Металл для писчих перьев

Обновлено: 18.05.2024

Первым в Европе металлические перья стал производить Самюэль Гаррисон из Бирмингема.

Произошло это в конце XVIII века, хотя исследователи считают, что писцы еще с античных времен пользовались перьями из металла для написания текстов на пергамене. Несовершенные по своей конструкции, первые перья не обладали достаточной эластичностью, рвали и царапали писчий материал, что было недопустимо при его дороговизне. С IV века н.э. в Европе начинают писать птичьими перьями (лат. penna avis) — гусиными, лебедиными, павлиньими и др. Именно они оставались главными инструментами для письма вплоть до середины XIX века.

В старину на Руси богатые люди редко писали гусиными перьями. Они предпочитали лебединые, которые иногда для удобства вставляли в металлические держатели. В книге «Домашний быт русских царей в XVI — XVII вв.» (1862) И. Е. Забелин упоминает «перо писчее с финифтью и изумрудом» царя Алексея Михайловича и «перо лебяжье с камышки и жемчугом» его сына — царевича Алексея Алексеевича.

В XIX веке подготовка перьев для продажи состояла из нескольких этапов. Сначала для упругости и освобождения от лишнего жира их вставляли в песок или золу, нагретые до 60 градусов по Цельсию. Затем тщательно вытирали суконной материей и оскабливали роговой полый стержень, чтобы отделить перепонки. Концы срезали наискось и расщепляли, при этом не всегда оставляли пушистые отростки по бокам. Интересно, что перья из левого крыла ценились больше, так как их изгиб удобнее для руки. Продавали их пучками, чаще по штук, перевязанными бечевкой, или же в коробках. Например, в «Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», наряду с многочисленными предметами кабинета Александра II в Екатерининском дворце Царского Села упоминаются «перья гусиные заточенные и не заточенные разного размера» и «перья гусиные в белой картонной коробке с надписью «Зелинские перья».

Для очистки и просушки перьев применяли перочистки — специальные предметы различных форм из дерева, фарфора, металла, стекла, хрусталя с емкостями, в которых помещались небольшие щетки. Перочистки сохранялись в обиходе до конца 60-х годов XX века, когда на смену перьевым ручкам пришли шариковые.

К массовому производству стальных перьев в Европе приступили после 1830 года, тогда же в широкой продаже появились всевозможные держатели для них — ручки, которые к концу XIX века практически вытеснили писчие перья птиц, хотя они еще и продавались во многих писчебумажных магазинах. Так, любители старины и каллиграфии, жившие в Москве, хорошо знали, что в отделении письменных и канцелярских принадлежностей крупнейшего магазина «Мюр и Мерилиз» (Петровка, дом 2) всегда есть в продаже гусиные перья французского производства и — какой продуманный маркетинговый ход! — «маленькие гусиные, вставляемые в обыкновенные ручки, в коробках по 50 штук».

Многочисленные магазины письменных и канцелярских принадлежностей Москвы, Петербурга и других го родов России конца XIX — начала XX века предлагали покупателям самый разнообразный ассортимент товаров иностранных и отечественных производителей. Только в Москве насчитывалось более 200 специализированных магазинов, торговавших писчебумажными принадлежностями, большая часть которых располагалась в центре. Известно, что на Большой Никитской находился магазин Р.Бутковой; на Мясницкой — фирменный «Полиграф»; в Камергерском переулке — «Художественный и писчебумажный магазин В. Чекато»; на Кузнецком мосту — магазин Аванцо, который любили посещать сестры Цветаевы; были магазины на Тверской, в Столешни- ковом переулке, на Остоженке и Арбате. Конечно, письменные принадлежности можно было купить и в специальных отделах крупных пассажей и галерей.

Ручки продавались штуками, дюжинами и гроссами (по двенадцать дюжин). Стоимость товара, естественно, уменьшалась, если его брали оптом.

Информация о российских предприятиях, на которых изготавливали ручки, крайне скупа, да и та требует дополнительной проверки. Назовем «Фабрику конторских, канцелярских, школьных, чертежных и рисовальных принадлежностей» Г.И.Простакова (основана в 1893 году), «Карандашную и грифельную фабрику В.И.Карнац», «Фабрику Карло Стефании и К°» (основана в Москве в 1880 году).

Многие иностранные фирмы, торговавшие в России, предлагали товар отменного качества, что затрудняло производство и продажу ручек «русской фабрикации».

В известном московском магазине М.Г.Кувшинова, располагавшемся в Ново-Гостинном дворе на Варварке, ручки отечественных производителей (как правило, без указания имен) составляли лишь незначительную часть а в крупном магазине Т.И.Гагена на Большой Лубянке торговали в основном импортной продукцией.

Среди зарубежных фирм одно из первых мест на российском рынке занимала старейшая компания Faber. В 1761 году в Германии, в деревне Штайн, под Нюрнбергом, Каспар Фабер (К. Faber) начал производство карандашей. Бизнес процветал и передавался по наследству. В первой половине XIX века один из Фаберов — Эберхард, переехав в США, в Нью-Йорке основал отделение фирмы ив 1861 году там же построил первую карандашную мануфактуру, которая, просуществовав совсем недолго, сгорела. В 1872 году Эберхард Фабер построил новую мануфактуру (Greenpoint, Long Island), где кроме знаменитых свинцовых карандашей производили и самые известные ручки-держатели для пера. Фирма имела свои филиалы в Европе и Азии, поставки же товаров в Россию осуществлялись непосредственно с фабрики в Штайне. Маркировка на ручках фирмы Фабер была разной и зависела от имени конкретного производителя (A.W. Faber, Johann Faber, Е. Faber).

Среди других фирм, торговавших в России в конце XIX — начале XX века: нью-йоркские «Eagle Pencil С°» (основана в 1856 году) и «Waterman», французская «Blanzy Poure & Cie» (завоевала популярность прежде всего своими превосходными стальными перьями), английская «M.Myers & Sons» (основана в Бирмингеме примерно в 1837 году), немецкая «F. Soennecken» и др.

С 1850-х годов в Америке и Европе стали активно разрабатывать автоматические ручки, и хотя процесс шел медленно, эра массового производства авторучек приближалась.

В 1882 году на рынке появилась ручка со стальным штифтом вместо пера — первая и весьма удачная попытка заменить металлические перья с расщепом, которые надо часто макать в чернила. Ручку под названием «Independent» запатентовала в Нью-Йорке фирма «J.Ulrich & С°» (русский вариант названия при продаже — «Стилографическое перо»). Она представляла собой роговую каучуковую трубку, наполненную чернилами, с тонким наконечником из иридия. Чернила лишь просачивались под нажимом руки, но не вытекали.

В 1883 году появляется автоматическая ручка «Regular» со встроенным пером и резервуаром для чернил, что позволяло писать длительное время, и было очень удобно в дороге. Изобретение связано с именем тогда еще страхового агента Левиса Ватермана (Lewis Edson Waterman), который не остановился на достигнутом и в 1884 году в Нью-Йорке создал новую автоматическую ручку с выдвижным пером — «Ideal». До конца XIX века иностранные компании выпустили и запатентовали еще несколько ручек с резервуарами для чернил, они продавались и в России, однако выбор был еще весьма ограничен. Основную массу по-прежнему составляли ручки для пера, представляющие сегодня, наряду с автоматическими ручками, интерес для музейщиков и многих коллекционеров.

К сожалению, встречаются трудности при их атрибуции. Наряду с крупными специализированными фирмами, которые, заботясь о своей репутации, маркировали свои изделия, ручки небольшими партиями без всяких обозначений выпускали мелкие ремесленные предприятия, а также производители, для которых эта продукция не считалась основной. Не надо забывать, что импортные ручки могли иметь чисто «русские украшения» (например, в конце XIX века большим спросом пользовались немецкие деревянные ручки с видами Москвы и других городов России).

Ручки для пера подразделялись на карманные (имели, как правило, колпачок или складную конструкцию) и настольные. Делали их из различных пород дерева, металла, перламутра, слоновой кости и ее имитаций, рога, коралла, поделочных камней, пробки, камыша, целлулоида, игл дикобраза. Украшали резьбой, чернью, гравировкой, инкрустацией, сканью, гранением, эмалью, накладками из камней и проч. Часто материалы и техники украшения комбинировали. Среди настольных ручек выделялись «роскошные» (для золотых перьев; особо украшенные и т.д.); ручки с расширенной функциональностью (с карандашом, резиной, циркулем, ножом перочинным или для разрезания бумаги, именной печатью, календарем и т.д.). Особым спросом пользовались ручки для исправления плохого почерка (русское изобретение 1890 года; ручка давала пальцам и руке правильное положение) и «для судороги руки». Специально выпускались держатели для стеклянных перьев, при помощи которых делали копии через угольную бумагу. Ручки продавали и с чернильными приборами, и в подарочных наборах с другими предметами для письма и чтения, и делали на заказ.

Разнообразные отечественные и иностранные чернила, без которых не могли обойтись ручки, продавали в стеклянных флаконах, кувшинах, бутылках, капсулах и без посуды, ведрами. В магазине М.Г.Кувшинова, например, можно было приобрести сразу ящик с 24 или 60 чернильными флаконами. Интересно, что заодно можно было купить кислотное средство «экстрактор» для смывания чернил с пальцев, «химическую воду» для удаления чернил с бумаги, перья-скребцы (гратуары) и всевозможную резину (иногда с мягкой небольшой щеткой) для подчистки чернил.

Среди производителей ручек-держателей для пера — многочисленные фабрики и заведения серебряных изделий, а также известные российские ювелирные фирмы конца XIX — начала XX века, умело превращавшие обыденные предметы в произведения искусства. Так, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве хранится многопредметный письменный прибор 1896 года работы Петербургского филиала фирмы Овчинникова (известна с 1853 года; в 1882 году получила звание придворного поставщика), состоящий из чернильницы, шкатулки, пресс-бювара, печатки и ручки для пера. Все предметы сделаны из серебра и оникса, украшены гравировкой и золочением.

Эксклюзивные образцы, выполненные ювелирами, давно стали украшением музейных и личных коллекций и крайне редко встречаются в антикварных магазинах. Винтажные ручки массового производства, отличавшиеся высоким качеством исполнения, найти тоже непросто. Большая часть из них утрачена. Среди наиболее часто встречающихся изделий — серебряные держатели, украшенные тонкими узорами в технике черни, резьбы и гравировки. Зачастую, несмотря на наличие маркировки или других «подсказок», определить место и время их изготовления бывает непросто (клейма выбиты не всегда четко, частично стерты), а это создает все ту же проблему — проблему атрибуции. Часто на серебряных ручках, украшенных узорами в технике черни, встречается надпись «Кавказ». Однако точная географическая отсылка ни в коей мере не должна восприниматься как «место происхождения товара». Известно, что предметы с чернью в конце XIX — начале XX века выпускали практически все ювелирные предприятия России. А в Петербурге, например, некоторые мастера изготавливали черневые изделия типа кавказских сувениров и снабжали их идентичной надписью.

Сейчас тоже есть фирмы, выпускающие письменные принадлежности «под старину». Одна из самых известных — итальянская «Francesco Rubinato s.r.l». Еще в 50-е годы XX века отец Франческо Рубинато открыл в Тревизо — городе, расположенном к северу от Венеции, магазин канцелярских товаров, в котором не только продавали новые, но и ремонтировали старые авторучки. Магазин прославился на всю страну, пользовался популярностью у знаменитостей и просуществовал до 1980-х годов. К этому времени стало понятно, что на рынке неизменным спросом пользуются современные вещи, выполненные в стиле «antique». F. Rubinato продал магазин и основал компанию, которая стала выпускать ручки для пера; чернила, сделанные по старинным рецептам; печати, перочистки, пресс-бювары, закладки и т.д.

Во второй половине XX века во многих странах Европы и в Америке (теперь уже и в России) появились коллекционеры, которые стали собирать современные элитные авторучки. Продукция таких престижных компаний, как Caran d'Ache, Montegrappa, Montblanc, Cartier, Visconti, OMAS, Aurora, Parker, Delta, Krone, Sailor и других, стоит недешево и доступна лишь очень состоятельным людям. Жесткая конкуренция заставляет производителей создавать коллекции высочайшего качества. Ручки класса «люкс» выпускают ограниченными сериями (на корпусе указывается индивидуальный номер изделия и монограмма компании), имеют оригинальные названия и неповторимый дизайн. Основные материалы для корпуса и колпачка — платина, золото, серебро, родий, ценные породы дерева, хлопковая смола, реже фарфор. Для украшения используются драгоценные камни и металлы, кристаллы Сваровски, перламутр, лак и др., при этом старые техники часто применяются в сочетании с новейшими технологиями. По-прежнему ценится ручная работа.

В «Книге рекордов Гиннесса» зафиксирована «Бриллиантовая коллекция» швейцарской фирмы Caran d'Ache (основана в Женеве в 1924 году). В 2001 году фирма выпустила авторучку Modernista Diamond, корпус которой был сплошь покрыт алмазами общим весом 20 каратов и великолепными рубинами. В 2004 году фирма Montblanc представила эксклюзивную золотую ручку Meisterstuck Solitaire Royal Black Diamond, украшенную 4654 черными бриллиантами. Виртуозная работа ювелира по тончайшей огранке алмазов (на каждом из них сделано по 56 граней) продолжалась шесть месяцев.

С 2004 года в России 6 раз в год выходит журнал «Реп World Russia», предназначенный скорее для ценителей роскоши, чем для коллекционеров. Дорогая красивая ручка давно стала обязательным атрибутом топ-менеджеров и политиков высокого уровня, к тому же это всегда замечательный беспроигрышный подарок.

Иллюстрации предоставлены автором.

Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 112

Перья писчие

По мнению обывателей чудаки-коллекционеры собирают всякую дрянь, вроде писчих перьев. Однако в коллекционировании и таких обыденных вещиц есть не только своя поэзия, но и точные атрибуционные рамки. Важным этапом в совершенствовании средств письма было появление металлических перьев. Результаты археологических раскопок показали, что в Древнем Риме использовали перья из металла — бронзовые, медные, серебряные. Из старинных источников известно, что металлическими перьями пользовались и в VI в.н.э. Перья из мягких металлов — медные и серебряные были достаточно распространены в XV веке.

Родиной первого стального писчего пера (приспособления для письма, рисования тушью и чернилами) стала Англия, именно там, в 1780 году появилось перо, изобретенное Самюэлем Гаррисоном.

Немцы, внимательно следившие за всеми новинками, которые сулили выгоду, немедленно приступили к выпуску стальных перьев. Но и английские и немецкие перья первого поколения были неудобными, поэтому пишущие люди в конце XVIII века продолжали пользоваться так называемыми «гусиными перьями». Фактически же при письме использовались не только гусиные, но и лебединые, павьи и даже вороньи перья. К примеру, патриарх Иосиф (1647 г.) писал лебедиными перьями.

В 1828—1829 годах, когда стальное перо было усовершенствовано, интерес к нему возрос. В 1830 году англичанин Д.Перри запатентовал писчее перо более совершенной конструкции и только после этого оно начало свое победное шествие по миру, которое продолжалось более 150 лет.

Уже на начальных стадиях использования пера его закрепляли в металлическом или деревянном держателе — ручке.

Основными поставщиками перьев на мировой рынок были фирмы «A.Sommerville & С°», «D.Leonard & С°», «Регп & С°», «Blanzy Poure & С°», «F.Soennecken», «Hentze & Blanckertz», «C.Poger», «K.Wasilewski & С°». Все они работали в конце XIX — начале XX века, поставляя продукцию во многие страны мира, в том числе и в Россию. Очень часто на перьях, предназначенных на экспорт, фирмы делали надписи на языке страны, в которую они ввозились.

Конструкция пера — державка, которая вставлялась в ручку, и пишущая часть (заостренный и расщепленный конец) должны были соответствовать функциональному назначению — наносить информацию на различный материал специальным красящим составом. Но из-за резко возросшего спроса на перья и обилия фирм, их производящих, дизайнеры, чтобы обойти конкурентов, стали изощряться, стараясь сделать свое изделие интересным во всех отношениях. Их творческие поиски сказались на форме пера. На рубеже XIX—XX веков она приобрела вид трубочки и полуцилиндра, с короткой и длинной пишущей частью, с острым, тупым, треугольным и сферическим носиком, с плоской и вогнутой внутрь пишущей частью, Были перья в форме руки с вытянутым пальцем, с прямоугольным и фигурным выступом в средней части, с гравировкой в форме чешуек и рифлением средней части, с боковыми плоскостями нижней части, загнутыми внутрь, а также других сложных форм. Выпускались перья со специальными насадками для удержания чернил.

Конфигурация пера призвана была соответствовать его назначению и учитывать эргономические особенности человека. Исходя из этого, выпускались перья для левшей, перья с изогнутым носиком для людей, имеющих наклонный почерк.

Изменение конструкции пера привело к созданию пера сдвоенного, строенного и даже с пятью рабочими носиками для расчерчивания нотного стана.

Специальные перья выпускали во многих странах мира. Известны перья плакатные (для крупных надписей) французского, немецкого, польского и русского производства; перья шрифтовые (для каллиграфических работ) английского, немецкого и советского производства.

Вырезы на пишущей части делали самой причудливой формы: с одним, двумя или тремя отверстиями; крестообразные; в форме груши с листиком; овальные; зигзагообразные; в форме цифры 3 и т.п.

Со временем менялся и состав стали, применявшейся в изготовлении перьев. Оно должно быть прочным и в то же время гибким. Английские фирмы одно время ставили на перьях надпись «эластичное».

Развитие химии сказалось и на цвете перьев — широкое применение гальванотехники позволило сделать покрытие не только предохранявшим перо от коррозии, но и эстетически радовавшим глаз. Известны перья с покрытием белого, золотистого, желтого, желто-оранжевого, бронзового, коричневого, зеленого, синего, фиолетового, черного цвета. Есть перья с комбинированным покрытием: воронение с золочением, белое с золочением и воронением и др.

Во все времена реклама была двигателем торговли, поэтому производители старались обозначить свою продукцию различными знаками. Это могли быть название фирм, логотипы фирменных знаков и др. Очень часто полностью писались и название предприятия, и город, в котором перья производили. Например, на русских перьях писали «Русское общество «Рига». Перьям присваивали и имена собственные: «Dimitri», «Ария», «Союз», «Пегас», «Пионер», «Рондо», «Meteor» и др. Были перья, надписи на которых уточняли их предназначение и качество: «Скребецъ незаменимый», «Для училищъ», «Классное перо», «Для канцелярии» и др. Иногда качество изделия подчеркивалось особо: «Лучший сортъ».

В отдельных случаях к перьям прилагались инструкции с рекомендациями: «Просим испытать это перо, оно содержит много угля».

Во всех странах выпускали перья с надписями имен известных людей — исторических и политических деятелей, представителей искусства и литературы. Известны перья с надписями «Петр Великий», «Александр I», «Бисмарк»,«Иоанн Кронштадтский», «Патти», «Пушкинъ», «GARIBALDI» и др. Многие перья были украшены изображениями различных птиц и животных — лебедя, двуглавого орла, быка, льва; флора была представлена розой, грушей. Известны и изображения людей (например, Шекспира), женских и мужских бюстов, человека во весь рост, мифических персонажей (Гермес на земном шаре) и даже святых. Популярны были изображения короны, различных гербов, крестов, солнца, звезд, факела со змеей; техники — паровоза, парусного корабля и тд,

Многие фирмы с гордостью ставили на перьях слово «PATENT».

Такое обилие перьев нуждалось в стандартизации, которая помогла бы потребителю ориентироваться в выборе необходимого экземпляра. Попытка классифицировать перья была предпринята в XIX веке, в результате чего появились цифровые, буквенные или цифровобуквенные обозначения: «2350», «86», «2180EF», «516 ЕГ», «Р» и др. Их наносили гравировкой или штамповали одновременно с самим пером в виде выпуклых букв и цифр — «48», «А.Е», «1», «2», «L», «J», «Р», «11», «В», «BOZ» и

Большое значение придавали фирмы и выпуску сувенирной продукции. Одним из таких изделий была памятная открытка с изображением набережной Сены и Эйфелевой башни. На открытке закреплялось перо в форме Эйфелевой башни, которым с успехом можно было писать. К сувенирной продукции относились также перья с памятными датами мирового или местного масштаба, например, «В память Нижегородской выставки», «Перо Победы 1812г», «Февраль 1861 г» и др., сувенирными можно считать перья уменьшенного или увеличенного размера. Известны и такие, которые изготовлены из золота и серебра.

На некоторых упаковках писали названия торговых домов, продававших эти перья.

После 1917 года в России перья различного назна чения выпускали: завод «Союз» (Ленинград), «Мосхимтрест» (Москва), госфабрика «Союз СССР», Объединение МКМП РСФСР, завод «Союз» (Ярославль), артель «Пресс» и др. На перья наносились соответствующие надписи. Если перья российского производства предназначались на экспорт, надписи делали на языке импортера.

Атрибуция перьев затруднена из-за традиционности в конструкции. Фирму-изготовителя можно определить по соответствующей надписи или логотипу. Время же изготовления, если не проставлена дата на самом пере или на упаковке, определить очень сложно.

Но во все времена были люди, которые с большим энтузиазмом коллекционировали перья. Наиболее ценные хранили в специальных шкатулках, а вообще для коллекций были разработаны специальные настольные бюро с выдвижными ящиками с ячейками для перьев.

Перо — не только предмет уходящих эпох, но зачастую и произведение искусства, которое наряду с другими предметами малых форм (значками, марками) может доставить эстетическое наслаждение любому коллекционеру. Так, коллекция перьев, оформленная в виде планшета, аналогичного рекламному фирмы «ASommerville & С°», украсила бы любой интерьер. Производители перьев словно предвидели, что придет время, когда их продукция из утилитарной станет коллекционной, поэтому представительские рекламные альбомы оформляли на высоком художественном уровне. Для такого вида продукции характерны:

. Рекламный альбом фирмы «A.Sommerville & С°» в жестком футляре. Альбом и футляр темно-зеленого цвета с декором золотистого цвета. Внутри альбома — 5 планшетов, выполненных аналогично предыдущему, с бархатом темно-зеленого цвета.

. Раскладной альбом фирмы «M.MYERS & С°» темно-красного цвета, с 9 секциями. На лицевой части каждой секции — синяя картонная подложка с закрепленными перьями, под ними чернилами проставлены номера. На обратной стороне — подложка из бархата розоватого цвета. Альбом стягивался ремешками.

Любовь КОМАРОВА, Лидия ОРЛОВА

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.96

Металлические перья

Металлические перья

По данным археологии уже древний Рим знал металлические перья — из меди, серебра и бронзы, причем внешний вид их не очень расходился с современным. Король остготов Теодолих подписывал приказы металлическим пером в VI в н.э. Немецкие мастера делали медные и серебряные перья в XV в. В середине XVIII в. предпринимались попытки изготовления вручную металлических перьев во Франции. Доводилось писать золотыми и серебряными перьями Екатерине Второй. В начале позапрошлого века в Лондоне продавались стальные перья, но по-прежнему — ручной работы. Они были дороги и несовершенны, писать ими было неудобно и популярностью они не пользовались. И лишь в 20-30-е годы XIX в. благодаря усилиям, в первую очередь, английских и немецких изобретателей и промышленников стальные перья начинают изготавливать фабричным способом в массовом количестве, и они постепенно вытесняют традиционное гусиное перо. И рано или поздно, когда появляется большое число однотипных предметов, у кого-то возникает интерес к их собиранию.

Одним из них стал московский инженер Виктор Наумович Вильк. За 25 лет ему удалось собрать свыше 3 тысяч стальных перышек разного времени, разных стран и фирм-изготовителей, разного внешнего оформления — по форме, размерам, конфигурации, рисунку, цвету и другим атрибутам. Располагал коллекционер перья по странам на отдельных картонках — это, так сказать, одна из классификационных рубрик. По числу перьев на первом месте Германия и Англия — это они начали осваивать «писчую» целину, за ними следует Франция, далее Россия, Австрия, США, Венгрия, Чехословакия.

Современного человека коллекция перьев поражает, прежде всего, разнообразием размеров, форм, цвета; конфигурацией изгибов, прорезей, вырезов и отверстий; различными рисунками и надписями. Такое разнообразие вызвано, надо думать, соображениями конкурентной борьбы за рынок. В основном перья размерами одинаковы, однако встречаются и совсем маленькие, и преувеличенно большие — рекламные и сувенирные для привлечения внимания покупателей. С другой же стороны, разнообразие форм пера, в особенности его изгибов, отверстий и фигурных расщепов диктуется функциональным назначением — сделать перо как можно более гибким, мягким в работе, поспевающим за мыслью и рукой пишущего. «Стальное мягкое перо» — это из стихотворения «Бунин» Игоря Северянина… На одном из английских перьев имеется даже надпись – «эластичное».

Пишущий конец и по дуге изогнутый хвостовик, которым перо вставлялось в щель ручки такой же формы, — таковы традиционные перья. Но встречаются и другие — в виде довольно длинной трубочки с косым срезом и расщепом на пишущем конце — практически точная копия гусиных перьев (пример традиционности мышления создателей). Такие перья (изготавливались они, кстати, в разных странах), наоборот, надевались на ручку меньшего диаметра. Для крайних случаев, когда отсутствовала ручка, английская фирма “Перри” одно время выпускала перышко с прямым простеньким хвостовиком-лезвием. Такое вставить можно было даже в под руку подвернувшуюся щепку.

На небольшой поверхности пера изготовители старались помещать максимум полезной информации. Это в первую очередь — название предприятия и его фирменные знаки, часто город. На английских перьях мелькает надпись «Бирмингем». Город традиционно славился металлическими изделиями. В нем перьев в конце XIX в. 13 фирм выпускали ежегодно 200 млн. штук.

На перьях немецких мелькает петушок — фирменный знак «Браузе», а на российских — надписи «Русское общество», «Рига», «Грязев» (в угоду моде исконно русская фамилия по-французски оттиснута).

Часто им присваивались имена — «Нева», «Циклон», «Аргус», «Атлант», «Комета». Особенно хорошо это просматривается на русских перьях. Был выпущен целый ряд с надписями, как бы указывающими на предназначение — «всеобщее», «универсальное», «банкирское», «конторское», «биржевое», «служебное перо», «перо для училищ», «школьное московское перо». Та же тенденция наблюдалась и в других странах. Например, надпись на английском пере: «перо для правительственных учреждений».

Следует сказать, что поскольку появилось много видов перьев, еще в позапрошлом веке делались попытки как-то их стандартизировать. Отдельным типам перьев были присвоены определенные номера, под которыми они в одинаковом виде выпускались в разных странах. Широко известно перо № 86 — его помнят люди старшего да и среднего поколения, которые им пользовались в школе. А ведь такому перу не менее ста лет: в литературном музее Ф. Достоевского в Москве выставлена ручка 1880 г. — простенькая деревянная с перышком под этим самым номером, которая принадлежала писателю. Остроумный народец — школяры, не довольствуясь сухими номерами, они часто присваивали отдельным перышкам свои «фирменные» названия. Например, перо № 23 за изящество формы ласково именовалось «шкилетиком».

Надо думать, стандартизация в прошлом не была все же слишком строгой и всеобъемлющей, потому что многие перья так и не имеют номеров или на них оттиснуты разные буквы алфавита (возможно это «определяющие» внутрифирменные обозначения).

Между прочим, цифры не всегда означали определенный тип пера. В собрании коллекционера В.Н. Вилъка имеются целые наборы однотипных перьев с пишущими кончиками, заточенными по-разному — остро или тупо и с разными же цифрами на перьях, обозначающими толщину линии, выводимой пером на бумаге.

Но производители не ограничиваются фирменными знаками, названиями и «типоразмерными» пометками. Выпускается множество перьев с изображением различных символов, крестов, гербов и т.д. Излюбленными сюжетами (они пришли из Франции, Англии и Чехословакии) становились: перо в виде человеческой руки, держащей перо; перо — указующий перст; перо — рожица круглая с надписями «Мефистофель» или «луна».

Русское перо с надписью «копье» действительно напоминало по форме древнее оружие, а кончиком «Эйфелевой башни», естественно, французского производства, тоже можно писать. На одном из перьев изображено сердце, якорь и крест — что символически расшифровывается как «любовь, надежда и вера».

Для нас, пожалуй, наиболее интересными и познавательными в историческом плане являются памятные перья. В России, как и в других странах, пользовались популярностью перья с выдавленными на них портретами знаменитых людей, например, писателей: А С. Пушкина, JI.H. Толстого, И.С. Тургенева. Есть перья — «Петр Великий», «Александр II», «Бисмарк», «Иоанн Кронштадтский» и др. Вот перо «Патти», на нем рядом с именем выдающейся итальянской певицы Аделины Патти, неоднократно выступавшей триумфально в России во второй половине XIX в., изображен соловей (Патти изумительно исполняла знаменитый романс Алябьева). Перья посвящались историческим событиям: «Перо Победы 1812 г.» (в память победы над Наполеоном); «1888. В память чудесного спасения у ст. Борки» (напоминание об «удачном» для царской семьи крушении поезда); перо «19 февраля 1861 г.» с надписью по-французски «Освобождение» (так французская фирма откликнулась на манифест об освобождении от крепостничества крестьян Российской империи).

Привлекали покупателей и цветом — коллекции пестрят желтыми, красноватыми, серыми и даже синими перьями. Конечно, покрытие пера слоем латуни, бронзы, меди, алюминия, хрома, никеля или золота преследовало чисто утилитарную цель — предохранить его от ржавчины. На одном из английских перьев так и написано «антикоррозийное».

Разумеется, все это разнообразие — не одна лишь борьба за потребителя, но и желание удовлетворить вкусы и запросы покупателей. Вот еще один пример. Значительный процент людей — левши. Чтобы облегчить им в какой-то мере процесс писания, сделать его более удобным, фирмы разных стран выпускали перья с изгибом, причем некоторые были в форме изящной уточки.

Некоторые перья имели не прямой пишущий «носик», а слегка изогнутый — вправо или влево. Делалось это, видимо, в расчете на людей, несколько наклонявших перо в ту или иную сторону. Перо становилось удобным для привычной манеры письма.

Пишущий конец пера, особенно в начале использования, пока он несколько не сточится, царапает бумагу. Против этого было найдено средство: кончик, вернее два его острия, несколько выгнули в сторону бумаги, образовав как бы полушарие. Теперь перо «пошло» по бумаге не обрубленными концами, а маленькой полусферой, процесс писания таким пером стал более «гладким», бумага под ним не рвалась. Интересно отметить, что эти перья, как о том свидетельствуют надписи, долгое время назывались по-разному: перо с ложкообразным концом, шариковое перо, полусферическое перо.

Представлены в коллекции В.Н. Вилька и перья специального назначения, например, плакатные. Есть перья как бы сдвоенные и строенные — для проведения одновременно двух или трех параллельных линий. Даже «пятерное» есть — скорее всего, с его помощью линовались листы бумаги для записи музыкальных нот.

В России перьевое «дело» встало на ноги несколько позже, чем в Европе. Упомянутое рижское «Русское общество» развернуло свою деятельность в 60-е г. позапрошлого века (примерно в то же время такие фирмы образовались и в США). Долгое же время в продаже в России были импортные перья. Английские фирмы, поставлявшие товар на русский рынок, на перьях наряду с русскими надписями писали и названия английских фирм. Создавались и смешанные предприятия. Коллекционерам известны перья с надписями «Англо-русская компания стальных перьев».

У российских собирателей, по нашим сведениям, нет и каталогов действовавших когда-то фирм, так что даже время изготовления того или иного пера практически узнать невозможно. Лишь у некоторых памятных перьев «день рождения» более или менее ясен. Например, перо с датой «1897» и словом «Согласие» на французском языке, с двумя руками в пожатии, производства Русского общества «Рига», можно предположить, выпущено в память договора России с Францией.

Многие перья в коллекции вообще не идентифицированы — не известны ни страна, ни фирма изготовления. Как сообщалось в печати, во Франции, Бельгии, Англии есть клубы коллекционеров стальных перьев. Может быть, налаженное в будущем сотрудничество с ними поможет нашим собирателям, и коллекции их заговорят «в полный голос».

Стальное перо для письма. Продолжение.


Оригинал взят у chispa1707

1. Металлическое перо

История металлического пера не может считаться окончательно выясненной. Английская и немецкая литература по-разному, каждая в свою пользу, дают версию его возникновения. Можно предполагать, что та и другая имеет свой резон: в истории человечества важнейшие открытия и изобретения нередко возникают в различных странах одновременно или почти одновременно, когда они оказываются исторически подготовленными всем развитием культуры. Техника в этом смысле точно отражает назревшие требования эпохи.


Изобретение металлического пера по праву должно быть причислено к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от естественного гусиного пера к искусственному металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности, определив значительные удобства и ускорение процесса фиксации мысли.

Уже Древний Рим знал перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были при этом не слишком далеки от современного. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и не подвергались коррозии и были, таким образом, бесконечно прочными ("вечными"). Такого типа пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) подписывал приказы 1 .

Согласно немецкой версии (она изложена в названной книге Ойле), германские мастера XV в. знали серебряные и медные перья, но их надо было систематически оттачивать, и они не были достаточно гибкими и эластичными. Поэтому они на этом этапе не вошли во всеобщее употребление.

В 1798 г. Алоиз Зенефельдер изобрел металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера для бумаги. По мнению Ойле, об изобретении Зенефельдера узнали английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзе, которые в 30-х годах XIX в. использовали это изобретение.

В 1818 г. житель Аахена Янсен изготовил стальное перо. Он передал эту новинку заседавшему в то время в его родном городе конгрессу с пожеланием, чтобы мир был столь же прочным, как и материал его пера.

В 1828 г. механик, изготовлявший хирургические инструменты, Мантейфель из Берлина сделал стальное перо. К. Бюргер приспособил его к гусиному перу, которое стало служить уже в качестве ручки. Однако это изобретение не имело успеха у современников.

Дальнейший прогресс стального пера был непосредственно связан с развитием сталелитейного производства - нужно было научиться изготовлять эластичную, но достаточно твердую, медленно поддающуюся коррозии ленту. 1852 или, по другим данным, 1856 год надо считать годом создания массовой промышленной продукции: Германия выпускала до 700 больших гроссов 2 перьев и 300 ручек ежедневно.


Английская литература утверждает, что металлическое перо изобретено в 1780 г. Самюэлем Гаррисоном из

Металлическое перо допускало гораздо большую беглость письма. Это определило появление в России в 30-х годах XIX в. металлических перьев иностранного производства; отечественные возникли позднее. В 1832 г. Вадим Пассек послал Т.П. Кучиной в подарок стальное перо - это было нечто новое и необычное 2 .

Техника писания металлическими (стальными) перьями в широких массах с начала 50-х годов XIX в. была освоена не сразу: вспомним арестанта из "Записок Мертвого дома", который "прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился" (ч. II, гл. 3).

Отличить (в 1887 г.) письмо, написанное гусиным пером, от писанного металлическим просто. Для этого совсем не нужен талант Шерлока Холмса, как это описывается в рассказе Конан Дойля "Знатный холостяк". В тексте, выполненном металлическим пером, даже при небольшом увеличении легко просматриваются бороздки (углубления) вокруг большей части букв.

Обреченный на гибель старый инструмент письма упорно боролся за свое существование. Еще в 1856 г. в печати усердно рекламировались пропитанные (для придания твердости и упругости) особым составом "зе́линские перья" (по имени учителя каллиграфии Зеля), которые якобы "превосходят всевозможные железные перья" 3 .

Металлические ручки вошли в оборот несколько позднее 1 . Вначале перо вставляли в самодельную ручку или в гусиное перо, так делал, например, студент Чернышевский в 1850 г. 2 Изготовленные массовым способом ручки быстро покорили удобством и дешевизной (в среднем 3 коп. штука).


Металлические перья, несмотря на то что в течение нескольких десятилетий были по преимуществу импортные (чаще всего немецкой фирмы "Soennecken" и французской "Blanzy Pour et C°"), были недороги: большой гросс стоил от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Вначале перо служило недолго - ржавое было непригодно для письма. Антикоррозийные перья (в том числе золотые с иридием или рутением на конце) вошли в практику лишь в автоматических ("вечных") ручках.

Переход от гусиных перьев к металлическим (стальным) был очень длительный и постепенный.

Бабушка Лермонтова, Е.А. Арсеньева, 18 октября 1835 г. просила поэта: "Не забудь, мой друг, купить мне металлических перьев, здесь, в Тарханах, никто не умеет очинить пера" 3 .

Металлические и гусиные перья в течение долгого времени сосуществовали. Т.Г. Цявловская установила, что в 30-х годах Пушкин начал писать металлическим пером, но потом снова обратился к гусиному. В апреле 1849 г. у Чернышевского не было металлического пера и он писал "простым", т.е. гусиным 4 . 8 мая 1852 г. Николай Бестужев

в письме из Селенгинска сообщал, что железным пером он никогда не писал и писать им не умеет 1 .

Как нечто совершенно особое и исключительное А. Чужбинский отметил писаря почтовой станции в Мелитополе, который в 1860 г. писал стальным пером 2 . В учебном обиходе и в военных учреждениях дешевые гусиные перья сохранились еще дольше.

В повести Чернышевского "Алферьев" (1863) герой ее, уезжая "на очень, очень дальнюю дорогу" (т.е. на каторгу), берет с собой стальные перья и специальную для них ручку из красного коралла (глава 1, § 3).

В книге педагога М. Баранцевича "Метода скорописания" читаем: "Многие находят трудным очинить хорошее перо и, не знавши, как этого достигнуть, употребляют стальные перья или (гусиные), чиненные машинкою; во избежание этих неудобств я счел за нужное дать маленькое наставление касательно сего предмета" 3 . Вообще в прописях и руководствах по чистописанию гусиное перо очень долго рекомендуется в качестве единственного орудия письма. "Учебник русского чистописания" А. А. (СПб., 1844), "Курс скорописания. " В. Ходоровского (СПб., 1846) и гораздо более поздние: "Уроки каллиграфии" А. Дьякова (М., 1863), "Руководство к полному курсу чистописания. " И. Лагузена (2-е изд. СПб., 1866), "Руководство каллиграфии" А. Верре (М., 1865), "Прописи, составленные для сельских школ. " (2-е изд. СПб., 1846), "Прописи, составленные для полковых школ. " (СПб., 1879) - все они ориентированы только на пользование гусиным пером, а металлическое перо порицается (особенно у И. Лагузена).

И. Лагузен посвятил целый раздел вопросу об употреблении стальных перьев.


Ими, по его словам, пользуются уже в течение 30 лет. В настоящее время они "могут заменить собой не совсем хорошо очинённые гусиные перья". Такое ограниченное удобство, конечно, не могло

вывести из употребления гусиные перья. По мнению Лагузена, самые лучшие искусственные перья уступают гусиным, так как не обладают необходимой упругостью, они пагубно влияют на детский почерк, и пользование ими допустимо лишь для тех, у кого почерк уже окончательно установился, "ибо десять страниц, написанных на гладкой бумаге и дурно очинённым гусиным пером, не столько вредят почерку, сколько десять строк, наскоро написанных стальным пером на щербатой бумаге" (с. 19-21) 1 .

Только в середине 80-х годов металлическое перо укореняется в учебной практике. В быту, особенно городском, оно приобрело уже к этому времени право гражданства. Так, в книжке С. Миропольского "Обучение письму в начальной народной школе" (СПб., 1871, с. 13- 14) встречаем полемическую и решительную защиту стального пера. В книге Ф.В. Грекова "Руководство к полному систематическому курсу чистописания, скорописи и письму тупым пером. " (М., 1882), а также в "Методическом руководстве обучения письму" А. К. Гортова (Елабуга, 1884) речь идет уже только о стальном пере. А в книге известного педагога своего времени В.С. Гербача "Методическое руководство к обучению письму" (26-е изд. СПб., 1907, с. 13-14) эта, казалась бы давно законченная полемика снова возродилась: "Еще очень часто и теперь, несмотря на повсеместное распространение стальных перьев, возникает вопрос: каким перьям отдать предпочтение: стальным или гусиным? И есть сторонники употребления гусиных перьев, которые по мягкости своей, говорят, удобнее для письма, чем стальные" и т.д. Все же стальные перья одержали в конце концов полную победу. Для некоторых технических надобностей гусиное перо сохранилось и в XX в. Провинциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, ряд иных канцелярий, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизительно до русско-японской войны 2 , а в глубокой провинции у старообрядцев, даже в некоторых кругах интеллигенции (своеобразная

стилизация под старину!) гусиное перо сохранилось и впоследствии 1 .

Хотя стальное перо давно и повсеместно вошло в обиход, в языке сохраняется и поныне идиома "журналисты отточили перья".

Переход от гусиных перьев к стальным не только облегчил процесс письма, но и способствовал изменению почерка, более его индивидуализируя. Различные стальные перья (а современная техника знает их более 400 видов) в известной мере определяют характер почерка у одного и того же лица. Как правило, вырабатывается привычка к определенному виду пера. Вспомним в этой связи письмо В.И. Ленина М.А. Ульяновой от 7 (20) февраля 1901 г. из Мюнхена: ". попросил бы Маняшу прислать мне с ней : коробочку "моих" перьев. Представь себе: здесь не нашел нигде" 3 . В предреволюционные годы в России особенно популярно было перо "86".

И у нас и за рубежом производство металлических перьев в настоящее время резко ограничено. В быт вошла "вечная" ручка.


1 Eule Wilhellm. Mit Stift und Feder. Kleine Kulturgeschichte der Schreib und Zeichenwerkzeuge. Leipzig, 1955, S. 102.

1 Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971, с. 372; Водовозова Е.Н. На заре жизни. М., 1964, т. 1, с. 383; Шкловский В.Б. Жили-были. М., 1964, с. 44.

3 Лермонтов М.Ю. Собр. соч., 1957, т. VI, с. 471. В 1834 г. студенты Московского университета пользовались гусиными перьями: Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897, с. 8.

4 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. I, с. 268. В Петропавловской крепости в 1862-1864 гг. заключенным стальных перьев не давали и Чернышевскому приносили очинённые гусиные ("Былое", 1906, № 4, с. 167; Русская литература, 1960, № 2, с. 132). В Вилюйске в 1883 г. Чернышевский пользовался стальным пером. См.: Меликов Д.И. Три дня с Н. Г. Чернышевским. - В кн.: Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1959, т. 2, с. 248.

1 Воспоминания Бестужевых, с. 520. Ср. письмо М. А. Бестужева 1869 г. из Москвы. Там же, с. 470. Ср. еще письмо Салтыкова к брату Д. Е. Салтыкову из Вятки от 4-5 ноября 1855 г. Из него видно, что писатель пользовался стальными перьями. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч., М., 1975, т. XVIII, кн. 1, с. 164.

1 Черепнин Л.В. Русская палеография, с. 541-542; Малышев В.И. Как писали рукописи в Поморье в конце XIX - начале XX в. Известия Карело-финской научно-исследовательской базы Академии наук СССР. Петрозаводск, 1949, № 1, с. 79-80.

Читайте также: