Металл для святой воды

Обновлено: 18.05.2024


У людей, верующих в таинство водоосвящения, удивительный феномен благотворного воздействия на здоровье святой воды не нуждается ни в каких доказательствах и с благодарностью принимается ими, как повседневные дары Святаго Духа. Ибо они веруют, а Спаситель сказал: «по вере вашей будет вам».
Но даже среди Апостолов Христа были упёртые скептики – Фома Неверующий, которому принятия на веру было не достаточно, что уж говорить и скептически настроенных научных умах современных исследователей.
Однако, история свидетельствует и хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Согласитесь, не могут же все эти случаи быть результатом некоего «психологического воздействия на верующих», на которое так любили ссылаться лет 30-40 лет назад приверженцы атеизма. Сегодня наука располагает удивительными данными о качествах святой воды и о том, как самая обычная вода «реагирует» на крестное знамение и на вербальную молитву.
Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, физически массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем. Тут уместно вспомнить эффект так называемой «магнитной воды». Так к какому же из этих типов можно отнести воздействие святой воды? Или, может быть, это вовсе неизвестный нам пока феномен?
Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Надо пояснить, что длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством — обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но, согласитесь, это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку.
Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает, точнее, исцеляет.
Опыты показали, что если в емкость объемом 60л добавить одну ложку святой воды, то обычная вода начинает излучать такие же ЭМИ, как и святая.
Еще более сенсационные результаты были получены физиками одного из санкт-петербургских НИИ. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробов и изменяет оптические свойства воды. «Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье имеет глубокий смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — Еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит каждый день».
Понимание, осмысление этого факта стало возможным после исследований оптических свойств святой воды, а именно – ее оптической плотности. Исследования велись на базе лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины». В серии опытов, которые проводились в течение двух лет, были исследованы (на оптическую плотность) следующие воды:
святая вода Малого освящения;
• крещенская вода из церкви, освященная там в день Праздника Богоявления;
• вода из водопровода, взятая в день Богоявления;
• святая вода из реки Иордан (Иерусалим);
• святая вода из различных святых источников России и Украины.
Кроме того, исследовалось действие молитвы и крестного знамения на обычную водопроводную воду (выполненное мирянином и священником). Также исследовалась динамика изменения оптической плотности воды от времени хранения. В основе методов спектроскопии, как известно, лежит свойство атомов элементов поглощать свет определенной длины волны. Анализ результатов измерений показал удивительную вещь: после освящения иереем обычной водопроводной воды она приобретает НОВЫЕ ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – значительно (для упрощения цифры и формулы не приводим. – Ред.) повышается ее оптическая плотность! Это означает следующее. Во-первых, слова молитв адекватны действию не звуковых, как при обычной речи, волн, а световых! То есть в миллион раз быстрее, чем звук. Во-вторых, до сих пор считалось (закон Ламберта – Бугера – Бера), что изменения оптической плотности раствора связаны только с конкретным изменением ионно-молекулярного состава раствора, т.е. с изменением концентрации раствора. Однако действие слов молитв имеет совершенно другой механизм действия, ведь исходный состав взятой водопроводной воды химическим путем никто не изменял. А значит, именно благодать Божия, призванная в словах молитв, изменила оптическую плотность воды. При чине освящения звучат особые слова: «. Приидите, приимите вси Духа Премудрости, Духа Разума, Духа страха Божия, явльшагося (ЯВИВШЕГОСЯ) ХРИСТА». Эти слова содержат очень глубокий смысл: они означают ОТКЛИК ЖИВОГО ГОСПОДА В ОТВЕТ на молитвенное прошение священника – то есть Господь нам говорит: «ПРИИМИТЕ ЯВИВШЕГОСЯ ХРИСТА». В этот таинственный, мистический момент Господь, невидимо для глаза, ЯВЛЯЕТСЯ СОШЕСТВИЕМ СВЯТАГО ДУХА НА ВОДУ, сообщая этой воде просимую целительную силу для души и тела. И вода сразу «откликается» – увеличивается ее оптическая плотность в ультрафиолетовой области спектра. Говоря образно, она как бы «насыщается» светом. Человеческий глаз уловить эти целительные изменения структуры воды, конечно, не может. Но прибор (спектрограф) дает объективную оценку этого явления и неопровержимое доказательство схождения благодати Духа Святаго на освящаемую воду.
По результатам опытов был составлен график, из которого видно, что значения оптической плотности воды из реки Иордан, где крестился Иисус Христос более 2000 лет назад, практически СОВПАДАЮТ со значениями оптической плотности святой крещенской воды из церкви, освященной на Богоявление. Иордан, Нева и благословенный Енисей имеют разные географические положения, там разные состав почв, климат и т.п., а значит, и разную плотность воды, но раз в году – в праздник Богоявления – их оптические параметры почти полностью совпадают!

Оптика имеет дело со светом. Сам Христос говорит в Новом Завете: «Я Свет миру» (Ин. 8, 12). Еще древние богословы-исихасты проявляли интерес к природе Божественного нетварного Фаворского света, показанного Господом ученикам на горе Фавор. Они видели его «в виде золота, заполнившего пространство». Каждый год на православную Пасху сходит Благодатный Огонь в Храме у Гроба Господня – и это тоже свет! И Воскрешение Господа Иисуса Христа также происходило в озарении особого света, которое оставило Его фотографический отпечаток на Туринской плащанице – погребальной одежде или фаворский свет на Нерукотворном образе чудотворной иконы Казанской Божией Матери.
Более того, само зарождение материи связано с особым «светом», о котором говорится в Библии. «Свет» был сотворен Богом в первый день, что указывает на его «фундаментальное» место в иерархии бытия. И это был не просто солнечный свет – ведь Солнце и другие светила были созданы только на четвертый день. Не случайно, по-русски «свет» – это не только свет, но и вся «вселенная». Не потому ли, что все вокруг пронизано первичным, Фаворским светом преображения?
Последние исследования научных экспериментов подтверждают: вода – сложнейшая энергоинформационная структура, универсальный информационный носитель, которая образует так называемые квантово-полевые кристаллогидраты и обладает неисчерпаемым ресурсом помнить всё, что с ней когда-либо происходило. Примитивная человеческая физика и медицина делают только первые шаги по её изучению и осмыслению. При этом, нашей науке доступны только макрофизические четырёхмерные процессы на очень грубом уровне. Для примера: одна жива человеческая клетка для своей жизнедеятельности имеет 860 тысяч каналов квантово-информационного управления. Сколько каналов задействовано для управления 100 триллионами клеток одного живого человека? А сколько для управления социумом? А природой? Квантово-энергетические цифровые взаимодействия, лежащие в основе процессов творения и многомерного духовного мира для человеческой науки недоступны. Выражение В. Шекспира, сказанное им четыре века назад: «На свете многое, Горацио, такого, что недоступно нашим мудрецам» не менее актуально и сегодня.
Свет жизнетворен и просто целителен, особенно его ультрафиолетовое излучение. Учеными (немецким физиком Риттером) оно было открыто только в 1841 году, причем химическим методом. Вскоре обнаружили бактерицидное действие этого излучения, которое применяется до сих пор – в поликлиниках на «прогреваниях», в домашних лампах и др. Это обычный ультрафиолет. Но если говорить о Фаворском свете, то действие его может быть просто чудотворным. Недаром аскеты-исихасты, изнуряя себя в пустынях, почти ничем не питаясь, жили 80, 90 и даже более 100 лет. Уже при жизни их тела преображались столь, что потом становились нетленными мощами. А по их молитвам структура вод в тех местностях, где они обитали, изменялась настолько, что природная вода в источниках даже спустя столетия дает целительную силу тем, кто с верой приходит почтить память святого угодника.
Из проведенных исследований видно, что вода, свет и слово молитвы могут взаимодействовать. И в начале всего лежит Слово. Им создан мир («вначале было Слово, и Слово было у Бога»), им с помощью Божьей продолжают вершиться чудеса на земле.
Были выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего — преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.
Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержалась кишечная палочка, золотистый стафилококк и др. Оказалось, если прочитать «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в семь, 10, 100 и даже более чем в тысячу раз! По условиям эксперимента молитву читали рукоположенные священники, верующие, и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольными образцами, только в разное количество раз. Из приведённых результатов объективных исследований становится понятным и феноменальный медицинский успех доктора-священника Св. Преподобного Луки Войно-Ясенецкого, который прекрасно знал исцеляющую силу молитвы, крестного знамения и святой воды.
Экспериментально было доказано благотворное влияние молитвы и крестного знамения и на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивительно, но факт, что показатели менялись закономерно - в точно требуемом для исцеления направлении. У гипотоников давление повышалось, у гипертоников — понижалось. При этом было отмечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.
Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком. Оказалось, вода «различает» даже степени веры — оптическая плотность изменялась только на 10 процентов, что ещё раз подтверждает слова Иисуса: «По вере вашей да будет вам».

Металл для святой воды

Другие названия: Бак для освящения воды, Бак для святой воды

Что такое водосвятный бак?

Водосвятный бак

Водосвятный бак – емкость, в которой освящают и/или хранят святую воду.

Материалы изготовления

Бак для святой воды обычно изготавливают из металла. В наши дни это, как правило, нержавеющая сталь.

Сталь должна быть пищевой – только тогда вода из бака будет безопасной. Лучше всего приобретать баки, выполненные из стали AISI 304. Она имеет более высокое содержание никеля, что дает ряд преимуществ: устойчивость к коррозии (соответственно – долговечность), экологичность (металл не выделяет вредных веществ), пластичность: металл лучше поддается сварке, что позволяет делать более аккуратные и прочные швы.

Определить, из какой марки стали изготовлен бак, вы можете с помощью обычного магнита: в отличие от других марок, AISI 304 не будет притягиваться к нему.

Технологические особенности

Большое значение имеет толщина металла, из которого изготовлен бак.

Как правило, производители баков предлагают сталь толщиной от 0,8 до 2 мм. Вместе с толщиной металла возрастают прочность, вес и стоимость изделия. Чем больше объем бака – тем сильнее в нем давление воды на стенки и, соответственно, тем толще должны быть эти стенки.

Оптимальное соотношение толщины стали и объема бака:

- объем до 150 л – толщина стали 1 мм;

- объем от 150 до 500 л – толщина стали 1,5 мм;

- объем свыше 500 л – толщина стали 2 мм.

При производстве водосвятных баков применяются разные способы обработки металла:

- Шлифовка – самый экономичный вариант. Изделие из шлифованной стали имеет матовую поверхность. На такой поверхности не остаются пятна от прикосновений, она легко протирается, на ней не видны микроцарапины, благодаря чему бак долго сохраняет первоначальный вид.

- Полировка – дает зеркальный блеск и гладкость. Баки из полированной стали наряднее, но при этом дороже и капризнее в уходе.

- Сталь с насечкой – наиболее дорогой вариант обработки. Насечка придает баку радужный искрящийся вид, делает поверхность металла рельефной.

Наличие ребер жесткости

Все водосвятные баки представляют собой конструкции, выполненные из металлических пластин достаточно большой площади. Под давлением воды эти пластины со временем могут отходить друг от друга или деформироваться. Для повышения устойчивости стенок баков устанавливают негнущиеся ребра жесткости.

Ребра жесткости могут быть поперечными, как обручи на бочке, и продольными (вертикальными) – такие ребра создают каркас бака.

Варианты изготовления:

Водосвятные баки бывают разными по форме и размеру: от 40 до 1000 литров, напольные и настольные.

Форма бака

Бак для святой воды чаще всего имеет цилиндрическую форму, но встречаются и прямоугольные. Водосвятные баки цилиндрической формы имеют ряд преимуществ:

→ равномерное давление воды на стенки, в отличие от прямоугольных баков, которые со временем деформируются;

→ отсутствие сгибов предотвращает появление микротрещин и заломов металла, способствующих развитию коррозии;

→ отсутствие лишних швов и спаек также делает цилиндрическую форму более надежной;

→ промыть плавные изгибы гораздо легче, нежели углы, в которых будет скапливаться грязь и осадок.

Важные детали

Напольный бак, как правило, бывает снабжен ножками. Обратите внимание: конструкции на 3-х ножках более устойчивы, нежели на 4-х. Поэтому если пол в храме неровный – лучше остановиться в выборе именно на такой модели. Ножки должны располагаться достаточно близко к стенкам бака – иначе он не будет устойчив.

Удобны баки на колесиках – их легко передвигать по храму. Колесики эти желательно снабжать фиксаторами.

Бак может составлять единое целое с ножками (колесиками), а может стоять на подставке. Цельная конструкция бака большого объема удобнее – легче, мобильнее, практичнее. При небольших объемах – до 100 л удобнее конструкция, состоящая из съемной емкости и подставки: она позволяет переносить емкость отдельно от ножек. Обращайте внимание на то, чтобы подставка была снабжена специальными упорами, которые не позволят баку соскользнуть.

Хорошо, когда у бака есть ручки, за которые его можно передвигать.

Водосвятный бак, как правило, имеет один или несколько кранов для разлива воды. Если место позволяет, краны эти можно разместить с разных сторон, чтобы прихожане не мешали друг другу. Если же храм маленький или бак стоит в углу – краны удобнее расположить поближе друг к другу.

Воду в бак набирают, сняв или откинув крышку. Если крышка съемная, лучше, чтобы она не просто клалась сверху, а надевалась на бортики бака. Такая крышка не будет сдвигаться и падать.

Особенности оформления

Как правило, водосвятный бак украшает крест, расположенный на крышке или на одной из стенок.

Также обычно присутствует надпись «Святая вода». Техника ее нанесения может быть различной: наклейка, гравировка, накладные декоративные элементы.

Особенности использования

Главный водосвятный бак в большинстве храмов – это предмет, ведущий «двойную» жизнь. На протяжении всего года он скромно стоит в уголке, куда к нему приходят жаждущие прихожане. Как правило, бак этот наполняют с помощью шланга, прикрепленного к снабженному фильтром водопроводному крану: вручную наносить литров двести воды было бы затруднительно. Святую воду подливают после каждого молебна – веруя, что «капля освящает море».

Все меняется в Крещенский сочельник. Бак выдвигают в середину храма, и он становится центром всеобщего внимания. Во многих приходах крещенскую воду так и освящают – в главном баке, и оттуда разливают прихожанам.

Крещенская вода

Полезный совет

Бак со святой водой в храме

Где лучше расположить водосвятный бак в храме? – Как правило, его ставят в притворе, в таком месте, где прихожане смогут набирать святую воду, не мешая ходу богослужения. Хорошо, когда рядом расположена полочка с кружками для питья. Помимо большого бака во многих храмах есть малые, переносные. Их удобно использовать как во время Великого освящения воды на Крещение, так и при совершении водосвятных молебнов.

Из истории

На протяжении истории форма емкостей для хранения святой воды и материал, из которого они изготавливались, менялись неоднократно. Сохранились сведения о том, что уже в IV столетии христиане освящали воду и хранили ее в мраморных или терракотовых сосудах. Сосуды эти нередко украшали надписями, например: «Почерпите воду с радостью» (Ис 12. 3), «Глас Господень на водах» (Пс. 28, 3). Соответственно, надпись «святая вода» или табличка с текстом молитвы на принятие святой воды, которые мы нередко видим в наши дни, имеют предшественников в глубокой древности.

Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия. XI в. (Athos Pant. 2. Fol. 221)

Духовно-символическое значение

Святая вода – «универсальный носитель» Божественной благодати, некий «посредник», с помощью которого освящаются материальные предметы. Верующие пьют ее, окропляют жилища и вещи, умываются ею. Почему Бог даровал нам обряды освящения? – Человеку, который имеет не только душу, но и тело, легче воспринимать Божественную благодать, соединенную с неким веществом: освященной водой, елеем и т.п. Благодать Божия очищает и освящает человека – образом ее является вода, которой свойственно омывать и освежать. Без благодати душа умирает, как умирает все живое без воды.

Возвращаясь к водосвятному баку, вспомним, что он является вместилищем святой воды так же, как наша душа призвана стать вместилищем благодати. При освящении воды крест, которым освящают воду, указывает на Самого Христа, сходящего в Иордан. А реку, ставшую священной для всех поколений христиан, символизирует водосвятный бак.

Как добывают святую воду?

Где ее брать, как пить и что еще с ней можно делать, — в Слайдах «Фомы».

Что такое святая вода?

Изначально — обычная пригодная для питья вода из любого источника (водопровод, родник, озеро и так далее), которая во время специального богослужения (молебна) приобретает особую благодать по вере использующих ее людей. Есть два вида освящения воды: великое и малое.

Что такое великое освящение воды?

Специальный чин освящения воды. Совершается два раза в году — в Крещенский сочельник (18 января) и на само Крещение (19 января). Эта вода считается особой святыней и называется Крещенской. Иногда люди делят эту воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую», но это — суеверие. Никакой разницы между ними нет — это одна и та же Крещенская вода.

Что такое малое освящение воды?

Может совершаться в любое время на водосвятном молебне. Чаще всего его совершают после воскресных или праздничных богослужений, обычно сопровождается кроплением верующих святой водой.

Что такое Агиасма?

По-гречески ἁγίασμα — святыня. Сейчас в православии так называют святую воду. Великая агиасма — Крещенская вода, малая — вся остальная святая вода.

Когда еще освящается вода?

Во время таинства Крещения. После этого в нее трижды погружается крещаемый со словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святаго Духа. Аминь». Эту воду не пьют, ее не используют для освящения чего-либо или просто кропления людей. Чин освящения воды в таинстве Крещения говорит исключительно о том, что она освящается только для крещения людей. После совершения таинства эта вода выливается в особое «непопираемое» место (участок земли, где не ходят люди и животные).

Для чего используют святую воду?

Крещенскую воду верующие принимают понемногу как великую святыню. Святую воду, освященную малым чином на обычном водосвятном молебне, используют при освящении храмов, икон, церковной утвари, домов и любых бытовых предметов. Как и Крещенскую воду, ее можно пить.

Как пить святую воду?

Крещенскую воду обычно принимают натощак, но во время болезни можно пить в течение дня. Вот что написано об этом в Типиконе (церковный устав) в день праздника Крещения Господня: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». В церковной традиции это было воспринято как разрешение пить крещенскую воду независимо от еды в день праздника и в сочельник (18 января). В остальное время сохраняется традиция пить крещенскую воду только натощак. Воду от малого освящения пьют в течение дня (по желанию).

Святая вода из храма и вода из источника — одно и то же?

Нет. Есть много природных источников, которые церковь признает святыми. Воду из них можно пить и даже окунаться в нее (часто в таких местах строят специальные купальни). Воду из такого источника — в отличие от воды, освященной в храме, — нельзя использовать для освящения домов или чего-либо еще.

Святая вода — целебная?

«Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Христиане верят, что святая вода сообщает особую благодать Божию тем, кто ее пьет. Но без усилия самого человека, без работы его души, без веры и стремления быть ближе к Господу, сама по себе святая вода не творит никаких чудес», — протоиерей Андрей Ефанов.

Можно ли «разбавить» святую воду?

Иногда разбавляют Крещенскую воду, но не принято разбавлять святую воду с обычного молебна. Приходить на освящение воды с гигантскими канистрами не стоит. Но даже если у вас есть большие запасы святой воды, все равно старайтесь не пропускать богослужения.

Как брать, хранить и использовать святую воду?

В слайдах «Фомы» разбираемся, зачем в Церкви освящают воду, в чем заключается особенность крещенской воды, как правильно брать, хранить и использовать святую воду в повседневной жизни.

Зачем в Церкви освящают воду?

Церковь освящает предметы, которыми мы пользуемся, еду, воду, чтобы через них благодать Святого Духа содействовала самому человеку. Обычай освящать воду очень древний. Свое начало он берет в евангельских событиях: возмущение Ангелом воды в Овчей купели, после чего вода приобретала исцеляющую силу, и Крещение Самого Господа в водах Иордана. В воспоминание этих событий в Православной Церкви установлено два водоосвящения — малое и великое.

Когда и где можно набрать святую воду?

Малое освящение, во время которого читается евангельский отрывок о чуде в Овчей купели, может совершаться ежедневно, благодаря чему в храмах всегда имеются запасы святой воды. Поэтому набрать святую воду верующие могут в любой день, зайдя в православный храм.

Зачем нужно было устанавливать еще и великое освящение воды? Одного малого не хватило?

Чин великого освящения совершается всего два раза в год: в сочельник Крещения Господня и в сам праздник, т. е. 18 и 19 января соответственно. Этот чин более торжественен по сравнению с малым освящением: весь его строй напоминает о Крещении Иисуса Христа. Крещенская вода называется Великой агиасмой, т. е. великой святыней. Набрать ее можно после утреннего водосвятного молебна 18 января и до вечера 19 января. В многолюдных храмах раздача воды в эти праздничные дни происходит круглосуточно.

Получается, что крещенская вода «сильнее», чем просто святая?

Крещенскую воду можно набрать всего два дня в году, поэтому отношение к ней особое. Именно крещенскую воду Церковь определила давать в утешение тем, кто по какой-то причине отлучен от Святого Причастия. Однако прибора, измеряющего святость, не существует, поэтому сказать, что святая вода, освященная чином малого водосвятия, по своим благодатным свойствам чем-то уступает крещенской, мы никак не можем.

Хранить святую воду нужно как-то по-особенному?

К святой воде следует относиться с благоговением, поэтому хранить ее стоит в специально отведенном месте, лучше рядом с иконами. Не следует ставить бутылки со святой водой на пол.

Бывают случаи, когда домочадцы по незнанию выливают святыню, думая, что это обычная вода. Чтобы избежать таких неприятностей, бутылки со святой водой следует подписывать — для удобства в храмах сейчас продаются специальные наклейки.

Правда ли, что святая вода не портится?

Действительно, в отличие от обычной воды, святая не портится очень долго. Крещенскую воду верующие обычно хранят целый год, до следующего Крещения. Известны случаи, когда святая вода оставалась по-прежнему свежей в течение нескольких лет.

Однако так бывает не всегда: святая вода может испортится довольно быстро. Почему так происходит, точного ответа нет, но можно предположить, что святыня хранилась неподобающим образом или использовалась не по назначению.

И что с ней делать, если она испортилась?

В этом случае ее нужно вылить в не попираемое ногами место. Это может быть водоем с проточной водой, цветочные горшки, дерево или куст, возле которых не бегают дети и не гуляют собаки. Нельзя выливать святую воду в раковину, ведь оттуда она попадет в канализацию со всякими нечистотами.

Почему крещенскую воду пьют только натощак? Если я поел, мне что, уже нельзя приобщиться к благодати?

Соблюдая эту благочестивую традицию, мы выражаем наше благоговейное отношение к святыне. Однако при необходимости (плохом самочувствии, болезни, сложных жизненных обстоятельствах) крещенскую воду можно выпить и после еды. Об этом прямо говорится в богослужебном уставе: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят».

А вот в сочельник и сам праздник Крещения Господня воду можно и нужно пить в любое время суток вне зависимости от приема пищи.

Как еще употребляют святую воду?

Святую воду не только пьют, ею можно окропить жилище, продукты питания и домашних животных. Особенно рекомендуется это сделать в праздник Крещения Господня, принеся домой из храма только что освященную крещенскую воду.

Подробнее о том, что можно и что нельзя делать со святой водой, читайте в материале:

Чаша для святой воды

Другие названия: Водосвятная чаша, Кандия

Что такое водосвятная чаша?

Водосвятная чаша

Водосвятная чаша - это емкость, предназначенная для освящения воды.

В наши дни чаши для святой воды , как правило, изготавливают из металлов, не подверженных окислению. Обычно это пищевая нержавеющая сталь. Декоративные элементы могут быть выполнены из латуни. Встречаются водосвятные чаши из серебра.

Варианты изготовления

Водосвятная чаша

Наиболее распространена форма, напоминающая округлый кубок, соединенный с таким же округлым основанием относительно тонкой ножкой. В центре этой ножки часто располагается «яблоко» – шарообразное утолщение. Встречаются и водосвятные чаши иных форм. Церковное искусство знает чаши в виде полусферы, цилиндра и даже чаши сложных форм – например, в виде стилизованного корабля. Так что строгих правил в данном вопросе не существует.

Особенности оформления

Малые чаши для удобства часто снабжают перекидной ручкой («коромыслом»). У большой чаши ручки могут быть расположены по сторонам. Практичны чаши с крышкой: она защищает воду от попадания пыли, листьев (если водосвятие совершается на улице) и т.п., а главное – позволяют хранить святую воду. Крышка эта, как правило, бывает увенчана небольшой декоративной главкой (наподобие храмовой) с крестом.

Особенности использования

Во время освящения воды, как правило, используется несколько чаш: большая и малые, переносные. Практически непременным атрибутом главной водосвятной чаши являются лунки для свечей, расположенные на ее краю. Их три – по числу Лиц Святой Троицы, Бога, благодатью Которого и освящается вода. Во время водосвятия эту чашу ставят таким образом, чтобы горящие свечи были обращены на восток.

Полезный совет

Хорошо иметь в церковной ризнице чаши различного объема:

большая – для Великого освящения воды на Крещение и многолюдных молебнов,

средняя – в них можно освящать воду, когда народа немного,

малая их священнику будет легко нести в руках, обходя храм с кроплением или выходя из него, чтобы освятить, к примеру, автомобиль.

Чаша водосвятная; Византия; VI в.

В старину водосвятные чаши нередко изготавливали из драгоценных металлов: серебра и даже золота. История знает чаши из камня (в частности, яшмы), слоновой кости. Известны случаи, когда правители жертвовали храмам свои драгоценные пиршественные чаши (к примеру, братины, объем которых мог быть весьма солидным), и их использовали для водосвятия. В наши дни распространены чаши из латуни, алюминия, никеля.

Интересно, что в древней Руси небольшая водосвятная чаша, называемая кандией, могла иметь двойное назначение. В нее ударяли, как в колокольчик: на богослужении, чтобы дать сигнал звонарю подниматься на колокольню, или в монастырской трапезной – знаменуя перемену блюд и окончание приема пищи. Поэтому кандию старались сделать не только красивой, но и «звучной».

Освящение воды

В православной символике есть несколько ключевых форм. Одна из них – округлая чаша, состоящая из двух почти симметричных частей: собственно емкости и основания. Так выглядят литургический потир, купель для крещения младенцев, водосвятная чаша. Встречаются и церковные светильники подобной формы. Случайна ли она? – Вовсе нет.

Двухчастная композиция чаши указывает нам на двойственность нашей жизни, где земное сплетается с небесным. Эту двойственность принял и Бог Сын, родившийся на земле во плоти. Из тела и души состоит человек. Святые отцы учат, что земные предметы являются образами мира духовного – именно поэтому в любом явлении природы можно увидеть духовную символику. Наконец, состоящая из двух частей чаша символизирует единство земной и небесной Церкви: христиан, живущих ныне и святых, пребывающих в Небесном Царствии.

Водосвятная чаша символически указывает и на Пресвятую Богородицу, Которая именуется в поэтических богослужениях «Стамной, носящей манну» и «Чашей, черплющей радость».

Сходство водосвятной чаши с чашей литургической тоже вовсе не случайно. Она указывает на то, что Евхаристия – главное Таинство Церкви, ради которого и существует все прочее. В Причастии мы соединяемся со Христом, чтобы жить в Нем – и ради этого мы принимаем Крещение, ради этого стремимся освятить весь круг нашего бытия (для чего и служатся водосвятные молебны).

Читайте также: