Комитет рф по драгоценным металлам

Обновлено: 18.05.2024

1. Участие в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России), обеспечение хранения, пополнения (при необходимости), учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих.

2. Приобретение в Госфонд России драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, включая приобретение и оценку произведенных на территории Российской Федерации (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, а также драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов и драгоценных камней, накопленных за счет неиспользованных фондов.

3. Сортировка, оценка, обработка алмазов и драгоценных камней, а также изготовление и реставрация уникальных изделий из них, хранящихся в Госфонде России или приобретаемых для пополнения указанного Фонда.

4. Приобретение в Госфонд России изделий из драгоценных и недрагоценных металлов, изделий с незначительным содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней.

5. Разработка проектов планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно - исследовательских, социально - культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов.

6. Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

7. Организация перевозки ценностей, находящихся в Госфонде России, государственных хранилищах, музеях и т.д.

8. Проведение в установленном порядке ежегодной инвентаризации ценностей Госфонда России.

9. Бухгалтерский учет ценностей Госфонда России и забалансовый учет драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, которые находятся в музеях и других культурно - просветительных учреждениях.

10. Разработка с участием Министерства промышленности Российской Федерации и утверждение в соответствии с законодательством Российской Федерации расчетных, отпускных и других видов цен на драгоценные металлы и драгоценные камни.

11. Организация и проведение в соответствии с действующим законодательством пробирного надзора на территории Российской Федерации с осуществлением контроля за извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях.

12. Выдача регистрационных удостоверений юридическим лицам, осуществляющим использование драгоценных металлов и драгоценных камней, и физическим лицам, производящим операции с ними.

13. Установление размеров пробирной платы за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов, экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

14. Осуществление контроля за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также за их реализацией на внешнем рынке.

15. Участие в организации научно - исследовательских и проведение опытно - экспериментальных и других видов работ, направленных на рациональное использование и экономию драгоценных металлов и драгоценных камней.

16. Изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта в области классификации, сортировки, обработки и оценки драгоценных камней.

17. Изучение конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков драгоценных металлов и драгоценных камней.

18. Разработка предложений по совершенствованию законодательства в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и внесение их в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Положение

1.1. Настоящее Положение (далее по тексту – Положение) определяет порядок деятельности Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее по тексту – Комитет).

1.2. В своей деятельности Комитет руководствуется Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Уставом ТПП России, решениями Съезда, Совета, Правления ТПП России, а также настоящим Положением.

1.3. Комитет создается решением Правления ТПП России.

1.4. Комитет не является юридическим лицом.

1.5. Члены Комитета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

1.6. Решения, принимаемые Комитетом, носят рекомендательный характер и, в случае необходимости, могут вноситься для рассмотрения Президенту ТПП России, а также на заседания Правления или Совета ТПП России в соответствии с настоящим Положением.

1.7. Комитет может иметь свои бланки, использование которых осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

2. Цели, задачи и функции Комитета

2.1. Комитет создается в целях обеспечения влияния на ключевые решения органов государственной власти и институтов развития в отношении развития и поддержки отечественного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, формирования условий для его интегрирования в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в золотоплатиновую, алмазную, ювелирную отрасли, развития торгово-экономических и научно-технических связей в данном секторе экономики Российской Федерации и зарубежных стран.

2.2. Задачи Комитета:

2.2.1. Участие в выработке концептуальных основ и предложений, направленных на формирование и реализацию эффективной государственной политики в сфере добычи, производства, переработки и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них.

2.2.2. Взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти в осуществлении экспертизы и подготовке нормативных правовых актов.

2.2.3. Анализ отраслевых программ развития с целью их оптимизации, выработка рекомендаций по совершенствованию регулирования предпринимательства.

2.2.4. Участие в организации общественной поддержки усилиям отечественного предпринимательского сообщества, направленным на выработку концептуальных основ и предложений по либерализации национального рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, созданию условий для перехода отрасли от экспорта сырья к экспорту готовой продукции.

2.2.5. Участие в выработке позиции ТПП России, оказание методической и консультационной помощи торгово-промышленным палатам по направлениям деятельности Комитета.

2.3. Функции Комитета:

2.3.1. Мониторинг состояния, динамики, тенденций и условий развития предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, подготовка предложений по направлениям деятельности Комитета.

2.3.2. Участие совместно с торгово-промышленными палатами, подразделениями ТПП России и организациями-членами ТПП России в осуществлении экспертизы нормативных правовых актов, а также их проектов в рамках компетенции Комитета.

2.3.3. Участие в проведении исследований по направлениям деятельности Комитета.

2.3.4. Участие в формировании и пользовании информационными базами данных по различным направлениям предпринимательской деятельности, создаваемыми в ТПП России.

2.3.5. Изучение, использование в работе и распространение передового зарубежного и отечественного опыта в сфере развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также содействие российским предприятиям, в том числе отраслевым объединениям предпринимателей и торгово-промышленным палатам, в реализации данной функции.

2.3.6. Организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий по направлениям деятельности Комитета, подготовка итоговых рекомендаций и предложений.

2.3.7. Выработка консолидированной позиции Комитета по актуальным проблемам предпринимательства по направлениям деятельности Комитета, подготовка рекомендаций и предложений для органов управления ТПП России, а также для направления в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации различных организационно-правовых форм.

3. Состав и структура Комитета

3.1. В состав Комитета входят представители членов ТПП России, иных российских организаций, в том числе объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных и деловых кругов.

3.2. Количественный и персональный состав Комитета определяется председателем Комитета.

Члены Комитета, не участвующие в его работе на протяжении отчетного периода, могут быть исключены из состава Комитета.

Члены Комитета вправе выйти из его состава.

Решение о приеме новых членов или исключении принимается коллегиально по представлению председателя Комитета.

3.3. Председатель Комитета назначается и освобождается от должности Правлением ТПП России.

3.4. Председатель Комитета организует и направляет работу Комитета, определяет круг вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Комитета; дает поручения членам Комитета.

3.5. Председатель Комитета вправе назначать заместителей, кандидатуры которых утверждаются на заседании Комитета.

Заместители председателя Комитета обеспечивают организацию работы Комитета по направлениям, определенным председателем Комитета. Один из заместителей по решению председателя Комитета исполняет обязанности председателя Комитета в его отсутствие.

3.6. Комитет может создавать в своей структуре из числа своих членов, а также с привлечением сторонних экспертов, подкомитеты, комиссии, рабочие группы на срок реализации текущих задач по решению председателя Комитета.

4. Права Комитета

Для осуществления задач и функций, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, Комитет имеет право:

4.1. Привлекать на общественных началах квалифицированных специалистов, не являющихся членами Комитета, для участия в его заседаниях и подготовки аналитических материалов по направлению деятельности Комитета.

4.2. Запрашивать от членов ТПП России, в том числе торгово-промышленных палат, подразделений ТПП России информацию, необходимую для своей работы, в порядке, установленном разделом 6 настоящего Положения.

4.3. По согласованию с ТПП России представлять ТПП РФ на мероприятиях, проводимых сторонними организациями, по вопросам, связанным с деятельностью Комитета.

4.4. Вносить предложения о поощрении наиболее активных членов Комитета наградами ТПП России.

5. Организация работы Комитета

5.1. Работа Комитета осуществляется на основании утверждаемого председателем Комитета плана работы. План должен содержать конкретные целевые ориентиры и результаты, мероприятия по их достижению с указанием конкретных сроков и ответственных представителей Комитета. Период планирования составляет полгода.

5.2. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

5.3. Решения по выносимым на рассмотрение Комитета вопросам могут приниматься открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета. Заседания Комитета в данных случаях считаются правомочными при наличии более половины его членов.

5.4. Заседания Комитета оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем Комитета, а в его отсутствие - заместителем председателя и ответственным секретарем. Протоколы хранятся в подразделении ТПП России, за которым закреплен Комитет. Протоколы заседаний и материалы по рассматриваемым вопросам сдаются в Архив ТПП России на хранение.

5.5. Организационно-техническое обеспечение работы Комитета осуществляется подразделением ТПП России, за которым закреплен Комитет.

6. Порядок работы со служебными документами

6.1. Правила и порядок работы Комитета со служебными документами, в том числе использования бланков ТПП России и Комитета, определяются Инструкцией по делопроизводству в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее по тексту – Инструкция) и настоящим Положением.

6.2. Письма, инициированные Комитетом, могут оформляться на бланке Комитета или на бланке ТПП России.

6.3. Письма на бланке Комитета подписывает его председатель, в исключительных случаях при его отсутствии - заместитель председателя.

6.4. Комитет может использовать бланки Комитета для служебной переписки со сторонними организациями по вопросам своей непосредственной деятельности в пределах полномочий.

6.5. Письма, содержащие предложения, рекомендации, обращения, подготовленные Комитетом в адрес органов государственной власти и институтов развития, направляются на официальном бланке ТПП России за подписью Президента или вице-президента ТПП РФ в порядке, установленном Инструкцией.

Комитет не вправе самостоятельно обращаться от имени ТПП России в федеральные и региональные органы государственной власти.

6.6. Рассылка приглашений на заседания Комитета, круглые столы и другие мероприятия, проводимые Комитетом, может осуществляться самостоятельно с использованием бланков Комитета.

Для приглашения руководителей органов государственной власти и институтов развития на мероприятия, организуемые по инициативе Комитета при поддержке ТПП России, направляются письма на бланке ТПП России за подписью Президента ТПП РФ или вице-президента ТПП РФ.

6.7. Комитет не имеет права использовать бланки для переписки по вопросам, не связанным непосредственно с его деятельностью, а также направленным на лоббирование интересов конкретных организаций.

6.8. Подкомитеты, комиссии, рабочие группы, создаваемые в структуре Комитета, не вправе изготавливать и использовать собственные бланки.

6.9. Изготовление и выдача бланков Комитета осуществляется Канцелярией Управления делами ТПП России в соответствии с установленным порядком. Бланки выдаются ответственному секретарю, который на основании строгой отчетности ведет учет их использования.

7. Финансирование деятельности Комитета

7.1. Комитет осуществляет свою текущую деятельность за счет и в пределах средств, утвержденных Финансовым планом ТПП России на соответствующий календарный год.

7.2. Финансирование плановых мероприятий Комитета осуществляется в соответствии с Положением о финансовом обеспечении деятельности комитетов и советов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, утверждённым приказом ТПП РФ от 29 августа 2016 года № 97.

7.3. Комитет вправе для организации деятельности и мероприятий привлекать средства заинтересованных организаций.

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 114 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням" (утратило силу)

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням упразднен, его функции переданы Министерству промышленности Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

2. Установить, что Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням является правопреемником Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.

3. Впредь до принятия Верховным Советом Российской Федерации Закона о государственном регулировании добычи, производства, использования, драгоценных металлов и драгоценных камней и государственном контроле за операциями с указанными ценностями возложить осуществление государственного контроля за производством, переработкой и использованием драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации на Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

4. Предоставить Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням право приобретать у юридических и физических лиц природные драгоценные камни высоких качественных характеристик, высокохудожественные ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе представляющие музейную и антикварную ценность, для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

5. Отнести здания и объекты Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням к важным государственным объектам, подлежащим государственной охране.

Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации

12 февраля 1993 г.

Положение
о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням
(утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 114)

ГАРАНТ:

О создании Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней см. постановление Правительства РФ от 21 ноября 1996 г. N 1378

1. Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмет) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в вопросах формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее именуются - Госфонд России), в том числе Алмазного фонда, государственный контроль за производством, переработкой и использованием драгоценных металлов и драгоценных камней.

Роскомдрагмет несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций перед Правительством Российской Федерации.

2. Роскомдрагмет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Основными задачами Роскомдрагмета являются:

участие в процессе формирования Госфонда России, в том числе Алмазного фонда, обеспечение хранения, учета и сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих;

формирование плана отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней и возврата указанных ценностей из лома и отходов;

осуществление государственного контроля за производством, целевым использованием, учетом, хранением драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, за реализацией этих ценностей на внутреннем и внешнем рынках, сбором и сдачей в Госфонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов и рекуперированных алмазов;

организация пробирного надзора на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1157 на Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням возложено проведение паспортизации ограненных природных драгоценных камней

4. Роскомдрагмет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет:

участие в работе по подготовке предложений по установлению квот на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней;

обеспечение приема произведенных на территории Российской Федерации (добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых и найденных) аффинированных драгоценных металлов, а также драгоценных камней, самородных минералов, драгоценных металлов, кладов, конфискованных и реквизированных, скупленных у населения ценностей, а также находящихся у потребителей драгоценных металлов, накопленных за счет неиспользованных фондов;

организацию сортировки, опеки, обработки алмазов и других драгоценных камней, а также изготовления и реставрации уникальных изделий из них;

обеспечение приема и разработки изделий из драгоценных и недрагоценных металлов, изделий с незначительным содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней;

выдачу специализированным предприятиям лицензий на переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в конечную продукцию, а также регистрационных удостоверений на заготовку и первичную переработку лома и отходов, содержащих эти металлы и камни, а воинским частям - по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации;

представление Министерству внешних экономических связей Российской Федерации заключений на выдачу лицензий на вывоз и ввоз драгоценных металлов, драгоценных камней, жемчуга, янтаря, а также сырья, полупродуктов и отходов производства, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

разработку проектов планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских, социально-культурных целей и на экспорт, а также планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов и согласование этих планов с Министерством финансов Российской Федерации;

отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

организацию перевозки ценностей и доставки аффинированных драгоценных металлов;

ежегодную инвентаризацию ценностей Госфонда России в установленном порядке;

бухгалтерский учет ценностей Госфонда России и забалансовый учет драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, находящихся в музеях и других культурно-просветительных учреждениях;

разработку совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по политике цен проектов расчетных, отпускных и других видов цен на драгоценные металлы и драгоценные камни, а также установление цен на драгоценные металлы и драгоценные камни, поступающие в Госфонд России;

установление совместно с Министерством финансов Российской Федерации размеров пробирной платы за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов, экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;

О порядке взимания и перечисления в бюджет пробирной платы Российской государственной пробирной палатой см. Положение, утв. письмом Минфина РФ от 11 июля 1994 г. N 88

в соответствии с действующим законодательством постоянный контроль за производством, переработкой, использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на специализированных предприятиях, в учреждениях и организациях и периодический контроль по указанным вопросам на предприятиях, в учреждениях и организациях, попутно извлекающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия, их содержащие, а также осуществляющих иные операции с ними;

контроль за реализацией отпускаемых драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий, их содержащих, на внутреннем и внешнем рынках предприятиями, организациями и учреждениями;

организацию проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, направленных на рациональное использование и экономию драгоценных металлов и драгоценных камней;

изучение и применение передового отечественного и зарубежного опыта в области классификации, сортировки, обработки и оценки драгоценных камней;

изучение конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков драгоценных металлов и драгоценных камней;

разработку предложений по совершенствованию законодательства в области использования драгоценных металлов и драгоценных камней и внесение их в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Роскомдрагмет выполняет также иные функции, предусмотренные действующим законодательством.

5. Роскомдрагмет имеет право:

устанавливать порядок ведения учета и отчетности по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также порядок представления отчетности;

организовывать и проводить в установленном порядке в стране и за рубежом выставки ценностей Госфонда России, готовить материалы к изданию печатной и производству рекламной продукции по тематике Роскомдрагмета;

создавать экспертные и консультативные советы с участием руководителей, ученых и специалистов предприятий и научных организаций для проведения экспертной оценки зачисляемых в Алмазный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;

направлять специалистов в служебные командировки в зарубежные страны;

организовывать международное сотрудничество по проблемам, связанным с переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней и их эффективным применением.

6. Роскомдрагмет возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном действующим законодательством.

Председатель Роскомдрагмета имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Распределение обязанностей между заместителями производится председателем Комитета.

организует работу Комитета и подведомственных ему государственных предприятий, учреждений и организаций;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет функций;

определяет степень ответственности заместителей председателя, начальников самостоятельных структурных подразделений Комитета за порученные участки работ;

утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру центрального аппарата Комитета и положения о его самостоятельных структурных подразделениях.

7. Роскомдрагмет в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции.

8. В Роскомдрагмете образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель коллегии), заместителей председателя по должности, руководящих работников ведущих подразделений, руководителей подведомственных государственных предприятий, учреждений и организаций.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами председателя Комитета.

9. Роскомдрагмет является юридическим лицом, имеет расчетный счет для расчетов за ценности Госфонда России, бюджетный и текущие (в том числе валютные) счета в банковских учреждениях.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Роскомдрагмета осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации.

11. Роскомдрагмет имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 114 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням"

Текст постановления опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. N 7 ст. 569

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. N 1511 настоящее постановление признано утратившим силу

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации"

В целях дальнейшего формирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации и создания финансовых структур, необходимых для его функционирования, своевременного проведения расчетов с недропользователями за реализуемую ими продукцию, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Расширить перечень совершаемых на рынке сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, разрешив реализацию на территории Российской Федерации слитков платины и изделий из нее, а также состав участников этих сделок, предусмотрев проведение физическими лицами сделок со слитками золота, серебра и платины, сертифицированными бриллиантами и другими ограненными драгоценными камнями.

Министерству финансов Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, Министерству внутренних дел Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации в месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и условиях совершения сделок со слитками платины и изделиями из нее, а также ускорить представление предложений в соответствии с ранее принятыми решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о проведении физическими лицами сделок с драгоценными металлами и ограненными драгоценными камнями.

2. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год определять количество драгоценных металлов и драгоценных камней, закупаемых у недропользователей для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и золотого запаса Российской Федерации.

Установить, что Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и Центральный банк Российской Федерации имеют преимущественное право покупки драгоценных металлов и драгоценных камней в устанавливаемых Правительством Российской Федерации объемах.

Оставшаяся часть добываемых недропользователями в счет установленных квот золота и серебра и не закупаемых государством слитков этих драгоценных металлов реализуется специально уполномоченным коммерческим банкам, получившим в установленном порядке разрешение на проведение операций с драгоценными металлами по ценам, определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закупка у недропользователей добываемого ими золота и серебра осуществляется на основании заключаемых с ними договоров с предварительным авансированием начиная с ноября года, предшествующего добыче этих металлов, в размере не менее 25 процентов стоимости закупаемого металла.

3. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить проведение расчетов с недропользователями за реализуемые ими золото и серебро по ценам, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. N 279 "О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни".

4. Министерству финансов Российской Федерации предоставлять в установленном порядке отсрочку до 31 декабря 1995 г. по уплате налога на добавленную стоимость и специального налога при проведении операций по купле (продаже) драгоценных металлов между недропользователями и специально уполномоченными коммерческими банками, а также между коммерческими банками.

Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", имея в виду предусмотреть начиная с 1996 года освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации драгоценных металлов Центральному банку Российской Федерации и коммерческим банкам.

5. Установить, что сделки купли (продажи) драгоценных металлов и драгоценных камней должны, как правило, совершаться на соответствующих биржах в порядке и на условиях, разрабатываемых Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации и утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Министерству финансов Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням с участием Центрального банка Российской Федерации:

в месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения по порядку и условиям проведения биржевых сделок со слитками золота и серебра;

обеспечить проведение биржевых сделок со слитками золота и серебра начиная с I квартала 1996 года.

6. Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням:

организовать выпуск сертифицированных мерных слитков массой от 1 до 500 граммов из золота, серебра и платины;

обеспечить необходимые условия недопущения обращения на рынке поддельных слитков драгоценных металлов.

7. Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням обеспечить проведение проверок содержания драгоценных металлов в стандартных мерных слитках и монетах, обращающихся на вторичном рынке, по желанию участников сделки и принять необходимые меры по обеспечению пробирного надзора при проведении операций с драгоценными металлами.

8. Министерству финансов Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, Государственному таможенному комитету Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке использования драгоценных металлов для обеспечения обязательств по возврату кредитов, предоставляемых иностранными инвесторами золотодобывающим предприятиям.

9. Возложить на Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням проведение паспортизации ограненных природных драгоценных камней.

10. Разрешить в порядке эксперимента не более 5 специально уполномоченным коммерческим банкам, имеющим опыт совершения операций с драгоценными металлами, вывоз слитков золота и серебра за границу для проведения залоговых операций с целью привлечения иностранных кредитов.

Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации:

определить перечень специально уполномоченных банков, которым предоставляется право вывоза из Российской Федерации слитков золота и серебра для совершения залоговых операций в пределах лимитов их вывоза, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

до 1 июля 1996 г. проанализировать практику проведения коммерческими банками на внешнем рынке залоговых операций с драгоценными металлами и подготовить проекты нормативных правовых актов по развитию таких операций.

Согласно Официальному разъяснению ЦБР от 29 января 2002 г. N 23-ОР кредитные организации (независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами) вправе принимать драгоценные металлы/драгоценные камни в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов)

11. Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и Министерству финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и представить в Правительство Российской Федерации проект положения о сделках с природными драгоценными камнями и жемчугом.

12. Разрешить Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням проводить огранку алмазного сырья (в пределах ежегодно устанавливаемых лимитов его отпуска) на созданных экспериментальных участках с использованием передовых технологий ведущих российских и иностранных фирм, с реализацией полученных бриллиантов через внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" на условиях, определяемых Министерством финансов Российской Федерации.

13. Министерству финансов Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням представить в Правительство Российской Федерации предложения о нормативах резерва драгоценных металлов и природных драгоценных камней для обеспечения защиты интересов государства в условиях функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации, порядке его образования и использования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Постановление направлено на дальнейшее формирование рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и создание финансовых структур, необходимых для его функционирования, своевременного проведения расчетов с недропользователями за реализуемую ими продукцию.

Разрешается реализация слитков платины и изделий из нее. К совершению сделок со слитками золота, серебра, платины и бриллиантами допускаются физические лица.

Слитки, которые не закупило государство, реализуются специально уполномоченным коммерческим банкам, имеющим разрешение на проведение операций с драгоценными металлами, по ценам, определенным в соответствии с законодательством. Закупка у недропользователей добываемого ими золота и серебра осуществляется с предварительным авансированием в размере не менее 25% стоимости закупаемого металла.

До 31 декабря 1995 г. предоставляется отсрочка по уплате НДС и спецналога при проведении операций по купле (продаже) драгоценных металлов. С 1996 года освобождаются от НДС обороты по реализации драгоценных металлов Центральному банку и коммерческим банкам.

Комитету по драгоценным металлам и драгоценным камням разрешается проводить огранку алмазного сырья на созданных экспериментальных участках с использованием передовых технологий ведущих российских и иностранных фирм, с реализацией полученных бриллиантов через внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 февраля 1996 г. N 27

В ТПП РФ предложили изменить ФЗ о драгметаллах и драгоценных камнях

В Торгово-промышленной палате РФ предложили ряд поправок к закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Об этом заявил председатель комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Михаил Дягилев (Красцветмет).

«На основании решения правительства РФ механизм регуляторной гильотины в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней распространяется на: федеральный государственный пробирный надзор; государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. В соответствии с Планом мероприятий по реализации механизма регуляторной гильотины была создана рабочая группа «Драгоценные металлы и камни», которая в результате 17 проведенных совещаний подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В законопроекте актуализировались обязательные требования с учетом современного уровня развития и отменялись устаревшие обязательные требования, содержащиеся в действующей редакции закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в других нормативных правовых актах. Актуализированные обязательные требования в законопроекте были направлены на борьбу с внешними рисками (угроза жизни и здоровью людей, предотвращение значительного материального, экологического ущерба) и исключали контроль за рисками внутрихозяйственной деятельности, коммерческими, управленческими и т. п. рисками. Многие вопросы, которые нашли отражение в законопроекте, ранее неоднократно обсуждались на отраслевых совещаниях, в том числе и на заседаниях Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням с представителями Минфина России. Законопроект был направлен на снижение избыточной административной нагрузки на отрасль и применение рискоориентированного подхода при осуществлении государственного контроля», — сказал Михаил Дягилев.


Однако, как отмечает специалист, по мнению Минфина России, законопроект содержит внутренние противоречия, не соответствует правилам юридической техники, и в случае принятия приведет к пробелам в отраслевом законодательстве, а также к ослаблению государственного контроля в указанной сфере:

По словам Михаила Дягилева, в результате в августе 2020 года Минфин России обратился в правительство РФ с предложением исключить вышеуказанные виды контроля в области драгоценных металлов и драгоценных камней из механизма регуляторной гильотины:

«Обращение Минфина России было также направлено в Рабочую группу «Драгоценные металлы и камни» для рассмотрения и голосования. Рабочая группа большинством голосов поддержала предложение Минфина России об исключении из механизма регуляторной гильотины федерального государственного пробирного надзора и государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. Решение рабочей группы вызвало удивление и разочарование у большей части бизнес-сообщества. При этом сопредседатель рабочей группы «Драгоценные металлы и камни» от бизнеса, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин в ходе голосования выразил особое мнение по указанному вопросу. Комитет ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням считает необходимым поддержать особое мнение сопредседателя Рабочей группы в части применения механизма регуляторной гильотины в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Законопроект, подготовленный рабочей группой, дважды рассматривался Комитетом ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням в ходе публичного обсуждения в рамках оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта».

Эксперт подчеркнул, что по каждому пункту проекта закона членами рабочей группы предлагались изменения с обоснованием, с учетом наличия или отсутствия рисков для охраняемых законом ценностей, проработкой нормативных правовых актов, которые в дальнейшем необходимо будет разработать для установления правил, порядков и критериев, в целях соблюдения обязательных требований:

«И на данном этапе представители госорганов не представляли какой-либо информации о возможности возникновения в дальнейшем проблем с отраслевым законодательством или ослаблением государственного контроля. После проведения процедуры согласования законопроекта с федеральными органами исполнительной власти Минфин России изменил текст законопроекта на 50% и представил доработанный законопроект на обсуждение Рабочей группы с дополнительными изменениями. Последний вариант законопроекта, действительно, содержит в себе противоречия, правовую неопределенность и не соответствует принципам «регуляторной гильотины», так как наполнен старыми обязательными требованиями, перенесенными из отменяемых НПА в полном объёме, без каких-либо изъятий, изменений и актуализации. По большей части такие требования являются вмешательством во внутрихозяйственную деятельность предприятий и создают излишние издержки на их администрирование. Из 74 пунктов последней версии законопроекта Рабочей группе удалось согласовать с Минфином лишь 37».

По его словам, что касается российского законодательства по противодействию отмыванию незаконно полученных доходов, то в части оборота ювелирных изделий оно наиболее строгое на пространстве ЕАЭС и существенно более жесткое, чем предусмотрено международными требованиями ФАТФ:

«В части добычи, аффинажа, переработки лома отходов в 2019 году в разы усилена административная ответственность за правонарушения в указанной сфере, приняты изменения в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части установления критериев для включения в Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, а также лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов, по скупке ювелирных изделий и лома таких изделий. То есть, кроме федерального пробирного надзора, установлен еще и лицензионный контроль. Таким образом, уровень контроля в областях с высокой степенью риска не просто достаточен, но и избыточен».

Дягилев полагает, что основной причиной неурегулированных разногласий между регулятором и экспертным сообществом является короткий период для согласования поправок в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», предполагающих частичную отмену и актуализацию обязательных требований:

«Отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней является одной из самых зарегулированных и при этом состоит из нескольких достаточно разнородных, но взаимосвязанных сегментов (добыча, аффинаж, переработка лома и отходов, производство и продажа ювелирных изделий). Кроме того, ГИИС ДМДК, призванная модернизировать контрольно-надзорную деятельность в отрасли, перевести её на риск-ориентированный подход и обеспечить прослеживаемость оборота драгоценных металлов и камней, ещё не готова к внедрению. В отличие от предложения Минфина России об исключении видов государственного контроля в области драгоценных металлов и драгоценных камней из «регуляторной гильотины» можно предложить другой выход из сложившейся ситуации: перенос срока принятия новой редакции 41-ФЗ на 01.01.2022 г.; пролонгация действия всех нормативно-правовых актов, до 31.12.2021 г.; установление окончательного срока внедрения ГИИС ДМДК — 01.01.2022 г».

Читайте также: