Лицензия на работу с драгоценными металлами банк

Обновлено: 14.05.2024

от 12 сентября 2020 года N 1418

О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями

(с изменениями на 29 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

До утверждения Правительством Российской Федерации критериев отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной категории риска плановые проверки лицензиата в рамках лицензионного контроля не осуществляются.

3. Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2020 года N 1418

Положение о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю) (далее - лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов).

2. Лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает извлечение драгоценных металлов с использованием механических, химических и металлургических процессов из лома и отходов драгоценных металлов для получения промежуточного продукта металлургического производства.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, являются:

а) наличие необходимых для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений (части зданий, строений, сооружений и помещений) в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие необходимого для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и принадлежащего на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) наличие не менее одного работника, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов" или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемой деятельности или имеющего стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее одного года (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

г) наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов согласно правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

5. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" и "г" пункта 4 настоящего Положения, в случае наступления последствий, предусмотренных частью 10 статьи 19_2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором также указываются сведения (реквизиты документов), подтверждающие:

б) наличие в штате работника (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), имеющего высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"), или стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий сведения в отношении себя).

Заявление о предоставлении лицензии подписывается соискателем лицензии усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. К заявлению, указанному в пункте 6 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает:

б) копии документов, подтверждающих наличие принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании весоизмерительного оборудования;

в) копии документов (технологических инструкций, регламентов, стандартов организации, технических условий), утвержденных соискателем лицензии, подтверждающих наличие системы учета, хранения и обеспечения сохранности драгоценных металлов;

г) копию трудового договора, заключенного с работником (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации), копии документов, подтверждающих высшее, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Технологии материалов", или дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации (не менее 72 часов) в области лицензируемого вида деятельности (в случае, если сведения об образовании, повышении квалификации (профессиональной переподготовке) не содержатся в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") или копии документов, подтверждающих стаж работы в области лицензируемого вида деятельности не менее одного года (в случае, если основная информация о трудовой деятельности работников не внесена в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации) (за исключением случая, когда таким работником является индивидуальный предприниматель - лицензиат, представляющий документы в отношении себя);

8. При намерении осуществлять деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов по месту, не указанному в реестре лицензий, лицензиат в отношении новых мест указывает в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий сведения (реквизиты документов) в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения и прилагает документы в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий подписывается лицензиатом усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма заявления о предоставлении лицензии и заявления о внесении изменений в реестр лицензий устанавливается лицензирующим органом.

9. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, оценки достоверности сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении о предоставлении лицензии или заявлении о внесении изменений в реестр лицензий, а также в прилагаемых к ним документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки.

10. Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, формируется в открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе, содержащем сведения из реестра лицензий, положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (далее - информационный ресурс).

11. Оценка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями (лицензиатами) лицензионных требований осуществляется в рамках федерального государственного пробирного надзора.

17. Срок предоставления лицензии составляет 15 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Срок внесения изменений в реестр лицензий составляет 5 рабочих дней со дня предоставления в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

18. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, а также ведение информационного ресурса, реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Положение о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой (далее - лицензирующий орган).

Лицензия на осуществление банковских операций с драгоценными металлами

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на осуществление банковских операций с драгоценными металлами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Лицензия на осуществление банковских операций с драгоценными металлами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Лаптева А.В., Шнигер Д.О., Беляев М.А., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) При этом полномочия Правительства РФ в данной области ограничены: порядок выдачи банкам и иным кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями устанавливается Банком России (см. Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций").

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовые особенности банковских счетов и вкладов в драгоценных металлах
(Матьянова (Губенко) Е.С.)
("Финансовое право", 2021, N 3) Банк, иная кредитная организация для заключения договора банковского вклада в драгоценных металлах, который выступает юридической формой операций кредитных организаций с драгоценными металлами, должны обладать особой лицензией Банка России на право осуществлять операции с драгоценными металлами, кроме того, для заключения договоров банковского вклада в драгоценных металлах с физическими лицами банку, иной кредитной организации необходимо иметь сберегательную лицензию Банка России на право привлекать во вклады средства физических лиц.

Нормативные акты: Лицензия на осуществление банковских операций с драгоценными металлами

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 28.06.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях" 3. Центральный банк Российской Федерации в соответствии с федеральными законами осуществляет лицензирование банковских операций кредитных организаций с драгоценными металлами. Порядок выдачи кредитным организациям лицензий, предоставляющих право на осуществление банковских операций с драгоценными металлами, устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" 4. В случае введения процедур банкротства в отношении владельца клиринговых сертификатов участия, имущество которого внесено в имущественный пул, а в отношении владельца клиринговых сертификатов участия - кредитной организации также в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций ценные бумаги, драгоценные металлы и иное имущество такого владельца, внесенные в имущественный пул, подлежат продаже на организованных торгах и (или) по правилам клиринга. Денежные средства, оставшиеся после исполнения по правилам статьи 18 настоящего Федерального закона нетто-обязательства участника пула, учитываются клиринговой организацией на клиринговом банковском счете в порядке, установленном статьей 24.1 настоящего Федерального закона, и подлежат возврату такому владельцу, в том числе включению в конкурсную массу.

Лицензия на операции с драгоценными металлами

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на операции с драгоценными металлами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Лицензия на операции с драгоценными металлами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Кредитные организации (независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами) вправе предоставлять юридическим и физическим лицам услуги по хранению драгоценных металлов (драгоценных камней) в хранилищах ценностей кредитных организаций, оборудованных с учетом требований Инструкции ЦБ РФ от 30.11.2000 N 94-И "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях" и иных нормативных актов ЦБ РФ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Постатейный комментарий к Примерным условиям договора о срочных сделках на финансовых рынках 2011 г."
(Аничкин А.В., Буркова А.Ю., Вильданова Л.И., Дистлер Н.А., Захарова О.А., Комолов А.Л., Липовцев В.Н., Муровец Р.Н., Нерсесян А.Г., Сушко Р.В., Хлыстова Е.В., Чугунов Н.Д.)
(под ред. Л.И. Вильдановой, Р.Н. Муровца, Н.Д. Чугунова)
("Статут", 2021) Умолчание в подпункте (б) пункта 2.2 Примерных условий договора о драгоценных металлах объясняется спецификой регулирования этой отрасли в России. Торговля драгоценными металлами влечет применение специальных норм. Поставка драгоценных металлов требует дополнительного договорного регулирования. Заметим, однако, что ПФИ на драгоценные металлы, не предполагающие физической поставки, Примерными условиями договора регулируются. Такие сделки не требуют наличия лицензии в силу определения операций с драгоценными металлами в законодательстве: операция подразумевает переход права собственности или как минимум некое физическое воздействие на металл , но не ссылку на него в договоре.

Нормативные акты: Лицензия на операции с драгоценными металлами

Глава 14. Порядок выдачи лицензий на осуществление банковских операций для расширения деятельности кредитной организации

14.1. Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:

14.1.1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 7 к настоящей Инструкции.

При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

14.1.2. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 8 к настоящей Инструкции.

Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

14.1.3. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 16 к настоящей Инструкции;

14.1.4. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 17 к настоящей Инструкции.

Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте может быть выдана банку при наличии лицензии, указанной в подпункте 14.1.1 настоящей Инструкции, или одновременно с ней;

Информация об изменениях:

Указанием ЦБР от 14 августа 2009 г. N 2277-У в подпункт 14.1.5 пункта 14.1 настоящей Инструкции внесены изменения

14.1.5. Генеральная лицензия, содержащая банковские операции, перечисленные в приложении 18 к настоящей Инструкции.

Данная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные статьей 11.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" требования к размеру собственных средств (капитала).

Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

14.2 При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензии, указанной в подпункте 14.1.3 или подпункте 14.1.4 настоящей Инструкции, в нем проводится проверка в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

14.3. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном нормативными актами Банка России, или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче Генеральной лицензии, вправе обратиться в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, с ходатайством о проведении комплексной проверки. Сроки проведения комплексной проверки и проверяемый период деятельности кредитной организации согласовываются территориальным учреждением Банка России с указанной кредитной организацией.

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У в пункт 14.4 настоящей Инструкции внесены изменения

14.4. Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в подпунктах 14.1.3-14.1.5 настоящей Инструкции, могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет, а лицензии на осуществление банковских операций, указанные в подпунктах 14.1.3 и 14.1.4 настоящей Инструкции, также банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет и соответствующему требованиям, установленным пунктом 13.4 настоящей Инструкции.

14.5. Расчетная небанковская кредитная организация может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций из числа указанных в приложении 9 к настоящей Инструкции.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая депозитно-кредитные операции, может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций из числа указанных в приложении 10 к настоящей Инструкции.

ГАРАНТ:

О порядке принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка см. Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У

Указанием ЦБР от 11 декабря 2006 г. N 1754-У в пункт 14.6 настоящей Инструкции внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

14.6. Для получения лицензии, расширяющей деятельность, кредитная организация должна представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, следующие документы:

ходатайство за подписью уполномоченного лица (2 экземпляра);

опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность (если эти документы ранее не представлялись в территориальное учреждение Банка России) (по 2 экземпляра каждого документа);

бизнес-план кредитной организации или в предусмотренных нормативными актами Банка России случаях изменения и дополнения к бизнес-плану (2 экземпляра);

подтверждения уполномоченных органов об отсутствии задолженности кредитной организации перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (1 экземпляр);

Для получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов кредитная организация дополнительно представляет (в 1 экземпляре):

надлежащим образом заверенную копию документа, выдаваемого Министерством финансов Российской Федерации и подтверждающего согласование осуществления кредитной организацией операций с драгоценными металлами;

справку кредитной организации о наличии весоизмерительных приборов и разновесов в случаях, установленных нормативными актами Банка России.

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У пункт 14.6 настоящей Инструкции дополнен подпунктом 14.6.1

14.6.1. Для получения банком, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, лицензии на осуществление банковских операций, указанной в подпункте 14.1.3 или подпункте 14.1.4 настоящей Инструкции, банк дополнительно представляет письменное подтверждение о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Обязанность банка по раскрытию неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, считается исполненной, если такая информация опубликована в "Вестнике Банка России" и размещена на сайте банка в сети Интернет. В подтверждении, указанном в абзаце первом настоящего подпункта, должны содержаться ссылка на номер "Вестника Банка России" и указание на адрес сайта банка в сети Интернет.

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У пункт 14.6 настоящей Инструкции дополнен подпунктом 14.6.2

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У пункт 14.6 настоящей Инструкции дополнен подпунктом 14.6.3

14.6.3. Состав лиц (группы лиц), оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, определен пунктом 2 приложения 3 к Указанию Банка России N 1379-У.

Указанием ЦБР от 5 февраля 2008 г. N 1977-У в пункт 14.7 настоящей Инструкции внесены изменения

14.7. Территориальное учреждение Банка России в течение девяноста календарных дней с момента получения документов, указанных в пункте 14.6 настоящей Инструкции, рассматривает их и направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей деятельность.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта заключение должно содержать:

оценку бизнес-плана кредитной организации;

сведения об имевших место проверках кредитной организации, проведенных территориальным учреждением Банка России за последние два года;

информацию о выполнении кредитной организацией требований, предусмотренных пунктами 13.1 и 13.2 настоящей Инструкции, а при рассмотрении вопроса о выдаче банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, лицензии, указанной в подпункте 14.1.3 или подпункте 14.1.4 пункта 14.1 настоящей Инструкции, - также информацию о выполнении банком требований, предусмотренных пунктом 13.4 настоящей Инструкции;

информацию о представлении документов, предусмотренных абзацами восьмым и девятым пункта 14.6 настоящей Инструкции.

14.8. К заключению, указанному в пункте 14.7 настоящей Инструкции, должны быть приложены (в 1 экземпляре):

ходатайство кредитной организации о расширении ее деятельности;

бизнес-план кредитной организации или изменения и дополнения к нему;

опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенная копия аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность.

Указанием ЦБР от 14 августа 2009 г. N 2277-У пункт 14.9 настоящей Инструкции изложен в новой редакции

14.9. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, в срок, не превышающий шестидесяти календарных дней с даты получения заключения и документов, указанных в пунктах 14.7 и 14.8 настоящей Инструкции. Этот срок может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней с письменным информированием об этом кредитной организации с указанием причин продления и конкретного срока продления.

При необходимости Банк России вправе запросить у территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, иные документы, представленные кредитной организацией. В данном случае срок рассмотрения документов не продлевается.

Банк России принимает решение о выдаче кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, при отсутствии оснований для отказа в выдаче, а также при наличии замечаний, не препятствующих принятию решения о выдаче лицензии.

14.10. Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, 2 экземпляра лицензии на осуществление банковских операций.

Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган.

Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выдаче кредитной организации лицензии, предусмотренной подпунктом 14.1.3 или подпунктом 14.1.4 настоящей Инструкции, информирует об этом Агентство по страхованию вкладов.

Указанием ЦБР от 4 октября 2005 г. N 1624-У пункт 14.11 настоящей Инструкции изложен в новой редакции

14.11. Территориальное учреждение Банка России в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения документов, указанных в абзаце первом пункта 14.10 настоящей Инструкции, при условии представления кредитной организацией всех экземпляров лицензий на осуществление банковских операций, на основании которых она действовала до расширения деятельности (за исключением лицензии, указанной в подпункте 14.1.2 настоящей Инструкции), направляет в кредитную организацию или выдает под расписку ее уполномоченному лицу первый экземпляр лицензии на осуществление банковских операций, полученной в связи с расширением деятельности.

Порядок представления в территориальное учреждение Банка России лицензий на осуществление банковских операций, на основании которых кредитная организация действовала до расширения деятельности, определяется иными нормативными актами Банка России.

Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами

Законодательной базой для осуществления банковских операций и сделок с драгоценными металлами и камнями на территории РФ, являются следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года (с изменения от 03.09.2018), статья 5;
  • Федеральный Закон РФ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 года, с изменения от 01.06.2018 года;
  • Федеральный Закон РФ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года.
  • Приказ ЦБ РФ № 02-400 от 1 ноября 1996 года с последующими изменениями и дополнениями – «О введении в действие Положения Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами»».

Данная нормативная база устанавливает следующие понятия, используемые при совершении операций и сделок с драгоценными металлами:

«…К драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.

Слитки драгоценных металловстандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.

Банковские операции с драгоценными металламиоперации по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.

Металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.

Металлические счета ответственного хранениясчета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.).

Обезличенные металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению…».

В соответствии с действующим законодательством РФ, Правительство РФ устанавливает общий порядок совершения операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ. В свою очередь ЦБ РФ устанавливает порядок совершения кредитными организациями (банками) всех видов операций с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов.

Для осуществления операций и сделок с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов, у банка должна быть одна из двух нижеперечисленных видов лицензий:

«… – универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов».

В соответствии с международной практикой и законодательством РФ, операции и сделки с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы золота (металла).

Приведем также определение слитков: «Слитки драгоценных металлов» – это слитки (мерные и стандартные) драгоценных металлов, аффинированные на заводах до наивысших проб, и соответствующие государственным стандартам.

033_01.jpg

Рис. 1 Мерные золотые слитки

Мерные золотые слитки – слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии со стандартами производствами и ГОСТами РФ. Как видно на рисунке 2.1, вес мерных слитков может составлять 1, 5, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм. Нормируется только вес слитков, толщина их может быть любой. Процент чистого металла в слитках должен быть не менее 99,9%. На каждом слитке должно быть указано – его масса, проба, знак завода на котором изготовлен данный слиток и серийный номер (шифр) слитка. На слитке должны отсутствовать сколы, вмятины, царапины и иные повреждения.

Коммерческие банки осуществляют операции только с мерными золотыми слитками, вес которых не превышает 1000 грамм.

033_02.jpg

Рис. 2. Стандартные золотые слитки

Стандартные золотые слитки – их вес регламентирован ГОСТом РФ в пределах от 11 000 до 13 300 грамм. Проба стандартных золотых слитков не может быть менее 99,95%. Стандартные золотые слитки используются ЦБ РФ для формирования своих золотовалютных резервов.

Российский стандарт качества золотых слитков полностью соответствует международным стандартам качества. На мерные и стандартные слитки из платины и серебра распространяются примерно такие же ГОСТы РФ как и на золото. Единственное, что ГОСТы РФ на мерные слитки из палладия не предусмотрены, соответственно они не выпускаются российскими заводами.

Вес стандартного слитка золота, серебра, платины и палладия, а также минимальная проба металла

Таблица 1.

Проба не менее, %

В соответствии с российскими и международными правилами обращения драгоценных металлов, каждый мерный и стандартный слиток должен иметь сертификат завода изготовителя, в котором указываются следующие данные:

  1. номер ГОСТа РФ слитка;
  2. серийный номер (шифр) слитка;
  3. масса слитка;
  4. короткая информация о слитке (его обозначение);
  5. дата выпуска слитка;
  6. подпись представителя отдела контроля технического качества;
  7. подпись представителя Российской государственной пробирной инспекции.
  8. уникальную маркировку завода-изготовителя слитков.

Банки имеют право осуществлять нижеследующие операции и сделки с драгоценными металлами.

1. Покупать и продавать драгоценные металлы в физической форме, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).

В России на данный момент (2018 год) порядка 150 коммерческих банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Но фактически, только не более двух десятков банков осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов в мерных слитках и можно говорить, что банки совершают очень незначительный объем данных операций. Обусловлено это, прежде всего, отсутствием спроса со стороны граждан (физических ли) на приобретение драгоценных металлов в слитках. Дело в том, что при продаже слитка, банку необходимо в его стоимость включить сумму НДС – 18%, поэтому окончательная стоимость слитка для покупателя будет достаточно значительной, то есть клиенту слишком дорого обойдется грамм драгоценного металла, приобретенного в слитках. Конечно, в данных операциях НДС является значительным препятствием для расширения объема сделок с драгоценными металлами. Банки могут предложить для продажи слитки только отечественных заводов-изготовителей. На слитки зарубежных заводов-изготовителей установлены высокие заградительные пошлины, и они не поступают на российский рынок драгоценных металлов.

2. Покупать и продавать монеты населению (физическим лицам) из драгоценных металлов.

Такие монеты, из драгоценных металлов, принято называть – инвестиционными. Коллекционные монеты имеют хождение среди нумизматов и иных любителей монет. Эмитентом инвестиционных монет, в том числе памятных, в России является ЦБ РФ. В Советском Союзе Госбанк СССР стал выпускать инвестиционные монеты из драгоценных металлов только в 70-х годах прошлого века. Но они не продавались на внутреннем рынке в СССР, а могли распространяться только за рубежом. Внутри СССР они могли продаваться только иностранцам, в специализированным магазинах за свободно конвертируемую валюту.

033_03.jpg

Рис. 3. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из серебра

033_04.jpg

Рис. 4. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из золота

Таким образом, до 1991 года советские отраслевые банки, в том числе и Сбербанк СССР, никаких операций с монетами из драгоценных металлов, внутри страны не осуществляли. Только с 1991 года, когда общественно-экономическая формация в России полностью сменилась с социалистической на капиталистическую, коммерческие банки стали осуществлять различные операции с драгоценными металлами и монетой из них. В соответствии с новым законодательством РФ коммерческие банки получили право продавать и покупать монеты из драгоценных металлов.

В связи с этим, ЦБ РФ также увеличил объемы эмиссии памятных и инвестиционных монет. Основной объем выпуска инвестиционных монет начался с 1996 года и такие монеты ЦБ РФ выпускает как из драгоценных металлов, так и юбилейные, памятные и из недрагоценных металлов. В основном это монеты спортивных и долгосрочных исторических серий – «Памятники архитектуры России», «Выдающиеся исторические личности», «Олимпиада в Сочи 2014 года» и т.п. Отметим, что ЦБ РФ не чеканит монет из платины и палладия.

Монеты из драгоценных металлов, коммерческие банки, имеющие право осуществлять с ними операции, приобретают в ЦБ РФ. Также они имеют право приобретать и зарубежные монеты из драгоценных металлов, но фактически такие операции осуществляются редко на российском банковском рынке.

Операции коммерческого банка с драгоценными металлами проводятся для достижения следующих целей:

  • получения дополнительных комиссионных доходов;
  • расширения инструментов инвестирования денежных средств для клиентов банка;
  • расширения в целом линейки совершаемых операций и предлагаемых услуг, с целью повышения универсализации банка;
  • привлечения нового сегмента клиентов из числа населения, а именно коллекционеров и нумизматов.

Необходимо также отметить, что следует разделять инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Коллекционные (памятные) монеты, как правило, представляют собой историческую и культурную ценность, поэтому их стоимость зависит именно от этого, а не от золотого и серебряного содержания. Стоимость инвестиционных монет зависит исключительно от содержания золота или серебра, либо платины и палладия, но это в редких случаях. При этом на практике, часто очень сложно определить, какая монета инвестиционная, а какая – коллекционная. В связи с этим ЦБ РФ установил для этого четкие критерии:

  • монеты, выпущенные тиражом менее 12 000 штук, являются коллекционными;
  • монеты, выпущенные тиражом более 12 000 штук, являются инвестиционными.

Но даже и в этом деле бывают исключения, поэтому необходимо в каждом банке уточнять, к какой категории относится данные моменты. Также необходимо понимать, что стоимость инвестиционных монет, конечно прямо зависит от стоимости драгоценного металла на биржевом рынке, из которого она изготовлена. Конечно для сохранения денежных средств инвесторами, как правило, физическими лицами, обычно в банках приобретаются инвестиционные монеты.

3. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; юридическим лицам счета в драгоценных металлах открываются только при наличии у них соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять операции с драгоценными металлами.

Одни из самых распространенных операций банка – операции с драгоценными металлами. Они удобны тем, что при осуществлении этих операций нет привязки к какому-то конкретному драгоценному металлу в физической форме. Клиенту отрывается отдельный лицевой счет на балансовом счете 20309 «Счета клиентов (кроме банков) в драгоценных металлах» (счет пассивный) в каком-то из драгоценных металлов, например в золоте. На этом счете банк учитывает золото в граммах, количество которых покупает клиент за рубли. При этом в физическом виде клиенту золото не выдается и он приобретает граммы по текущему рыночному курсу. Через определенное время клиент может продать свои граммы золота по текущей учетной стоимости золота в данном банке. По своей сути данную операцию правомерно рассматривать как депозитную, поскольку банк таким способом привлекает денежные средства клиентов для пополнения своей ресурсной базы и обеспечивает сохранность этих средств. Никаких процентов на остаток по таким счетам банк, конечно же, не начисляет. Доход, по такого рода вкладам клиент получает за счет разницы между ценой фактического приобретения металла и ценой его фактической продажи через определенное время. На обезличенном металлическом счете клиента, граммы драгоценных металлов указываются без указания индивидуальных признаков металла – завод-изготовитель, вес, проба и т.п., то есть счет клиента не привязан к какому-то конкретному слитку металла.

Рассмотрим примеры банковских операций с драгоценными металлами.

Пример 1. 25.05.2014 года физическому лицу в Сбербанке был открыт обезличенный металлический счет в золоте. Курс продажи* – 1355,00 рублей за один грамм золота. Им приобретено 80 грамм золота, денежные средства в размере: 1355,00 рублей × 80,00 грамм = 108400,00 рублей внесены в кассу банка.

25.05.2017 года этим физическим лицом 80 грамм золота, со своего счета были проданы банку по курсу* 2 165,00 рублей за один грамм золота. Физическим лицом получены из кассы банка денежные средства в размере: 2 165,00 рублей × 80,00 грамм = 173000,00 рублей.

Как видно из этого примера, доход клиента (физического лица) в данном случае составляет разница между ценой фактического приобретения золота и ценой его продажи в последующем, то есть равен: 173000,00 рублей – 108400,00 рублей = 64600,00 рублей.

Отметим, что при открытии подобных счетов банк, как правило, не взимает никакой платы и никаких комиссий. Так же данные операции не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что значительно повышает их привлекательность для клиентов банка. Но необходимо помнить, что банк продает металл клиенту по цене продажи, а покупает обратно по цене покупки, между которыми существует значительная разница.

Пример 2. На 25.09.2018 у ПАО Сбербанк стоимость покупки и продажи драгоценных металлов (в рублях) представлена таблицей:

Читайте также: