хороши композитные баллоны. Имеется еще пара «побочных» приятных дополнений.

Преимущества композитных баллонов несвязанные с безопасностью

Конечно же вес. Композитные баллоны от трех до пяти раз легче своих стальных аналогов. Например, заправленный полностью «композит» весит всего 15 кг, его «старший» товарищ (27 л) столько весит пустой! Не нужно, например, искать «напарника» помочь с погрузкой на заправке или изображать из себя мифического Геракла, тягая 44 кг (именно столько весит заправленный полностью 50 литровый баллон) в багажник своего автомобиля, рискуя здоровьем и болями в спине, пояснице. С этой задачей с легкость справится, даже необременённая мечтами о бодибилдинге, девушка.

— Прозрачный корпус

Корпус конечно не прозрачен, как стекло, но на просвет вполне можно оценить, когда приблизительно вновь придется ехать на заправку. Неожиданно для вас газ не закончится.

Итак, резюмируем

Определенно, полимерно-композитные баллоны можно считать новым уровнем безопасности при эксплуатации газа в быту, за счет интегрированных систем защиты. В некотором смысле, факт появления композитных баллонов на рынке можно рассматривать, как системный шаг вперед и на пути решения «проблематики человеческого фактора». Композитные баллоны более «дружелюбны» к ошибкам, что конечно же, ни в коем случае, не избавляет от необходимости знания и соблюдения элементарных правил ТБ и эксплуатации.

Не подлежит сомнению, что делая выбор в предметной области с повышенным риском, человек должен быть уверен, что ознакомился со всеми необходимыми для выбора аспектами, проработал все возможные «случайности», трезво оценил риски, а главное — сделал осознанный выбор. Поговорка о том, что скупой платит дважды, сейчас уже устарела, в наше время скупой платит постоянно. В следующей статье, мы как раз и попробуем посчитать, на сколько дороже выйдет композитный баллон при эксплуатации на дистанции в 10 лет.

Помочь Вам сделать более осознанный выбор и ставилась нами как цель при написании этой статьи, надеемся, что нам это хоть немного удалось.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы не пропустить наши новые статьи и быть в курсе новостей и проводимых нами акций.

Какой баллон лучше - композитный или стальной?


Не делая поверок и относясь халатно к необходимым условиям эксплуатации, пренебрегая техникой безопасности потребитель зачастую стремится еще и сэкономить, загоняя себя глубоко в зону риска. Часто не осознанно. Например, заправил на морозе до краев, занес в теплое помещение. Или оставил, например, на улице под солнцем. От большого перепада температур газ расширяется и ищет «выход». Хорошо, если он (потребитель) избавился от вредных привычек заранее. Когда «выход» газом будет найден, может и обойдётся без взрыва, но летающий как ракета не закрепленный баллон тоже вещь не из безопасных.


Из-за избыточного давления и ослабленного, выше описанными факторами, корпуса — металлический баллон, подвержен взрывной разгерметизации, а при наличии открытого источника огня и/или искры — взрыву. Который даёт ударную волну, сопровождаемую разбросом осколков корпуса. И если никто не пострадает, то с большой вероятностью пострадает имущество. И если не от осколков, то от сопровождающего, как правило, взрыв пожара. Композитные баллоны от этого избавлены в принципе, не только в открытом огне, но и даже под шквальным огнём из автоматического оружия!




Конечно же вес. Композитные баллоны от трех до пяти раз легче своих стальных аналогов. Например, заправленный полностью «композит» весит всего 15 кг, его «старший» товарищ (27 л) столько весит пустой! Не нужно, например, искать «напарника» помочь с погрузкой на заправке или изображать из себя мифического Геракла, тягая 44 кг (именно столько весит заправленный полностью 50 литровый баллон) в багажник своего автомобиля, рискуя здоровьем и болями в спине, пояснице. С этой задачей с легкость справится, даже необременённая мечтами о бодибилдинге, девушка.

Как выбрать композитный газовый баллон?

Во-первых, давайте поймем, что же такое – композитный газовый баллон. Композитные газовые баллоны представляют собой сосуд высокого давления, изготовленный из композитно-полимерного материала, помещенный в пластиковый корпус.

Как производят композитные баллоны



Рисунок 1. Преформа

Технология производства современных композитных баллонов – достаточно сложный и высокотехнологичный процесс, чем, собственно, и обусловлена стоимость готового композитного баллона, которая выше стоимости обычного, металлического. Из, так называемой преформы, методом раздува, изготавливают сосуд давления.

Далее, полученный сосуд давления поступает на участок армирования, где, при помощи специальных нитей, пропитанных композитной «смолой», обматывается сосуд давления и приобретает форму колбы.

Далее идет процесс сушки колбы в инфракрасной камере, после чего идет процесс сборки уже готового изделия. Устанавливается клапан (вентиль) и собирается кожух.

Далее, идет тестирование – в готовый баллон подается испытательное давление, проверяется герметичность и проводятся необходимые тесты.

Композитные баллоны абсолютно взрывобезопасны, во-первых, сама технология изготовления предусматривает защиту от повышенного давления.

Так, в частности, баллоны чешского завода HPC Research, тестируются на разрушение при давлении 130 Атм., а если учитывать тот факт, что газ в баллоне находится под давлением 14-16 Атм., разрушение баллона практически невозможно. Более того, рассматривая так же чешский композитный баллон, стоит отметить такой факт, что преформа, используемая при производстве баллона (Рис. 1) изготовлена из материала ПЭТ.

Данный материал имеет самую минимальную газовую проницаемость – менее 3 грамм газа в год (для баллона объемом 24,5 литра).

Преимущества

Рассматривая преимущества композитных баллонов перед старыми, металлическими баллонами стоит отметить следующее:

  1. Взрывобезопасность
  2. Низкий вес
  3. Не требуется чистка и покраска
  4. Виден уровень газа
  5. Эстетичный внешний вид
  6. Высокая надежность

Недостатки

Говоря по факту – композитные баллоны объективно лучше металлических баллонов, в частности низкий вес и полная взрывобезопасность, отсутствие дополнительных расходов (чистка-покраска) и возможность контролирования остатков газа делают эту продукцию очень востребованной у всего большего числа потребителей газа в баллонах.

Где используются

  • для дома и дачи, для приготовления пищи, а также для отопления и обогрева загородных домов и коттеджей;
  • для работы – монтаж натяжных потолков, кровельные и сварочные работы и прочее, где требуется легкость использования, низкий вес и удобство транспортировки;
  • для активного отдыха, туризма, рыбалки и охоты;
  • в ресторанах и выездных кухнях, в уличных обогревателях и антимоскитных фонарях;
  • на промышленных предприятиях, в частности, современные вертикальные погрузчики, работающие на сжиженном газе;
  • в прочих сферах жизнедеятельности и хозяйства.

Текущие предложения на рынке

Теперь рассмотрим модели композитных баллонов, продающихся на территории Российской Федерации, с подробным описанием ключевых моментов, как мы надеемся, дающих возможность потребителю выбрать тот или иной композитный газовый баллон для своих нужд.

Композитные газовые баллоны HPC Research (HPCR)



Рисунок 2. Чешский баллон
HPC Research LPGC 24.5l

Баллоны HPC Research, производимые в Чехии на одноименном заводе, по праву, заслужили самую положительную оценку потребителей. В России они продаются с 2014 года, и что на наш взгляд очень важно, полностью адаптированы под государственные стандарты Российской Федерации, т.е. баллон подойдет к любому оборудованию (плиты, обогреватели, тепловые пушки и т.п.), свободно продающемуся на территории Российской Федерации. Баллоны HPC Research, имеют ПЭТ лейнер (сосуд давления), с самой низкой газовой проницаемостью – не более 3 грамм/год. Клапан, устанавливаемый на чешский баллон (вентиль) – стандарта СНГ, к данному клапану подойдет любой, находящийся в свободной продаже на территории Российской Федерации, регулятор давления, или, как его часто называют – газовый редуктор.

Баллон, на сегодняшний день, представлен в единственном, самом популярном объеме – 24,5 литра. Баллоны данного объема оптимальны как для использования для домашних (частных) целей, так и для работы. Стоит отметить, что баллоны HPC Research, самые легкие в своей категории – вес такого баллона – всего 5,1 кг.!

Баллон имеет высококачественный и противоударный пластик кожуха и, действительно, очень привлекательный дизайн. Верх и низ баллона выполнены в сером цвете, и это не только дизайнерская прихоть – баллон не пачкается от рук и от земли при транспортировке.

Стоимость данного баллона, учитывая высокие качественные показатели, несколько ниже баллона аналогичного объема Норвежского производства, и, как пояснили нам в Российском представительстве завода, обусловлена тем фактом, что помимо качественных показателей, есть еще и маркетинговые планы, о которых мы расскажем в наших ближайших статьях.

Композитные газовые баллоны Ragasco – Hexagon



Рисунок 3. Вентиль
Европейского стандарта KLF

Баллоны, выпускаемые Норвежским заводом Hexagon, продаваемые в России имеют ассортимент баллонов следующего литража – 12,5 л.; 18,2 л.; 24,5 л. и 33,5 литров. Баллоны изготовлены из качественных материалов, имеют красивый внешний вид. Клапан баллона (вентиль) – европейского стандарта KLF. По факту – прокладка, которая обычно поставляется в комплекте вместе с редуктором, вмонтирована в сам клапан (см. рис. 4).

Для эксплуатации Норвежского баллона, потребуется либо регулятор давления (редуктор), стандарта KLF, либо переходник, со стандарта KLF на стандарт СНГ, и это может стать небольшой сложностью для потребителя. Дополнительный переходник – это, как ни крути, дополнительное соединение в системе газоснабжения, так что, вероятно, покупка регулятора давления стандарта KLF будет оптимальным. Но данный редуктор, к сожалению, в свободной продаже встречается редко и далеко не везде, поэтому, приобретая такой баллон обязательно уточните этот момент, и, мы бы рекомендовали, приобрести два регулятора давления – один на баллон, а другой «про запас».

Композитные газовые баллоны LiteSafe – Индия



Рисунок 4. Модельный ряд
композитных баллонов LiteSafe

Композитные газовые баллоны LiteSafe представлены на Российском рынке в ассортименте объемов от 5 до 47 литров. По данной продукции на сегодня не так много информации, так как данные баллоны появились в России только с декабря 2016 года. Баллоны производятся с соблюдением всех норм. Однако, визуально данные баллоны проигрывают как Чешским, так и Норвежским конкурентам. Пластиковый корпус у баллонов LiteSafe подвержен царапинам, клапан монтируется к сосуду давления при помощи фум-ленты, что негативно отражается на эстетике изделия.

Но, все же, если данные критерии не являются принципиальными, баллон используется, скажем, редко (например, раз в год в течении недели на рыбалке или в туристическом походе), то это вполне добротная продукция. По цене индийские баллоны – на 5-10 процентов дешевле европейских конкурентов. Но, несколько тяжелее Европейских аналогов.

Выбирая композитный баллон, необходимо определиться, для каких целей вы будете использовать данную продукцию. Если баллон подразумевается к использованию в достаточно интенсивном режиме, то стоит обратить внимание на адаптацию данной продукции к специфике Российского рынка и то, как и в каких условиях будет использоваться баллон.

Надеемся, что наша статья поможет вам с выбором, но, если остались вопросы – обращайтесь к нам по форме обратной связи, либо по телефону, и мы с радостью поможем вам с выбором, подскажем, исходя из ваших пожеланий, что подойдет именно вам.

Какие бывают автомобильные газовые баллоны для ГБО метан


Одной из основных деталей метанового ГБО является емкость для хранения CNG топлива. Баллоны для метана на авто различаются не только по объёму и размерам, их главное отличие кроется в материалах и технологии производства. От правильного подхода к выбору газового бака зависят, уровень безопасности, оптимальный запас хода, а также грузопассажирские характеристики транспортного средства.

Виды баллонов для метана

В зависимости от материалов изготовления, автомобильные ёмкости для компримированного природного газа (КПГ) разделяют по типам:

Тип 1 (КПГ-1) — цельнометаллические сосуды из легированных либо углеродистых сталей, с толщиной стенки 5.5-9.5 мм (толщина зависит от объёма бака). Имеют бесшовную конструкцию и изготавливаются преимущественно из стальных труб методом горячей закатки. После формовки днища и горловины, баллон проходит ряд этапов:

  • термообработка (нормализация) для придания прочностных свойств
  • охлаждение
  • механическая обработка со сверлением отверстия под вентиль
  • нарезание конусной резьбы
  • очистка, удаление окалин
  • испытания (гидравлическое, пневматическое, ультразвуковое)
  • маркировка
  • окраска

Также производятся облегченные баллоны CNG-1 методом глубокой вытяжки из листовой стали (без сварных швов). Такие емкости имеют все необходимые прочностные параметры, но при этом их вес снижен до 20% по отношению к сосудам из труб.

Баллоны первого типа считаются очень надёжными, относительно не дорогими, однако они самые тяжёлые.

Металлокомпозитные ёмкости CNG-2 достаточно надёжны, имеют сравнительно небольшой вес. Их минус – это относительно высокая цена.


Тип 3 (КПГ-3) – емкости с металлическим лейнером из легких алюминиевых сплавов с наружной сплошной обмоткой полимерными материалами. Баллоны CNG-3 являются одними из самых лёгких и дорогих.

Тип 4 (КПГ-4) – композитные баллоны для метана имеют не металлический (пластиковый) лейнер с полимерной оболочкой по всей поверхности. Для горловины используется металлическая закладная. Ёмкости CNG-4 сверхлегкие, но очень дорогие.


Какое давление метана в баллоне авто

Метан при нормальном атмосферном давлении и температуре окружающего воздуха находится в газообразном состоянии. Поэтому для хранения необходимого количества газового топлива в ёмкостях машины, требуется уменьшать его объём методом компримирования, т.е. сжатием.

Регламентированное рабочее давление сжатого природного газа (СПГ) в баллонах автомобиля составляет 20-25 МПА (197-247 атмосфер или 200-250 бар).

Циклическая долговечность сосудов позволяет выдерживать нагрузки от заправок не менее 1000 раз за 1 год эксплуатации. Запас прочности КПГ баков в 2,4 раза превышает рабочее давление, т.е. разрушающее давление составляет не менее 48МПа.

Стоит отметить, что тороидальных баллонов для метана не существует, их производят только для пропана.

Сколько метана входит в баллон

Объём КПГ измеряется кубическими метрами (м³). Зная давление в баллоне, которое показывает штатный манометр, а также температуру окружающей среды можно рассчитать наполнение емкости самостоятельно.

Так при давлении 200 бар и t равной от -30 до +40°C в 50 литровый баллон входит 11,63-14,93 кубов метана.

Узнать вместимость любого другого метанового бака можно по формуле:

V/k=количество CNG (м³)

где, V-объём баллона, k-коэффициент, который узнаем из таблицы.

Таблица для расчёта вместимости CNG в одном баллоне объёмом 50 литров, м³
Давление КПГ в баллоне, МПа (кг/см²)Температура окружающей среды, °C
-30-20-100+10+20+30+40
100.550.550.540.530.530.530.520.52
201.151.121.161.11.091.071.061.04
301.791.71.71.691.651.631.611.57
402.412.332.32.272.222.172.152.13
503.23.052.982.942.842.812.752.72
604.053.763.663.573.533.453.413.27
7054.614.434.324.174.074.023.89
806.455.715.335.24.884.764.654.55
907.636.726.255.925.635.495.295.17
1008.777.697.246.766.496.255.955.81
1109.828.597.977.537.246.966.636.47
12010.919.388.958.4587.797.327.14
13012.0410.169.859.298.788.338.027.83
14012.1811.1110.7710.149.599.098.758.54
15013.1611.911.3610.8710.279.749.389.15
16013.7912.512.1211.4311.1110.3910.139.76
17013.9313.2812.6911.8111.4910.910.6310.37
18014.2913.6413.2412.51211.5411.2510.98
19014.6214.1813.5712.8412.512.0311.5911.18
20014.9314.2913.8112.9912.6612.512.1911.63

Пример для бака на 100 литров:

Проверяем показание манометра ГБО, допустим 200 бар. Температуру за бортом возьмем +20°C. Смотрим в таблицу на пересечение этих данных и находим цифру 12,5. Далее 50л/12,5=4 – это и есть искомый коэффициент. Затем 100л/4=25. Таким образом, получается, что в 100л баллоне при t=20°C помещается 25 кубов метана.

Сколько можно проехать на таком объёме КПГ, мы уже подробно разбирали в статье о сравнении двух видов газового топлива метана и пропана.

Срок службы метанового баллона

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 11439-2014 срок службы, в течении которого эксплуатация КПГ емкостей считается безопасной, устанавливается изготовителем, но этот период не должен превышать 20 лет со дня производства.

По факту практически все производители автомобильных сосудов под метановое топливо устанавливают срок службы на свою продукцию 15 лет. Заводам разрешается проставлять дату истечения срока непосредственно при отгрузке товара.

К тому же на протяжении всего срока эксплуатации необходимо обязательно проходить периодическое освидетельствование баллонов:

  1. первый тип не реже одного раза в 5 лет. Также это условие касается и емкостей из листовой стали, что является их преимуществом перед композитными ёмкостями
  2. типы 2,3,4 не реже одного раза в 3 года.

Маркировка

Помимо паспорта, каждый баллон должен иметь заводскую маркировку, которая наносится ударным способом клеймами или при помощи этикеток и содержит следующую информацию:

  • «КПГ (CNG) ТОЛЬКО»
  • «НЕ ИСПОЬЗОВАТЬ ПОСЛЕ XX/XXXX», где XX/XXXX месяц/год истечения срока службы
  • товарный знак производителя
  • индивидуальный серийный номер
  • рабочее давление P, при температуре T, °C
  • указывается стандарт, согласно которому произведен баллон
  • слова «Использовать только предохранительное устройство, имеющее паспорт и маркировку изготовителя»
  • дата изготовления
  • дата следующего освидетельствования
  • пробное давление Pпр, Мпа
  • масса пустой емкости М, кг
  • вместимость (литраж) V, л
  • клеймо ОТК круглой формы.

Кроме этого баллон обязательно должен быть сертифицирован. Номер сертификата также указывается в маркировке. Не сертифицированная емкость сделает невозможной регистрацию ГБО.

Баллоны без паспорта или без маркировки, а также с неразборчивой обязательной информацией, к эксплуатации запрещены.

Производители и размеры метановых баллонов

Основные заводы по производству CNG баллонов первого типа:

  1. ООО «MMS» Узбекистан г. Ангрен
  2. АО «ОМЗ» Россия г. Орск
  3. Hengyang Jinhua High Pressure Container Co., Ltd» Китай

Продукция этих заводов обладает отличным качеством и надёжностью, соответствует всем предъявляемым требованиям по безопасности, имеет широкую линейку размеров для подбора практически к любому автомобилю.

Баллоны ТИП 1 «MMS»
Объём, лДиаметр, ммДлина, ммВес, кг
3023294038
40232120046
50232147054
52219166060
65*35686060
80*356100071
80*40684073
90*40692580
100356121096
100*406100090
1004061020107
1204061224120
1203561380110
2004061750185
* - баллоны произведенные из листовой стали

Баллоны ТИП 1 «Орск»Баллоны ТИП 1 «Орск»
ОбозначениеОбъём, лДиаметр, ммДлина, ммВес, кг
БТ-33-20-254/882-Т3325488242
БТ-37-20-322/660-Т3732266053
БТ-39-20-322/680-Т3932268052
БТ-44-20-219/1400-Т44219140048
БТ-50-20-254/1262-Т50254126260
БТ-50-20-322/827-Т5032282760
БТ-52-20-219/1652-Т52219165256
БТ-62-20-322/980-Т6232298072
БТ-70-20-254/1652-Т70254165284

Баллоны ТИП 1 «Jinhua»
Объём, лДиаметр, ммДлина, ммВес, кг
2823288031,5
50219162053
6535687572
7035693073
7535699578
80356105085
8040685091
90356117094
9040693096
100356129096
1004061020101
1203561450110

Второй тип CNG емкостей, доступный для рынка РФ, пока производят только в КНР. Самые надёжные, проверенные китайские баллоны – от предприятий:

Облегченные металлокомпозитные баллоны третьего типа от ООО «НПФ «Реал-Шторм» г. Ижевск уже много лет поставляются на ведущие российские автозаводы, в том числе пассажирской и грузовой техники.

Баллоны ТИП 3 «Реал-Шторм»
Объём, лДиаметр, ммДлина, ммВес, кг
4732786036
5032790037.5
67327114047.5
6740184049.5
80327136056.5
8040196557
85401101560
96401112567
100327166069
100401116569
123327200083.5
132401148588.5
1604011765105.5
1854012005120

Сертифицированные на территории РФ метановые баллоны 4-го типа производит компания «TK-FUJIKIN CORPORATION» Южная Корея, поставляются только оптовыми партиями под заказ.

Баллоны ТИП 3 «TK-FUJIKIN CORPORATION»
Объём, лДиаметр, ммДлина, ммВес, кг
4231182014.5
60335100023
8040089029
9041892430
9945885631
10847088035
12548496038
131458108438
138358181046
145485107047
164392180053
175404177954
236458180063
266458204471
319404314095
359458270494
4646501905125

ВАЖНО! Никогда не покупайте б/у баллоны, а также емкости неизвестного производства, без документов и соответствующей сертификации. От этого напрямую зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих Вас людей.

Что лучше выбрать для авто, ГБО метан или пропан

Отличия ГБО

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Газ на внедоржнике

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Манометр ГБО с датчиком для метана

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Домашняя мини АГНКС

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:

    ;
  • правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
  • манера вождения транспортного средства;
  • климатические, а также географические условия эксплуатации.

Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана

Читайте также: