Металл из которого первобытные люди изготавливали украшение

Обновлено: 04.10.2024

Люди украшали себя всегда. Первые украшения человека были сделаны из кости, зубов или рогов животных, раковин, кусочков дерева - и то, что одевал на себя человек, не просто украшало его, а оберегало, защищало, давало удачу в охоте, дарило мудрость и даже возвышало над другими членами племени. Таким образом, история ювелирного искусства – это еще и история магии.

Самые древние украшения были найдены на Юге Африки, их возраст около 75 тысяч лет – это бусы из ракушек, выкрашенные красной глиной. Ракушки были тщательно подобраны по размеру и форме и, вероятно символизировали высокий статус их владельца.

Первобытные украшения

К сожалению, история донесла до нас очень мало украшений наших предков – кость, дерево, зубы и когти животных плохо сохраняются и только камень, а потом и металл, смогли сохраниться и дать нам возможность узнать, как возникло и развивалось ювелирное искусство.

Итак, сначала человек использовал камень только в том виде, в каком находил его в природе. Его привлекал блеск, форма кристалла, а в дальнейшем он научился облагораживать, обрабатывать камни, положив тем начало ювелирному делу. Навыки работы с камнем появились около миллиона лет назад. Тогда человек (Homo Habilis, Человек умелый) уже умел делать примитивные орудия из кремня и обсидиана, а затем это искусство достигло необычайных вершин. До сих пор не совсем понятно, как древний человек, не имея никаких орудий труда, кроме того же камня, рога и кости животных, мог изготавливать такие замечательные, идеальной формы наконечники для стрел или копий!

Обработка камней

Ювелирная же обработка камня возникла, вероятно, лишь в Древнем Египте, затем и в Месопотамии, Древней Греции, получила необычайное развитие в Древнем Риме, Византии. Так, например резьба по камню – глиптика, о которой мы уж писали на страницах журнала, появилась в Древней Месопотамии и Древнем Египте, достигла своего рассвета в Греции в VI веке до н.э., а затем и в Риме, добившись необычайных высот в Средние века.

Сначала обработка камня была несложной, египтяне, например, для изготовления изображений священных жуков-скарабеев использовали довольно мягкий синий лазурит, обтачивая его на твердом песчанике, придавая нужную форму. А затем полировали на мокрой коже с мельчайшим кварцевым песком. Использовали египтяне в основном бирюзу, сердолик и лазурит, а также стекло, крашеное под эти камни! Более твердые камни почти не обрабатывали. Их либо обкалывали, либо шлифовали и полировали природные грани. Обработка была сложна и требовала много времени. Грубую, простую работу обычно выполняли рабы, и лишь затем мастер доводил изделие до нужной формы и блеска. Часто обработка камня длилась не неделю и не месяц – а целые годы!

В Раннем Средневековье обработка камней усложняется: камень долго шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плитке с кирпичной мукой или толченым горным хрусталем. Использовались и шлифовальные круги, сделанные из песчаника по типу мельничных жерновов, или свинцовые и оклеенные кожей деревянные круги для полировки. В те времена камни в основном, получали форму, схожую с формой современных кабошонов. Ими украшали чаши, кубки, оружие, сбрую лошадей, церковную утварь и одеяния. Чаще всего в издeлияx XII - XIII веков в Европе пpимeняли аметисты, гopный хpyстaль, сepдoлик, изyмpyды, сaпфиpы, бирюзу.

Гранение алмазов

В XIV-XV в.в. в 3aпaднoй Европе культура и технологии обработки камня резко возросла. С 1327 года в Брейсгау (Германия) начала работать «шлифoвaльная» мельница с водным и ручными приводами, а в 1350 г. такая же мельница была пoстpoeнa в Пpaгe, в 1385 г. - в Нюpнбepгe, a затем и в Идap-Обepштeйнe. В 1400 г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., личный гранильщик Карла Смелого Бургундского, Луи де Беркен из Брюгге, открыл, что именно толченый алмаз является непревзойденным средством огранки. Он выявил и уникальные свойства алмазов – преломлять свет при их огранке. Существует правда предположение, что технология огранки алмаза в бриллиант была изобретена в Париже, но позже, в 1600 году. Есть и мнение, что впервые огранку изобрел ювелир В. Перуччи из Венеции. Но именно с XV века огранка алмазов шагнула вперед. Сначала алмаз гранили в виде таблицы, с XVI века – фасетированием. Уже в XVII веке бриллиант стал основным украшением ювелирных изделий.

С давних времен существовала и имитация драгоценных камней из цветных непрозрачных стекол (как и в Древнем Египте): подкладывали смальту, и тонкую фольгу из металла, склеивали два камня, «обыгрывали» дефект камня сложной, красивой оправой. Золотая и серебряная фольга в подложке также «заставляла» камень играть, и в этом достиг высочайшего мастерства знаменитый Бенвенуто Челлини.

Работа с металлом

С металлом человек также познакомился давно, находя различные блестящие кристаллы или используя некоторые руды как минеральные краски – красноватые гетит, гематит, киноварь, желто–зеленый реальгар и аурипигмент, синий азурит. Но именно выплавка металла из руды положила начало новому витку ювелирного мастерства и расширила возможность древних технологий.

Первоначально человек использовал лишь самородные металлы – золото, серебро, самородную медь, редко самородное и даже метеоритное железо. В дальнейшем народы, населявшие Южный Урал и Предуралье в России научились плавить малахит, выплавляя из него медь, а холодная ковка меди давала возможность сделать её более твердой. Медь использовалась и для украшений, браслетов, и в быту, и для изготовления инструментов и оружия.

С VII тыс. до н.э. человек изобрел технику механической обработки самородных металлов – ковку, выгибание, обрезку, сверление, обтачивание, и лишь начиная с V тыс. до н.э. - высокотемпературное плавление в горнах и печах, освоили технику литья.

Технология золочения

Отдельного внимания заслуживают изделия из золота и серебра - не только литье, но и изделия из проволоки, золотая и серебряная скань, золотая фольга. Золото всегда было дорогим металлом, и там где было возможно, используя его пластичность, предмет оклеивали золотой фольгой. Плиний Старший писал, что «римские мастера могли из римской унции (27, 3 г) золота получить 750 квадратных листов шириной в четыре пальца». Толщина такого «листика» было менее 4 микрон! Технология изготовления золотой фольги был такова: тонкую золотую ленту резали на квадраты и укладывали стопкой, прокладывая листом пергамента. Затем, положив стопку на гладкую гранитную плиту, её били молотком, а когда размеры квадратиков удваивались, а их толщина уменьшалась в 4 раза, их разрезали на 4 части, получая листки толщиной с современный лист бумаги. Затем листки золота снова складывали в стопку, но вместо пергамента перекладывали специально обработанной оболочкой из бычьих кишок. Затем зажимали прессом и снова били молотком. Когда золото выступало из-за краёв, стопку разбирали, и все начиналось заново. Это был длительный и тяжелый процесс, и выполняли его рабы, мастер лишь следил, чтобы не было прекоса пластин. В дальнейшем технологию ковки частично заменили вальцовкой, пропуская тонкие листочки через металлические вальцы, но это было уже в Средние Века.

Золочение предметов, до изобретения процессов электролиза в XIX веке (хотя по косвенным данным эту технологию применяли ещё в Древней Греции) использовалось амальгамирование. Для покрытия амальгамой (золото, смоченное ртутью) поверхности её накладывали на медные предметы или листы, ставили их в печь или нагревали над жаровней, ртуть испарялась, а золото прочно прикреплюсь к меди. Многие из тех, кто работал в ювелирных мастерских, умирали мучительной смертью от отравления парами ртути. Способ амальгамирование использовали и на Руси для золочения куполов церквей и храмов.

В те времена был и способ так называемого «Византийского рисунка». Здесь также использовалось амальгамирование – на горячую медную поверхность наносили черный лак, который затем соскабливали, делая определенный рисунок. Затем горячую поверхность натирали золотой амальгамой и в тех местах, где лак был удален золото прочно «сцеплялось» с медью, образуя красивый золотой рисунок на черном фоне.

Инки золотили предметы, проковывая и обжигая медь, в которой содержалось немного золота. Лист меди проковывался, затем отжигался, покрываясь черным оксидом меди, и снова проковывался и отжигался. Оксид меди удалялся кислыми соками растений, и лист все более и более обогащался золотом. В зависимости от степени обогащения цвет мог быть красным, розовым, желтым. Это способ золочения инки применяли в течение 2 тыс. лет.

Золотые нити

Еще один из способов создания золотых изделий кроме ковки и литья – это изготовление золотой (да и серебряной) проволоки. Наиболее древние образцы проволоки сделаны либо тщательнейшей проковкой, либо резкой тонкого золотого листа. В Абидосе (Египет) при археологических раскопках был обнаружен браслет, состоявший из двух групп бусин, соединенных прядью свитых вместе золотой проволоки и …волоса. Причем диаметр проволоки был точно такой же, как и волоса - 0.33 мм. Золотые нити для одежды в Египте умели изготавливать уже вначале третьего тысячелетии до н. э. (2755 - 2733 г.г.), а во втором тысячелетии (1587-1518 г.г.) изготавливали и серебряные нити (что сложнее, так как серебро менее ковкое и более ломкое, чем золото).

В Месопотамии около трех тысяч лет до н.э ювелирное дело достигло больших высот. В городе Ур было изучено погребение царицы Шубад (XXIII – XXVвек до н.э.). Одежда царицы была покрыта богатейшими украшениями из золота, лазурита, сердолика, а массивный головной убор состоял из золотой диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветов. Диадема была изготовлена из тончайшей, диаметром 0.25-0.3 мм, проволоки, свитой в спираль. Вероятно, именно в Месопотамии, впервые использовали технику волочения золота, когда металл многократно (сотни и тысячи раз) протягивается через отверстия разной толщины - фильеры.

Образцы золотой проволоки были найдены и при изучении курганов и погребений V - IV веков до н.э. Северного Причерноморья, Поволжья, Урала и Зауралья. На Алтае, на далеком плато Укок, жившие там племена кочевников, не умея плавить золото, в V веке до нашей эры умели делать уникальные изделия из золотой фольги, оборачивая ей кольца из меди и бронзы. В раннем Средневековье в X - XIII веках волочение золотой проволоки было важной отраслью ювелирного дела, причем изготавливали не только золотую, но и медную, бронзовую и железную проволоки (из них делали булавки, застежки, иголки, гвозди и т.д.). Техника изготовления золотых нитей и проволоки волочением была хорошо известна и мастерам Древней Руси. В IX – X веках в Киеве, русские золотых дел мастера изготавливали золотошвейные нити, а из толстой проволоки, диаметром 2-3 мм, делали браслеты, традиционные гривны (шейные обручи), и другие украшения.

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения

Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди стремились к разнообразию, хоть и в примитивной форме.

металл из которого первобытные люди изготавливали украшения

Какую роль играли украшения?

При попытке понять и осмыслить жизнь и стремления первобытных людей нужно иметь в виду, что уровень знаний той эпохи находился на очень низком уровне, все действия людей были связаны по их представлениям с многочисленными добрыми и злыми духами. Вторые могли навредить людям. И чтобы защититься от их коварства, люди использовали различные магические обряды. Даже первобытные украшения ииели исключительно утилитарные свойства защиты от недоброго существа, сглаза и прочих негативных явлений, которые изобиловали среди людей.

первобытные украшения

Люди не сразу научились использовать металл для своих нужд, если провести периодизацию, то все стане понятно. Каменный век условно делят на три этапа: палеолит, мезолит, неолит. Понятно, что основой всех изделий был камень, переломным моментом стал энеолит, когда люди постепенно овладели навыками обработки меди. И хотя она мягче камня, тем не менее поддается ковке и дает возможность придать ей практически любую форму. Поэтому для изготовления изделий лучше всего подходит металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. Кроме того, многие традиции наделяли медь магическими свойствами отпугивания разного рода нечисти.

Сырье для украшений

Украшения первобытных людей не претендуют на изысканную эстетичность форм и отделки, хотя встречаются и высокохудожественные изделия. Конечно, приоритетным являлось место жительства древних людей, ведь именно оно определяло внешний вид человека. По преданиям многих народов один из священных металлов - это золото, от Южной Америки до Восточной Европы он считается застывшим воплощением солнечного света, способного разогнать тьму, в которой прячутся злобные духи. Поэтому металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, - это и золотые самородки, за неимением оных широко использовалась медь. Многие курганы-могильники на территории нашей страны изобилуют такими украшениями.

Неумение использовать в период поздней первобытности сплавов разных металлов приводило к использованию самородных: меди, золота и серебра. Соответственно, в разных местах больше было того или иного металла, который и шел на украшения. Вообще, первобытные жители старались его использовать очень экономно, но это не касалось племенных вождей, они даже в своих погребениях использовали металлические украшения, как оберег в потустороннем мире.

украшения первобытных людей

Многообразие первобытных украшений

Украшения древних людей были разными по форме и качеству исполнения. Однако во всех частях Земли в погребениях можно встретить ручные и ножные браслеты, они также играли магическую роль и предохраняли людей от ран, которым наиболее подвержены именно эти части тела. Каков бы ни был металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, он всегда должен был нести следы магического воздействия. Это могли быть разнообразные письмена, изображения, геометрические фигуры. Примечателен тот факт, что современные племена Амазонии имеют сменные наборы украшений на разные случаи жизни, которые отличаются и формой, и нанесенными на них изображениями. Именно на этих племенах этнографы и прочие исследователи проверяют свои догадки и предположения, так как среди них сохранилось то первозданное отношение к природе и миру, характерное для всех людей эпохи древности.

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, показывал и их социальный статус. Большое разнообразие металлических украшений говорило о высоком положении лица, их носившего.

Орудие труда каменного века: фото с названиями


Краткая характеристика каменного века

На сегодняшний момент ученые считают, что каменный век можно смело отнести к важнейшему культурно-историческому пласту, который до сих довольно плохо изучен. Некоторые специалисты утверждают, что данный период не имеет четких временных границ, ведь официальная наука установила их, исходя из изучения находок, сделанных в Европе. Но она не учла, что многие народы Африки находились в каменном веке вплоть до их знакомства с более развитыми культурами. Известно, что до сих пор некоторые племена обрабатывают шкуры и туши животных предметами, сделанными из камня. Поэтому разговоры о том, что орудия труда людей каменного века – это далекое прошлое человечества, преждевременны.

Если исходить из официальных данных, то можно сказать, что каменный век начался приблизительно три миллиона лет назад с момента, когда первый гоминид, обитающий в Африке, додумался использовать камень для своих целей.

Изучая орудия труда каменного века, археологи часто не могут определить их назначение. Это удается сделать, если понаблюдать за племенами, имеющими сходный уровень развития с первобытными людьми. Благодаря этому многие предметы становятся более понятными, так же как и технология их изготовления.

Каменный век историки поделили на несколько довольно крупных временных периодов: палеолит, мезолит и неолит. В каждом орудия труда постепенно совершенствовались и становились все более искусными. При этом их назначение тоже со временем менялось. Примечательно, что археологи различают орудия труда каменного века и по месту, где они были найдены. В северных районах людям были необходимы одни предметы, а в южных широтах – совершенно другие. Поэтому для создания полной картины ученым необходимы и те, и другие находки. Только по совокупности всех найденных орудий труда можно составить наиболее точное представление о жизни первобытных людей в далекие времена.

Материалы для изготовления орудий труда

Естественно, что в каменном веке основным материалом для изготовления тех или иных предметов был камень. Из его разновидностей первобытные люди выбирали в основном кремень и известняковый сланец. Из них получались отличные режущие инструменты и оружие для охоты.

В более поздний период люди стали активно использовать базальт. Он шел на орудия труда, предназначенные для бытовых нужд. Однако это произошло уже тогда, когда людей стало интересовать земледелие и скотоводство.

Параллельно первобытный человек осваивал изготовление орудий труда из кости, рогов убитых им животных и древесины. В различных жизненных ситуациях они оказывались очень полезны и успешно заменяли камень.

Если ориентироваться на последовательность возникновения орудий труда каменного века, то можно сделать вывод, что все же первым и основным материалом древних людей был камень. Именно он оказался самым прочным и представлял большую ценность в глазах первобытного человека.

Появление первых орудий труда

Первые орудия труда каменного века, последовательность возникновения которых так важна для мирового ученого сообщества, стали результатом накопленных знаний и опыта. Этот процесс длился не одно столетие, ведь первобытному человеку эпохи раннего палеолита было довольно сложно понять, что собранные случайно предметы могут оказаться ему полезны.

Историки считают, что гоминиды в процессе эволюции сумели понять широкие возможности камней и палок, найденных случайно, для защиты себя и своей общины. Так было проще отгонять диких зверей и добывать коренья. Поэтому первобытные люди стали подбирать камни и выбрасывать их после использования.

Однако спустя некоторое время они поняли, что не так-то и просто найти нужный предмет в природе. Иногда приходилось обойти достаточно обширные территории, чтобы в руках оказался удобный и годный для собирательства камень. Такие предметы стали хранить, постепенно коллекцию пополняли удобные кости и разветвленные палки нужной длины. Все они стали своеобразными предпосылками для первых орудий труда древнего каменного века.

Орудия труда каменного века: последовательность их возникновения

Среди некоторых групп ученых принято деление орудий труда на исторические эпохи, к которым они относятся. Однако можно и иначе представить последовательность возникновения орудий труда. Люди каменного века постепенно развивались, поэтому историки дали им разные названия. За долгие тысячелетия они прошли путь от австралопитека до кроманьонца. Естественно, что в эти периоды менялись и орудия труда. Если внимательно проследить развитие человеческой особи, то параллельно можно понять, насколько совершенствовались и орудия труда. Поэтому далее мы будем говорить о предметах, сделанных в период палеолита руками:

  • австралопитеков;
  • питекантропов;
  • неандертальцев;
  • кроманьонцев.

Если вы все еще хотите узнать, какие орудия труда были в каменном веке, то следующие разделы статьи приоткроют для вас эту тайну.


Изобретение орудий труда

Возникновение первых предметов, призванных облегчить жизнь первобытных людей, относят ко времени австралопитеков. Эти человекообразные обезьяны считаются самыми древними предками современного человека. Именно они научились собирать нужные камни и палки, а затем решились попробовать своими руками придать нужную форму найденному предмету.

Австралопитеки преимущественно занимались собирательством. Они постоянно искали в лесах съедобные корешки и собирали ягоды, а потому часто подвергались нападениям диких зверей. Найденные случайным образом камни, как оказалось, помогали заниматься привычным делом более продуктивно и даже позволяли защищаться от животных. Поэтому древний человек предпринял попытки превратить с помощью нескольких ударов неподходящий камень в нечто полезное. После ряда титанических усилий на свет появилось первое орудие труда – рубило.

Этот предмет представлял собой камень продолговатой формы. С одной стороны он был утолщен, чтобы более удобно помещаться в руке, а другую древний человек заострял с помощью ударов другим камнем. Стоит заметить, что создание рубила было очень трудоемким процессом. Камни довольно тяжело поддавались обработке, к тому же движения австралопитеков не отличались точностью. Ученые считают, что для создания одного рубила требовалось не менее ста ударов, а вес орудия труда зачастую доходил до пятидесяти килограммов.

С помощью рубила было гораздо сподручнее выкапывать из-под земли корни и даже убивать им диких зверей. Можно сказать, что именно с изобретением первого орудия труда началась новая веха в развитии человечества как вида.

Несмотря на то что рубило было самым популярным орудием труда, австралопитеки научились создавать скребки и остроконечники. Однако сфера их применений была прежней – собирательство.


Орудия труда питекантропа

Данный вид относится уже к прямоходящим и может претендовать на то, чтобы его называли человеком. Орудия труда людей каменного века этого периода, к сожалению, немногочисленны. Находки, относящиеся к эпохе питекантропов, очень ценны для науки, ведь каждый найденный предмет несет в себе обширную информацию о малоизученном историческом временном интервале.

Ученые считают, что питекантропы использовали в основном те же орудия труда, что и австралопитеки, но научились более искусно их обрабатывать. По-прежнему очень распространенными были каменные рубила. Также в ход пошли и отщепы. Их изготавливали из кости путем расщепления на несколько частей, в итоге первобытный человек получал изделие с острыми и режущими краями. Некоторые находки позволяют составить представление о том, что питекантропы пробовали изготавливать орудия труда и из дерева. Активно использовали люди и эолиты. Этим термином называли камни, найденные у водоемов, имеющие от природы острые края.

Неандертальцы: новые изобретения

Орудия труда каменного века (фото с подписью мы привели в данном разделе), сделанные неандертальцами, отличаются легкостью и новыми формами. Постепенно люди стали подходить к выбору наиболее удобных форм и размеров, что существенно облегчало тяжелый ежедневный труд.

Большая часть находок того периода была обнаружена в одной из пещер во Франции, поэтому ученые называют все орудия труда неандертальцев мустьерскими. Это название было дано в честь пещеры, где велись масштабные раскопки.


Отличительной чертой данных предметов является их направленность на изготовление одежды. Ледниковый период, в который жили неандертальцы, диктовал им свои условия. Чтобы выжить, им пришлось научиться обрабатывать шкуры животных и шить из них различную одежду. Среди орудий труда появились проколки, иглы и шилья. С их помощью шкуры можно было соединить между собой сухожилиями животных. Подобные инструменты изготавливались из кости и чаще всего методом расщепления исходного материала на несколько пластин.

В целом ученые делят находки того периода на три больших группы:

  • рубильца;
  • скребла;
  • остроконечники.

Рубильца напоминали первое орудия труда древнего человека, но имели гораздо меньшие размеры. Они были довольно распространены и использовались в разных ситуациях, к примеру, для нанесения ударов.

Скребла отлично подходили для того, чтобы разделывать туши убитых животных. Неандертальцы умело отделяли шкуру от мяса, которую потом разделяли на небольшие куски. С помощью того же скребла шкуры в дальнейшем обрабатывались, также подходил этот инструмент для создания различных изделий из дерева.

Остроконечники часто использовали в качестве оружия. Неандертальцы имели острые дротики, копья и ножи разного назначения. Для всего этого необходимы были остроконечники.


Эпоха кроманьонцев

Этот вид человека характеризуется высоким ростом, крепкой фигурой и широким набором навыков. Кроманьонцы успешно применяли на практике все изобретения своих предков и придумывали абсолютно новые орудия труда.

В данный период инструменты из камня все еще были крайне распространены, но постепенно люди оценили и другие материалы. Они научились изготавливать различные приспособления из бивней животных и их рогов. Главной деятельностью были собирательство и охота. Поэтому все орудия труда способствовали облегчению этих видов труда. Примечательно, что кроманьонцы научились ловить рыбу, поэтому археологи смогли найти помимо уже известных ножей, лезвий, наконечников для стрел и копий гарпуны и рыболовные крючки, сделанные из бивней и костей животных.

Интересно, что кроманьонцы придумали изготавливать посуду из глины и обжигать ее в огне. Считается, что конец ледникового периода и эпохи палеолита, на который пришелся расцвет культуры кроманьонцев, ознаменовался существенными изменениями в быте первобытных людей.


Мезолит

Данный период ученые датируют промежутком от десятого до шестого тысячелетия до нашей эры. В мезолит мировой океан постепенно повышался, поэтому людям приходилось постоянно приспосабливаться к незнакомым условиям. Они осваивали новые территории и источники пропитания. Естественно, что все это сказывалось на орудиях труда, которые становились более совершенными и удобными.

В эпоху мезолита археологи повсеместно находили микролиты. Под этим термином необходимо понимать орудия труда из камня небольшого размера. Они существенно облегчали труд древних людей и позволяли им создавать искусные изделия.

Считается, что именно в данный период люди впервые стали приручать диких животных. Например, собаки стали верными спутниками охотников и охранниками в крупных поселениях.

Неолит

Это заключительный этап каменного века, в который люди освоили сельское хозяйство, скотоводство и продолжили развивать гончарное мастерство. Такой резкий скачок в развитии человека заметно видоизменил каменные орудия труда. Они приобрели четкую направленность и стали изготавливаться только для той или иной отрасли. К примеру, для обработки земли перед посадкой растений использовали каменные плуги, а собирали урожай специальными инструментами для жатвы с режущими краями. Другие орудия труда позволяли мелко измельчать растения и приготавливать из них еду.


Примечательно, что в эпоху неолита возводились целые поселения из камня. Иногда дома и все предметы внутри них целиком и полностью вырезались из камня. Такие поселки были очень распространены на территории современной Шотландии.

В целом к концу эпохи палеолита человек успешно освоил технику изготовления орудий труда из камня и других материалов. Данный период стал прочным фундаментом для дальнейшего развития человеческой цивилизации. Однако до сих пор древние камни хранят в себе множество секретов, которые манят к себе современных искателей приключений со всего мира.

Металл из которого первобытные люди изготавливали украшения

В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека - монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже - ткацкое.

Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом) - и наступила эра господства металла.

Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату
Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.

Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверей трактовались по-разному - в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можно различить двух собак, нападающих на оленя.

Искусство эпохи железа

Последнее тысячелетие до нашей эры - завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал - железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частично бронзовые.

Кельты были искусными литейщиками, ювелирами. Они создавали великолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь и разнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов, находящихся в могиле около урны с прахом, были миниатюрные культовые повозки. Иногда к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с потусторонним миром.

медь, железо, серебро, золото, хотя наверное это было позже, после первобытный, а первобытные изготавливали украшения не из металла, а из костей, ,ракушек, деревяшек, перьев и т.п.

Металлургия древности. Ювелирное искусство — основа металлургии

Какие изделия из металла производились в первую очередь? При изготовлении каких предметов шлифовали свое искусство и развивали профессиональные навыки древние мастера? Оказывается, в течение нескольких тысячелетий главной движущей силой развития металлургии являлось ювелирное дело.

На первый взгляд, между грандиозными стальными конструкциями небоскребов и миниатюрными аксессуарами из коррозионностойкой стали мало общего. Трудно представить, что может почерпнуть технология конструкционных сталей в ювелирном деле, и, тем не менее, передовым краем инновационных технологий, как правило, оказывается «индустрия» малых форм. Если же рассматривать историю металлургии, то легко убедиться в неукоснительном выполнении правила, согласно которому передовые технологии сначала внедряются в ювелирном деле, потом совершенствуются в военной сфере, затем осваивают предметы быта и орудия труда и лишь в последнюю очередь применяются в строительстве.

Самый технологичный металл

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

Первыми металлическими изделиями были украшения, а самым «технологичным» металлом для их изготовления – золото. Оно стало первым металлом, который научились обрабатывать холодной ковкой, паять и полировать, из которого стали получать проволоку и отливать изделия.

Золото впервые подвергли рафинированию, к нему впервые были применены технологии гидрометаллургии и металлотермической обработки.

В древнеегипетских и шумерских текстах часто находят упоминания о разновидностях употреблявшегося в древности золота. Усматривалось различие в его происхождении: «речное», «горное», «скалистое», «золото в камне», а также по цвету. Цвет нерафинированного золота зависит от его природных примесей – меди, серебра, мышьяка, олова, железа и пр. Древние металлурги принимали все эти сплавы золота за разновидности самого металла. Археологами найдены древние золотые изделия, охватывающие большую гамму цветов: от тускло-желтого и серого до разных оттенков красного цвета. Золото различных желтых оттенков по своему составу приближается к чистому золоту, оно содержит лишь небольшие примеси серебра или меди. В сером золоте высока доля серебра, которое на поверхности изделия со временем превращается в хлорид, разлагающийся на свету с выделением микрокристаллов серебра, которые придают поверхности сероватую окраску. Розовые и пурпурные оттенки золота обусловлены присутствием в нем примесей меди. Золото красно-коричневых цветов содержит в значительных количествах и медь, и железо.

Технология очистки золота от примесей была изобретена шумерами в начале 3-го тысячелетия до н. э. Ее описание содержится в рукописях библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Согласно этой технологии золото плавили вместе со свинцом, оловом, солью и ячменными отрубями в специальных горшках из глины, смешанной с костной золой. Образующийся шлак впитывался пористыми стенками горшка, а на его дне оставался очищенный сплав золота с серебром. Таким образом, из золота удалялись все примеси, кроме серебра. В одной из рукописей библиотеки Ашшурбанипала содержится гимн богу огня Гибилю:

«О, Гибиль, ты расплавляешь медь и свинец, ты очищаешь золото и серебро…».

Отдельные этапы работы золотых дел мастеров изображены в стенных росписях некоторых египетских гробниц эпохи фараонов IV–VI династий. Известность получило изображение процесса изготовления золотой отливки, найденное в гробнице фараона Мереруба, на котором можно видеть чиновника, отвешивающего необходимую порцию золота, и писца, записывающего его количество. Далее следует изображение шести человек, раздувающих горн специальными дутьевыми трубками. Затем видим мастера, разливающего расплавленный металл из тигля в форму, стоящую на земле, и его помощника, задерживающего шлак. На завершающей стадии два кузнеца отбивают слиток камнями, придавая ему товарный вид.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Процесс изготовления золотой отливки в Древнем Египте (2315–2190 гг. до н. э.)

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. жильное золото добывалось на территории Европы, Азии и Северной Африки практически из всех известных его месторождений. Значительные запасы находились на Балканском полуострове и островах Эгейского моря. О месторождениях золота во Фракии в античных источниках имеется множество свидетельств, подтверждающих их особое значение. Существует версия о том, что добыча золота на горе Пангее была начата финикийцами, и с этим связано легендарное богатство их царя Кадма. Самым знаменитым из фракийских рудников был Скаптегила (Скаптесула), он продолжал разрабатываться в эпоху Римской империи и неоднократно упоминался в произведениях римского поэта Лукреция. Помимо Балкан крупные месторождения золота в Европе находились на территории современных Испании, Франции, Венгрии, Румынии и Австрии; их разработка была начата древними иберами, кельтами, франками и даками. Главной золотоносной провинцией древней Европы была Иберия, которая впоследствии стала называться финикийским словом «Испания». Именно в Иберии, на северо-западе Пиренейского полуострова, римляне создали самое грандиозное горнодобывающее предприятие эпохи Древнего мира – знаменитые арругии (техногенные золотые россыпи). Золото в этом районе находилось не в отдельных кварцевых жилах, а в толще песчаников и сланцев. Огромные по площади и по мощности рудные участки, гористый рельеф, рыхлость пород – все это подсказало изобретение нового способа золотодобычи. Сначала обрушивали всю рудовмещающую породу. Для этого в ней делали параллельные штольни длиной до 450 м с постепенно вынимаемыми перемычками и подпорками. В результате происходило обрушение и раздробление породы. Затем эта горная масса размывалась водами из водохранилищ, специально устраиваемых на уровне 50–100 м выше горных разработок. Из созданных таким образом россыпей извлекалось золото. По такой технологии и добывалась большая его часть для Римской империи.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Применение ртути для рециклинга золотой проволоки

На новую ступень добыча и металлургия золота поднялись после того, как в горно-металлургических технологиях стала широко применяться ртуть. Метод извлечения золота из руды с помощью ртути, изобретенный на Ближнем Востоке, и стал основным в Риме в начале новой эры. Согласно описанию Плиния Старшего (I в. до н. э.) руду, содержащую золото, дробили и смешивали с ртутью, затем пустую породу отделяли от ртути фильтрацией через кожаный (замшевый) фильтр, а золото получали из амальгамы путем выпаривания ртути. Технология огневого золочения металлических изделий также получила распространение во времена Римской империи. В результате римляне сумели поднять организацию, технику и технологию разработки золотоносных районов на качественно новый уровень, что позволило достичь максимально возможных для того времени масштабов золотодобычи.

Свинцовое серебро

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

Благородный металл № 2 – серебро – встречается в природе достаточно часто. Его содержание в земной коре в 20 раз превышает содержание золота, но распространенность самородков серебра по отношению к золотым составляет не более 20 %, а к медным – менее 2 %. Кроме того, серебряные самородки редко располагаются на поверхности горных пород и не захватываются водными потоками, разрушающими эти породы.

Следовательно, серебряные самородки в отличие от золотых очень редко встречаются в речных песках. Поэтому металлургия серебра получила распространение не вследствие обработки самородков, а в связи с переработкой свинцовых руд, содержащих серебро. Такие руды распространены во многих регионах мира. Известны их месторождения в Испании, Греции, Иране, на Кавказе. Процесс отделения серебра от свинца, называемый купеляцией, был разработан в 4-м тысячелетии до н. э. Однако еще в течение тысячи лет он не имел широкого распространения, и серебро практически повсеместно ценилось дороже золота.

Крупнейшими серебряными рудниками, разрабатывавшимися в эпоху Древнего мира, были Лаврионские в Греции и римские вблизи Нового Карфагена. О последних из трудов римских авторов известно, что они занимали территорию более 400 стадий в окружности и на них постоянно работало около 40 тыс. человек. Подробные сведения имеются об эксплуатации свинцово-серебряных месторождений Древней Греции. Разработка этих знаменитых рудников, расположенных в южной части Аттики, была начата еще во 2-м тысячелетии до н. э. Именно серебро Лаврионских рудников стало основой могущества Афинского государства. Общая протяженность горных выработок в них достигала 120 км, глубина шахт Лаврионских рудников – 120 м. Высота штолен превышала 1 м, поэтому рудокопы работали чаще всего лежа на спине или на животе. Поднятую на поверхность руду дробили в ступах из твердого камня – трахита, а затем измельчали в специальных мельницах. Дробленую руду промывали и плавили с использованием древесного угля в круглых каменных печах диаметром около 1 м. Производительность такой печи составляла 4 т руды в сутки. В результате плавки достигалось отделение от свинца серы, меди, железа, цинка и других примесей, за исключением серебра, т.е. получался свинцово-серебряный сплав, или «сырой» свинец. Для разделения свинца и серебра применяли купеляцию. По этой причине производство требовало больших затрат древесного угля. Готовые серебро и свинец разливали в слитки, на которые ставилась марка владельца выработки или плавильной мастерской.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Схема производства серебра и свинца на Лаврионских рудниках, Древняя Греция

Из серебра изготовляли, главным образом, посуду и ювелирные изделия. Быстро научились делать серебряную фольгу и фурнитуру, которыми украшали одежду и мебель. Уже в 3-м тысячелетии до н. э. серебро использовали для пайки медных изделий.

Волочение благородных металлов

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

В эпоху Древнего мира ювелирные ремесла потребляли огромное количество благородных металлов и их сплавов, прежде всего в виде проволоки. Практически повсеместно широкий размах получило изготовление шитых золотыми и серебряными нитями одежд. Особенность этого вида искусства заключается в умении получать тончайшие нити проволоки, которые с основой материала образуют эластичную ткань.

Золотая и серебряная проволока использовалась также в качестве эквивалента стоимости в торговле. Наиболее древние образцы проволоки изготовлены либо ковкой, либо разрезкой кованого листового металла. В городе Абидосе (Египет) найден проволочный браслет, датируемый 3400 г. до н. э. Он состоит из двух групп бусинок, соединенных прядью из свитых вместе золотых проволочек и толстого волоса. Искусно отделанной проволоке придан диаметр, равный диаметру волоса (0,33 мм).

Существовало два основных способа получения кованой проволоки. При первом способе слиток или кусок металла расковывался молотком в пруток заданной толщины и профиля. При втором способе из слитка или куска металла ковкой получали лист, а затем разрезали его на полоски, края которых закругляли ударами молотка. При циркулярной резке получались длинные куски проволоки – в этом заключалось ее преимущество. Примером практического применения циркулярной резки металла могут служить полоски из золота длиной более 1,5 м, найденные в одной из гробниц Ура. В Уре найдены также изделия из скани (филиграни), датированные 3-м тысячелетием до н. э. Сущность сканного производства состоит в том, что из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки круглого или прямоугольного сечения выполняются ажурные или напаянные на металлическую основу узоры. Предварительно проволока скручивается в две или три нити и сплющивается.

Попытки производить более изящную и тонкую проволоку привели к тому, что постепенно был выработан новый способ ее получения. Для сглаживания неровностей и уплотнения проволоку стали проталкивать через отверстия в твердых материалах. Образцы такой проволоки из золота, датируемые 4-м тысячелетием до н. э., найдены в Египте. Впоследствии эта операция выравнивания поверхности проволоки превратилась в технологию волочения.

Считают, что в самом примитивном виде способ волочения начали применять еще до появления металлических орудий для отделки стержней дротиков и гарпунов. Стержни изготовляли из сырого дерева и затем протаскивали (калибровали) через костяные выпрямители. Раскопки погребений в Египте периода Среднего царства (2800–2500 гг. до н. э.) подтверждают, что техника выпрямления деревянных прутков была широко распространена в древности. Обнаружена роспись, изображающая двух ремесленников, занятых выпрямлением таких прутков. Можно предположить, что в дальнейшем аналогичное калибрование стали применять и к кованым пруткам из цветных металлов, используя деревянные калибры. В результате такой протяжки поверхность прутка становилась гладкой, как полированная.

Первые калибры изготовляли из твердых деревянных досок путем выжигания в них конических отверстий. Впоследствии дерево было заменено более прочными материалами. С древнейших времен употреблялись кремневые калибры. Древние мастера умели высверливать в камнях отверстия не только больших, но и малых диаметров, при этом сверление осуществлялось смычковой дрелью. Конические отверстия просверливали медным либо каменным острием при использовании абразивного материала – кварцевого песка или толченого кремня. Наиболее простое приспособление для протяжки проволоки состояло из волочильной доски (волоки), которую прикрепляли к опоре, и инструмента (клещей) для захватывания заостренного конца проволоки.

Раскрытые тайны древних ювелиров

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

На Ближнем Востоке и в Египте также широко применялось листовое золото и серебро – фольга. Фольгой покрывали самые различные предметы – как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея фольгу прикрепляли к изделиям из бронзы, меди и серебра.

При этом золотое покрытие защищало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревянную мебель, прикрепляя ее с помощью маленьких золотых заклёпок. Тонкие золотые листы приклеивали к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки.

Непревзойденными мастерами Древнего мира в области ювелирных технологий являются этруски. Территорией их расселения было западное побережье Апеннинского полуострова – район современных Тосканы и Лацио. Политически Этрурия представляла собой федерацию 12 самостоятельных городов-государств.

Искусством, в котором этруски, безусловно, опередили свое время, является зубоврачебная техника. Археологические находки рассказывают, какими изобретательными были древние дантисты. Для протезирования они использовали обточенные зубы телят и волов, а также вырезали протезы и коронки из кости, крепя их крошечными золотыми крючками. Этрусское изобретение – мосты – выполнялись из очень мягкого золота и крепились над линией десен с опорой на здоровые зубы. Интересно, что все известные челюсти, над которыми потрудились древнейшие из дантистов, принадлежали женщинам. Некоторые эксперты полагают, что золотые протезы могли подчеркивать положение их владелиц в обществе. Изящная форма некоторых мостов свидетельствует о том, что дантисты преследовали не только восстановительные, но и косметические цели.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Фигурка быка, 4-е тысячелетие до н.э.

Всеобщее восхищение вызывают так называемые гранулированные (зерненые) украшения этрусков. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными зернью – тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм) золотых шариков. Ни у одного другого народа гранулированные изделия не достигали такой высокой степени совершенства. К концу 1-го тысячелетия искусство изготовления подобных украшений было утеряно. Только в XIX в. исследователи предприняли попытки восстановить секреты техники, но безрезультатно. Долгое время не могли объяснить, как можно прикрепить золотую крупинку к медному основанию, не расплавляя ее при этом. Если бы крупинка расплавилась, капля жидкого золота растеклась бы по меди. При охлаждении растекшаяся капля приварилась бы «намертво», но был бы утрачен изысканный внешний вид изделия.

Секрет был раскрыт только в 1933 г. Технология оказалась далеко не простой. Наиболее реальной представляется следующая версия: сначала узор из золотых шариков приклеивали к листу папируса, который затем накладывался на медную основу шариками вниз. Затем драгоценный «бутерброд» постепенно нагревали. Во время нагрева успевала произойти незначительная диффузия золота в медь, и наоборот. В результате в чрезвычайно узкой зоне контакта шарика и пластины образовывался медно-золотой сплав. Температура плавления чистого золота равна 1063 °С, а сплавы золота с медью плавятся при более низких температурах. Например, при 910 °С плавится сплав, состоящий из равного количества атомов золота и меди. Именно это обстоятельство является ключевым для разгадки секрета ювелиров Этрурии. Они повышали температуру до тех пор, пока расплавлялась только зона образовавшегося сплава, а сами золото и медь оставались в твердом состоянии. При последующем охлаждении расплав затвердевал, и золотая крупинка, практически не потеряв сферической формы, приваривалась к основанию из меди. Этот процесс одновременно происходил во всех крупинках, и весь приклеенный к папирусу узор оказывался как бы «сведенным» (по аналогии с переводными картинками) на медь. Папирус при столь высокой температуре сгорал дотла, и изделие было готово. Медь окислиться не успевала, так как процесс происходил достаточно быстро и значительную часть кислорода принимал на себя при сгорании папирус.

Секрет изготовления самих золотых шариков, применявшихся для зернения, был открыт еще позже – в 1992 г., когда удалось выяснить и доказать на практике (эксперименты были проведены в городе Мурло в Тоскане), что этрусские ювелиры сначала разрезали золотую проволоку на крошечные сегменты, которые затем смешивались с угольной пылью и нагревались в глиняных тиглях до 1100 °С – температуры, при которой зернышки золота начинали приобретать сферическую форму. Охлажденное содержимое высыпалось из тигля, уголь размывался, после чего зернышки сортировались по размерам.

Источник: Энциклопедия «Металлургия и время», Голубев О.В., Карабасов Ю.С., Коротченко Н.А., Черноусов П.И.

Читайте также: