Каково назначение металлических сегментов в уплотнительных элементах превенторов

Обновлено: 04.10.2024

Превенторы плашечные предназначены для герметизации устья скважины при газонефтеводопроявлениях и открытых фонтанах, возникающих при строительстве или ремонте скважин. При этом, если в скважине находятся трубы, то герметизация обеспечивается с использованием трубных плашек, а при отсутствии труб в скважине герметизация осуществляется глухими плашками.

Превенторы плашечные, по способу герметизации, выпускаются в двух вариантах: гидроуправляемые и с ручным приводом фиксации плашек. Гидроуправляемые превенторы плашечные, в отличи от превенторов с ручным приводом, позволяют дистанционно и быстро (за 5 – 10 сек.) загерметизировать устье скважины. После герметизации устья превентор плашечный гидроуправляемый, при наличии труб в скважине позволяет:

· проворачивать и расхаживать колонну труб на гладкой части трубы по длине от муфты до муфты (при контролируемом давлении в камере закрытия);

· разгрузить колонну труб на плашки и удерживать колонну плашками от выброса (при возрастании давления в скважине);

· спустить или поднять часть всей колонны при загерметизированном устье скважины в случае установки двух плашечных превенторов (метод шлюзования);

· срезание колонны труб (при установке превентора со срезающими плашками).

В нашем регионе при строительстве и ремонте скважин, в основном, используются гидроуправляемые плашечные превенторы.

Технические характеристики превенторов плашечных гидроуправляемых (ППГ) представлены в таблице 1.

№ пп Наименование параметров/ Типоразмер/ ПП 156×32 180×35 230×35 230×70 280×35 350×35 425×21 520×14 350×35 2000 г.
Диаметр проходного отверстия, мм
Условный проход манифольда, мм
Рабочее давление, МПа
Максимальная температура рабочей среды, С
Тип основного привода дистанционный гидравлический
Рабочее давление в системе гидроуправления, МПа
Условный диаметр труб, уплотняемых ПП, мм 33 – 114 33 – 127 33 – 168 33 – 168 48 – 194 60 – 273 60 – 340 60 – 426 73 – 273
Максимально условный диаметр труб, пропускаемых с подвеской, мм
Диаметр гидроцилиндров, мм -
Ход поршня, мм
Объём полости цилиндра на закрытие, л 5,4 6,6 7,9 9,5 10,6 11,8 13,8 17,4 18,7
Объём полости цилиндра на открытие, л 4,6 5,9 6,2 7,2 9,2 10,4 12,0 15,0 16,4
Количество оборотов винта на закрытие
Количество циклов "закр. – откр." на трубе при Рскв = Рраб Рскв=1атм 546 /78
Условная длина расхаживания, м - 550 – Рскв=10 15000 - Рскв=7
Пробное давление, МПа 31,5
Габариты: длина ширина высота, мм -
Масса, кг -

При капитальном ремонте скважин широкое распространение получил превентор плашечный гидроуправляемый ППГ – 156 × 320 Бакинского завода имени лейтенанта Шмидта, представленный на рис. 1 (сдвоенный вариант). Превентор плашечный состоит из 3-х основных частей: корпуса 2, откидной крышки 4 с гидроцилиндром и 2-х плашек 3.

Корпус превентора коробчатой конструкции и изготавливается в настоящее время, как правило, методом литья с последующей ковкой. Корпус в вертикальной плоскости имеет цилиндрическое отверстие, а в горизонтальной – прямоугольное отверстие, в "карманах" которого размещаются плашки. Во внутренней полости корпуса, в его верхней части, имеется специально обработанная кольцевая поверхность, которая обеспечивает герметизацию между корпусом и верхней части плашки (при закрытии последней). Сама же плашка движется по направляющим рёбрам, которые обеспечивают зазор между корпусом превентора и нижней частью плашки.

На наружной поверхности корпуса (верхней и нижней плоскостях) вокруг вертикального отверстия имеется канавка под уплотнительное кольцо и глухие отверстия с резьбой под шпильки, которые позволяют крепить корпус превентора на крестовину, а сверху монтировать фланцевую катушку.

К корпусу с помощью болтов крепятся боковые (откидные) крышки 4 с гидроцилиндрами, которые устанавливаются на шарнирных соединениях. Шарнирные соединения позволяют подавать гидравлическую жидкость в камеры открытия или закрытия гидроцилиндров 8. В гидроцилиндрах размещаются поршня со штоками 7, которые "Г" – образным захватом соединяются с плашками (трубными 3 или глухими 9). Плашки (трубная и глухая в сборе) представлены на рис. 2 и 3. У плашек одинаковые и взаимозаменяемые корпуса 1, к которым, с помощью двух болтов, крепятся вкладыши: глухой 2 с уплотнением глухим 3, или трубный 4 с уплотнением сменным 5. Размер трубных плашек должен соответствовать размерам труб спущенных в скважину. Бакинский завод поставлял, при соответствующих заказах, трубные плашки под размер труб диметрами: 60 мм; 63,5 мм; 73 мм; 89 мм; и 114 мм.

После монтажа плашечного превентора на устье скважины, в камеры открытия подаётся давление, равное давлению в гидросистеме, поршня разведены в крайние положения и плашки "прячутся" в "карманах" корпуса, освобождая центральное отверстие корпуса для проведения спускоподъемных или других технологических операций в скважине. При переводе соответствующей рукоятки маслораспределителя на основном (или вспомогательном) пульте гидросистемы в положение "закрыто", гидравлическая жидкость будет поступать в камеру закрытия и под действием давления поршни, а вместе с ними и плашки, будут перемещаться в сторону сближения. Перекрывая, при этом, сечение скважины глухими плашками (при отсутствии труб) или перекроют затрубное пространство трубными плашками (при наличии труб). Для того чтобы вновь открыть превентор рукоятку маслораспределителя переводят в положение "открыто" и гидравлическая жидкость, поступив в камеру открытия, раздвинет поршня с плашками в стороны, освободив центральное отверстие в корпусе превентора.

В случае отсутствия давления в гидравлической системе в плашечных превенторах гидроуправляемых предусмотрен механический привод, который выполнен в виде нажимного винта 5 (см. рис. 1) ввёрнутого в глухое резьбовое отверстие поршня со штоком 7. Гладкая часть нажимного винта устанавливается в подшипнике скольжения, уплотняется манжетами и шарнирным соединением связывается с карданом со штурвалом. Вращая штурвал, как правило, по часовой стрелке, превентор закрывается, т.к. вращательное движение нажимного винта преобразуется в поступательное перемещение поршня.

При пользовании ручным приводом превенторов ППГ необходимо помнить о двух особенностях. Первая состоит в том, что ручным приводом можно только закрыть превентор. При вращении же штурвалов на открытие нажимной винт сделает "холостой ход", а плашки останутся в закрытом положении, и открыть их можно будет, только используя гидравлическую систему. Вторая особенность состоит в том, что перед вращением штурвалов на закрытие сначала необходимо перевести соответствующую рукоятку маслораспределителя на основном пульте гидравлической системы в положение "закрыто". Это позволит соединить полость "открытия" с атмосферным давлением и при вращении штурвалов поршень выдавит масло из камеры открытия в масляный бак.

Отличительной особенностью превенторов плашечных гидроуправляемых Волгоградского завода "Баррикады" состоит в том, что два превентора можно соединить между собой, не используя фланцевой катушки. С этой целью в корпусе превентора 2 (см. рис. 4) в его верхней части по периметру выполнены четыре глухих отверстия с резьбой, а в нижней части корпуса выполнены четыре гладких сквозных отверстия. Крепление двух превенторов между собой обеспечивается с помощью четырех болтов, при предварительно установленной в канавку уплотнительного кольца. Соединение же превентора с крестовиной или фланцевой катушкой осуществляется с использованием двенадцати шпилек с гайками, как и у обычных безфланцевых превенторов.

Ручной привод превентора этой конструкции выполнен виде шлицевого валика 11, установленного в крышке гидроцилиндра 13. В поршне со штоком 9 (в отверстии с ленточной резьбой) ввёрнута резьбовая втулка 15 с крупной ленточной резьбой по наружному диаметру и со шлицами по внутреннему диаметру. Шлицы винтовой втулки входят в контакт со шлицевым валиком. При вращении штурвалов ручного привода шлицевой валик "выкручивает" резьбовую втулку, которая, в свою очередь, перемещает поршень со штоком, а вместе с ним и плашку на сближение.

Конструкция ручного привода превентора плашечного гидроуправляемого ППГ – 230 × 350 Волгоградского завода буровой техники позволяет дистанционно (визуально) определить местоположение плашек и каким приводом закрыт превентор – гидравликой или механически. Это обеспечивается тем, что к поршню 8 (см. рис. 5) крепится полый шток 16. Крышка гидроцилиндра 9 имеет удлинитель со втулкой 12, в которую установлен ходовой винт 13, на котором установлена ходовая гайка 11. На ходовой гайке 11 жёстко установлен указатель 14, который проходит через прорезь в удлинителе крышки гидроцилиндра 9 и исключает "проворачивание" ходовой гайки 11 при вращении штурвала кардана. На полом штоке 16, так же жёстко, установлен палец 15, который служит указателем положения плашки. При закрытии плашечного превентора гидроприводом вместе с поршнем 8 перемещается полый шток 16, а вместе с ним и палец 15. При использовании ручного привода, с вращением штурвала кардана по часовой стрелке на закрытие, ходовая гайка 11 будет перемещаться в осевом направлении и толкать полый шток на "закрытие". В этом случае и палец 15 и указатель 14 будут перемещаться одновременно и визуально фиксировать не только положение плашек, но и указывать на то, что плашки превентора зафиксированы ручным приводом.

Существенным недостатком многих плашечных превенторов является то, что с ростом давления в скважине до 35,0 МПа и более, на шток, а вместе с ним и на поршень, действует "выталкивающая сила", которая может превысить усилие возникающее в камере закрытия гидроцилиндра. Так, например: при стендовых испытаниях плашечного превентора ППГ – 230 × 500 (при опрессовке на пробное давление Рпроб = 2Рраб) при возрастании давления внутри корпуса превентора до 420 кгс /см 2 и при давлении в камере закрытия 100 кгс /см 2 происходила разгерметизация плашек превентора, т.к. "выталкивающая сила" на шток оказывалась больше усилия на закрытие со стороны поршня в гидроцилиндре.

Этот недостаток устранён в конструкции превентора Волгоградского завода ППГ – 230 × 700 Бр (см. рис 6). Сущность решения состоит в том, что шток заканчивается нажимным цилиндром 17, внутренний диаметр которого равен наружному диаметру штока. Внутри нажимного цилиндра установлен нажимной поршень 16. При закрытии превентора шток с нажимным цилиндром перемещается с плашками в сторону закрытия. Вместе с нажимным цилиндром 17 перемещается и нажимной поршень 16, удерживаемый силами трения в манжетах уплотнения. С ростом давления в скважине нажимной поршень перемещается в обратном направлении до упора в торец оси 20, которая жёстко установлена в крышке гидроцилиндра 32. Таким образом "выталкивающая" сила давит на нажимной поршень и замыкается через крышку гидроцилиндра, на корпусе 2 превентора, а поршень 34 со штоком испытывают только лишь усилие на закрытие от давления в гидроцилиндре 19, равное давлению в гидросистеме.

В 2002 году Волгоградский завод буровой техники приступил к выпуску превенторов плашечных гидроуправляемых, по конструкции которых, ближайшим прототипом, является плашечный превентор фирмы "Камерон" (см. рис. 7).

Превентор состоит из корпуса 1 со сквозным цилиндрическим отверстием в вертикальной плоскости, а в горизонтальной – имеет сквозное отверстие овального сечения, где размещаются плашки. В верхней (и в нижней) части корпус имеет канавку под уплотнительное кольцо и отверстия под шпильки. В отличие, от ранее выпускаемых этим заводом плашечных превенторов, в корпусе имеются дополнительно ещё два отверстия, на уровне чуть ниже плашек, под фланцевое соединение, которые могут быть использованы для монтажа дополнительных отводов или просто заглушены глухими фланцами (2). Внутри корпуса выполнены каналы для подвода гидравлической жидкости в камеры открытия и закрытия. К корпусу с помощью болтов крепятся лобовые крышки 5, к которым прижимаются гидроцилиндры 6 с использованием крышек гидроцилиндров 9 и шпилек 11. Внутри гидроцилиндра размещается поршень 10 со штоком 4. Шток уплотняется в лобовой крышке 5 и "Т" – образным захватом соединяется с плашкой 3. Кроме двух основных гидроцилиндров 6 превентор имеет дополнительно ещё четыре малых гидроцилиндра 8, прижимаемых к лобовой крышке всё той же крышкой гидроцилиндра 9. Внутри малых гидроцилиндров размещается поршень со штоком – скалкой 7, жёстко установленный в корпусе превентора. Гидравлический привод работает аналогично ранее выпускаемым превенторам: при подаче давления в камеру закрытия плашки идут на сближение, превентор закрывается; при подаче давления в камеру открытия плашки прячутся в карманах корпуса – превентор открывается.

Ручной привод выполнен в виде штока – хвостовика 12, установленного на торце поршня 10 и нажимного винта 14, установленного в резьбовом отверстии удлинителя 13 крышки гидроцилиндра 9. При вращении штурвалов кардана по часовой стрелке "на закрытие", нажимной винт 14, вворачиваясь в удлинитель 13 крышки гидроцилиндра 9, своим торцом давит на торец штока – хвостовика 12, а тот, в свою очередь, давит на поршень 10 со штоком 4, которые перемещают плашку 3 на закрытие. Открыть превентор, закрытый ручным приводом, возможно только гидравликой, предварительно вывернув нажимной винт 14, вращением штурвалов кардана против часовой стрелки на "открытие".

Ручной привод в превенторе плашечном данной конструкции выполняет ещё одну важную функцию, он используется в одном из двух способов смены плашек. С этой целью в нажимном винте 14 (см. рис. 8) выполнено отверстие, в котором размещается ("прячется") шпилька 15 с гайкой 16. Перед сменой плашек, вилка шарнирного соединения кардана ручного привода демонтируется. Шпилька 15 вворачиваться в резьбовое отверстие штока – хвостовика 12 и фиксируется гайкой 16. Болты, крепящие лобовую крышку к корпусу превентора, выворачиваются. Регулировочным клапаном на основном пульте снижают давление в камере открытия превенторов плашечных до 2,0 МПа, чтобы не порвать шпильку 15, и переводят рукоятку маслораспределителя соответствующего плашечного превентора в положение "закрыто". Гидравлическая жидкость под давлением 2,0 МПа поступает в камеру закрытия основного гидроцилиндра 6, но поршень 10 не может переместиться в положение "закрыто", так как жёстко связан со штоком – хвостовиком 12, а тот, в свою очередь, через шпильку 15 и нажимной винт 14 жёстко связан с крышкой гидроцилиндра 9. Таким образом, гидроусилие замыкается на самом гидроцилиндре 6. В результате этого начинают срабатывать малые гидроцилиндры 8 и перемещаться относительно штоков – скалок 7. Вместе с малыми гидроцилиндрами 8 перемещается основной гидроцилиндр 6 с поршнем 10, штоком 4 и плашкой 3. Лобовая крышка 5 переместится относительно корпуса превентора 1 и плашка 3 выйдет наружу.

После замены плашек рукоятку маслораспределителя переводят в положение "открыто", и, если лобовая крышка 5 вместе с плашкой 3 не перемещаются относительно корпуса, то плавно поднимают давление в камере "открытия" до 14 МПа с помощью регулировочного клапана на основном пульте. (Закрыть лобовую крышку 5 можно вручную, перемещая гидроцилиндры 6 и 8, к корпусу 1 по штокам – скалкам 7, предварительно отключив пневмогидроаккумулятор от гидросистемы и, сбросив давление в малых гидроцилиндрах 8 до атмосферного, переводом рукоятки маслораспределителя в положение "открыто").

После закрытия лобовой крышки 5, последнюю крепят к корпусу с помощью болтов. Шпильку 15 выворачивают из штока – хвостовика 12 и "утапливают" в отверстие нажимного винта 14. К нажимному винту крепят вилку и шарнирное соединение кардана со штурвалом. Проверяют гидравлический привод на "открытие" и "закрытие" плашек, уточняют количество оборотов на "закрытие" ручным приводом и опрессовывают превентор на рабочее давление.

К плашечному превентору ППГ – 350 × 35 Волгоградский завод буровой техники поставляет сменные плашки под трубы условного диаметра: 73, 89, 102, 114, 127, 140, 146, 168, 178, 194, 219, 245, 273 и глухие. Общий вид плашки в сборе представлен на рис. 9.

В настоящее время Воронежский механический завод выпускает плашечные превенторы двух принципиально различных конструкций. На рис. 10 представлен общий вид сдвоенного превентора плашечного гидроуправляемого модификаций ППГ2 – 156 × 21; ППГ2 – 180 × 21 и ППГ2 – 230 × 21.

Превентор состоит из корпуса 6, внутри которого размещены две пары плашек: глухие1 и трубные 4. Лобовые крышки 5 крепятся к корпусу 6 с помощью болтов и установлены на шарнирах. Гидроцилиндры прижимаются крышкой гидроцилиндра 3 с помощью шпилек. В ручном приводе используется обычный нажимной винт 2. Гидравлическая жидкость подводится к камерам открытия и закрытия по гибким шлангам высокого давления.

На рис. 11 представлен общий вид сдвоенного превентора плашечного гидроуправляемого ППГ2 – 180 × 70, изготовленный по лицензии фирмы "КАМЕРОН" с проходным условным диаметром 180 мм и рабочим давлением 70 МПа (10000 psi).

Тульским заводом ОАО "Станкотехника" АК "Туламашзавод" выпускаются плашечные превенторы с ручным и гидравлическим управлением, в одинарном и сдвоенном исполнении в едином блоке, во фланцевом и безфланцевом варианте с условным проходом 156 мм, 180 и 230 и рабочим давлением 21 и 35 МПа. Технические характеристики плашечных превенторов представлены в таблице 2, а общие виды на рис. 12.

Все превентора этого завода имеют цельнокованые корпуса из высоколегированной стали высокой прочности. Цельная плашка надёжна и удобна в обслуживании. Отверстия под манифольд расположены ниже плашек для беспрепятственного движения циркуляционной жидкости в случае необходимости во время глушения скважин при газонефтеводопроявлениях.

Разработка конструкции уплотнителя универсального превентора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бангаев Сидык Ширваниевич, Саидов Муслим Абдуллаевич, Перекрестов Аршавир Петрович

Проектный расчет уплотнителя универсального превентора проведен в связи с необходимостью аналитически проверить работоспособность сферического универсального превентора П41.05.09.000, спроектированного в объединенном конструкторском бюро Волгоградского завода буровой техники. Цель расчета установить конструктивные соотношения основных элементов, составляющих рабочую полость превентора . Расчет позволил: определить критерии для ориентировочного проектирования каждой детали уплотнителя в отдельности и их оптимальные размеры; учесть механическую прочность и соблюсти необходимые соотношения между основными элементами, обеспечивающими надежность и работоспособность конструкции в целом. Библиогр. 2. Ил. 1.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бангаев Сидык Ширваниевич, Саидов Муслим Абдуллаевич, Перекрестов Аршавир Петрович

Автоматизация технологического процесса производства пресс-форм для изготовления манжетных уплотнений

Применение многослойных эластичных оболочек в нефтяном оборудовании (к вопросу о методах увеличения нефтеотдачи пласта)

THE DESIGNING OF THE CONSTRUCTION OF THE UNIVERSAL PREVENTER'S SEALANT

The designed calculation of the universal preventer 's seal is made because of the necessity to check operability of the spherical universal preventer P41.05.09.000 projected in the joint designing department of Volgograd plant of drilling engineering. The purpose of the calculation is to establish the constructive correlations of the main parts, constituting the working cavity of the preventer . The calculation allowed to determine the criteria for an approximate design of every part of the seal individually and their optimum parameters; to take into account a mechanical strength and to observe the necessary correlations between the main elements, providing the reliability and the operability of the construction as a whole.

Текст научной работы на тему «Разработка конструкции уплотнителя универсального превентора»

С. Ш. Бангаев, М. А. Саидов, А. П. Перекрестов

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ УПЛОТНИТЕЛЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРЕВЕНТОРА

При морском бурении буровое оборудование, размещаемое на верхней площадке буровой установки, отличается от применяемого на суше главным образом компоновкой. Установка водоотделяющих колонн позволяет оборудовать устье скважины и обеспечить его герметизацию с помощью тех же средств, что и на суше [1], в том числе и превентором.

В связи с тем, что обеспечение надежности конструкции превентора в морских условиях актуально, предлагается один из вариантов повышения надежности отечественного превентора.

Проектный расчет уплотнителя универсального превентора проведен в связи с необходимостью аналитически проверить работоспособность спроектированного в объединенном конструкторском бюро Волгоградского завода бурового оборудования сферического универсального превентора П 41.05.09.000 [2].

Основная сложность при выполнении расчета заключалась в полном отсутствии каких-либо расчетов или рекомендаций по расчету резины уплотнителя. Размеры уплотнителей, серийно выпускаемых на заводе универсальных превенторов, «снимались» с конструкций соответствующих уплотнителей превенторов зарубежного производства.

Расчет состоит из двух частей:

— расчет конструктивной части;

— прочностный расчет резины уплотнителя.

Цель конструктивного расчета - установление конструктивных соотношений основных элементов, составляющих рабочую полость превентора. Расчет позволил установить критерии для ориентировочного проектирования каждой детали уплотнителя в отдельности.

При расчете в качестве базовой модели рассмотрен сферический универсальный превентор П11.05.09.000 (350 х 35), имеющий детали, подобные детали рассчитываемого превентора по форме, но отличающийся большим условным проходом и большими размерами.

Этот превентор рассчитан отдельно, теми же методами, что и П41. Общий вид превентора показан на рис. 1.

Общий вид превентора

Общие сведения об уплотнителе

Уплотнитель состоит из резины и арматур в количестве 14 штук.

Уплотнитель является формовым изделием, т. е. его вулканизация произведена в литейной форме совместно с арматурой.

Резина на основе синтетического каучука бутадин-нитрильного предназначена для изготовления различных деталей, требующих высокой бензо-, масло- и теплостойкости, а также высокой стойкости в среде нефтепродуктов.

В процессе работы, под воздействием поршня, уплотнитель свободно перемещается в рабочей камере по гладкой (6 класс чистоты) внутренней сферической поверхности крышки (рис.). Конструкция арматуры, направляющая деформацию резины, способствует значительному уменьшению сил трения.

В процессе бурения уплотнитель постоянно находится в потоке циркулирующего бурового раствора, выходящего из скважины. При остановке процесса бурения циркуляция раствора не прекращается.

Давление в скважине, при нормальных условиях бурения, не требует постоянной герметизации скважины превентором. Необходимость герметизации появляется только при неожиданных проявлениях флюидов, и поэтому превентор в основном открыт.

При расчете подробно рассмотрен процесс перемещения поршня с исходного положения до его полного закрытия. Вычислены промежуточные объемы рабочей полости и вес самой резины, объем и вес каждой детали арматуры. Результаты расчетов сведены в табл. 1.

Объем и вес деталей рабочей полости

Параметр Обозначение Значения параметров

Наибольший объем рабочей полости, см3 V max 80 053,4 164 588

Наименьший объем рабочей полости, см3 V • mm 42 986,9 75 340,4

Ход поршня, мм /п 115 175

Объем уплотнителя в начале хода, см3 V уплн 58 372,7 123 664,7

Объем арматуры (1 шт.), см3 V арм 846,9 1 618,9

Вес арматуры (1 шт.), кг О арм 6,648 12,708

Количество арматур в уплотнителе, шт. П 14

Общий объем арматуры, см3 V 2 арм 11 856,6 22 664,6

Общий вес арматуры, кг о 2 арм 93,074 177,917

Объем проходного отверстия уплотнителя, см3 V отв 9 275,3 30 266,7

Объем резины, см3 V рез 37 237,1 70 733,4

Вес резины (при р = 1,4 г/см3), кг о рез 52 99

Рабочее давление, МПа рр 35

Условный проход, мм °у 230 350

Наружный диаметр уплотнителя в начале хода поршня, мм -^нар 630 810

Высота уплотнителя по сечению резины в начале хода поршня, мм н упл.р 200 270

Высота арматуры в начале хода, мм н арм 280 363

После анализа полученных параметров были выведены конструктивные соотношения, характеризующие размеры и объемы деталей, образующих рабочую полость превентора (табл. 2).

Конструктивные соотношения деталей рабочей полости превенторов

Параметр Обозначение Соотношения

П41.05.09 (230 х 35) П11.05.09 (350 х 35)

Длина хода поршня, мм ln 0,5 Dy

Наружный диаметр уплотнения в исходной точке, мм DHap 2,739 Dy 2,314 Dy

Высота уплотнителя по сечению резины в исходной точке, мм H упл.р 0,8695 Dy 0,771 Dy

Высота арматуры, мм H арм 1,217 Dy 1,04 Dy

Объем уплотнителя в исходной точке, см3 V упл 5,293 V^ 3,086 Vam

Суммарный объем арматуры, см3 V 2 арм 0,241 Vym 0,243 Vym

Объем резины, см3 V рез 3,14 V 2 арм 3,14 V 2 арм

Наибольший объем рабочей полости, см3 V max (1,63. 1,64) Vym (1,76. 1,77) Vym

Наименьший объем рабочей полости, см3 V • min 0,876 Vym 0,807 Vym

Вес резины, кг Срез 0,56 G 2 арм

Конструктивные соотношения деталей рабочей полости превентора, полученные в результате расчета, дают возможность устанавливать оптимальные размеры его деталей. Следует отметить, что расчет позволил не только учесть механическую прочность, но и соблюсти необходимые соотношения между этими элементами, обеспечивающими надежность и работоспособность конструкции в целом.

1. Ильский А. Л., Шмидт А. П. Буровые машины и механизмы. - М.: Недра, 1989. - 395 с.

2. Бангаев С. Ш. Превентор универсальный П41.05.09.000. Расчет уплотнителя П41.05.09.010 000 РР1 / ВЗБТ. - Волгоград, 2002.

Статья поступила в редакцию 6.02.2009

THE DESIGNING OF THE CONSTRUCTION OF THE UNIVERSAL PREVENTER’S SEALANT

S. Sh. Bangaev, M. A. Saidov, A. P. Perekrestov

The designed calculation of the universal preventer’s seal is made because of the necessity to check operability of the spherical universal preventer P41.05.09.000 projected in the joint designing department of Volgograd plant of drilling engineering. The purpose of the calculation is to establish the constructive correlations of the main parts, constituting the working cavity of the preventer. The calculation allowed to determine the criteria for an approximate design of every part of the seal individually and their optimum parameters; to take into account a mechanical strength and to observe the necessary correlations between the main elements, providing the reliability and the operability of the construction as a whole.

Изучение особенностей конструкции и функционирования уплотнительного элемента кольцевого превентора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

КОЛЬЦЕВОЙ ПРЕВЕНТОР / АРМИРОВАННЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ВСТАВКИ / СФЕРИЧЕСКИЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / КОНИЧЕСКИЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ЭЛАСТОМЕРНОЕ ТЕЛО / ANNULAR PREVENTER / REINFORCED METAL INSERTS / SPHERICAL SEALING ELEMENT / CONICAL SEALING ELEMENT / ELASTOMERIC BODY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Киреев С.О., Корчагина М.В., Артемова М.Д.

Рассматриваются основные виды уплотнительных элементов для кольцевого превентора . Проводится конструктивное сравнение сферического и конического уплотнительных элементов . Рассмотрены основные тенденции модернизации сферических уплотнителей на основе анализа патентной документации РФ и США. Используемые в настоящее время уплотнительные элементы для сферических кольцевых превенторов не универсальны и работают в пределах ограниченной номенклатуры бурильных труб, также не позволяют полностью перекрыть устье при отсутствии в скважине бурового инструмента

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Киреев С.О., Корчагина М.В., Артемова М.Д.

Анализ применяемых конструкций якорящих узлов и различных уплотнителей пакеров, используемых при проведении гидроразрыва пласта

STUDY OF DESIGN AND FUNCTIONING OF A SEALING ELEMENT OF AN ANNULAR PREVENTER

The article discusses main types of sealing elements for an annular preventer . A constructive comparison of spherical and sealing elements is carried out. The main trends in the modernization of spherical seals based on the analysis of the patent documentation of the Russian Federation and the United States are considered. Currently used sealing elements for spherical annular preventers are not universal and work within limited ranges of drill pipes, and do not allow you to completely cover the mouth in the absence of drilling tools in the well.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей конструкции и функционирования уплотнительного элемента кольцевого превентора»

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА КОЛЬЦЕВОГО ПРЕВЕНТОРА

С. О. Киреев, М. В. Корчагина, М. Д. Артемова

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматриваются основные виды уплотнительных элементов для кольцевого превентора. Проводится конструктивное сравнение сферического и конического уплотнительных элементов. Рассмотрены основные тенденции модернизации сферических уплотнителей на основе анализа патентной документации РФ и США. Используемые в настоящее время уплотнительные элементы для сферических кольцевых превенторов не универсальны и работают в пределах ограниченной номенклатуры бурильных труб, также не позволяют полностью перекрыть устье при отсутствии в скважине бурового инструмента.

Ключевые слова: кольцевой превентор, армированные металлические вставки, сферический уплотнительный элемент, конический уплотнительный элемент, эластомерное тело.

STUDY OF DESIGN AND FUNCTIONING OF A SEALING ELEMENT OF AN ANNULAR

S. O. Kireev, M. V. Korhagina, M. D. Artemova

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article discusses main types of sealing elements for an annular preventer. A constructive comparison of spherical and sealing elements is carried out. The main trends in the modernization of spherical seals based on the analysis of the patent documentation of the Russian Federation and the United States are considered. Currently used sealing elements for spherical annular preventers are not universal and work within limited ranges of drill pipes, and do not allow you to completely cover the mouth in the absence of drilling tools in the well.

Keywords: annular preventer, reinforced metal inserts, spherical sealing element, conical sealing element, elastomeric body.

Введение. Универсальный превентор предназначен для повышения надежности герметизации устья скважины. Его основной рабочий элемент — мощное кольцевое упругое уплотнение, которое при открытом положении превентора позволяет продвигаться колонне бурильных труб, а при закрытом положении — сжимается, вследствие чего резиновое уплотнение обжимает трубу и герметизирует кольцевое пространство между бурильной и обсадной колоннами. Эластичность резинового уплотнения позволяет закрывать превентор на трубах различного диаметра и на замках. Универсальные превенторы предназначены для обеспечения возможности проворачивать и возвратно-поступательно перемещать (расхаживать) колонну при герметизированном кольцевом зазоре.

Конструкция и функции кольцевого уплотнителя. Устройство предназначено для уплотнения пространства между внутренним диаметром колонной головки и наружным диаметром подвешенной обсадной трубы или трубчатого элемента [1]. Кольцевое уплотнение сжимается либо в результате воздействия гидравлического усилия на уплотняющий элемент, либо вследствие воздействия этого усилия на уплотнение через специальный кольцевой поршень [2]. Кольцевой уплотнитель должен обеспечивать следующие операции [3]:

• перемещение колонны длиной до 2000 м с замками или муфтами с конусными фасками под углом 18°;

• расхаживание и проворачивание колонны;

• многократное открытие и закрытие превентора.

Уплотнители — это массивные резиновые кольца, армированные металлическими вставками, придающими жесткость и предохраняющими от развития деформаций текучести резины в процессе эксплуатации [4]. Рассматриваемые уплотнители соответствуют техническим условиям ТУ 38 105562—78 и API 16А.

В настоящее время наиболее широко применяются два типа уплотнительных элементов для универсальных превенторов — конический и сферический. Сферические уплотнители по сравнению с коническими имеют меньший износ при осевом перемещении колонны труб с замками и обеспечивают гарантированное закрытие при отсутствии колонны труб.

Конструктивные особенности конического уплотнителя:

• повышенная безопасность превентора при высоких давлениях (70 МПа и выше);

• гибкость технологических операций;

• встроенная в корпус камера обогрева рабочей зоны уплотнителя позволяет эксплуатировать превентор в холодное время;

• возможно изготовление в коррозионностойком исполнении к сероводороду.

Основные параметрами, определяющие эффективность работы уплотнительного

• наружный диаметр уплотнения в исходной точке;

• высота уплотнителя по сечению резины в исходной точке;

• объем уплотнителя в исходной точке;

• суммарный объем арматуры;

• наименьший объем рабочей полости;

В последнее время наиболее перспективными в России и за рубежом являются сферические кольцевые превенторы, например, поставляемые отечественной компанией Интера. Рассмотрим основные тенденции модернизации сферических уплотнителей на основе анализа патентной документации РФ и США.

В источнике [6] описывается кольцевой уплотнительный элемент, размещенный между крышкой и плунжером сферического кольцевого превентора. Элемент установлен в сферической полости крышки и состоит из эластичного материала, армированного жесткими вставками. Данная конструкция имеет недостаток, связанный с изнашиванием рабочих поверхностей. При осевом перемещении инструмента через закрытый уплотнительный элемент вначале изнашивается узкий поясок эластичного материала вблизи внутренней верхней кромки уплотнительного элемента. Затем, по мере изнашивания, ширина пояска возрастает, доходя в конце до полной высоты

сжатого уплотнительного элемента. Соответственно возрастает сила трения и усилие протаскивания, которое может служить показателем износа уплотнительного элемента.

В источнике [7] рассматривается уплотнитель для превентора кольцевого типа. Уплотнитель включает в себя большое количество металлических вставок, встроенных в эластомерное тело. Вставки расположены радиально на равных расстояниях друг от друга вокруг продольной оси уплотнителя. Они поддерживают эластомерное тело при радиальном сжатии, что обеспечивает герметизацию кольцевого пространства. При сжатии уплотнительного узла вокруг бурильной трубы эластомерное тело сжимается радиально в направлении продольной оси. В этом же направлении перемещаются металлические вставки. Недостаток данной конструкции в том, что в закрытом положении давление в стволе скважины может оказывать влияние на эластомерное тело, что приводит к изменению его напряженного состояния. В результате на определенных участках эластомерного тела развиваются значительные напряжения, действующие на уплотнительный узел в двух направлениях: радиально к центру и вдоль продольной оси вверх. При значительных давлениях пластовой жидкости напряжения могут привести к разрушению уплотнителя.

В патенте [8] уплотнительный элемент для превентора в качестве армирующего компонента содержит гибкие неметаллическое композитные тела на общем кольцевом основании (рис. 1). Замена металлических вставок неметаллическим композитным упругим элементом улучшает параметры напряженно-деформированного состояния уплотнителя и повышает его ресурс.

Рис. 1. Уплотнительный элемент: 10 — упругий армирующий элемент; 20 — гибкий неметаллический композиционный материал; 22 — наружная поверхность; 23 — промежутки между вставками; 24 — внутренняя поверхность;

25 — неметаллические композитные вставки

Обсуждения и выводы. Анализ рассматриваемых конструкций показал, что все уплотнительные элементы кольцевых превенторов содержат армирующие элементы, обеспечивающие их прочность при высоких давлениях. Использование таких элементов ограничивает диапазон герметизируемых размеров бурильных труб [9] с замковыми

соединениями, обсадных или насосно-компрессорных труб согласно требованиям ГОСТ 13862—90. Ограничение вызвано тем, что жесткие армирующие элементы при максимальном сжатии уплотнителя смыкаются, образуя кольцо с диаметром, соответствующим их конструкции и размерам. Кроме того, ни одна из рассматриваемых конструкций не позволяет полностью перекрыть проходное отверстие превентора в отсутствии инструмента, что не соответствует техническим требованиям к противовыбросовому оборудованию согласно ГОСТ 13862—90.

Изучение существующих конструкций кольцевых превенторов и их уплотнителей позволяет сделать вывод об актуальности разработки уплотнительного элемента для широкого диапазона диаметров герметизируемых труб, а также конструкции уплотнителя, позволяющего герметизировать устье с помощью кольцевого превентора при отсутствии инструмента в скважине.

1. ГОСТ Р 51365—2009 Нефтяная и газовая промышленность. Оборудование для бурения и добычи. Оборудование устья скважины и фонтанное устьевое оборудование. Общие технические требования / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

— Москва : Стандартинформ, 2011. — 58 с.

2. Корчагина, М. В. Анализ кольцевых превенторов с целью усовершенствования конструкции / М. В. Корчагина, В. И. Корчагина, В. Г. Кобаидзе // Особенности современного этапа развития естественных и технических наук : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Белгород : Агентство перспективных научных исследований, 2018. — С 103-107.

3. ГОСТ 13862—90 Оборудование противовыбросовое. Типовые схемы, основные параметры и технические требования к конструкции / Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам. — Москва : Издательство стандартов, 1990. — 22 с.

4. Абубакиров, В. Ф. Оборудование буровое, противовыбросовое и устьевое : справ. пособ / В. Ф. Абубакиров, В. Л. Архангельский, Ю. Г. Буримов [и др.]. — Москва : ИРЦ Газпром, 2007.

5. Бангаев, С. Ш. Разработка конструкции уплотнителя универсального превентора / С. Ш. Бангаев, М. А. Саидов, А. П. Перекрестов // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2009. — № 1. — С 126-128.

6. Превентор универсальный сферический : патент 2324806 Рос. Федерация : Е21В 33/06 / В. И. Петрушин, А. В. Савинов. — № 2003137733/03 ; заявл. 30.12.2003 ; опубл. 20.05.2008. — 9 с.

7. Кольцевой узел уплотнения : патент 8176933 Соед. Штаты Америки : В2 11/829707 / Филип А. Нуфф. — № Ш008176933В2 ; заявл. 27.07.2007 ; опубл. 20.03.2008. — 14 с.

8. Превентор кольцевой с неметаллической композитной пластиной : патент 7409988 Соед. Штаты Америки : В2 10/774252 / Келли Борден, Квин Холтби. — № Ш007409988В2 ; заявл. 06.02.2004 ; опубл. 07.04.2005. — 7 с.

АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШЕК ПРЕВЕНТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кусиев И.М., Осипян Э.С.

Проанализированы условия напряженно-деформированного состояния, в котором работают крышки превенторов . Приведены зависимости для прочностного расчета крепления крышек превенторов. Выявлены преимущества и недостатки различных конструкций крепежных устройств и уплотнений крышек креплений. Рассмотрены вопросы испытаний, ремонта и эксплуатации крышек превенторов.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кусиев И.М., Осипян Э.С.

Обоснование применения самозатягивающихся гаек в узле крепления крышки к втулке цилиндра дизеля для повышения его надежности

ANALYSIS OF STRUCTURAL FEATURES FIXING PREVENTER BONNETS

The article analyzes the conditions of the stress-strain state in which preventer bonnets operate. We give the dependences for the strength calculation of fixing preventer bonnets. We identify the advantages and disadvantages of various designs of fastening devices and seals of fasteners. Also, we consider the issues of testing, repairing and operating preventer bonnets.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕПЛЕНИЯ КРЫШЕК ПРЕВЕНТОРОВ»

Машины, оборудование и обустройство промыслов_

Machinery, equipment and field construction

25.00.17 Разработка и эксплуатация (технические науки)

Анализ конструктивных особенностей крепления крышек превенторов

И. М. Кусиев*, Э. С. Осипян

Аннотация. Проанализированы условия напряженно-деформированного состояния, в котором работают крышки превенторов. Приведены зависимости для прочностного расчета крепления крышек превенторов. Выявлены преимущества и недостатки различных конструкций крепежных устройств и уплотнений крышек креплений. Рассмотрены вопросы испытаний, ремонта и эксплуатации крышек превенторов.

Ключевые слова: крышка превентора; гладкая посадка; шпилечное соединение; механические напряжения

Analysis of structural features fixing preventer bonnets Ilez M. Kusiev*, Eduard S. Osipyan

Abstract. The article analyzes the conditions of the stress-strain state in which preventer bonnets operate. We give the dependences for the strength calculation of fixing preventer bonnets. We identify the advantages and disadvantages of various designs of fastening devices and seals of fasteners. Also, we consider the issues of testing, repairing and operating preventer bonnets.

Key words: preventer bonnet; smooth fit; hairpin connection; mechanical stresses

Превентор является одним из наиболее ответственных элементов оборудования при подготовке скважинной продукции. Корпус превентора и его крышка работают в условиях сложного напряженно-деформированного состояния, имеющего

циклический характер [1, 2]. В связи с этим особую актуальность имеют вопросы крепления крышки превентора к корпусу.

Превентор является элементом противовыбросового оборудования и устанавливается на устье скважины. Превенторы работают под большим давлением (70 МПа), в связи с этим расчет превентора и его элементов на прочность, совершенствование этих методик являются актуальной задачей.

Объект и методы исследования

Объект исследования — крышка превентора и крепежные элементы, соединяющие ее с корпусом.

В статье использовались теоретико-экспериментальные методы исследования.

Прочностной расчет несущих конструкций оборудования и его крепежных элементов необходимо производить с учетом напряженно-деформированного состояния всех элементов конструкции [3, 4]. При работе нефтегазопромыслового оборудования возникает вибрационное движение, вызванное возмущающими силами от приводных устройств или от динамического воздействия перекачиваемой жидкости с неустановившимся типом движения. При разработке оборудования необходимо расчетным путем обеспечить отстройку его работы от резонансных режимов. При эксплуатации оборудования следует проводить вибрационный мониторинг для диагностики технического состояния [5, 6].

Одним из наиболее опасных и критичных с точки зрения прочностной надежности сечений в конструкции превентора является шпилечное соединение крышки превентора с корпусом.

Шпилечное крепление крышки к корпусу превентора обеспечивает простоту замены уплотнителя в полевых условиях.

Установка крышки превентора в корпус происходит по гладкой посадке, что по сравнению с резьбой гарантирует точную центрацию деталей при сборке, которая имеет свои особые преимущества:

• упрощение крепления крышки превентора и сборки; отсутствие дополнительного крепления, что упрощает конфигурацию деталей и их сборку;

• снижение чрезмерных вибрационных нагрузок;

• снижение динамических нагрузок;

• обеспечение прочности сопрягаемых деталей, повышаемой с увеличением абсолютных размеров деталей [7, 8].

Чтобы избежать преждевременных ремонтов, перед монтажом шпилечного соединения следует произвести технологические расчеты на напряженно-деформированное состояние.

Усилие, приходящееся на одну шпильку при ее затяжке Рпт, Н

где 1, 2 — коэффициент, учитывающий условия затяжки; 2 — количество шпилек; 2 — усилие затяжки, Н.

Напряжение в шпильке рассчитывается по формуле [9]

где С1 — внутренний диаметр шпильки, м; г — число шпилек; ОШП — наружный диаметр шпильки, м.

Немалую роль в величине допускаемого напряжения в материале шпильки играют тип металла, его технико-физические свойства, в частности твердость по Ро-квеллу, предельная текучесть, временное сопротивление на разрыв [10, 11].

Допускаемое напряжение в материале шпильки, МПа

где а0 — удельное давление на СНП при обжатии, Па; п0 — допускаемое усилие затяжки шпильки, Н.

Момент затяжки шпилек МШ, Нм

Мш = РШ • | • * (в + р) + РШ ■ -3 • ' (4)

где /— статический коэффициент трения; £>0 — диаметр соприкасающейся площади гайки с опорной поверхностью, м; в — угол наклона витков резьбы, град; р — шаг резьбы, м; С1 — внутренний диаметр шпильки, м; РШ — усилие, приходящееся на одну шпильку при ее затяжке, Н; С0 — наружный диаметр шпильки, м.

Шарнирное крепление крышки к превентору позволяет быстро осуществлять смену плашки без съема превентора с устья скважины. Бурильный инструмент при этом остается в скважине. Для перемещения плашки вращают карданный вал.

В результате достигаются повышение надежности работы превентора, удобство обслуживания, увеличение межремонтного ресурса, долговечность и ремонтопригодность.

При выборе крышек для превенторов нужно произвести технические расчеты, так как в крышке превентора при различных видах ее нагружения возникают следующие напряжения [12, 13]:

I. При отсутствии труб вся нагрузка на крышку передается через фланцы уплотнителя. В этом случае максимальное напряжение будет создаваться по внутреннему [15, 16]:

2а2 (т +1) а , ч 1п ь + (т -1)

где Ршах— максимальное усилие, передающееся через вставку уплотнителя на крышку, Н; а — наружный радиус пластинки, м; Ь — внутренний радиус пластин-

где Б1 и В2 — наружный и внутренний диаметр запорной камеры, м; рр — рабочее

давление, возникающее в превенторе, Н/м2.

Давление, действующее на внутреннюю поверхность крышки, представлено на рисунке.

II. При проведении расчета корпуса и крышки в сборке на определенное давление крышку вместе с заглушкой рассматривают как сплошную пластинку постоянной толщины. Принимается, что по всему контуру действует равномерная нагрузка. Наибольшее напряжение определяют по линии с, радиус которой гс равен среднему радиусу прокладки

где р = па2 • рисп (рисп — давление внутри превентора при испытании, Н/м2).

В условиях низкотемпературной эксплуатации должен выполняться целый ряд мероприятий для обеспечения работоспособности превентора. Особое внимание необходимо обратить на применение смазочных материалов с низкотемпературными характеристиками. Материалы уплотнений должны обладать текучестью и эластичностью при низких температурах. Для снижения отрицательных последствий низких температур рекомендуется подогрев корпуса в соответствии с рекомендациями изготовителей 14.

Таким образом, точный расчет конструктивных элементов превентора позволит обеспечить необходимые прочностные характеристики.

Усилия, возникающие при работе превентора, могут нарушить заданные рабочие режимы. По приведенным зависимостям можно определить конструктивные параметры, необходимые для получения данных, которые впоследствии позволяют обрести информацию о напряженно-деформированном состоянии крышки пре-вентора.

1. Баграмов Р. А. Буровые машины и комплексы: учеб. для вузов. - М.: Недра, 1988. - 501 с.

2. Эксплуатация и ремонт машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов: учебник для вузов / Ю. И. Быков [и др.]. - М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2012. - 371 с.

3. Пивень В. В., Битюков Г. Е. Обоснование математической модели напряженно-деформированного состояния стержневой конструкции // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 2015. - № 3. - С. 107-111.

4. Piven V. V., Umanskaya O. L. Determination of dynamic characteristics of the frame bearing structures of the vibrating separating machines // Innovative Technologies in Engineering VII International Scientific Practical Conference. Conference Proceedings. National Research Tomsk Polytechnic University. - Tomsk, 2016.

5. Piven V., Umanskaya O. The methodology of the vibrational separating machines bearing structure rigidity optimization and the actuating mechanism parts dynamic forces determination // MATEC Web of Conferences. 5th International Scientific Conference «Integration, Partnership and Innovation in Construction Science and Education». - 2016. - Vol. 86.

6. Пивень В. В., Уманская О. Л. Оптимизация несущей конструкции вибрационной машины // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-1. - С. 70-73.

7. Пивень В. В., Уманская О. Л. Определение целевой функции при математическом моделировании жесткости рамных конструкций вибрационных сепарирующих машин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 191.

9. Пивень В. В., Гондуров Г. Ю. Основные тенденции развития вибродиагностического неразрушающего контроля технических объектов // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 2015. - № 5. - С. 100-103.

10. Пивень В. В., Уманская О. Л. Определение динамических и статистических параметров несущих конструкций вибрационных машин, установленных на упругом основании // Вестник машиностроения. - 2007. - № 5. - С. 14.

11. Пивень В. В., Тараторкин И. А., Уманская О. Л. Экспериментальное определение вибрационных характеристик несущей конструкции вибрационной сепарирующей машины с помощью геометрически подобной модели // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Технические науки. - 2007. - № 9. - С. 15-16.

12. Пивень В. В., Уманская О. Л., Голосеев Б. А. Уравнения движения несущих узлов вибрационных машин с учетом упругих свойств основания // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2005. - № 4. - С. 91-92.

13. Гульянц Г. М. Справочное пособие по противовыбросовому оборудованию скважин. - М.: Недра, 1993. - 384 с.

14. Расчет и конструирование нефтепромыслового оборудования / Л. Г. Чичеров [и др.]. - М.: Недра, 1987. - 500 с.

15. Шульга В. Г., Бухаленко Е. И. Устьевое оборудование нефтяных и газовых скважин. Справочная книга. - М.: Недра, 1998. - 235 с.

16. Анурьев В. И., Справочник конструктора-машиностроителя: в 3 т. Т. 2 / Под ред. И. Н. Жестковой. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2006. - 920 с.

17. Раабен А. А., Шевалдин П. Е., Максутов Н. Х. Монтаж и ремонт бурового и нефтепромыслового оборудования. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Недра, 1980. - 398 с.

Сведения об авторах

Осипян Эдуард Самвелович, магистрант, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, e-mail: eduardosi-pyan@inbox. ru

Information about the authors

Читайте также: