Катализатор с металлическими сотами

Обновлено: 05.07.2024

Автомобильный катализатор – это особое устройство, внедренное в выхлопную систему транспортного средства. Они необходимо для того, чтобы сократить выбросы в атмосферу токсичных компонентов, присутствующих в выхлопных газах, в частности:

  • СО – окись углерода – токсичный и опасный газ, который не имеет запаха и цвета, называемый еще угарным газом;
  • CH – группа углеводородов, имеющих вид летучих органических соединений, которые выступают в качестве основных компонентов выхлопа, образующихся из-за неполного сгорания топлива;
  • NO и NO2 – оксиды азота, которые приводят к образованию смогу и кислотных дождей.

Выхлопные газы, образующиеся при работе двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, очень вредны для окружающей среды, поэтому теперь во многих странах производят машины, которые обязательно снабжаются катализаторами.

Оглавление

Какие бывают нейтрализаторы

В современных автомобилях устанавливаются катализаторы двух типов:

  • Керамические, которые функционируют на базе механической очистки выхлопа. Такие блоки конструктивно выполнены из тонких керамических пластин, имеющих поверхность, покрытую слоем активных металлов платиновой группы.
  • Металлические, выполнены с металлическими элементами внутри, которые имеют мелкоячеистую структуру в форме сот с аналогичным рабочим напылением из драгоценных металлов. Основное отличие от керамических блоков состоит в том, что металлические обладают большим показателем упругости, поэтому у таких компонентов конструкция обычно более надежная в сравнении с устройствами, изготовленными из керамики.

Можно рассмотреть, чем различаются эти два типа катализаторов.

Керамические катализаторы

Керамической основой или носителем для этого типа нейтрализаторов служит карбид кремния или экструдированный магниево-алюминиевый силикат. Внутри корпуса имеются тысячи пустотелых тонких каналов, которые расположены параллельно. Каждый керамический носитель содержит примерно восемь тысяч таких канальцев. Керамический катализатор в поперечном сечении сильно схож с сотами пчел, поверх которых нанесено покрытие из металлов платиновой группы. Этот подход обеспечил существенное увеличение площади контакта выхлопных газов с металлами, выступающими в качестве катализаторов.

Стенки сот имеют толщину не более 0,1 мм. На поверхности перед нанесением напыления наносится промежуточный слой активатора в виде оксидов магния и алюминия, а также силикатов, которые увеличивают реальную площадь поверхности до нескольких тысяч раз.

У керамических нейтрализаторов есть совокупность недостатков:

  • Малый рабочий ресурс – примерно 100 тыс. км пробега, а при низкокачественном топливе – 70-80 тыс. км.
  • Чувствительность к механическим воздействиям – при ударах или иных воздействиях появляются трещины.
  • На катализатор не должна попадать вода во время движения, так как при резком изменении температуры керамика портится и покрывается трещинами.

Металлические катализаторы

Для производства металлических катализаторов используется сталь, стойкая к коррозии, особенно это касается корпуса. Только так компоненту обеспечивается полноценная защита от возникновения ржавчины в результате воздействия влаги, которая образуется при переработке токсичных компонентов в безопасные соединения. Так как наружная часть блока выполнена из качественной хромо-никелевой стали, обладающей высокой стойкостью к образованию коррозии и воздействию кислот, высоких температур, система с таким катализатором служит примерно 3-5 лет.

Для изготовления внутренностей металлических блоков используется тонкая металлическая фольга, имеющая толщину 0,05 мм. Вся структуры блока внутри схожа с пчелиными сотами, что потом запрессовано в металлическую трубу, используемую в качестве носителя. Оптимизация каталитических процессов достигается за счет добавления к материалу фольги металлов – гафния и иттрия, которые немного увеличивают электрическую проводимость и надежность тонких металлических листов. Между собой и трубой-носителем листы фольги соединены при помощи пайки.

Как и в керамических, в металлических блоках используется нанесение напыления на поверхность сот дорогостоящими металлами-каталитиками, которые и вызывают реакции катализации.

При том, что катализаторы, как металлические, так и керамические, работают на единых принципах, у первых есть совокупность преимуществ:

  • Стойкость к различным механическим воздействиям и колебаниям, сопровождающим движение автомобиля;
  • Минимальная чувствительность к высоким температурам (иногда катализаторы на металлической основе способны выдерживать температурное воздействие до 1600 градусов);
  • Снижение топливного расхода;
  • Минимальное аэродинамическое сопротивление, ведь металлический носитель обладает тончайшими стенками;
  • Увеличенный срок эксплуатации (более 150 тыс. км пробега).

Основный недостаток металлических катализаторов заключается в том, что они более дорогостоящие на фоне керамических, а их конструкция намного сложнее.

Катализаторы. Это реальное зло? И что есть спорт а что НЕ спорт?


Хочу поделиться тремя объединёнными статьями от питерской компании MFStore, которые выкопал из архивов драйва. На мой взгляд, статьи весьма интересны и дают представление о том, что такое катализаторы, нужны они нам или нет, или нужны но какие и можно ли их заменить и что есть спортивные катализаторы…

Пожалуй будет много букв…


Катализатор — самый неоднозначный и поросший мифами элемент выхлопной системы. Это просто черная дыра в знаниях автомобилистов всей страны. Тысячи и тысячи людей заблуждаются на этот счет и еще больше просто обмануты при очередном визите на сервис.

Вернемся к заголовку. Итак, вопрос сегодня даже не стоит — катализаторам быть! Окончательно и безповоротно все автопроизводители оснащают автомобили катализаторами и законодательство большинства стран, в том числе и России, требует их наличия. Удаляя катализатор сегодня по глупой прихоти или по совету бестолкового слесаря — задумайтесь над написанным ниже.

1. Катализатор не дает реальной и ощутимой потери мощности и момента. Разница начинается от 2-3 л.с. на малых моторах до 15 л.с. на более мощных и объемных. В общем случае это лежит в пределах погрешности измерений. Удаление катализатора на стандартном серийном автомобиле не дает сколько нибудь ощутимых приростов в динамике. Это САМООБМАН. Последующие глушители "душат" мотор даже больше.

2. Катализатор по своей сути может полноправно называться глушителем. И надо заметить очень эффективным. В нем так же как и в любом глушителе или резонаторе идет превращение и рассеивание энергии выхлопных газов. На выходе из катализатора поток выхлопных газов холоднее и более ламинарный, чем на входе, энергия газов ниже и звук тише. Этот фактор очень существенный и из него вытекает еще несколько.

3. Катализатор предохраняет остальные элементы выхлопа от разрушения. Снижение энергии и пульсации газов на выходе из катализатора говорит о том, что следующий элемент выхлопа подвергается меньшим нагрузкам, как тепловым так и механическим. Добавьте сюда тот фактор, что сегдня проектировщики автомобилей все просчитывают на математических моделях и закладывают минимальный запас прочности в угоду экономии, и Вы четко поймете — удаление катализатора ведет к быстрой смерти всего выхлопа. Посмотрите стоимость оригинальной или даже не оригинальной выхлопной системы на Ваш автомобиль, и подумайте надо ли оно Вам.

4. Звук. Совершенно точно и однозначно удаление катализатора приводит к тому, что звук выхлопа становиться хуже, больше слышен в салоне, иногда кажется что появились посторонние звуки под капотом и под днищем. Больше треска, больше дребезга и все это нарастает по мере того, как начинают разрушаться глушители.

5. Это незаконно. Да да, у нас принято высокомерно насмехаться над законом, но тем не менее это так. И не далек тот день, когда наши законотворцы дойдут и до этого. И кто знает, как это будет реализованно и не придется ли всем тем, кто бездумно вырезал недешевый катализатор становиться в очердь на его установку обратно?

6. Это не экологично. Да, это тоже звучит смешно для здешних "гонщиков". Но подумайте вот о чем. Вы можете сами провести эксперимент и убедиться, что от автомобиля с исправным выхлопом и катализаторами намного меньше пахнет бензином и прочими прелестями, чем от такого же, с удаленными катализаторами. И вобщем масштабе Вам на это плевать. Но вспомните об этом когда вы прогуливаетесь со своим ребенком по забитому подземному паркингу или когда стоите второй час в пробке в тоннеле. Экология — это не только общий уровень загрязнения по городу. Локально Вы травите себя и окружающих в десятки раз сильнее.

7. Катализатор быстро выходит из строя и даже угрожает двигателю — это чушь. Катализатор не имеет изнашивающихся частей и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛЬТРОМ, который что-то задерживает и накпаливает. В катализаторе идет химическая реакция, которая начинается при определенных температурах и при участии определенных химических элементов. Само активное вещество, которое собственно и является катализатором в химической реакции не расходуется в ходе этой реакции. Формально катализатор может работать вечно. Реально — спокойно переживает автомобиль с пробегом под 300 тысяч километров. Нынешние автомобили столько не живут…

8. Нет такой неисправности, как выход из строя катализатора. Выход из строя катализатора всегда является следствием проблем с двигателем. Запомините саму логику — если что-то не так с катализатором, то в этом виноват двигатель — подсос воздуха, расход масла, пропуски зажигания, неисправности ЭБУ, перепрошивка левыми программами, тосол в выпуске, масло в выпуске, бедная смесь, богатая смесь и еще десятки возможных неисправностей. Не устранив причину бороться со следствием бесполезно. Именно поэтому ни у кого нет гарантии на катализаторы, потому что сами по себе они не являются причиной проблем.

9. Удаление катализатора проще и дешевле, чем его замена. Это так же ложь! Да, оригинальные катализаторы могут быть очень дороги и заменить разрушенные на новые выйдет не дешево. Однако в мире не мало фирм вроде Magnaflow, продукцию которой мы представляем, которые производят неоригинальные катализаторы по более чем приемлемым ценам. Еще более дешевой альтернативой может быть замена катализатора на универсальный. В таком случае замена катализатора по цене может оказаться даже привлекательней, чем его удаление + прошивка, обманки и "пламегасители", которых мы коснемся отдельно.

10. Этот пункт вытекает из предыдущего. Многие думают, что неоригинальный катализатор это плохая идея и спасет от проблемы не на долго. Это не так. Если устранена причина выхода из строя родного катализатора мы с полной уверенностью можем сказать, что катализатор Magnaflow прослужит не меньше, чем оригинальный.

Итак, подведем итоги.

Мы категорически не советуем никому просто так, от нечего делать удалять катализаторы. К этому призывают все эти компании "выхлоп под мостом" на своих сайтах и баннерах, дабы обеспечить себя работой, подводя под это целые псевдо-теории о якобы полезности этой процедуры и вообще продвигая идею профилактического удаления катализаторов на всех автомобилях. Вам предлагают заплатить за то, что удалят из Вашей машины то, за что Вы уже заплатили при покупке. Подумайте об этом. Не мешайте машине работать…


Мы советуем менять катализатор на новый, в случае выхода его из строя. Если финансы позволяют — то конечно на оригинальный. Если есть желание сэкономить — на хороший рабочий неоригинал, но не в коем случае не на китайские игрушки, которые лишь внешне похожи на катализаторы.


Оригинальный катализатор и его аналог от Magnaflow. Вид немного разный, функциональность идентичная.
Если для Вашего авто нет полноценного неоригинального катализатора, то на абсолютно любой автомобиль можно установить универсальный катализатор, даже в случае сложных катализаторов, выполненных как одно целое с коллектором.


Универсальный катализатор не имеет никаких креплений и фланцев и может быть вварен в любую систему. Катализатор bolt-on имеет все необходимое для установке на конкретную модель.


Один из вариантов замены кат-коллектора.

Обманки и перепрошивка — очень спорный момент, т.к. Вы никогда точно не знаете, что именно изменено в программе и чем Вам обернется такая доработка. Вместо трат на катализатор Вы можете потерять гораздо больше, меняя в последствии выхлоп, получив проблемы с мотором из-за некорректной программы и тд.
Автомобиль, в котором минимум "колхоза" всегда более ликвидный на рынке при последующей продаже — это тоже стоит учитывать. Мало кто захочет покупать автомобиль, если узнает что его кто-то где-то когда-то зачем-то прошивал или еще как то сомнительно дорабатывал.

Продолжаем нашу беседу на тему катализаторов и в этот раз разбираемся с тем, как и чем катализатор реально мешает мотору и автомобилисту.

Итак, мы уже обозначили в прошлом материале, что ничего не бывает просто так и если катализатор поставили в выхлоп, "значит это кому нибудь нужно" и бездумно удалять его — не лучшая идея. Но за что их так не любят?

Сам катализатор правильно называть "каталитическим нейтрализатором", т.к. понятие "катализатор" относится к химии. Катализатором химики называют непосредственно то вещество, которое способствует протеканию химической реакции. Есть катализатор — реакция идет и синяя пробирка становится красной, нет катализатора — и как не взбалтывай пробирку реакция не начинается или идет очень вяло. Так же это работает и в выхлопе — есть платина, родий и палладий и реакция идет, вредный угарный газ, углеводороды и оксиды азота превращаются в более безобиные вещества. Нет платины/родия/палладия — и вся дрянь летит на улицу и убивает людей и природу. Сама платина с родием и палладием при этом не расходуется и никуда в теории не девается, а лишь служит необходимым условием. Поэтому нейтрализатор это не фильтр, в нормальном режиме работы он ничего в себе не задерживает и не накапливает и не требует регулярной замены.

Кратко смысл работы нейтрализатора на автомобиле состоит в том, что выхлопные газы движутся вдоль поверхности, покрытой активным веществом (теми самыми драг металлами). И раз реакция идет на поверхности, чтобы полностью очистить весь поток газов нам нужно максимально увеличить площадь данной поверхности. Так катализатор и получил свою привычную конструкцию в виде сот. По сути выхлопные газы проходят через тысячи тоненьких трубочек, покрытых катализатором. Суммарная площадь стенок данных трубочек становиться огромной, что позволяет катализатору в полном объеме "обработать" поток газов.


В результате у нас появляется три условия надежной работы катализатора — температура от 450 до 850 градусов (именно при такой температуре идет реакция и она является рабочей для катализатора), наличие достаточной площади активной поверхности и наличие на этой поверхности достаточного количества активного вещества (катализатора хим реакции).

И вот тут у нас появляется то, за что все так не любят катализаторы — противодавление. Газы идут через множество тонких трубочек и трутся о стенки этих трубочек. Это поверхностное трение замедляет молекулы газа и создает сопротивление потоку.
В результате происходит трагедия — мотор "хочет дышать" а свободному истечению выхлопных газов мешает катализатор и вы теряете драгоценные 2-5 л.с. на литр объема. Цифра на столько существенная, что призрачные гонщики автовладельцы готовы незамедлительно выбить ломом это "ненужное буржуйское изобретение" на своем 1.4 и дать уже мотору поехать как следует. Эффект — как будто достали картошку из выхлопной трубы! И вот уже в комментариях делимся впечатлениями о том, что машина наконец поехали на все свои 100лс, приемистость, отклик на газ… Да чего уж там, даже на руль и то лучше реагирует…

Все это конечно же утопия. Реальные измерения показывают, что удаление исправного катализатора не дает сколько нибудь ощутимого прироста мощности, по сравнению с прямой трубой. А если дополнительно установить "пламегаситель" или еще хуже "стронгер" или что вообще абсурд — напихать мочалок из ашана в корпус катализатора, то Вы теряете еще больше, чем теряли в катализаторе. Но об этом отдельный разговор.

Совсем другая картина (и именно ее чаще всего можно встретить) — когда сопротивление создавал не сам катализатор как таковой, а его оплавленный элемент. Оплавленный катализатор уже может на столько снижать сечение трубы, что мотор даже не будет развивать обороты.


Частично оплавленный катализатор уже ощутимо душит мотор, но многие даже не догадываются о подобном его состоянии годами.


Полностью оплавленый блок вообще не дает мотору работать.
И вот здесь мы подходим к реальным проблемам, связанным с катализаторами.
1. Катализатор таки обладает сопротивлением, хоть и минимальным. В автоспорте этом может быть важно.
2. Катализатор — самый чувствительный к составу смеси элемент. Именно из-за этого все прошивальщики требуют его отсутствия, мотивируя это тем, что он мешает росту показателей. На самом деле Вас обманывают. Просто мотор будет настроен не оптимально, что даст Вам прибавку ценой неправильной смеси и высокой EGT. Если турбина и клапана еще потерпят, то катализатор сразу же выйдет из строя из-за перегрева.
3. Катализатор не терпит масла, бензина или ОЖ в выпуске. Словом езда на неисправном моторе — немедленный приговор катализатору. Очень часто в таких случаях люди думают что проблема с катализатором и лечат следствие, а не причину.
4. Механические повреждения — почти не актуальная проблема, но все же о ней часто говорят. В современных авто катализаторы стоят в таком месте, что почти не подвержены дорожным проблемам. От вибраций и езды по плохим дорогам ничего не разваливается, это миф.
5. Бензин. Так же весьма раздутая проблема. Не так все плохо сегодня с бензином, чтобы он был основной проблемой. И если мы возьмем современный турбо мотор — в нем достаточно еще более требовательных к топливу узлов и деталей.

Подводя итоги могу сказать, что если у Вас исправный мотор — забудьте о катализаторе. Обслуживайте мотор, не катайтесь с горящей ламбой check и он никогда не доставит Вам проблем. А плюсы будут очевидны.
Даже если Вы хотите изменить звук выхлопа — замените его от катализатора. Вы получите маленькую прибавку и отличный звук при минимуме проблем и негативных последствий. Все придумано до нас — все производители выхлопа делают так называемые cat-back системы, которые дадут все, что Вам нужно.


В предыдущем материале мы кратко разобрались с тем, где именно в катализаторе происходит потеря мощности. Всему причиной трение газов о большую площадь сотовой структуры. Ко всему этому еще можно добавить тот факт, что непосредственно стенка каждой ячейки имеет определенную толщину и обладает лобовым сопротивлением. Ну и последний фактор — турбулентность потока на входе в катализатор.



Разумеется такой вид штатного даунпайпа очень рестриктивный.
Таким образом мы наметили первый шаг к "спортивности" катализатора — увеличенный диаметров входов/выходов и плавность обводов корпуса, чтобы избежать излишней турбулентности.

Следующий на пути потока непосредственно сам элемент катализатора — тот самый сотовый "кирпич". Здесь элементарная физика — его сопротивление будет зависеть от лобовой площади, длины и сечения каждой ячейки. Один из основных параметров катализатора — количество ячеек на единицу площади. Обозначается оно "cell" и говорит о фактическом количестве сот на квадратный дюйм.

Вот с этим значаением и связано понятие спортивных или high-flow катализаторов. Типичный штатный катализатор современного автомобиля имеет порядка 600-800 cell. Это довольно много, ячейки крайне мелкие и сопротивление потоку ощутимое. Штатные катализаторы довольно толстые, чтобы компенсировать общее снижение площади сечения из-за плотности ячеек. Разумеется, чем меньше размер ячеек, тем легче они забиваются нагаром, спекаются и сопротивление растет катастрофически.


Вот пример 600 ячеечного катализатора WV.
Катализаторы с плотностью ячеек от 200 до 300 принято называть спортивными или high-flow.
Катализаторы в 400 ячеек считаются обычными, хоть и продуваются лучше штатных.
Катализаторы менее 200 ячеек — мусор, т.к. 200 ячеек это минимум, при котором катализатор еще может успевать очистить до 70% вредных выбросов и считаться катализатором. Кроме того, 200 ячеек это пороговое значение, ниже которого датчик кислорода уже 100% будет давать ошибку и указывать на некачественную работу катализатора.

Следующий важный момент, который позволяет считать одни катализаторы спортивными а другие обычными — материал сотовой структуры. Это может быт керамика или металл.
Принято считать, что спортивные катализаторы только металлические. Металлическая структура прочнее керамики, что позволяет делать ячейки больше по размеру и при этом достаточно прочные. Крупные ячейки в керамике сложно представить, т.к. стенки будут крошиться. Так же принято считать, что металлический катализатор выдерживает более высокие температуры и прощает некоторые вольности в обогащении смеси.
Ну и последний плюс металлической основы — тонкие стенки самих сот, что само по себе уже снижает сопротивление. Пожалуй у металла одни плюсы, кроме цены и того, что они могут "разматываться", о чем будет ниже.


Металлический и керамический катализаторы Magnaflow. 200cell против 400cell.
И последнее отличие спортивных катализаторов — они круглые, компактные и сделаны методом завальцовки трубы с плавным конусом на входе и выходе (так называемые SPUN). В то время как обычые катализаторы часто в штампованном корпусе. Длина катализатора так же минимальна, т.к. у них только один элемент, а в обычных быват два/три элемента друг за другом.


Обычный катализатор в штампованном корпусе с двумя секциями внутри.


Типичный вид спортивного катализатора — малый размер, одна секция, вальцованный корпус.

Универсальный катализатор. Установка или как дешево заменить штатный. Нужные знания

Не так давно я писал статью о том — какзаменить катализатор на пламегаситель. Делается это тогда когда стандартный каталитический нейтрализатор выходит из строя , реально это инструкция очень полезная потому как замена на новый заводской будет стоять просто нереальных иногда денег! Как мне писал один мой читатель – ему на дилерском СТО зарядили около 100 000 рублей! Просто вдумайтесь! Поэтому многие просто выбивают их, а вот другие поступают более разумно, устанавливают так называемые универсальные варианты. Не знаете, что это такое и сколько стоит? Тогда это статья для вас …

Универсальный катализатор

Конечно, если выбить катализатор, собственно ничего страшного для автомобиля не произойдет. Однако вам нужно будет сделать несколько манипуляций, первое – это поставить обманку на датчик кислорода либо убрать его программно, второе – нужно прошить ЭБУ под ЕВРО2, вместо ЕВРО4 или ЕВРО5, третье – желательно поставить пламегаситель вместо каталитического нейтрализатора.

После этого ы не заметите в поведении автомобиля никаких изменений, а даже немного тяга подрастет, примерно на 5 – 7%. НО в этом (тюнинге) есть свой большой и неоспоримый минус – вы будете СИЛЬНЕЕ загрязнять окружающую среду, также вы никогда не пройдете технической осмотр (честным способом), потому как часто замеряют содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля.

Встает вопрос, а что же делать ТОГДА? Ведь новый, заводской — дилерский (под вашу марку), стоит просто нереально. Обидно когда ваш не новый авто, имеет стоимость в 300 000 рублей, а вам за замену заряжают 50 – 100 000 руб., ну не бред ли?

Знаете, выход есть — воспользоваться универсальным катализатором, причем стоимость будет чуть больше чем в установке пламегасителя, а самое важное не нужно прошивать ЭБУ и убирать датчики.

Универсальный катализатор

Что это за зверь «дивный» такой? ДА ребята, все просто. Универсальный – значит подходит практически под любой автомобиль, то есть неважно какой у вас бренд или марка, неважно где он расположен около выпускного коллектора, либо в самой магистрали, нет зависимости от стоимости авто. Вы одинаково и относительно дешево можете его поставить на свою машину.

Бывают двух типов:

  • Уже готовый, с трубами или коллектором, подобранный именно под вашу модель

В корпусе

  • Просто сам картридж, в котором есть металлический цилиндрический корпус, а в нем соты нового каталитического нейтрализатора

Картридж

Как видите все уже придумано до нас, про первый вариант, думаю, не стоит рассказывать здесь все и так понятно – открутили свою часть трубы и поставили другой, редко когда нужно немного переварить ваш глушитель. Однако стоимость не всегда низкая, а вот про второй вариант – сменный картридж, стоит рассмотреть подробнее.

Сменный универсальный картридж

Для начала предлагаю подумать, а что такое вообще катализатор, какая его основная рабочая часть? Думаете трубы? Конечно же — НЕТ! Рабочая часть, это соты, которые находятся внутри, они делаются либо из керамики, либо из металла – но с добавлением благородных сплавов, таки как платина. Именно такой состав дожигает (или разлагает) большую часть вредных веществ, которые идут от двигателя.

Именно эта часть, то есть «соты» со временем изнашивается, может и оплавится, разрушится, забиться и т.д. То есть она уже не способна очищать газы от двигателя, датчик кислорода (который установлен) за катализатором видит это, и предательски выдает на панели вашего автомобиля Check Engine.

Заменить картридж

Если включить логику, не нужно менять весь металл и прочие трубы всего глушителя автомобиля, просто нужно заменить эти соты, вот и все.

Конечно, официальный дилер таким заниматься не будет – им же реально нужно содрать с вас побольше денег, а вот другие компании, зачастую из той же Европы, да и Китая, подумали, а почему бы и нет?

Как выбрать?

Прежде чем его установить, его правильно нужно выбрать, обычно рассчитывается пропускная способность катализатора. То есть универсальный должен быть примерно такого же объема и размера. Зачастую на них даже указывают пропускную способность по отводу газов, но не всегда это помогает, потому как, вы банально не знаете сколько отводит ваш родной (оригинальный).

Правильный выбор

Поэтому важно выбрать по размерам, то есть замеряете корпус своего (не всегда он круглый) тут нужно учитывать длину и диаметр, и даете примерные размеры продавцу. А он уже по каталогу подберет для вас.

Запомните брать «маленький» — с низкой пропускной способностью нельзя! Он банально не будет справляться с дожиганием, очищением газов от двигателя.

Если подобрали правильно, то после сброса ошибки у вас потухнет Check Engine на приборной панели. Также можно увидеть показания датчика кислорода в специальных диагностических сканерах.

Как установить универсальный фильтр?

Тут все очень просто, давайте разберем каждый из вариантов:

  • Магистральный – то есть находится снизу автомобиля, где-то близко срезонаторамиглушителя. Его установить просто — вырезаем старый катализатор, обычно отрезают физически от «трубы» и вваривают другой – универсальный (подобранный по размерам и пропускной способности). Здесь все просто, единственное нужно найти сервис с хорошим сварщиком. Ведь долговечность конструкции напрямую будет зависеть от качества шва.

Магистральный фильтр

  • Коллекторный тип. Тут уже посложнее, вот так вот просто отрезать коллектор и приварить новый, не получится (хотя бывает и такое). Поэтому зачастую приходится снимать всю конструкцию, разрезать катализатор и физически менять соты. Как я уже писал сверху – они идут в своем металлическом корпусе. Работа сложная но возможная. Еще раз повторюсь – бывает и такое, когда отрезают часть от коллектора и приваривают новую, собственно новый универсальный катализатор.

коллекторный тип

Цена универсального катализатора + работа

Знаете, я интересовался этим вопросом и вот что получается – цена примерно такая же, как поставить себе пламегаситель:

  • Магистральный тип – начинается от 8000 рублей, это сам катализатор + работа.
  • Коллекторный тип – чуть дороже, порядка 10 – 12 000 р., все зависит от сложности работы.

Как видите можно реально поставить такой вариант на свой авто, ГЛАВНОЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ.

Сейчас небольшое видео процесса.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что такое металлический катализатор?

Что такое металлический катализатор?

Каталитический нейтрализатор – это один из основных блоков выхлопной системы транспортного средства. Это устройство отвечает за полноценное и тщательное очищение отработанных газов с их безопасным выведением в атмосферу. Если деталь исправна, она не просто очищает выхлоп, а избавляет его от токсичных составляющих, которые способны навредить человечеству. Поэтому важно тщательно выбирать транспортное средство с качественны устройством, очищающим выхлоп. Как известно, автомобильные катализаторы бывают металлическими и керамическими.

В этом случае можно сказать, что керамика не является надежным материалом. Она быстро крошится под воздействием различных внешних факторов. Получается, что металлический катализатор – это более надежный выбор.

Как устроен металлический катализатор

Металлическое устройство имеет форму цилиндра. Корпус изготовлен из прочного материала, защищающего от повреждения детали и деформации. Внутри корпуса размещается металлическая матрица, которая имеет множество камер в виде шахматной доски.

Основная особенность катализатора – это не только металлическая основа, но и совершенно уникальное покрытие, обеспечивающее ускоренную очистку выхлопа и качественное выполнение процедуры. Для покрытия используются ценные металлы, среди которых: платина, палладий, золото, медь, родий. Эти компоненты становятся тем самым фактором, который определяет высокую цену детали. Ценные металлы, которые есть в каталитическом покрытии, делают так, что даже после поломки можно продать металлический катализатор и получить определенную выгоду.

Преимущества

Если учесть, что изделия с металлической основой стоят дороже керамических, то сложно представить, что есть какие-то преимущества, которые могут окупить такую цену. Однако они есть.

Преимущества металлического катализатора:

  • Стойкость к проблемам с системой зажигания;
  • Стойкость к резким перепадам температур и влаге;
  • Минимальная уязвимость при механических повреждениях;
  • Продолжительный срок эксплуатации без препятствий.

Керамические катализаторы уступают металлическим по всем пунктам. При том, что у устройства есть много положительных свойств. Каждый автовладелец должен помнить, что только при правильной и грамотной эксплуатации можно сохранить работоспособность элементов авто. Это означает, что требуется пользоваться только качественными расходниками и заправлять хорошим топливом.

От чего в нейтрализаторе возникают неполадки

Ресурс любого устройства ограничен, поэтому рано или поздно он будет исчерпан. В этом случае катализатор из металла не является исключением. Изделие, подверженное постоянной эксплуатации при несоблюдении ее норм, обречено на поломку. Обычно катализатор выходит из строя по множеству причин:

  • Задержки при запуске двигателя;
  • Повышенный расход топлива;
  • Резкая потеря тяги при больших оборотах;
  • Возникновение в выхлопной системе звуков, которых ранее не было.

Если обнаружены такие проблемы, то это свидетельствует о том, что катализатор пришел в негодность. Устройство не ремонтопригодно, поэтому его нужно заменять на новый компонент, который довольно дорогой. Новый блок стоит от 130 тыс. руб.

Металлический катализатор сломан: что с ним делать?

Если нейтрализатор вышел из строя, то его можно заменить на новое устройство. В этом случае на СТО специалисты предлагают решить проблему одним из нескольких способов:

  • Попробовать очистить катализатор посредством специальных веществ. Эта процедура применима исключительно при незначительных загрязнениях. На практике ее применяют намного реже всех остальных.
  • Установить новый оригинальный блок катализатора или его универсальный аналог. В этом случае нет существенной разницы. Оригинальная деталь обходится в разы дороже универсальной, а эффект от работы обеих одинаков.
  • Установить «обманку» в виде пламегасителя. Этот способ выбирают многие автомобилисты, так как это наиболее дешевое решение. Но такое устройство не очищает выхлоп, а только подавляет шум и служит имитацией нейтрализатора для ЭБУ автомобиля.

А что делать с отслужившей деталью? Есть выход – можно сдать отработанный катализатор в точку приема вторсырья. Это предложение довольно выгодное, так как позволяет частично покрыть расходы на замену. Стоимость отслуживших блоков высокая, так как в них присутствуют драгоценные металлы.

Например, катализаторы отечественного производства позволяют выручить более 5 тыс. руб. за 1 кг сырья, а при сдаче иностранных блоков прибыль будет более высокая – до 30 тыс. руб. за 1 кг.

На стоимость влияет несколько факторов:

  • Степень загрязненности;
  • Отсутствие механических повреждений;
  • Страна производства;
  • Год выпуска;
  • Износ;
  • Продолжительность эксплуатации и прочие.

Главным приоритетом при оценке становится основа катализатора. Изделия из металла ценятся дороже, поэтому их охотно принимают в пунктах прием вторсырья.

Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Автомобили перестали быть объектами роскоши, теперь это просто средства передвижения, но иногда им требуется ремонт и замена деталей, часто дорогостоящих. И оказалось, что можно сэкономить при ремонте, если сдать на переработку запчасть в специальный пункт приема. Конечно, речь идет не обо всех поломанных деталях, а только о некоторых. В частности, это касается автомобильных катализаторов, которые содержат в составе драгоценные металлы. Следует рассмотреть, какие именно драгметаллы присутствуют в составе нейтрализаторов и можно ли заработать, если сдать их.

Катализатор: что это?

Катализатор представляет собой компонент выхлопной системы автомобиля, который используется для обезвреживания компонентов сгорания топлива, подаваемых в окружающую среду. Запчасть состоит из металлического корпуса, внутрь которого помещена конструкция со структурой, схожей с пчелиными сотами, что обеспечивает большую площадь соприкосновения поверхности с газами. Сотовая структура может быть металлической либо керамической, покрытая каталитическими элементами в виде тончайшего слоя драгметаллов.

Металлы в нейтрализаторе: какие и сколько?

Катализаторы устаревших авто могут содержать напыления таких металлов, как серебро или его сплавы, золото, платиноиды. Всего в них содержится до 36 грамм драгметалла на изделие. Современные транспортные средства выпускаются с нейтрализаторами, в которых содержатся металлы платиновой группы. В состав нейтрализаторов входит родий, палладий и платина. Исключением являются определенные немецкие и английские автомобили, в которых может встречаться иридий.

Катализатор исправно служит до пробега 200 тысяч километров. Это считается нормой для большинства моделей. После его замены стоит хорошо задуматься, прежде чем выбросить деталь на свалку. Унция платины (31,1 грамм) стоит 800 долларов, а родия – до 12000 долларов. Эти металлы являются благородными, поэтому стоят вдвое дороже золота. По этой причине они не просто привлекают множество людей. Занятых поиском ценных материалов, существуют промышленные компании, занимающиеся переработкой вторичного сырья.

В катализаторах драгметаллы находятся в виде сплавов. Их соотношение зависит от марки автомобиля, типа мотора, страны, для которой выпущена деталь. В дизельных двигателях больше платины, а в бензиновых палладия и родия. Автомобильный нейтрализатор в среднем весит 1,2 кг, при этом родия в нем содержится примерно 0,15 г на кг веса, платины до 1,5 г на кг, палладия до 1,4 г на кг. В автомобилях с большим объемом двигателя содержатся более дорогостоящие катализаторы.

Все зависит от требований

Требования к обезвреживанию выхлопов сильно отличаются в зависимости от страны. Чем они серьезнее, тем более богатый состав по содержанию драгметаллов в каталитических нейтрализаторах. В последние несколько десятков лет в лидеры вырвалась Япония, за ней уже страны Европейского Союза. В американских автомобилях примерно вдвое меньше драгоценных металлов, а в африканских еще меньше. Китайские ученые разработали новые нанотехнологии, поэтому смогли снизить содержание платиноидов в составе катализаторов, не снизив эффективность работы этих узлов.

Можно ли извлечь даргметаллы из катализатора?

Из катализатора удается выделить ценные металлы. Сначала его внутреннее содержимое измельчается, а потом из нее выделяются вещества посредством реакции выщелачивания смесями, которые оказывают окислительное действие. Палладий еще подвергается электродуговому нагреванию и гальванике. Это трудоемкие процессы, которые невозможно реализовать в кустарных условиях, так как требуется привлекать реактивы и специализированное нагревательное оборудование, что сопровождается крупными финансовыми вложениями.

Выход металла получается небольшой. Можно получить всего 0,1 грамма с примесями, например, с окисью алюминия, что существенно снижает стоимость полученного продукта. За него можно получить 200 рублей, и то в лучшем случае. Если соотнести полученную прибыль с затратами, то это нельзя считать хорошим вложением. Это еще одна причина, по которой практически никто не занимается таким извлечением в домашних условиях.

Целесообразно и экономически выгодно осуществлять переработку десятков и сотен автомобильных катализаторов одновременно. Это осуществляется промышленными компаниями в больших масштабах. Проще всего сдать ненужные компоненты им на переработку, получив за это денежное вознаграждение, не прилагая каких-то особых усилий. Предприятие выплатит примерно 70-80% от стоимости извлеченного металла.

Конечно, сильно разбогатеть, сдав один катализатор, не получится, но можно получить приятный бонус за ненужную запчасть, при этом снизить свои расходы на покупку новой. Рекомендуется воспользоваться такой возможностью.

Читайте также: