Лучшие соло в металле

Обновлено: 21.05.2024

Давай отвлечёмся от дел насущных и просто насладимся хорошей музыкой. Но так как вкусы у каждого свои, немного сузим музыкальный простор и обратим внимание на лучшие соло в богатой истории рока. Мы выбирали не по техничности исполнения, а по душевности. Напоминаем, это сугубо наше мнение.

Comfortably numb

Создатель чуда: Дэвид Гилмор (Pink Floyd)
Год: 1979
The Wall – есть лучшее шоу в истории рока, кто бы что ни говорил. Что ни песня – то жемчужина. На этом альбоме как раз с комфортом разместилась самая узнаваемая и заезженная песня «розового флюида» – Another brick in the wall. Мало кто считает её великой, ибо у «пинков» полно композиций с более глубокой «фирменной» лирикой Уотерса и душевных мелодий. В comfortably numb интересен текст – по сути, пересказ воспоминаний обдолбавшегося транквилизаторами Уотерса. Многих смущает вкрадчивый козлетон автора в куплетах, прерывающийся более привычным вокалом Гилмора на припеве. А после… после начинается то, за что мы все любим «Комфортное онемение» – соло. И ядерный взрыв в душе. Как можно было такое придумать? Круговорот эмоций, мелодия, выворачивающая тебя на изнанку, возносящая на небо, а потом со всего размаху со всей силы швыряющая тебя с высоты на землю. Тело покрывается мурашками, а сам ты утираешь прослезившиеся от восторга глаза. А ведь Гилмор буквально создал его своими руками, долго и мучительно выковывая ноту за нотой. Дэвид сыграл соло пять-шесть раз на своём легендарном Stratocaster и затем последовательно склеил вместе наиболее удачные части. И то, что получилось, до сих пор вызывает лютую зависть у всех гитаристов мира, старающихся хотя бы на йоту приблизиться к гению Гилмора.

Здесь два соло: одно светлое и позитивное, как солнечный день, второе более мрачное и глубокое, как пасмурное небо, готовое разразиться раскатами грома. Как раз во время написания этой статьи автор имел счастье наблюдать этот природный диссонанс под сотни раз прослушанную композицию. Но мы ставим её на первое место не поэтому.

Stairway to heaven


Создатель чуда: Джимми Пейдж (Led Zeppelin)
Год: 1971
И снова потрясающая лирика в потрясающей песне из потрясающего альбома. Сколько лет «Лестница в небо» будет возглавлять списки лучших рок-композиций? Напишут ли что-то более гениальное? Судя по тенденции, вряд ли, да и времена этого не требуют. В США продавцы музыкальных магазинов под страхом расправы и насилия запрещают играть покупателям две заезженные песни – «Лестницу» и «Smoke on the water». Потому что они только коверкают великое произведение.
Композиторский талант Пейджа сполна реализовался в этой песне. Светлая, немного грустная акустическая часть в одночасье обрывается соло, которому до сих пор поклоняются гитаристы всего мира.
Есть мнения, что любитель оккультизма Пейдж даже вступил в деловую связь с тёмными силами, чтобы сочинить вот это. Некоторые, прокручивая песню задом наперёд, даже находят в ней зашифрованные послания. Но даже задом наперёд она звучит лучше любой отечественной попсы.
Существует много вариантов соло, с которыми тебя познакомит Youtube, благо концерты «Цеппелинов» часто записывались. Есть оригинальное альбомное, но оно не настолько совершенно, как соло, исполненное на концерте в Earls Court в 1975 году. Пейдж постоянно дополнял свои соло, что-то менял, и на наш взгляд, это самый лучший, самый проникновенный вариант. Эффект от его прослушивания можно сравнить с Сарабанды Генделя и первым в жизни сексом – восторг! Прошибающий на слезу восторг – настолько оно потрясающее! В одном соло уместилось больше смысла и эмоций, чем во многих песнях: и радость, и печаль – да всё подряд.
Кстати, благодаря этой композиции в моду вошли двухгрифовые гитары. Ведь Пейдж на всю группу был единственным гитаристом, а играть нужно было разные партии. Вот и пригодилась Gibson EDS-1275, чтобы не переключать режимы.

Master of Puppets



Создатель чуда: Джеймс Хетфилд, Кирк Хеммет
Год: 1986
Ну какой рейтинг без «Метлы»! Люди, показавшие всему миру, как с помощью «митолла» можно стать мультимиллионерами, всегда умели делать хорошую музыку. А играть божественные соло у них умели все – от гитаристов до басистов. А то, что вытворял господин Бёртон, вообще достойно отдельного описания.
Ты скажешь, что всё, что было написано после после 86-го, позорит «металл». Ну, или что они скатились после 91-го. Или даже 96-го. Ну так мы послушаем одноимённую композицию с того самого кошерного, ортодоксального альбома «Master of puppets». Одна из лучших хеви-метал песен в истории человечества/планеты/Вселенной начинается, как и подобает подобным песням, бодро, резко и цепляюще, но мы ведь говорим про соло. А какая хеви-метал песня без славного соло? Тем более, безбожно лажающий нынче Кирк Хеммет тогда на живых выступлениях грешил поменьше. Тем, кто не переносит 8 минут тяжёлой музыки, советуем перемотать на 3:32, когда начинается инструментальная партия, а там уже и соло. Хотя как можно не любить мелодичную, несмотря на свою «тяжесть», основную часть? Если тебе не нравится, то у тебя явно проблемы со слухом.
Но вернёмся к инструменталу – самое красивое, что когда-либо рождалось в этом суровом жанре. Какие-то восточные мотивы живо сменяются стильным, фирменным запилом. И всё так гармонично, трагично и цепляюще.
Можно сколько угодно обвинять товарищей Ульриха и Хэтфилда в том, что они больше занимаются коммерцией, а не музыкой, но за одного только «Кукловода» они достойны попасть в рок-н-ролльную Вальхаллу.
Ты сможешь сказать, что в «Orion» и «Ride The Lighting» соло были эффектней. Но соло в «Мастере» более понятно для восприятия широкой публикой, за что его и считают красивым даже те, кто ничего тяжелее группы «Звери» не слушал.

All along the watchtower

Создатель чуда: Джими Хендрикс
Год: 1968
Мы очень любим Джими по одной простой причине – он Бог. Хотя эта песня была написана стариной Бобом «Диланом» Циммерманом, восторг и обожание пришли к ней только после кавера Джимми. Это был честный кавер, не плагиат. Она и в исполнении Дилана казалась крайне героической и крутой, но благодаря тому волшебству, которое было между Джимом и его «Стратом», песня приобрела те краски, которых ей не хватало. Она превратилась в одно сплошное соло, а бормотание Джими только добавило ему красок. Простите, мистер Дилан, но у Хендрикса как-то душевнее.

Marooned

Создатель чуда: Девид Гилмор
Год: 1994
Кто-то скажет: «Опять он со своим Гилмором!» Но не спеши ругаться! Всю эту подборку можно было бы заменить песнями Pink Floyd. Хотелось бы добавить в этот список и «Shine on your crazy diamond», но боюсь, другие участники обидятся.
Вот послушай: одно сплошное соло на гитаре, с плавающими нотами, и красивыми виражами. Как грустно и красиво.
Многие недооценивают альбом «Division bell» – последний написанный в каноничном составе. А ведь там просто кладезь замечательных песен. Кстати, в прошлом году в честь двадцатилетия альбома вышло его новое издание, а для песни даже снят весьма интересный клип. В первой части зритель видит цифровые съёмки покинутой Международной Космической Станции, которая возвращается на Землю. Другая половина ролика снята в Припяти, и там камера следит за человеком, бегающим по руинам советских домов. С этим видеорядом музыка воспринимается совсем по-другому.
В композиции нет ни единого слова, да они и не нужны.

Californication

Создатель чуда: Джон Фрусчанте
Год: 1999
Мы очень любим Джона Фрусчанте. Любим его, при всём уважении к Клингхофферу, как участника «золотого» состава RHCP. Умел же, чёрт, извлекать из своего «телекастера» звуки, повлиявшие на поколение. Мы любим его и как сольного исполнителя. Тем, кто не слышал, настоятельно советуем ознакомиться в срочном порядке. «Central», «This Cold», «The Past Recedes», «Murderers» ничуть не хуже его работ времён «перцев». Когда-нибудь мы насобираем денег и вылечим его от наркотической зависимости. А пока насладимся его соло. Они всегда были и будут узнаваемыми. Они просты, как палка, но способны задевать самое сокровенное. А как стильно звучат! А чего ещё ожидать от человека, который похож на Иисуса и играет, как Иисус. Гимн счастливого детства – Californication – известен благодаря своему припеву и узнаваемой с полуаккорда музыке, и эту музыку сотворил Джон. Может быть, прелесть соло – в его простоте, но эта импровизация – пожалуй, лучшее, что он делал.

​Ричи Блэкмор и другие. 15 эффектных «тяжелых» гитарных соло

Ричи Блэкмор

14 апреля исполняется 75 лет Ричи Блэкмору – «человеку в черном», одному из самых известных хард-роковых гитаристов мира, отцу-основателю таких групп, как Deep Purple и Rainbow. Мы отдаем дань уважения ему и другим героям «тяжелой» гитары в ее лучшие времена.

Ричи Блэкмор

«Speed King»

Альбом Deep Purple «In Rock» (1970)

К 1970 году Deep Purple выпустили уже четыре альбома, но именно на этой пластинке Ричи Блэкмор показал себя настоящим героем гитары, внимательно изучившим музыку своих коллег. Звуковой хаос в духе Джими Хендрикса в начале, переклички гитары Блэкмора с органом Джона Лорда, риффы, сопровождающие вокальную партию Иэна Гиллана и уверенное жесткое соло – именно так должны были звучать звезды нового стиля.

Джими Хендрикс

«All Along the Watchtower»

Альбом The Jimi Hendrix Experience «Electric Ladyland» (1968)

Сам Хендрикс в 1970-м уже стал членом печально известного «клуба 27», погибнув при весьма странных обстоятельствах, но успел повлиять едва ли не на всех гитаристов, игравших при нем и после него. Ярким примером его таланта стала кавер-версия песни Боба Дилана, практически затмившая оригинал и до сих пор звучащая в фильмах о рок-музыке. Каждая из четырех партий лидер-гитары между куплетами писалась отдельно и не была похожа на предыдущую: настоящее пиршество, по сравнению с которым иное соло на концерте – всего лишь приступ самолюбования.

Джимми Пейдж

«Whole Lotta Love»

Альбом Led Zeppelin «Led Zeppelin II» (1969)

Говорят, что на становление Deep Purple как героев хард-рока весьма повлияли достижения их земляков Led Zeppelin, выпустивших в 1969 году сразу два этапных альбома. Второй из них не только укрепил положение группы, но и проложил путь рока в будущее. Взяв на вооружение гитарные приемы того же Хендрикса, Джимми Пейдж использовал все доступные возможности для создания максимально необычного звука: слайд-гитара, обратное эхо, педаль «вау-вау». Можно сказать, что именно на «Whole Lotta Love» Led Zeppelin открыли миру не только хард-рок, но и индастриал.

«Highway Star»

Альбом Deep Purple «Machine Head» (1971)

Не меньшую популярность обрел и седьмой альбом Deep Purple, записывавшийся в спартанских условиях в швейцарском Монтре. Пожар, ставший источником вдохновения легендарной «Smoke On The Water», лишил группу нормальных условий для записи, но на качестве альбома это удивительным образом не сказалось.

«Я выстраивал это соло ноту за нотой в течение недели, прежде чем мы засели его писать, – вспоминал Блэкмор. – Мне хотелось, чтобы оно звучало так, словно кто-то мчится в очень быстрой машине на очень высокой скорости, и чтобы одновременно с этим в нем слышался Бах».

Понравился бы результат уважаемому маэстро – не знаем, но ощущение гонки на огромной скорости здесь определенно присутствует.

Эрик Клэптон и Дуэйн Оллмен

«Layla»

Альбом Derek And The Dominos «Layla And Other Assorted Love Songs» (1970)

Пока одни английские гитаристы изобретали тяжелый рок, другие продолжали искать свое место в мире. Расставшийся с Cream и Blind Faith Эрик Клэптон поиграл в аккомпанирующем составе дуэта Delaney and Bonnie, а после того, как этот проект распался, пригласил в свой новый проект коллег по составу и лидера группы Allman Brothers Band Дуэйна Оллмена. Самая известная песня, записанная новой группой Derek And The Dominos, изначально была балладой, но жесткая гитарная партия, предложенная Дуэйном, превратила ее в вопль безнадежной любви.

«И песня и альбом – в равной степени заслуга Эрика и Дуэйна, – вспоминал впоследствии продюсер Том Дауд. – Между ними было что-то вроде телепатии: когда один из них играл, другой мгновенно реагировал, и ни один из двоих ни разу не просил повторить только что сыгранное».

Сравните версию, вышедшую на альбоме «Layla And Other Assorted Love Songs» с любой из более поздних «акустических» версий Клэптона и, как говорится, почувствуйте разницу.

Брайан Мэй

«Brighton Rock»

Альбом Queen «Sheer Heart Attack» (1974)

Как и Deep Purple, Queen «набрали скорость» далеко не сразу, и первой ласточкой их будущего успеха стал третий по счету альбом, открывающийся этим мощным номером на стыке хард- и арт-рока. Оригинальное соло Мэй записал, балуясь с прибором «Эхоплекс» – предтечей современных сэмплеров и гармонайзеров, и ничего удивительного, что на концертах эта вещь затягивалась до десяти минут, а на знаменитом концерте на стадионе «Уэмбли» соло удостоилось отдельного номера.

«Stargazer»

Альбом Rainbow «Rising» (1976)

Эдди Ван Хален

«Eruption»

Альбом Van Halen «Van Halen» (1978)

Конец 70-х был не лучшим временем для героев гитары. По крайней мере, так казалось до тех пор, пока на сцену не ворвалась лихая группа во главе с гитаристом, игравшим так, что большинство остальных на его фоне казались неумейками. Сам Эдди Ван Хален говорил, что «Eruption» выросла из его «разминки» перед концертами, и так понравилась продюсеру Теду Теплману, что оказалась на пленке. Записанный буквально с двух дублей номер оказался технически несовершенным, но без него с тех пор не обходится ни один концерт или сборник группы, и мало какой поклонник рок-гитары не стремится играть так, как Эдди Ван Хален.

Рэнди Роадс

«Mr. Crowley»

Альбом Оззи Осборна «Blizzard of Ozz» (1981)

В конце 70-х Оззи Осборн был с позором выгнан из собственной группы, зато 80-е встретил во всеоружии, записав отличный сольник с музыкантами Uriah Heep Бобом Дэйсли и Ли Керслейком. Еще одним ценнейшим его «приобретением» оказался молодой и никому не известный гитарист Рэнди Роадс.

«Я провел часы, пытаясь сочинить соло для этой песни, но у меня ничего не вышло, – говорил гитарист о записи песни, посвященной легендарному Алистеру Кроули. – Наконец Оззи зашел и попросил меня сыграть то, что я чувствовал – я разнервничался, начал играть все, что приходит в голову, и Оззи сказал, что это великолепно. Пришлось согласиться».

В команде Осборна в разное время играли самые разные гитаристы, включая брутального Зака Уайлда – но, кажется, рано погибший Рэнди Роадс был и остается лучшим из них.

Билли Гиббонс

«Sharp Dressed Man»

Альбом ZZ Top «Eliminator» (1983)

Трио из Техаса играло тяжелый кантри-блюз с 1971 года. Однако их звездный час наступил в 1983 году, когда в свет вышел восьмой по счету альбом. Многие считают электронные барабаны одним из проклятий 80-х, но именно их увесистый звук стал частью формулы успеха, которой группа с тех пор и придерживается. А гитарная игра Билли Гиббонса на фоне четкого ритма обрела невиданную уверенность и породила соло, под которое хочется то ли петь, то ли танцевать, то ли и то и другое сразу. Отличный противовес звериной серьезности большинства хард-рокеров!

Слэш (Сол Хадсон)

«Sweet Child O' Mine»

Альбом Guns N' Roses «Appetite for Destruction» (1987)

Несмотря на нашествие панков, вроде бы похоронивших классический рок, в 80-е на свет появились новые музыканты, вдохновлявшиеся музыкой не Sex Pistols и Clash, а Rolling Stones и Led Zeppelin. И на переднем крае атаки были четыре раздолбая, назвавшие себя Guns N'Roses и писавшие не только рок-номера, но и вполне убедительные баллады.

«"Sweet Child O’ Mine" сперва была просто шуткой, – вспоминал гитарист классического состава Слэш. – Я играл что попало, пока не наткнулся на этот рифф, и глядь – он уже стал песней».

Таким же спонтанным было и гитарное соло, записанное за один дубль. Впрочем, до записи песню репетировали столько раз, что соло выстроилось само собой. Воистину, лучшая импровизация – та, которая выучена.

Кирк Хэмметт

«Fade to Black»

Альбом Metallica «Ride the Lightning» (1984)

Поклонниками старой музыки оказались и новые звезды тяжелого рока, появившиеся на свет в 80-е годы – группа Metallica. К моменту записи их второго альбома на место будущего лидера Megadeth Дэйва Мастейна пришел Кирк Хэмметт, которому удалось заявить о себе практически сразу.

«Мы хотели продублировать два первых соло, и с одним из них я справился без проблем, – говорил впоследствии Хэмметт. – А вот со вторым возникли сложности – оно было очень медленным, и в нем было много свободного пространства. И лишь потом я осознал, что при игре гармонизировал его, причем довольно необычным образом. Длинное соло в конце я сочинил, задумавшись о наших тогдашних проблемах и осознав мрачный характер песни: это действительно помогло. А после того, как мы с Джеймсом Хэтфилдом записали все остальное, на пленке остался звук, который напоминает мне Dire Straits».

Не самый очевидный источник вдохновения для тяжелой музыки, надо сказать.

Ингви Мальмстин

«Black Star»

Альбом Ингви Мальмстина «Rising Force» (1984)

С 80-ми в мир пришло и еще одно ноу-хау – целая череда гитаристов, играющих виртуозный хард-рок, но в основном инструментальный. Одним из первых был шведский гитарист Ингви Мальмстин, обожавший все того же Ричи Блэкмора.

«Эту песню и ее различные вариации я играл с тех пор, как был подростком в Швеции, – рассказывал Мальмстин. – В клубах в Стокгольме мне приходилось играть очень подолгу, много импровизировать, так и родилась эта вещь. Я не записывал ее нотами: когда приходит вдохновение, музыка словно струится сквозь меня».

Впоследствии имена Ингви и некоторых его коллег-гитаристов станут синонимами «бездушной техничности», но в начале 80-х все было несколько по-другому.

Даймбэг Даррелл

«Cemetery Gates»

Альбом Pantera «Cowboys from Hell» (1990)

У вышеупомянутого Эдди Ван Халена, как ни странно, тоже оказались свои поклонники, в том числе в жанрах, довольно далеких от его собственного. Одним из них стал гитарист Даймбэг Даррелл, чья группа «прорвалась» к зрителю лишь на пятом альбоме.

«Я вернулся домой в хорошем настроении, схватил гитару, включил магнитофон, выкрутив громкость на полную катушку, и начал играть все подряд, – вспоминал Даррелл о записи гитарного соло для хита "Cemetery Gates". – Я сыграл три варианта соло один за другим и вырубился, решив на другой день начать все сначала. А наутро – бам! – оказалось, что соло удалось мне с первого дубля. Именно таким я сыграл его и в студии, ничего не меняя».

Том Морелло

«Bulls on Parade»

Альбом Rage Against the Machine «Evil Empire» (1996)

Одним из последних героев тяжелой гитары минувшего века стал гитарист Том Морелло. В музыке его группы Rage Against The Machine было больше фанка и рэпа, нежели рока, а текст временами буквально подавлял музыку, однако гитаристу удалось удивить и искушенных к тому времени ценителей рока и альтернативы. Его соло – скорее игра с примочками, нежели привычная уху музыкальная «линия», но именно такая манера лучше всего вписывается в музыку одной из самых колючих команд последнего десятилетия XX века.

Читайте также: