Конспект урока полезные ископаемые используемые для получения металлов

Обновлено: 04.05.2024

Тема урока: Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

Цель урока: познакомить учащихся с металлическими рудами

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о том, что для получения металлов используют металлические руды, дать понятие самородным металлам.

Коррекционные: развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, богатую полезными ископаемыми.

Оборудование и наглядность: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, карточки для проверки д/з.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Технология дифференцированного и индивидуального обучения.

3. Информационно - коммуникационные технологии.

4. Игровые технологии.

5. Элементы проблемного обучения.

1. Организационный момент

А) Психологическая настройка класса.

Итак, прошу внимания,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по - удобнее,

Начнём сейчас урок.

- А с каким настроение вы пришли на урок биологии? Перед вами карточки с солнышком и тучкой. Выберите карточку в соответствии со своим настроением и прикрепите к доске.

Б) Подготовка учащихся к работе на уроке (по карточке ТРУД, расшифровать каждую букву, учащиеся проверяют наличие этих предметов на своем столе)

2. Проверка знаний с использованием разноуровневых заданий.

А) фронтальный опрос: (для учащихся 3, 4 группы)

- Какие минеральные удобрения необходимы для роста и развития растений? (Фосфорные, азотные, калийные)

- Из чего получают калийные удобрения? (Из калийной руды)

- Из чего получают фосфорные удобрения? (Из фосфоритов)

- По какому признаку можно отличить фосфориты? (По неприятному запаху)

- Как называют фосфориты в народе? (Камнями плодородия)

- Какого цвета могут быть фосфориты? (Коричневого, бурого, светло-серого, черного)

Б) Индивидуальная работа по карточкам: (для учащихся 1, 2 группы)

1. При трении фосфориты издают

А) приятный аромат

Б) неприятный запах

2. Фосфориты образовались

А) из древних растений
Б) из болотных мхов

В) из трупов морских животных

3. Как добывают фосфориты

А) открытым способом

В) с помощью скважин

4. На заводах фосфориты превращают в

А) пшеничную муку

В) фосфоритовую муку

5. Для растений суперфосфат лучше, чем фосфоритовая мука

А) он лучше по цвету

Б) он лучше растворяется в воде и усваивается растениями

В) он хуже растворяется в воде и плохо усваивается растениями

6. Для чего растению нужен суперфосфат

А) для роста корней

Б) для роста стеблей и листьев

В) для цветения и созревания плодов

Учащиеся сдают работы.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Игра на коррекцию внимания.

Перед вами картинки предметов - самолет, вертолет, ведро, гвоздь, чайник, ложка, резиновый мяч. Закройте глаза. Откройте, посмотрите внимательно и скажите, какой предмет я убрала?

4. Этап усвоения новых знаний.

- Почему я убрала именно картинку с изображением мяча? Из чего сделан мяч? Из чего сделаны остальные предметы? Как вы думаете, что мы с сегодняшнего урока начнем изучать?

- Мы начинаем изучать полезные ископаемые, из которых получают металлы.

Б) Рассказ учителя с опорой на слайды презентации, беседа с учащимися.

- Для строительства и изготовления многих прочных предметов используют металлы.

- Какие названия металлов вам известны? А знаете, что из них изготавливают?

- Из меди делают провода, из легкого алюминия - самолеты и вертолеты, из прочного железа - ведра, гвозди, а из золота и серебра - украшения.

- Для изготовления могут использовать один металл, а могут использовать несколько смешанных металлов. Это сплавы.

- Из сплавов делают рельсы, станки, детали автомобилей. (Слайд 4)

- В природе могут встречаться металлы в чистом виде. Это золото, платина, медь. (Слайд 5)

- Такие металлы имеют особое название. Это название зашифровано с помощью цифр. Возьмите карточки с алфавитом и расшифруйте название

(Слайд 6)

С А М О Р О Д К И

- Многие металлы получают из металлических руд, которые залегают в земле на разной глубине. Руды добывают, транспортируют на заводы, где из них выплавляют металлы. Так алюминий получают из алюминиевых руд, железо - из железной руды, медь – из медной руды. (Слайд 7-9)

Физминутка для глаз (проводится стоя) (Слайд 10)

краски-глазки

В) Работа в тетради:

1. Записать число, тему урока.

2. Записать новые термины и определения.

МЕТА ЛЛ Ы МЕТА ЛЛ ИЧЕСКИЕ РУДЫ

СПЛАВ – это смесь нескольких расплавленных металлов.

САМОРОДОК – это металл, который в природе встречается в чистом виде.

(для учащихся 4 группы списать с карточки)

Г) Работа с текстом учебника:

Прочитать дополнительный материал учебника на стр.151 и найти ответы на вопросы:

- Какой металл входит в состав организма человека?

- Какой металл использовали для изготовления украшений в древности?

Игра “Умный светофорик” .

Красный цвет – дети стоят, желтый – садятся за парты, зеленый – шагают на месте.

5. Закрепление.

1) Беседа по вопросам.

- Из чего получают большинство металлов?

- Что такое сплавы?

- Что такое самородки?

- Какие металлы в природе встречаются в чистом виде?

2) Игра «Из чего я сделан».

На доске картинки разных предметов. Класс делится на две команды. Учащиеся по одному человеку из каждой команды выбирают изображение предмета из металла. Чья команда больше и быстрее выберет картинок.

6. Домашнее задание.

Стр.150-151 читать, отвечать на вопросы, пересказывать (для учащихся 1, 2 группы)

Стр. 150-151 выборочное чтение, рисунок предметов из металлов (для учащихся 3, 4 группы)

7. Итог урока. Объявление оценок. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С каким настроением мы закончили урок? Прикрепите соответствующую карточку к доске.

Используемая литература:

1. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 г. – Сб.1.

2. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.

3. Биология. Неживая природа. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащ. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.

Получение металлов
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Урок 5 (9). Получение металлов

Новое содержание. Самородные металлы, руды и минералы, металлургия, алюмотермия.

Планируемые результаты обучения. Знать важнейшие способы производства металлов.

Цель урока: рассказать о важнейших способах получения металлов.

Демонстрация. Алюмотермия, образцы минералов и руд.

Лабораторные опыты. Знакомство с коллекциями руд.

1. Нахождения металлов в природе. В самородном виде встречаются золото, серебро, платина, которые не реагируют с кислородом (в учебнике сказано — трудно реагируют, это неверно). Другие, более активные металлы (железо, медь) также могут быть найдены в виде самородков, но значительно реже. Их не используют в качестве сырья. Большинство металлов в природе встречаются в виде соединений — оксидов, сульфидов, солей.

Важно объяснить учащимся различие между терминами минерал, горная порода и руда. Природные образования, содержащие минералы металлов в количестве, пригодном для промышленного получения из них металлов, называют рудами. Руды некоторых редких металлов (платиновые металлы, рений, уран) могут содержат доли процента необходимого металла, такую руду первоначально обогащают, получая концентрат. Отметим, что автор в параграфе 12 ошибочно называет мрамор минералом. Это горная порода.

В зависимости от того, где расположен металл в ряду напряжений, можно судить о его нахождении в природе:

  • металлы, стоящие в ряду напряжений до алюминия встречаются в природе в виде солей — хлоридов, сульфатов, нитратов, карбонатов;
  • металлы от алюминия до ртути — в виде оксидов и сульфидов, реже — в виде карбонатов;
  • металлы, располагающиеся в ряду напряжений после водорода, могут встречаться в самородном виде — золото, серебро, платина, реже — ртуть и медь.

Наука о получении металлов из руд называется металлургия. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов:

2. Металлургия — наука о промышленных способах получения металлов из природного сырья, а также отрасль промышленности, занимающаяся добычей и производством металлов. Металлургическую промышленность делят на черную металлургию (производство железа и его сплавов) и цветную металлургию (производство всех других металлов, кроме железа). Различают несколько основных способов производства металлов.

Пирометаллургией называют процессы восстановления металлов из руд, проводимые при высоких температурах. Она включает восстановление оксидов активными металлами (алюминием — алюмотермия, магнием — магнийтермия), углем, водородом. Методами пирометаллургии получают цинк, олово, свинец, железо, хром, титан, молибден и многие другие металлы.

Сульфидные руды подвергают обжигу:

2CuS + ЗО 2 → 2СuО+2SO 2 .

Оксидные руды и оксиды восстанавливают углём, угарным газом, более активными металлами — алюминием (алюминотермия), магнием (магнийтермия), натрием (натрийтермия):

СuО + С→Сu + СО ; 2А1 + Сr 2 О 3 →2Cr + А1 2 О 3 .

Гидрометаллургия охватывает методы получения металлов из растворов их солей путем электролиза растворов или вытеснением более активным металлом. Так производят медь, кадмий, извлекают золото и серебро.

CuS + H 2 SO 4 → CuSO 4 + H 2 О

CuSO 4 + Fe → FeSO 4 + Сu

Электрометаллургия занимается получением металлов при помощи электролиза расплавов. Этим способом получают активные металлы — алюминий, натрий, кальций.

2А1 2 О 3 злектролиз →4Аl + ЗО 2 ;

2NaCl злектpолиз →2Na+Cl 2 .

Способ получения данного металла выбирают исходя из его химической активности, а также из типа соединений, в виде которых он встречается в природе.

Из оксидов и некоторых солей металлы выделяют восстановлением. В качестве восстановителя чаще всего используют уголь:

Некоторые металлы восстанавливают действием водорода. Так в промышленности получают тугоплавкие металлы — молибден и вольфрам:

МоО 3 + ЗН 2 = Мо + ЗН 2 О.

Иногда в качестве восстановителя используют другой, более активный металл, например кальций или алюминий (алюмотермия). Термин алюмотермия в настоящее время более распространен, чем алюминотермия, приведенный в учебнике.

Если металл встречается в природе в виде соединений с серой, первоначально его переводят в оксиды путем обжига—нагревания на воздухе или в кислороде:

2ZnS + ЗО 2 = 2ZnO + 2SО 2 ↑.

Карбонатные породы переводят в оксиды нагреванием:

ВаСО 3 = ВаО + CO 2 ↑.

Другим распространенным способом производства металлов является электролиз. Многие активные металлы (натрий, кальций, алюминий) получают электролизом расплавленных солей или оксидов. Малоактивные металлы, например медь, выделяют при пропускании электрического тока через водные растворы их солей:

2CuSO 4 + 2Н 2 О→ 2Cu↓ + 2H 2 SO 4 + О 2 ↑.

Электролиз используют также для очистки металлов (электролитическое рафинирование).

Порошковая металлургия — метод получения слитков тугоплавких металлов, которые вследствие очень высоких температур плавления сложно расплавить и отлить в формы. Позволяет избежать процесса литья. Порошковая металлургия основана на спекании предварительно спрессованного порош ка металла при температуре выше 1000 °С в атмосфере водорода. Затем через брусок из металла пропускают электричеcкий ток, за счет чего он разогревается до температуры плавления, и при этом отдельные его зерна свариваются друг с другом. Полученное изделие подвергают горячей ковке и прокатке. Методом порошковой металлургии получают компактные слитки тугоплавких металлов — молибдена, вольфрама. ниобия, тантала, осмия, платины и др. Используя текст учебника, учащиеся

Конспект урока по биологии 6 класс (коррекционное обучение)
план-конспект урока

Предлагаю конспект урока по биологии в 6 классе (коррекционное обучение) по теме "Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов". Данный конспект я использовала для занятия с уч-ся с ОВЗ (8 вид)

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_biologii_6_klass.docx 19.17 КБ

Конспект урока по биологии 6 класс

Образовательные: формировать представление о том, что для получения металлов используют металлические руды, дать понятие самородным металлам.

Коррекционные: развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, богатую полезными ископаемыми.

1. Организационный момент

2. Проверка знаний

А) - Какие минеральные удобрения необходимы для роста и развития растений? (Фосфорные, азотные, калийные)

- Из чего получают калийные удобрения? (Из калийной руды)

- Из чего получают фосфорные удобрения? (Из фосфоритов)

- По какому признаку можно отличить фосфориты? (По неприятному запаху)

3. Изучение нового материала

История освоения полезных ископаемых в Челябинской области

Начало освоения минеральных богатств на Южном Урале относиться к эпохе бронзы. Медь начали добывать примерно 4 тыс. лет назад. Самым крупным из известных нам сегодня древних рудников был Каргалинский, расположенный недалеко от Оренбурга. Здесь древние рудокопы разрабатывали медистые песчаники, содержащие такие минералы меди, как халькопирит, борнит и малахит.

Следы древних рудников сохранились в Учалинском районе Башкортостана; Кизильском, Агаповском, Верхнеуральском и других районах Челябинской области.

В 20-х годах прошлого столетия на территории области развертывается добыча рассыпного и коренного золота. Первым районом добычи россыпного золота стала долина реки Миасс и ее притоки. С 40-х годов прошлого столетия крупным центром золотодобычи становится Кочкарская золотоносная система (Уйский, Чебаркульский, Троицкий районы) с центром возле Пласта. Позднее добыча золота перемещается еще южнее, на территорию нынешнего Нагайбакского, а затем и Брединского районов.

В первые десятилетия 20 века на территории области начинается добыча слюды (мусковита). Для нужд развивающейся металлургии идет добыча флюсов (известняк, доломит). С середины столетия в районе современного Пласта начинается добыча свинцовых, а затем и мышьяковых руд. На севере области близ современного Карабаша, и возле Златоуста разрабатывается барит (тяжелый шпат). На Борзовском месторождении близ Кыштыма – добыча корунда, близ Сатки – магнезита, близ Верхнего Уфалея – никелевых руд, и в районе Копейска – угля.

Полезные ископаемые – это горные породы или отдельные минералы, которые использует человек. Среди них различают рудные и нерудные полезные ископаемые.

Рудные полезные ископаемые

Руда – это природное образование (минерал или горная порода), из которого в промышленных условиях получают один или несколько металлов. Из рудных полезных ископаемых получают металлы: железо, алюминий, цинк…

Таким образом, железо и его сплавы входят в группу черных металлов. Алюминий, золото, серебро, медь, олово, цинк и др. относят к цветным металлам.

Как можно различить предметы, сделанные из черных и цветных металлов?

Опыт: Положить на стол различные металлические предметы (кнопки, скрепки, булавки, швейные иглы, заколки, кольца, серьги) и магнитом прикоснуться к ним, то одни предметы будут притягиваться магнитом, другие нет. Т.О. предметы, которые притянулись магнитом, изготовлены из черных металлов, а другие (оставшиеся) из цветных.

Какими свойствами могут обладать металлы?

  1. Ковкость (если ударить по куску мела или угля, они рассыпятся на кусочки, а если ударить молотком по куску металлической проволоки, она сплющится). Таким образом, благодаря ковкости металлам придают любую форму и делают разнообразные предметы.
  2. Тягучесть (Металлы можно вытянуть в тонкую проволоку. Таким образом, железо, медь и другие металлы представляют собой тягучие металлы.
  3. Все металлы могут плавится. Т.О. расплавленные металлы можно смешивать друг с другом и получать сплавы.
  4. Теплопроводность (например: металлический гвоздь, опущенный в кипяток, нагревается быстрее деревянной палочки) Т.О. металлы хорошо проводят тепло, а дерево плохо.
  5. Все металлы имеют характерный металлический блеск.

4. Этап усвоения новых знаний.

а) Беседа учителя с учащимися, ответы на вопросы

- Для изготовления могут использовать один металл, а могут использовать несколько смешанных металлов. Это сплавы. Из сплавов делают рельсы, станки, детали автомобилей.

- В природе могут встречаться металлы в чистом виде. Это золото, платина, медь. Такие металлы имеют особое название. Это самородки.

- Многие металлы получают из металлических руд, которые залегают в земле на разной глубине. Руды добывают, транспортируют на заводы, где из них выплавляют металлы. Так алюминий получают из алюминиевых руд, железо - из железной руды, медь – из медной руды.
б) Работа в тетради:

МЕТА ЛЛ Ы МЕТА ЛЛ ИЧЕСКИЕ РУДЫ

в) Работа по тексту учебника:

Прочитать дополнительный материал учебника и найти ответы на вопросы:

1) Беседа по вопросам.

2) Игра «Из чего я сделан».

На доске картинки разных предметов. Выберите изображение предмета из металла.

6. Домашнее задание.

Стр.150-151 читать, отвечать на вопросы, пересказывать

7. Итог урока. Объявление оценок. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. .


Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте "Слово-знак. Знаки городов Золотого кольца. Закрепление изученных букв."

"Слово – это знак. Знаки городов Золотого кольцаЗакрепление изученных букв."Данный конспект урока может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям детски.

Конспект урока математики 3 классе коррекционной школы - интерната VIII вида.
Конспект урока математики 2 класса коррекционной школы "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 19."

Для вашего рассмотрения предложен конспект урока математики 2 класса коррекционной школы, где дети попадают в увлекательное путешествие и с большим интересом решают предложенные им задания. .


Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте (письмо) «Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Урок построен с учётом возрастных особенностей первоклассников. Все задания даны в занимательной форме. Урок по ФГОС с использованием ИКТ.


Конспект урока во 2 классе коррекционной школы"Домашние птицы"

Предлагаемый материал может быть полезен учителям коррекционных школ, работающих с обучающимися с ТМНР.

Конспект урока с презентацией по биологии на тему " Металлы" (6 класс)

Тема урока: Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

Цель урока: познакомить учащихся с металлическими рудами.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о том, что для получения металлов используют металлические руды, дать понятие самородным металлам.

Коррекционные: развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, богатую полезными ископаемыми.

Оборудование и наглядность: учебник, тетрадь, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке (по карточке ТРУД, расшифровать каждую букву, учащиеся проверяют наличие этих предметов на своем столе)

2. Проверка домашнего задания

А) Фронтальный опрос.

-Какую большую тему проходим?

-Что такое полезные ископаемые?

-Какие две большие группы полезных ископаемых мы уже знаем? Совместное выполнение задания. (карточки с названием полезных ископаемых развешены по классу)

Распределите полезные ископаемые на группы:

-используемые в строительстве

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

4. Этап усвоения новых знаний.

Б) Рассказ учителя с опорой на слайды презентации, беседа с учащимися.

- Из сплавов делают рельсы, станки. (Слайд 6)

- В природе могут встречаться металлы в чистом виде. Это золото, платина, медь. (Слайд 7)

(Слайд 8)

- Многие металлы получают из металлических руд, которые залегают в земле на разной глубине. Руды добывают, транспортируют на заводы, где из них выплавляют металлы. Так алюминий получают из алюминиевых руд, железо - из железной руды, медь – из медной руды. (Слайд 9)

В) Работа с текстом учебника:

Прочитать материал учебника на стр.123 и найти ответ на вопрос:

-Что такое металлы?

-Что такое сплав металла?

Работа в тетради: ( Слайд 10)

МЕТАЛЛЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ РУДЫ

(для слабых учащихся списать с карточки)

Г) Работа в тетради: ( Слайд 10)

5. Физкультминутка.

Игра “Умный светофор»

Красный цвет – дети стоят, желтый – садятся за парты, зеленый – шагают на месте

6.Закрепление.

1) Беседа по вопросам.

2) Игра «Из чего я сделан».

Класс делится на две команды. Раздаются карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов. Задача учащихся найти предметы, изготовленные из металлов и назвать их. Чья команда правильно выберет предметы, изготовленные из металлов, та и победила.

6. Домашнее задание.

Стр.123-123 читать, отвечать на вопросы, пересказывать (для сильных учащихся)

Стр. 123-124 выборочное чтение, рисунок предметов из металлов ( для слабых учащихся)

Открытый урок по теме "Полезные ископаемые. Металлы" (5 класс)

образовательная – углубить и расширить знании о полезных ископаемых,
обеспечить усвоение новых понятий руда, рудные и
нерудные полезные ископаемые, металлы
и их свойства ;
развивающая – развивать умение выбирать наиболее оптимальное и точное
решение;
воспитывающая – воспитание любви к неповторимости родного края,
бережного отношения к природным богатствам родного
края.

Бандероль, мел, уголь, галит (соль), коллекция рудных полезных ископаемых, коллекция нерудных полезных ископаемых, компас, магнит, физическая карта Ростовской области, предметы изготовленные из чёрных и цветных металлов, гвоздь, деревянная палочка, стакан с горячей водой.

Ведущая дидактическая цель урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Тренинг-настрой (слова произносятся негромко, но быстро):

Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

2. Тестовая работа (проверка домашнего задания) (на партах читые листы и листы с заданиями):

1. Какие утверждения верны?

а) Мантия – это верхняя оболочка Земли.

б) Ядро состоит в основном из железа.

в) Горные породы состоят из минералов.

г) Гранит – это минерал.

2. Выберите правильный ответ:

а) ядро и земная кора; б) ядро, мантия и земная кора;
в) мантия и земная кора; г) только земная кора.

3. Какая из перечисленных горных пород относится к осадочным:

а) гранит, б) известняк, в) кварцит, г) мрамор.

а) Земная кора находится в центре нашей планеты.

б) Земная кора состоит из горных пород.

в) Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных
плит.

г) Горные породы всегда образованы множеством минералов.

Ядро Земли состоит из:

а) одного слоя; б) двух слоёв;
в) трёх слоёв; г) четырёх слоёв.

3. К метаморфическим горным породам относятся:

а) торф, б) кварцит, в) базальт, г) глина.

Ребята меняются выполненными тестами друг с другом, учитель сообщает правильные ответы, выставляются оценки.
«5» ставится за все правильные ответы,

«3» - за 3 или 4 верных ответа,

Урок продолжается интригой: на столе учителя – бандероль (вариация чёрного ящика). Учитель предлагает отгадать три загадки, чтобы увидеть содержимое бандероли.

1) Белый, как сахар.
Пока руки им не испачкаешь,

ума-разума не наберёшься.
(мел)

2) Чёрен, как ворон,

а греет, как Солнце.

3) Что сперва в воде родится,

А потом воды боится.

При попытке ребят обобщить эти объекты, наверняка будут выдвинуты три предположения:

минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Отсюда совершенно логично вытекает одна из целей урока:
разобраться с этими понятиями, выяснить, какой из предложенных вариантов обобщения является самым точным.
А ещё познакомиться с некоторыми представителями металлов, узнать их свойства и узнать какие полезные ископаемые есть в нашем краю.

- Что называют горными породами?

- Чем горные породы отличаются друг от друга?

- Что такое минерал?

- Как называются горные породы и минералы, которые использует человек?

После обсуждения получается следующая схема на доске, которую дети заносят себе в тетради:

- Как же более точно назвать обобщающим словом мел, поваренную соль и каменный уголь?
(Полезные ископаемые.)

Рассказ учителя с демонстрацией образцов полезных ископаемых и их свойств.

1. Полезные ископаемые (запись определения).

Полезные ископаемые – это все горные породы или отдельные минералы, которые использует человек.

а) Рудные полезные ископаемые, или металлические.

Из рудных полезных ископаемых получают металлы.

- Какие металлы вы знаете?

(Железо, алюминий, медь, цинк, олово и т.д.)

б) Руда (запись определения).

Руда – это минерал или горная порода, из которого в промышленных условиях получают одно или несколько металлов.

Различают руды чёрных и цветных металлов.

в) Руды чёрных металлов.

Демонстрация из коллекции.

Это магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк.

Запись в тетради характеристики их свойств.

Из этих руд чаще всего выплавляют чёрные металлы – железо и его сплавы (чугун и сталь).

Таблица на доске:

Руды чёрных металлов.

72% железа → магнитный железняк

70% железа → красный железняк

64% железа → бурый железняк

Запись в тетрадях и на доске:

Железо Чугун Сталь

г) Руды цветных металлов.

Демонстрация из коллекции.
Это медный колчедан, боксит, цинковая обманка, свинцовый блеск.

Из этих руд выплавляют цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец).

Запись в тетради характеристики их свойств, месторождения.

Руды чёрных и цветных металлов относят к рудным, или металлическим, полезным ископаемым. Их месторождения связаны с магматическими горными породами.

Руды цветных металлов

Медный колчедан → Медь

Боксит → Алюминий Цветные металлы

Цинковая обманка → Цинк

Свинцовый блеск → Свинец

д) Металлы, их свойства.

(Объяснение учителя с изображением схем.)

- Как можно различить предметы, сделанные из чёрных и цветных металлов?

(По действию на них магнита.)

Действие магнита на кнопки, скрепки, булавки, швейные иглы и т.п.

чугун, серебро, золото,

сталь) медь, цинк)

притягиваются не притягиваются

т.к. содержат железо

О свойствах металлов учащиеся читают самостоятельно на стр. 111 учебника и заполняют таблицу.

Металлы сплющиваются, куются

Металлам можно придать любую форму., сделать разнообразные предметы

Металлы можно вытянуть в тонкую проволоку.

Прочные и тонкие проволоки, нити.

Переход из твёрдого состояния в жидкое

Расплавленные металлы можно смешивать, получать различные сплавы.

Металлы хорошо проводят тепло

Быстрый разогрев содержимого в металлической ёмкости

Беседа по окончании работы учащихся.

- Какими свойствами обладают металлы?

- Для чего используются металлы?

2. Характеристика нерудных, или неметаллических, полезных ископаемых.

- Назовите нерудные полезные ископаемые. Для этого вам необходимо совершить мысленную прогулку по классу и назвать предметы, изготовленные из нерудных полезных ископаемых.
(Могут быть названы мел, известь, кирпичи, бетонные плиты и т.п.).

Демонстрация нерудных полезных ископаемых: поваренная соль, калийная соль, нефть, торф, уголь.

Характеристика их свойств; способ образования; как используются в народном хозяйстве.

- Месторождения этих ископаемых связаны с какими горными породами?

Нерудные полезные ископаемые можно разделить на две группы: твёрдые (соль, апатиты) и горючие (нефть, уголь, торф, газ.)

Схему учащиеся заносят в тетрадь.

Нерудные полезные

соль поваренная, газ, уголь, нефть,

Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться, разогнуться,

Четыре – снова всё начать,

Пять – поглубже всем вздохнуть,

Шесть – на пояс руки ставим,

Семь – повороты туловища начинаем,

Восемь – теперь приседаем,

Девять – потягиваемся и отдыхаем,

Десять – урок наш продолжаем.

Какие полезные ископаемые есть в нашем краю.

Демонстрируются местные горные породы.

Каменный уголь, известняк, глина, песчаник, нефть, природный газ и др.


Ребята определяют их происхождение и высказывают предположения об историческом прошлом территории.

Было время, когда наш край покрывался водами древних морей. За миллионы лет море то заливало нашу землю, то отступало. Новое наступление моря уничтожало растительный покров. Ветви, стволы поваленных деревьев заносились глинистыми и ракушечными осадками, где подвергались слабому тлению, что, в конечном счёте, превращало эти растительные остатки в уголь. А на поверхности от нашествия моря остались сланцево-известковые отложения и песчаники.

Посмотрим, ребята, чем же богата Ростовская область. (Работа с картой Ростовской области.)

Перечисляются месторождения полезных ископаемых и те географические объекты, где они расположены. Одновременно закрепляется материал о свойствах и видах горных пород. Если остаётся время, учитель беседует с классом о профессиях мастеров, постигающих красоту и силу камня (геолог, металлург, ювелир и т.д.).

В Ростовской области широко развита горнодобывающая и газовая промышленность. Работаю предприятия по добыче и переработке каменного угля, горючего газа, флюсовых и конверторных известняков, формовочных песков, огнеупорных и тугоплавких глин, каменных строительных материалов, строительных песков, глинистых пород для кирпичного производства и т.д. Действует ряд водозаборов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, добываются минеральные воды для розлива.

В последние годы открыты месторождения и перспективные участки нетрадиционных видов минерального сырья (бентониты, глаукониты, кремнистые породы) многоцелевого назначения в качестве экологически чистых природных сорбентов (очистителей), естественных мелиорантов (улучшителей влагообмена почвы), минеральных удобрений и др.

1) Добычу угля производят 5 угледобывающих предприятий (г. Миллерово, г.Каменск, г. Гуково, г. Шахты, г. Красный Сулин, г. Зверево и др.). На этих предприятиях числятся 18 действующих шахт.

2) В области разведано 21 месторождение природного газа. (Патроновское. Дубовское, Марковское, Тишкинское месторождения).

3) На территории области разрабатывается уже полвека Жирновское месторождение флюсовых и конверторных известняков. Известняки являются экологически чистым и высококачественным сырьём для многих отраслей производства (в чёрной и цветной металлургии, в производстве цементов, бетонов, строительного щебня, извести, соды и др.).

4) В бассейне реки Кундрючьей залегают тугоплавкие и огнеупорные глины. Слои глины от 7-9 м до 20-22 м шириной. Глины могут быть использованы для производства грубой керамики (керамические трубы, плитка для наружной облицовки, тугоплавкий кирпич) и для изготовления фарфора.

5) В Ростовской области есть 5 месторождений формовочных песков ( Разработку осуществляют в г. Миллерово). Пески пригодны для стального и чугунного литья.

6) На территории области имеются большие ресурсы цементного сырья высокого качества. В основном они сосредоточены в Миллеровском, Тарасовском, Тацинском, Неклиновском, Матвеево-Курганском районах.

Известняки, мел, мергели используются для производства высших сортов цемента, извести, наполнителя лаков и красок.

7) Залежи кварцитов есть в Тарасовском районе. Используется в металлургии.

1) Бентонитовые глины выявлены на территории Тарасовского, Миллеровского и Верхнедонского районов области. В сельском хозяйстве глины могут использоваться в природном виде для «сухой» мелиорации земель, увеличения плодородия почв, восстановления земель, для подкормки сельскохозяйственных животных, для увеличения срока действия органических удобрений и предохранения их от «окаменения».

2) По рекам Тузлов, Аюта, Северский Донец, Чир выявлены месторождения глауконитовых песков. Основными направлениями использования глауконитов:
- экологически чистые минеральные удобрения,
- восстановление плодородия почв, влагоудержание,
- кормовые добавки в рационе животных,
- очистка питьевых вод и водоумягчение.

3) В области разведано 7 месторождений кремнистого сырья. Его используют в цементной промышленности, при производстве кирпичей, растворимого (жидкого) стекла, для очистки вод.

4) В области есть около 100 месторождений строительных камней, используемых для производства щебня, бутового камня, пильного камня. Это песчаники и известняки.

5) Разрабатывается 62 месторождения песков. Они используются в строительных растворах, при изготовлении бетонов, силикатного кирпича.

6) Большие залежи глины есть в нашей области. Используются для производства глиняного кирпича.

На поверхности нашего края можно увидеть образования новых форм рельефа: насыпи, курганы, терриконы, карьеры. Эти формы образовались в результате хозяйственной деятельности человека. Терриконы – это отвалы пустой породы, которая подымается из шахт во время добычи каменного угля. Террикон иногда достигает 50-метровой высоты и имеет правильную конусообразную форму. В результате такой деятельности земли становятся непригодными для жизни и нуждаются в восстановлении путём выравнивания, лесонасаждения, сооружения прудов и др. Терриконы не только портят ландшафт, но и занимают много плодородно земли. Чтобы восстановить эту бесплодную землю, проводят так называемую рекультивацию: или просто разравнивают бульдозером, засыпая пустой породой близ расположенный овраг (балку), или же делают склоны более пологими, насыпают слой плодородной земли, вносят удобрения, высаживают травы, кустарники или деревья. Особенно большие работы проводятся в Белокалитвинском, Красносулинском, Октябрьском районах, в городах Шахты и Новошахтинск.

Терриконы совсем не безобидны. Они распространяют вокруг себя тучи пыли, которая загрязняет воздух. Бывает, что терриконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. В нашем районе породу с терриконов используют для строительства дорог и засыпают овраги и балки. В других районах научились извлекать из «пустой породы» терриконов ценные вещества. Так что в некоторых местах созданные людьми горы постепенно исчезают. К сожалению, пока не везде…

Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи (недалеко от городов Азова и Новочеркасска)

На территории Ростовской области минеральные подземные воды распространены повсеместно, всего выявлено 24 типа минеральных вод, употребляемых в качестве питьевых лечебных и лечебно-столовых. Все выявленные типы минеральных подземных вод разделяются на две основные группы: воды без специфических компонентов и свойств и воды с биологически активными компонентами.

Лечебные свойства минеральных вод первой группы определяются их ионно-солевым составом и невысоким значением общей минерализации. Наиболее широкое распространение на территории области имеют «Воды минеральные, лечебные и лечебно-столовые». Организован промышленный розлив таких вод под названиями: «Аксинья», «Аксу», «Аксайская», «Прима Дона», «Мечетинская», «Ростовская».

Минеральные воды второй группы в основном бромные и йодно-бромные с высоким значением общей минерализации. Встречаются они на глубинах 300 и более метров. Такие воды могут иметь двойное применение: при многократном разбавлении они могут использоваться как питьевые, лечебно-столовые или лечебные. В неразбавленном виде или при небольшом разбавлении они могут служить прекрасным средством лечения многих заболеваний, используются в основном для наружных процедур.

В настоящее время в области разведано 7 месторождений минеральных подземных вод с большими запасами, ещё 6 участков выявлено при поисковых работах.

Основные месторождения: г. Ростов-на-Дону

Лабораторная работа №7

Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Ребята рассматривают образцы и определяют их физические свойства.

2) В бассейнах рек Кундрючьей и Северского Донца по берегам рек и балок есть отвесные обрывы высотой до 30 метров – это обнажения каменноугольных пород. Эти отложения представлены песчаниками, сланцами, известняками и углями.
Выходы таких песчаников образуют уникальные ландшафтные группы, сочетаясь с извилистыми долинами рек, байрачными и пойменными лесами. Урочища «Ближние скалы (Горная)» и «Зайцевка» много лет служат местами проведения туристских слётов, активного отдыха, тренировочными полигонами альпинистов и скалолазов не только Ростовской, но и соседних областей.

3) Живописные обнажения известняков и известняков-ракушечников распространены на побережье Азовского моря и на правом берегу реки Дон севернее Ростова-на-Дону и Мёртвый Донец. На протяжении многих лет они служат учебным полигоном для студентов-геологов Ростовского университета, позволяющим ознакомиться с толщами осадочных пород и фауной отложений.

4) На реке Тузлов наблюдается обнажение меловых пород. Породы представлены там чистым белым мелом, мелоподобными мергелями и мелоподобными известняками. Общая мощность пород по данным бурения – около 80 метров. Меловые отложения также используются для проведения геологических экскурсий студентами Ростовского университета.

Проверка знаний (фронтальный опрос) (при наличии времени):

- Что называют полезными ископаемыми?

- Из каких минералов состоит гранит?

- Объясните, почему гранитные горы постепенно разрушаются?

- Какое влияние на горные породы оказывают солнечные лучи, вода, растения, ветер?

- Как называется процесс разрушения горных пород? Дайте ему определение.

- Объясните, почему щебень, гальку, песок и глину называют обломочными породами. Как они образуются?

- Как человек использует горные породы?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

( Полезные ископаемые, руды чёрных и цветных металлов, свойства металлов, полезные ископаемые нашего края.)

При наличии времени: чтение сказки о каменном угле.

Узнайте по описанию горную породу:
а) Масляная жидкость тёмно-бурого цвета с резким запахом.

б) Бесцветный газ, легче воздуха, с еле уловимым запахом.

в) Лёгкий, тёмно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений.

г) Твёрдый, но хрупкий чёрный камень, часто с блеском.

д) Белая, похожа на камень, при ударе рассыпается, растворима в воде, солёная на вкус.

а – нефть, б – природный газ, в – торф, г – каменный уголь, д – поваренная соль.

Читайте также: