Катер своими руками из металла

Обновлено: 04.10.2024

Илья Александрович, я, собственно, и не рассчитывал на понимание (применительно к обсуждаемой теме). Но некоторые ремарки все-таки себе позволю.
а) сталь тоже "не выращивают" в вашем регионе, а завозят. Качественная судостроительная древесина покупается и доставляется по всей территории страны на раз;
б) привинчивание унитаза даже в обычном, не катерном, туалете тоже требует определенных умений и навыков чтобы не потекло;
в) эксплуатация любого судна занозиста, а оклейка стеклом деревяшки при наличии современных лкм может быть излишней;
г) ценовой уровень деревяшки, согласен, несколько выше железяк и пластиков, но "каждый выбирает для себя".
п.с. это все не "в пику", а только объективности ради для . Больше про деревяшки в этой теме продолжать не буду. Если чего заитересует можно поговорить отдельно.

Можно и по пунктам.
1) Если вы хорошо изучили наш регион, то неизбежно должны были заметить неординарное количество больших и малых судостроительных заводов. И они, заметте, работают с металлом, в основном. Поэтому у нас с этим дефицита нет, как и с людьми, которые с ним работают. Деревянное судно у нас тоже сделать можно, но это дороже и сложнее.
2) Даже самые "продвинутые" лкм не идут ни в какое сравнение с оклейкой.
3) Вот это верно и автор выбрал сталь.
Ради объективности могу добавить, что мы делаем суда из металлов, стеклопластика и дерева "до кучи", поэтому считаем, что в состоянии быть вполне объективными.
Про унитазы я умолчал - действительно мало в этом понимаю.

Илья Александрович

Активный участник

А кстати действительно, интересная тема. С металлом тоже надо уметь работать, мы же не сварщики-профи. Просто другая специфика. В азиатских странах кругом используются деревянные суда. У нас в стране тоже их делает верфь "Варяг", плюс встречаются переделки в катера и парусно-моторные боты деревянных ялов. У нас в клубе тоже есть деревянные катера, но они почти все обклеены стеклотканью, т.к. переделаны из очень старых. Расскажите поподробнее об особенностях эксплуатации деревянных судов, можно на примере своего. Наверно тепло-шумоизоляция там на порядок лучше железных ? (конечно лучше в новой теме).


Тема, действительно, интересная весьма. Чисто деревянные суда в судостроении, это как парусники для новых поколений моряков. Именно здесь можно ясно отследить отличия и родственность конструкций. И, занимаясь этим, неизбежно лучше узнаешь историю своей страны. Нельзя не отметить также чисто эстетическую составляющую деревянного судостроения. Используя этот материал судовладелец неизбежно становится членом "международного элитарного клуба". Считаю, что такие суда строить можно и должно.

Коллега

На основе своего опыта имею сказать следующее. На мой взгляд Вы немного,так сказать, растеклись мыслью по древу, утонули в деталях и упускаете из виду сложившуюся практику и здравый смысл, постараюсь кратко:

1. Выберете для себя в качестве примера конкретный катер.

У людей занимающихся любыми разработками есть понятия "аналога" или "прототипа". Возьмите для себя в качестве "аналога" типичный для вашей местности подходящий по параметрам проверенный временем катер. По-возможности скопируйте его до малых деталей, в крайнем случае, если уж очень хочется, добавьте разумные минимальные изменения, например небольшую кормовую каютку. Этот путь позволит Вам избежать массу неизбежных ошибок, разочарований и колоссальных, неоправданных затрат.

2. Не придавайте расчётам критического, решающего значения.

Простейший расчёт сопротивления воды корпусу дело хорошее, необходимое, позволяющее оценить динамику системы корпус-двигатель, но результат зачастую прикидочный, приблизительный. Любая развитая рубка сведёт его на нет. Только очень опытный практик, профессионал-судостроитель способен грамотно применять и интерпретировать расчёты. Точный же расчёт малого катера без учёта данных прототипа вообще невозможен. Слишком много неучитываемых факторов.

3. Оставьте идею с двумя винтами.

Практика показала, что для любительских маломерных катерков, соответствующих вашим параметрам, установки с двумя винтами не применяются. Возрастает вес, сложность, шум и прочее. Об этом сто раз писалось. Безопасность проще обеспечить наличием ПМ. Двухвальные установки обоснованно применялись например на высокоскоростных торпедных катерах,вот там им и место.

4. Сделайте выбор.

Если Вас интересует конечный результат (плавающий катер), а не сам часто бесконечный во времени процесс экспериментальной разработки и изготовления, рассмотрите вариант покупки готового судна, причём лучше всего размерами существенно меньше, чем хотелось бы в мечтах.

5. Оцените финансы

Абсолютно хладнокровно, реально оцените свои финансовые возможности, увеличьте расчётную стоимость строящегося объекта минимум в полтора раза, соотнесите затраты с интересами семьи и отношением супруги.

Согласен, но
1. взять какой-то конкретный катер за образец трудно - ибо идеала нет, все суда в чём-то разные, на одном нравится одно, на другом - другое.
Вот из объявлений о продаже:

Как видно, катера разные - со своими достоинствами и недостатками.

2. По расчётам - добавить нечего, всё так и есть.

3. Эта "идея" имеет довольно глубокие корни - о кое-чём я уже написал, а больше - и не стоит, наверное.

По пп. 4 и 5 - см. выше. Предложение не так уж и велико, а часто и неадекватно (по цене и т .д.). Да и правильно отмечено - "процесс".
Одно дело - строить с нуля своё (этим путём так и не удалось до конца пройти моему отцу), до мелочей продумывая конструкцию судна "для себя", и совсем другое - выбирать, часто кота в мешке, б/у судно - кто знает, что там "вылезет" завтра, и в какие деньги?

Проекты и чертежи самодельных катеров

Проекты водоизмещающих и глиссирующих катеров для самостоятельного изготовления. Подробные чертежи корпуса и силовых установок, описание технологии постройки катера.

Круизный комфортабельный катер «Амадеус-3»
В последние годы во всем мире, и в России в том числе, заметно вырос интерес к большим моторным яхтам. Опыт показывал, что наибольшей популярностью пользуются яхты размер.
Рейтинг: +21. Год: 2005. Номер журнала: 196.

Три модификации стального катера «Амадеус»
Три года назад в "Кия" №178 был опубликован материал о стальном каютном катере "Амадеус", который я и мой отец построили своими силами Основные данные туристского ва.
Рейтинг: +14. Год: 2004. Номер журнала: 191.

Проект катера «Штормовик» для больших волн
Здравствуйте, уважаемая редакция! Прочитав "Страничку редактора" в №167, решил написать вам. Сначала о себе. Мне 52 года, мои профессии: шофер, плотник, автослесарь.
Рейтинг: +26. Год: 2003. Номер журнала: 186.

Мореходный прогулочный катер «Круиз-55»
Предлагаемый вниманию судостроителей-любителей "Круиз-55" — претенциозный и современный катер. Это мореходный "кафедрал" с углом внешней килеватости на транце 26°, активн.
Рейтинг: +8. Год: 2003. Номер журнала: 184.

Крылатый катер тримаран «Даль-580»
Хочу рассказать о построенном в 1986 г. и эксплуатируемом до настоящего времени катере-тримаране "Даль-580" с обводами, напоминающими известный "Блегг-480" (см. "КиЯ" №86.
Рейтинг: +15. Год: 2002. Номер журнала: 180.

Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245
Идея постройки катера родилась в середине 70-х гг., после публикации в "КиЯ" №21 проекта стального "Кальмара". Он же и был принят за основу. Работа началась в 1978 и заве.
Рейтинг: +10. Год: 2002. Номер журнала: 178. Есть 1 комментарий

Два варианта прогулочно-туристского катера «Крылатый»
"Крылатый" — быстроходный прогулочно-туристский катер со сложной системой реданов на днище и с одним кормовым подводным крылом. Катер имеет остроскулые обводы и рассчитан.
Рейтинг: +13. Год: 2001. Номер журнала: 175.

Туристический катер-плавдача «Рассвет»
Редакцию упрекают за недостаточное внимание к проблеме водоизмещающего катера — относительно тихоходной, но достаточно мореходной плавдачи. По предложению одного из череп.
Рейтинг: +11. Год: 2000. Номер журнала: 173.

Пятиметровый катер с тримаранными обводами
Хочу поделиться опытом постройки своего первого катера. Сначала я выбрал проект "Арго-73" ("КиЯ" №47) и даже приступил к изготовлению шпангоутных рам, однако меня не поки.
Рейтинг: +4. Год: 2000. Номер журнала: 171.

Каютный катер для суровых условий Заполярья
Идея строительства каютного катера возникла после долгих лет эксплуатации открытой мотолодки в суровых условиях Заполярья. К проекту предъявлялись пять классических услов.
Рейтинг: +20. Год: 2000. Номер журнала: 171.

Небольшой мореходный туристический катер «Скат» с каютой
Все предметы, созданные руками человека, как и сам создавший их человек, имеют свою историю, свою судьбу. Разумеется, история эта неотделима от сущности самого творца, та.
Рейтинг: +15. Год: 2000. Номер журнала: 170.

Из опыта постройки парового катера
Идея постройки парового катера зародилась у нас с отцом — Георгием Владимировичем — где-то в середине 70-х годов. Возникновение этой идеи, насколько помню, никак не был.
Рейтинг: +42. Год: 1999. Номер журнала: 168.

Лодка из стали. Почему никто не делает?

А че не кто не делает моторную лодку из 3х миллиметровой стали? интересно почему? Это же выходит дешевле чем из алюминия.

Стальные лодки- только водоизмещение.вот и весь ответ на первый вопрос.
Их делали,делают и будут делать.

Не только водоизмещающие. Мы делаем не только яхты но и глиссирующие мотолодки и катера не только из АМг но и из стали.

Ну и раскажите теперь о целесообразнасти таких катеров? 700 под 135 силами 2-х тактного оптимакса идет со скоростью 40-45 км/ час на максималке,а на 750 думаю уже все 250?хотя при такой же постройке из амг или н.ж. будут совсем другие показатели.
Итого при построике затрачено тоже время,теже ресурсы и при разнице цены на материл получаем совсем другой результат и призрачную экономию в (15-20%) от стоимости. смысл.

lednic606

вице-адмирал

Судостроительная сталь хорошо ржавеет. Вот если сделать из стали 12Х18Н9Т (нержавейка кислотостойкая) лист толщиной 1 мм. Прекрасно деформируется, сваривается. Любая форма. Ей бы цены не было навеки веков. Пра пра правнукам бы хватило, на 100 лет

реф-мех

капитан 1-го ранга

Указанная марка стали со шпангоутами и реданами даст такую жесткость, которая и не снилась владельцем лодок из алюминиевых сплавов: эта сталь толщиной 1мм намного жестче дюраля толщиной 2мм и, тем более, сплава АМг. Посмотри их характеристики и сравни. Но дорогая.

Ну, даже если жесткость выше, то про вес не забывай. даже малышки АМг-шные с 2мм. днищем в основном по шпангоутам(или стрингерам) форму и принимают .. Крым - яркий пример, а если 5ти-6ти метровый катер .
Нерж лодочка по любому будет тяжелее вместе с набором чем АМг или дюраль + загрузка - вот об волнишку и "здравствуй горбатое днище", а если толще металл днища, то вес лодки вЫше, мотор мощнее(тяжелее) и прожорливее - кайфа и смысла не вижу.
В ваших "морЯх" это может и актуально, но в речных условиях - утОпия

з.ы. Подумай Миш, если всё так хорошо с нержавейкой, почему в ваших акваториях не снуют они "как комары в тихую погоду"

Каланчин

Михаил, это у вас на море она будет держаться а у нас в Сибири от перепадов температур и других факторах типа лёд и волна через пару лет по шпангоутам панцирь черепахи получается. Дядя Ваня, царствие ему небесное в начале перестройки корпус из тройки нержавейки сварганил так и помер ни разу не поднимал катер для ревизии но борта как лето не кормленая корова.
Опять же варить 1 мм это только полуавтоматом - цены на катушки конские особенно по нержавейке и "аргон" по алюминию тож 100р за 1 сантиметр. Так что приходится мужикам сталь тройку брать и и раз в пять лет подниматься подваривать и красить. А преимущества водоизмещёнки это хоть пустой хоть три тонны хомяков загрузи всё одно, одна скорость, один расход, одни обороты и полный кайф в хреновую погоду.

Вчера сижу в тёплой и сухой каюте, жую сыр без плесени а за окном ветрюга и дождь, радио что то бормочет и мысль в голове, как хорошо что я его сделал. :kapitan:

Terpi

пассажир

Вы зря думаете что все так отличается. Катер 7 м будет на 300-400 кг тяжелее чем катер из АМг. И что Вы реально думаете, что от того, что Вы посадите на 7 м катер 4 лишних человека у него настолько возрастет сопротивление? Изменится конечно, но все не так драматично как Вам кажется. Мотор большой мощности там висит не потому, что он жизненно необходим, а чтобы не гонять его на полную - ресурс будет выше. На 740, который на видео, стоит угловая колонка с Lombardini мощностью 220л.с. На варианте из АМг стояла бы та-же самая. Ну да, максимальная скорость будет меньше, думаю это понятно.
Постройка из стали требует меньшего времени и меньших ресурсов - все дешевле - материал, резка, сварка, оборудование, даже труд, да и производительность выше, что и выражается в стоимости. Но, кроме того, заказчики таких лодок как правило рыбоводческие хозяйства, рыболовы или турбазы. Там где пластиковая лодка убивается на раз, а из АМг за сезон-два, стальная служит годами. Кроме того она мягче идет на волне и остойчивость у нее повыше. Да и в случае чего заварить ее может любой дядя в ботах - не надо искать аргонщика с оборудованием и материалами.
Но я ни в коем случае не настаиваю - мы делаем катера и яхты из АМг , еще и с большим удовольствием.
Кстати по поводу нержавейки - прочностные характеристики у нее практически не отличаются от обычной конструкционной стали и легче такая лодка не будет (разумеется если делать по правилам). Материал дороже раз в 12, резка его дороже в 2-3 раза, сварка почти в 20. Но опять же нет проблем - вдруг клиенту надо плавать в озере щелочи - почему нет.

Кирил,все мы тут люди опытные и прекрасно прнимаем что к чему,я писал про мощность даже не смотря вашу ссылку,затем глянул и ахнул. 740- 2500 кг, и заметьте на 220 кобылах он идет в полуглисере( крейсерская скорость) для его нормального глисирования нужно как раз теже350.
Если такие прочные,надежные,и.тд.ит.п. то чтож у вас госзаказ погранцы,таможня,менты на воде,т.есть вояки которые все привыкли делать ломами и через. не заказывают а берут кс700, и проэкты 13 ,14, чибисы. которые все алюминиевые.
Железо актуально для водоизмещения,ну и еще для полуглисера.

Нужно сварить железную лодку, может кто то поделиться опытом, размерами, какой металл использовать?

Аватар пользователя Andrey_71

Нужно сварить железную лодку, может кто то поделиться опытом, размерами, какой металл использовать?

Аватар пользователя wator

Метал есть холодного и горячего проката, какой лучше?

В метале я не разбираюсь.

Начинать наверное со дна нужно, по макету вырезать, дальше борта приваривать? А борта впереди под наклоном идут, как правильно его рассчитать?

Аватар пользователя yurybka

Метал есть холодного и горячего проката, какой лучше?

Для лодки горячий прокат будет лучше. Холодный быстро перетрухнет, если это стали обыкновенного качества.

Много лет тому назад бригадой делали такую лодку. Толщина металла была 3мм, по верху борт был окантован полудюймовой трубой. В трубе сделали пропил по длине, и наколотили на борт. Интересно загоняли рыбу в сети, один гребёт-другой молотком по дну стучит. Лет пять она нам прослужила, потом утопили по пьяни.
Кстати лодка называлась "Титаник".

Начинать наверное со дна нужно, по макету вырезать, дальше борта приваривать? А борта впереди под наклоном идут, как правильно его рассчитать?

Начинать нужно с чертежа потом строится стапель и только потом закладывается днище .Почему сталь а не алюминий?

Ksenafontov пишет:

Начинать наверное со дна нужно, по макету вырезать, дальше борта приваривать? А борта впереди под наклоном идут, как правильно его рассчитать?

Ну вот, чертежа найти в интернете не могу. Информации полно, но по делу ничего абсолютно.

И как стапель делать? дно плоское нужно. С алюминием работать не умею, со сталью проще как то, да и дешевле

Из металла тяжелый получиться.Если без стапеля собирать при сварке поведет корпус.Алюминий можно и на заклепках собрать прочнее получается но и более трудоемко

Сперва сварил борта 50 см 4 метра. Потом дно был лист сплошной.Борта приваривал к дну а сверху распорки из труб ломов металлолома короче. Самое сложное и интересное нос лодки там когда борта сходятся они поднимаются к верху. Все методом тыка дно получается короче верха.

Сперва сварил борта 50 см 4 метра. Потом дно был лист сплошной.Борта приваривал к дну а сверху распорки из труб ломов металлолома короче. Самое сложное и интересное нос лодки там когда борта сходятся они поднимаются к верху. Все методом тыка дно получается короче верха.

Вот я и говорю, как это нос правильно сделать, там же ещё и низ уже чем верх.

Надо сначала каркас лодки сделать, киль, корму, верх бортов, днище. А после уже будете листы прикладывать и отрезать по месту.

И я про тоже. Когда борта сходятся на носу они поднимаются к верху. У меня перед низ дно и верх лодки к верху поднят. Вот и говорю методом тыка дно будет короче верха.

И я про тоже. Когда борта сходятся на носу они поднимаются к верху. У меня перед низ дно и верх лодки к верху поднят. Вот и говорю методом тыка дно будет короче верха.

Примерно понял, начну делать, сделаю фото, может потом кому пригодится. А то в интернете дельного ничего нет.

Аватар пользователя Сибиряк_72

Даже себе не представляете за сколь сложную задачу взялись. Что нужно от корпуса? Надо решить перед постройкой. Скорость, маневренность или грузоподъёмность? Все три показателя взаимоисключающие. Решив, что же скорлупа должна в оконцовке выйти со стапелей, всё же пытаемся найти готовые проекты. Юный техник, моделист конструктор и советские книги по основам проектирования и построек маломерных судов, туристических катеров и лодок с забортным двигателем. И пытаемся сотворить хотя бы похожее. Предельно упростив, удешевив проект. Винт придется ставить какой на моторе окажется, хотя одна из самых дорогостоящих операций, это подбор винта под корпус и двигатель. С последующим его изготовлением. Успехов в проекте. Назвать не забудьте. Можно и до постройки имя дать

Даже себе не представляете за сколь сложную задачу взялись. Что нужно от корпуса? Надо решить перед постройкой. Скорость, маневренность или грузоподъёмность? Все три показателя взаимоисключающие. Решив, что же скорлупа должна в оконцовке выйти со стапелей, всё же пытаемся найти готовые проекты. Юный техник, моделист конструктор и советские книги по основам проектирования и построек маломерных судов, туристических катеров и лодок с забортным двигателем. И пытаемся сотворить хотя бы похожее. Предельно упростив, удешевив проект. Винт придется ставить какой на моторе окажется, хотя одна из самых дорогостоящих операций, это подбор винта под корпус и двигатель. С последующим его изготовлением. Успехов в проекте. Назвать не забудьте. Можно и до постройки имя дать [изображение]

Да мне без мотора, по пруду на ферме плавать, в принципе маневренность только нужна.

Тяжеловата для весел получится. В любом случае. Сперва чертеж, потом набор корпуса. Если пруд не большой, то как вариант плоскодонная с яловыми обводами. Борт и штевни вертикальные. Ну можно чуть с развалом бортов. Для мореходных качеств (остойчивость, плавучесть, устойчивость на курсе) и грузоподъёмности будет только лучше. Но сложнее в изготовлении.

Читайте также: