Ленинградский металлический завод в годы войны

Обновлено: 18.05.2024

Экономика России середины XIX века остро нуждалась в быстром развитии машино- и приборостроения. История Петербурга неразрывно связана с новаторскими изобретениями конструкторов и проектировщиков Санкт-Петербургского Металлического завода. По их проектам созданы опоры Эрмитажа и Эрмитажного театра, большинство питерских мостов, купола храма Спас на Крови и цирка Чинизелли на Фонтанке — «металлисты» два века назад придали Петербургу его уникальный незабываемый облик.

Внешний вид завода. 1880 год

Эра промышленного бума

XX век начался в России промышленным бумом: с 1905 по 1915 год суммарная мощность российских электростанций выросла более чем в пять раз. В результате интенсивного внедрения механических станков и паровых машин резко выросла производительность труда, стремительно развивалась железнодорожная отрасль, в этот период Металлический завод превратился в одно из ведущих предприятий Империи.

Приемка руководством Морского ведомства 12-дюймового орудия главного калибра

Эпоха ГОЭЛРО

После прихода советской власти завод создал первые гидравлические (в 1924 году) и газовые (в 1957 году) турбины, обеспечил выполнение почти трети плана ГОЭЛРО. В период сталинской индустриализации развивается машиностроение, причем с 1934 года советская энергетика не нуждалась в импортном оборудовании — советские конструкторы и производители турбин освоили собственное производство.

Дневник выпуска турбины 50 МВт. Ленинградский Металлический завод. 1931 год

Великая Отечественная война

С Ленинградского Металлического завода в первые дни войны на фронт ушли три с лишним тысячи человек, многие добровольцами. Еще 1300 работников ЛМЗ и около 400 воспитанников ремесленного училища были заняты на строительстве оборонительных сооружений. Каждый из этих людей внес свой неоценимый вклад в общее дело. В июне 1941 года вся отечественная промышленность начала работать на Победу.

Фронтовой заказ выполняют передовые кузнецы завода. 1944 год. Слева направо: Д.Ф. Николаев, А.Р. Тимофеев и А.Н. Рябов

Послевоенное восстановление

ЛМЗ к 1947 году должен был довести годовой выпуск паровых и гидравлических турбин до нескольких сотен тысяч киловатт. Работы велись в жестких условиях послевоенного времени: не хватало оборудования, кадров, топлива, металла. Уже в 1944 году планировалось отремонтировать и укомплектовать турбинами Новомосковскую, Рыбинскую, Днепродзержинскую и другие электростанции.

Первая советская газовая турбина ГТ-12-3. Работает на подземном газе. Мощность 12 МВт. 1955 год

«Золотой век» конструкторской мысли

1960-е годы никак нельзя назвать застойными для советской энергетики: регулярно вводились новые мощности, строились турбины. В 1970-е годы одновременно с расширением производства развивается и научно-исследовательская база машиностроительной отрасли.

Ровенская АЭС. 1981 год

Реформы и новейшее время

Развитие завода в 1990-е годы связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в состав группы компаний «Силовые машины».

Как воевали заводы: ЛМЗ и завод «Электросила»

csm_1._Zapis_dobrovolcev_v_Raboche-krestjanskuju_Krasnuju_Armiju_i_narodnoe_opolochenie__gidroturbinnyi___cekh_19___1941_g._074c3ec7b2.jpg

День Победы – это особая дата в истории наших предприятий – Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ) и завода «Электросила».

Война изменила производственный профиль ЛМЗ: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее боевое задание — изготовить корпуса и башни для тяжелых танков. Все военное время в цехах продолжалось производство отдельных узлов танков, бронепоездов и бронетранспортеров, наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок. Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.

В самые страшные месяцы голода и блокады завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех № 3, или блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших возможно единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен. В общей сложности за время войны на завод было сброшено 12 больших фугасных бомб, свыше 100 зажигательных бомб, территория завода подвергалась арт-обстрелам более 400 раз.

31 мая 1942 рабочие ЛМЗ приняли участие в легендарном блокадном футбольном матче между командами «Динамо» и «Н-ским» заводом» (именно под этим шифром в военные годы значился Ленинградский Металлический завод»).

В течение трех кварталов 1944 года турбиностроители ЛМЗ удерживали Красное Знамя наркомата и ВЦСПС, которое не уступили никому до конца войны. Это знамя так и осталось на заводе на вечное хранение.

csm_10._Priemka_korpusov_reaktivnykh_snarjadov_v_paroturbinnom_cekhe__1942_g._2d41c09f4f.jpg

Послевоенную историю Металлического завода можно назвать хроникой технических прорывов. Завод разрабатывал и производил оборудование, осваивая все более высокие параметры и характеристики.

С завода «Электросила» на фронт в первые дни войны ушло около 2000 электросиловцев, более 1000 – в народное ополчение. На заводе создавались команды местной противовоздушной обороны (МПВО), которые обороняли предприятие, охраняли оборудование и материальные ценности. В сентябре численность личного состава МПВО доведена до 311 бойцов, большую часть его составляли женщины.

6 сентября 1941 года на территории «Электросилы» разорвались первые артиллерийские снаряды, а через два дня фашистские летчики сбросили на завод 300 зажигательных бомб. От «Электросилы» до линии фронта было 4 километра, территория завода едва ли не ежедневно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам с воздуха.

csm_2.7._Stroitelstvo_ukrytii___na_territorii_zavoda._1941g._78854d455a.jpg

За время блокады на завод было сброшено 300 фугасных и зажигательных бомб, на территории разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Прекратилось водоснабжение, замерла котельная, перестала поступать электроэнергия. И все равно завод, где теперь оставалось 1300 человек, продолжал работать.

«Электросила» — единственное в стране предприятие, возобновившее в годы войны производство быстродействующих автоматов управления. Такие изделия с выгравированной надписью: «Сделано в Ленинграде в период блокады» самолетами доставлялись на Большую землю. Всего за время войны, с 1943 по 1945 год, заводом было изготовлено 10 458 электрических машин.

Волховская.jpg

Благодаря самоотверженному труду электросиловцев, по кабельной линии, проложенной по дну Ладожского озера, электроэнергия, вырабатываемая Волховской ГЭС, начала поступать в Ленинград. В начале 1942 года был разработан план восстановления агрегатов Волховской ГЭС. «Электросила» немедленно отправила на станцию конструкторов, монтажников, наладчиков-испытателей. Восстановление, монтаж и опробование первых трех гидрогенераторов и двух вспомогательных машин мощностью 1,75 кВт закончили в июне 1942 года, а в сентябре первый ток пошел в блокадный Ленинград.

Всю войну, раз в неделю, в проходную завода входила молодая женщина, руководитель кружка, лектор и пропагандист. Она работала на радио и сообщала людям самые свежие вести с фронта, читала газеты. Занятия часто прерывались сигналами воздушной тревоги, и слушатели дружно выбегали тушить зажигалки. Звали эту женщину Ольга Берггольц. В 30-е годы она пришла в заводскую многотиражку редактировать молодежную страничку, потом перешла работать в Ленинградский радиокомитет, стала известным поэтом, но связи с родным предприятием не прекращала.

Ленинградский Металлический завод во время Великой Отечественной войны


«Ленинградский Металлический завод» (ЛМЗ) был создан на базе Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом С.Н. Растеряевым (1805–1860). Долгое время все руководящие должности на заводе занимали специалисты из Германии. Первый русский инженер – Николай Данилович Лесенко – поступил на завод в 1887 году и 10 лет был его директором (1901–1911).

Одной из самых знаменитых конструкций, носящих клеймо завода, в Санкт-Петербурге является мост Императора Петра Великого, для которого на заводе была спроектирована, изготовлена и смонтирована разводная часть – самая сложная в техническом плане.


Мост Императора Петра Великого (1911 год)

За свою историю завод переименовывался не один раз. Первоначальное наименование – «Компания Санкт-Петербургского Металлического завода», затем – «Петроградский Металлический завод» (1918–1925), «Ленинградский Металлический завод крупного машиностроения», а 19 марта 1930 года заводу присвоили имя И.В. Сталина.

При заводе работал первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в 1932 году), впоследствии ставший Институтом машиностроения.

В конце 1930-х гг. ЛМЗ был одним из лидеров советской промышленности, занимая монопольное положение в области проектирования и производства паровых и гидравлических турбин для электростанций. Но его производственный взлет прервала Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года после полудня на Металлическом заводе состоялся митинг, завершившийся уходом на фронт трех с половиной тысяч турбостроителей. Началась запись в отряды Народного ополчения.


Запись добровольцев в гидротурбинном цехе ЛМЗ №19 (1941 год)

Энерговооружение страны даже в условиях военного времени составляло основу поддержания обороноспособности государства. Из-за этой зависимости возникла необходимость сохранения конструкторских бюро и перебазирования их вглубь страны с целью использования квалифицированных кадров по демонтажу и вывозу электростанций из зон, находящихся под угрозой вражеской оккупации, ввода в эксплуатацию новых мощностей и осуществления плановых ревизий и ремонтов действующих станций.

11 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации конструкторских бюро, технических архивов и уникального оборудования, предназначенного для производства турбин, в город Верхняя Салда Свердловской области – на площадку строящегося завода «Стальконструкция». ЛМЗ эвакуировали частично, поэтому при самом неблагоприятном развитии событий – сдачи города – завод предполагалось взорвать.

С 17 по 25 июля было сформировано четыре эшелона для вывоза части оборудования ЛМЗ. С этими железнодорожными составами эвакуировались 256 инженеров с семьями.

Многие из оставшихся в Ленинграде инженеров перешли в цеха, начали осваивать рабочие профессии.

Первой военной продукцией ЛМЗ в войну стали кирки, ломы и лопаты, затем «звездочки» для прокола покрышек автомашин, «финские» ножи и винтовочные штыки. Налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов реактивных снарядов и мин.


Приемка корпусов реактивных снарядов в паротурбинном цехе ЛМЗ (1942 год)

В самые страшные месяцы голода и блокады Ленинграда Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех №3, или блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших, возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.

Война изменила производственный профиль Ленинградского Металлического завода: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее боевое задание – изготовить корпуса и башни для тяжелых танков.

Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок. Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.

А.Д. Коршунов – «снайпер тыла» – лучший сварщик Ленинграда, применив при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, довел производительность до 32 дневных норм. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом «Знак Почета».


В общей сложности за время войны на завод было сброшено 300 фугасных и зажигательных бомб, на территории завода разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января 1943 года бомбежка унесла 26 жизней.

Несмотря на потери, голод, холод, всю войну завод продолжал работать, выполнять и перевыполнять план фронтовых заказов.


Слева направо: кузнецы-передовики Д.Ф. Николаев, А.Р. Тимофеев, А.Н. Рябов (1944 год)

Современное развитие завода связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в 2000 году в состав компании «Силовые машины», являющейся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Обуховский завод во время Великой Отечественной войны


Обуховский завод работает в Санкт-Петербурге с 4 (16) мая 1863 года. Сталелитейный Обуховский завод известен в истории многими значимыми событиями, в частности, стачкой рабочих 1901 года, получившей название «Обуховской обороны».

4 ноября 1922 года завод был переименован в Петроградский государственный орудийный оптический и сталелитейный завод «Большевик».

Во время Великой Отечественной войны завод «Большевик» отправил на фронт около 6000 своих сотрудников и вынужденно принимал на работу подростков 13–15 лет и женщин (к декабрю 1941 года доля женщин составляла от 30 до 50% кадрового состава завода). К мартеновским печам и станкам возвращались ушедшие на покой ветераны труда.


Преемственность поколений (1945 год)

Для выполнения ответственной миссии – производства артиллерийских боеприпасов – работа шла круглосуточно. Орудия, пострадавшие в военных действиях, перебирались вручную, при свечах.


Сборка орудий в цехе №3

Несмотря на значительное сокращение численности работников завод не снижал производства: за июль-август 1941 года сталевары выплавили металла столько же, сколько за первое предвоенное полугодие. Более того, труженики завода организовали движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». Благодаря данной инициативе удалось сверхурочно изготовить 9000 кинжалов, более 3000 саперных лопаток, отремонтировать более 20 орудий.


Сверхплановая работа на заводе «Большевик»

«Большевик», в отличие от многих других заводов, не был эвакуирован. Его приспособили для обороны, укрепили и проделали амбразуры в стенах. Завод выдержал не одну бомбежку: с 4 сентября 1941 по 1944 годы на завод было сброшено более 3,5 тысяч артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб.

Когда в сентябре 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, Обуховский завод продолжал работать, став частью фронта. Зимой 1941–1942 гг. остановились сталепрокатный, сталефасонный и мартеновский цеха, прекратилась работа в кузнице. Люди умирали, сраженные голодом, морозами, болезнями. Но завод упорно продолжал борьбу.

В 1941 году рабочим Обуховского завода довелось ремонтировать легендарный линкор «Петропавловск», с 1921 по 1943 год носивший имя «Марат», – участника Первой мировой, Гражданской, Советско-финской, а теперь и Второй мировой войны. Героический линкор участвовал в обороне Ленинграда с сентября 1941 года, когда гитлеровцы оказались в пределах досягаемости огня его орудий (35–40 км от корабля). Враги вознамерились во что бы то ни стало уничтожить корабль, его обстреливали и бомбили. Но каждый раз его ремонтировали и укрепляли стойкие защитники города. До последних блокадных дней дальнобойные пушки линкора вели контрбатарейную борьбу с тяжелой артиллерией противника. В 1944 году «Марату» вернули его историческое имя – «Петропавловск».


Линкор «Марат» («Петропавловск»)

Работники Обуховского завода трудились и над созданием Дороги жизни, и над переводом 5-й ГЭС на торф. Завод поставлял фронту бронетанковые и фугасные снаряды (более 20 тысяч), орудия (30 артиллерийских батарей) и орудийные детали (11 тысяч деталей к пулемету «Максим»), мины (125 тысяч мин калибра 82 мм) и т.д. В 1944 году началось серийное производство противотанковых пушек.


Сборка орудий 130 мм универсальной палубной установки Б-13 (1944)

Невосполнимые человеческие потери понес Обуховский завод в годы Великой Отечественной войны: погибло во время бомбежек и умерло от голода более 4 тысяч работников, еще 5 тысяч пали в боях.

Война нанесла ущерб, потребовавший нескольких лет капитального ремонта, восстановления мощности цехов и печей. Этим занялись еще в 1943 году, когда рабочим удалось вернуть к жизни мартеновскую печь, давшую первую плавку стали в августе. Одна из крупнейших ленинградских мартеновских печей – Печь №9 – заработала в апреле 1945 года, приближая Победу.

16 сентября 1945 года за беспримерный трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны и за выпуск военной продукции для фронта завод был награжден Орденом Красного Знамени.

Первоначальное название было возвращено предприятию в 1992 году, и оно стало ФГУП «Государственный Обуховский завод». В 2003 году предприятие было преобразовано в ОАО «ГОЗ Обуховский завод». Завод входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей», объединившего десятки предприятий: заводов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, занятых разработкой и производством зенитных ракетных комплексов малой, средней и большой дальности действия, основных типов средств радиолокационной разведки и автоматизированных систем управления. С 2007 года в составе Концерна – более шестидесяти предприятий из восемнадцати регионов страны.

Кировский завод во время Великой Отечественной войны и танки Победы Ж.Я. Котина


ПАО «Кировский завод», ранее «Путиловский завод» – одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий Российской Империи, СССР и современной России. Днем рождения завода считается 3 апреля (21 марта) 1801 года, когда в его цехах было отлито первое пушечное ядро. В 1868 году пайщики не выполнили уставных условий, и кредиторы продали завод предпринимателю Н.И. Путилову, после смерти которого (в 1880 году) на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий. В 1890-е гг. завод выпускал пушки, снаряды, станки, экскаваторы, паровозы, вагоны и пр.

В 1917 году завод был национализирован, в 1922 году переименован в «Красный путиловец», и на предприятии началось проектирование и производство тракторов. До 1941 года заводом было выпущено около 200 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец» и «Универсал» – предшественников легендарного трактора «Кировец».

В начале сентября 1941 года линия фронта приблизилась вплотную к Кировскому заводу, враг был остановлен всего в трех километрах от его стен. Из числа специалистов были сформированы три передвижные ремонтные бригады (ПРБ 21, 22, 23), предназначенные для ремонта танков на передовой: две ушли на Ленинградский фронт, одна – на Западный. На территории завода и вокруг него было построено 512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, 1050 метров металлических баррикад с бойницами, 650 противотанковых «ежей». Завод обороняли три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника, круглосуточное дежурство осуществляли бойцы МПВО.

За время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», на Кировский завод было сброшено 4423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб, было разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых построек. На территории завода 2,5 тысячи кировцев умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.

Для Кировского завода – основного поставщика танков в стране – первоочередной задачей стало увеличение темпов их выпуска: за три первых военных месяца было собрано 492 танка «КВ» («Клим Ворошилов»).

В тяжелейших условиях Кировский завод продолжал давать фронту боевые машины. Даже когда немецкие войска подошли к Ленинграду, в условиях постоянных бомбежек и артобстрелов завод продолжал выпускать танки. Они шли в бой прямо из заводских цехов.


Танк «КВ» выходит с завода

В связи с приближением фронта с сентября по декабрь 1941 года прошла широкомасштабная эвакуация танкового и основного артиллерийского производств на Урал. Из блокированного города в Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием были переправлены свыше 15 тысяч кировцев и членов их семей. На Урале наращивался выпуск танков «КВ» нескольких модификаций, в 1943 году был разработан новый тяжелый танк «ИС» («Иосиф Сталин»), началось производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).


В Челябинске было поставлено на конвейер вооружение, которое по своим характеристикам и технологичности превосходило немецкие образцы. Завод выиграл и грандиозную битву боевых машин: «ИС» – тяжелые танки прорыва – не только превзошли новейшие немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно укрепленные позиции противника.

Новая модель – ИС-2 – вскоре стала грозой для немецких танкистов. Могучая машина с прочной броней и сильным вооружением неизменно выходила победителем из всех схваток с немецкими танками. Тяжелый танк ИС-2 обладал следующими характеристиками:

  • масса – 46 тонн;
  • пушка – 122 мм;
  • броня – до 90 мм;
  • экипаж – 5 человек.

Танки ИС-2 также принимали участие в освобождении от фаши­стских захватчиков городов Европы и в победной Берлинской операции 16 апреля-8 мая 1945 года. Модернизированная версия ИС-2 служила советской и российской армии до 1995 года.


Танк ИС-2 в Берлине

За период войны Кировский завод дал фронту 18 тысяч танков и САУ, свыше 48 тысяч танковых моторов, 85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, более 17 миллионов заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков.

За годы Великой Отечественной войны 11 кировцев были удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания войны (в 1947 году) коллектив Кировского завода получил приказ изготовить рабочий проект и образцы трелевочного трактора. В послевоенные годы велись работы по созданию тяжелых танков Т-10, Т-10М и самоходных пусковых установок на гусеничном ходу для ракет. Также были разработаны гусеничная машина «Пингвин» для советских антарктических экспедиций и мощный колесный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и в различных областях промышленности.

С целью подготовки специалистов-практиков и квалифицированных рабочих для предприятий тяжелого машиностроения после Великой Отечественной войны в Ленинграде были созданы «Ленинградский машиностроительный техникум» (в 1944 году) и «Невский машиностроительный техникум» (в 1956 году).В результате объединения этих образовательных учреждений 27 апреля 2018 года образовалось Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» (АМК).


Невский машиностроительный факультет АМК (ул. Бабушкина, 119)


Ленинградский машиностроительный факультет АМК (пр. Стачек, 47)

В 2020 году – в Год памяти и славы – СПб ГБПОУ«Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» отмечает 40-летие со дня присвоения имени Ж.Я. Котина Ленинградскому машиностроительному техникуму (ныне Ленинградский машиностроительный факультет Академии) Приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 22 апреля 1980 года.

Имя легендарного советского конструктора, генерал-полковника инженерно-технической службы, доктора технических наук Жозефа Яковлевича Котина (1908–1979) неразрывно связано с историей Кировского завода.


Ж.Я. Котин начал трудовой путь подручным слесаря на заводе «Труд». Во время работы на заводе Котин сделал первое изобретение – слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. Одновременно Котин учился на рабфаке (вечернем рабочем факультете), который окончил в 1927 году. После рабфака Котин поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года с 3-го курса по набору ЦК ВКП(б) его откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА.

23 мая 1937 года, в возрасте 29 лет, военный инженер 2-го ранга Ж.Я. Котин возглавил танковое конструкторское бюро на Кировском заводе. С этого дня началась история развития советского тяжелого танкостроения. Вокруг Котина собрался слаженный коллектив, настоящая команда единомышленников. Над разработкой тяжелого танка трудились и инженеры, и рабочие. Необходимо было максимально сократить затраты времени на производство. При изготовлении экспериментального образца в мастерских по совету рабочих менялись методы обработки деталей, технологии. На испытаниях постоянно присутствовал Котин, который внимательно выслушивал мнения подчиненных.

Члены Правительства и лично И.В. Сталин требовали от КБ Котина получения результатов в танкостроении в кратчайшие сроки. Котин использовал мировой опыт в танкостроении, говоря: «Мы не имеем права пренебрегать капиталистической техникой». При этом партийное самосознание не позволило Котину ни один танк назвать своим именем. Времени на создание танка «с нуля» у КБ не было, поэтому велась работа по модернизации имеющихся моделей. Опытные образцы тяжелых танков были готовы к началу советско-финской войны, а в бой экспериментальные танки вступили 17 января 1940 года.

Великая Отечественная война застала Ж.Я. Котина в должности главного конструктора Кировского завода. Под его руководством к тому времени были созданы и поставлены на серийное производство тяжелые танки «КВ». Оставаясь главным конструктором завода, Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности.

Из книги авторского коллектива под руководством Н.С. Попова «Конструктор боевых машин»:

В октябре 1941 года, когда ленинградское предприятие перебазировалось на Челябинский тракторный завод, туда же была эвакуирована и группа конструкторов, в которую входил Ж.Я. Котин.

6 октября 1941 г. по решению И.В. Сталина Челябинский завод был переименован в Кировский, его директором назначен И.М. Зальцман (директор Кировского завода с 1938 г.), главным конструктором – Ж.Я. Котин.

Весь танкостроительный комплекс получил название «Танкоград». Спустя много лет Котин вспоминал:

«Сейчас, пожалуй, не скажешь, кто впервые назвал челябинский исполин предельно точно – Танкоград. Как на фронте продолжались бои с фашистами, так и у нас не затихала ежедневная, ежечасная борьба с гитлеровскими конструкторами» (из книги «Конструктор боевых машин»).

В 1941 году директор Кировского завода И.М. Зальцман и главный конструктор танкового КБ Ж.Я. Котин удостоены звания Героя Социалистического Труда.


Кировский завод в 1941 году

«В Челябинске Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый организатор, – вспоминает один из ближайших его сотрудников Г.Н. Москвин. – Задания выполнялись в фантастически короткие сроки. Особая сложность заключалась в том, что не было времени для проведения длительных испытаний – прямо с листа шла серия. Это накладывало большую ответственность на конструктора, ибо исполненный им чертеж сразу же шел в работу» (из книги «Конструктор боевых машин»).

1 февраля 1946 года в газете «Челябинский рабочий» вышла статья, в которой было написано следующее:

«Говорить о товарище Котине – это значит говорить о всей истории развития советской тяжелой промышленности. Созданные под руководством тов. Котина тяжелые танки КВ и ИС являются результатом большого созидательного труда […] Уже после того как танк КВ стал любимой машиной советских танкистов, во втором периоде Великой Отечественной войны опытное конструкторское бюро под непосредственным руководством тов. Котина создает в рекордные сроки новый мощный тяжелый танк, который в течение 56 дней осваивается в серийном производстве Кировским заводом. Фронт получил новый танк «Иосиф Сталин». […] Этот танк победоносно закончил освободительную войну с немецко-фашистскими захватчиками: он форсировал Одер, штурмовал Берлин и своими стальными гусеницами прогремел по улицам фашистской столицы. […] В историю Великой Отечественной войны, в славную историю побед Красной Армии войдет имя создателя тяжелых танков Жозефа Яковлевича Котина».


Газета «Челябинский рабочий» (01.02.1946)

(Из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи)

Под руководством Ж.Я. Котина велась интенсивная конструкторская работа. За годы Великой Отечественной войны были разработаны 13 типов новых танков и САУ. А главные конструкторы Котин и Духов спроектировали модели танков КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, а также САУ СУ-122 и ИСУ-152 – самоходно-артиллерийские установки (САУ), созданные на базе танков серии «ИС», знаменитые «Зверобои», про которые сам Сталин сказал: «С этим оружием будем заканчивать войну».

Первая рабоче-студенческая газета «Невский машиногстроитель» в выпуске 01.05.2018 г. писала:

«Разработка нового тяжёлого танка ИС «Иосиф Сталин» – для заме­ны КВ – весной 1942 года стала первым правительственным зада­нием Опытного завода. Под руководством Ж.Я. Котина и главного конструктора А.С. Ермолаева над танком ИС трудилась группа из восьми конструкторов и других специалистов. Все проектные и расчетные работы велись в большой секретности. […] В тот период ни один танк в мире не имел подобного вооружения, – западные страны перевели свои тяжёлые танки на 120-мм пушки лишь через 30–40 лет. […] На Кировском заводе в Челябинске наладили поточное производство тяжёлых танков, где впервые в практике мирового танкостроения такие машины начали выпускаться конвейерным способом».


Газета «Невский машиностроитель» (01.05.2018)

Память о Ж.Я. Котине на Кировском заводе священна. 6 мая 1985 года, в канун 40-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на территории завода был открыт памятник главному конструктору.


Памятник Ж.Я. Котину

В Челябинске, на доме, где жил Котин, установлена мемориальная доска. Челябинская средняя школа №86 с 1980 года носит имя Ж.Я. Котина и находится на одноименной улице. В школе создан единственный в России музей имени Ж.Я. Котина.

Память о выдающемся конструкторе бережно хранят его земляки-павлоградцы. Материалы о жизни и деятельности Ж.Я. Котина широко представлены в музее Павлограда, в залах боевой славы местных школ. В 1986 г. альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня и присвоили покоренной ими вершине высотой 4820 метров название «Пик Котина».


Сегодня ПАО «Кировский завод» (такое название группа компаний носит с 2002 года) – одна из крупнейших российских промышленных компаний машиностроительного профиля с развитой металлургической базой. В 2009 году она была включена в перечень системообразующих предприятий РФ. Имущественный комплекс ПАО «Кировский завод» включает около 400 га земельных участков и порядка 1,5 млн кв. м зданий и сооружений. Производственные и инфраструктурные объекты компании расположены в Санкт-Петербурге на участке площадью около 200 га, в Ленинградской области и на юге России. На Кировском заводе работают около 6000 сотрудников. Экспорт готовой продукции Группы компаний осуществляется более чем в 30 стран мира.

АО «Петербургский тракторный завод» (входит в Группу компаний ПАО «Кировский завод») – единственный российский производитель мощных колесных сельскохозяйственных тракторов «Кировец» – одного из ведущих брендов Санкт-Петербурга и России, известного не только на территории РФ и стран СНГ, но и по всему миру.

ЗАО «Металлургический завод «Петросталь», также входящее в состав ПАО «Кировский завод», является членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России с 19 сентября 2017 года.

29 октября 2019 года подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургским региональным отделением Союз машиностроителей России и Академией машиностроения имени Ж.Я. Котина. Сегодня Академия готовит специалистов среднего звена по 12 специальностям, в том числе единственной в Северо-Западном регионе специальности «Специальные машины и устройства», а также по 2 рабочим профессиям.



Материалы предоставлены Академией машиностроения имени Ж.Я. Котина и Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Читайте также: