Металл на экспорт украина

Обновлено: 28.09.2024

По оценкам участников рынка, в 2019-м году отрасль ждет увеличение производства на 3,5-4,5% – до 22-22,3 млн. тонн. Конечно, этот прогноз – весьма оптимистичный и опирается на ожидания сохранения благоприятной ситуации на внешних рынках и умеренной регуляторной политики государства.

К примеру, рынок стали может отреагировать падением, если возникнут сложности в виде введения очередных ограничений либо повышения пошлин. Тем временем в Украине крупного передела рынка не наблюдается, большие M&A также не прогнозируются.

Структура украинского рынка металлургии

Первое место среди производителей черной металлургии занимает группа “Метинвест”. Компания осуществляет единое управление предприятиями угольной, горнорудной, коксохимической, металлургической и трубной отраслей, находящимися под контролем компании “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ). Владелец СКМ – украинский олигарх Ринат Ахметов. (в собственности также крупный медиаактив – телеканал Украина и холдинг “Сегодня”, бизнесмен занимает 272-е ме-сто в мировом списке Forbes и является самым богатым человеком Украины, известен тем, что активно финансировал беглого экс-президента Виктора Януковича). С объединением в сентябре 2007 года горно-металлургических активов СКМ и “Смарт-холдинга” (основной бенефициар и президент – бизнесмен Вадим Новинский) в группу “Метинвест” вошел “Ингулецкий ГОК”, ЗАО “Макеевский металлургический завод” и “Promet Steel”.

На втором месте среди лидеров отрасли разместился “АрселорМиттал Кривой Рог” – первый металлургический завод, которым управляет иностранный инвестор. Это предприятие горно-металлургического комплекса Украины с полным металлургическим циклом. Владелец – английский бизнесмен индийского происхождения, миллиардер Лакшми Миттал. Холдинг Arcelor Mittal владеет заводами в более чем девяти странах мира. В 2008 году Миталл занимал четвертое место в списке богатейших людей по версии Forbes, (45 миллиардов долларов США). Но в 2009 году, по данным журнала, его состояние уменьшилось до 19,3 миллиарда долларов.

Третьим крупнейшим игроком на рынке черных металлов является “Интерпайп”. В состав группы входит целый ряд производственных, торговых, сервисных и иных компаний. Так, в полной или частичной собственности “Интерпайпа” находятся ОАО “Нижнеднепровский трубный завод”, ОАО “Новомосковский трубный завод”, ЗАО “Никопольский завод бесшовных труб NIСO TUBE”, ОАО “Никопольский завод ферросплавов”, сахарные заводы (сумско-степановский, воронежский, низовский, буринский, чупаховский, пивненковский). Владец группы – меценат, зять экс-президента Леонида Кучмы Виктор Пинчук (занимает четвертое место в рейтинге самых богатых людей Украины, в собственности также медиаактивы (телеканалы: СТБ, Новый, ICTV; М1; М2; QTV и другие).

Среди игроков, которые покинули рынок, можно выделить бывшего владельца Алчевского меткомбината Сергея Таруту, основной актив которого остался на территории ОРДЛО. По данным СМИ, сейчас предприятие управляется компанией “Внешторгсервис”, которая принадлежит беглому олигарху Сергию Курченко и контролирует предприятия, которые сепаратисты забрали у украинских собственников.

Рынок цветной металлургии

Среди производителей продуктов цветной металлургии первое место на рынке Украины по-прежнему занимает холдинг Alumeta Group с центральным активом, которым является Броварской алюминиевый завод (BRAZ), это единственное в своей отрасли предприятие в Украине с полным циклом производства алюминия. Alumeta Group покрывает более 70% рынка. Также в холдинг входят:

  1. BRAZ Line – компания, которая работает на рынке b2c и производит конечные изделия из алюминия.
  2. BRAZ Construction – инжениринговая компания, которая изготавливает алюминиевые и строительные системы.
  3. Acore Development – строительная компания.
  4. BRAZ Trade – официальный представитель компании BRAZ на европейском рынке с главным офисом в Варшаве. Компания входит в состав холдинга Alumeta Group и сотрудничает с крупнейшими европейскими странами, такими как Франция, Германия, Голландия, Чехия и Словения.
  5. Alumeta Trade – трейндинговая компания, официальный представитель Alumeta Group в зоне DCC.

Также предприниматель известен тем, что недавно приобрел крупнейшую в акватории Днепра британской яхте Princess цвета ультрамарин. Сейчас Alumeta Group, которой владеет Шапран, поставляет свою продукцию в 30 стран мира, постоянно наращивая мощности.

Среди игроков алюминиевого рынка, вынужденно покинувших отрасль, можно выделить Запорожский производственный алюминиевый комбинат (ЗАлК), который принадлежал российскому холдингу РУСАЛ, суды за право собственности над ним проходят с 2014-го года. В ноябре 2014-го года суд вернул завод Украине, но в РУСАЛе подали апелляцию. Сейчас предприятие простаивает, что в очередной раз демонстрирует неэффективность государственного менеджмента.

Также на украинском рынке присутствует компания Grupa Kety, которой владеют польские акционеры. Они, как и Alumeta Group, поставляют свою продукцию за рубеж. Grupa Kety – это акционерное общество, которым владеет группа инвесторов. Президент – Дарьюш Маньико.

Остальные игроки на украинском рынке цветмета – это небольшие компании, которым, по оценкам экспертов, не хватает средств для увеличения инвестиций в предприятия и создания полного цикла производства.

Таким образом, можно выделить трех лидеров на рынке черной металлургии:

1) “Метинвест” Рината Ахметова;

2) “Арселлор Миттал” Лакшми Миталла;

3) “Интерпайп” Виктора Пинчука.

На рынке цветной металлургии соответственно места в рейтинге распределены так:

1) Alumeta Group Сергея Шапрана;

2) Grupa Kety, которой владеют польские акционеры во главе с президентом группы Дарьюшем Маньико.

Также сильные позиции мог занять ЗАлК, но конфликт с Россией сделал это невозможным. (UBR/Металл Украины и мира)

Кремль назвал условие для переговоров об экспорте металлов с Украины

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Решение вопроса о включении металлов в сделку по украинскому экспорту невозможно без обсуждения санкций в отношении российских производителей, заявил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«В любом случае здесь нужно понимать, что решение таких вопросов невозможно без прямой увязки с теми ограничениями, которые действуют в отношении наших производителей, в данном случае производителей металлов. Поэтому здесь много чего обсуждать», — сказал представитель Кремля (цитата по ТАСС).

Фото:Валерий Матыцин / ТАСС

При этом Песков заявил, что официальная позиция России по вопросу о включении металлов в сделку об экспорте украинского продовольствия пока не сформулирована.

«Официально ничего пока не формулировалось», — сказал он.

В марте Евросоюз в рамках санкций из-за спецоперации на Украине запретил поставки стальных и железных изделий из России. Ограничительные меры коснулись форм и профилей из чугуна и нелегированной (углеродистой) стали, товаров из олова, листов с металлическим покрытием и другой продукции. Через месяц об аналогичном решении объявила Великобритания.

С идеей распространить соглашение об экспорте зерна с Украины на другие товары, в том числе на металлы, ранее выступил в интервью Financial Times замминистра экономики Украины и торговый представитель страны Тарас Качка. «Это соглашение о логистике, о движении судов через Черное море. Какая разница между зерном и железной рудой?» — сказал он.

Фото: Shutterstock

У вас есть 100 тыс. руб. Как начать торговать на Wildberries

Фото: Steve Jennings / Getty Images

Как найти идею на $27 млрд: советы создателя игровой платформы Roblox

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Минфин снова размещает ОФЗ. Стоит ли инвестировать в госдолг

Фото: Shutterstock

Что нельзя делать при похмелье: советы нейробиолога из Стэнфорда

Уйти, чтобы вернуться: зачем иностранцы продают бизнес топ-менеджменту

IPO во время шторма: почему Porsche выходит на биржу именно сейчас

Фото: Из личного архива

Выполнял упражнения даже за рулем: как тренировался актер Брюс Ли

В конце июля Россия и Украина по отдельности подписали с Турцией и ООН соглашение об экспорте зерна из трех украинских портов — Одессы, Черноморска и Южного. Согласно договору, Москва гарантирует безопасный проход судов, а Турция проводит их инспекции и проверяет наличие на борту оружия.

Первый сухогруз Razoni с 26 тыс. т кукурузы вышел из Одессы утром 1 августа. На следующий день он прибыл в Стамбул, где прошел досмотр, и дальше направился в Ливан. Еще три судна с кукурузой — Navistar, Rojen и Polarnet вышли из украинских портов утром 5 августа. Все они пройдут проверку в Стамбуле, после чего отправятся в пункты назначения.

Десять фактов о торговле России с миром. Что важно знать

Внешнеторговый оборот России в прошлом году вырос на 39% и достиг максимума с 2013 года. Это произошло на фоне роста глобальной инфляции. Самые интересные факты о торговле России с миром в 2021 году — в материале РБК

Фото: David McNew / Getty Images

Оборот внешней торговли товарами России по итогам 2021 года достиг $789 млрд — максимума с 2013 года (тогда было $842 млрд). В том числе экспорт увеличился на 46% к пандемийному 2020 году, до $493 млрд (это максимум с 2014 года, когда он составлял $497 млрд). По целому ряду позиций российские поставки в 2021 году за рубеж шли по рекордным (железные руды и концентраты, свежая и мороженая рыба) или максимальным за много лет (медь, алюминий) среднегодовым экспортным ценам, следует из данных Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС).

Поставки газа подорожали вдвое

Экспорт газа (трубопроводный газ, СПГ) из России в 2021 году увеличился в 1,9 раза, до $64 млрд. В том числе поставки трубопроводного природного газа выросли более чем вдвое по сравнению с 2020 годом, до $55,5 млрд. В физическом выражении экспорт трубопроводного газа вырос лишь на 0,5%, то есть почти весь рост был достигнут за счет ценового эффекта. Средняя экспортная цена «Газпрома» в 2021 году (около $273 за 1 тыс. куб. м) стала максимальной с 2014 года. Большинство газовых продаж монополии в Европу теперь привязано к спотовым индексам на различных хабах, поэтому рекордное ценовое ралли на газовом рынке Европы в 2021 году должно было повлиять на экспортные цены «Газпрома».


Уголь обогнал золото по экспортным доходам

В 2020 году золото принесло России больше всего экспортных доходов, не считая нефти и газа (рост вывоза золота из России за рубеж начался в 2019 году). Однако в 2021 году экспорт золота снизился на 6%, до $17,4 млрд. А каменный уголь вышел на четвертую строчку по размеру стоимостного экспорта после нефти, нефтепродуктов и природного газа — его поставки за границу увеличились на 42% и составили $17,6 млрд. В целом 53% российского товарного экспорта в прошлом году пришлось на ископаемое топливо. В натуральном выражении поставки российского угля за рубеж выросли на 6,4%.

Около $3,9 млрд российского угля ушло в Китай (по сравнению с $1,9 млрд в 2020 году), $2,15 млрд — в Японию. В прошлом году Китай резко нарастил импорт из России энергетического угля, необходимого для электростанций, на фоне неофициального запрета на импорт угля из Австралии, наложенного Пекином в ноябре 2020 года по политическим причинам. Кроме того, Россия в 2021 году экспортировала на Украину угля на $1,2 млрд — по сравнению с $652 млн годом ранее.

Поставки никеля сократились

На фоне внушительного роста экспорта по большинству товарных категорий российский экспорт никеля и изделий из него сократился примерно на треть, до $2 млрд. В том числе поставки необработанного никеля из России снизились на 66% в физическом выражении — до 45,4 тыс. т, что удалось частично компенсировать за счет роста на 25% мировых цен на этот металл, используемый при производстве нержавеющей стали и батарей для электромобилей.

Спад никелевого экспорта связан с временным закрытием в 2021 году двух подземных рудников «Норильского никеля» после подтопления и Норильской обогатительной фабрики после аварии. Этими разовыми факторами «Норникель» объяснял снижение производства всех основных металлов в первом полугодии. Кроме того, с августа по декабрь 2021 года действовали временные пошлины правительства на экспорт цветных металлов, в том числе никеля, объяснявшиеся целями стабилизации цен на металлы на внутреннем рынке, на фоне которых поставки никеля за рубеж осенью почти остановились.


«Медный экспорт» вырос за счет проволоки

Экспорт рафинированной меди и медных сплавов в 2021 году сократился на 17% в стоимостном измерении (до $3,85 млрд) и на 40% в физическом выражении. В то же время резко увеличился экспорт медной проволоки — на 45% по весу и в 2,2 раза по стоимости, до $1,93 млрд. За счет этого общий экспорт меди и медных изделий из России увеличился на 5,8%, почти до $6 млрд. На такое перераспределение мог повлиять тарифный «арбитраж»: временные пошлины распространялись на рафинированную медь и сплавы, но не распространялись на медную проволоку, поставки которой по-прежнему могли осуществляться беспошлинно.

Поставки электричества перевалили за $1 млрд

Экспорт электроэнергии из России в 2021 году увеличился в 2,7 раза, до $1,33 млрд, по сравнению с $489 млн за 2020 год. Это рекордный объем поставок электричества за рубеж по крайней мере с 2004 года, с которого доступна детальная статистика ФТС. Последний раз до этого экспорт электроэнергии превышал $1 млрд в 2012 году. В силу инфраструктурных ограничений российская электроэнергия экспортируется в небольшое количество сопредельных стран. Крупнейшие направления — Финляндия ($658 млн в 2021 году), Китай ($189 млн), Латвия ($176 млн).

Цены на удобрения взлетели

Прошлый год принес российским экспортерам минеральных удобрений рекордный результат — $12,5 млрд поставок в стоимостном выражении. Для сравнения: в 2018–2020 годах российский экспорт удобрений в среднем составлял менее $8 млрд. Глобальные цены на удобрения в 2021 году взлетели до многолетних максимумов. В частности, стоимость азотных удобрений поднялась вслед за спотовыми ценами на природный газ, поскольку газ является основным сырьем для производства этого вида удобрений.

Для калийных удобрений дополнительным фактором роста цен стали американские и европейские санкции против Белоруссии, угрожающие сокращением белорусских поставок на мировой рынок. В четвертом квартале 2021 года средняя экспортная цена российских калийных удобрений подскочила до $456 за тонну — в 2,4 раза выше, чем в первом квартале того же года. Это позволило российским производителям («Уралкалий», «Еврохим») только за октябрь—декабрь продать за рубеж калийных удобрений на $1,23 млрд, а за весь год поставки достигли $3,3 млрд.

Экспорт на Украину вырос

Стоимостные объемы экспорта России на Украину снижались с 2018 года, однако в 2021 году увеличились до $8,1 млрд с $6,3–6,6 млрд в 2019–2020 годах. До 2014 года Украина была одним из ключевых торговых партнеров России, экспорт туда превышал $25 млрд в год. В 2021 году крупнейшими категориями экспорта на Украину из России были каменный уголь ($1,2 млрд, а вместе с коксом и полукоксом — $1,4 млрд) и нефтепродукты (чуть менее $1,2 млрд). Из несырьевого экспорта можно выделить поставки лекарственных средств ($196 млн в прошлом году) и ядерных ТВЭЛов ($162 млн).

Импорт в Россию с Украины в последние годы стабильно составляет $4–5 млрд и представлен в основном стальным прокатом (около $700 млн в 2021 году) и порошкообразным оксидом алюминия ($673 млн), который используется в производстве абразивов, искусственных драгоценных камней, как катализатор и т.д.

В импорте лидируют авиалайнеры

В российском товарном импорте ($293 млрд за 2021 год) первое место по стоимости статистически занимают закупки различных товаров, которые ФТС публично не распределяет по товарным кодам для обеспечения конфиденциальности (более $13 млрд). В том числе ФТС таким образом полностью скрывает за кодом неопределенных товаров импорт гражданских самолетов в Россию. Из открытой статистики ФТС видно, что порядка $10 млрд такого неклассифицированного импорта приходится на поставки товаров со странами происхождения США и Франция — предположительно это в основном и есть лайнеры Boeing и Airbus. В статистику по импорту американских или французских самолетов включаются суда, ввезенные из любого государства на основании перехода права собственности или договора лизинга.

Ввоз товаров из США увеличился

Импорт товаров в Россию из США, в предыдущие несколько лет колебавшийся возле отметки $13 млрд, в 2021 году подскочил до $16,9 млрд — максимального уровня с 2014 года. Помимо предположительных поставок гражданской авиации и авиационных компонентов более чем на $5 млрд Россия завозила из Америки фармацевтическую продукцию ($1,4 млрд), автомобили ($1,2), двигатели и газовые турбины (около $770 млн), приборы для физического или химического анализа, включая спектрометры, дымоанализаторы и т.д. ($173 млн).

В 2021 году Россия импортировала сотовые телефоны на $7,7 млрд — в основном из Китая ($5,9 млрд) и Вьетнама ($1,4 млрд), следует из данных ФТС.

Успехи деградации. Почему в Украине резко вырос экспорт металлолома

В Украине перекупщики металлолома бьют рекорды по вывозу данного сырья из страны: морские порты Украины в январе-июне текущего года нарастили его перевалку в 15,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

При этом еще в начале июня металлургические заводы предупреждают, что скоро просто остановятся из-за дефицита металлолома внутри страны. ОП «Укрметаллургпром» разместило открытое письмо к премьеру Денису Шмыгалю с просьбой ввести временный запрет на экспорт металлолома до конца 2023 года для сохранения стабильной работы украинских профильных предприятий. Позже эту инициативу публично поддержали «Интерпайп» и «АрселорМиттал».

Интересно, что среди крупнейших трейдеров-спекулянтов лома нет компаний, близких к нынешней власти. На этом зарабатывают бизнесмены из пула ОПЗЖ и Евросолидарности. То есть отсутствие запрета на вывоз стратегического сырья — это даже не коррупция, а банальная глупость.

Как и почему деградирует украинская промышленность

Вместе с тем, данная тенденция, в общем является отображением другого процесса — стремительной деиндустриализации Украины, продолжающейся с 2014 года. Наиболее серьезный оборот проблема набрала с 2018 года, когда падение промышленного производства приняло фактически необратимый характер. Именно спад в промышленности приводит к тому, что ВВП Украины в течение всего этого времени теряет от 0,6 до 2,6% ежеквартально. Даже в последней четверти 2020 года, когда украинская экономика в целом уже почти вышла на прошлогодний уровень, промышленность, по подсчетам Нацбанка, была единственной из шести основных отраслей, которые внесли отрицательный вклад в общее снижение ВВП, составившее 4%.

Отметим, что деиндустриализация Украины — это результат подписания Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом. Следствием этого стал разрыв кооперационных связей с РФ и странами СНГ, предпринятый по инициативе киевской власти.

После 2014 года у большинства промышленных предприятий радикально изменилась структура рынков сбыта. И не всем удалось перестроиться. Многие сегменты украинского машиностроения не смогли переориентироваться на экспорт. В товарной структуре экспорта удельный вес продукции машиностроения сократился с 18,9%, или 12,9 млрд долл. (в 2012 году), до 9,9%, или 4,3 млрд долл. (в 2017-м). Если продовольственные товары и сельхозсырьё в 2010 году составляли 19,4%, то в 2016 году — уже 41%. И достигалось это не за счёт значительного роста производства сельскохозяйственной продукции, а вследствие тотальной деградации промышленности, которое остановилось в ряде регионов страны вслед за обвалом высокотехнологичного экспорта. Украина потеряла значительную часть технологической промышленности, сферу услуг и производство товаров с низкой добавленной стоимостью.

Хроники деиндустриализации: страна теряет заводы один за одним

В 2014 году остановил производство Львовский автобусный завод: последний крупный заказ на предприятии разместил Донецкий городской совет в июне 2013 года.

В декабре 2016 из-за многомиллионных долгов по зарплате были арестованы счета одного из крупнейших машиностроительных комплексов Украины — завода «Азовмаш». Потеря рынка стран СНГ привела к сокращению выпуска холдингом «Азовмаш» грузовых вагонов в 13 раз в 2015 году в сравнении с 2014.

В 2018 году Запорожский автомобилестроительный завод, который был лидером украинского автопрома, выпустил только 118 автомобилей, в основном собранных на заказ небольшими партиями по отдельным контрактам.

Тает на глазах потенциал всемирно известных предприятий и конструкторских бюро «Антонов» и «Южмаш», он безвозвратно исчезнет с уходом остатков кадрового состава: просто некому передавать бесценные навыки и опыт. Отсутствие запчастей, ранее поставляемых из России, привело к остановке «Антонова», причём инициатива разрыва кооперационных связей принадлежит украинской стороне: с 2016 по 2019 год предприятие не выпустило ни одного самолета. Последние заказы, поступившие от Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии, были отозваны из-за сомнений в возможности завода их выполнить.

независимый экономический эксперт Виктор Скаршевский

Крупнейшее украинское двигателестроительное предприятие «Мотор Сич» — лидер советского двигателестроения, после распада СССР сохранил тесные связи с Россией, благодаря чему не просто оставался на плаву в 1990-е годы, а стал одним из самых успешных в украинском ОПК. Проблемы начались после госпереворота 2014 года, когда кооперация разорвалась, что способствовало сворачиванию производства и продаже оборудования. Надеясь спасти завод, в 2018 году более 50% собственник предприятия Вячеслав Богуслаев продал частной китайской компании. Но украинский суд наложил арест на сделку под давлением кураторов из США, которые не хотели, чтобы Китай усилил свою военную мощь, получив соответствующие технологии. В конце марта 2021 года президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) страны, предусматривающее национализацию завода. В свою очередь, китайские инвесторы подали иск в международный арбитраж, выставив претензии на более 3 млрд долларов. По слухам, Киев собрался наладить там выпуск турецких беспилотников «Байрактар».

В 2018 году был признан банкротом и в июле 2021 года официально ликвидирован Черноморский судостроительный завод в Николаеве, основанный в 1897 году и бывший в советские годы флагманом судостроения великой страны. Там выпускались наиболее высокотехнологичные корабли — ракетные крейсеры, авианосцы. В 90-е годы Черноморский судостроительный завод еще держался на плаву за счет выполнения иностранных контрактов. В частности, ряд заказов поступили из Греции и Норвегии, а Россия выкупила несколько траулеров, заложенных в советские времена. В 2003 году правительство Украины исключило завод из списков стратегических предприятий. С 2007 года он принадлежал Вадиму Новинкому. Но после 2014 года вся деятельность предприятия свелась к распилу его на металлолом — Новинский продавал продукцию металлургическим заводам своего партнера Рината Ахметова, который экспортировал ее зарубеж. Такая незавидная судьба постигла два уникальных крана, способных поднимать и перемещать 900-тонные конструкции. Таких на территории бывшего СССР больше не было нигде, а теперь они проданы на металлолом, экспорт которого резко увеличился на Украине в последние месяцы.

Погрязли в долгах государственные предприятия Украины, имеющие отношение к оборонно-промышленному комплексу. К началу 2021 года задолженность по кредитам Киевского бронетанкового завода составляла 74 миллиона гривен, Житомирского — 76 миллионов гривен, Львовского — 79 миллионов гривен, предприятия «Спецтехноэкспорт» — 894 миллиона гривен.

Запад не дает принять спасительные меры

Помочь если не переломить, то хотя бы приостановить глубину падения промышленности Украины мог законопроект о локализации производства на территории страны при госзакупках в сфере машиностроения. Согласно ему, иностранные производители обязывались создавать производственные мощности на территории Украины и сотрудничать с национальными компаниями. Речь шла о локализации промпроизводства на уровне от 25 до 40% в 2021 году, с перспективой увеличения доли до 40-60% к 2024 году.

Соответствующий проект был принят в первом чтении, но дальше дело не пошло, поскольку категорически против выступили западные «партнеры», которые уготовили Украины роль аграрной «сверхдержавы», где высокотехнологическим отраслям экономики не место. Брюссель пригрозил Киеву приостановкой кредитования украинских компаний, так как документ шел вразрез с Соглашением об ассоциации Украины с Евросоюзом и больше к этому в парламенте не возвращались.

18 стальных фактов о металлургии Украины

Украина находится в десятке мировых лидеров по производству стали.

24,2 миллиона тонн — столько стали мы произвели в 2016 году.


…хоть в последние годы страна немного уступила позиции конкурентам


Металлургия производит четвертую часть экспортируемой Украиной продукции

Металлургический экспорт в 2016 году принес Украине 8,3 млрд долларов. И это больше, чем экспорт зерновых — на зерновых мы заработали 6 миллиардов, заняв второе место в мире по их экспорту.


Черные металлы — крупнейшая статья экспорта Украины

Экспорт черных металлов обогнал экспорт в таких важных для нас сферах, как зерновые и IT-услуги. IT-сектору еще не скоро удастся приблизится к металлургии по объемам продаж в другие страны.


Сталь — визитная карточка Украины в мире…

Из стали, произведенной в Украине, строят буровые платформы, небоскребы, мосты, инженерные сооружения и еще много всякой всячины в самых разных уголках мира. Мы собрали интересные проекты, осуществленные с использованием украинской металлургической продукции.

Судолист производства "Азовстали" используется при постройке крупнейшего в мире парусного судна Flying Clipper. Магистральные рельсы P50 производства этого завода использовались при строительстве новой железной дороги на Кубе. Из стали предприятий, которые входят в группу "Метинвест", построены Дарницкий мост в Киеве, турецкий танкер T.Esra и шлюзовые ворота Панамского канала. Ж/д колеса " Интерпайпа", кроме "Укрзализныци", покупают немецкий национальный ж/д оператор Deutsche Bahn, австрийские, польские, индийские железные дороги. На украинских колесах ездят поезда Bombardier, Hyundai, Siemens.

Трубы "Интерпайпа" используются при разработке крупнейших нефтяных месторождений в Северной Америке, ОАЭ, Кувейте, Египте и других странах . Кроме этого, трубы украинской компании использовались для строительства д убайского метро, Международного аэропорта Дубай и аэропорта в столице Катара. В Грузии сталь завода "АрселорМиттал Кривой Рог" использовалась для строительства церкви святой Троицы, комплекса церквей на горе Махата, 35-этажных многофункциональных комплексов, новых дорог и тоннелей. В Азербайджане — для строительства самых высоких зданий страны — небоскребов Flame Towers. Окатыши Ferrexpo поставляются в Японию — для сталелитейной компании JFE Steel Corp, и в Австрию — для сталелитейной компании VoestAlpine Gmbh



Хотя украинских металлургов в мире не ждут

Другие страны пытаются защитить свой рынок от нашей продукции, устанавливая заградительные пошлины. Они делают экспорт в эти страны более дорогим для украинских металлургов, а значит, менее выгодным. Зато продукция этих стран или стран-партнеров оказывается в более выгодном положении. Иногда они бывают очень высокими. Например, в США пошлина на украинский углеродистый прокат достигает 237%.


А вот в самой Украине внутреннее потребление стали падает

Металлургия — одна из важнейших отраслей экономики, потому что благодаря ей могут развиваться другие отрасли. Мосты, дома, поезда, машины — для всего этого нужен металл. Поэтому потребление металла — важный индикатор развития экономики. Если посмотреть на данные о потреблении стали в Украине, можно увидеть историю падения экономики. Если в 1989 году страна потребляла 74 миллиона тонн стали, то в 2016 — только 4 миллиона тонн.


Особенно это заметно в сравнении с другими странами

И мы это ощущаем в ежедневной жизни: плохая система ЖКХ, рвут трубы прямо в центре Киева, существует дефицит грузовых и пассажирских вагонов, практически не работает машиностроение. Именно поэтому в Украине существует нехватка металлолома — новый металл не потребляют, старый уже весь вывезли на экспорт.



Металлургические области Украины — Запорожская, Днепропетровская и Донецкая


"Интерпайп-сталь" — крупнейшая частная инвестиция за годы независимости Украины

Это первый построенный металлургический завод за последние полвека, сумма инвестиций составила 700 миллионов долларов. На заводе всемирно известный автор современного искусства Олафур Элиассон построил 5 арт-инсталляций


Твой тоннель времени — инсталляция вблизи завода "Интерпайп Сталь".

АрселорМиттал Кривой Рог — первый металлургический завод, которым управляет иностранный инвестор.


Вид на "АрселорМиттал Кривой Рог"

"Запорожсталь" — один из самых больших металлургических заводов Европы.


Вид на "Запорожсталь"

Все эти достижения обеспечивают украинские металлурги, которых больше, чем население Ивано-Франковска


Горно-металлургический комплекс обеспечивает значительное количество рабочих мест, соревнуясь в этом с другими перспективными отраслями экономики. Даже несмотря на высокие темпы развития IT-отрасли , в обозримом будущем количество металлургов будет большим.


Один металлург приносит 1,4 миллиона гривен ВВП

Это его вклад в благосостояние Украины.


На налоги, уплаченные металлургами в прошлом году, можно было бы 21 раз провести Евровидение

50 крупнейших металлургических компаний в 2016 году заплатили 15 миллиардов гривен налогов. Это в 5,2 раза больше, чем наши расходы на космическую отрасль, почти в 1,9 раза больше, чем бюджет "Пиратов Карибского моря: На краю света". Либо на эти деньги можно платить одному украинцу среднюю зарплату 6328 лет, либо обогнуть экватор на "Тесле" 2 миллиона раз.


Украинские металлурги обеспечивают оборонную промышленность металлом

В Украине 394 оборонных предприятия, которые после начала войны успешно заменили 1300 деталей и узлов из России. Если ты не следил за новостями обороны, то наверняка не знаешь, что украинские заводы активно восстанавливает старое оружие и создают новое. И в этом есть заслуга металлургов, потому что всего этого не было бы без украинского металла: Киевский бронетанковый завод передал Нацгвардии очередную партию БТР, Завод имени Малышева восстанавливает танки, предприятия "Укроборонпрома" восстанавливают самолеты, Вооруженные Силы получают украинские РЛС. В 2016 году военные заводы произвели 6000 единиц вооружения и военной техники.

Понять всю грандиозность украинской металлургии можно, если посмотреть на нее через простые сравнения

Если раскатать сталь, произведенную за годы независимости, в лист толщиной в 1 мм, мы покроем металлом всю территорию Исландии

За 26 лет Украина произвела 840,6 миллиона тонн, и площадь стального листа получится даже немного больше, чем площадь северного государства.


А выплавленной за 1 день стали хватит на 7,5 Эйфелевых башен

Это грандиозное сооружение высотой 300 метров. Она оставалась самым высоким сооружением в мире 40 лет.

Либо ее хватит на 121 Родину-мать. Это только кажется, что киевский монумент такой тяжелый, на самом деле он весит всего 450 тонн, а Эйфелева башня — 7300 тонн.


Чуть более одной секунды нужно, чтобы выплавить самого прикольного трансформера Бамблби

Самый забавный трансформер из одноименного фильма весит 771 кг. За час Украина выплавляет 2763 тонны стали, значит столько стали, чтобы построить трансформера, мы сможем выплавить за 1,22 секунды.


А чтобы создать еще один спутник Земли, Украине понадобилось бы чуть более 10 лет

Что если Украина захочет запустить металлический спутник в честь украинских металлургов — много ли времени понадобится, чтобы его отлить?

Украина — космическая держава. При участии Украины выполнено 125 запусков ракет-носителей. Но что, если наша старна будет не только производить ракеты и детали к ним, а захочет построить настоящую стальную дорогу к Луне? Для того, чтобы сделать такую дорогу, толщиной 1 милиметр, шириной 1 метр и длинной 384,4 тысячи км, понадобилось бы всего полторам месяца.


Металлургия — это сфера, которую мы не замечаем, хотя сталкиваемся с ней каждый день: ездим на машинах, живем в домах, пересекаем города по мостам — везде есть металлургия. Развитая металлургия — фундамент для других важных отраслей, таких как машиностроение, судостроение, автопром, авиастроение, оборонный комплекс. Восстановить лидерство в этих сферах Украина сможет только тогда, когда в стране будет динамично развивающаяся и современная металлургическая отрасль.

Читайте также: