Какой металл лучше проводит звук

Обновлено: 13.05.2024

Всем ценителям качественного звука рано или поздно приходится сталкиваться с нелегкой проблемой выбора акустической системы — колонок. Для того чтобы приобрести идеальное по соотношению цена-качество устройство, необходимо обращать внимание не только на декларируемые производителем технические характеристики, но и на материал, из которого изготовлены колонки. Во-первых, потому, что материал оказывает влияние на сам звук, а во-вторых, половину стоимости акустической системы составляет именно стоимость корпуса. Так что же звучит лучше: акустика из дерева, из пластика или металла?

Виды акустических систем

Акустическая система — важнейший компонент самой различной аудиотехники. Ее назначение состоит в том, чтобы как можно качественнее преобразовать электрический импульс в звуковой сигнал. В зависимости от соединения с усилителем акустику принято делить на активную (усилитель встроен в систему) и пассивную (усилитель внешний). По своим габаритам акустические системы (АС) бывают полочные и напольные. В свою очередь, они также делятся на ценовые категории — бюджетные, Hi-Fi и Hi-End классов.

Kenwood RS 7070 ML пример классических полочных колонок

В особый ряд выделяются всепогодные системы, способные работать в самых экстремальных условиях: на улице, под дождем, при повышенных и пониженных температурах, а также акустика категории Lifestyle, ориентированная на сочетание эксклюзивного дизайна и качественного звука.

Чем меньше искажений — тем лучше

Несмотря на все деления и градации, требования, предъявляемые к различным акустическим системам, практически идентичны. Если колонки используются при просмотре видеоматериалов, то их главная задача — достоверная передача голосов героев, музыки кино и всех аудиоэффектов. Самые же жесткие требования предъявляются к устройствам, предназначенным для прослушивания музыки: чем меньше искажений — тем лучше.

Акустические системы могут изготавливаться из различных материалов, и иметь самую порой необычную форму. Этот глобо-спикер, например отличается отличным пространственным звуком

В идеале АС должна обладать достаточной мощностью, чтобы гарантировать минимум звуковых погрешностей, воспроизводить полосу звуковых частот, доступную человеческому уху (от 20 Гц до 20 000 Гц), точно передавать звуковую сцену — как при прослушивании стерео, так и многоканального звука — и соответствовать размерам помещения по акустическому давлению, чаще называемого громкостью. Наконец, акустика должна удовлетворять эмоциональные и эстетические запросы покупателя, как своим звуком, так и своим видом.

Что же больше всего влияет на качество звучания акустической системы? Конечно, динамики и фильтры — одни из важнейших составляющих. Однако без корпуса, изготовленного из высококачественного материала с соблюдением всех технологических норм и параметров, сложно представить высококлассную аппаратуру. «Тело» колонки должно быть достаточно жестким, чтобы обеспечивать хорошее сочетание поглощения/отражения звуковых волн определенной частоты и мощности.

Стеклянные колонки от компании Waterfall, как ни покажется странным считаются референсными

Jamo R909 только с фронтальной части выглядят как колонки, на самом деле эта акустика выполнена по схеме «акустический экран» и корпуса не имеет вовсе

Производители АС используют самые разнообразные материалы для их создания. Например, колонки с корпусом из стекла, предлагаемые компанией Waterfall (модели Waterfall Angel, Waterfall Atabasca, Waterfall Victoria), создают визуальный эффект водопада, а у оригинальных акустических систем открытого типа Jamo R909 от Хенрика Мортинсена корпуса нет вообще. Однако основными материалами для производства все же являются пластик, дерево, а также металл.

Применяется довольно давно. Возможность выпуска колонок различной формы и низкая себестоимость сделали этот материал наиболее часто используемым в производстве техники бюджетных категорий, особенно в сегменте, обслуживающем персональные компьютеры. Однако у таких колонок есть ряд недостатков: многочисленные огрехи в звучании, дребезжание на средней и высокой громкости, среднечастотные резонансы.

Пластиковые колонки бывают очень даже неплохими, но главное это подобрать соответствующий пластик для корпуса

Вместе с тем крупные производители звуковых систем предлагают потребителям высококлассную акустику с корпусами из пластика. Например, модели DM602 S3 и DM601 S3 от компании B&W, модель Q 8S от KEF, а немецкая фирма Bell-Audio запатентовала технологию изготовления корпусов из двухслойного монолитного пластика, по своим свойствам не уступающего двадцати слоям карельской березы: модели Bell V2.300 и Bell C2-200. Следовательно, при выборе АС нужно обращать внимание на качество пластика, из которого изготовлен корпус, но не ставить знак равенства между пластмассовым «телом» и плохим звуком.

Этот материал считается лучшим для производства акустических систем. Однако цельное дерево применяется довольно редко и только в элитных сегментах. Связано это с трудоемкостью процессов обработки. В идеале сырье должно отбираться еще на стадии вырубки, выдерживаться длительный срок, сохнуть естественным путем, без искусственного ускорения. Многие операции производятся вручную. Поэтому говорить о доступности этого материала не приходится.

Epos M5 акустика из дерева

Компания Bösendorfer, например, изготавливает из цельного дерева не только свои знаменитые рояли, но и панели для акустических систем (Series 1, Series 2, Series 7). Краснодеревщики фирмы тщательно отбирают и вручную обрабатывают материалы для отделки каждой колонки. А компания Sonus faber позиционирует свою акустику как музыкальный инструмент, поэтому серия Guarneri Memento, посвященная памяти великого музыкального мастера, изготовлена из массива клена, высушенного естественным образом в течение нескольких лет. Но все же чаше всего при производстве деревянных корпусов применяется фанера, ДСП (древесно-стружечная плита) и МДФ (древесно-волокнистая плита средней плотности).

Надо заметить, что из фанеры очень часто изготавливается профессиональная сценическая акустика, а вот меломанская гораздо реже

Фанера. Высококачественная фанера, как правило, многослойная — 12 слоев и более. Обладает хорошими поглощающими свойствами, легче ДСП и МДФ, мало подвержена расслоению. Такая фанера используется фирмой Outline в серии сабвуферов Victor и в модели SM 18, представленной в серии BEAT. Однако фанера — дорогостоящий материал, что делает его недоступным для массового производства.

Акустическая система из пластика

ДСП. Значительно дешевле цельного дерева и фанеры. Но это не единственное ее преимущество. Плиты толщиной более 16 мм обладают высокой плотностью, что способствует уменьшению резонансов корпуса. Благодаря своей структуре ДСП не привносит собственных призвуков. Проблема расслаивания и впитывания влаги, которым подвержена древесноволокнистая плита, успешно решается с помощью специальной окраски или облицовки различными материалами. Учитывая доступность и хорошие акустические характеристики, используется многими производителями. В частности, фирма Gemme Audio применяет ДСП для изготовления высококачественных акустических систем, например таких, как модели AN-S/L и AN-K/LX.

А вот и ошиблись – это не дерево, это МДФ

МДФ. Наиболее распространенный материал. Появился в результате улучшения технологий, которые применялись при производстве ДСП. МДФ изготавливается из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами и сформированных в виде ковра с последующим горячим прессованием, облицовывается натуральным или синтетическим шпоном. Несмотря на простую технологию получения и обработки, плиты средней плотности могут превосходить дерево по устойчивости к механическим повреждениям и влагостойкости.

И эта знаменитая акустическая система вовсе не пластик, а тоже прессованный в форме МДФ

Главными достоинствами МДФ являются хорошее поглощение звуковых колебаний и обеспечение механической жесткости корпуса колонки. Этим объясняется частота применения в производстве колонок различной ценовой категории. Примером применения этого материала могут служит следующие модели АС: ABS530T фирмы BBK, сабвуфер ASW855 от B&W и XQ Series компании KEF.

Чаще всего это алюминий. Применяют, как правило, его сплавы. Они обеспечивают хорошие механические качества: жесткость, плотность и легкость. По мнению ряда специалистов, алюминий позволяет уменьшить резонанс и улучшить передачу высоких частот звукового спектра. Кроме того, на воздухе «летучий металл» покрывается тонкой бесцветной пленкой, защищающей его от окисления. Все эти качества способствуют росту интереса к алюминию со стороны фирм-производителей. Особенно привлекателен он для изготовления всепогодных систем.

Вот такой лайф-стайл вариант двухполосной акустики

Его характеристики позволяют воплотить в жизнь новейшие дизайнерские решения. Например, американская компания American Acoustic Development LLC в своей Lifestyle серии изготавливает корпуса колонок, которые обеспечивают высокие стандарты звучания. Однако многие аудиофилы и профессионалы отмечают как недостаток непривычное «металлическое» звучание таких систем.

А вот это уже серьезная меломанская акустика с корпусом из металла AAD

Слушайте сами, решайте сами

Можно сказать, что ни один из видов рассмотренных материалов, используемых при изготовлении акустических систем, сам по себе не обеспечивает высококлассного звучания. Огромную роль тут играет соблюдение всех технологических параметров при производстве и сборке корпуса, настройки и доводки электронных компонентов акустической системы. Известность торговой марки не всегда гарантирует, что данная акустика подойдет именно Вам.

На самом же деле выбор материала акустики, равно как и самой акустики зависит лишь от ваших пристрастий в звуке и музыке

Как правило, при покупке АС потребителю недоступно сложное оборудование, позволяющее произвести замеры и объективно оценить качество звука. Поэтому при выборе необходимо ориентироваться, прежде всего, на личное эмоциональное восприятие. Прочувствуйте, сможете ли вы слиться с этой акустической системой в единое целое, сможет ли она переместить вас в волшебный мир звуков, вы можете также посоветоваться с экспертом и попробовать вместе с ним вслушаться в голос той или иной колонки, и удачного вам выбора!

Гид по выбору наушников (часть 2): детальный разбор

Гид по выбору наушников (часть 2): детальный разбор

Как подобрать наушники жителю мегаполиса, я рассказал в посте «Гид по выбору наушников для большого города». Для тех, кто хочет знать больше и серьезно подходит к выбору, предлагаю копнуть глубже и разобраться с конструкцией наушников. Ведь по своей сути наушники — это та же самая акустика, уменьшенная до размера ушей. Принцип работы тот же. Но есть и отличия.

Легкий пластик или тяжелый металл?

Материал корпуса — один из важнейших факторов, определяющих характер звучания акустики. Точнее, его механические свойства: жесткость, склонность к резонансам. Аналогичная ситуация и с наушниками — материал их корпуса также влияет на звук. Стандартное решение — пластик. Он дешев, ему легко придать любую форму. Поэтому традиционно пластиковые корпуса используются в бюджетных наушниках или в моделях со сложным дизайном.


Наушники AKG K376 в алюминиевом корпусе

Чтобы повысить качество звука, делают металлические корпуса из сплавов алюминия, меди или цинка, обладающие высокой жесткостью. Это повышает качество звука, правда, покупателям зачастую не нравится их высокая теплопроводность. Внутриканальные наушники и наушники-вкладыши из металла, прилегая к телу, выступают в роли радиатора. Они довольно эффективно отводят тепло, чем создают ощущение прохлады. В какие-то моменты это приятно, но иногда может доставить дискомфорт. В накладных наушниках проблемы с прикосновением металла к телу нет, а если металл использован не слишком тяжелый и в умеренных количествах, такие наушники окажутся не только качественнее, но еще и легче пластиковых.


Наушники в керамическом корпусе Klipsch X7i In-Ear

Еще один специфический материал — керамика. Керамические корпуса, по понятным причинам, не могут иметь выраженных граней, что ограничивает возможности дизайнера. Зато акустические свойства керамики ценятся высоко — она довольно тяжелая и используется обычно во внутриканальных наушниках.


Китайская компания Esmooth производит наушники из разных пород дерева по OEM/ODM-контрактам. Под каким брендом вы их можете встретить в России? Да под любым

Однозначно теплый материал, обеспечивающий специфический звук — дерево. Производители предлагают как большие накладные наушники с деревянными чашками, так и внутриканальные модели, часть корпуса которых изготовлена из дерева. Обладатели тонкого слуха отмечают, что каждой породе дерева соответствует свое оригинальное звучание. С точки зрения физики это вполне объяснимо. Каждый вид древесины обладает специфическими резонансными свойствами, по-разному поглощает звуковые колебания. Вот и получается, что «подпевает» каждое дерево по-своему. Большинство производителей сочетают различные материалы корпуса с целью получить и оригинальный дизайн, и желаемый характер звука.

Полимер, майлар или титан?

Следующий ключевой элемент любой акустики, а значит и любых наушников — излучатель (он же драйвер/динамик). Чаще всего акустические системы создают на базе динамических излучателей. Аналогичная ситуация наблюдается и в мире наушников. Классические наушники имеют один широкополосный излучатель, воспроизводящий весь диапазон частот. Его конструкция аналогична большим динамикам. Есть корзина с жестко закрепленным постоянным магнитом, звуковая катушка, находящаяся в магнитном поле и мембрана. Большинство производителей используют для изготовления мембраны полимерные пленки, которые в целом мало отличаются друг от друга по своим акустическим свойствам. При миниатюрных размерах излучателя придумать что-то особенное сложно, но все-таки можно. Так, в более дорогих наушниках могут использоваться высокотехнологичные материалы вроде майларовой пленки или полимеров с титановым или алюминиевым напылением.

Магниты также бывают разного качества. Например, часто вместо обычного ферритового магнита в дорогих моделях используется неодимовый. Это помогает увеличить мощность динамика, сохранив компактные размеры.

Миллиметры, помноженные на бас

Как и в колонках, важен диаметр динамика. Если речь идет о больших накладных наушниках, вполне справедливо утверждение «чем больше — тем лучше». Традиционно в наушниках такого типа устанавливаются динамики диаметром от 30 до 50-52 мм. Большой излучатель развивает большее звуковое давление, дает глубокий и управляемый бас. Кроме того, чем больше излучатель, тем проще разработчику совершенствовать его конструкцию — появляется возможность усложнить магнитную систему и реализовать сложные инженерные решения.


Так выглядит драйвер наушников Pioneer HDJ-1500 с мембраной 50 мм

На практике даже недорогие наушники с большими 50-мм излучателями в подавляющем большинстве случаев дают более качественный бас и лучшее разрешение, чем 30 и 40 мм. При этом совершенно очевидно, что 50-мм динамик можно встретить только в довольно громоздких наушниках, а для моделей с накладными амбушюрами, удачным вариантом будет 40-мм излучатель.


Наушники Sony MDR-EX500LP в разрезе. Мембрана 13,5 мм


В наушниках KEF стоит два излучателя: низкочастотный (диаметром 10 мм), и ВЧ/СЧ (диаметр 5,5 мм)

Еще один любопытный момент — внутриканальные наушники с микроизлучателями. Их конструктивное отличие состоит в том, что динамик устанавливается не внутри корпуса, а на самом выходе звуковода, то есть динамик фактически перемещен вглубь слухового канала, насколько это только возможно. Поскольку драйвер смещен еще ближе к органу слуха, даже 4-6 мм диффузора достаточно, чтобы добиться глубокого баса. Еще один плюс таких наушников — микроизлучателю требуется меньше энергии, они хорошо сработаются даже с маломощными источниками звука.

Уравновешенный якорь

При всей своей популярности динамические излучатели имеют несколько конкурирующих технологий. Вторыми по популярности являются так называемые арматурные излучатели, используемые только во внутриканальных моделях. В русскоязычном варианте эта конструкция носит название «излучатель с уравновешенным якорем» (Balanced Armature). Конструкция такого излучателя довольно необычна. В поле постоянного магнита, оснащенного П-образным магнитопроводом, располагается якорь со звуковой катушкой. Диффузор излучателя прикреплен к якорю с помощью рычага или тяги. Когда по звуковой катушке не проходит ток, якорь уравновешен в поле магнита в некоем среднем положении, а когда на катушку поступает звуковой сигнал, якорь начинает отклоняться, приводя тем самым диффузор в движение.


На схеме изображено, как в арматурном драйвере происходит давление на мембрану (Википедия)

Конструкция с уравновешенным якорем имеет целый ряд преимуществ, основные из которых — высокий КПД и компактные размеры. Поэтому такие излучатели уже давно применяются в профессиональной технике, а также для создания слуховых аппаратов. С точки зрения качества звука у «арматурных» излучателей есть свои преимущества. У обычного динамического динамика звуковая катушка легче диффузора, в результате чего инерция диффузора оказывает сопротивление ее усилию. Отсюда ощущение замедленности и нечеткости звука, оно, кстати, тем сильней, чем ниже частота. У «арматурного» излучателя якорь с жестко закрепленной на нем звуковой катушкой является наиболее тяжелым элементом подвижной системы, поэтому диффузор становится управляемым, а влияние его массы и инерции минимально. В результате обеспечивается чистый и точный звук.


Устройство арматурных наушников Logitech Ultimate Ears 600vi

Данный эффект особенно заметен на низких частотах и при прослушивании на средней или высокой громкости. Минусы у конструкции с уравновешенным якорем тоже имеются. Обычно такие излучатели обладают более узким диапазоном частот, чем динамические.

Один в поле не воин

Именно ограничения в ширине частотного диапазона привели к появлению наушников с двумя и более излучателями. Серийно производятся модели, включающие в себя два, три и даже четыре «арматурных» излучателя. Бывают наушники, где стоит излучатель с уравновешенным якорем в роли СЧ/ВЧ-звена и большой низкочастотный динамический излучатель. Такой вариант, конечно, не идеален с точки зрения качества звука, но зато и стоит значительно дешевле, чем две и более «арматуры» в одном корпусе. А обычные динамические наушники превосходит по меньшей мере технически.

Встречаются и наушники с многополосными динамическими излучателями. Это чаще всего коаксиальные конструкции с СЧ\ВЧ- и НЧ-динамиками, реже модели с изобарическим принципом работы, когда два одинаковых драйвера излучают звук в одну камеру, из которой в ушной канал идет звуковод. Первый вариант обеспечивает более чистый звук с лучшим разрешением, а второй позволяет значительно увеличить мощность и получить глубокий бас, без повышения детальности звука.

Проводя аналогии между многополосными наушниками и многополосной акустикой, нельзя не поинтересоваться, как же в данном случае происходит разделение частот. В зависимости от конструкции и сочетаемости излучателей в многополосных наушниках действительно могут использоваться кроссоверы. Речь идет о простейших фильтрах первого порядка, состоящих из одного-единственного элемента.


Изодинамические наушники HiFiMan HE-6, планарный излучатель

Среди больших моделей, предназначенных для прослушивания в домашних условиях, можно встретить наушники с электростатическими и изодинамическими (планарно-магнитными) излучателями. Это исключительно дорогие модели класса High End, причем электростатические наушники требуют специальных фирменных усилителей, а для изодинамических подойдут обычные усилители для наушников. Обе технологии сложно назвать доступными по цене и уж тем более массовыми.

Выбор акустического кабеля: как получить чистый, точный и объемный звук

Выбор акустического кабеля: как получить чистый, точный и объемный звук

22.10.2019

Выбор акустического кабеля: как получить чистый, точный и объемный звук

Собираетесь «сделать звук» в автомобиле, домашнем кинотеатре или кафе? Вам не обойтись без акустического кабеля для динамиков, который будет передавать им звуковые сигналы от усилителей. Конечно, если качество звучания не имеет значения, подойдут любые проводники, и переплачивать нет смысла. Но только специальный провод обеспечит чистый звук в полном диапазоне, без помех и искажений. Как же правильно выбрать акустический кабель для колонок, рассчитать его сечение и подобрать оптимальную длину?

Немного теории: что нужно знать о проводах для акустики

Первый важный момент уже затронут выше. Чтобы передать сигнал от усилителя к колонкам, подойдет совершенно любой проводник. Дело лишь в качестве полученного звука. Поэтому сразу исходим из того, что нам важно это качество, мы не пытаемся сэкономить любой ценой. А значит, основательно подходим к выбору материала проводов и других характеристик акустического кабеля.

На что влияет материал? Для чистой передачи звука нужна максимально высокая проводимость. По этому параметру рейтинг металлов выглядит так:

Серебро – довольно дорогое сырье для производства кабельной продукции, его используют редко, а позволяют себе немногие (метр такого провода стоит порядка сотни долларов). Поэтому медь становится оптимальным решением в производстве проводников для акустики. Она лишь немного уступает серебру по проводимости, но при этом вполне доступна. Малое сопротивление меди обеспечивает отличную передачу звукового сигнала даже при большой длине проводов (конечно, при условии правильно подобранного сечения).

Здесь важно лишь одно: в меди не должно быть примесей. Чем чище металл, тем лучше он проводит сигнал, тем качественнее получается звук. Любые примеси вызывают помехи и искажения. А использование различных медных сплавов в дешевых китайских акустических проводах сводит на нет преимущества меди.

Акустические кабели для соединения акустики с усилителем могут производиться в виде витой пары, быть одножильными или многожильными. Витая пара хороша для прокладки на большие расстояния, когда становится заметным влияние электромагнитных помех на качество звука. Одножильные и многожильные проводники теоретически дают разный результат, но на практике эта разница в звучании незаметна. Зато большим плюсом многожильных изделий становится их гибкость, устойчивость к повреждениям при многократных сгибаниях и разгибаниях.

kabel

От чего зависит качество звука

При выборе акустического кабеля для колонок самыми важными являются:

  • материал;
  • поперечное сечение проводника.

Материал мы уже рассмотрели выше. А почему же так важно сечение кабеля? Ведь любой электрик скажет, что мощность колонок совсем невелика, и для их подключения хватит даже самого тонкого провода. Но дело в том, что именно от сечения зависит сопротивление кабеля, а значит, качество звука. Если максимально упростить ситуацию, то получим такой принцип: чем толще и короче провод, тем лучше звучание.

При слишком маленьком сечении звук становится «плоским» и «бесцветным». Все из-за снижения громкости басов, которые составляют около 70 % общей звуковой мощности. Колонкам не хватает мощности, которую дает тонкий провод, и они «экономят» на басах. Остальные звуки остаются на нормальном уровне, существенных искажений или помех нет, но при внимательном прослушивании можно заметить, что и средние частоты становятся менее разборчивыми.

Важно заметить, что качество звука не зависит исключительно от акустического кабеля. На него одинаково влияют все элементы цепи: источник сигнала, усилитель, кабель и колонки. И результат определяется характеристиками самого слабого звена. Если усилитель слабый или колонки некачественные, то даже самый дорогой и толстый провод не обеспечит чистого звучания.

Еще один момент – свойства помещения. Идеально продуманная акустическая система не даст объемного, чистого звука в тесной комнате с обилием твердых поверхностей. Звук будет от них отражаться и создавать помехи (эхо, пики и провалы в звучании). Поэтому, кроме подбора оборудования и кабельной продукции, стоит озаботиться и правильным выбором и/или отделкой помещения, в котором будут работать колонки.

Что еще может повлиять на звучание?

Производители наперебой предлагают акустические провода с «особыми» свойствами, которые гарантируют «максимально яркий и реалистичный» звук. Эти свойства существенно влияют на цену кабельной продукции, но при ближайшем рассмотрении больше напоминают рекламные уловки, чем реально важные технические решения:

kabel

  • Бескислородная (OFC) и монокристаллическая (OCC) медь. Первый вариант – это материал, из которого практически полностью извлечены атомы кислорода (даже формирование проводов происходит в бескислородном пространстве). Второй материал – медь, в которой атомы расположены в особом порядке. И то, и другое стоит дороже «обычной» меди, но не дает существенного улучшения качества звука. Почему? По ГОСТ 859-2001 любая медь, используемая для изготовления проводов, должна быть очищена до 99% и выше. То есть, количество примесей в ней не более 1 %. Бескислородные марки содержат 99,99 % меди (0,01 % кислорода). То есть, разница здесь менее 1 %. Теоретически, этот 1% примесей может создавать искажения звука примерно на 1 % (на практике эта величина еще меньше). Но наше ухо способно различать линейные искажения лишь начиная от 3 %. Таким образом, фактически, разница между «обычной» медью по ГОСТу и бескислородными марками есть, но заметить ее мы не можем. Примерно так же обстоит дело и с OCC.
  • Скин-эффект. Это явление, когда плотность тока у поверхности проводника несколько выше, чем по его оси. Чем толще провод, тем сильнее проявляется скин-эффект. Он может приводить к потерям мощности звука, особенно на высоких частотах. Так, при сечении выше 0,75 мм кв. и частоте около 20 кГц потери могут достичь 0,25 Дб. Это величина, которую способны заметить лишь люди с идеальным слухом. Если это ваш случай, проблему легко решить. Вместо одного кабеля на 1,5 мм кв. надо взять и скрутить два изолированных по 0,75 мм кв. (при таком сечении скин-эффект не проявляется).
  • Покрытие меди серебром. Призвано улучшить звук (своеобразный «компромисс» между дорогим серебряным проводом и более дешевым медным). На самом деле заявленное «более яркое» звучание проявляется повышенной резкостью на средневысоких частотах. Звук теряет объем. Это происходит из-за скин-эффекта, когда ток передается в основном по краю проводника и попадает на слой металла с другими характеристиками. Так появляются искажения.
  • Лужение (покрытие оловом). Считается, что лужение продлевает срок службы меди, защищая ее от окисления. Но медный провод находится в слое изоляции, которая уже защищает его от воздействия воздуха. Олово здесь является чрезмерной перестраховкой. К тому же, такое покрытие искажает звук из-за того же скин-эффекта, но результат еще хуже чем с серебром (заметные помехи, «шепелявость», резкость).
  • Экранирующая оплетка из цветных металлов. Ее значение для акустики сильно преувеличено. Дело в том, что оплетка защищает только от высокочастотных электромагнитных полей, а они способны создавать помехи величиной не более сотых долей дБ. Услышать такие искажения невозможно.

Как подобрать сечение?

Правильный выбор сечения акустического кабеля для колонок – один из важнейших шагов при создании системы. Правда, при малой длине провода это не настолько критично. У меди очень низкое сопротивление: при сечении кабеля 2,5 мм кв. и длине до 3 м его сопротивлением можно пренебречь, так как оно стремится к нулю. Но если провода тоньше или длиннее, недостаток толщины может резко ухудшить звучание акустической системы. У длинного кабеля компенсировать это можно только увеличенным сечением.

Производители акустических систем рекомендуют делать подбор акустических проводов так, чтобы их сопротивление не превышало 5 % сопротивления самой колонки. Узнать эту характеристику несложно – она должна быть указана на задней стенке и/или в паспорте аппаратуры. В крайнем случае, можно измерить сопротивление тестером или мультиметром. Далее, чтобы не проводить сложные расчеты, воспользуемся готовой таблицей.

Выбор толщины (сечения) акустического кабеля (мм кв.), состоящего из двух проводов, в зависимости от его длины и сопротивления колонок (от 1 до 16 Ом):

Длина кабеля (м) 1 Ом 2 Ом 4 Ом 8 Ом 16 Ом
1 0,68 0,35 0,18 0,09 0,04
2 1,36 0,7 0,36 0,18 0,08
3 2,04 1,05 0,54 0,27 0,12
4 2,72 1,4 0,72 0,36 0,16
5 3,4 1,75 0,9 0,45 0,2
6 4,08 2,1 1,08 0,54 0,24
7 4,76 2,45 1,26 0,63 0,28
8 5,44 2,8 1,44 0,72 0,32
9 6,12 3,15 1,62 0,8 0,36
10 6,8 3,35 1,8 0,9 0,4
11 7,5 3,85 2 1 0,44
12 8,2 4,2 2,2 1,1 0,48
13 8,8 4,5 2,3 1,2 0,52
14 9,5 4,9 2,5 1,3 0,56
15 10,2 5,2 2,7 1,4 0,6

В этой таблице приведены расчетные значения, то есть, оптимальные сечения кабеля заданной длины для той или иной колонки. Но в продаже есть кабельная продукция лишь определенных сечений. Так, по ГОСТ 22483-2012 (IEC 60228:2004) существует 13 стандартных сечений кабельной продукции от 0,12 до 25 мм кв. И изделий с рассчитанной в таблице величиной может просто не быть в продаже.

Какой акустический кабель лучше взять для ваших колонок в таком случае? Ответ однозначен – берите сечение с запасом. К примеру, если нужен провод длиной 12 м для колонки с сопротивлением 1 Ом (оптимальное расчетное сечение 8,2 мм кв.), лучше выбрать кабель на 1,0, а не на 7,5 мм кв. Или же используйте таблицу ниже, в которой уже указаны стандартные сечения проводов разной длины для колонок с сопротивлением от 1 до 16 Ом.

Выбор стандартного сечения (мм кв.) в зависимости от длины кабеля и сопротивления колонок:

Длина кабеля (м) 1 Ом 2 Ом 4 Ом 8 Ом 16 Ом
1 0,75 0,35 0,2 0,12 0,12
2 1,5 0,75 0,5 0,2 0,12
3 2,5 1 0,5 0,35 0,12
4 4 1,5 0,75 0,35 0,2
5 4 2,5 1 0,5 0,2
6 4 2,5 1 0,75 0,35
7 6 2,5 1,5 0,75 0,35
8 6 4 1,5 0,75 0,35
9 6 4 2,5 1 0,5
10 10 4 2,5 1 0,5
11 10 4 2,5 1 0,5
12 10 6 2,5 1,5 0,5
13 10 6 2,5 1,5 0,75
14 10 6 2,5 1,5 0,75
15 10 6 4 1,5 1

Чтобы выбрать нужное сечение акустического кабеля для домашнего кинотеатра или аудиосистемы, просто найдите в левой колонке запланированную длину проводника, а в верхней строчке – сопротивление колонок. На «перекрестке» этих значений и будет оптимальная величина сечения. Это стандартное значение, то есть, такой кабель уже должен быть в магазинах.

Расчет сечения по диаметру

Иногда случается, что в запасе есть хороший медный кабель, но его сечение неизвестно. В этом случае его легко рассчитать или определить по таблице.

Таблица стандартных сечений кабелей по ГОСТ 22483-2012 и соответствующих им диаметров

где π=3,14, а d – это диаметр провода в миллиметрах (его можно измерить, например, штангенциркулем).

Оптимальная длина

Как видно из таблиц и расчетов, чем больше длина акустического кабеля, тем большим должно быть его сечение. Это заметно дороже. Следовательно, чрезмерный запас провода невыгоден вдвойне, так как вы переплачиваете и за лишние метры, и за увеличенное сечение, чтобы их компенсировать. Поэтому к выбору длины акустического кабеля (провода) также нужно подойти с умом. Когда длина рассчитана правильно:

  • Провода не висят в воздухе «внатяжку».
  • Они не скручены в бухту, которая спрятана за колонками «на всякий случай».
  • Для обоих каналов использованы провода одинаковой длины.

Стандартное заводское решение для розничной продажи – пары проводов по 3 м с подготовленными контактами или готовыми разъемами. Но всегда есть возможность выбрать кабельную продукцию в нарезку, на метраж. Так вы избежите лишних затрат. Обычно максимальная длина акустического кабеля для прокладки к колонкам составляет 100 м. Но обязательно позаботьтесь о правильной подготовке контактов, иначе звук не спасет ни чистая медь, ни большое сечение кабеля.

Другие критерии выбора

Итак, вы разобрались с материалом, рассчитали оптимальную длину и необходимое сечение кабеля. Но оказалось, что на рынке огромный ассортимент аудио проводов с нужными вам параметрами – разные производители, цены, категории. Какой же акустический кабель выбрать для подключения колонок? Вот несколько полезных практических советов:

kabel

  • Осмотрите кабель и помните его руками. Он должен быть в меру мягким и гибким, не рассыпаться при сгибании.
  • Проверьте прочность изоляции. Хорошая изоляция не липнет, не оставляет следов краски на руках, не трескается при сгибании и не мешает сгибать провод из-за чрезмерной жесткости.
  • Лучше выбрать акустические и межблочные кабели с двухслойной изоляцией. Но такая продукция заметно дороже. Если же вам предлагают провода в однослойной и двухслойной изоляции практически по одной цене, стоит задуматься об их реальном качестве.
  • Убедитесь, что провода маркированы. Во-первых, известные производители маркируют свою продукцию, чтобы ее можно было легко идентифицировать. Они также часто ставят метровые метки для простого отсчета нужной длины. Во-вторых, в паре проводов один должен быть маркирован так, чтобы его можно было легко определить с любого конца кабеля. Ведь очень важно, особенно в системах объемного звука, обеспечить одностороннее колебание динамиков. Как правило, для этого провода делают двухцветными, например красно-черными, или же используют для маркировки цветную продольную полосу (как у прозрачных Blueline).
  • Если сомневаетесь в оригинальности предложенного кабеля, поищите в сети информацию о заявленном производителе и его продукции. Скорее всего, там будет описано, как отличить оригинал от подделки. При этом помним, что даже недорогой кабель малоизвестной фирмы может обеспечить хороший звук, если он изготовлен из качественной меди, а сечение рассчитано правильно.
  • Чтобы избежать проблем с подделками и низкокачественными проводами, лучше приобретать их не в магазинах электроники, а у компаний, которые занимаются именно акустикой или кабельной продукцией. И уж, конечно, не стоит тратить деньги на подозрительный кабель с ближайшего рынка.
  • На практике, стоимость кабелей в акустической системе составляет около 15 % ее общей стоимости. Это не цель, к которой надо стремиться, а ориентир, который поможет примерно выбрать категорию кабельной продукции. Ведь слишком дорогой кабель никак не окупится с дешевыми колонками. Но и экономить на проводах, устанавливая дорогую аудиосистему, тоже не имеет смысла.

Поэтому делайте расчеты, не экономьте на сечении и не «запасайте» длину. А главное, выбирайте кабель в магазине, который сможет гарантировать качество продукции. У нас в «Амарас Электро» также есть широкий ассортимент акустических проводов с разными характеристиками и гарантией от производителя. Смотрите каталоги и делайте осознанный выбор.

Какие материалы хорошо проводят звук

Какой материал проводит звук? Для передачи звука важны свойства материала. Так, легкие материалы лучше передают звуковые колебания, нежели тяжелые предметы с высокой плотностью.

Материалы, хорошо проводящие звук

Менее эластичные и упругие материалы, как бумага и пенопласт, не столько передают звук, сколько его поглощают. Материалы, которые хорошо пропускают звуковые волны, включают твердые вещества (алмаз, к примеру) и металлы, как алюминий.

Через алюминий звук летит со скоростью 6320 метров/секунда – это одна из самых высоких скоростей распространения звука.

Почему этот металл хорошо и даже отлично проводит звук? Алюминий не отличается особой плотностью, а потому имеет малый вес в данном объеме. Он очень эластичный материал и легко меняет свою форму (ручку у алюминиевой ложки может руками согнуть даже ребенок).

Материалы, хорошо проводящие звук

Формула для скорости звука в разных свойствах имеет ключевое значение для понимания того, почему определенные свойства переносят звук лучше. Скорость звуковой волны равна квадратному корню упругости, деленной на плотность объекта. Иными словами, чем менее плотный материал, тем быстрее распространяется звук, и чем он более эластичен, тем быстрее распространяется звук. Поэтому материал будет вести звук медленнее, если он не очень упругий и очень плотный.

Вслед за алюминием звук хорошо проводит медь – ее скорость составляет 4600 метров/секунда. Быстрое распространение звука обеспечивается за счет эластичности меди и способности легко вибрировать. Но плотность меди намного выше, чем у алюминия, а потому она хуже, чем алюминий проводит звук.

Проверить хорошую проводимость металлами можно, проведя опыт. К пианино (роялю) надо прикрепить один конец металлической проволоки, второй ее конец провести в помещение, в которое не может пройти звук от пианино и соединить его с каким-то другим музыкальным инструментом, к примеру, со скрипкой или гитарой. Потом начать играть на пианино – его звук будет слышен в том помещении и будет казаться, что он исходит от скрипки (гитары).

Материалы, хорошо проводящие звук

беруши из пористого материала

Лучшими проводниками звука являются упругие материалы, а худшими проводниками звука пористые материалы (беруши изготавливаются из пористого материала). Упругие материалы это большинство металлов, древесина, газ и жидкость. Пористые материалы: поролон, войлок, минеральная вата и др.

При ремонте квартир, особенно в плане ее звукоизоляции, надо точно знать, какие материалы хорошо проводят звук, дабы не ухудшить себе и соседям жизнь.

6 комментария на « Какие материалы хорошо проводят звук »

Достали верхние соседи, при ремонте квартиры сказали, что надо звукоизолировать потолки. Мастера обшили гипсокартоном и между плитами и им проложили минеральную вату. Эффект — практически ноль. Сколько денег ушло и все зря. Немного ушел воздушный шум, но даже слышны уроки на пианино через этаж сверху. Ударный шум как был, так и остался.

Тихо там, где не шумят. Есть нюанс — как крепили гипсокартон к потолку? Для погашения излишней вибрации каркасное основание изготавливается на подвесах и следует предусмотреть воздушную прослойку.

Звукоизоляция потолка, судя по отзывам, практически не помогает. И в случае жесткой связки гипсокартона с металлическим каркасом звук будет проходить, как и проходил, если не сильней.

Читайте также: