Компрессия бочки в металле

Обновлено: 20.09.2024

В предыдущей статье я рассказывал об эквализации бас-бочки, и о том, сколь значительно она влияет на её тембр, а также показывал некоторые из наиболее распространённых способов эквализации, которые сам успешно применяю на практике уже довольно давно. В этой статье я решил рассказать о другом, не менее важном ударном инструменте – о малом барабане, а точнее о том, как сделать его звук плотным, хлёстким и насыщенным, таким, каким нравится большинству из нас.

Малый барабан – основа основ, основа плотности, насыщенности и сочности звучания композиции целой композиции. Очень часто о звуке ударной установки в целом судят по звуку малого. Если малый барабан не звучит, то остальные компоненты ударной установки не спасут, поэтому большинство профессиональных барабанщиков, играя на чужой установке, используют свой малый барабан.

Конечно, ситуация здесь, как и в случае с бочкой. Если малый барабан записан правильно и качественно, а его тембр изначально подобран верно, то при сведении особых проблем быть не должно. Но не всегда всё бывает так гладко, и часто при сведении звук приходится корректировать так, чтобы он наилучшим образом сочетался с остальными компонентами микса.

В этой статье я расскажу о различных способах компрессии малого барабана, и о том, какое влияние она оказывает на характер звука. Вы убедитесь, что с помощью всего лишь одного однополосного компрессора можно весьма значительно изменить характер звучания барабана, сделать звучание насыщенней, плотней, острей, одним словом - лучше. Как? Читайте далее…

Способ 1:

Первый способ – лёгкая косметическая компрессия. Позволяет придать малому барабану немного теплоты и бархата, но не в ущерб его плотности.

Для начала выставляем быструю атаку, примерно 0.1 ms, теперь ставим Release около 100 ms. Соотношение ставим невысокое – 2:1 и порог, в зависимости от уровня записи – как правило, от -10 db до -15 db. И теперь с помощью регулятора Makeup (или Gain, в зависимости от используемого вами компрессора) увеличиваем уровень сигнала до необходимого нам. Помните, что в этом случае наша цель лишь слегка уплотнить и утеплить звучание, поэтому не используйте экстремальных значений Threshold и Ratio.

Способ 2:

Этот способ компрессии придаст малому барабану характерную, но не слишком агрессивную низкочастотную атаку, но остальной спектр его звука оставит без существенных изменений.

Здесь атаку следует выставить чуть больше, чем в предыдущем способе, примерно в 20 ms. Release ставим достаточно длинный, в районе 400-500 ms. Теперь выставляем соотношение где-то от 4:1 до 5:1 и относительно низко опускаем регулятор Threshold, от -20 db до -30 db. Секрет плотности здесь лежит в низком значении Threshold и высоком значении Ratio, но правильно подобранная атака отвечает за тот самый приятный «выхлоп».

Способ 3:

Этим способом в паре с эквалайзером хорошо удаётся подчеркнуть характерный шум пружин малого барабана.

В этом случае установки компрессора, как и в первом способе не должны быть экстремальными. Атака должна быть относительно короткой, примерно в 10 ms, а Release не длинный – 60-80 ms. Значение Ratio тоже должно быть невысоким – 2:1 будет оптимальным. А Threshold следует поставить относительно большим, в сравнении со значениями остальных параметров – от -15 db до -20 db. За счёт этого мы не теряем плотность, но добавляем в звук немного шума пружин.

Способ 4:

Этот способ похож на предыдущий, но отличается от него несколько более высокими параметрами. Я люблю использовать такой способ компрессии в паре с эквалайзером, что позволяет выделить в спектре свойственный некоторым барабанам звон.

Здесь соотношение Attack/Release следует сделать ещё меньше чем в способе 3. Attack выставляем в 15-20 ms; Release в 70-80 ms. Threshold лучше сделать чуть поглубже – до -20 db, а Ratio установить повыше – примерно 6:1. Звук должен получиться плотным, но в тоже время не резким, а вполне естественным.

Способ 5:

В этом способе главный секрет – минимальное соотношение Attack/Release и низкий порог. Звук также должен быть плотным, но без заметных искажений.

Ставим относительно медленную атаку в 40-50 ms, а Release выставляем чуть больше – 50-60 ms. Что касается параметра Ratio, то его следует ставить невысоким – от 2:1 до 3:1. Этого будет достаточно, хотя вы можете поэкспериментировать. Теперь осталось выставить порог срабатывания. Я ставлю в этом способе низкий порог вплоть до -30 db. Мне нравится такое звучание, так как в его спектре порой подчёркивается весьма приятный на слух «выхлоп», хотя этот выхлоп может выделиться далеко не в любом случае, так как это зависит, прежде всего, от тембра самого малого барабана.

Способ 6:

И последний способ компрессии. Этот способ мне нравится тем, что помимо «выхлопа» делает звук малого барабана ещё более хлёстким и плотным.

Секрет здесь в следующем. Выставляем Attack в 20-30 ms и Release примерно в 100 ms. Теперь ставим очень высокое соотношение, вплоть до 10:1 и порог в -25 db, но можно и больше, в зависимости от ситуации. Звучание должно быть очень насыщенным и густым, но при этом не должно потерять естественности. Поэтому, если звучание делается слишком мутным и грязным, следует убавить Ratio и поэкспериментировать с порогом срабатывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели шесть основных, и, пожалуй, наиболее распространённых способов компрессии малого барабана. Разумеется, этими шестью способами никто из нас не ограничен и методик компрессии существует бесчисленное множество. К тому же, обработка малого барабана редко ограничена одним лишь компрессором. Ведь есть ещё эквалайзер, лимитер, эксайтер, гейт, ревербератор и т.д. Использование этих приборов вместе с компрессором позволяет творить со звуком чудеса.

Но, в любом случае знание основ компрессии – залог качественного сведения.

Помните, что вам вовсе не обязательно в точности копировать все предложенные мною параметры, так как в одном случае они подходят идеально, в другом требуют доводки. Поэтому, я рекомендую опираться на эти параметры, как на усреднённые. Не бойтесь экспериментировать!

Компрессия бочки

Компрессия бочки, как и любого другого инструмента в миксе, заслуживает особого рассмотрения. Любую обработку нужно применять с умом, тем более, если это компрессия.

Если Вы используете библиотеки семплов для создания бас бочки (что вероятнее всего), то компрессия не всегда является обязательной. В своих работах мне не так часто приходится компрессировать бочку. Отсюда вывод: «Если Вы не уверены в том, нужна ли компрессия бочки в данном конкретном случае, то лучше отказаться от этой обработки». Но стоит отметить, что при работе со звуком многое могут решить эксперименты. Только при использовании метода проб и ошибок Вы по-настоящему начнёте понимать, нужна ли компрессия или нет.

Теперь давайте поговорим о том, что может дать компрессия.

В основном компрессия применяется в двух случаях:

1. Выделение атаки

2. Выравнивание динамики

Выделение атаки

В первом случае компрессор настраивается таким образом, чтобы атака (начальная стадия) бочки осталась не затронутой. Для этого необходимо настроить атаку компрессора отличной от нуля (1-7 мс) и релиз (восстановление) выставить в соответствии с продолжительностью звучания бочки. При этом нужно понимать, что компрессор должен отключиться до следующего удара бочки. Только в этом случае можно получить необходимый эффект.

Стандартными настройками Ratio (коэффициента компрессии) обычно являются значения 3:1 и 4:1 (но возможна и более существенная компрессия с соотношением 6:1), порог срабатывания (Threshold) – чувствительный.

бас бочка

компрессия бочки

В последнее время для выделения атаки у бочки (и других инструментов) часто используются приборы, которые работают только с отдельными трансиентами. Таковыми являются Transient Shaper и SPL Transient Designer.

Transient Shaper

SPL Transient Disigner

Ещё одним вариантом обработки бочки является работа с огибающей (ADSR). Многие семплеры имеют возможность настройки огибающей.

Выравнивание динамики

Во втором случае (выравнивание динамики) атаку компрессора выставляют минимальной, а релиз таким же, как и в первом варианте. При этом порог срабатывания необходимо выставить поменьше, а соотношении установить в размере 6:1 и поднять уровень сигнала на выходе компрессора (ручка Gain или Output). Таким образом, можно поднять уровень громкости тихих участков бочки. Обычно таковым является хвост бас бочки.

бас бочка

компрессия бочки

Кроме того можно использовать ещё один интересный способ компрессии атаки бочки. В этом случае атаку компрессора выставляют минимальной ( 0 мс), а релиз настраивают таким образом чтобы успела прозвучать только атака и после этого компрессор выключился. Таким образом, атака бочки будет сжата, а хвост останется без изменений.

бас бочка

компрессия бочки

Я записал видео о том, как делать компрессию бочки.

Но перед просмотром я рекомендую ознакомиться с материалом об основах компрессии.

Side-chain компрессия

Прямо сейчас прокачиваем навыки сведения.
За месяц научим делать классный звук независимо от жанра.
Узнай подробности и присоединяйся!

Возможно, вы уже слышали о сайдчейне ( sidechain ) как о технике раскачки микса, особенно в танцевальной электронной музыке, где так важен хороший грув. Но раскачка - художественная сторона сайдчейна, технически этот эффект применяется для решения конфликтов.

Этап аранжировки

Предположим, вам нравится, как звучит кик сам по себе, но он недостаточно “пробивает” микс. У вас нет запаса громкости, чтобы поднять кик. Если вы его поднимите, придется лимитировать микс так сильно, что он зазвучит ужасно или придется делать тише остальные элементы. Так что делать? Почему кик теряется в миксе, если он звучит нормально сам по себе?

Проблема в маскировке. Как говорилось в предыдущих статьях, если два инструмента занимают одно и то же пространство, вы не услышите оба инструмента. Термин этому - “маскировка”, звуки, перекрывающие друг друга.

Иногда нужно, чтобы звуки смешивались и играли вместе, но чаще хочется, чтобы отдельные элементы звучали отдельно. Кик определенно пробивается через микс вместо того, чтобы смешиваться с остальными звуками.

Кик занимает много места в частотном спектре:

  • Саб в области 20-60 Гц
  • "Тело" в районе 80-150 Гц
  • Некоторый «стук» в диапазоне 600 - 900 Гц
  • «Щелчок» или «атака» в диапазоне 3 - 5k
  • И даже некоторый «воздух» выше 5k

И это не говоря уже о дисторшене, когда образуются “песочные” гармоники выше каждого из этих регионов. Из этого следует, что кик содержит нужный контент в преобладающей части частотного спектра.

Таким образом, в миксе присутствует много инструментов, которые способны маскировать часть кика . Вокал или синтезаторы способны замаскировать его щелчок. Стук маскируется некоторыми нижними инструментами. И нижняя часть микса - ниже 150 Гц, маскируется басом.

Маскировка басом - неотложная проблема, потому что здесь лежит главный диапазон частот кика.

Что с этим делать?

Помните базовые методы борьбы с маскировкой:

  • Панорамируйте конфликтные части в отдельные направления
  • Оформите одну часть в фон с помощью реверберации и других техник
  • Перепишите конфликтующие части, чтобы они не играли одновременно
  • Переместите одну часть в другую область спектра (переписать инструмент в другой октаве, заменить сэмпл кика, воздействовать агрессивной Hi Pass или Low Pass эквализацией или комбинировать все вышеперечисленное).

По причинам, в которые не следует здесь вдаваться, панорамирование низкочастотных инструментов - плохая идея для чистого и громкого звучания микса. Использовать реверберацию на басе тоже идея не из лучших и она даже не сработает в этих целях (на позицию баса трудно повлиять, поэтому реверберация не удалит его на задний план).

В идеале, решение состоит в том, чтобы удары бочки и баса не звучали одновременно. А если они звучат одновременно, чтобы у них не было совпадающего гармонического контента. Пробуйте решать проблемы маскировки этими методами насколько это возможно - переписать партии, чтобы устранить ненужное перекрытие и воспользоваться эквалайзером, чтобы вырезать перекрывающий гармонический контент бочки и баса.

Но в некоторых миксах невозможно удалить маскировку между басом и бочкой. Вы захотите чтобы бочка и бас играли одновременно - иногда они круто звучат вместе.

Решение - Sidechain Компрессия

Идея sidechain компрессии заключается в том, что громкость баса уменьшается кратко, когда звучит удар бочки. Это приводит к подавлению громкости баса на время, достаточное для отчетливого звучания бочки. Так как бочка маскирует часть баса, вы не почувствуете пропажу на столь короткий промежуток времени.

Уменьшение громкости баса УМЕНЬШАЕТ маскировку, но не устраняет. Только отключение или агрессивная высокочастотная фильтрация баса устранит маскировку. Сайдчейн - компромиссное решение. Оно поможет достичь читаемости микса, не жертвуя музыкой и звуками над которыми вы так много работали. Как было написано выше, если вы подходите к выбору барабанных сэмплов и баса с умом, и записываете так, чтобы они не пересекались, потребуется легкого сайдчейна, чтобы бочка "прорывалась" через микс.

Как это сделать?

Настроить сайдчейн компрессию не сложно. Главное чтобы плагин поддерживал использование сайдчейна. Некоторые примеры таких плагинов: C1, RCompressor и H-Comp от Waves; Fabfilter Pro-C, и Native Instruments Vintage Compressor. Еще один бесплатный плагин с поддержкой сайдчейн - MDynamics plugin от Melda Production .

Сначала повесим компрессор на канал с басом. Затем переключим его в режим sidechain и выберем канал с киком в режиме pre-FX.


Начинайте с короткой атаки (10 ms), короткого релиза (50 ms) и достаточного ratio (5:1). Затем проиграйте часть композиции, где бас и кик играют вместе. Установите threshold так, чтобы получать 6 dB компрессии баса во время удара бочки.

Вы услышите компрессию, и бочка зазвучит свободней. Теперь, настраивайте компрессор по вкусу. Но, не забывайте об осторожности - легко переусердствовать с сайдчейном в первый раз. Иногда, для вкуса хватает щепотки.

Еще пара слов о сайдчейне

Применяйте легкую компрессию для натурального звучания. Если Sidechain-компрессия тонкая, бочка пробивается без ущерба звучанию баса.

Применяйте и грубую компрессию. Кроме эффекта освобождения бочки, сайдчейн окрашивает микс современным звучанием.

С сайдчейном трек звучит волнующе. Когда вы слышите громкую музыку (концерт или клуб), слух использует природное "лимитирование" для защиты. Это лимитирование срабатывает на громких частях, например на бочке. Sidechain-компрессия воссоздает этот эффект так, что прослушивая тихий микс, вам покажется, что вы слушаете громкую, экспрессивную музыку.

И еще кое-что.

Пример с басом и бочкой подходит для объяснения техники. На практике, применение эффекта ограничивается только фантазией. Sidechain-компрессия способна решать упомянутые проблемы сведения и мягко применяться на пэдах, группах, инструментах.
Благодаря нестандартному использованию нам доступны такие "секретные" приемы, как Скрытая накачка плотности и грува . Почему бы не "раскачать" микс реверберацией?

Еще один “секретный” прием - Sidechain сигнала с задержкой . С помощью этой техники мы разнообразим классический прием с басом и бочкой, добавив в него ритмические вариации, такие как свинг и грув. Нам понадобятся фиктивный канал и малая задержка.

“Призрачный” Sidechain - еще один прием, о котором стоит рассказать. Он называется так, потому что источник остается неслышимым в миксе.

Предположим, у вас играет длинный луп, состоящий из трех простых частей: кик, играющий первым тактом, малый барабан на третьем и синтезаторный бас, играющий длинную, устойчивую ноту во всем лупе. Само по себе это звучит скучно.

Здесь присутствует много вариантов для оживления партии с помощью обычного сайдчейна. Связка баса с бочкой положительно скажется на созвучии баса с малым барабаном. А если связать бас с малым барабаном, получится эффект раскачки барабаном в центре лупа.

Это полезные техники, но они не выходят за рамки банальности. Слушатель интуитивно поймет, как связаны элементы.

Вместо этого предлагаем поводить слушателя за нос, точнее сделать баланс в миксе менее очевидным с помощью сайдченинга "призрачных" элементов. Это несложно: добавьте канал с легким синтом и запишите тройку стаккато .

В конце настройте компрессор на басе, подав на вход "призрачный" канал, который вы только что сделали. И вот, бас "плавает", отвечая на грув записанной тройки. В лупе появляется неслыханный ранее ритм.

Этот трюк подходит для создания новых паттернов - экспериментируйте!

Попробуйте сайдчейн-компрессию в своем следующем миксе и она вам понравится. Задавайте вопросы об этой технике в комментариях и приводите в пример ваши любимые треки с "тяжелой" сайдчейн-компрессией!

Эквализация бочки и баса

Эквализация баса и бочки в электронной музыке - один из важнейших моментов в сведении трека. Если у вас не будут хорошо звучать бас и бочка, то не будет звучать и весь трек. В этом уроке мы рассмотрим динамическую обработку баса и бочки при сведении, чтобы они частотно не конфликтовали друг с другом, и как с этим разобраться при помощи эквалайзера. Также как найти эти проблемные частоты, как обработывать бас-бочку и как при эквализации бочки наполнить ее плотностью .

В этом уроке поговорим про эквализацию бочки и баса. Оба элемента звучат в нижнем регистре и являются важнейшей частью микса, особенно в электронной музыке. От них зависит энергия всего трека. Работа баса и бочки, в качественных миксах, всегда слажена и они вместе задают мощность треку на нижних частотах. Здесь мы рассмотрим различные техники эквализации бочки и баса, которые помогут решать частотные конфликты в низкочастотном диапазоне при сведении.

Эквализация бочки

В электронной музыке, бочка это индивидуальность трека. При работе с ней, необходимо учитывать характер звучания, частотный диапазон, сильные и слабые частоты и даже тональность. Среди множества сэмплов, каждая бочка обладает индивидуальным характером. От этих параметров зависит, как она ложится в микс и взаимодействует с басом.

Подготовка

Прежде чем рассматривать эквализацию, как возможное решение проблем, необходимо учитывать следующие аспекты при работе с бочкой:

Питч или тональность. В большинстве сэмплеров и драм-машинах есть возможность менять тональность сэмплов. Таким решением можно избежать необходимости эквализации, а если эквалайзер, все же, будет применяться на стадии сведения, то его работа будет минимальна. Это важно, особенно, если учитывать фактор искажений, который эквалайзеры вносят в сигнал, при обработке.



Длина. Тюнинг поможет скорректировать длину бочки. Опуская значение питча мы растягиваем продолжительность звучания бочки во времени, соответственно, высокий питч, сокращает время звучания. Если бочка не перекликается с басом, ее можно опустить в тональности. Это удлиняет волну сэмпла, что положительно сказывается на общей работе баса и бочки.

Сведение

На этапе сведения, можно заметить, что бочка теряется в миксе, ее мощность пропадает и она не звучит так, как звучала на стадии продакшена. Но это не повод разочаровываться и искать более “подходящий” сэмпл. Вашей бочке просто нужна эквализация!

Чаще всего проблемы со звучанием бочки возникают из-за частотного конфликта с басом или другими инструментами звучащих на низких частотах, это могут быть перкуссия, пэды или реверберация. Таким образом, бочка теряет четкость и размазывается за всеми перечисленными элементами. Помочь бочке “пробиться” через стену мешающих ей частот, поможет эквалайзер. Причем, воздействовать можно, как на саму бочку, так и на другие инструменты в низкочастотном диапазоне, решая таким образом частотные конфликты.

Сначала мы рассмотрим эквализацию бочки и когда она бывает необходима. Одна из проблем, которая часто всплывает на стадии сведения это “слабость” бочки. При этом микс теряет свою энергию, бас звучит обособленно, как бы выделяясь на общем фоне. И решить такую проблему достаточно просто при помощи эквалайзера. Необходимо просто добавить гейна около 3,5-4 db на 30-50 hz.

Если проблема кроется в недостатке низких частот у бочки, то после такого решения микс приобретает волшебную пульсацию, басс уже не звучит так одиноко, а бочка начинает работать. Последним советом будет пожалуй, прибавить громкости и наслаждаться!

Важные частоты бочки

Если после последнего совета насладиться звучанием так и не удалось, то возможно у вашей бочки проблемы посерьезней. АЧХ бочки, как и любых других звуков, можно разделить на низ, середину и верх. Так, низом для бочки можно обозначить частоты лежащие ниже 50 hz. Эти саб-частоты влияют на “тяжесть” бочки. Они важны для взаимодействия с басом и при проблеме, рассмотренной ранее.

Частоты 80-200 hz можно назвать главными или рабочими частотами бочки. Они задают бочке агрессии и энергии. Если добавить бочке +6 db на 125 hz, то это заметно ударит по ушам. Воздействие на эти частоты оправдано, когда бочке не хватает “панча”.

Нижняя середина располагается на частотах 200-300 hz. Этому диапазону всегда уделяют особое внимание, потому что он добавляет мутность в микс. Ослабление этих частот на 6-9 db является частой практикой при эквализации бочки. Нельзя назвать эти частоты ненужными, но их ослабление эквалайзером, часто решает множество проблем.

Середина бочки лежит в диапазоне 500-1500 hz. Здесь кроется читаемость бочки в миксе. Усиливая эти частоты, можно подчеркнуть, выделить и усилить бочку. Если ослабить их, микс может потерять свою энергию. Но, в ряде случаев, бывает полезно сгладить бочку, ослабив эти частоты. Также, этот диапазон отвечает за встраивание бочки в бит, то есть на ее взаимодействие и связь с другими звуками ритм-секции, особенно с рабочим барабаном и клэпами. Это нужно иметь ввиду, если бочка звучит отдаленно и обособленно.

Верхом для бочки служат частоты лежащие выше 2000 hz. Воздействуя на эти частоты эквалайзером, мы придаем резкости или наоборот, заглушаем бочку, отдаляя ее в миксе. Эти частоты важны, при решении конфликтов, возникающих в высокочастотном диапазоне. Часто, синтезаторы конфликтуют с бочкой на этих частотах, заглушая ее читаемость в миксе.


Важно понимать, что у бочки, как и у всех остальных элементов, есть свое место в миксе. Эквализация должна раскрывать это место и помогать встраивать бочку в микс.

Эквализация баса

Обычно, эквализация баса не происходит отдельно от эквализации бочки, потому что эти два элемента связаны между собой частотными характеристиками и что важно, их ролью в миксе. Бас, в отличии от бочки, может быть более разнообразным по своим частотным характеристикам. Он может затрагивать весь частотный диапазон, его нижнюю часть или вовсе гудеть одинокими синусоидами, в зависимости от стиля. При этом, он также может конфликтовать с бочкой или с другими инструментами.

Важные частоты баса

Мы разберем частотную составляющую баса, как и в случае с бочкой. На эти частоты необходимо обратить внимание при эквализации баса.

Экстремальные саб-частоты баса на диапазоне 20-40 hz принято срезать high-pass фильтром. Делается это потому, что они не несут слуховой нагрузки и мешают в дальнейшей работе, добавляя грохот в микс. При таком срезе частот, параметр Q заметно влияет на звучание баса, поэтому не бойтесь с ним экспериментировать.

Следующий важный диапазон частот, это 40-80 hz. Эти частоты очень важны для любого баса. Они добавляют глубину всему миксу. При работе с этим диапазоном, важно учитывать характер бочки. Несмотря на то, что ударные частоты последней приходятся на диапазон выше, конфликт может возникнуть и на рассматриваемом отрезке. При эквализации, важно научиться отдавать приоритет одному из инструментов, на определенных частотах и что еще важнее, понимать, какие частоты являются важными в случае с басом и бочкой.

100-200 hz. За этими частотами кроется панч баса. Они встраивают бас в микс. При этом, они являются самыми конфликтными по отношению к бочке. Их ослабление, выделит бочку в миксе, а усиление добавит резкого звучания басу. Здесь важно отдать предпочтение одному из элементов, в случае нерешаемого другими способами конфликта.

Следующая область 250-300 hz для баса является важной. В отличии от бочки, ослабление этих частот может привести к потере басом объема и сделает его менее заметным. Этот диапазон играет важную роль в позиционировании баса в миксе, особенно они важны, при обработке баса эффектами, такими как room и cabinet. Будьте осторожны при эквализации баса на этих частотах.

2-5 khz это верхний бас. Говоря об этом частотном диапазоне, на ум приходят сложные басовые линии, которые состоят из трех и более осцилляторов и звучат во всем частотном диапазоне. С одной стороны, такой бас нуждается в особой эквализации, с другой, он может быть одновременно и помехой прочим инструментам. При ослаблении этих частот, вы рискуете потерять свой бас в миксе, если он выполняет в нем основную нагрузку. В таком случае, лучше ослабить синтезаторы или другие инструменты, которые звучат в этой области. В целом, при усилении, эти частоты заметно выделяют бас и при отсутствии частотных конфликтов, он звучит очень четко и заметно в миксе.


Эквализация баса необходима. Иначе он начинает мешать другим инструментам. Важно научиться выявлять значимые частоты для баса, оценивая его роль в миксе. Ключевые частоты необходимо искать исходя из общего звучания микса. Так как эквализация является неотъемлемой частью сведения, процесс этот не менее сложен и многогранен.

Немного об эквалайзерах

Современные эквалайзеры давно вышли за рамки традиционного подхода к работе с частотами. На рынке существует большое количество различных моделей. Одни эквалайзеры заточены под максимально цифровое звучание, другие эмулируют аналоговые образцы, воздействуя на сигнал подобно их старым предшественникам. Существуют многополосные, динамические, классические, пассивные и линейно-фазовые эквалайзеры. Причем, запутаться в настройках некоторых моделей, новичку не составит особого труда. Далее мы рассмотрим типы эквалайзеров, особенно полезных для сведения нижних частот.

Линейная фаза

Как было замечено в начале, традиционные эквалайзеры могут искажать сигнал. Эти искажения влекут за собой изменения в фазе звукового сигнала. Не всегда эти изменения заметны на слух. Однако, для low cut и high cut фильтров эффект может стать очевидным, так как искажение фазы начинает распространяться на транзиенты, делая их менее прозрачными.

Более того, проблемы могут возникнуть, при попытки сведения эквализированного материала с не подвергнутым обработке или эквализированного по другому. В таком случае, вполне возможна ситуация, в которой разные компоненты фаз обоих сигналов не совпадают и в какой-то степени отменяют друг друга. (Это влечет за собой явную деградацию в миксе).

Решить подобные проблемы помогут линейно-фазовые эквалайзеры. Их фильтры не затрагивают фазу сигнала, воздействуя лишь на частотный состав. Но, у линейно-фазовых фильтров тоже есть свои недостатки. В первую очередь, они вносят задержку (latency) в то время, когда сигнал проходит через плагин.


От своих цифровых собратьев, линейно-фазовые эквалайзеры отличаются наличием настраиваемого параметра разрешения обработки. На высоких значениях этого параметра, эквалайзер работает чище, не затрагивая фазу обрабатываемого сигнала и не добавляя гармоник. При этом, возрастает задержка, поэтому важно найти компромисс между качеством и производительностью во время сведения.

Линейный эквалайзер это скальпель в руках звукорежиссера. А работа с этим инструментом требует некоторого профессионализма. Помните, что этот инструмент используется для решения проблем с фазой. Именно благодаря его чистой работе, пускай в ущерб производительности, его применяют при эквализации низких частот, наиболее чувствительных к изменениям фазы.

Такие плагины как Linear Phase EQ от Waves и Pro-Q 2 от Fabfilter можно назвать студийными стандартами линейной эквализации.

Аналоги и их эмуляции

В противоположность линейно-фазовым эквалайзерам можно противопоставить эмуляции аналоговых эквалайзеров. Главной целью этих плагинов ставится максимальное воссоздание звучания легендарных студийных эквалайзеров. Как следствие, этот тип эквалайзеров искажает сигнал довольно сильно, добавляя в него гармоник и обогащая звук. Хирургическими такие эквалайзеры сложно назвать, они используются в более творческом подходе.


Эквалайзеры данного типа будут весьма полезны при использовании на бочке и басе, благодаря своей сатурации. Она обогащает низкие частоты, а с помощью подходящего компрессора вполне реально добиться винтажного звучания. Эффект работы подобных плагинов особенно чувствуется на низких частотах, потому что они наиболее чувствительны к искажениям.

При работе с эмуляциями, помните о вносимых ими искажениях, здесь тоже важен компромисс, между окрасом и четкостью.

Динамическая эквализация

В этой части мы рассмотрим ещё один тип эквалайзеров, это динамические эквалайзеры.Их принцип работы можно сравнить с эффектом сайдчейн. Динамические эквалайзеры воздействуют на сигнал, только в момент звучания другого сигнала, с которым инструмент вступает в конфликт на определенных частотах. По сути, динамические эквалайзеры это инструмент решения, как раз, частотных конфликтов.

В случае с басом и бочкой, бывает невозможно найти компромисс. К примеру, мы не можем пожертвовать частотами 100-200 hz, так как для обоих элементов, они важны. Как раз для таких случаев предназначена динамическая эквализация.

Существует множество динамических эквалайзеров. Самые популярными можно назвать такие модели, как Oxford Dynamic EQ от Sonnox, F6 Floating-Band Dynamic EQ от Waves или TDR Nova от Tokyo Down Records.


Здесь мы не будем рассматривать все возможные аспекты применения динамических эквалайзеров, но рассмотрим эту технику в контесте баса и бочки.

Динамические эквалайзеры оснащены функционалом присущим компрессорам. Многие из тех, кто работал с компрессорами, найдут здесь знакомые параметры, такие как атака и релиз. В отличии от компрессора, здесь эти параметры применяются не на весь спектр, а на определенные бэнды эквалайзера. Таким образом, применяется сайдчейн на определенных частотах, поэтому такая эквализация называется динамической.

Для решения конфликта баса и бочки следует применять динамическую эквализацию именно на басе. Потому что в случае с электронной и танцевальной музыкой бочка, это такой элемент, который должен звучать настолько четко, насколько это возможно. Бас же, может быть динамичным, и временная потеря частот на определенном диапазоне скажется незаметно на общей динамике трека. Таким образом, благодаря динамической эквализации, бас и бочка взаимодополняют друг друга и что важно, не конфликтуют. Качественная эквализация делает бас и бочку монолитными в миксе, при этом, ни один из элементов не теряет своего характера.

Подводя итог теме динамической эквализации, стоит отметить, что как и с компрессорами, тут важно научиться настраивать атаку и релиз в такт. Эквализация может быть творческим процессом, что лишь подчеркнет грув вашего трека и добавит нужной пульсации бочке и басу. В отличии от статичной эквализации, динамическая выигрывает, в случае частотных конфликтов. При этом, статичная эквализация используется для явного усиления или ослабления звучания на определенных частотах.

Напоследок, хочется сказать и о самой работе с эквализацией. Зачастую, тонкие воздействия в низкочастотном диапазоне, такие как срез частот 30-45 hz или незначительное усиление на 3,5 db не всегда могут быть заметны на бюджетных мониторах или в домашней студии. На самом же деле, даже такие незначительные воздействия заметно сказываются на балансе микса. Здесь, помимо анализаторов спектра, будет полезна техника эталонного трека. Эта техника позволяет сравнить необходимое количество низких частот, присутствующих в миксе с уже готовым, студийным материалом, прошедшим все стадии сведения и мастеринга. Эталоном может служить трек в схожем стиле, расположенный на отдельном канале. После воздействия эквалайзером на низкие частоты, можно прослушать эталонный трек и сравнить баланс. Вы также можете отфильтровать весь микс low-pass фильтром, оставив звучать только нижние частоты. Это поможет не отвлекаться на весь частотный диапазон разных инструментов и сконцентрироваться в нижнем регистре.

Сведение бочки и баса в танцевальной музыке

Сведение бочки и баса – это один из самых важных аспектов сведения трека, особенно в танцевальной музыке. Хотя на эту тему написано уже огромное количество статей, я считаю необходимым ещё раз озвучить те базовые основы, которые необходимо знать для грамотного сведения бочки и баса. Ведь эти два низкочастотных инструмента являются фундаментом всего трека. Особенно это касается бочки. Если бочка в треке «не звучит», то соответственно и сам трек теряет мощь и объём.

Давайте разберемся, почему так важно правильное сведение бочки и баса?

Как известно, низкие частоты имеют большую длину волны, вследствие чего две одновременно воспроизводимых низкочастотных волны складываясь, образуют сигнал, который будет искажён вследствие нежелательных фазовых явлений (что такое фаза Вы можете узнать из статьи «Что такое фаза звука»).

Если одновременно воспроизвести бочку и бас, то на выходе можно получить один из двух вариантов:

1. Уровень низких частот снизится

Это произойдёт в том случае, если бас будет в противофазе относительно бочки. А, как известно сложение двух идентичных сигналов находящихся в противофазе компенсируется. Именно поэтому уровень низких частот снизится.

Бочка и бас

2. Уровень низких частот увеличится

Это произойдёт в том случае, если бас будет в одной фазе с бочкой.

Бочка и бас

Если рассматривать структуру классического танцевального трека (например, в стиле trance), то можно сделать вывод, что бочка и бас не всегда играют вместе. В тех структурных участках, где бочка или бас играют отдельно, их громкость имеет определённый уровень, но когда эти инструменты будут играть вместе, то уровень сигнала (бочка+бас) значительно измениться вследствие фазовых искажений. Согласитесь, что вряд ли Вы достойно оцените трек, в котором значительно изменяется уровень низких частот в разных его частях.

Как раз для того чтобы и бочка, и бас звучали ровно на протяжении всего трека необходимо их сводить.

Я рассмотрю 3 самых распространённых метода сведения бочки и баса.

Методы сведения бочки и баса

Этот метод предполагает создание такой партии баса, которая не будет пересекаться с бочкой (бас и бочка не будут звучать одновременно). Примером может служить типичная для танцевальной музыки партия баса, показанная на скриншоте ниже.

Сведение бочки и баса

2. Использование сайдчейн компрессии

В 99% случаев для сведения бочки и баса в танцевальной музыке применяется сайдчейн компрессия (или просто сайдчейн). В момент удара бочки уровень громкости баса снижается в зависимости от настроек (или увеличивается степень компрессии).

Сайдчейн

Такой эффект не только помогает разделить бочку и бас, но и задаёт дополнительный грув.

3. Использование сайдчейн компрессии только на низких частотах баса

Если аранжировка сделана таким образом, что партия баса должна звучать ровно (без «кача»), то в этом случае сайдчейн компрессия применяется только к низким частотам. При этом бас предварительно разделяют на два канала (Sub Bass и Mid Bass) и используют эффект сайдчейна только на низкочастотной составляющей баса.

Для разделения частот используют любой многополосный прибор.

Разделение низких и высоких частот

Такой плагин вешается в разрыв обоих каналов. В одном из которых солируются низкие частоты, а в другом – высокие.

Читайте также: