Ттк на монтаж металлических ограждений

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах. Карта предусматривает устройство в смену 120 м барьерного ограждения из стального бруса на металлических столбах из двутавров (рис. 1) на насыпях высотой более 3 м в соответствии с типовым проектом 503-0-17 "Элементы ограждений автомобильных дорог", разработанным ГПИ "Союздорпроект" Минтрансстроя СССР.

Во всех случаях применения технологическую карту необходимо привязывать к местным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Барьерные ограждения устанавливают после устройства покрытия дороги, укрепления обочин, выполнения работ по планировке и укреплению откосов насыпи. Недостаточное уплотнение грунта обочин и откосов насыпи может привести к неравномерным осадкам и разрушению барьерного ограждения.

Элементы стального ограждения доставляют к месту установки автомобилями. Столбы выгружают вдоль участка работ, а монтаж брусьев ведут "с колес".

До начала работ по устройству барьерного ограждения восстанавливают проектную линию бровки земляного полотна и отмечают ее колышками через 15-20 м на прямых участках или участках кривых больших радиусов и через 10 м на участках кривых малых радиусов. На колышки выносят проектные отметки бровки.


Рис. 1. Схема расположения барьерного ограждения из стального бруса на насыпи высотой более 3 м:

1—линия бровки земляного полотна; 2—обочина; 3—кромка покрытия дороги; 4—первый столб начального участка; 5—брус начального участка; б—последний столб концевого и среднего участков; -7—брус среднего 'участка; 8—первый столб среднего участка

При устройстве барьерного ограждения выполняют бурение ям, установку столбов, монтаж брусьев, окраску барьерного ограждения (рис. 2).


1—линия бровки; 2—кромка покрытия: 3—бурильно-крановая машина; 4—колышки разбивки; 5—ямы под столбы; 6—передвижной деревянный щит для бетона; 7—столб; 8—брус ограждения; 9—маркировочная машина; 10—выгруженные столбы; 11—автомобиль с брусьями

Бурение ям

На участке работ размечают центры ям и обозначают иx шпильками в следующем порядке:

отмечают центры ям для первого (крайнего) столба по ходу движения (см. рис. 1), затем для средних и последнего столбов участка ограждения. При этом используют шаблон и шнур, натянутый по колышкам линии бровки (рис. 3).

Бурильную машину устанавливают поперек дороги, задним ходом подают к центру ямы и центрируют бур над шпилькой.


Рис. 3. Шаблон для разбивки центров ям:

1—шнур, натянутый по линии бровки; 2—колышки, забиваемые по линии бровки; 3—шпильки или колышки, забиваемые по центру ям

Ямы бурят вертикально опущенным буром диаметром 350 мм на глубину 1,1 м. Глубину ямы контролируют шаблоном (рис. 4).

При слабых грунтах на дне ямы устраивают основание из щебня или песчано-гравийной смеси толщиной 10—15 см с уплотнением слоя ручными трамбовками. Ямы в этом случае бурят на соответственно большую глубину.


Рис. 4. Контроль глубины ямы шаблоном:

1—шаблон; 2—уровень; 3—колышек разбивки бровки земляного полотна; 4—обочина; 5—откос насыпи

Установка столбов

Перед установкой столбов глубину ямы контролируют шаблоном и выравнивают дно под проектную отметку.

На дне ямы устраивают бетонное основание толщиной 10 см. Бетон доставляют автомобилем-самосвалом и выгружают на передвижной деревянный щит с полозьями и тросом для перемещения на новую позицию. Лопатами перекидывают бетон на дно ямы, разравнивают и уплотняют ручной трамбовкой.

Столбы длиной 1,8 м заранее нарезают из стали двутаврового профиля № 16. В полках по шаблону просверливают отверстия для болтов крепления энергопоглощающей промежуточной вставки и стальных брусьев. Готовые столбы транспортируют на участок работ и разгружают вдоль обочины в местах их установки.

Металлический столб клещами подтягивают к яме и опускают в нее так, чтобы полка с отверстиями была обращена в сторону проезжей части дороги. Монтажными ломиками выправляют положение столба в плане, отвесом проверяют его вертикальное положение и фиксируют послойной засыпкой бетоном примерно на 1/3 глубины ямы с тщательным трамбованием бетонной смеси. Все работы рекомендуется вести от конца барьерного ограждения к началу. Столбы устанавливают в следующем порядке: вначале последний столб концевого и среднего участков, затем на расстоянии 20 м маячный столб для среднего участка. Положение последнего столба концевого и среднего участков выверяют особенно тщательно, так как этот столб является маяком. Затем по шнуру, натянутому по маячным столбам, и шаблону устанавливают промежуточные столбы (рис. 5).


Рис. 5. Установка столбов по шаблону:

1—столбы ограждения; 2—шаблон; 3—отвес

После установки столбов на участке протяженностью 20—30 м окончательно выверяют их положение и при необходимости корректируют (до затвердения бетона).

Линия установки столбов должна быть прямой либо плавно очерченной кривой на кривых участках. Верх столбов должен возвышаться над уровнем бровки земляного полотна на одинаковом уровне.

Монтаж брусьев

Работы по установке брусьев ведут по направлению от конца ограждения к его началу.

Брусья ограждения из профильной стали с просверленными отверстиями для анкерных и скрепляющих болтов доставляют к участку работ бортовыми машинами. Монтаж брусьев ведут при помощи кранового оборудования бурильно-крановой машины или автомобильным краном с транспортных средств.

На каждом столбе двумя болтами укрепляют энергопоглощающую вставку.

Брус поднимают двухветвевым стропом с клещевыми захватами, подают к месту установки и прижимают на весу к столбам в проектное положение таким образом, чтобы совпали отверстия для анкерных болтов. Рабочие прижимают брус одним концом к энергопоглощающей вставке, другим - внахлестку к предыдущему установленному брусу, чтобы выступающий торец бруса был обращен в сторону направления движения. В отверстия вставляют анкерные болты и косые шайбы, слегка закручивают гайки, после чего снимают стропы, и бурильно-крановая машина переезжает к следующей балке.

После установки брусьев окончательно выверяют их плановое и высотное положение. Необходимо, чтобы их верхняя грань на стыках лежала на одном уровне и расстояние между линией бровки и лицевой гранью бруса составляло 0,75 м (по шаблону). Слегка рихтуют брусья в горизонтальной плоскости, добиваясь, чтобы совпали отверстия для болтов крепления брусьев между собой. Все операции по рихтовке брусьев производят при вставленном анкерном болте, чтобы не сместились отверстия. Затем окончательно затягивают анкерные болты, устанавливают и затягивают болты для скрепления брусьев между собой.

При общем контроле участка длиной 55 - 60 м проверяют очертание линии барьерного ограждения и устраняют отдельные искривления.

После окончательной выверки и исправления барьерного ограждения ямы заполняют бетоном до уровня обочины с тщательным уплотнением слоев (толщиной до 15 см). Щит с бетоном перемещают по участку работ автомобилем.

Окраска ограждения

Поверхность элементов ограждения тщательно очищают стальной щеткой от ржавчины, пыли и грязи, промывают водой и высушивают. Работу производят в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10°С.

Ограждение окрашивают масляной краской за два раза. Первый раз всю поверхность покрывают белой краской.

После ее просыхания на брусьях размечают границы белой и черной полос. Белой масляной краской окрашивают второй раз столбы и полосы шириной 2 м на брусьях и после её просыхания пистолетом-краскораспылителем окрашивают черную полосу шириной 1 м. При этом окрашенную белую поверхность покрывают трафаретом.

Баки маркировочной машины заполняют отфильтрованной масляной краской, имеющей вязкость 20—30 с по вискозиметру ВЗ-4. Оператор запускает двигатель компрессора, доводит давление воздуха в ресивере до 6 кгс/см 2 , открывает краны подачи воздуха в баки с краской и регулятором на пульте управления устанавливает рабочее давление. Затем открывает краны подачи воздуха к пневмоприводу мешалок для перемешивания краски в баках в течение 10—15 мин. После этого оператор открывает краны подачи воздуха и краски к форсунке пистолета-краскораспылителя. При движении машины вдоль барьерного ограждения оператор наносит краску на поверхность ограждения со стороны проезжей части. В конце участка перекрывают подачу краски, машину разворачивают, и при обратном движении оператор наносит краску на барьерное ограждение со стороны откоса. После полного высыхания первого слоя краски аналогичным способом наносят второй слой.

По окончании работы остаток краски сливают в бачки. Бак и всю систему промывают, продувают форсунку рабочего органа.

На окрашенном барьерном ограждении устанавливают и закрепляют болтами на середине брусьев светоотражающие устройства, покрытые светоотражающей краской или оклеенные светоотражающей пленкой. Светоотражающие устройства устанавливают с таким расчетом, чтобы справа по направлению движения находились элементы красного цвета, а слева - белого или желтого.

Требования к качеству работ

Участок готового барьерного ограждения из стальных элементов должен иметь правильную прямую или плавно очерченную кривую линию в плане и в продольном профиле, без выступов и провисаний. Столбы должны стоять вертикально. Верхние кромки брусьев должны быть в месте стыка на одном уровне.

При устройстве барьерных ограждений необходимо руководствоваться следующей технической литературой:

СНиП III-40-78 "Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ". М., Стройиздат, 1979;

Типовой проект 503-0-17 "Элементы ограждений автомобильных дорог". М., ГПИ "Союздорпроект", 1978.

Мастер при устройстве барьерного ограждения должен руководствоваться картой операционного контроля качества (раздел VIII).

Требования по технике безопасности

До начала установки барьерных ограждений участок работ ограждают переносными шлагбаумами и дорожными знаками в соответствии с "Инструкцией по ограждению, мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог", ВСН 179-73, М., "Транспорт", 1974.

Складирование элементов барьерного ограждения на откосах насыпей и выемок запрещается.

Поднимать столбы барьерного ограждения следует при; помощи специальных захватов (клещей).

При установке элементов барьерного ограждения и их рихтовке с применением кувалды необходимо соблюдать обеспечивающий безопасность производства работ интервал между рабочими.

При монтаже барьерного ограждения запрещена работа людей и механизмов в нижней части откоса на длине фронта работ плюс 15 м в обе стороны.

При очистке конструкций от грязи и ржавчины рабочие должны быть обеспечены защитными очками и респирато­рами.

При окраске барьерных ограждений лакокрасочными материалами следует строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Лакокрасочные материалы транспортируют и хранят в закрытой таре. Порожняя тара также должна быть закрыта. Замасленные обтирочные концы во избежание самовоспламенения в течение смены складывают в закрытые металлические ящики и после смены уничтожают.

При заправке бака краской и его очистке запрещается курить и пользоваться источниками открытого огня. Оператор маркировочной машины должен иметь защитные очки.

При строительстве стальных барьерных ограждений на автомобильных дорогах необходимо пользоваться следующей литературой по технике безопасности:

СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве". M., Стройиздат, 1980;

"Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог". М., "Транспорт", 1978;

"Типовая инструкция по охране труда для дорожных рабочих". М., Оргтрансстрой, 1979;

"Инструкция по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных)". М., "Транспорт", 1975.

III . указания по организации труда

Работы по устройству барьерного ограждения из стального бруса выполняют в светлое время дня.

Для выполнения работ организуют бригаду рабочих, в состав которой входят следующие звенья:

Звено по бурению ям

Машинист бурильно-крановой машины 5 разр.—1

Дорожный рабочий 2 " —1

Звено по установке столбов

Монтажники конструкций 3 разр.—3

Дорожные рабочие 2 " —2

Звено по монтажу брусьев

Монтажники конструкций: 4 разр.—1

Такелажник 2 " —1

Звено по окраске ограждений

Машинист маркировочной машины 4 разр.—1

Помощник машиниста (оператор) 4 " —1

Дорожный рабочий 2 " — 1

Водителя бортовой автомашины, доставляющей столбы и брусья к месту установки, в состав звеньев не включают.

Участок разбивают на сменные захватки длиной по 120 м и работы ведут поточным методом поочередно на четырех захватках.

Звено по бурению ям первые 4 ч смены занято на третьей захватке монтажом брусьев.

Вторую половину смены дорожный рабочий размечает по шаблону положение центров ям на первой захватке и отмечает их колышками, зачищает при необходимости дно ям и откидывает лишний грунт от бровки, а в конце смены помогает машинисту очищать бур. Машинист управляет бурильно-крановой машиной.

Звено по установке столбов ведет работы на второй и третьей захватках.

На второй захватке дорожные рабочие устраивают бетонные подушки на дне ям. Монтажники конструкций опускают в ямы и центрируют столбы и вместе с дорожными рабочими заполняют ямы на 1/3 глубины бетоном. Затем рабочие переходят на третью захватку и после установки и укрепления брусьев заполняют ямы бетоном до верха. Бетон доставляют автомобилем-самосвалом через 2 ч четыре раза в смену.

Звено по монтажу брусьев ведет работы на третьей захватке.

Машинист бурильно-крановой машины при помощи кранового оборудования поднимает брус, подает его к месту установки и удерживает на весу при монтаже.

Такелажник стропит брусья, дорожный рабочий и монтажник конструкций 3 разр. наживляют их анкерными болтами. Второй монтажник конструкций 3 разр. устанавливает и закрепляет болтами энергопоглощающйе вставки.

Монтажник конструкций 4 разр. контролирует и руководит выправлением положения брусьев и вместе с двумя монтажниками 3 разр. и одним 2 разр. окончательно затягивает болты.

На четвертой захватке, равной двум сменным, звено по окраске ограждения ведет все работы по окраске барьерных ограждений и установке светоотражающих устройств.

Машинист разметочной машины управляет машиной, а его помощник (оператор) управляет рабочими органами при нанесении краски. Дорожный рабочий очищает барьерное ограждение, размечает границы окраски черной краской.

Рекомендуется организовать работу звена по окраске ограждений через смену по мере накопления фронта работ.

При небольшом объеме работ отдельные захватки могут быть совмещены.

IV . ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО 240 м БАРЬЕРНОГО ОГРАЖДЕНИЯ ИЗ СТАЛЬНОГО БРУСА


Примечания. 1. Доставка столбов и брусьев к месту работы и раскладка столбов на обочине графиком не учтены.

2. Графиком учтено время на отдых рабочих.

3. Цифры над линией – количество рабочих, занятых в операции, под линией – продолжительность операции, мин.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ 3ATPAТ ТРУДА НA УСТРОЙСТВО 120 м БАРЬЕРНОГО ОГРАЖДЕНИЯ ИЗ СТАЛЬНОГО БРУСА

Ттк на монтаж металлических ограждений

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ СТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ С НАСТИЛОМ, ОГРАЖДЕНИЕМ И ЛЕСТНИЦЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту - ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004") по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (мастеров, производителей работ) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства строительно-монтажных работ по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей, с применением наиболее рациональных решений по организации, технологии и механизации строительно-монтажных работ, современных средств механизации, прогрессивных деталей, конструкций и строительных материалов и способов выполнения работ.

Рис.1. Стальные площадки

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс строительно-монтажных работ по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей.

2.2. Строительно-монтажные работы по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:


час.

2.3. В состав последовательно выполняемых строительно-монтажных работ по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей входят следующие технологические операции:

- установка и закрепление стальных стоек площадки;

- монтаж площадки с ограждением;

- монтаж маршевой лестницы с ограждением;


2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильный, стреловой, полноповоротный кран КС-3577-3К ( =15,5 т, передвижная электростанция Honda ET12000 (3-фазная U=380/220 В, электрическая шлифовальная машинка PWS 750-125 фирмы Bosch (Р=1,9 кг; N=750 Вт); однопостовый, сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (I=200 А, U=230 В, m=90 кг); ручная, электрическая, сверлильная, безударная машина ДИОЛД Rebir IE 1206-16/2000 ER ( 3-32 мм, N=2000 Вт, Р=6,3 кг); передвижной компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (подача сжатого воздуха 5,3 м/час, пневмогайковерт ударный Fubag IWC 1300 ( - 2,1 кг; размер крепежа 27 мм).

Рис.2. Автомобильный кран КС-3577-3 и график грузоподъемности

Рис.3. Электростанция Honda ET12000

Рис.4. Сварочный генератор ЕР-200Х2

Рис.5. Электрошлифмашинка PWS 750-125

Рис.6. Дрель Rebir IE 1206-16/2000 ER

Рис.7. Компрессор Atlas Copco XAS 97 Dd

Рис.8. Пневмогайковерт Fubag IWC 1300

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.6. При проектировании технологии строительно-монтажных работ по монтажу стальной площадки с настилом, ограждением и лестницей были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:

Ттк на монтаж металлических ограждений

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА ПЕШЕХОДНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту - ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004") по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства строительно-монтажных работ по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- установка пешеходных ограждений - 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс строительно-монтажных работ по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования.

2.2. Строительно-монтажные работы по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав последовательно выполняемых строительно-монтажных работ по установке пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования входят следующие технологические операции:

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 ( =11 кВт, m=150 кг); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (m=48 кг, =90 л); бурильная машина БМ-205Д на базе пневмоколесного трактора МТЗ-82 ( до 2,0 м, от 200 до 550 мм); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 ( =6,6 м); автомобильный бетоносмеситель CБ-159А (ёмкость смесительного барабана по выходу готовой смеси

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 О перационно-технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования ее при устройстве котлованов глубиной до 6 м с креплением вертикальных стенок стальными двутавровыми балками или стальными трубами.

1.2 Крепление вертикальных стенок котлована выбрано двух типов: с использованием стальных двутавровых балок № 50 по ГОСТ 8239-89 с шагом 500 мм согласно рисунку 1 и стальных труб Æ 219 мм по ГОСТ 8732-78* с шагом 500 мм согласно рисунку 2.


Рисунок 1 - Крепление стенок котлована с применением двутавровых балок


Рисунок 2 - Крепление стенок котлована с применением труб

1.3 Стальные двутавровые балки забивают копровой установкой на базе крана-экскаватора Э-10011 в соответствии с рабочими чертежами на устройство крепления стенок котлована.

1.4 Стальные трубы погружают бурильно-крановой машиной ЛБУ-50 в соответствии с рабочими чертежами на устройство крепления стенок котлована.

1.5 При привязке технологической карты к конкретным условиям необходимо произвести расчет ограждения и, при необходимости, изменить длину забиваемых элементов или предусмотреть дополнительное крепление.

1.6 Производство работ по погружению шпунта и труб в непосредственной близости от существующих инженерных коммуникаций и конструкций зданий и сооружений осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», ППР и нормативных документов эксплуатационных организаций.

1.7 Карта предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением карты в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места (АРМ) проектировщика , подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 До начала производства работ строительная организация должна:

- получить следующие документы:

а) проект производства работ;

б) скорректированный план (с учетом пробной забивки) расположения балок или погружаемых труб от существующих подземных коммуникаций, а также от воздушных сетей, в том числе от контактных сетей городского транспорта;

в) согласно полученного ордера получить разрешение на производство земляных, свайных и буровых работ от организаций, эксплуатирующих подземные коммуникации и воздушные сети в данном районе, при необходимости - и от ГИБДД МВД России.

- снести существующие строения, мешающие производству работ;

- оградить стройплощадку временным забором;

- освободить площадку от мусора и посторонних предметов;

- спланировать площадку для отвода поверхностных вод. Уклоны должны быть в пределах 0,5 - 1,0 %. Отдельные возвышения и впадины не должны превышать 10 см;

- устроить временные дороги и подъездные пути для подвоза балок, труб и оборудования. Ширину подъездов к площадке и внутриплощадочных проездов установить 7,0 м при двухстороннем движении и 3,5 м - при одностороннем. На закруглениях дорог необходимо устраивать уширения. Ширина проходов для работающих должна быть не менее 1,0 м;

- провести геодезическую разбивку осей вертикальных стенок котлована и центра каждой двутавровой балки или трубы; закрепить его штырем или деревянным колышком, забитым на глубину 0,2 - 0,3 м;

- разгрузить и складировать стальные двутавровые балки и трубы кранами в соответствии с ППР;

- произвести работы по отшурфовке, вскрытию, подвеске подземных коммуникаций, попадающих в зону производства работ, под наблюдением производителя работ или мастера и лиц, ответственных за эксплуатацию этих коммуникаций.

2.2 Забивка двутавровых балок.

2.2.1 Перед забивкой стальных двутавровых балок необходимо проверить наличие их заводских паспортов и соответствие размеров, указанных в паспорте.

2.2.2 Забивка балок молотами должна производиться с применением наголовников, оснащенных деревянными прокладками, соответствующими поперечному сечению балки, зазоры между полкой балки и стенкой наголовника не должны превышать 1 см.

2.2.3 Необходимо провести техническое освидетельствование копровой установки, проверить комплектность стропов, приспособлений, а результаты освидетельствования записать в журнале производства работ.

2.2.4 При подъеме балку удерживать от раскачивания и кручения с помощью расчалок.

2.2.5 Передвигать копер допускается только при опущенном молоте.

2.2.6 Перед началом работ по забивке балок их располагают таким образом, чтобы они находились в радиусе действия копра и не мешали его передвижению. Примерная схема их расположения показана на рисунке 3.

2.2.7 После того, как балка окончательно установлена на мачте копра, закреплена в наголовнике и опущена на место забивки, на нее опускают молот.

2.2.8 Первые удары по балке произвести при малой высоте молота, чтобы легкими ударами закрепить ее в грунте и придать ей нужное направление.

2.2.9 Дальнейшая забивка балок производится полной энергией удара молота.

Рисунок 3 - Схема производства работ по забивке стальных двутавровых балок и схема производства земляных работ

2.2.10 В процессе погружения балки особое внимание следует уделять правильному ее положению (сохранение вертикальности или заданного угла наклона) и направляющей стрелы сваебойного агрегата.

2.2.11 Время, необходимое для подъема и установки балки, зависит от ее длины и массы, а также от условий подачи балки к копру. Время, затрачиваемое на погружение балки, зависит от грунтовых условий, глубины погружения и от типа применяемого молота. Для построения графика производства работ принято по ЕНиР усредненное время погружения 1 балки - 10 мин.

2.3 Бурение скважин и установка труб.

2.3.1 При креплении стенок котлована стальными трубами их устанавливают в предварительно пробуренные скважины. Эту работу выполняют бурильно-крановой машиной ЛБУ-50 согласно рисунку 4.

2.3.2. Возможность бурения скважин бурильно-крановой машиной ЛБУ-50, определяют пробным бурением.

2.3.3 Если в процессе вращательного бурения будет иметь место прихват шнеков в слабых оплывающих или слабо увлажненных глинах и суглинках, то следует применять ударно-канатный способ бурения.

2.3.4 При невозможности осадить трубу на требуемую глубину следует углубить скважину, а затем забивать трубу.

2.3.5 Перед началом работ буровой машины необходимо:

- установить над местом расположения скважины и запустить двигатель бурового агрегата;

- поднять мачту буровой установки, установить ее вертикально (по отвесу), поддомкратить и закрепить защитными хомутами.

- поднять и установить первый шнек и шпиндель, проверить надежность соединения буровой колонки со шнеком, откопать приямок в месте расположения скважины и опустить вращатель.

2.3.6 В начале бурения скважины проводятся следующие операции: забуривание первого шнека на малых оборотах вращателя с целью предотвращения искривления скважины (отклонения ее от вертикали); после погружения первого шнека в грунт остановить вращение шнековой колонны.

Рисунок 4 - Схема производства работ по погружению стальных труб с предварительным забуриванием и схема производства земляных работ

2.3.7 Для продолжения бурения скважины поднять вращатель на высоту шнека (1,7 - 1,8 м), установить очередной шнек на хвостовик шнековой колонны, соединить шнеки между собой запорным пальцем, обязательно застопорив его фиксатором, а затем, для соединения головки шпинделя вращателя с хвостовиком шнека, вручную опустить вращатель и повернуть шпиндельную головку.

2.3.8 Включить вращатель и продолжить бурение на 2-й -3-й скорости, отбрасывая при этом грунт, подаваемый шнековой колонной, из устья скважины.

2.3.9 После достижения глубины скважины, соответствующей проекту, бурение прекратить.

2.3.10 Произвести подъем шнековой колонны, выполняя следующие операции:

а) прекратить подачу вниз шнековой колонны и в течение 2 - 5 минут осуществлять ее свободное вращение (раскручивание);

б) остановить вращатель и поднять его на высоту 1,5 - 1,7 м;

в) соединить серьгу с хвостовиком шнековой колонны с помощью пальца с защелкой или болта, исключающих самопроизвольное соскакивание серьги с хвостовика шнековой колонны во время подъема и опускания ее на землю;

г) максимальное количество извлекаемых шнеков при подъеме шнековой колонны не должно быть более четырех;

д) установить под поднятой частью шнековой колонны подкладную вилку, снять расположенный выше вилки пружинный фиксатор и выбить соединительный палец;

е) приподнять шнековую колонну на 10 - 20 см. В случае заклинивания соединения шнеков разъединить их ударами молотка;

ж) отсоединенную часть шнековой колонны отвести в сторону, одновременно опуская ее, а затем повторить все те же самые операции, упомянутые в п.п. «в», «г», «е», до полного извлечения колонны из скважины.

и) поднять обсадную трубу и установить ее вертикально над устьем скважины.

к) свободно опустить трубу в скважину, а затем ее осадить до требуемой глубины, забивая ударной бабой.

2.3.11 Бурение и погружение труб возможно с использованием стойки копровой универсальной СКУ-1, смонтированной на базе крана-экскаватора ДЭК-251. Для обслуживания стойки используются лебедки базового крана: лебедка основного подъема обеспечивает работу дизель-молота, лебедка вспомогательного подъема выполняет подтаскивание и установку труб, а стреловая обеспечивает работу бурового оборудования.

2.4 Земляные работы.

2.4.1 Разработку котлована производить экскаватором с погрузкой грунта в автосамосвалы и вывозом с территории строительной площадки.

2.4.2 По мере отрывки котлована устраивают съезды с уклоном до 12 ° .

2.4.3 Отрывку котлована, а также доработку недоборов производить, как правило, до проектных отметок с сохранением природного сложения грунтов основания. Допускается разработка грунта в два этапа: черновая - с отклонениями по недобору или перебору грунта, а также зависящая от рабочего органа землеройной машины, и окончательная, выполняемая непосредственно перед возведением конструкций соответствующим оборудованием или инструментом. Планировку дна котлованов больших площадей производить бульдозером.

2.4.4 Отрывают котлован захватками длиной 50 м согласно рисункам 3 и 4, экскаватором ЭО-4124Б, оборудованным обратной лопатой.

2.4.5 Разработку грунта котлована на первой захватке начинают после забивки стальных двутавровых балок или погружения стальных труб по обеим сторонам котлована.

2.4.6 Разработку грунта котлована производить послойно, причем, первые четыре слоя глубиной по 1 м, а следующие четыре слоя глубиной по 0,5 м в соответствии с рисунком 5.

2.4.7 Экскаваторы ЭО-4124Б, оборудованные обратной лопатой, не добирают грунт на расстоянии 1 м от забитых двутавровых балок или погруженных труб.

Разрабатывают этот грунт экскаватором, оборудованным грейферным ковшом.

2.5 Устройство забирки.

2.5.1 Устройство забирки выполняют послойно снизу вверх, по мере разработки грунта слоями по 1000 и 500 мм в соответствии с рисунком 5.

2.5.2 Для установки доски за полки двутавровых балок устраивают штрабу высотой равной ширине доски -100 мм. Штрабу выбирают разной глубины: 60 мм у одного края и 100 мм у другого, как показано на рисунке 6.

2.5.3 Доску забирки вставляют в штрабу, заводят за полки двутавровых балок и устанавливают в проектное положение.

2.5.4 При креплении стенок стальными трубами устройство забирки начинают с приварки к трубе уголка L50 ´ 5 мм длиной, равной толщине разрабатываемого слоя грунта 1000 или 500 мм. Катет сварного шва -5 мм.


Примечание : Цифрами обозначен порядок установки досок забирки

Рисунок 5 - Последовательность установки досок забирки


Примечание : Цифрами обозначен порядок установки досок забирки

Рисунок 6 - Схема установки досок забирки

2.5.5 Каждую устанавливаемую снизу вверх доску одним концом заводят за приваренный к трубе уголок, а другой закрепляют уголком L50 ´ 5 мм длиной 80 мм, приваривая его к другой трубе. Катет сварного шва -5 мм.

2.6 Схемы организации рабочего места при устройстве металлического ограждения для крепления откосов котлована показаны на рисунке 7.

Схема организации рабочего места при забивке двутавровых балок:

1 - забитые двутавровые балки; 2 - забиваемая двутавровая балка; 3 - копровая установка;
4 - склад двутавровых балок; М - машинист копровой установки; К1, К2 - копровщик


Схема организации рабочего места при установке стальных труб:

1 - установленные стальные трубы; 2 - пробуренная скважина; 3 - склад труб; 4 - бурильно-крановая машина ЛБУ-50;
М1 - машинист бурильно-крановой машины; Б1, Б2, Б3, Б4 - бурильщики


Схема организации рабочего места при разработке котлована экскаватором, оборудованным обратной лопатой:

1 - экскаватор ЭРО-4124Б; 2 - автосамосвал КамАЗ-55111; М - машинист экскаватора; ПМ - помощник машиниста экскаватора


Схема организации рабочего места при разработке участков котлована экскаватором, оборудованным грейфером:

1 - установленные стальные трубы; 2 - экскаватор ЭО-4124Б; М - машинист экскаватора; ПМ - помощник машиниста экскаватора

Схема организации рабочего места при устройстве забирки по стальным двутавровым балкам:

1 - забитые двутавровые балки; 2 - установленные доски забирки; 3 - склад досок; П1, П2, П3 - плотники

Схема организации рабочего места при устройстве забирки по стальным трубам:

1 - установленные трубы; 2 - установленные доски забирки; 3 - склад досок; 4 - склад уголков; С - электросварщик; П1, П2, П3 - плотники

Рисунок 7 - Схемы организации рабочего места

2.7 Приемы организации труда по этапам должны предусматривать выполнение производственных операций в технологической последовательности, приведенной ниже.

2.7.1 Планировка поверхности бульдозером.

Бульдозер, перемещаясь по оси забивки двутавровых балок, производит срезку выступающих участков грунта и засыпку углублений. Таким же образом производится планировка участков, по которым перемещается копровая машина.

2.7.2 Забивка двутавровых балок.

Копровщик (К2) надевает кольцевой строп на двутавровую балку и затягивает его. Затем второй конец кольцевого стропа набрасывает на крюк лебедки перемещения свай.

Копровщик (К2) отходит от застропованной балки на безопасное расстояние и подает команду машинисту копровой установки о подъеме балки на 20-30 см над опорой. Убедившись в надежности строповки, он дает сигнал поднять и переместить балку к месту забивки.

Машинист копровой установки перемещает балку к месту забивки, а затем поднимает молот до упора в свайную стрелку. При отклонениях балки копровщики (К1), (К2) разворачивают ее так, чтобы ее верх был направлен в раструб наголовника молота. Машинист копровой установки заводит верхний конец балки в наголовник дизель-молота.

Машинист копровой установки по команде копровщика (К2) запускает дизель-молот при сбросе ударной части молота с высоты 0,6 - 0,8 м. Копровщик (К2) системой подачи топлива регулирует режим работы дизель-молота так, чтобы высота подскока его ударной части была 0,8 - 1,0 м. Копровщик (К1) следит за вертикальным положением забиваемой двутавровой балки

2.7.3 Разработка грунта экскаватором.

Экскаватор ЭО-4124Б, оборудованный обратной лопатой, послойно разрабатывает грунт с погрузкой его в транспортное средство.

Экскаватор ЭО-4124Б, оборудованный грейфером, разрабатывает грунт в непосредственной близости от забитых стальных двутавровых балок.

2.7.4 Устройство забирки между двутавровыми балками.

Плотники (П2), (П3) рулеткой измеряют расстояние между полками забитых двутавровых балок, отпиливают доски по размеру и переносят их к месту установки.

Плотники (П2) и (П3) лопатами выбирают штрабу выше установленной доски забирки.

Плотник (П1) вставляет доску в штрабу.

Плотники (П2) и (П3) молотком и монтажным ломом устанавливают доску в проектное положение.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Технический контроль качества земляных работ производится в процессе строительства и заключается в систематическом наблюдении за соответствием проекту выполняемых работ и соблюдении требований СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Состав контролируемых показателей, предельные отклонения, объем и методы контроля при производстве земляных работ даны в таблице 1.

Таблица 1 - Величины предельных отклонений при производстве земляных работ

Контроль (метод и объем)

1. Отклонения отметок дна выемок от проектных (кроме выемок в валунных, скальных и вечномерзлых грунтах) при черновой разработке:

- для одноковшовых экскаваторов, оснащенных ковшом с зубьями с механическим приводом по видам рабочего оборудования:

Измерительный, точки измерений устанавливаются случайным образом; число измерений на принимаемый участок должно быть не менее:

Читайте также: