Кровельная сталь это листовой металл толщиной

Обновлено: 28.09.2024

кро́вельная сталь ( кровельное железо ) — тонкая (толщиной 0,5—0,8 мм) листовая сталь, получаемая горячей или холодной (с последующим отжигом для повышения пластичности) прокаткой. Подразделяется на обыкновенную и оцинкованную. Из кровельной стали изготовляют кровли домов, вёдра, корыта, лейки.

Энциклопедия «Жилище». - М.: Большая Российская энциклопедия . А. А. Богданов, В. И. Бородулин, Е. А. Карнаухов, В. И. Штейман . 1999 .

Смотреть что такое "кровельная сталь" в других словарях:

Кровельная сталь — кровельное железо, листы из мягкой углеродистой стали (толщиной 0,25 2 мм), предназначенные главным образом для устройства кровли зданий, а также для изготовления металлической тары и изделий ширпотреба. К. с. обычно производят горячей… … Большая советская энциклопедия

КРОВЕЛЬНАЯ СТАЛЬ — кровельное ж е л е з о, тонкие листы (толщ. 0,25 2 мм) из низкоуглеродистой стали, предназнач. гл. обр. для устройства кровли зданий, а также для изготовления металлич. тары и изделий ширпотреба. Для предохранения от ржавления К. с. часто… … Большой энциклопедический политехнический словарь

СТАЛЬ КРОВЕЛЬНАЯ — листы из низкоуглеродистой стали толщиной от 0,25 до 2 мм, предназначенные, главным образом, для устройства металлической кровли (Болгарский язык; Български) покривна ламарина (Чешский язык; Čeština) krytinový ocelový plech (Немецкий язык;… … Строительный словарь

листовая сталь — [sheet/plate steel] стальные листы (шириной 650 5000 мм) или полосы в рулонах (шириной 1,5 мм) и холодной ( Энциклопедический словарь по металлургии

Листовая сталь — стальные листы (шириной 600 5000 мм) или полосы в рулонах (до 2350 мм), получаемые из Слябов или слитков на листопрокатных станах горячей (толщиной >1 мм) и холодной ( … Большая советская энциклопедия

Кровельные материалы — строительные материалы, предназначенные для устройства кровель зданий и сооружений. К. м. должны удовлетворять техническим (водонепроницаемость, атмосферо и морозостойкость, малая возгораемость) и экономическим (невысокая стоимость… … Большая советская энциклопедия

Строительные материалы — I Строительные материалы природные и искусственные материалы и изделия, используемые при строительстве и ремонте зданий и сооружений. Различия в назначении и условиях эксплуатации зданий (сооружений) определяют разнообразные требования к… … Большая советская энциклопедия

Кровельные работы — работы по устройству кровель зданий и сооружений из кровельных материалов. В современном строительстве наиболее распространены кровельные покрытия из рулонных материалов. Применяются также покрытия из мастичных и штучных материалов. В К.… … Большая советская энциклопедия

КРОВЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — строит. материалы для устройства кровель. К. м. подразделяются на рулонные (наиболее распространены), мастичные и штучные (листы, плитки); по исходному сырью на силикатные (асбестоцем. листы и плитки, черепица, природный шифер и т. д.), органич.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Кровельная сталь

кровельное железо, листы из мягкой углеродистой стали (толщиной 0,25—2 мм), предназначенные главным образом для устройства кровли зданий, а также для изготовления металлической тары и изделий ширпотреба. К. с. обычно производят горячей прокаткой на тонколистовых станах или холодной прокаткой на полосовых станах с последующим отжигом для повышения пластичности. Для предохранения от коррозии К. с. часто покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная К. с.). Часть К. с. выпускается в виде гофрированных листов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

кровельная сталь — (кровельное железо) — тонкая (толщиной 0,5—0,8 мм) листовая сталь, получаемая горячей или холодной (с последующим отжигом для повышения пластичности) прокаткой. Подразделяется на обыкновенную и оцинкованную. Из кровельной стали… … Энциклопедия «Жилище»

Особенности холоднокатаной стали

Холодная обкатка листовой стали – более дорогая процедура ввиду ее относительной сложности. Она сопровождается выравниванием заготовок по толщине, точным раскроем листов и иными видами обработки.

Описание

Холоднокатаные стали – определение, характеризующее плоские изделия из (не) ржавеющего сплава. Кратко процесс проката характеризуется выпрессовыванием горячепрокатных листов. ХКС идут на производство кузовов автомобилей, кровельного листа и десятков иных видов наиболее востребованной в народнохозяйственной деятельности продукции. От горячекатаной холоднокатаная сталь отличается большей гладкостью и однородностью.

Изначально ХКС выпускается рулонами – в основном благодаря своей небольшой толщине, не превышающей 5 мм. Диапазон толщины ХКЛ – от 350 мкм до 2 мм. Ширина листа – 50… 500 см, длина – не более 600. Дополнительная обработка заключается в закалке и отпускании, анодировании, окраске и т. д. Разница между ХКС и горячепрокатной заготовкой – в том, что последний не проходит все эти стадии защиты от коррозии. Она, эта защита, и не нужна, когда горячепрокатный лист состоит из нержавейки.


Получаемые заготовки высокопрочны – дополнительные стадии обработки включают в себя устранение внутренних механических напряжений листовой стали. Уменьшенная толщина – менее 1 мм – удаётся благодаря ступенчатой стадии выпрессовывания. Лист обладает выраженным металлическим блеском, поверхность его – ровная и гладкая, в отличие от ГКС заготовок.

Низкая подверженность образованию ржавчины обязана применению «спокойных» при выплавке сталей – их пористость исключена, что тормозит процесс окисления. А применение нержавейки и вовсе его исключит.

Особенности производства

В отличие от горячекатаной стали производство ХКС осложнено дополнительными технологическими этапами. Они требуют дополнительного оборудования на заводе, возрастают при этом затраты энергии. Произвести ХКС изделия в домашних условиях весьма затруднительно – в отличие от, к примеру, кованых элементов.

Начальная обработка

Чтобы процесс пошёл, необходимы горячекатаные листы толщиной хотя бы от 2 до 10 мм. Миновав стадии переплавки и первичного проката, после остывания лист скручивается в рулоны и передаётся на конвейер холодной обкатки. Далее будущую ХКС разворачивают и переносят на конвейерный горизонтальный стенд. Первоначальная обработка – счищение окалины и окисной плёнки.

Если не удалить оксиды железа с поверхности, то конечные характеристики ХКС нарушатся, а валы повредятся.

Чистят будущую ХКС от наслоений механическим способом: под давлением в десятки атмосфер на поверхности листовой заготовки раскидываются частицы металла, которые затем удаляются вручную (рабочими) или на автоматическом станке при помощи стальных щёток. Химическое удаление осуществляется при помощи растворов крепких минеральных кислот: от хлорных до фосфорных. Погружение листов в резервуар осуществляется на считанные секунды или доли секунд – чтобы кислота не успела разъесть весь лист; достаточно лишь удаления примерно 1/20 части по толщине. После протравливания лист вытирается насухо и просушивается. Современное листовое производство зачастую сочетает оба метода.

Обкатка, прессование

После полного удаления окиси железа рулонная продукция пропускается через конвейер, на котором листы прокатываются повторно, затем они проходят через обжимной механизм и при необходимости нарезаются при помощи автоматических ножниц. Чем больше стадий прокатки проходит листовой материал, тем выше скорость: первый обжим проходит на минимальных оборотах. На начальной стадии сматывания обработанного рулонного листа- «свитка» скорость намотки увеличивается примерно до 2 погонных метров в секунду, затем – при завершении обработки всей полосы – вновь снижается до минимального количества оборотов в секунду.

Финальные работы

Для улучшения внутренней структуры сплав проходит стадию отжига при 685 градусах по Цельсию. Эта термообработка позволяет легирующим добавкам и присадкам равномерно перемешаться с железной основой. Завершающие стадии – последнее обкатывание и нарезка материала на полосы. Готовые листы – термообработанная листовая сталь – отправляются на склад.

Характеристики

Толщина ХКС, как ранее отмечено, составляет от 350 мкм до 5 мм, ширина – 50… 3500 см, длина – 1… 6 м. Плотность сталей, из которых производят листовые заготовки холодного проката, – 7,85… 7,95 т/м3. Толщина 6 мм и более относится уже к горячепрокатным заготовкам, чья поверхность далеко не идеальна, обладает посредственным внешним видом. Для выпуска ХКС листов применяют стали от «Ст3» до «Ст8», к примеру, используется состав Ст08пс. Но полуспокойные образцы – гораздо менее распространённое явление, т. к. стальной сплав разновидности ПС содержит небольшое количество мельчайших пор, ускоряющих ржавление листов. Листовые заготовки, чья длина превышает 6 м, производятся лишь по особым заказам, а в массовом сортаменте они нецелесообразны.

Виды поставок

Холоднокатаная сталь – не только листы. Она поставляется в виде уголков, полосовой стали, профилей различного поперечного разреза, начиная с П-образного. Толщина профильной стенки (или полки) не должна превышать 5 мм. Изделия с аналогичным параметром от 6 мм являются уже горячим прокатом. Холоднокатаными считаются также одиночный или двойной тавровый прокат, прут с круглым или квадратным сечением, лента толщиной до 1 мм. Не являются изделиями из ХКС рельсовый прокат и ребристая арматура.


Марки

Сталь, используемая в горячем или холодном сортовом прокате, – простые среднеуглеродистые составы типа Ст3… Ст60. К нержавеющим сталям относятся все отечественные сплавы с содержанием 13… 26% хрома по массе, например, все марки типа 12Х18, 20Х13… 20Х18 и им подобные. Зарубежные аналоги имеют примерно те же параметры, что и отечественные, но стоят в несколько раз дороже – приобретать их не рекомендуется, т. к. они не лучше российских марок стали. Нормы по применению различных марок закреплены условиями соответствующих ГОСТ, каждый из которых регламентирует выпуск определённого типа и вида продукции.

Сферы применения

ХКС, произведённая из низкоуглеродистых составов, применяется для изготовления кузовщины автомашин. Тонкий профиль – до 5 мм – используют для сварки автомобильного каркаса. Тонколистовая нержавейка, к примеру, используется для производства топливных баков, другие, похожие на неё по свойствам заготовки – для выделки деталей двигателя и трансмиссии и т. д.

ХКС до 1 мм используют для производства жестяных изделий. Сталь, пропущенную через валы сверхвысокого давления, лудят оловом – наносят его тонким слоем. Нарезанная в полосы по 1,5 м шириной заготовка идёт на производство жестяных банок для пищевых продуктов и краски.

Холоднокатаная сталь толщиной до 1 мм применяется в производстве эмалированной посуды. Она проходит через всё те же технологические стадии, что и предыдущая продукция, затем подаётся в прессующие установки.

Профнастил (кровельная сталь) подвергается оцинковке или окрашиванию, благодаря которым он обретает коррозионную устойчивость. Использование нержавеющих листов обошлось бы слишком дорого, а это значит, что оцинковке или окрашиванию подвергнется самая дешёвая разновидность типа «Ст5Сп».

Кровельная сталь идёт на настил для наклонных поверхностей, обустройство заборов и перегородок, нередко её используют как заменитель сайдинга.

Как определить массу?

Вес проката определяется по общей формуле: достаточно лишь плотность марки стали, из которой выпущены заготовки, умножить на объём. Для плоского (не профилированного) листа задача упрощается: чтобы узнать объём, умножьте толщину на длину и ширину – эти размеры должны быть указаны для каждого наименования продукции, там же упомянута и марка стали, плотность которой можно уточнить в справочнике.

Все о рулонной стали

Рулонная сталь – востребованный в строительстве и промышленности материал, который используют для изготовления различных конструкций, укрытия сооружений и выполнения других задач. Холоднокатаные листы также встречаются в машиностроении и даже в ландшафтном дизайне.



Особенности

Рулонная сталь представляет собой практичный в работе материал. Среди особенностей и преимуществ изделия выделяют:

  • легкость транспортировки;
  • компактные размеры;
  • устойчивость к коррозии;
  • долгий срок службы;
  • устойчивость к перепадам температур;
  • повышенная прочность;
  • надежность.

А также нельзя не отметить доступную стоимость материала – фактор, который делает сталь востребованной.



Стандарты по ГОСТу

Характеристики и производство стали регулируют следующие документы:

В государственных стандартах указаны требуемые ширина и длина рулона, а также прописаны основные характеристики и свойства, которым должно соответствовать готовое изделие. Средняя масса металлических рулонов, вне зависимости от вида, должна составлять от 4 до 9 тонн, а внутренний диаметр рулона из листов толщиной 0,5 см не должен превышать 600 мм.

Производят сталь посредством методики холодной прокатки. За основу берут низкоуглеродистую сталь, на которую наносят специальное покрытие. В зависимости от типа покрытия выделяют 3 вида рулонной стали, о каждом стоит рассказать немного подробнее.

Оцинкованная

Оцинкованная сталь – наиболее распространенный вариант материала, который активно используют как в строительстве, так и на производстве, в частности, на автомобилестроительных предприятиях. Среди преимуществ материала выделяют доступную цену, долгий срок службы и высокую прочность. Недостаток – со временем сталь становится подвержена коррозии.

С полимерным покрытием

Материал такого типа используют в основном для изготовления элементов кровли и стенового профнастила. Если называть оцинкованный рулон с полимерным покрытием проще, то это крашеная сталь, у которой есть определенный цвет – RAL. А также такие стали характеризуются толщиной и шириной рулона, по этим параметрам осуществляют подбор элементов.

С полиэстеровыми слоями

Особенность материала – привлекательный вид, высокая прочность и отличная устойчивость к коррозии. Даже спустя много лет сталь с полиэстеровыми слоями не покрывается ржавчиной и сохраняет способность выдерживать большие нагрузки.

Маркировка

В зависимости от способа изготовления и оцинковки стальные полотна маркируют. Вот основные марки рулонной стали.

  • ХШ. Материал холодной штамповки.
  • ХП. Сталь для последующего холодного профилирования.
  • ПК. Металл под подкраску.
  • Н. Материал стандартной оцинковки.
  • Г. Лист, предварительно вытянутый на специальных станках.
  • ОН. Стальной лист общего назначения.



Обзор производителей

В России несколько заводов, которые занимаются изготовлением рулонной стали. Среди популярных производителей:

  • Новолипецкий металлургический комбинат;
  • ПАО «Северсталь»;
  • Магнитогорский металлургический комбинат.

Предприятия получают заготовки от надежных поставщиков, разгружая стальные изделия вагонами. У каждого производителя свои требования к погрузке и производству готового стального рулона.



Рулонная сталь – востребованный во многих сферах материал, популярность которого объясняется отличными эксплуатационными характеристиками.

  • Авиастроение и судостроение. Небольшой вес материала и устойчивость к коррозии позволяют обшивать сталью различные конструкции для продления их срока службы.
  • Промышленное и гражданское строительство. Довольно часто стальные листы задействуют для устройства кровель. Для этого рулоны подвергают холодной штамповке, что повышает прочность и улучшает свойства материала.
  • Автомобилестроение. Из стальных рулонов изготавливают корпуса транспортных средств.

Особенность рулонной стали – невысокая цена, которая привлекает большинство производителей и владельцев различных предприятий. Сегодня встретить подобный материал можно практически на любом заводе.



Советы по выбору

Подобрать прокат при разнообразии ассортимента не всегда бывает просто. Ускорить выбор поможет учет следующих факторов:

  • толщины листового материала;
  • геометрических размеров;
  • соответствия изделия ГОСТу;
  • толщины защитного слоя.

Стоит отметить, что производители РФ перед запуском стальных рулонов в продажу проводят испытания материала на соответствие характеристикам и свойствам, установленным стандартом.

Способы резки

Рулонную сталь при необходимости можно нарезать. Существует два способа резки материала.

  • Линия для резки. Оптимальный вариант, который позволяет обработку металла в промышленных масштабах. Среди преимуществ методики выделяют высокую скорость и эффективность резки стальных листов. В процессе можно регулировать длину и ширину готового листа. Линия представляет собой специальный агрегат, конструкция которой включает бункер для хранения рулона, валы для подачи прокладочного материала и основу – режущий узел.
  • Приспособление для продольной резки. Отличный вариант, если требуется изготовление крупногабаритного изделия. Рабочий процесс полностью автоматизирован, и это ключевое преимущество технологии. Для резки используется специальная машина, состоящая из транспортера, блока продольной резки и регулятора скорости движения. А также в составе комплекса предусмотрен барабан-разматыватель, отвечающий за намотку и размотку листов.

Резка расширяет возможности использования рулонной стали. В последнее время производители стали выпускать установки с лазером, обеспечивающие качественный раскрой листов. Среди выпущенных существуют поперечные и продольные лазерные агрегаты, которые постепенно набирают популярность.



Дополнительная обработка

Для защиты от коррозии стальных изделий производители предусматривают оцинковку. Процедура подразумевает нанесение на поверхность материала тонкого слоя цинка с обеих сторон полотна. А также металл способен вынести:

  • штамповку;
  • вытяжку;
  • гибку;
  • вальцовку.

Это доступные варианты обработки материала, которой его подвергают различные предприятия.



Покраска

Дополнительную защиту стальных листов обеспечивает покраска. Состав, которым в итоге будет покрыт материал, определяет большую часть свойств, срок службы и устойчивость к различным воздействиям. Рассмотрим популярные красящие компоненты.

  • Полиэстер. В основе лежит полиэфир. Сегодня такой вид покрытия считается самым востребованным и доступным в плане цены. Покраска полиэстером обеспечивает материалу стойкость к атмосферным осадкам, за счет чего поднимется его привлекательность в глазах кровельщиков.
  • Матовый полиэстер. Подвид предыдущего состава с долгим сроком службы и продолжительной гарантией. Особенность покрытия – привлекательный вид, который позволит добиться натуральной поверхности материала.
  • Пластизол. Устойчивый к коррозии и механическим повреждениям состав из среднего ценового сегмента. Недостатком красящего вещества для окраски металла является неустойчивость к воздействию температур.

А также популярностью пользуется полиуретановое покрытие оцинкованной стали, которое образует на поверхности шелковисто-матовый слой. Устойчивость к механическим повреждениям, ржавчине и осадкам – ключевые преимущества состава, который улучшает свойства окрашенной стали.

Перевозка и хранение

Оптимальный вариант для перевозки и хранения стальных изделий – скатывание их в рулоны компактных размеров. Широкое распространение металла требует регулярных перевозок материала с сохранением внешнего вида и характеристик.

Рулон обеспечит сохранность готового изделия, предотвратит повреждение любых покрытий и без труда поместится в транспортное средство на контейнер или в поддоны. Каждый рулон перед погрузкой маркируют, указывая размеры листов, ГОСТ, в соответствии с которым был произведен материал, а также наименование завода-изготовителя.

Читайте также: