Металл из белоруссии в россию

Обновлено: 07.05.2024

Сложилась парадоксальная ситуация. Вторичного металла в стране предостаточно, собрать его довольно просто, да и дело это во все времена было прибыльным. Только вот поток сырья, поступающего на государственные заготовительные предприятия и далее по цепочке на главное профильное предприятие — Белорусский металлургический завод, постепенно мельчает.

Принятая в 2009 году в соответствии с Указом Президента № 327 Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009—2015 годы забуксовала: собрать металл “доброволец” всеми правдами и неправдами может, а вот легально продать его получается не всегда.

По закону заготавливать лом могут субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на этот вид деятельности. Их не так много, например, в Минской области — всего 28. Сложно поверить, что работники заготконтор в силах добраться до самых глухих деревень или собрать все сырье по лесам и оврагам. А вот частники в этих делах давно поднаторели.

Недавно довелось пообщаться с так называемым металлистом, который на протяжении четырех лет спекулировал металлоломом. Житель Солигорского района Тимофей, как и довольно многочисленные его коллеги, начинал с малого: объезжал окрестности на добитом “жигуленке” с прицепом и подбирал то, что плохо лежит и никому не нужно.

Вскоре Тимофей обзавелся полезными контактами и стал так называемым перекупом. Искал по деревням сборщиков, скупал у них “по зернышку” металлолом, накапливал его и с прибылью для себя перепродавал уже крупными партиями перерабатывающим предприятиям. Тимоха жил неплохо — за три дня мог заработать столько же, сколько на основной своей работе в местной ПМК за месяц. Золотое время вспоминает с придыханием:

— На заднем дворе у меня могло скопиться до 20—30 тонн металла. В назначенное время из России приезжала фура, загружалась и увозила металл за пределы Беларуси.

При этом, если верить “металлисту”, итоговые закупочные цены у россиян нередко были на 10—15 процентов ниже, чем предлагали государственные заготовительные организации внутри страны. Однако работа с ними не заладилась. Показательный пример:

— Однажды на частном подворье в соседней деревне я заметил ржавый, вросший в землю бульдозер, не сдвигавшийся с места больше 30 лет. Хозяин готов был продать по символической цене, лишь бы освободить двор. В течение одного дня мы с ребятами с помощью резаков превратили бульдозер в 10 тонн металлолома и вывезли в одну из местных заготовительных контор. Однако там металл не приняли. По правилам монополиста-заготовителя — государственного объединения “Белвтормет” — прием в металлолом грузовых автомобилей, прицепов к ним, сельскохозяйственной техники, а также частей, узлов и деталей осуществляется только после регистрации данных, удостоверяющих личность сдающего их гражданина, места его проживания и так далее. Ну зачем мне так “светиться”?

Тем не менее добытый полулегальным путем металл не пропал: через два дня из России пришла очередная фура и забрала все подчистую. В итоге “металлистам” без лишних формальностей “капнула” приличная сумма, а Белорусский металлургический завод лишился металла, который в будущем, не исключено, придется закупать в той же России.

Ситуация повторялась не единожды. Тимофей раз за разом пытался поступать честно — сдавать металл государству по госрасценкам, даже после того, как закупочные цены в России ощутимо превысили белорусские. Но сырье не принимали. Более того, подобные “засветы” привели к тому, что однажды “металлист” встретил возле своей калитки участкового милиционера, представителей заготконторы и убэповцев.

— Начались регулярные вызовы в милицию. Протоколы, штрафы, которые раз за разом становились все более “кусачими”. Дальше — больше: на дорогах стали останавливать российские фуры и изымать металлолом. Наш транспорт тоже “трясли”. Я отправлял трактор или грузовик с сырьем на “Белвтормет” и гадал, доедет или будет остановлен.

Тимофей был вынужден оставить “металлический” бизнес, но это лишь частный случай. Старший оперуполномоченный по особо важным делам управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции Минской области Андрей Лукашик по долгу службы регулярно проводит анализ складывающейся ситуации в сфере нелегального оборота черных и цветных металлов, их лома и отходов. Результаты неутешительны: данная деятельность продолжает оставаться одной из наиболее доходных в теневом бизнесе. Именно поэтому нелегальные заготовители очень неохотно отказываются от бизнеса, предпочитая рисковать. Но так ли страшны санкции?

Статьей 12.2 КоАП “Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов” предусмотрено наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в том же размере, а на юридическое лицо — от 100 до 300 процентов стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов. Для матерого “металлиста”, который “ворочает” сотнями тонн металла в месяц, такие штрафы в случае поимки сродни “откатам”: заплатил кому надо — и живи спокойно.

Интерес криминальных кругов к сфере заготовок вторичного металла подогревается растущим спросом на сырье, а также существенной разницей его стоимости на внутреннем и внешнем рынке. Например, сегодня лом черного металла в Беларуси оценивается примерно в 1700 рублей за килограмм, в России цена варьируется от 2200 до 3050 рублей.

И все-таки: имеем ли мы, физические лица, право собирать металл и сдавать его в заготовительные пункты? Андрей Лукашик ссылается на парадоксальные, на первый взгляд, правила. Предприятия обязаны сдавать свои металлоотходы в заготовительную организацию. Физическое же лицо имеет право привезти в заготконтору лишь то сырье, которое накопилось у него в процессе жизнедеятельности. Положа руку на сердце, проще выбросить две дырявые сковородки и сломанный черпак на свалку, чем понести затраты на их транспортировку ради нескольких тысяч рублей выручки. С другой стороны, ни один человек не может пойти на ту же свалку и собрать там бесхозные сковородки или черпаки с целью продажи — это уже будет являться незаконной предпринимательской деятельностью и привлечет пристальное внимание со стороны налоговых органов и УБЭП. А удосужится ли посетить полигон официальный заготовитель — бабка надвое сказала. Вот и получается, как в поговорке про собаку на сене.

— В случае остановки грузовика с металлоломом на трассе у его владельца стандартная отговорка: металл мой, честно накопленный, теперь не менее честно везу сдавать его на благо государству, — Андрею Лукашику, которому не раз доводилось общаться с нелегальными заготовителями металлолома, такие отговорки хорошо знакомы. — Однако наши аналитические ресурсы раз за разом информируют: задержанный с грузом человек на протяжении года сдает в заготконтору уже не первый десяток тонн металлолома. Значит, где-то собрал. И, следовательно, — получите штраф, уважаемый! А металл мы конфискуем в пользу государства. Более того, УБЭП и налоговики приготовили для нарушителей еще один неприятный сюрприз. С нынешнего года у “металлистов” могут изымать и транспорт. Сократился ли объем теневого бизнеса? Наоборот, особо рисковые заготовители начали активнее “загонять” металл в Россию. Дескать, в случае удачи там хоть заплатят больше, да и вопросов лишних задавать не будут.

В общем-то, и внутри страны “металлисты” постоянно пытаются находить лазейки в законодательстве.

— Если мы задерживаем физическое лицо с металлоломом, имеем право конфисковать сырье. Если же нам попадается индивидуальный предприниматель, причем неважно, в какой сфере, металл остается у нарушителя, ему грозит лишь штраф за перевозку груза без сопроводительных документов. ИП сегодня открыть очень просто, и этим пользуются “металлисты”. Кроме того, по непонятным для нас причинам с прошлого года были внесены изменения в Административный кодекс, “благодаря” которым сотрудники милиции вообще лишились права составлять протоколы за перевозку лома без документов. Теперь для этого необходимо присутствие налогового инспектора. А он, в свою очередь, не имеет права останавливать транспортное средство.

Есть ли выход из патовой ситуации? Личная точка зрения Андрея Лукашика: дать частникам больше свободы с условием, что они будут сдавать лом в официальные заготовительные пункты и тем самым поддерживать экономику страны. Для нарушителей законодательства — установить поистине “драконовские” меры с огромными штрафами и конфискацией всего, что только можно.

— А еще лучше — внедрить заявительный принцип сдачи лома, — рассуждает собеседник. — Появился у частного лица металлический лом — он сообщает об этом официальному заготовителю. Тот приезжает, оценивает стоимость сырья и сам его вывозит. Таким образом будет пресечена незаконная перевозка металла, а значит, исчезнет и теневой рынок.

— Интересное рассуждение, — вздыхаю я про себя. — Опять хотели как лучше, и опять получилось как всегда. Путано, сложно, невыгодно и человеку, и государству.

🇧🇾 Металл из Беларуси [2022]

Виктория Лебедева

При оптовых закупках необходимо правильно выбрать производство в Belarus, где с одной стороны цена ниже, но с другой стороны вы можете сэкономить на доставке. напрямую до Москвы, Казани или Санкт-Петербурга.

Производитель / Товар Торговая марка / Проверен
ЧАО "ЗАВОД ЭЛОКС", ELOX-PROM / ПРОЧИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ:: КОРПУС ВТ-04 КВ 7" - 20 ШТ. ЧЕРТЕЖ Е.1.032.010.00-03. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТРУБУ ИЗ СТАЛИ С ПРИВАРЕННЫМИ К НЕЙ С ТОРЦОВ Ф
HERITAGE-PLASTIC, HM-10MAX / ПОЛИЭТИЛЕН В ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ (В ГРАНУЛАХ),БЕЗ СОДЕРЖ.ЭТИЛ.СПИРТА,МЕТАЛЛОВ И КАЛЬЦИЯ,С СОДЕРЖ. БОЛЕЕ 95 МАСС.% МОНОМЕРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ЭТИЛЕНА ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА З
/ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ БОЛТЫ СТАЛЬНЫЕ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ- КОНСТРУКТ.ОСОБ-ТИ - БЕЗ ПРОТОЧЕК, БЕЗ ВЫСТУПОВ, ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СЕЛЬХОЗ ТЕХНИКИ ОТСУТСТВУЕТ
"ALUMIN TECHNO", ALUTEH / КРЕПЕЖНАЯ АРМАТУРА И ФУРНИТУРА ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ (АЛЮМИНИЙ, СТАЛЬ), ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОКОН- АРТ. AYPC.VC65.0750 КРОНШТЕЙН- 150ШТ, АРТ.
"ALTEC", ALTEC / ШАРНИРНЫЕ ПЕТЛИ ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОКОН, ДВЕРЕЙ: КОМПЛЕКТ ПОВОРОТНЫХ ПЕТЕЛЬ АРТ. 2022- 300ШТ

Мы можем помочь вам стать официальным дистрибьютером металла

Доставка и таможенное оформление металла из Беларуси

Мы подобрали надежные и проверенные компании для доставки из Беларуси в РФ (Москва, Санкт-Петербург, Казань и другие города РФ). Прямые поставки с поставщиками: доставка грузов и таможенное оформление.



Импорт металла из Беларуси

  1. Внешнеэкономический контракт
  2. Паспорт сделки
  3. Инвойс
  4. Упаковочный лист
  5. Коносамент ( при доставке морем)
  6. Декларация соответствия

Оформление импортной поставки металла не сложная процедура, но обязательно необходимо, точно подбор всех необходимых документов

ТОП 10 стран по поставкам в РФ металла

Наиболее распространенные страны по доставке металла. Мы можем помочь организовать вам прямые оптовые поставки с минимальным прайсом. Импорт продукции включает в себя переговоры с поставщиком, логистика, таможенное оформление, получение разрешительной документации

Экспорт металла из России, Казахстана, Белоруссии

Мы поможем продать металл в Беларуси. Мы работаем только с компаниями.

  1. Только прямой производитель: завод, фабрика, производство
  2. Возможно проконсультировать о специфике вашего товара
  3. Производство больших партий товара
  1. Поиск клиентов, оптовый сбыт продукции
  2. Анализ рынка в Беларуси
  3. Реклама металла в Беларуси
  4. Участие в выставках
  5. Рассылка по базе клиентов

Наш офис: г. Москва, Южнопортовая улица, 3с2
тел: 8 (800) 551-37-63
email: [email protected]

Металл из белоруссии в россию

«Чек» — издание про бизнес и развитие продаж в интернете. Помогаем предпринимателям вести свое дело с удовольствием. Рассказываем, как развивать продажи в интернете, легко проходить налоговые проверки и не нарушать законы.

Как импортировать товары из Белоруссии

Расскажем, как оформить всё по закону и какие белорусские товары пользуются спросом в России



Белорусские товары поставляют в Россию всё чаще. Например, в апреле 2022 года объём импорта из Белоруссии вырос на 100%. Чаще всего из РБ поставляют одежду и текстиль, обувь и галантерею, продукты питания, косметику и бытовую химию.

В статье разберёмся, как заключить договор с белорусским поставщиком, какие для импорта нужны документы и как платить ввозной НДС.

Какие нужны документы

Для работы с Белоруссией в налоговую инспекцию необходимо представить ряд документов. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты к учёту. Например, если вы получили товар 3 июля, документы нужно сдать до 20 августа.

Налоговая декларация по косвенным налогам при импорте товаров с территории государств — членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Декларация заполняется по форме, утверждённой приказом ФНС.

Приказ ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@

Если вы ввозите безакцизный товар, вносите данные только на титульный лист и в первый раздел. К безакцизным товарам относятся, например, продукты питания и одежда. Если вы ввозите подакцизный товар, заполните также второй раздел. К подакцизным товарам относятся, например, алкоголь, табак, некоторые лекарства.

Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов. Составляется по форме, утверждённой приказом ФНС.

Приказ ФНС от 13.12.2019 № ММВ-7-6/634@

В налоговую нужно представить:

  • четыре экземпляра бумажного заявления и одно в электронном виде;
  • или только электронное заявление, заверенное электронной подписью.

В первом разделе заявления укажите свои данные и данные поставщика, номер и дату заключения договора, сведения о стоимости ввозимых товаров. Второй раздел заполнят налоговики, там же они проставят отметку об уплате НДС. Если вы закупали товар через посредника, заполните и третий раздел: укажите наименование организации и место нахождения посредника.

Заявление рассматривают 10 рабочих дней. Один экземпляр налоговая оставит себе, один заберёте вы. Два оставшихся экземпляра направьте белорусскому поставщику, чтобы он подтвердил ставку НДС 0% по экспорту.

Как импортировать товары из Белоруссии

Пример, как заполнить первый раздел заявления. Источник: газета «Учёт. Налоги. Право»

Выписка из банка, подтверждающая уплату НДС, или копия платёжного поручения с банковской отметкой. Юрлицо может получить выписку только при личном посещении банка. Для этого нужно подать в банк запрос и указать:

  • Ф. И. О. и наименование организации;
  • период, за который требуется предоставить выписку;
  • причину запроса;
  • дату предоставления выписки и подпись клиента банка.

Транспортные и сопроводительные документы, которые подтверждают перемещение товаров из Белоруссии в Россию. Это товарная накладная, сертификаты качества, экспортная декларация. Запросите их у поставщика.

Счёт-фактура на отгрузку товара. Также должен представить поставщик.

Договор купли-продажи товара. О нём подробнее расскажем в следующем разделе.

Как заключить контракт с поставщиком

Поиск поставщика — первый шаг к организации импорта. Мы уже писали, как искать поставщиков за границей, проверять их добросовестность и заключать договор. Для работы с Белоруссией статья тоже подходит.

В этом материале подробностями и нюансами с нами делится Анастасия Позднякова — владелица магазина женской белорусской одежды.

Искать поставщика можно через поисковые системы, сегодня у многих фабрик есть свой сайт. Также посещайте выставки — там можно вживую ознакомиться с продукцией производителя. Когда вы начнёте активно закупаться в Белоруссии, поставщики сами будут находить вас и предлагать сотрудничество. Белорусские фабрики заинтересованы в сбыте продукции через Россию и готовы предложить очень выгодные условия для сотрудничества.

Как импортировать товары из Белоруссии

Анастасия Позднякова,
владелица магазина Belmarki store

Дальше расскажем о самых важных пунктах, которые нужно прописать в договоре с белорусским поставщиком.

Предельная сумма договора. Показывает, на какую сумму вы можете сделать поставки по этому договору. Может включать в себя несколько поставок. Лимит нужно исчерпать до того момента, пока не закончится действие договора.

Например, договор действует 3 месяца, предельная сумма составляет 500 000 ₽. Можно один раз закупить товар на эту сумму, а можно разбить её на несколько поставок — по 200 000, 120 000 и 180 000 ₽. Так удобно делать, если вы планируете закупаться у поставщика несколько раз в течение квартала: на три поставки не придётся заключать три договора.

Валюта договора. По законам Белоруссии расчёты с российскими заказчиками можно проводить в двух валютах — белорусских и русских рублях. Чтобы оплатить услуги поставщика, необходимо завести валютный счёт, даже если вы рассчитываетесь в российских рублях.

Сроки расчётов. Оплатить поставку товаров нужно в течение 90 дней. Этот срок регламентирован законами Белоруссии. Если поставщик не получит деньги на свой счёт в течение 90 дней с даты отгрузки, ему придётся заплатить НДС — 20% от суммы поставки. Если деньги придут вовремя, применяется нулевая ставка.

Чтобы защитить себя от штрафов и подстраховаться, белорусы часто включают в контракт неустойку за просрочку оплаты. Причём обычно эта сумма значительно превышает потенциальный штраф. Перед подписанием договора обязательно проверяйте его на соразмерность неустойки и не соглашайтесь на штраф больше 20%. А лучше платите поставщику вовремя — так на штрафах сэкономят обе стороны.

Если не успеваете заплатить, заранее получите в Нацбанке разрешение на отсрочку платежа. Так поставщику не придётся платить НДС, а вам — неустойку.

Работа с белорусскими поставщиками идёт полностью официально, по договору. Фабрики представляют сертификаты и декларации на свою продукцию, которые действительны и на территории России. Многие белорусские производители имеют российское представительство, это существенно облегчает работу.

Многие фабрики работают по предзаказу. Например, мы продаём белорусскую одежду. Когда фабрика проводит презентацию сезонной коллекции, мы оформляем заказ, и фабрика отшивает под нас заказанные модели в необходимом количестве и нужных размерах. При этом нет необходимости выкупать модель полным размерным рядом — можно выкупить только ходовые размеры.

НДС при импорте из Белоруссии

При импорте товаров из Белоруссии нужно уплатить ввозной НДС. Делают это все импортёры независимо от налогового режима. При этом НДС платится не поставщику и не таможне, как при импорте из других стран, а в российскую налоговую.

НДС платят, когда:

  • право собственности переходит к вам на территории Белоруссии или России;
  • вы получаете товары через комиссионера, поверенного или агента;
  • вы покупаете товары у белорусского поставщика, а отгружаются они через Казахстан или Армению (другие страны ЕАЭС);
  • договор поставки заключён с поставщиком не из ЕАЭС, а товар отгружается с территории Белоруссии в Россию.

От НДС освобождаются следующие товары:

  • Перечисленные в статьях 149−150 Налогового кодекса РФ и в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Например, это корригирующие очки, почтовые марки, фальцевальные машины и пр.
  • Переданные по договору между российскими организациями.
  • Переданные внутри одной организации.
  • Переданные в режиме свободной таможенной зоны.

За уплаченный НДС можно получить вычет. Заявите вычет после того, как заберёте в налоговой свой экземпляр заявления о ввозе товара. Зарегистрируйте заявление в книге покупок и укажите номер платёжного документа, по которому платили НДС. Получить вычет можно в течение трёх лет после принятия товара к учёту.

Популярные белорусские товары

Из Белоруссии в Россию импортируют самые разные товары — от минеральных удобрений до тракторов. Особой популярность пользуются товары повседневного спроса:

  • Одежда и обувь — белорусский трикотаж и лён, носки, обувь из натуральной кожи, валенки, кеды. Популярные бренды: Milavitsa, «Свитанок», «Белвест», «Марко».
  • Косметика, парфюмерия, бытовая химия — кремы, шампуни, духи, чистящие средства, порошки. Популярные бренды: «Белита-Витэкс», Markell, i-Clean.
  • Часы и ювелирные украшения — изделия Минского часового завода, украшения из драгоценных металлов и камней. Популярные бренды: «Луч», «Кристалл», Zorka.
  • Домашний текстиль и посуда — ковры, полотенца, постельное бельё, хрусталь, фарфор, стекло. Популярные бренды: «Блакіт», «Речицкий текстиль», «Фарфор Белой Руси».
  • Продукты питания — молочка, сыр, сладости. Популярные бренды: «Рогачевъ», Bonfesto, «Брест-Литовск», «Спартак».

В Белоруссии мы закупаем женскую одежду. Мы начинали в 2013 году и изначально работали с российскими производителями. Когда встал вопрос о расширении ассортимента, начали искать поставщиков и через поиск почти случайно вышли на белорусские бренды. Нас сразу поразили широкая размерная линейка и разнообразие моделей. Когда начали работать с фабриками, увидели, что качество продукции высочайшего уровня. Цены тоже были более выгодными.

Как остановить вывоз черного лома из страны


Тысячи тонн лома черного металла каждый год нелегально направляются из Беларуси в Россию. Теневой рынок чермета — сотни тысяч долларов. Несмотря на все запреты и облавы, прибыльный полукриминальный источник не иссыхает. Ежемесячно белорусские милиционеры задерживают караваны с ломом, идущие на восток. Как разорвать порочный круг?

Фото автора

Погоня со стрельбой на пустынной дороге

Картина почти из киношного детектива. 15 апреля. Чечерский район, российское приграничье. В начале пятого утра рейдовая группа милиции на автодороге между деревнями Волосовичи и Полесье обнаружила грузовик, который двигался без габаритных огней и ближнего света. Госавтоинспекторы решили остановить странный автомобиль для проверки. Подъехали ближе, и все стало понятно. ЗИЛ-131 был с верхом загружен ломом черного металла. Дальше — проблесковые маячки, сирена, погоня. Однако грузовик только увеличивал скорость. Мчал по лесным дорогам в Россию. Водитель был рисковый. Он стал блокировать милицейское авто, виляя по неширокой дороге из стороны в сторону. Требования инспекторов через громкоговоритель об остановке остались без ответной реакции. Пришлось стрелять по колесам. Меткий выстрел заставил ЗИЛ тормознуть. 24-летний житель Чечерска был задержан. При нем не оказалось ни прав, ни документов на груз и машину. История классическая. Такие погони, правда, чаще без стрельбы, в белорусско-российском приграничье происходят постоянно.


Грузовик, доверху набитый ломом, остановился только после выстрелов по колесам. Фото УВД Гомельского облисполкома

Вес и суммы изъятого говорят сами за себя, рассказал заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома Сергей Аксенчиков:

— За прошлый год в Гомельской области выявлено 167 правонарушений, связанных с незаконным оборотом лома черных и цветных металлов. Изъято 924 847 кг лома на сумму 288 908 рублей. За первый квартал 2019 года — уже 28 подобных правонарушений. Изъято почти 124 тонны лома черных и цветных металлов на сумму 21 714 рублей.

Собирательный образ времени

В нашей стране сбор лома черных и цветных металлов строго регламентирован. Использование его позволяет снизить стоимость готового металла в два-четыре раза. Кстати, около половины стали в мире выплавляется из вторсырья.

Беларусь не богата на природные ресурсы для электросталеплавильного производства. Но металл успешно производим. К примеру, БМЗ в 2018 году реализовал за пределы родины 2 миллиона тонн продукции на сумму 1,26 миллиарда долларов. География экспорта — 66 стран!

— Меня эта тема очень интересовала в 1990-х. Тогда металл еще не надо было собирать по частному сектору и помойкам. Растаскивались целые предприятия. Пилилось советское наследие. Почему везли в Россию? Во-первых, там не спрашивали происхождения лома. В отличие от Беларуси можно было спокойно сдать распиленные станки или машины. Жирные были времена, люди за металл виллы строили. Второй пункт — цена всегда была минимум в два раза выше. Здесь ты за грузовик получишь 5 тысяч долларов, а там 10 — есть разница? Вот многие рисковали и рискуют до сих пор. Экономические условия предопределяют бизнес.

А как теперь? Можно ли сдать железяку частнику (возможно, нелегалу), где его найти и даст ли он больше? Начинаем с классического пункта приема вторсырья. Государственная контора. Цены на стене. Бытовой лом стали — 34 копейки за килограмм, чугуна — 38 копеек, алюминия и сплавов — 1,19 рубля.

Приемщик Александр Моховцов поясняет, что несут:

— Можно сдавать любой бытовой лом. Не принимаем только промышленный. Плюс, если принесете части распиленной машины, на нее должен быть техпаспорт. Расплата на месте. Иногда денег нет, тогда даем расписку, по которой можно позже получить наличные. Все прозрачно и доступно.

Вокруг пункта приема вторсырья целая группа «собирателей», у них перекур между рейдами. Несут все: картон, тряпки, бутылки, но самое ценное — металл! Секретные места приемки мне раскрывает небритый и бездомный Николай:


Заготовка вторсырья — прибыльное дело. Этим занимаются как организации, так и частники.

— Тут есть еще две точки в частном секторе, там люди принимают. Цена — ниже, зато всегда рублем отдают, а не векселем. Этим векселем, как говорится, здоровье не поправишь. Едь на улицу Вишневую или Крупской, там все принимают, хоть с завода неси.

С завода сейчас не вынесешь. Зато дачи такие «собиратели» обчищают по полной программе. Пойдем по их следу. Вот я и на улице Вишневой. Двое «архаровцев» шпаклюют корпус старенького авто. Их хозяин, видно, тертый калач, на разговор идет неохотно:

— Был ИП-шником, а теперь все. Официально этим заниматься невыгодно, а неофициально больше геморроя, чем прибыли.

— А на Россию возили чермет?

— Не спрашивай. Это статья УКа. Мне проблем не надо. Ступай. Нет у нас теперь приемки, просто живем.

На улице Крупской «точка» солидней. Большие зеленые ворота. Весь участок завален — площадка для сбора металла. Но меня сюда тоже не пускают. Разговор в дверях. Хозяина нет. Телефон его не дают. Смотрящий за центром сортировки поясняет:

— Хозяин не любит лишнего внимания. Здесь не живет. Но у нас все легально. Металл сдаем в Беларуси, налоги платим. Все знают, что у нас тут площадка.

— А какие цены? Как зарабатываете?

— Цены ниже государственных. Даем за килограмм на 5 копеек меньше. На этой разнице и зарабатываем. Приходится крутиться, чтобы был объем. Вы уберите фотоаппарат, это не надо.

Дверь закрывается. Что-то тут непросто. Не на пустом месте формируются черметные караваны. Должны быть базы, где хранят. Буквально в марте в Хойниках инспекторами был задержан интересный клиент. На автомобиле «Мерседес» он, понятно, без сопроводительных документов перевозил 1350 кг черного металла.

Железный аргумент

Административно-силовой ресурс — пока актуален. Но если есть вилка цен, он, похоже, целиком решить проблему не помогает. Почему же белорусские заготовители не сравняют цены с российскими, тогда бы проблема нелегальных поставок исчезла сама? Экономист Николай Дробышевский поясняет магию ­чисел:

— У нас много диванных аналитиков, которые советуют, а не вникают в цифры. У БМЗ более половины — белорусское сырье, остальное перекрывает российский импорт. Он в разы больше, чем вся эта нелегальная металлическая торговля. Если закупочные цены выровнять, мы внутренним сырьем не закроем потребности завода, а стоимость продукции повысим. Сделаем ее неконкурентоспособной. Поэтому выгодней держать низкие закупочные цены на внутреннем рынке, а с вывозом бороться законными способами.

Погони, стрельба, административные статьи — это лишь часть мер для удержания низких цен на чермет внутри страны. Нелегальные караваны с металлом редеют. Это, с одной стороны, заслуга силовиков, с другой — естественная убыль лома. Масштабное советское промышленное наследие постепенно иссякает. Тем не менее тенденции на мировых рынках показывают, что мы должны бороться за каждую тонну. И для решения проблемы необходимо использовать все средства. В том числе и рыночные. Металл — это каркас экономики и доходная бюджетная статья. Да и в кузнице экспорта без него не обойтись.

Импорт бьется за металл

Объем использования металлолома при производстве стали: в мире в последние несколько лет этот показатель колеблется до 600 миллионов тонн в год. Если смотреть на отношение объема использованного металлолома к общему объему выпуска стали — лидирует здесь Турция с 78%. Вторым номером идут США — 72%. Высока доля использования металлолома в странах ЕС — 54%, а также в Южной Корее — 40%. В России этот показатель составляет 25%. Турция является и главным импортером металлолома в мире. Следующие за ней в этом списке Индия, Корея, США и Тайвань. Россия (вслед за США и Японией) входит в четверку мировых лидеров по экспорту лома, почти половину этого объема поставляется именно в Турцию. Значительные объемы лома у России покупает также Беларусь, которая входит в топ-10 стран — импортеров металлолома.


Фото УВД Гомельского облисполкома

Нужен общий рынок

Металлоломная проблема поднимает много вопросов, которые должны решаться в рамках Евразийского экономического пространства. Наши западные соседи делали подобные шаги еще в середине прошлого века. В 1951 году ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали Парижский договор, согласно которому было учреждено Европейское объединение угля и стали. Целью создания ЕОУС было объединение европейских ресурсов и контроль за производством стали и угля посредством международного верховного органа, который формировался из представителей стран-участниц, но действовал независимо от их правительств. Пошлины на товары угледобывающей и металлургической промышленности в рамках ЕОУС были отменены. Одной из главных целей объединения было создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, реконструкция и повышение рентабельности этих отраслей. Европейское объединение угля и стали стало одним из трех европейских сообществ, на базе которых в 1993 году был основан Европейский союз. Нечто подобное должно происходить и на наших рынках, уверена кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита экономического факультета Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Ольга Башлакова:

— Сегодня у нас с Россией нет границы, мы строим единое экономическое пространство, поэтому любые запретные меры в перспективе окажутся неэффективными. Мы должны строить совместную экономику с учетом рыночных механизмов. В данном случае это единая закупочная цена на металлолом на всем пространстве. Однако, чтобы это не ударило по нашим предприятиям, мы должны ввести защитные меры. Белорусские производители металлопродукции обязаны на равных участвовать в государственных российских тендерах по закупке лома и иметь фиксированные квоты. Мне кажется, конкуренция в этой сфере только мешает. И Беларусь, и Россия в данном вопросе должны выступать как представители единого экономического сообщества, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным.

Отходы в доходы

Советский лозунг «Отходы — в доходы!» в наши дни снова стал чрезвычайно актуальным. Правда, бывшие пионеры, ныне убеленные сединами, теперь металлолом сдают не за галочку, а за звонкую монету. В Гомеле есть такой «труженик улиц». Сложно сказать, сколько Михалычу лет, такой же «без возраста» и его желтый жигуль с пошарпанным прицепом. Ясно одно, все они родом из СССР, как и их привычки «металлистов». Правда, гаражные сторожили на Михалыча смотрят искоса, говорят, ни одного дня этот «простак» за последние четверть века не работал. Пыхтит на своем жигуле, косит под мелкого собирателя, а у самого и детей коттеджи отстроены. Все может быть. Со мной для материала Михалыч общается неохотно, официально заявил, что все сдает государству. Но я все рано пристаю:

— Ну есть же теневой рынок лома, кто им заправляет?

— Скажу «мафия» (смеется), не поверишь, и правильно. Когда в стране был беспорядок, до этой мелочевки криминалу не было дела. Заправляли наркотиками, цветметом, паленым алкоголем. Сейчас лавочки прикрыты, а сколько сидельцев вышло. Они работать не привыкли, для бизнеса нет ни денег, ни мозгов. Вот и мутят партийки.

— Так это какая-то сеть сбора лома?

— Не думаю, что есть единая сеть. В каждой области по несколько групп, которые ездят и по населенным пунктам собирают металл, — и есть у них сборщики. И базы в частном секторе. Формально сборщиков можно задержать только при перевозке металла, под административку. Но возят в основном по 200 кг бытового хлама, попробуй, докажи. Это когда на Россию идут заряженные авто, тут лови.

— А в России тоже подпольные пункты приема?

— Да нет, все легально. Просто цена там в 2–2,5 раза выше. Навар из воздуха, если рискнул.

В России обсуждают запрет на экспорт лома. Из-за неготовности предприятий покупать лом по стоимости, которая устраивает заготовителей, в конце 2018 года значительно выросли экспортные отгрузки. На фоне этого наблюдается дефицит лома, который металлурги используют для литья продукции. Экспортировать металлолом многим заготовителям выгоднее, нежели продавать его рядом находящемуся заводу. В итоге картина такова: лом везут из России в Турцию, а из Турции возвращаются готовые изделия.

ТОП-5 ГРОМКИХ ЗАДЕРЖАНИЙ

2012 год. Брестская область. Гомельчанин отправился в «черметный круиз» по стране. В Лунинецком районе на автодороге Кобрин — Гомель милиционеры остановили его фуру «Рено-440» с полуприцепом. Внутри находилось 25 тонн черного металлолома, на который не было никаких документов.

2013 год. Витебская область. В пункте взимания дорожных сборов «Редьки» Дубровенского района задержали грузовой автомобиль. В его прицепе был обнаружен замаскированный груз — лом и отходы черных и цветных металлов, предназначавшиеся для вывоза в Россию, массой почти 20 тонн.

2014 год. Могилевская область. Возле деревни Кадино была задержана фура. По документам водитель вез из Могилева в Москву минеральную вату. По факту у него обнаружили 16 тонн цветного металла и 1,5 тонны черного.

2019 год. Гомельская область. На автодороге Гомель — Ветка — Чечерск — Ямное для проверки был остановлен автомобиль МАЗ-5336, под управлением 26-летнего жителя Добрушского района. В кузове находился лом черного металла, общей массой 11 тонн. Пояснить происхождение груза водитель не смог.

2019 год. Витебская область. В Россонском районе около деревни Юховичи правоохранители задержали два грузовика, которые нелегально пытались провести 32 тонны лома черных металлов.

Статьей 12.2 КоАП «Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов» предусмотрено наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в том же размере, а на юридическое лицо — от 100 до 300 процентов стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Цены на лом нынче на пике: завалялась чугунная ванна — самое время сдать ее в металлолом


«Белвторчермет» в 2020 году переработал и отгрузил лома более чем на 465 миллионов рублей.

Маркетинг и инженерия дня сегодняшнего всеми силами создают для нас одноразовый мир. Прогресс неумолим, технологии устаревают со скоростью света. Новая бытовая техника, электроника, автомобили — с запрограммированным, строго ограниченным их создателями сроком службы. Несколько лет — и на свалку. Переработка дает им вторую жизнь. Единственная в стране организация, которая комплексно занимается заготовкой, переработкой и поставкой потребителям лома и отходов черных металлов, — ОАО «Белвторчермет». Наши корреспонденты пообщались со специалистами «Белвторчермета» и узнали о закупочных ценах, ежегодных объемах заготовки лома и о том, как удалось не допустить их критического падения в период пандемии. А также посетили цех в Гатово, где увидели весь процесс переработки лома.

Шаг навстречу

«Белвторчермет» в 2020-м переработал и отгрузил лома более чем на 465 миллионов рублей. И это в тяжелых условиях пандемии. В первом квартале прошлого года, когда предприятия работали стабильно, заготовка лома шла с плюсом по отношению к 2019-му. Но уже во втором квартале она снизилась в связи с эпидситуацией. В основном деятельность многих предприятий была направлена не на развитие и модернизацию, а на сохранение существующих производств. Как следствие — поставки лома от юридических лиц упали. При этом невысокая стоимость металлолома слабо стимулировала и население к его сдаче. Однако сегодня цены поднялись на исторический максимум. Об этом — чуть ниже.

Спад объемов заготовки лома в прошлом году по сравнению с 2019-м некритический. От юрлиц объем заготовки упал на 9,7 процента, а от населения — всего на 3,1 процента. На «Бел­вторчермете» вовремя приняли эффективные меры — в поисках дополнительных источников металлолома усилили обследование предприятий, на которых выявили, а затем и завезли на переработку почти 45 000 тонн лома. Перерабатывающее предприятие постоянно проводило работы по демонтажу сложных металлоконструкций. Специализированные бригады организации на территориях 2000 предприятий порезали и вывезли собственным транспортом более 26 500 тонн лома. Кстати, там внушительный парк специального транспорта: ломовозы с манипуляторами, мультилифты для насыпных грузов и тягачи с полуприцепами.

Кроме того, с мая по октябрь в цехах и на участках «Белвторчермета» дополнительно была организована работа по приемке лома от населения по субботам. Для удобства граждан осуществлялась выездная заготовка бытового лома и открывались новые пункты приема.


Заготовка лома — процесс с сезонным характером. Летом — время активно собирать лом, а зимой — перерабатывать запасы, когда традиционно происходит снижение объемов заготовки.

Цены пошли в гору

Заготовка лома — процесс с сезонным характером. Лето — время активно собирать лом, а зима — перерабатывать запасы, когда традиционно происходит снижение объемов заготовки. А нынешней — тем более. Однако принимаемые работниками организации меры по увеличению заготовки лома и созданный зимний запас позволили поддержать отечественных потребителей, оптимально обеспечив их сырьем.

Минпром устанавливает цены на металлолом раз или два в месяц. Сейчас они на пике, в том числе и для населения: стальной лом — 600 рублей за тонну, чугун — 660, а смешанный лом — 550. Поэтому выгоднее сдавать лом не в общей куче, а раздельно. Завалялась чугунная ванна или обветшалая ласточка под окном праздно занимает парковочное место — сейчас самое время сдать их в металлолом.


Самый крупный цех переработки лома в стране — в Гатово под Минском.


Цены на лом пошли в рост не только у нас, но и во всем мире. Спрос значительно превышает предложение. У трейдеров не хватило запасов лома. Они ждали второго локдауна прошлой осенью, но просчитались — он не случился. Китай начал активно оживлять свою экономику, из экспортера став крупнейшим мировым импортером металла. По его следам пошла Турция, а после и другие страны.

Литейные вдохновители

— За прошлый год мы заготовили почти 1 млн 194 тысячи тонн лома, — рассказал «Р» заместитель генерального директора по заготовке ОАО «Белвторчермет» Владимир Ковалевский. Бытового лома из этого объема — 531,2 тысячи тонн, 104,3 тысячи из которых население принесло именно в наши цеха, участки и пункты приема.

На 1 января 2021-го остатки лома на всех площадках предприятия — а это 41 цех и участок, а также 19 пунктов приема — составили 124,7 тысячи тонн, что на 13 процентов меньше, чем на начало прошлого года. Правда, увеличились остатки чугуна, потребление которого на внутреннем рынке с 2020-го значительно сократилось. Все потому, что в процедуре банкротства находится Минский завод отопительного оборудования, потреблявший до 10 000 тонн чугуна в год. Могилевский завод «Строммашина» ранее потреблял до 5000 тонн чугуна в год, но сейчас прекратил чугунолитейное производство. Лом чугуна всегда был в дефиците, а сейчас впервые его избыток.


Способы переработки лома зависят от вида и толщины металла. Газовая резка применяется для толстостенного лома.

Почти весь металлолом поставляется на белорусские литейные и металлургические предприятия. Больше 90 процентов переработанного металла идет на БМЗ — около 1,1 млн тонн. Этот объем покрывает половину потребности завода. Вторую закупают в России. По оценке специалистов, переработанный у нас лом обходится БМЗ значительно дешевле российского. В абсолютных значениях гигантская экономия средств.

Другие крупные потребители лома — Могилевский металлургический завод, Гомельский литейный завод «Центролит», МАЗ, МТЗ. Виды лома, которые у нас не используются, поставляются через биржевые торги в страны Евросоюза и Россию. Это металлосодержащие отходы: шлак, шлам, доменный присад и легированная сталь, по-простому нержавейка. Их экспорт — это всего лишь 1 процент от общего объема перерабатываемого лома.



Самый крупный цех переработки лома в стране — в Гатово под Минском. Здесь негабаритный металл доводят резкой или в шредере до нужных размеров по стандартам металлургии. В постоянном движении громоздкие мостовые краны. На заднем плане — горка сбрикетированной чугунной и стальной стружки.



— Способы переработки зависят от вида и толщины металла, — поясняет заместитель генерального директора по производству ОАО «Белвторчермет» Сергей Гладкий. — Ножничная и газовая резка применяются для толстостенного лома. Стружка прессуется в брикеты. Тонкостенный лом перерабатывают пакет-пресс и шредерный комплекс.

Шредер по сути своей мясорубка размером с пятиэтажку и мощностью 2000 лошадиных сил. Перемалывает тонкостенный сложный лом в мелкую фракцию. Забросил в него остов легкового автомобиля — на выходе получаешь сталь, очищенную от краски и других вкраплений. Чья-то старая машина после переработки отправится в литейный цех и уже в другой жизни станет холодильником.

Читайте также: