Лаковая роспись по металлу на урале

Обновлено: 18.05.2024

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов (главный из которых красавица-роза), законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за 270-летний период ее существования.

Лаковая живопись по металлу зародилась в XVIII веке на уральских заводах, принадлежавших Акинфию Демидову. Сперва разрисовывали простые железные пластины, а позже художники стали украшать росписью полезные в хозяйстве металлические подносы. К концу XVIII века были уже сформированы основные сюжеты росписей нижнетагильских живописцев. От местных старообрядцев-иконописцев художники переняли технику трехслойной живописи по красновато-коричневому грунту. Тагильские подносы покрывались прозрачным «хрустальным» лаком, обладающим завидной прозрачностью и блеском. Его изобретение приписывают семье местных живописцев Худояровых.

Расцвет промысла пришелся на середину XIX века, когда при нижнетагильском заводе открылась живописная школа, в которой готовили художников из крепостных мальчиков. Живопись этого периода можно разделить на два вида: реалистическую и народный примитив, схожий с лубком. Примитивные росписи наносились на недорогие изделия, расходившиеся среди крестьян окрестных деревень и заводских рабочих. Подносы, сделанные из качественных металлов, с реалистичными рисунками — историческими сюжетами, красивыми ландшафтами — приобретали люди более состоятельные. В XIX веке в Нижнем Тагиле подносный промысел стоял на втором месте по числу занятых в нем людей.

podnosy-nizhniy-tagil02

После революции и гражданской войны подносный промысел был почти утерян. Однако в 70-х годах в Нижнем Тагиле началось его возрождение. В 1976 году была выпущена первая группа художников в СПТУ № 49, владевших восстановленной техникой тагильской лаковой росписи.

podnosy-nizhniy-tagil03

В 1977 году построен завод по росписи подносов от предприятия «Эмальпосуда», на базе которого в 1991 году по решению трудового коллектива была создана фирма «Метальная лавка». Руками тагильских мастеров-художников восстановлены цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись. Выросла плеяда талантливых мастеров — гордость предприятия.

podnosy-nizhniy-tagil04

За последние тридцать лет изделия промысла экспонировались в крупнейших музеях страны, с успехом вывозились на выставки в Индию, Болгарию, Чехию, Германию, Италию и другие страны.

Лаковая роспись по металлу. Нижний Тагил.

т1 (519x400, 93Kb)

Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в Нижнем Тагиле. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения.

Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX веков и 1-ой половины XIX века и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, прялок и прочих предметов крестьянского обихода.

т2 (602x400, 136Kb)

На заводе Демидовых работали пришлые люди со всех концов России. Основоположником лакового дела на Урале считается А. С. Худояров. Он изобрел в 60-х годах XVIII века знаменитый "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы. Подносы-картины середины XIX века были вытеснены настольными, утилитарными подносами с народной цветочной росписью.

Характерным является такое расположение рисунка на подносе, в котором преобладают вертикально ориентированные букеты с изображением крупных цветов и фруктов, как бы растущих из вазонов. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета.

т3 (533x400, 160Kb)

Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.

Сохранились подносы, изображающие мифологические, исторические, военные сцены, сельские и городские пейзажи (копии картин и гравюр). Они украшены обрамлением из гирлянды цветов, искусно нанесённых золотом или серебром. Писались такие работы согласно гравюрным и живописным оригиналам в три слоя по красновато-коричневому грунту. Были и композиции с букетами цветов на золотом , зелёном, красном фонах. Оба вида товаров были дорогими. Но была и потоковая ремесленная живопись – однослойная цветочная роспись, пользовавшаяся в быту купцов, мещан, зажиточных крестьян.

Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.

Лаковая роспись по металлу. Жостово.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

ж1 (400x400, 82Kb)

ж5 (414x400, 43Kb)

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

ж2 (509x400, 58Kb)

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

ж4 (496x400, 53Kb)

Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.

В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

ж3 (570x400, 55Kb)


Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.

В наше время жостовские подносы находятся во многих музеях мира.

ж6 (551x400, 132Kb)

В самой деревне Жостово многие местные жители занимаются промыслом, чем и увеличивают своё благосостояние. Одни в сараях своих жилищ изготовляют сами подносы, другие же их расписывают. В основном, для туристов как отечественных, так и иностранцев. Многие художники, ранее работавшие на фабрике, перешли на кустарное производство, объёмы которого превышают выпуск продукции фабрикой.

Тагильский подносный промысел


Особенной популярностью у отечественных и зарубежных почитателей искусства, пользуются русские художественные лаковые промыслы, они включают в себя изготовление изделий из папье-маше, украшенных жанровой живописью, а также производство железных подносов с декоративной, преимущественно цветочной росписью.

Декоративная роспись подносов зародилась в двух известных ремесленных центрах: это Жостовская фабрика подносного промысла в Подмосковном городе Мытищи и Уральский подносный промысел из города Нижний Тагил. Именно тагильский промысел является родоначальником этого удивительного по красоте и самобытности художественного промысла.

Что послужило стартом для Тагильского промысла

Преобразования и реформы Петра 1, способствовали бурному развитию горнозаводского дела на Урале. Появление подносного промысла в первую очередь связано с производством листового железа на заводах промышленников Демидовых в Нижнем Тагиле.

В связи с развитием горнозаводской промышленности, началось активное заселение Уральской земли русским населением в 18 веке. Ремесленники привнесли в этот регион традицию русской народной декоративной росписи по дереву и бересте, которая в дальнейшем отразилась в лаковой живописи. Особое влияние на развитие росписи по художественным лакам оказала иконопись старообрядцев.

Кто основал лаковую роспись подносов

В середине 18 века, многие уральские старообрядцы занимались иконописью, совмещая с росписью домашней увари, сундуков, шкатулок, а также картин на металлических основах.

Одним из основателей лаковой росписи по металлу считается Андрей Степанович Худояров, организовавший собственную мастерскую. Именно этому художнику принадлежит секретный рецепт необычайно прозрачного и стойкого «хрустального» лака. О его таинственных свойствах ходят легенды, даже среди историков промысла. В скором времени тагильские или как их тогда называли «сибирские» подносы заняли прочные позиции на российских ярмарках и даже вывозились на экспорт за границу.

Основатель Н.Н. Демидов

Н.Н. Демидов желал укрепить позиции уральских промыслов и сохранить традиции уникальных ремесленных знаний. Для этого в 1806 году в Нижнем Тагиле была открыта специальная художественная школа, в которой преподавали именитые выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Копируя известные классические жанровые и портретные произведения, молодые талантливые художники приобщались к высокому искусству. Получили распространение исторические и мифологические сюжеты и стали проникать в лаковую живопись по металлу. Подобную жанровую и сюжетную роспись на подносах создавали в основном под заказ.

К середине 19 века на смену подносам-картинам, приобрели популярность более расхожие и различные по формам подносы с цветочной росписью в маховой технике письма, так характерной для уральской и сибирской народной утвари. Хотелось бы заметить, что уральский подносный промысел оказал своеобразное влияние и на промысел Жостова. Мастера промысла позаимствовали не только металлическую основу для росписи, но и некоторые формы подносов, разработанных именно в тагильском промысле, таких как «гитарный», «прямоугольный», «сибирский» и «круглый».

Грядут изменения

В конце 19 – начале 20 века тагильский промысел приходит в упадок. Подобная участь характерна для большинства центров народных промыслов, поскольку не многим удалось выжить после революции 1917 года и затем возродиться. Тагильский подносный промысел сумел выжить, сохранив для будущих поколений возрожденную с новой силой уральскую роспись.

Восстановление в Нижнем Тагиле коренного уральского письма на новом качественном уровне началось в 1970-е годы. В 1976 году на заводе «Эмальпосуда» начинают проводить эксперименты по возрождению уральской росписи. Большая роль по возрождению стиля уральского письма, принадлежит искусствоведу В.А. Барадулину. В то же самое время в Уральском училище прикладного искусства в городе Нижний Тагил, начались работы по подготовке художников декоративной росписи подносов в технике уральского письма.

Развитие и становление промысла

Развитию и становлению тагильского промысла в конце 1970-х – начале 1980-х годов послужило плотное изучение предметов народного быта с уральской росписью в краеведческих музеях Урала. Также к работе над возрождением росписи привлекались опытные старейшие мастера, владевшие секретными приемами. Среди них художник Агриппина Васильевна Афанасьева. Ее художественные работы стали наглядными образцами для работы молодых начинающих художников.

Техника тагильского письма

Техника письма тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают писать с подмалевка, наносится он пальцами, размечая тем самым основные цветочные массы, затем по подмалевку ведется уже вся роспись в технике двойного мазка.

Таким образом на кисть одновременно набирается две краски, это особая техника так называемой белильной «разживки» или «разбела».

Белила или более светлая по оттенку краска «оживка», набирается на внешний край кисти «носочек», который вращают таким образом чтобы белила легли по контуру цветка или листа.

Благодаря этому не хитрому приему получается плавный переход от насыщенного цвета к белому или более мягкому светлому оттенку, что способствует единению всей цветовой гаммы росписи, добиваясь тем самым «оживления» цветочной композиции.

Основатель Тагильской розы Агриппина Васильевна Афанасьева

Яркие и самобытные подносы А.В. Афанасьевой, отображают все особенности уральского письма. В ее работах можно проследить всю виртуозность владения кистью, легкость и свободу живописного написания цветочных мотивов, а также свежесть и красоту природных оттенков цветов.

Что же отличает Тагильские подносы в технике письма от Жостово?

Одной отличительной особенностью тагильского подносного письма, является то, что цветы в композиции располагаются свободно, не перекрывая друг друга. Также тагильское подносное письмо отличает, что нет многослойной техники письма, цветы пишутся за один прием.

О художниках, возродивших технику письма тагильского подноса

Успех и развитие подносного промысла Нижнего Тагила на разных этапах возрождения помогли обеспечить такие именитые художники как:

Л.Безденежных,Т.Юдина, А.Бабаева, Н.Хохлова, Т.Гуляева, Л.Кизилова, Е.Отмахова, О.Матукова, А.Боголюбова, Е.Вардугина, С. Веселков, И.Смыкова, О.Максименюк, М.Маркина.

Каждый мастеровой художник имеет свой неповторимый почерк и яркой индивидуальной техникой письма. Тамара Юдина например придумала изображение яркой уральской рябины, так полюбившейся почитателями промысла.

Несмотря на современные изменения и пережитые трудности тагильский подносный промысел не угасает. Промысел недавно отметил почетный юбилей 270 лет. Сегодня художники активно участвуют в выставках и конкурсах, которые проходят как в России, так за рубежом. Пробуют новые техники старинной тагильской росписи, подбирая различные виды вензельных декоров и отображая новые пейзажние и жанровые сюжеты, показывая тем самым, что Тагильская роза зацветает вновь.

Демидовы знали толк в… рекламе 16 фото

Из всех видов уральской росписи лаковая роспись по металлу имеет в наши дни больше всех продолжателей и самую громкую славу за пределами региона. Главным фактором, который повлиял на становление уральской живописи, стало развитие горнозаводской промышленности в начале XVIII века: тогда появилась новая техника, связанная с обработкой металла. В это же время появилась лаковая роспись по металлу, родиной которой считается Нижний Тагил.


Металл – лучшая «почва» для розы

Мы отправляемся туда, чтобы встретиться с мастерами, которые сегодня сохраняют традиции и продолжают развивать это искусство. «Тагильская артель», которая сегодня относится к одному из подразделений «Евраз НТМК», – это группа из шести художниц-росписисток, каждая из которых уже более 20 лет занимается этим промыслом. Их цех находится на территории Старого Демидовского завода. Поднимаемся по чугунной лестнице демидовских времён – и мы в цеху по изготовлению знаменитого тагильского подноса. На стенах – изделия разных форм, размеров и сюжетов. Но только треть всех подносов здесь посвящена знаменитой тагильской розе. Остальное – сюжетная роспись.

– Наша тагильская роспись начиналась не с цветов, как многие думают, – рассказывает одна из художниц Светлана Попова, не отрываясь от работы. – Сначала была сюжетная роспись. За основу брались привозные картинки, которые продавались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. В основном это были сцены из барской жизни, пасторали, библейская тематика. Что барин заказывал, то и выполняли, а точнее, срисовывали. В музеях есть подносы, где скопированы узнаваемые картины художников XVIII-XIX веков. Есть поднос со слонами: естественно, художники живьём их не видели, но на ярмарке была какая-то картинка с ними – так вот, на подносе они как столбики, очень смешно. У этих художников ещё не было образования, писали по наитию. А вот у знаменитых Худояровых* художественное образование уже было…

*Четыре поколения Худояровых прославились росписью подносов и секретом «стеклянного» лака. Родоночальник – Андрей Худояров (1722-1804)

Первые изделия, связанные с деятельностью семьи Худояровых, появляются в 1770-х годах. В то время Демидовы построили листобойный цех – научились делать тонкий металл, сюда за ним приезжали даже из Европы, потому что не могли освоить эту технологию. А когда этого металла стало много, начали делать столики, другие изделия – это была прекрасная реклама демидовского металла.

В 1806 году Николай Никитич Демидов открывает в городе живописное училище, а в качестве преподавателя приглашает выпускника батального класса Императорской академии художеств. Зачем это было нужно Демидовым? Опять же для рекламы. В этот период начинается острая конкуренция уральского металла с западно-европейским – более дешёвым, но менее качественным.


Тагильский поднос сегодня отличает фирменный фон - с помощью бересты мастера делают «чернь» - коптят слой краски, для того чтобы добиться необычного эффекта. Процесс очень трудоёмкий, художники «Тагильской артели» практически единственные, кто это делает. Фото: Наталья Шадрина

– Сначала в живописной школе обучались только мальчики, – подхватывает художница Надежда Петухова, – они рисовали разные сюжеты. Но сюжетная роспись была дорога, и чтобы упростить и удешевить изделия – придумали цветы, к ним стали допускать и девочек – их называли писаки.

К началу XX века случился полный упадок промысла. В этот момент набрали силу мастера жостовского подноса (деревня Жостово Московской области). В 1929 году с жостовским мастером даже был подписан договор о том, что он приедет на Урал и будет обучать тагильчан – и это при том, что изначально тагильские подносы и старше, и совершеннее. Специалисты говорят, что это была даже не жостовская, а московская, при том не самого лучшего качества, роспись. Только представьте, на Урале она культивировалась на протяжении 50 лет…

– В 1974 году вышло поставление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», – рассказывает Александр Максяшин, ведущий эксперт Свердловского областного художественно-экспертного совета при правительстве Свердловской области по декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам и ремёслам. – В связи с чем сотрудники московского Научно-исследовательского института художественной промышленности ездили по всей стране и курировали разные виды промыслов. На Урал приехал Василий Барадулин – исследователь урало-сибирской росписи по дереву и бересте. Здесь он познакомился с лаковой росписью по металлу и понял: традиционную уральскую роспись нужно возрождать, пока ещё не стало совсем поздно – в цеху завода «Эмальпосуда» осталась всего одна мастерица, которая владела умением выписывать знаменитый двухцветный мазок – Агриппина Афанасьева…


Художница Ирина Заруцкая расписала поднос для очередной выставки. Ирина – лауреат премии «Мастер года», её фирменный цветок – нарцисс, стилизованный под уральскую роспись. Фото: Наталья Шадрина

Агриппина передала секреты своим ученицам и исследователям, и исконно уральская роспись стала возрождаться. В подносном цеху завода «Эмальпосуда», где в те годы трудились более 150 человек, творческая группа работала над разнообразием цветков, фруктов, ягод, птиц, орнамента, разрабатывала колористику и композицию. Ввели цветной фон (раньше он был только чёрный), что вызвало ещё больший интерес к новым изделиям. Слава о тагильском подносе зазвучала на всю страну.

Дополнение: После публикации в «ОГ» этого материала к нам в редакцию обратился бывший главный художник завода «Эмальпосуда» Геннадий Бабин, который в своё время возрождал традиционную тагильскую роспись, и рассказал свою историю о расцвете и упадке тагильского подноса.

Бренд или обуза?

Очередной спад промысла, который длится и по сегодняшний день, пришёлся на начало 90-х.

Сейчас в Нижнем Тагиле росписью подносов занимаются четыре фирмы, самая большая из которых – как раз «Тагильская артель» (6 художников). На самом деле мастеров, владеющих уникальной техникой лаковой росписи по металлу, гораздо больше, но рабочих мест для них нет. Впрочем, и «Тагильская артель» переживает сегодня свои худшие времена. Здание, в котором она располагается, принадлежит администрации города, и сейчас решено мастеров оттуда переселить в цеха предприятия «Евраз НТМК». Пока артель находилась на Старом Демидовском заводе, у художников была возможность проводить мастер-классы, водить экскурсии по своему цеху, а главное – продавать изделия туристам, которых тут много. На металлургическом комбинате – жёсткая пропускная система, а это значит, что посторонние (экскурсионные группы, покупатели) в цех не попадут.

Не говоря уже о том, что из-за оптимизации на предприятии артель лишают ещё двух рабочих мест – что опять же будет губительно для мастерской, ведь как и в любом промысле – каждый здесь отвечает за определённый участок работы.

Мастера надеются лишь на то, что власти, которые считают тагильский поднос брендом и гордостью города, услышат их, и оставят на прежнем месте. А ещё включат эту замечательную мастерскую (куда и раньше с удовольствием приезжали гости со всей страны и мира) в туристический маршрут нашей области. Это будет первым шагом к формированию рынка сбыта…

Тонкости росписи


Фото: Наталья Шадрина

В «Тагильской артели» мастера осуществляют все этапы создания тагильского подноса. Сегодня это редкость, поскольку в основном художники рисуют на дому, а сушить и лакировать подносы приходят в артель.

– Мы с Ириной Заруцкой учились в одной группе в училище у Агриппины Васильевны Афанасьевой, поясняет Надежда Петухова. – Она нам показывала, как краску правильно набирать, как кисть готовить, как писать эту знаменитую тагильскую розу и как собирать сам букет. Самое главное – живопись должна выполняться в несколько приёмов – или прописок, а после каждого следующего слоя идёт просушка и зачистка – по традиции многослойность чувствоваться не должна.

– Кисти мы храним в морозилке, чтобы не высохли, – возвращается с инструментами и палитрой художница Ирина Заруцкая. – А ещё, когда новую кисточку берёшь, обмакиваешь её в растительное масло – нужно сидеть и выбирать жёсткие ворсинки – это тоже Агриппина Васильевна учила, – вот так выискиваешь жёсткую ворсинку, прижимаешь её кончиком и вытаскиваешь. И так каждую кисточку – а для работы их нужно 15 минимум. У кисточки есть острый кончик и пяточка – это обязательно. На кончик – светлую краску, на пяточку потемнее. Это и есть знаменитый уральский двухцветный мазок, который одновременно и форму строит и пишет бликовку – придаёт объём.

– Кроме двухцветного мазка от изначальной примитивной росписи не осталось практически ничего, – продолжает Ирина Заруцкая, – Не потому, что не умеют, а потому, что искусство должно развиваться. Поначалу мы так и рисовали три цветочка, причём той краской, которая просто была на заводе – как правило, синей, зелёной и красной. Жёлтую краску, например, было практически не достать. А сейчас – глаз радуется, какую красоту порой девчонки пишут. Если бы роспись не развивалась, не появилась бы на наших подносах и знаменитая рябинка. Ведь в 80-х придумала её художница из нашего цеха – Тамара Юдина. Теперь все думают, что это традиционный узор.

Читайте также: