Лучшие советские металл группы

Обновлено: 16.05.2024

Аватар для Ария

«Ария» — российская группа, играющая в стиле метал. Музыка «Арии» выдержана в стиле групп «новой волны британского хеви-метала».

Кипелов

Аватар для Кипелов

101 118 слушателей

«Кипе́лов» — российская рок-группа под руководством Валерия Кипелова, играющая в стиле хеви-метал , основанная в 2002 году. Лауреат премии…

Сергей Маврин

Аватар для Сергей Маврин

26 726 слушателей

Сергей Маврин заявил о себе на профессиональной сцене в 1985 году в составе группы "Чёрный Кофе". В начале 1987 года Сергей приходит в…

Мастер

Аватар для Мастер

22 917 слушателей

Рок-группа Мастер была образована в апреле 1987 в городе Москва года после ухода Андрея Большакова, Алика Грановского, Игоря Молчанова и…

Чёрный Обелиск

Аватар для Чёрный Обелиск

35 795 слушателей

«Чёрный Обели́ск» — советская и российская метал-группа, существовавшая в период 1986—1988 и 1990—1997 годов под лидерством…

Эпоха

Аватар для Эпоха

3 153 слушателя

История банальна до безобразия… 11 сентября 2007 года . Вся Америка оплакивала.… А в Подмосковье в одном из элитных баров, кстати, с…

Легион

Аватар для Легион

19 370 слушателей

Группа «Легион» образовалась в 1981 году. В составе – Алексей Булгаков (вокал), Александр Цветков (гитара), Олег Царёв (бас), Сергей Комаров…

Чёрный Кофе

Аватар для Чёрный Кофе

36 449 слушателей

Основатель, вокалист, и гитарист группы — Дмитрий Варшавский. Первой широкой аудиторией «Чёрного Кофе» были военнослужащие. После тура по…

Маврик

Аватар для Маврик

3 929 слушателей

Маврик (с 2001 года издаётся под названием Сергей Маврин) – российская рок-группа, получившая название от имени основателя группы – Сергея…

Круиз

Аватар для Круиз

14 865 слушателей

Валерий Гаина родом из Молдавии. Играл гитаристом в рок-н-рольно - попсовой группе "Круиз"("Крутится волчок" и т.п.). Новый трио КРУИЗ…

Kruger

Аватар для Kruger

12 807 слушателей

Существует как минимум 2 группы с названием Kruger.

Кроме советской/российской хеви-команды существует очень качественная…

Legion

Аватар для Legion

24 241 слушатель

Артерия

Аватар для Артерия

11 631 слушатель

История группы "Артерия" ведёт отсчёт с конца 2003 года, когда Сергей Терентьев объявляет о своём уходе из группы "Кипелов". Годом раньше…

Ольви

Аватар для Ольви

16 215 слушателей

Группа Ольви была образована в 2001-м году.
К 2005-му году был окончательно укомплектован состав группы: вокалист Андрей «Andy Vortex…

Театр Теней

Аватар для Театр Теней

16 243 слушателя

Группа была основана Денисом Машаровым в 1986-ом году.
Для начала Театральный репертуар состоял из классики - из тех вещей, которые…

Гран-Куражъ

Аватар для Гран-Куражъ

9 277 слушателей

«Гран-Кура́жЪ» — российская melodic metal-группа, основанная в 1999 году в городе Бронницы гитаристом и автором песен Михаилом Бугаевым.…

Крылья

Аватар для Крылья

5 671 слушатель

Существуют 2 группы с таким названием.
1) Группа Крылья была образована в 2004 году в городе Николаеве (Укрина) и сразу избрала курс на…

Аватар для Aria

107 379 слушателей

Для российской хэви-метал группы существует страница Ария.

Arida Vortex

Аватар для Arida Vortex

9 983 слушателя

Группа" VORTEX" была образована братьями-гитаристами Романом и Иваном Гурьевыми в 1997 году. Стиль группы можно охарактеризовать как…

Исполнители Russian Metal

Аватар для Эпидемия

Аватар для Арда

13 597 слушателей

История группы Арда началась летом 2000 года, когда вокалист Павел Окунев покинул группу "Эпидемия", записав с вышеназванной командой два…

Alkonost

Аватар для Alkonost

45 646 слушателей

История группы ALKONOST началась во второй половине 1995 года, когда бывший участник челнинских групп ТРАУРНЫЙ БИСЕР, MOLESTATION и CANONIS…

Catharsis

Аватар для Catharsis

66 321 слушатель

Есть по крайней мере 10 групп с таким названием:
* Catharsis -- американская хардкор-панк-группа с лирикой анархистской направленности.
*…

Невидь

Аватар для Невидь

18 057 слушателей

Группа НЕВИДЬ была образована в сентябре 2004-го года Алексеем (Лесьяром) Агафоновым после ухода из группы Вutterfly Тemple. К ноябрю был…

Харизма

Аватар для Харизма

12 752 слушателя

Группа ХАРИЗМА создана в конце 2004 года легендарным гитаристом Леонидом Фоминым (Мастер, Саботаж, Валькирия), вокалистом Деймоном…

Abyssphere

Аватар для Abyssphere

14 310 слушателей

Группа была основана в 2003 году в городе Санкт-Петербург как студийный проект.. Стилистику можно обозначить Dark metal.

В 2005 году был…

Иван Царевич

Аватар для Иван Царевич

9 193 слушателя

Московская группа Иван Царевич была образована в 1999 г. Музыкальный стиль группы «Иван Царевич» — эпик-фолк-метал. Это сплав русского…

Sevdaliza

Аватар для Sevdaliza

257 387 слушателей

Sevdaliza (англ. Sevda Alizadeh) — нидерландская поп-певица и автор-исполнитель имеющая иранские, русские и азербайджанские корни. Настоящее…

Diamanda Galás

Аватар для Diamanda Galás

106 828 слушателей

Диаманда Галас - певица греческого происхождения.
Родилась в Штатах в семье музыканта, эмигранта-грека, получила джазовое образование и с…

Аркона

Аватар для Аркона

29 086 слушателей

Известны как минимум две группы с названием "Аркона":

1) Аркона - российская pagan-folk metal группа
. Корни группы Аркона следует искать…

5 советских хэви-металл групп, которые нужно знать


Хэви-метал был далеко не таким распространенным в СССР, как поп-рок, но некоторые советские метал-группы все еще пользуются популярностью.

5 ФОТО


1. Черный кофе.

Бессменный лидер хеви-метал группы «Черный кофе» — Дмитрий Варшавский. История его группы начинается с их первой песни в 1979 году. В этом году Варшавский познакомился с Федором Васильевым, и они начали играть вместе. Спустя несколько лет они дали свой первый концерт в клубе «Искра» в Москве в 1984 году. В том же году они записали свой первый альбом «Приди и все возьми» с множеством песен на тему любви и надежды. «Черный кофе» отыграл много аншлаговых концертов, но Министерство культуры СССР посчитало песни группы идеологически неправильными, поскольку они не были посвящены социализму. Официально они получили одобрение только в 1987 году и подписали контракт с лейблом «Мелодия», который предоставил музыкантам профессиональную студию. В 1992 году Варшавский уехал в США. Его цель была увидеть музыкальную индустрию. В 1999 году он решил, что узнал достаточно, и вернулся в Россию, поэтому «Черный кофе» вернулся. Группа официально выпустила 10 альбомов и продолжает выступать, запомнившись профессиональным качеством музыки и текстов, посвященных свободе, русской культуре и религии.

Хэви-метал-группа «Легион» образовалась в 1979 году. Это была идея Олега Царева, который стал их лидером и бас-гитаристом. Стиль музыки группы напоминал Deep Purple и Black Sabbath. «Легион» была одной из первых советских металлических групп, начавших писать собственный материал, а не просто исполнять каверы. Основными темами их текстов были история, фантастика и героизм. Они отыграли много клубных концертов и в середине 80-х стали культовой группой. В 1988 году «Легион» успешно гастролировал по СССР, но во время него у Царева и певца Алексея Булгакова возникли серьезные разногласия, и Царев покинул группу. Одной из причин конфликта стал их музыкальный стиль олдскульного хэви-метала 1970-х — всем казалось он устарел. Группа искала новые идеи. В заключение, В 1992 году они выпустили альбом Knights of Cross, который был полностью оригинальным и совсем не походил на старый стиль: это был микс прогрессив-метала, такого как Mekong Delta, и арт-рока Uriah Heep, но продолжил традицию лирической тематики. На сегодняшний день «Легион» по-прежнему является культовым образцом российских металлических групп: они выпустили уже 10 студийных альбомов.

История культовой хэви-метал группы «Ария» началась 31 октября 1985 года, когда вышел успешный дебютный альбом «Мания Величия». Песни посвящены любви и отваге. Часть участников уже вместе играла в группе «Поющие сердца». Ранняя музыка «Арии» напоминает стиль «Iron Maiden» из-за ее значительного влияния. В 1987 году конфликты в группе привели к распаду, из-за которого некоторые участники отделились и создали новую группу под названием «Мастер». В 1994 году вокалист Валерий Кипелов много выступал с «Мастером», но в следующем году вернулся. В 1998 году «Ария» начала сотрудничество с российским офисом корпорации Harley-Davidson. В 2002 году в группе сменился вокалист: место Валерия Кипелова занял Артур Беркут.

После конфликта в «Арии» в 1987 году четыре участника сформировали новую группу. Найти вокалиста было непросто, но, наконец, это место занял Михаил Серышев. Музыкальный стиль формировался шаг за шагом в течение месяцев 1987 года и превратился в трэш-метал, после чего Мастер записали свой первый одноименный альбом. Темами лирики были фэнтези, война и любовь. Было продано миллион копий альбома. В следующем году группа гастролировала по Польше и Бельгии, и это имело успех, особенно в Бельгии. Они отыграли 2-3 шоу в день в барах и клубах, и публика часто признавала, что «Мастер» должен выступать на стадионах, а не в маленьких клубах. В 1991 году группа записала свой первый англоязычный альбом под названием «Talk of The Devil». Это был эксперимент, который должен был быть выпущен в Бельгии, но лейбл обанкротился. Сам альбом сохраняет лирические традиции коллектива. В 1991 году Михаил Серышев принял участие в записи русской версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», исполнив роль Христа. В 1999 году Серышева сменил Алексей «Lexx» Кравченко, с которым «Мастер» продолжает выступать и выпускать новые альбомы.


5. Парк Горького.

Глэм-метал группа «Парк Горького» была частным случаем советского метала: это был амбициозный продюсерский проект советского рок-музыканта Стаса Намина. Он решил открыть собственный продюсерский центр в парке Горького в Москве. Отсюда и произошло название группы. Группа «Парк Горького» была создана в центре в 1987 году. Четыре музыканта были бывшими участниками группы Намина «Цветы», но вокалист Николай Носков был для них совершенно новым. Стиль — глэм-метал — для советской музыки вообще не был характерен. Их костюмы выглядели особенно необычно, хотя и были типичны для стиля. Напротив, это было в моде в США, но русская группа там была экзотикой. Деннис Берарди, президент компании Kramer Guitars, стал американским менеджером группы, с которым они отправились в США, чтобы сделать более качественные записи. В результате в августе 1989 года был выпущен их дебютный одноименный альбом. Темами лирики были любовь, надежда и свобода. Одна из его песен под названием «Bang» заняла третье место в Top-15 MTV. Было продано 450 000 копий, а в Дании релиз достиг золотого статуса. В том же месяце «Парк Горького» вернулся в Москву, чтобы выступить с такими всемирно известными группами, как «Bon Jovi» и «Scorpions» на Московском музыкальном фестивале мира. MTV транслировало фестиваль в 59 странах мира. Однако в 1990 году Носков ушел из группы. Без него история группы подошла к концу. Были попытки воссоединиться, и «Парку Горького» удалось выпустить еще 3 студийных альбома, но особого успеха они не имели. «Парку Горького» удалось выпустить еще 3 студийных альбома, но особого успеха они не имели. MTV транслировало фестиваль в 59 странах мира. Однако в 1990 году Носков ушел из группы. Без него история группы подошла к концу. Были попытки воссоединиться, и «Парку Горького» удалось выпустить еще 3 студийных альбома, но особого успеха они не имели.

Советский метал


В Советском Союзе, как известно, металлического рока было примерно столько же, сколько секса. Была унылая попса типа БГ или Машины Времени, был Круиз, металлический чуть более, чем совсем никак, да и тех щемили. А когда, не приходя в сознание, генеральным секретарем ЦК КПСС стал Андропов, гайки совсем завинтили. Но ВНЕЗАПНО случилась перестройка и оказалось, что в стране есть панки и металлисты, и теперь металл нарезать можно вообще невозбранно, ибо «новое мЫшленье», «гласность» и все такое. Тут-то музыканты из всяких «Песняров» и «Самоцветов» и сообразили (иногда не без помощи ушлых художественных руководителей вроде Векштейна), что хаер, цепи, . ПРОФИТ, — благо Совок был настолько уныл, что котировались даже пустые пивные банки, а профессиональные музыканты из всяких ВИА играть-таки умели, и их откровенная копипаста с Iron Maiden, Judas Priest и Accept катила на ура, особенно потому, что западные монстры рока приезжали редко. Представьте, что настоящих Iron Maiden можно не увидеть вовсе, а Ария — вот она, смотри всего через неделю в ДК «Красный матершинник».

В результате совокупности гласности, наличия выросших на западном роке людей, имеющих при этом абсолютно совковый менталитет и трепыхания слабеющей с каждым годом цензуры получилось явление, которое вошло в историю как советский метал. Самым удивительным является то, что даже несмотря на тонны откровенной копипасты с западных групп, советская метал-сцена всё же получилась очень самобытной и заметно отличающейся как от наиболее близкой по духу европейской, так и от американской. Благодаря этому и возросшему в то время интересу «первого мира» к Совку, некоторые банды (Ария, Круиз, Парк Горького) смогли пробиться на Запад и даже поиметь там некоторый профит. Также успех жопоруких задротов на 99% обеспечен за счет того, что копипаста является главной особенностью русского менталитета с древних времен.

Содержание


Группа, игравшая помесь метала и прогрессива. Основана Грановским и Крустером в далёком 80-м и изначально явлалась закосом под Deep Purple, Led Zeppelin и Rush. Является на самом деле предтечей для многих митолиздских проектов в той стране (и не только митолиздских). Запомнилась тем, что вокалисткой в группу назначили блюзовую певицу Олесю Троянскую, умершую от рака груди, а первые тексты песен писал для группы ни кто иной, как Сергей Жариков, который, кстати, до ДК играл на барабанах в хардовых группах «Млечный путь» и «Второе пришествие», где успели поиграть первые участники «Арии», так-то. Разумеется, первые тексты песен «Смещения» были наполнены лулзами наполовину. А сама группа распалась в 1983-м под давлением Гебни, после чего Грановский и Крустер съебались работать в петрозаводскую филармонию.



Самая известная совок-метал группа в этой стране, с которой говнари начинают превращаться в митолиздов. Чаще всего, к сожалению, и заканчивают.

Была создана участниками ВИА «Поющие сердца» Холстининым и Грановским. На вокал был приглашен Валерий Кипелов из группы «Лейся, песня», где также участвовал Николай Расторгуев. На Хэллоуин 1985 года состав выдал магнитоальбомы [1] «Мания Величия» и «С кем ты?», состоящие из закосов под Iron Maiden, Judas Priest и Black Sabbath чуть более, чем полностью, и c лирикой в духе «Давайте дружно скажем „Хуй войне“».

После полураспада, в результате которого получилась группа «Мастер», арийцы обзавелись типичным долбосистом Дубининым (совковый клон Стива Хариса из Iron maiden) и рыжим бесом-гитарастом Мавриным, а также поменяли текстовика на обкуренную бабушку [Пушкину], которая начала писать песни про Сотону, чёрный крест, чёрных всадников и дохлых малолетних байкеров. Целевая аудитория была окучена по самые уши, каждый второй нефор в столице носил засаленную майку с характерными рожами и пафосной надписью шрифтом Gothic Rus.

Когда после очередной пьянки Кипелыч внезапно решил свалить из группы (сказав, что заебался петь про сотону и прочую чернуху), в среде говнарей это вызвало такой траур, что среди них резко участились случаи суицида, а у выживших заклинило переключатель в положении «уже не тот». Несмотря на это, Дуб и Холст обзавелись другим вокалистом, ненавидимым говнарями и любимым (из чувства противоречия) небыдлом Беркутом, подсадили Пушкину на славяно-арийскую траву и продолжают стричь купоны. Как, впрочем, и Кипелов, получивший премию MTV за исполнение более 9000 раз одного и того же медляка 1997 года выпуска.

В июне 2011 года Беркут с превеликим удивлением прочел на сайте Арии, что он, оказывается, намерен к сентябрю прекратить в ней работать. Пока Артур приходил в себя от столь благородного поступка своих коллег и параллельно дорабатывал оставшийся срок контракта, ХолстоДубы записывали альбом «Феникс», состоящий из вещей на тему политики, инквизиции, байкеров и прочего. Имя вокализда держалось в секрете, хотя инфу о некоем Житнякове слил в первую же неделю депутат, олегарх и каким-то местом пивец Андрей Ковалев. Но поскольку наш народ депутатам верить не привык, вопли «Что это за хрен?» и «Откуда его откопали?» не стихали до официального объявления беркутозаменителя. Юное (в сравнении с арийскими динозаврами) дарование презентовали в утреннем радиоэфире, где оно поразило и до того взвинченных фанов исполнением песни «Штиль». Вышенаписанные вопли возросли троекратно — об избавлении от Беркута пожалели даже те, кто в его бытность бурчал, что Ария больше не та. Чудесным образом группа избавилась от всей самобытности, что была ей присуща даже с Артуром, и стала звучать как усредненный рок-проект. В то же время для того, чтоб подростковая аудитория не разбегалась, пиар-акции Арии стали шире и масштабнее. Запилили флэш-игруху «Угадай мелодию» (скажите спасибо, что без Пельша), фест, скромно названный в свою честь, куда организаторы стягивают все мало-мальски известные зарубежные группы (на кого денег хватит) и подписали контракт с пивоваренной компанией, чтоб на пиве Faxe стояла приписочка «Ария». Теперь каждый говнарь может ощутить в себе хоть немного «Арии».

Master-1989.jpg

Продукт чуть более, чем полураспада Арии. На почве жадности творческих разногласий с художественным руководителем Векштейном все музыканты, кроме Кипелова и Холстинина, сваливают из Арии. В 1987 году выходит альбом «Мастер», более половины которого составляет материал Арии, типа «Воля и Разум» или «Jawbreaker» «Встань, страх преодолей». Все остальное выполнено в ключе американского трэша, типа Anthrax, Overkill, Exodus и далее в таком духе. Вкупе с комсомольско-прогрессивными текстами и озабоченностью судьбой человечества — доставляет. Следующий альбом содержал уже поменьше совкизма и больше собственно трэша, плюс зачатки ПГМ. Nuff said, тамошний вокалист Серышев совмещал работу в Мастере с пением в церковном хоре, а с 1999 гэ до нынче изготавливает джазок и классику в театре «Геликон-Опера». Позже вирус ПГМ поразил и некоторых других участников команды, что, однако, не помешало «Мастеру» существовать и по сей день, хоть он и уже не торт. Алсо, ПГМ «Мастеров» не дошел до терминальной стадии, о чем невозбранно символизирует концертник «15 лет», где они все, включая давно сваливших, появляются на сцене. Позже «Мастер» мутировал и стряпал англоязычный трэш (трэш-дэт играл Master из УСА, что вводит некоторых анонимусов в заблуждение), а потом вернулcя к русскоязычному металу (в духе времени, слегка «примодненному») с сильно атсральными текстами, созданными не без участия Маргариты Пушкиной.



К тому моменту, как хэви-метал в СССР стал невозбранным, некто Александр Шульгин и приносит на худсовет ВФГ «Мелодия» демо-записи рок-групп КРУИЗ и Чёрный кофе. Худсовет, прослушав демонстрационные записи, принимает единогласное решение об издании пластинок, или, как тогда это называли, дисков-гигантов. Чёрный кофе отправляются в студию на запись, а КРУИЗ на поиски бас-гитариста, чтобы скомплектовать полноценный состав и перезаписать уже втроём новый демо-альбом. Но во время этих поисков «Мелодия» переходит на новую систему хозрасчёта, и для экономии студийного времени и денег дает свое добро Апрелевскому заводу грампластинок на выпуск винила КРУИЗа, посчитав демо-запись Ефимова и Гаины и так достаточно интересной и совершенной. В то время было не принято обсуждать решения столь высоких инстанций, поэтому новый басист КРУИЗа — Фёдор Васильев — появился на обложке пластинки как третий участник коллектива, так и не успев принять участие в записи. В СССР творился курс на полное УСКОРЕНИЕ.

«Мелодия» же, решив выпустить «подвальную» запись КРУИЗа, сумела ещё и убрать заглавную композицию демо-альбома — «Рок навсегда», и пластинка вышла с простым названием КРУИЗ-1.

Несмотря на несколько стремный звук, альбом винрарен тем, что это реальный советский металл, некая смесь раннего Iron Maiden, Motley Crue и своеобразной лирики, совмещающей в себе комсомольский задор, борьбу за мир, пейсни про металл и байкерство и неведомую поэтическую классику («Иди же с нами»), но при этом без явных копирований а-ля Арея. Альбом разошелся по СССР тиражом в 12,5 миллионов экземпляров! Для сравнения: это всего в два раза меньше, чем количество всех проданных записей Megadeth. При этом «Круиз» являлся чуть ли не единственной на просторах бывшего СССР (да и в мире) бандой, играющей спид-метал составом из 3 (трех) человек, где Гаина играет и заковыристые сольные партии, и ритм, и умудряется ещё и неплохо петь. Впрочем, лучший метальный гитарист Союза вполне мог это себе позволить. Такой универсализм (и уровень профессионализма) совершенно не характерен для русского металла, где вокалист обычно свободен, словно ветер в небесах, или максимум подрабатывает басистом (да и это встречается только у трэшеров). Да и конкурентов у Гаины особо и не было: Круиз был единственной бандой в СССР, игравшей трушный спид-метал.

Банда невозбранно котировалась и за границей: в Германии был выпущен следующий, англоязычный альбом, более спид—трэшевый и винрарный. Доставляют и элементы молдавского фольклора («Heaviest in Town»; Гаина — молдаванин, а его фамилия в переводе с румынского/молдавского означает «курица»). Также Гаина одно время вел собственную группу Gain имени себя самого, однако сей коллектив ничем особым не запоминается.

До 2006 года Гаина обитал в Калифорнии, преподавал в Гитарной академии и пытался с переменным успехом возродить уже не тот, а металлический «Круиз». В 1995 году пытался устроиться на работу к Оззи Осборну: послал свою запись и был приглашен на прослушивание с четырьмя другими претендентами. Оззи всех послушал, всем пожал руки, но никого не взял, а в итоге пригласил Стива Вая. Тогда Гаина сбрил налысо свой хаер, сменил педрильную косуху со стразами на черную майку и наклепал два сольных русскоязычных альбома. Сейчас живёт в Москве. Часто разъезжает по просторам бывшего СССР, где проводит вполне доставляющие концерты для олдфагов.

ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ советский метал!

Все вы наверное знаете, что помимо метал-групп Арии, Мастера, Чёрного Обелиска, Чёрного Кофе, в течение 80-х годов существовали и многие другие тяжелые коллективы СССР. О многих из них в интернете мы можем узнать, было бы только желание.
Показать полностью. Однако многие эти записи являются для нас огромнейшим раритетом, к сожалению, не всегда идеального качества.
Но данное сообщество специально создано для тех, кому действительно интересен начальный период становления тяжелой сцены СССР. Здесь вы найдете множество редких и раритетных записей, а также коллективов, которые незаслуженно забыты!

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО:
Оскорбления участников
Рассылка спама
Оскорбление админов
Если правила нарушены следует бан
С уважением, администрация группы

МЫ растем! Медленно, но верно! Нас уже 355.
УРА УРА УРА, товарищи.

Открыть приложение

ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ советский метал! запись закреплена
История Обложки

История обложки №165

НОВОЕ ВРЕМЯ – «Шаг в преисподнюю» (1991)

Журнал "Rockcor", 3 (2022)

Пластинка «Шаг в преисподнюю» хеви-металлической команды «Новое время» из киргизского города Ош – одна из тех пластинок, о существовании которой многие коллекционеры узнали уже только в цифровую эпоху, в тот момент, когда группа давным-давно прекратила своё существование. Дело в том, что сам альбом был записан и издан в 1991 году, во времена острого политического и экономического кризиса в стране, что не могло не повлиять на ход дальнейших событий в истории группы и пластинки – насыщенной, интересной и доселе совершенно не освещённой. Гитарист Константин Небогатов подробно ответил на все вопросы, приподняв завесу «тридцатилетней тайны».

История обложки №136

– Как начиналась ваша музыкальная биография?

– Как появилась группа АПОСТОЛ? Она существовала до того, как в ней стал петь Павел?


– Вы сказали, что группа собиралась как сопровождающий коллектив. Павел Смеян широкой публике был известен, прежде всего, как исполнитель песен из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания» и рок-оперы «Юнона и Авось». Вы исполняли эти песни на роковых концертах?

– Конечно, известные шлягеры народ всегда ждёт и требует, особенно в конце программы. А песни Дунаевского, хоть и не металл и не тяжёлый рок, но по крайней мере фолк- или кантри-рок. Они никак не выбивались из рок- контекста. А композиция Рыбникова хоть и называется «романс», но по стилю – чистая рок-баллада. Эти песни звучали в основном под акустическую гитару. На концертах я, например, очень любил исполнять песню «Погода» из «Мэри Поппинс, до свидания».

– Где вы записывали альбом?

– Записывались на частной студии Александра Рыбкина, оплачивал процесс кооператив «Русский Дом», где мы с Павлом были оформлены по трудовой книжке: в СССР было обязательно быть трудоустроенным, иначе ты «тунеядец» и будь добр за 101 километр.
Летом 1990 года мы записали первый трек «Дуга» для Рок-панорамы в Олимпийском, далее записали остальные треки. Записывались каждый день на протяжении нескольких недель.
Барабаны в записи – это драм-машина «Alesis HR16» и клавишный секвенсор, которые программировал Павел, на записи можно услышать тенор-саксофон – это тоже Павел. Немногие знают, что он по образованию джазовый саксофонист и флейтист. Аранжировки наши общие.
Кстати, Рыбкин играл одно время в группе ЧЁРНЫЙ КОФЕ, а сведение на студии делал Валерий Андреев – звукорежиссёр АРАКС и театра «Ленком».
Спустя годы я вижу много недостатков, которые появились в основном из-за нехватки студийного времени и опыта.
Приблизительно через год был выпущен винил, к сожалению, так и оставшийся единственным.

– Какая песня вам больше всего нравится и что бы вы рекомендовали послушать в первую очередь?

– На мой взгляд, самая интересная – это последняя песня «Пятна». Эта композиция была написана Романом Амиридисом на стихи Александра Бутузова («Фагота»).

– Я для себя выделил две композиции: «Ужас» и «Дуга». Последняя, как мне кажется, перекликается с группой ЧЁРНЫЙ КОФЕ. Расскажите об этих песнях.

– Если говорить о песне «Ужас», то у меня есть несколько песен на стихи Николая Гумилёва. Их вначале исполнял Александр Малинин, когда себя позиционировал рок-певцом. Первая – «Сон» – вошла на его винил «Неприкаянный», а «Ужас» – нет. Её взял Павел, и она зазвучала на 100% по роковому.
Песня «Дуга» вместе с «Опричником» были замыслом будущей рок-оперы Павла «Слово и дело» по мотивам исторического романа «Князь Серебряный» Алексея Толстого, которую мы записали в «Ленкоме» в начале 2000-х.
С группой ЧЁРНЫЙ КОФЕ есть некоторые параллели: у них действительно похожее звучание и некоторая связь с православной тематикой – как раз песня «Дуга» по духу напоминает «Владимирскую Русь».
Кстати, вступление к песне «Выть, пить, жить» звучит в художественном фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в эпизоде, когда шефы спецслужб прогуливаются по Арбату, также в кадре можно увидеть Павла с гитаристом в роли уличных музыкантов. Гитарист – не я)) Я уже в то время пел в храме.

– Вы можете что-то рассказать об обложке диска? На ней Павел изображён?

– Да, это портрет Павла Смеяна, написанный известным художником Владимиром Бородиным, нашим общим другом из Питера.

– Может, вы знаете тираж пластинки?

– Павел говорил, что тысяч по 20 в Москве, Питере и Киеве. В общем, не очень много.

– Начало 90-х – непростой период для рок-музыки. Многие группы развалились, кто-то пробовал найти себя на Западе. Что случилось с вашим коллективом? Почему вы прекратили свою деятельность?


– Да, как только открыли границы, многие музыканты рванули на Запад. Потом выяснилось, что они там никому не нужны: у многих даже базового музыкального образования не было, а всё туда же. В итоге, кто-то таксистом работал, кто-то на стройке, кто-то челноком.
У нас же на протяжении года было всего два выездных концерта: осенью в Воркуте и в январе 1991 в Вильнюсе, за день до беспорядков, а жить надо было на что-то.
Группа прекратила своё существование: я пошел петь в мужской православный хор лет на семь, а Павел уехал на Валаам тоже надолго.

– Уже прошло 12 лет, как не стало Павла Смеяна. Расскажите, как вам работалось с этим замечательным и, как я понял, непростым творческим человеком «со своим характером».

– Часто пишут о несдержанности и порой взрывном характере Павла. Но при этом забывают причины этих вспышек, которые крылись в невоспитанности или неадекватном поведении того, на кого был направлен гнев.
Например, выходим мы, нагруженные инструментами, из вильнюсского поезда на Белорусском вокзале, а молодой ударник Ирины Отиевой налегке, с сумочкой через плечо, хотя на концертах играл на ударных нашего барабанщика. Тут Павел, который сам нёс малый барабан, кроме своих вещей и костюма, не сдержался словесно по поводу его молодого возраста и веса его поклажи. Отиевский барабанщик в шоке подхватил самое тяжёлое «железо» – тарелки – и побежал впереди всех. У нас челюсти поотвисали, смеялись потом все! Это было 9 января 1991 года, когда в Вильнюсе был мятеж.
Мне, кстати, в тот момент тоже стало стыдно, несмотря на нагруженность вещами и «Фендер» с примочками кг в 20 на плече. Хоть я и понимал, что слова Павла относятся не ко мне.
Иногда Павлу даже не надо было слов. Одним взглядом мог поставить на место кого угодно, хотя с друзьями всегда был душой компании, весельчаком и балагуром, впрочем, как и большинство артистов. Ведь в то время только юмор помогал выжить и сохранить независимый разум.


Павла Смеяна не стало в 2009 году. Оборвалась жизнь музыканта и артиста, но творческое наследие осталось – взрослое наследие, понимание которого приходит с годами. Остались и фотографии, запечатлевшие человека с ясным и глубоким взглядом, в котором накопилась грусть прожитых лет и расставаний «навсегда». Эта грусть, как мне показалось, прошла бороздой и через всю пластинку.

Читайте также: