Кованый металл в архитектуре

Обновлено: 18.05.2024

На вопрос, какой металл для ковки лучше, ответить сложно, поскольку у каждого из них свои преимущества и особенности. Имеются и незначительные недостатки. Обрабатывать можно ковкий чугун. Хороша для создания красивых, экстравагантных и практичных изделий мягкая углеродистая сталь. Отличные поделки получаются из цветных металлов.

Виды чугунов

Марка чугуна определяется содержанием углерода (более 2,14%) и других компонентов. В зависимости от состава материал разделяется на несколько видов.

  1. Белый. Углерод в сплаве содержится в цементите. Металл этой марки обладает хорошими износостойкостью и твердостью. В то же время материал плохо обрабатывается на металлорежущих станках. Чугун разделяется на доэвтектический, эвтектический и заэвтектический. Наибольше углерода у последнего — до 6,67%.
  2. Серый. Отливки из него производятся с помощью форм, созданных литьем из стали. Такой чугун используется в основном в машиностроении. Сплав не переносит ударов, поэтому из него изготавливаются изделия, на которые не оказываются механические воздействия. Среди них подшипниковые чашки и колесные клиноременные передачи.
  3. Ковкий. Металл, в котором углерод находится в форме хлопьев, производится из белого чугуна. Для получения заготовок сырье нагревается и выдерживается при заданной температуре в течение требуемого времени. Этот процесс именуется томлением.
  4. Высокопрочный. Углерод в структуре этого металла находится в шаровидном состоянии. Чтобы получить нужную форму в сырьё при производстве вводится магний. Благодаря высокой прочности чугун по характеристикам напоминает углеродистую сталь. Из материала создаются коленвалы, поршни, элементы тормозной системы.

Важно: Включения в разных чугунах могут иметь вид пластин, шаров и хлопьев. В составе ковкого чугуна находятся хлопья.

Особенности производства ковкого чугуна

Для создания ковкого чугуна нужны белые отливки. Углерод в их структуре связан с “Fe” — находится в составе цементита, называемого еще карбидом железа. Когда заготовки отжигаются при температуре 950-970 °C, из аустенита и цементита высвобождается графит. Аустенит — железо с гранецентрированной решеткой. В результате графит кристаллизируется до образования хлопьев. Последние окончательно формируются в чугуне при температуре от 720 до 760 °C.

Термический отжиг проходит 2-этапно. Вначале заготовки подогреваются до t 950-1000 °C и выдерживаются в таком состоянии до завершения распада связи аустенита и цементита. В результате первый остается, а второй замещается графитом. Затем заготовки понемногу охлаждаются до температуры от 720 до 760 °C, после чего аустенит выделяет вторичный цементит, который входит в структуру перлита. Последующее охлаждение приводит до распада перлита на 2 компонента — графит и феррит.

Разновидности ковкого чугуна

Чугун отливается по разным технологиям отжига. В зависимости от них разделение ведется на три категории.

  1. Перлитный. Включает в себя перлит и графит в виде хлопьев.
  2. Ферритный. В состав входят феррит и графит такого же вида.
  3. Ферритно-перлитный. Состоит из феррита, перлита и графитовых хлопьев.

Пудлинговый чугун мягкий при нагревании и очень устойчивый к коррозии. Подходит для художественной ковки горячим методом. Древесноугольный чугун после обжига становится также очень мягким и податливым. Даже при холодной ковке на нем не образуются трещины. Подходит для создания металлических декоративных изделий.

Свойства ковких чугунов

На свойства и теххарактеристики ковкого чугуна влияет количество в составе углерода. Последний находится обычно в виде графита и кремния. Для характеристик перлитового металла для ковки также важно количество марганца и хрома. Структура напрямую отображается на свойствах, к примеру, у перлитного отливка выше твердость и ниже пластичность, чем у ферритного аналога. Графитные включения в состоянии хлопьев придают изделиям хорошую пластичность при значительной прочности, поэтому называются «ковкие».

У ковких заготовок, отличающихся стабильностью свойств по всей толщине, нет внутренних напряжений. Их механические и физические параметры находятся между соответствующими показателями серого чугуна и стали.

Свойства ковких чугунов:

  • хорошие износостойкость и текучесть;
  • высокие плотность и прочность: заготовка толщиной 0,8 см выдерживает давление 40 атм при гидроиспытаниях;
  • способность поглощать вибрации при циклических нагрузках;
  • устойчивость к коррозии.

Обладая такими свойствами отливки применяются для создания разных изделий для водо- и газопроводных систем. Однако, при динамических нагрузках и минимальных температурах металл может обрести хрупкость.

Маркировка изделий

Расшифровка маркировки на примере марки чугуна КЧ 30-6:

  • КЧ — ковкий чугун;
  • 30 — предел прочности 294 Н/мм 2 , поделенный на 10;
  • 6 — относительное удлинение в процентах.

Важно: По ГОСТу 1215-79 существует 11 марок ковкого чугуна: 7 — перлитного, 4 — ферритного.

Таблица 1. Ковкий чугун: механические свойства

Таблица 1

Типы стали

Все стали называются углеродистыми, поскольку в их составе, кроме железа и незначительного количества других элементов, всегда присутствует углерод. В зависимости от содержания последнего металлы для ковки подразделяются на марки. Кроме того, стали бывают конструкционными и инструментальными, а также легированными, мягкими, атмосферостойкими, нержавеющими.

Углеродистая

Углеродистая сталь

Углеродистая сталь характеризуется содержанием “C” не более 2,14% и отсутствием легирующих элементов. В структуре допускается незначительное количество примесей и несущественное содержание марганца, кремния и магния. Такой состав влияет на свойства и области применения металла. Он отличается твердостью, прочностью, невысокими пластичностью и вязкостью. Широко используется в металлургической промышленности.

Схема 1. Состав углеродистой стали

Таблица 2

В зависимости от областей применения углеродистая сталь разделяется на конструкционную и инструментальную. Из второй создаются высокопрочные инструменты, которые могут выполнять практически все работы, в том числе по резке металла. Первая подходит для строительства различных зданий.

Схема 2. Виды углеродистой стали

Таблица 3

Некоторые углеродистые стали обладают пластичностью и ковкостью. Если углерода до 0,1%, то железо, будучи мягким, хорошо куется и сваривается кузнечным методом. Сплав с показателем “C” от 0,1% до 0,3% подходит для художественной ковки. Инструментальная сталь с показателем углерода 0,6-1,35% требует умения при её нагреве.

Таблица 2. Начальные и конечные температуры ковки углеродистых сталей

Таблица 4

Важно: Среди металлов с количеством “C” от 2,14% куются только перлитные, ферритные и ферритно-перлитные, а также пудлинговые и дресноугольные чугуны.

Легированная

Легированными называются стали, в составе которых, кроме основных элементов, присутствуют присадки в виде молибдена, хрома, вольфрама, никеля, кобальта, алюминия, а также марганца и кремния. Режим нагрева таких металлов для ковки зависит от их теплопроводности, которая ниже, чем у углеродистых аналогов. Легированные стали менее пластичны и более склонны к трещинообразованию. Помимо того, они быстрее перегреваются и пережигаются.

При нагреве легированных сталей перед ковкой нужно учитывать следующие термические варианты:

  • металл укладывается в холодную печь и нагревается вместе с ней;
  • слиток сначала прогревается в печи с низкой температурой, потом перекладывается в другую такую же, но с высокой t;
  • для термического воздействия используются двухкамерные печи, одна из которых служит только для нагрева;
  • слиток обрабатывается в методической печи, а металл передвигается от холодного к горячему концу и постепенно прогревается.

Режим при нагреве должен пройти три этапа. Сначала сталь нагревается до t 550-600 °C. Затем достигается температура ковки. На третьем этапе металл для ковки выдерживается при стабильной t для выравнивания нагрева по всей толщине.

Таблица 3. Средние температуры ковки легированной стали

Таблица 5

Мягкая

Мягкая сталь

Популярная в кузнечном деле мягкая сталь — сплав железа с углеродом. Металл был получен в 1856 году, когда проводились эксперименты по производству ковкого железа массовым способом. Для получения материала плавился стальной металлолом вместе с чугуном, при этом удалялись шлак и углерод. У мягкой стали более высокая прочность, чем у ковкого железа. Основной минус — склонность к коррозии. Поэтому сталь для создания возможности широкого применения сверху покрывается слоем цинка.

Атмосферостойкая

Атмосферостойкая сталь

Атмосферостойкая сталь, называющаяся еще кортеновской, применяется в агрессивных средах либо для наружной работы без окраски. Используется для строительства стальных мостов, морских контейнеров, в качестве фасадных элементов. Ржаво-коричневая патина, которая образуется со временем, считается эстетическим покрытием. Поскольку материал подвержен щелевой коррозии, то в последнее время он пользуется особым спросом. Не популярен этот материал и в кузнечном деле.

Нержавеющая

Нержавеющая сталь

На литейных предприятиях нержавеющая сталь куется по специальным технологиям. Поскольку нержавейка отличается по характеристикам от обычной углеродистой стали, то перед загрузкой заготовки в печь отслеживается индивидуальный термический режим. Чтобы металл для ковки смог полностью и равномерно прогреться, температура поднимается постепенно. Это позволяет не допустить дефектов в структуре материала как в период ковки, так и во время последующего охлаждения. До достижения 850 °C заготовки из нержавейки нагреваются медленно.

Дабы не нарушить технологию, за температурой нужно постоянно следить: на более позднем этапе темпы нагрева можно ускорить. Помимо того, у нержавейки низкая теплопроводность, поэтому выдержка заготовок должна проходить дольше по сравнению с обычными марками стали. На предприятиях применяется исключительно горячая ковка. При холодной деформации металла получить изделие нужных формы и размеров не получится.

Литая

Литая сталь

В процессе литья стали образуются сплавы с различным химическим составом. В древние времена железо добывалось из руды. В XVIII веке была внедрена пудлинговая технология. В XIX столетии отлично себя зарекомендовал мартеновский способ.

Из этого материала часто делаются клинки. Благодаря легковесности литья можно быстро подогревать для ковки всю заготовку или только её часть. При внимательном рассмотрении внешнего вида готового изделия видна эстетичная завихренная и раздробленная структура на поверхности.

Чем медленнее проводится ковка, тем выше качество изделия. Аккуратное воздействие при не слишком высоких температурах приводит до красивой контрастности узоров. При нагревании грани крупных и мелких карбидов растворяются, а при последующем остывании углерод снова выходит на поверхность в виде прочного волокна. В результате изначально размытый узор обретает отчетливые контрастные черты.

Чистое железо

Чистое железо

В чистом кованом железе очень мало углерода (до 0,08%). Металл для ковки состоит из полурасплавленной массы “Fe” и незначительного количества волокнистого шлака (до 2%), благодаря которому в согнутом виде напоминает древесину. Ковкое железо пластичное, прочное, коррозионно-устойчивое, легко сваривается. По функциональной нагрузке этот материал напоминает низкоуглеродистую сталь.

Металл на 99,4% по массе состоит из железа. Благодаря шлаку он легко куется до образования уникальной волокнистой структуры. Кроме того, силикатные шлаковые волокна предохраняют чугун от ржавления и уменьшают эффект усталости, который вызывается вибрациями после многочисленных ударов. Многие предметы, которые сейчас создаются из мягкой стали, раньше изготавливались из чистого кованого железа.

Используемые цветные металлы: особенности ковки

Цветные металлы, в которых практически нет железа, широко используются мастерами-кузнецами для создания оригинальных декоративно-функциональных изделий. Для изготовления кованых украшений используются сплавы бронзы, латуни, меди, алюминия, а также платины, золота и серебра.

  • Бронза. Для ковки используются марки с включениями кремния. Бронзу перегревать нельзя: её цвет должен поменяться с желтого на оранжевый. Подготовленный сплав достаточно жесткий, ковать его непросто.
  • Медь. Поскольку у материала широкие границы ковочных температур, то работать с ним легко. Медь пластичная — хорошо штампуется, гнется и поддается другим операциям. Металл, не нуждающийся в отжиге, предварительно разогревается докрасна.
  • Алюминий. Заготовки нагреваются в закрытых электрических печах, причем дольше, чем сталь. Перед ковкой также разогреваются до 200-250 °C инструменты. В качестве полуфабриката можно использовать чушки, слитки и лом.
  • Латунь. Из сплава обычно создаются тонкостенные декоративные изделия. Латунь не ржавеет, тяжело гнется, отличается прочностью. Для повышения податливости в металл дополнительно можно добавлять медь.
  • Серебро. Из заготовок изготавливается изысканная утварь. Для работы с серебром используются специальные инструменты. Перед обработкой металл для ковки сильно разогревается.

У каждого материала своя ковочная температура. Например, алюминий марки 6061-Т6 куется при t от 399 до 510 °C, а латунь штампуется при t от 730 до 750 °C.

Важно: У цветных металлов высокая проводимость, поэтому они нагреваются перед ковкой не углем, а газом.

Типы процессов литья металла

Литье металла предусматривает заполнение формы сырьем, которое находится в жидком агрегатном состоянии. Спустя определенное время материал в емкости затвердевает, после чего извлекается.

Самым дешевым и массовым считается литье в песчаные формы. Модель засыпается песчаной смесью, которая заполняет свободное место между ним и 2-мя открытыми ящиками. Полости и отверстия в детали создаются посредством песчаных стержней, расположенных в форме. Насыпанная в ящики смесь встряхивается, в результате чего уплотняется. Полости, которые образовались, заливаются расплавленным металлом через специальные литники. Отливка извлекается после разбивания формы вслед за затвердеванием жидкого металла.

Литье в песчаные формы

Прецизионное литье — усовершенствованный итальянский способ восковой формовки. По ходу его выполнения создаются гипсовые модель и форма, из воска моделируются изделие и литники, создается формовочная емкость. Затем воск модели и литников вытапливается, расплавленный металл заливается в форму и выбивается. В завершение отливка отделывается.

Кованые металлические изделия в архитектуре

Художественная обработка металла, развитие кузнечного ремесла. Металлы: физические и химические свойства. Современные методы и технологии в обработке металла. Кованые изделия в дизайне интерьера. Принцип естественности в стилеобразовании конструкций.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2017
Размер файла 2,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Так что путать ручную художественную ковку и ковку по шаблонам, которую кузнечные мастера называют “мертвой”, как минимум неэтично. Но, с другой стороны, шаблонная ковка и вправду дешевле, так что если есть желание заполучить металл, но не хватает средств, это все же может как-то компенсировать отсутствие ручной работы…

2.3 Примеры интерьерных конструкций

Постоянно, на протяжении веков, людям требовались вещи, сделанные из металла. И неважно, что менялись стили и веяния моды - предметы, изготовленные с помощью ковки, всегда были нужны человечеству. Будь это дверь, или лестница, мебель, или ограда - человек практически всегда имел в своем доме предметы, изготовленные кузнецами из металла.

Ничего не изменилось и в нашем столетии. Профессия кузнеца осталась востребованной, потому что остались востребованными творения их рук. Элементы художественной ковки предполагают не серийное производство, а индивидуальное. Они и называются элементами художественной ковки потому, что их внешний вид отличается от кузнечных металлоконструкций. Далеко не каждый человек согласится иметь в своем доме изделие, изготовленное при помощи штампов или трафаретов. Если у человека есть возможность построить свой загородный дом, то и украшать его он будет тоже очень индивидуально. Поэтому элементы художественной ковки очень актуальны в наши дни. Ведь в каждом отдельном индивидуальном доме должны быть и лестница и камин, и ворота, и ограждения. И украсить все это помогут элементы художественной ковки .

Актуальность использования кованого железа в повседневной жизни прекрасно демонстрируют лестничные перила, которые могут находиться как внутри здания, так и снаружи. Практически без этих важных и очень необходимых человеку конструкций не обходится ни одно здание. В наши дни производство перил из кованого железа для самых обычных лестничных маршей внутри зданий и наружных уличных лестниц - простых и парадных - является привычным делом. В то же время все более популярными становятся винтовые и витые лестницы в частных жилых интерьерах, для которых требуется эстетически придуманный и более камерный дизайн. Даже в самой простой лестнице, ее боковые перила, выполненные из кованого железа, обязательно имеют традиционные художественные элементы.

Основное внимание в оформлении лестниц придается внешнему стилю и оригинальному дизайну кованых железных перил, которые точно повторяют их форму вне зависимости от конструктивной сложности и назначения, будь то простая, фасадная лестница между этажами, крутые многомаршевые пролеты лестницы внутри зданий или узкая винтовая лесенка на верхний этаж в частном жилище. Прочные перила с крепкими верхними поручнями обеспечивают удобное и комфортное пользование любыми лестницами, при этом очень важно, чтобы расстояние между вертикальными стойками лестничного ограждения и сама высота перил соответствовала принятым мерам жизненной безопасности . Со вкусом выполненные лестничные перила всегда создают торжественное настроение и впечатление эксклюзивности, к которым стремятся современные жилой дизайн и архитектура .

Кованые решетки - это самый распространенный способ охраны и защиты помещений. Помимо этого, в архитектуре кованые решетки не только средство защиты, но и важнейший декоративный элемент экстерьера здания, подчёркивающий его облик в целом.

По расположению на окнах, кованые решётки можно разделить на два вида: это те, которые устанавливаются снаружи окна и те, которые устанавливаются внутри помещения. Подчёркнуто строгие снаружи и лёгкие, и ажурные решётки внутри дома. Интерьер комнат, становится немного сказочнее и уютнее, перебивая строгость и неприступность экстерьера. Основное требование к конструкции это прочность. В целях пожарной безопасности, одна, две, или несколько решёток, делаются открывающимися, со встроенными, элегантными замками. Каким бы ни было окно, большим или маленьким, изящная, кованая решётка изменит его внешний вид в лучшую сторону, будь это окно фешенебельного особняка или дом типовой постройки. Всякому окну решётка из кованого металла придаст изысканность и красоту.

Дизайн кованой решётки может быть разным. Выполненная в классическом стиле решётка придаст окну благородства и степенности. В стиле «барокко» с искусно откованными волютами и жучками, цветами и листьями, придаст окну праздничный, торжественный вид и усилит респектабельность общего фасада здания. А решётки в стиле «модерн», с их разно-плоскостной, переплетающейся асимметрией расскажут о тонком художественном вкусе владельца дома .

Самый лучший вид из окна - это естественный вид улицы. Поэтому очень важно не испортить его решёткой. В ярком и стильном интерьере кованая решётка должна иметь гармоничное сочетание со всеми его деталями в целом.

Мы все привыкли к тому, что мебель производится в основном из ДСП или более дорогая из массива твёрдых сортов дерева. Деревянная мебель это конечно классика она красива и практична и очень популярна, но есть одно направление в мебельном производстве, которое, внесёт немного новизны в интерьер, немного разнообразит его и сделает уникальным и неповторимым - это кованая мебель. Многими людьми, художественная ковка мебели воспринимается подходящей исключительно для улицы, в крайнем случае - для дачи. Также, распространено утверждение, что металл не способен привнести в дом столько уюта, сколько это может сделать мебель из дерева. На самом деле всё вышесказанное легко опровергнуть! Дело в том, что благодаря отточенной веками технологии и богатой фантазии дизайнера, можно изготовить любую мебель, любой формы и абсолютно в любом стиле. Кроме того, художественная ковка прекрасно сочетается с другими материалами, что позволяет воплотить в жизнь даже самые смелые и необычные идеи. Изготовление мебели из дерева - намного более трудоёмкий и дорогостоящий процесс. Более того, заказать мебель по индивидуальному эскизу может оказаться просто невозможным. Кованую мебель широко использовали в старину, а всё новое, как известно, это хорошо забытое старое. Последнее время при выборе той или иной мебели заказчик предъявляет к ней более высокие требования по прочности, функциональности и качеству в целом. Основу любой кованой мебели составляет сваренный или стянутый, выкованный под различную стилистику, металлический каркас. А изготовленная из металла несущая конструкция намного прочнее и долговечнее любой деревянной. Что касается эстетики, то тут кованая мебель даёт деревянной большую фору. Безграничное многообразие кованого кружева дает большую возможность дизайнеру и кузнецу в создании неповторимых шедевров кованой мебели. А добиться уменьшения веса кованой мебели, если это необходимо, можно за счёт использования в конструкции тонкостенной профильной трубы. Зрительно воспринимаемый массив при подъёме и переносе с места на место будет лёгок и удобен. Но основным плюсом кованой мебели является её подчёркнутая эстетика, её красота. Внешний вид кованой мебели даёт ощущение возврата в прошлое, в средневековые времена рыцарей и замков. Особенности физики и пластики металла широки, благодаря чему чрезвычайно велико разнообразие кованой мебели. И если раньше кованое изделие после термообработки имело серый или чёрный цвет, то в наше время с помощью различных технологий декоративных покрытий и порошковых красок металл приобретает любой нужный нам цвет. Использование патины придаст изделию эффект, например старой бронзы, меди или серебра. Добавив к бронзе синевато-зеленую патину, создаётся иллюзия её коррозии.

Какие предметы интерьера наиболее эффектны и популярны?

Кованая кровать - предмет особенный. Этот предмет кованой мебели для спальни в России довольно редкий, хотя в большинстве европейских стран считается обычным. В рисунке спинок можно воплотить различные художественные идеи. Ни один другой материал не способен сделать этот предмет интерьера настолько воздушным и неземным! Причудливо переплетённые линии, необычные орнаменты и сказочные растения в стиле барокко, обвивающие подголовье кованой кровати. Строгая или романтичная, в восточном стиле или с рамкой для балдахина, эпатажная в этническом стиле, респектабельная и мягкая в стиле Прованса, или утончённая эстетическая индивидуальность ар-деко, заказчик может сам разработать дизайн своей кровати, либо довериться опытным дизайнерам. Кованая кровать отличается ещё и тем, что она крайне эргономична и хорошо смотрится даже в небольшой комнате, не перегружая её и не занимая жизненное пространство. А если в спальне кованая кровать с балдахином, то само собой в интерьер просятся и другие предметы художественной ковки .

Кованая мебель для кухни может иметь различный дизайн, как под старину, так и в современной стилистике. Кованые столы занимают поистине достойное место в интерьере любого дома. На кухне, в гостиной или даже в прихожей - они всегда оказываются к месту. В сочетании со стеклом или деревом, кованый стол добавит интерьеру роскоши и изысканности. Комплект из обеденного стола и стульев является практичной и стильной мебелью. Изготовленная по индивидуальному заказу, такая мебель будет индивидуальной и неповторимой. Прекрасно смотрятся кованые табуреты: классические, либо на высоких ножках - специально под барную стойку. Отличным решением будет комбинирование кожи и металла в сочетании с деревом. Помимо классических стола и стульев неплохим украшением будет прикроватный столик на кованых ножках и стеклянной столешницей, зеркало в кованой раме и элегантная кованая банкетка. Причудливая кованая вешалка для одежды в углу небольшой прихожей достойная замена шкафу из ДСП .

Кованая мебель для прихожей максимально стилизует интерьер. Кованая полка для обуви в стильном доме, даже такой небольшой предмет, как полка для обуви должна соответствовать общей композиции и гармонировать с остальным интерьером. Полки и калошницы, заполонившие мебельные салоны, имеют своеобразный, скрытый дизайн либо встроенный, либо завуалированный зеркалами. Художественная ковка поможет стать обладателем изящной и функциональной вещи. Обувь всегда будет на своём месте, а прихожая примет аккуратный вид. Обувная полка, которую хочется скрыть, становится одним из основных художественных элементов прихожей, значительно упростит уборку и позволит держать обувь в порядке. В отличие от стандартной полки, которую можно купить в магазине, изготовленная на заказ полка не будет занимать лишнее место. Её размеры будут именно такими, какие необходимы заказчику. Ко всему выше перечисленному напрашивается один предмет, без которого не обходится ни один интерьер .

Это кованые фонари, люстры и светильники. Наиболее красивое сочетание древних традиций с новым современным решением для домашнего интерьера воплощается в кованых люстрах и различных светильниках. Как уже говорилось выше, кованый металл гармонично смотрится со всеми материалами (стекло, дерево и др.), а в светильниках к ним добавляется ещё источник света. Свет - главный составной элемент современного интерьера. Световые приборы своей конструкцией и формами образуют направление стиля в дизайне помещения. Если кузнечное искусство являет собой укрощение стихии огня, то и кованые фонари, укрощая свет, придают ему нужные формы и направление. Источники света это различные электрические лампы и огонь в основном свечи, лампады и др. Конструктивная особенность электрических кованых светильников умелая маскировка провода и качественный подбор плафона или стекла под лампу. А использование регулировки яркости, поочерёдное включение и других функций сделает эксплуатацию изделия приятной и удобной. Конструкция подсвечника помимо эстетики должна отвечать требованиям пожарной безопасности. А для лампады подойдёт стильный кованый кронштейн. При изготовлении кованых фонарей, люстр и светильников можно использовать как обычное стекло, так и эксклюзивное, а также витражи .

Вывод: во второй главе мы ознакомились с принципами формообразования и стилеообразования. Ковка применяется и там, где необходимо подчеркнуть статус и красоту помещения, и там где необходима просто особая, сверхнадежная прочность изделия. Не секрет, что никакой пластик не сравнится по прочности с кованым железом. На примерах интерьерных конструкция видно, что художественная ковка способна быть произведением искусства, и даже самый обычный предмет интерьера может стать элитным. Важно помнить, что изделия художественной ковки не всегда могут быть уместны в типичных российских квартирах, а также накладывают массу ограничений на интерьер. Здесь необходим тонкий подход. Самый простой выход из этой ситуации - довериться профессионалам.

Заключение

В результате проделанной работы была изучена история развития кузнечного ремесла. Спустя века остались те же ковочные инструменты, те же металлы, предназначенные для ковки, те же методики, пусть и с какими-то индивидуальными стилями. Были проанализированы формообразование и стилеобразование в художественной ковке. Ковка художественных изделий всегда шла в ногу с художественными стилями. Простота и строгость кованых изделий делала их максимально удобными в использовании. Предметы очень сильно стилизованы, поэтому в большинстве случаев используются лишь принципы формообразования, заложенные в природе: пропорции, контрасты, гармония, принципы цветовой композиции и т.п. Главной целью работы было рассмотрение использования художественных изделий из металла в дизайне интерьера. Популярность кованого ремесла бесспорна, так как именно оно является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом. Художественная ковка в интерьере - это возможность оригинально декорировать любое помещение независимо от его функционального назначения, она гармонично сочетается практически с любыми материалами. Неограниченные возможности металла выражать любые замыслы художника и мастера-кузнеца дополняются прочностью и долговечностью материала.

В заключение надо сказать, что качество и художественно-технический уровень работы с кованым металлом постоянно совершенствуется в сторону поисков новых и более оригинальных средств выразительности. Эстетическим критерием художественного металла является максимальное выявление красоты самого материала и его ассоциативно-смысловой содержательности, акцентирование на его поверхности того или иного способа обработки металла при создании вещи. Основными тенденциями стали переосмысление с позиций современного промышленного производства и дизайна художественных техник и стилистики предшествующих эпох и поиски новых форм и творческих решений.

Список литературы

. Свободная ковка. Исходные материалы и заготовительные операции: учебное пособие/, . (2006. - 53с.). В В. К. Ю.А Титов. . - Ульяновск: УлГТУ.

Ухин, С. ( 2004. - 79с.: ил.). Кузнечное дело/Авт.-сост. - ,. Получено из М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер».

Художественная ковка в различных архитектурных стилях

Корни понятий художественной ковки металла и кузнечного ремесла уходят далеко в прошлое. С давних времен кованые изделия использовались только в быту, и лишь с течением времени они стали применяться в оформлении храмов, церквей, парковых и садовых композиций, домов. Очень изящно смотрятся в архитектуре элементы, изготовленные методом ковки. Они не теряют привлекательности даже сквозь столетия.

На сегодняшний день опытные мастера-кузнецы создают потрясающие товары, которые одновременно выполняют защитную и декоративную функции. К примеру, ворота, оградки и заборы ограждают территорию от нежеланных посетителей, защищая ее. Но в то же время становятся украшением участка, показывая индивидуальный вкус владельца. Для внутреннего помещения сооружения, они пользуются не меньшей распространенностью, люди повсеместно устанавливают решетки для камина, ограждения лестницы и балкона, украшения в саду, а также французский изыск - литую мебель. При этом они выполняются в самых разнообразных стилях.

Останавливая выбор на том или ином продукте, стоит учитывать его сочетание с концепцией оформления пространства. Только при правильном применении, детали идеально впишутся в дом и каждый день будут радовать взгляд древним творением.

Готическое искусство

Данный образ очень тесно связан с церквями. Эталоном готических строений считают основополагающие городские соборы - наиболее высокие, с соответствующей символикой и множеством элементов декора. Готические здания визуально легки, со стороны кажется, что они, как бы, устремляются вверх. Особенно это старались подчеркивать остроконечными сводами, стрельчатыми рамами дверей и окон.

Для готического стиля обязательны следующие приметы:

  • За основу берется вертикальная ориентация;
  • Тематика ограничена, в основном связана с растительностью - листья дуба, винограда, трилистники и прочие;
  • Применяются прутья переменного сечения;
  • Главное - окончание, которое напоминает наконечник стрелы;
  • Величественность, стремление кверху.

Если не брать во внимание то, что готика считается довольно мрачной, она все же внесла весомый вклад в развитие архитектуры. Даже по сей день в строительстве часто встречаются готические мотивы, которые не обходятся без металлических изделий. Часто это остроконечные стойки с окончаниями в виде лилий. А также массивные фонари и черные лестницы особенно придают изысканности дому.

Романский стиль

Романский, или римский, пришел к нам также из глубокого средневековья. Для него характерны тяжелые выкованные ворота, в которых решетки расставлены по вертикали или по диагонали, то есть прутья образовывают кресты. А промежутки наполнены спиральными рисунками.

  • Монументальные, но простые формы;
  • Плотные и симметричные рисунки;
  • Округлые рамы;
  • Большинство узоров - в виде спиралей.

Модерн

Для модернизма подходят плавные фасоны с природными деталями, живописные эффекты. Плавные линии продолжают листья и цветы на лестницах, светильниках, фасадных панно и живописных полотнах.

С ним особенно хорошо сочетается металлообработка, потому как пластичные металлы позволяли создавать самые разнообразные декоративные изделия. В целом, интерес к кованому искусству в модерне не угасает по сей день.

  • Двумя основными композициями - линейными и объемными;
  • Важным завитком, с плавными и текучими линиями;
  • Усилением впечатления за счет металлических соединений;
  • Широким спектром методов обработки металла.

Его эстетику оценили лишь со временем. На данный момент модерн - один из популярнейших в современном искусстве, одинаково уместен как в саду, так и внутри помещения.

Ампир

Это не самостоятельный стиль, а некая переработка классики, которая обрела широкое распространение ближе к концу 18 столетия. Ампир характеризуется большими формами, плоскими фасадами и монументальными портиками. Говоря о декоре, используются металлические доспехи и щиты.

Художественная обработка металла стала неотъемлемым элементом стиля. Для литья, в свою очередь, характерна монументальность, линейность и массивность.

  • Множество скульптур;
  • Простейшие линии, округлость;
  • Меандры и растительные мотивы;
  • Вытянутая волюта;
  • Линейные установки.

Ампир сложно воплотить в жизнь при строительстве, но кованая оградка служит прекрасным дополнением, а орнамент выгодно подчеркивают, к примеру воинские доспехи.

Барокко

Барокко отличается контрастностью, пышностью, преувеличением всех динамичных образов. В архитектуре это всегда ассоциируется с роскошью, используется много деталей. А сложные формы, вычурность и скульптуры позволяют безошибочно узнать барочное здание среди других.

В эту эпоху кузнечное мастерство по-настоящему расцветает. Кузнец работает с архитектором рука об руку, за счет чего создаются сложнейшие декоративные части, дополняющие сооружение. Очень часто встречаются позолоченные версальские ограждения, балконные ограды, камины, балюстрады, дверные кольца и т. д.

  • Скульптуры пышные и рельефные;
  • Изломанные завитки с листьями и цветками;
  • Зачастую из центральной части ответвляются два завитка;
  • Симметричность;
  • Вплетение корон, гербов и прочих статусных элементов;
  • Сложные прямоугольные прутья.

При попытках воссоздать неповторимый интерьер барокко важно учитывать каждую мелочь, иначе получится полная безвкусица.

Рококо

Впервые в рококо архитекторы отказались от симметричного исполнения, акцентируя внимание на более фантазийных узорах. Огромную значимость получила иллюзия перспективы, потому линейные каноны для него не характерны. Крупные выкованные ограды уступают декорированию и более мелким частям.

Художественная ковка в дизайне экстерьера

Архитектуру часто сравнивают с застывшей музыкой. Испокон веков она создает пространственную среду для жизнедеятельности человека, привнося свою историю, настроение и душу. Летопись мира можно читать по фасадам старых зданий, формируя свое представление о культурных традициях и вкусах.

Железу отводится основополагающая роль в развитии художественно-прикладного искусства. На протяжении всего развития человечества оно было основным изобразительным средством, о чем свидетельствуют многочисленные памятники кузнечного ремесла — кованая ограда Летнего сада в Санкт-Петербурге, Главный вокзал в Праге архитектора Иозефа Фанта, Торшер в здании московского ГУМа, выполненный Александром Померанцевым.

Ковка, с прозводства
Архитектура, как железная летопись мира

Кованый металл присутствовал во всех архитектурных направлениях. Каждую эпоху он «одевал» в своем стиле, по которому судили о ценностях человечества.

Уже в древности кованые изделия обеспечивали прочность и долговечность конструкции, изготавливались на основе железных прутьев, которые затем декорировались с помощью растительных орнаментов, цветочных композиций или фигур животных.

В разные времена в моде были различные материалы, прутки имели определенное сечение и форму. Для романской эпохи и ренессанса - характерен круглый профиль, для готики — четырехгранный, а барокко допускал всевозможные комбинации. Мастера, умело пользуясь только им известными приемами кузнечного мастерства, обеспечивали единство функций и декора.

Каждая историческая эпоха оставила свой след в искусстве, выразившийся в смене архитектурных направлений, которых до сих пор придерживаются кузнецы при создании своих изделий. Романский стиль — это простота и монументальность, готика — суровость и мистицизм. Ренессанс пропитан античными мотивами, отличается гармоничностью и соразмерностью деталей с множеством «восьмерок», плетенок и спиралей. Любители замысловатых узоров и сложных форм оценят архитектурное направление барокко, приверженцы легкости и изящества — рококо. Кованые изделия в стиле классицизм, поражают своей гармоничной, уравновешенной композицией. Ампир характеризуется изобилием геометрических элементов с плавными, прямыми линиями, помпезностью и пафосом. Легкость, пластичность и ассиметричный рисунок свойственны для модерна. Мотивы греческой классики, использование цветочных и животных форм характерны для ар-деко. Синтезом культур и стилей стал постмодернизм. Для него характерна свобода художественного выражения, сочетающаяся с использованием современных технологий и материалов.

Современная архитектура городов успешно сочетает в себе инновационные решения и историческое наследие. Создание полноценных строительных объектов невозможно без учета окружающей обстановки, а также их соответствия человеческому бытию и ценностям, формирующим все составляющие жизненного благополучия.

Ковка, с прозводства
Экстерьер как единый художественный ансамбль

В современной архитектуре отсутствует доминирующий стиль. Сегодня на первом месте стоит индивидуальность — заказчик выбирает то, что соответствует его внутреннему миру и личным представлениям о красоте и функциональности, а мастер лишь делает слепок его сознания. Тем не менее, приступая к оформлению экстерьера, необходимо определиться с его стилевой ориентацией. Даже если это не будет ярко выраженное одно направление, архитектурный проект должен быть осмысленным и обоснованным.

Использование кованого металла в оформлении экстерьера является простым решением для тех, кто хочет придать индивидуальность зданию и подчеркнуть эстетику ландшафта. Богатый выбор изделий позволяет реализовать любую дизайнерскую задумку. Козырьки, решетки, фонари, входные перила и балконные ограждения можно выполнить в более сдержанном стиле, а на внешнем виде забора и ворот сделать основной акцент. Сначала следует решить, какие элементы будут доминировать, продумать их дизайн и компоновку. Кузнец подберет технологии и материалы для изготовления, которые воплотят творческий замысел, обеспечив при этом долговечность и стойкость к окислительным процессам.

Способности металла противостоять коррозии профессиональные мастерские уделяют особое внимание. Кованые изделия, эксплуатируемые на улице, требуют повышенной защиты от ржавления. Поэтому они подвергаются специальной обработке и покрываются несколькими слоями антикоррозионных составов, обеспечивающими стойкость к перепадам температур и атмосферным осадкам. При должном уходе и своевременном обновлении покрытий (раз в 5 – 7 лет) такие изделия прослужат не один десяток лет.

Кованый металл хорошо сочетается с деревом и стеклом. Это достаточно функциональные комбинации, подходящие для оформления экстерьера любых зданий. Оба материала чисты экологически, при правильной обработке обладают достойными эксплуатационными свойствами.

Стекло в сочетании с кованым металлом в любых изделиях смотрится выигрышно. Конструкции получаются легким и изящными. Современные мастера работают как с однотонными стеклами, так и витражами, используют проверенные технологии крепления составных частей. При выборе такой комбинации для уличных конструкций стоит учитывать риск механического повреждения. Также с ними нужно быть предельно осторожными во время реставрации или демонтажа.

Использование дерева в основании ворот, закованных в железо, садовая мебель с деревянными сидениями придает готовым изделиям оригинальное оформление, сделав их при этом функциональными и удобными. Однако данный материал более подвержен негативному действию атмосферных осадков и перепадов температур. Проблему можно решить, выбрав подходящий сорт дерева (лиственницу, дуб или ясень) и обработав специальными составами. Грамотно подобранные материалы и способы их защиты от разрушительного действия окружающей среды, имеют отменные эксплуатационные свойства и не теряют своей красоты длительное время.

Сад — важная часть жизненного пространства

Каждому из нас хочется иметь свой уединенный уголок со спокойной и уютной атмосферой. Одним из таких мест является сад. Это особое жизненное пространство, где приятно отдыхать в любое время года. Он является неотъемлемой частью приусадебного участка, а также логическим продолжением архитектуры дома. Наполняя пространство сада утилитарно декоративными объектами художественной ковки, мы формируем его неповторимый облик и особую атмосферу.

Найти применение кованому металлу на загородном участке не составит труда. Это большое поле деятельности для творчества художника, допускающее как типовые решения, так и разнообразные эксперименты. Мы предлагаем широкий ассортимент кованых изделий в помощь ландшафтному дизайнеру: беседки и мангалы, садовые арки и перголы, кронштейны для цветочных ящиков и горшков, скамейки, фонари и многое другое.

Изделия, выполненные методом горячей ручной ковки, изготавливаются, преимущественно, по индивидуальным эскизам. Это могут быть как легкие, ажурные композиции, которые станут частью растительного мира участка, так и тяжелые, массивные предметы экстерьера, принимающие на себя основной акцент в создании декора.

Компания Металлист накопила огромный опыт в изготовлении изделий художественной ковки. У нас Вы, наверняка, найдет то, что Вам по душе.

Стиль модерн и ковка

Архитектурный стиль модерн сформировался в Европе в конце 19 века и период его развития относится к 1890-м – 1910-м годам. Это было бурное время технологического скачка, приведшего к смене ремесленного производства товаров к его массовому выпуску. А в тоже время в архитектурной среде главенствовала стилистика эклектики, заключающийся в повторении и подражании старым художественным стилям. Новые строения за счет применения разностильных элементов архитектуры теряли единство гармонии. Сформировавшееся сословие новой буржуазии из-за своей художественной ограниченности и отсутствия в те времена дизайнерских бюро в условиях появления новейших технологий и товаров было не в состоянии гармонично оформить интерьерную и экстерьерную среду своего обитания. Поэтому довольно часто можно было наблюдать вычурно-аляпистые решения в оформлении зданий и его интерьеров. В конце 1880 годов передовые художники и архитекторы начинают искать новые формы отображения действительности, пытаясь выработать новый стиль, противопоставляющий эклектизму другие художественные приемы.

Художники изучали природу, обращались к восточным мотивам и стремились ярче и полнее отобразить красоты мирового бытия. Архитекторы и художники, создавая свои произведения, отбросили понятия геометрической четкости и обратились к иррациональному, создавая новый орнамент, форму, колорит.

кованые ворота в стиле Модерн

Отличительные особенности модерна

Отличительной особенностью модерна становится отсутствие прямых линий и углов и использование более изогнутых, плавных линий, похожих на изгиб стеблей растений, а также применение новых технологий (металл, стекло, железобетон, кованые изделия). Благодаря многочисленным Всемирным выставкам модерн стремительно распространился по Европе и наиболее ярко воплотился в произведениях декоративного искусства, живописи и архитектуре, а также в волшебных и незабываемых линиях кованых решеток.

Предметы интерьера, фасады зданий, кованые решетки, кованые ограждения, кованая мебель, контуры витража из матовых стекол, кованые кровати, кованые ворота, ювелирные украшения, кованые перила, рамки книжных обложек, театральные афиши были украшены множеством извивающихся в нервной подвижности, живых и лаконичности линий, которые беспокоили глаз и привлекали внимание. Мотив изогнутости линий, характерный для складок женского платья, развевающегося на ветру и выражал главную идею модерна- стремление к изысканной утонченности и капризности.

Линия в орнаменте модерна является основополагающей частью создаваемого предмета, будь то кованые изделия или полотна художника.

Стиль модерн заново определил место орнамента во всех видах искусства.

В основе орнаментального узора, который был неповторим, применялись цветы розы, вишни, гвоздики, плюща, ириса, шиповника, орхидеи, лилии и т.д. Роза являлась символом любви, счастья и красоты. Лилия – девственной красоты. Ирис ассоциировался с состоянием томности и неги.

Зачастую кузнецы, создавая художественную композицию, использовали образ дерева, который символизировал райскую жизнь или образ подсолнуха, который ассоциировался с праздностью жизни.

Животный мир также заполнял пространство орнаментального рисунка – это и лебеди, и летучие мыши, и павлины, и голуби, и орлы.

Важное и особое место в орнаменте модерна занимал образ Женщины.Такие художники модернисты как Михаил Врубель, Анри Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан создавали образ женщины-героини, женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы, насыщая и дополняя орнаментальную композицию.

В стилевом наполнении модерна существовали различные типы орнаментного декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и целостные орнаментные композиции завораживали взгляд зрителя и придавали ему волшебное очарование.

Признание и распространения модерна

Кованые перила с массивной ковкой стиля модерн

К началу 20-го века модерн как стиль получает международное признание и распространение. В каждой стране возникло свое название стиля.

  • В Великобритании его называли «Модерн стайл» (новый стиль), представители которого, такие как Макинтош, Ашби, отличались от европейских более сдержанными и консервативными формами.
  • В Австрии он получил название Сецессион. Основателями Сецессиона стали Климт, Вагнер, Гофман, которые отделились от объединения, представляющего академическое искусство.
  • Во Франции модерн стал называться Арт-Нуво (новый стиль), также как и одноименный магазин, открытый в Париже в 1895 г. , для оформления которого был приглашен бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, спроектировавший интерьеры залов в стиле модерн.
  • В Германии это Югендстиль (Молодой стиль), получивший название от одноименного журнала.
  • В Испании он назывался модернизм, а в Бельгии – стилем Вельде.
  • В Италии – стиль Либерти, а в США – «Тиффани стайл».

Наиболее ярко модерн проявился в архитектуре частных домов – особняков, вокзалов, доходных домов, торговых и промышленных зданий. В отличии от классических стилей он не подчеркивает, не разделяет, а наоборот сливает вместе разнородные, разнопримесные части предмета. И в этом его великая притязательность. Архитектура модерна также стремиться к созданию эстетически красивых и одновременно и функциональных зданий.

Большое внимание уделялось не только экстерьеру зданий с большим количеством кованых изделий, но и интерьеру, который продумывался до мелочей.

Бельгийский архитектор Виктор Орта

Бельгийский архитектор Виктор Орта был одним из первых, работавших в стиле модерн. Он активно применял новые материалы, придавая им необычные формы, напоминающие диковинные растения. Кованые лестничные ограждения, кованые люстры, кованые ручки, кованые кровати, кованые решетки – все очень тщательно прорабатывалось в единой концепции. В интерьере дома «Тасселя» в Брюсселе, расписанном Орта, кованые ограждения и кованые перила органично используют повторяющие орнаментные рисунки инкрустированного пола и настенных фресок. Эта цельность типична для направления Арт Нуво, который охватывает весь интерьер помещений вплоть до столовых приборов.

Во Франции модерн был популяризирован Эктором Гимаром, создавшим входные павильоны парижского метро.

Здание архитектора Виктор Орта в стиле Модерн

Художественная ковка в архитектуре Антонио Гауди

Дальше всех ушел от классических канонов выдающийся архитектор Антонио Гауди. Сооруженные им здания настолько органично вписались в окружающий пейзаж, что кажутся божественными. К ним относятся и Дом Мила, и уникально- воздушный Храм Искупления Святого Семейства, и изысканные кованые ворота для них.

Архитектура модерна разнообразна и неповторима. Здания, исполненные в этом стиле, могут напоминать и замки, и заводские корпуса, и мавританские дворцы.

Здание архитектора Антонио Гауди в стиле Модерн

Основные направления в стиле Модерн

  • Неоклассицизм-Парижский театр на Елисейских полях, Музей им.Пушкина в Москве, Лондонский отель «Пиккадили».
  • Неоромантизм- Католический Собор посольства Франции в Санкт-Петербурге, где используются элементы готики, романского стиля, ренессанса.
  • Рационализм – направление с преобладанием простых форм.
  • Иррационализм – Парижский магазин «Самаритен».

Кованый балкон в стиле Модерн

В отдельных регионах и крупных городах появляются свои отличительные черты модерна и как следствие своя терминология. Появились модерн парижский, венский, каталонский, венский, а в России – московский, петербургский и провинциальный. Некоторые архитекторы считали эти направления самостоятельными стилями.

Отказ от обязательных симметричных архитектурных норм отличительная черта модерна. Основной выразительной формой данного стиля стала гибкая, живая, изящная, воздушная, прихотливая и одухотворенная линия. Появляются новые формы. Одна из этих форм витринные широкие окна, предназначенные для магазинов. При популярности стиля модерн получает развитие многоэтажное строительство и окончательно складывается тип жилого доходного дома. Архитекторы и художники резко ломали привычные всем нормы и границы.

Модерн просуществовал порядка 30 лет, но за такое короткое время он оставил значительный след в архитектуре, в живописи, монументальной и книжной графике, ковке, рекламе, плакате, одежде, дизайне. Он как комета ярко осветил небосвод под названием искусство.

Эра модерна завершила крупный цикл развития искусства чуть ли не с античности. Он как стиль реализовал себя, хотя и не оставил после себя четких стилевых канонов создания художественных творений, так как все же сохранил многокрасочность эклектики. Закат данного стиля пришелся на 1910 годы и обусловлено это несколькими причинами. Модерн ярко выражал декоративно-прикладной характер, что приводило и к увеличению противников стиля, но самое главное это то, что изготовление предметов экстерьера и интерьера в этом стиле было очень сложным и дорогим.

Появившаяся возможность поставки на поток товаров массового спроса пошатнули позиции модерна и начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война окончательно низложило данный стиль. И новый Арт – Деко с его дешевыми и массовыми изделиями стал набирать силу. И до сих пор кованые изделия в стиле модерн привлекают к себе внимание человека благодаря неподражаемой красоте линий, их изящности и живости.

Читайте также: