Металл не принесет плода

Обновлено: 19.05.2024

Песня «Алюминиевые огурцы» входит в первый альбом группы «Кино» «45», выпущенный в 1982 году. В советские годы студентов периодически отправляли на так называемую «картошку». Виктор Цой во время учёбы также ездил на уборку колхозного урожая.

Фанаты и в наши дни предпринимают попытки найти тайный смысл песни Алюминиевые огурцы, ищут подтексты, хотя сам певец говорил: «Алюминиевые огурцы» — это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрушение элементов действительности, а более весёлое.»

Скрытый смысл текста песни Алюминиевые огурцы Цоя

Перед дальнейшим прочтением, мы рекомендуем прослушать данную композицию ещё раз, чтобы освежить свою память и лучше понять, о чем же песня Алюминиевые огурцы. Попробуем разобрать непосредственно текст песни:

Здесь автор обращается к своим поклонникам, понимая конечно, что большинство из них — молодёжь.

«Смотрите на меня в окно

И мне кидайте свои пальчики, да-а»

Цой ожидает от зрителей приветствия, рокерского жеста в виде сложенных «козой»пальцев. Но почему же окно? Ведь поклонники видят его на сцене. Возможно, имелся в виду экран телевизора, а некоторые считают, что Цой предчувствовал раннюю смерть, и окно в данном случае — это окошко в другой, потусторонний мир.

Дальше идут наиболее известные и пожалуй самые спорные строки, а именно — припев: «Ведь я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Она конечно абсурдна, говорится о съедобных огурцах, но почему-то сделанных из алюминия, да еще и сажают их не в землю, а в брезент. Осенняя погода во время работ на колхозных полях конечно была пасмурная и мрачная, возможно мы здесь видим отсыл к серому невзрачному цвету и самого урожая, и окружающей действительности. Или же это образ гранат, разбрасываемых среди мирных полей, намёк на военные действия, проводимые СССР например в Афганистане… А кто-то видит в огурцах и фаллический символ. Такая вот многогранная и до сих пор спорная авторская метафора.

«Три чукотских мудреца

Твердят, твердят мне без конца:

Металл не принесёт плода,

Игра не стоит свеч, а результат — труда».

В советское время были довольно популярны анекдоты о чукчах. И ведь обычно если разговор идёт о мудрецах, то зачастую подразумеваются мудрецы восточные, а у Цоя — чукотские. Здесь прослеживается ирония над старшим поколением, но всё-таки к ним автор прислушивается, хотя и не без раздражения. Такой небольшой конфликт «отцов и детей». И конечно продолжается речь и о бессмысленности военных действий, и о сомнительных результатах труда советских людей, работы в дождь, работы грязной, тяжёлой, неоплачиваемой, при этом обязательной. Ведь когда семена сажают в плодородную землю, они прорастают, а сажать в брезент — бесполезно.

«Злое белое колено

Пытается меня достать,

Колом колено колет вены

В надежде тайну разгадать».

Колено — возможно образ начальства, которое смотрит, заставляет выполнять то, что люди считают бессмысленным. Всплывает ассоциация с фразой «довести до белого каления» — то есть Цой чувствует, что скоро народ будет доведён до какой-то крайней точки, возможно предвидит скорые перемены. И здесь же есть намёк на иглу, на наркотики — «колет вены», возможно имеются в виду попытки расширения границ сознания с помощью алкоголя или наркотиков с целью отыскать всё-таки смысл кажущейся бестолковой окружающей серой советской действительности.

«Кнопки, скрепки, клёпки,

Дырки, булки, вилки,

Здесь тракторы пройдут мои

И упадут в копилку, упадут туда…»

Перечисление атрибутов советской действительности, что-то похожее на «бутылку кефира, полбатона», среди них есть и рокерские клёпки, всё это у Цоя смешивается и попадает в копилку, как результаты труда, результаты творчества или просто символы его эпохи, в которой он «сажает алюминиевые огурцы». И то ли тракторы просто соберут этот урожай, то ли это намёк на танки, ведь поле-то у нас брезентовое, которые проедутся по окружающей серости, и в итоге будет построен новый мир. А может он имел в виду всё это наследие, оставленное нам для разгадок, а пока мы гадаем, он сам в другом, вечном мире продолжает «сажать алюминиевые огурцы».

Хотя сам автор считал смысл песни неважным, возможно он чуть схитрил. Ведь важны не только конкретные слова, но и образы, возникающие у слушателей, в которых можно уловить и скуку, и тоску от довольно серой и закрытой жизни в СССР, и осуждение войны, намёки на её бессмысленность, а может всё-таки Цой чувствовал надвигающиеся перемены, ведь в отличие от тяжеловатых строк, музыка у песни довольно беззаботная.

Напишите в комментариях свой смысл песни Алюминиевые огурцы. Мы с нетерпением будем ждать!

Алюминиевые огурцы на Камчатке В. Цоя

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.

ПРИПЕВ: Я сажаю алюминиевые огурцы – а- а
На брезентовом поле ( 2 раза, ведь)

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч,
А результат труда».

ПРИПЕВ: (2 раза, но)

Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать – зачем

Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку.
Упадут туда,

ПРИПЕВ: (2 раза, где)


Как пишет А. Рыбин: «Алюминиевые огурцы» - милейшая песенка, написанная Витькой после «трудового семестра» - работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождём, на раскисшем грязью поле, огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов – холодные, серые, скользкие, тяжёлые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была весёлой абсурдной игрой слов, не более, правда, абсурдней, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяне и нашим друзьям…» («Кино с самого начала», конец 8 главы).


Я, в данном случае, склонен верить Р.Нугманову, потому что всем известно, что по словам Виктора: «Рыба» - это кличка гитариста… первого гитариста группы «Кино», с которым он «по идеологическим соображениям расстался»…

А теперь «Рыба» пишет книги о В.Цое и ему верят… А вот слова самого Виктора Цоя об этой, в частности, песне:

« … Вместе с тем существуют разные тексты, в смысле отношения к ним слушателей и в смысле моего подхода к ним. Например, вопрос: что означает для меня слово «Камчатка? Ничего конкретного, я там никогда не был, оно лишь подчёркивает некую абсурдность текста, его фантастичность. «Камчатка» и «Алюминиевые огурцы» - это чисто фонетика и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое… » (Ленинград, декабрь 1985, «Рокси», 10).

Так что же всё-таки это, чистая фонетика или ключевые моменты, имеющие задачу вызвать ассоциативные связи, рождающие реальную фантастику, чуть менее мрачную, чем в театре абсурда Ионеско?

Так что же всё-таки представляют "Алюминиевые огурцы"? Фонетику только или же ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи?

Задумаемся над тем, что представляют собой "алюминиевые огурцы". Что такое огурец в самом общем смысле? - Это плод, где семена выстроились, как на парад, в едином строю. И я думаю, что Виктор, ничего не делавший без внутреннего смысла, не зря снялся с зелёным плодом жизни в правой руке.

А что такое алюминиевый огурец? - Это белый, сиречь бесцветный сероватый холодный кусок металла, имитирующий жизнь. Внутри него нет и в помине, ни семени, ни жизни.

А что такое брезентовое поле? - Это "поле" вроде бы и зелёное, но правда серо-зелёное, как бы мимикрия под жизнь, и это, конечно же, такой же символ бесплодности, как алюминиевый огурец. Брезент - это великолепный химический покрывающий материал, вода через него наверняка в землю, что под надёжной защитой брезента, не проникнет.

Что можно посадить на брезентовом поле? Какими тракторами его разрыхлить? Как добраться до замёрзших водонепроницаемых душ девочек и мальчиков, ждущих не теплоты жизни, а её разрушения, закрывающихся от отношений друг с другом - воды, серо-зелёным брезентом?

Виктор Цой знает, что обычные живые огурцы тут не подходят. Нужно что-то особенное - с вывихом-с. И вот он в угоду инфантильным девочкам и мальчикам, намеренно не желающим взрослеть, предлагает сажать не семя, но сразу плод - готовый уже металлический плод.

Иное не может оценить одервеневшая под брезентом холодная душа. Ведь мальчики и девочки могут смотреть только в окно. то есть в заранее установленное для них сценическое пространство, далёкое от реальной жизни.

Им нужно ведь только развлечение. иного не поймут. о смысле даже не захотят догадываться, зато оценочный механизм в их бытовом рассудке работает, и они хлопают в ладошки - кидают свои пальчики, "своим" "Да!", отмечая насколько, и кто им угодил.
Виктор смеётся над ними. а они дружно хлопают ему в ответ.

А "чукотские мудрецы" живут прошлым в своём холодном полярном мире, не ведая даже о том, как далеко от реальной жизни ушло современное Виктору поколение, умеющее только "играть" в "игру, не стоящую свеч" и трудиться ради сиюминутной выгоды ("Игра не стоит свеч, а результат труда").

Здесь уместно вспомнить "1000% не Цоя" - там "Игра без правил, игра без свеч".

Глупые три "мудреца" (намёк на церковный догмат о троичности, который сам по себе не более язычества чукчей) "твердят, твердят. без конца" о том, что современная жизнь бесполезна, не понимая, что только металл алюминиевых огурцов может прорвать покровы самости и эгоизма и добраться до хладных, бесплодных душ современников Виктора Цоя.

"Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать. "

Корень "Кол" здесь повторяется 4 раза. А что такое "Кол", от которого произошло 12 колен, или Знаков Зодиака?

"Коло" - круг, окружность. "Жил-был Царь. У Царя был Кол. На Колу было мочало. Не начать ли сказку сначала". А почему сначала? Потому, что Кол - центр Круга, а стало быть циклических процессов.

У славян и других т. н. "языческих" народов, "Кол" - Полярная Звезда, по древнейшим представлениям - Центр, вращающегося вокруг Неё мироздания.

А в Псалтыри: "Положи князи их, яко гной земли, положи их яко коло, яко трость пред ветром". Здесь "коло" обозначает водоворот, смерч, ларву, рвенник, разрывающий составы из единого центра.
В Послании Иакова: "И язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удах наших, скверня всё тело и паля КОЛО рождения нашего и опаляяся от геенны. Всякое естество зверей и птиц, гадов и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим, языка же никто не может от человек укротить: неудержимое зло, исполнено яда смертоносного" (гл.3, ст.6-7).

"Белое" у В.Цоя всегда означает - бесцветное, бесформенное: "Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой."

Бесцветное, противоестественное "колено" "колом" (грубо и нагло внедряясь) колет - бьёт в цель - вены: здесь ассоциация с медицинским шприцом, несущим навь - наваждение сонное, или ещё того хуже извращающее реакции психики, у-КОЛ-ом.
Это "колено" в общем контексте песни Цоя "пытается достать" и Виктора, сделать его таким же, как все т.н. "здоровые" примитивные люди. В самом общем смысле - это единый на земле центр поругания естества и утверждения социального утилитарного правопорядка.

«…В надежде тайну разгадать, зачем …» уколом в самую кровь, пытаются добраться до сердца и вырвать оттуда силу сопротивления сонным наваждением, то есть победить металл - твёрдость в душе человеческой, у- колом навязывают свои "заповеди", делающие свободного человека размазнёй.

Кто эти врачи в белых халатах, или же врачи душ человеческих? Это те, кто хочет заставить Виктора отказаться от задачи переделать этот технократический брезентовый мир!

Виктор своими твёрдыми и жёсткими металлическими песнями - огурцами стремится разорвать брезент - защиту себялюбия с человеческих душ, творит свои "алюминиевые огурцы", способные разбудить его уснувшее поколение, а КОЛ-дуны от злого белого колена вводят в наваждение, убирая сопротивление и навязывая ненасилие, обессиливающее молодого человека.

"Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки"

Всё очень просто. Здесь Виктор поёт о тех, кто прикноплен к чему-то, скреплен с кем-то и с чем-то, кто намертво уже заклёпан в какой-то "системе ценностей", «скован одной цепью, связан одной целью» (В.Бутусов), кто продырявлен насквозь чуждыми убеждениями, кто как мягкая булочка замешан на чужих дрожжах, кто искривлён и двоедушен.

Здесь даны различные степени несвободы, душевного рабства. Его песни "алюминиевыми огурцами", по замыслу Виктора, должны пройти трактором, сорвать брезент, добраться до земли, чтобы освободить сонное сознание несвободного человека.

Песни упадут в копилку - накопят необходимый потенциал свободы в лице-мерном обществе. Как говорил Виктор: "Можно назвать это реальной фантастикой".

Что же, очень точное определение. А музыка… какая светлая и жизнерадостная! Сколько очищающего света! Как солнечные брызги дождя. И всё, что поётся - правда, от которой никуда не уйти и не деться.


"О-о-о-о, это странное место - Камчатка.
О-о-о-о, это сладкое слово - Камчатка.


Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей.
Я не вижу реки, я не вижу моста,
Я пытаюсь найти лошадей.

Я нашёл здесь руду.
Я нашёл здесь любовь.
Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку: она как звезда.
Я, наверно, сюда не вернусь никогда.

Я не вижу здесь их.
Я не вижу здесь нас.
Я искал здесь вино, а нашёл третий глаз.
Мои руки из дуба, голова из свинца.
Я не знаю, смогу ли я допеть до конца.


Итак, странное место названо сладким словом - Камчатка.
Стало быть, Камчатка - это не только странное место, где живут в мечтах и грёзах. но и то, что сладко человеку. место на земле, где есть надежда на понимание и на любовь.

И вот вопрос, который меня очень занимает, котельная в Ленинграде стала именоваться Камчаткой, вследствие понимания смысла песни Виктора Цоя, или же песня "Камчатка" стала так именоваться по причине названия котельной?

Песня появилась в альбоме 1983 года, стало быть, она была раньше работы Виктора кочегаром, и название "Камчатка" котельная скорее всего получила от этой песни.
Но мне это кажется не столь важным. Гораздо нужнее понять, что именно означает само слово "Камчатка" в восприятии мира В.Цоем.

Первый вопрос возникает сразу, почему эта песня называется "Камчатка"? - Отвечают, долго не думая, что Камчатка - это котельная, в которой работал Виктор, и, конечно же, правильно.

Но тогда следом возникают и другие вопросы, а причём же, тогда тут корабли, лошади, собака, река, мосты?

А ещё. кого не видит ещё Виктор? - Тебя! Можно было бы предположить, как обычно делают в таких случаях, что речь идёт о любимой женщине, но сочетание слов "Твоих кораблей" полностью исключает это.

Так что же такое "Камчатка" в более глубоком смысле? Ну да, котельная в Ленинграде, а если взять чуть шире?

Что обозначает в русском языке само понятие "Камчатка"? Да то же, что галёрка в театре.
На мой взгляд, слово "Камчатка" обозначает в восприятии Виктора и его трудовых товарищей место, где человек, отдавая немного времени из своей жизни чёрной работе, становился свободным от социума, и к тому же получал там возможность общения с такими же, как он, отщепенцами гражданской жизни.

Мне это всё легко понять, потому что и я работал кочегаром под Киевом. Это была единственная возможность в советское время, не утруждая себя излишне, жить свободно.

"Камчатка" - это очень и очень русская песня. Там этакая бесшабашная русская расслабленность среди хороших людей.

Аккорды появляются и гаснут. Мне это напоминает "Орфея" Глюка - такая же мечтательная гармония. Это то, что есть на Камчатке, и это, конечно же, очень много! .

А вот у Глюка, там такие слова: "Но Элизий дыханьем мира не излечит души живой. " Мы увидели, что есть на Камчатке, а теперь постараемся понять Виктора, когда он говорит о том, чего там нет.

Лошадь в символике разных народов всегда обозначала имеющих ответственность перед родовой жизнью людей. Таковых не осталось - все стали индивидуалистами.
А слово "Ты", впрочем, как и в других песнях В.Цоя, означает обращение к Богу, а Твои корабли - церковь, и тысячу раз прав З.Кадиков, автор книги о В.Цое "Пророк Света", когда именно так и не иначе трактует эти Образы.

На мой взгляд, Виктор Цой был не просто советским русским человеком, но к тому же романтиком и патриотом советской страны - Начальником Камчатки, как он сам себя назвал.
Что это значит, "Начальник Камчатки"? На Камчатке живут простые люди, которые работают, доставляя тепло своим ближним, никуда не лезут из своей кочегарки, в том числе и недуром в начальство, как это всегда было присуще русским людям и, конечно, Виктору Цою.

Русские советские люди всегда помогали другим народам, при этом сами оставаясь на "камчатке"- в последних рядах. Мы - русские, как собаки, помогаем другим безвозмездно, просто из чувства верности всему хорошему, и как Звёзды в этом имеем свой незаёмный Свет.

Быть начальником Камчатки прекрасно. Это значит, не стремясь к славе и почёту, быть узнанным и любимым своими ближними человеком, да и ещё сумевшим высказать сокровенное.
Человек, как собака верный, часто и сам не знает и не догадывается чему и кому служит, или молчит, или грозно лает, или скулит печально и тоскливо воет.

Да, среди таких людей Виктор нашёл "руду" - темы для своего творческого познания мира и "любовь" между людьми.
Но ему этого было мало. Даже на Камчатке нельзя "забыть" о высоких идеалах , к которым стремился В.Цой.
Сколько он не "пытался забыть" о своём высоком предназначении и на время "забывал", он опять возвращался только к идеалам взаимопомощи, не более того.

Эти преданность друг другу, эта "собака"(собака, собрание, собор, собить - Л.Соснин), для других была, "как звезда"; но не для Виктора, который. при всей любви к ближним в рамках собственности. ведал и более высокие мысли и чувства.

Вот потому, пройдя этап жизни на Камчатке, он поёт: "Я, наверно, сюда не вернусь никогда".

Как видите, я вполне обхожусь без введения опыта предыдущей жизни, как это делает З.С.Кадиков. А теперь и о третьем куплете. З.С.Кадиков здесь увидел каких-то высших существ, без введения которых тоже можно легко обойтись.

На мой взгляд, "Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас", как и в предыдущих куплетах – это о том, что хотя на Камчатке и нет злых и лживых, стремящихся стать на горло своему ближнему карьеристов - "их", но нет там и "нас": тех, кто мог бы стать под общим знаменем чистой Веры, тех, для кого "Мы" больше узкого понятия личности.

"Вино" - это Праведная Вера, а вместо неё у людей только предрассудки да желание иметь сверхвозможности эдакого экстрасенсорного порядка - "третий глаз", который бы Бог дал человеку, если бы мы в нём нуждались.

Затем Виктор заменил "Вино" на кислый, идущий от хлеба - то есть от материальных потребностей "квас", что в контексте песни почти одно и тоже.

В отношении строчки "Мои руки из дуба, голова из свинца," я также как З.С. Кадиков считаю, что речь о дебелости тела и тяжести мышления человека, как детища цивилизации.

Трудно " допеть до конца" в таких условиях существования. Виктор не нашёл соратников, имеющих ответственность за окружающую жизнь - "лошадей" даже на дне социума, где всего вероятнее было их найти, он твёрдо осознал, что не вернётся к поиску людей, ему стало уже всё равно, допоёт ли он "до конца" и потому Виктор стал петь: "Ну и пусть!", что означает, пусть будет так, как должно тому быть!
В.Цой ведал, что он делает всё возможное в том месте и в той исторической ситуации, которая ему была дана Богом.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Этимология алюминиевых огурцов В. Цоя

Вообще-то этимология – это некоторое действие в отношении истинного значение слова. Песня группы «Кино» «Алюминивые огурцы» настолько белебердична, что определение каждого слова менее актуально, чем вся конструкция из слов песни. Ибо огурцы – это огурцы (некое живое, растение), а алюминий – это алюминий - вещество, металл. То есть объектом нашего исследования будут предложения, строки.
Текст, уверен, большинству читающих – знаком. Поэтому мы будем давать интерпретацию после одной-двух строк песни. Поехали!:

«Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!»

Это приветствие. Автор приветствует детей.

»Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да»

Автор желает, чтобы его видели и увидели. Окно – прозрачный проем типа прямоугольник между домом и улицей. Улицы бывают только там, где есть дома. Сюда годятся любые из известных вариантов поселения людей – деревни, села, города, мегаполиса. Потому что выше названные не обходятся без домов и улиц. Вопрос о кидания пальчиков на первый взгляд странен, но… Первое, что мы должны учесть – время создания, а точнее появления, песни. Второе – возраст автора. Первое – 1982 год. Второе – Виктору Цою тогда было 20 лет. Кидание пальчиков с одной стороны означает простое приветствие. То есть автор в своем восприятии желает наблюдать процесс мелькания ладоней с пальчиками молодых людей. Что может указывать о комплексе власти и почета (а кто из читающих это не мечтал бы о таком?). Потом мы вспоминаем другие времена – лихие 90-е. И «кидать пальцы», «распальцовка» и пр. – имело уже совсем другие смыслы. Более определенные и конкретно понятные.
Сделаем маленькое отступление и скажем, что Виктор Цой, как поэт (а поэт в современном мире – тот же пророк) был до глубины своей проницателен.
Мы разумеем, что смысл его песен еще долго будет прорабатываться людьми.
Открытым остается момент окна. Точнее образ окна. Автор может быть по ту и по эту сторону стены (вспоминаем pink floyd(The wall).

»Ведь я сажаю алюминиевые огурцы а-аа
На брезентовом поле»

Здесь мы видим процесс. Автор уже вне домов и стен. Он на поле, территории, где сажает «алюминиевые огурцы». Это странное словосочетание совмещает металл и растение. Алюминий и огурцы. В нашем сознании это походит на какие-то снаряды, которые нужно придать земле. Живая материя (огурцы, еда, пища) плюс алюминий (недра земли) совмещаются, соединяются в некое единое. В нем сосуществует триединство живого, неживого и небытия. Это революционно, точнее это акт постижения современного мира. И вспомним о времени – 1982 г.

Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Ранее мы обратили внимание на землю, но автор делает уточнение – брезент. Органическое вещество. То есть, видимо, автор мыслил экологически и не желал загрязнять плодородную почву. Брезент – материал для палаток, парашютов и пр. Соответственно – продукт человеческой деятельности. Типа – «Изготовил? Похорони в изготовленном!». Действительно, сложно не согласиться с тем, что утилизация опасных для жизни вещей не должна касаться жизни.

Следующий вопрос. А почему огурцы, а не помидоры или арбузы? Тут же всплывает фрейдистская психология. Фаллическая символика связанна у автора с мощным, агрессивным техническим прогрессом. Очевидно в двух строках В.Цой объясняет нежизнеспособность и ничтожность (не в смысле малого, но в смысле нарастающего НИЧТО) данного процесса. Это итог западноевропейской культурной сублимации.
Попросту – не туда пошла энергия живого. Живая энергия. Жизнь.
Далее:

»Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч,
А результат - труда.»

Теперь становятся ясными эти строки. Возникает образ чукотских мудрецов. Если честно, мы не видим его, поскольку мудрость в Чукотке ассоциируется не с мудрецами, а с шаманами. Мудрец – это что-то европейское. Тем не менее В.Цой избегнул уточнения, совместив функциональность и тех и тех в нечто единое. В сознании поэта нет разницы между шаманами, знахарями, мудрецами и т.д. Это категория людей, которая как бы отслеживают общую ситуацию вокруг. И в данном смысле Виктор Цой является этаким «шаманом». Иначе зачем было сочинять эту песню? Последующее его творчество подтверждает его кровную азиатскую связь с европейской мудростью через русское слово.

Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Злое белое колено
Пытается меня достать.

Интересный образ – белое колено. Вообще он происходит от «ты довел меня до белого каления». В детстве мы очень часто слышали это словосочетание. Оно указывает, или иллюстрирует психологическое состояние мамы, когда ей становится трудно от шалостей и непослушания. Образ еще более красочный, если представить кузню и кузнеца бьющем по железяке над углями. Сначала доведет до белого каления, потом бьет. Бьет – значит любит.

»Колом колено колют в вены
В надежде тайну разгадать – зачем…»

3К встречаем в первой строки. Колом колено колют в вены. Жертвой этого безжалостного процесса становится кровеносная система. Действительно буква «К» слышится как сухой и равнодушно-циничный приговор. Опять иллюстрируется архетип противоречия жизни и смерти, т.е. бытия и ничто.

»Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.»

Тут утверждение бытия. Надежда. Как ни коли не бей – жизнь мимо этого. По-нашему – позитивно. И слава Богу.

»Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки»
Если кто усомнился в содержании двух первых куплетов, Виктор Цой закрепляет уходя от общего и, приходя к частностям. Клепки, дырки, вилки и булки и многое прочее, мелкое, рассыпчатое и неважное тоже имеют место быть.
Далее.

«Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку,
Упадут туда,
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле».

Он, то есть Великий Поэт XX века Виктор Цой, проедется на мощном железном тракторе. Раздавит всю эту пургу и суету. Притом тракторов много. Получит деньги от Хайзеншписе за концерт, купит автомобиль, поедет на рыбалку и разобьется в автокатастрофе в Балтии в 1990г. 15 августа….


Ps Но это не конец. Он все равно будет сажать эти алюминиевые огурцы. Не в землю. На брезент. Вечно.
И слава Богу!

Трактовки этой песни много. Вот одна из них:

Автор приветствует не детей, а молодежь.

"Сажать алюминиевые огурцы на серебряном поле" - уколы шприца в вену на руке.

Дети - это молодежь.
Цой не наркоман.
короче горизонтов и пластов для интерпретаций немерено. В этом смысл творчества и со-творчества.

О чем поется в песне гр. Кино "Алюминиевые огурцы"?

Я был фанатом группы "Кино" все школьные годы и еще несколько лет. Слушал ТОЛЬКО эту музыку. Хотя сам Цой говорил что не одобряет фанатизма. Но мне действительно нравилось, я был собой! И сейчас слушаю, но и много другой музыки тоже.

Читал книгу Алексея Рыбина: "Кино с самого начала и до самого конца". Там упоминается о песне "Алюминиевые огурцы". Ниже цитата из книги и текст песни. Мне стыдно признаться, но я не смог "догнать" о чём именно поётся в этой песне! На ум приходит много фантазий, но текст песни мне показался не однозначным, поэтому решил спросить ваше мнение.

Еще, не помню откуда у меня это в памяти сохранилось, но в книге просмотрел, такой фразы не нашел сейчас. Помню кто-то из музыкантов "Кино" сказал: "Знаете, о чем поется в песне "Алюминиевые огурцы"? О нас, о нас. ". Вобщем, с удовольствием выслушаю ваши мнения.

Цитата из книги:

Однажды Витьке пришлось даже съездить на овощебазу вместо Тропилло, а Андрей в это время записывал мои гитарные соло, Севину виолончель и Дюшину флейту на песню «Мои друзья» . Борис поиграл на металлофоне в «Солнечных днях» и «Алюминиевых огурцах» — милейшей песенке, написанной Витькой после «трудового семестра» — работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождём, на раскисшем грязью поле огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов — холодные, серые, скользкие, тяжёлые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была весёлой абсурдной игрой слов, не больше, правда, абсурдней, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяше и нашим друзьям…

Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики,
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле…

Злое белое колено
Пытается меня достать —
Колом колено колет вены,
В надежде тайну разгадать — зачем? …
Ведь я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле…

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца —
Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат — труда,
Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Кнопки, скрепки, клёпки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда…
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

вотя тож никак не могла понять, какие такие алюминевые огурцы? хотя Кино - моя любимая группа. Но позже мне обьяснили, что это про совковое время. Совершенно абсурдное время, не поддающееся логике, когда каждый что то делал, надеясь на какие-то плоды.

Нет, это не вопрос-ответ! Я действительно не понимаю о чем! Говорю же - на ум приходит много фантазий. Мне непонятны многие выражения в тексте песни. Они очень абстрактны для меня. Ну что значит "поется о нас"? Я не могу сопоставить песню и "о нас". Как вы это себе представляете?

ЭТА ПЕСНЯ О ТОМ ЧТО В ТО ВРЕМЯ ПРИХОДИЛОСЬ ВСЕ ДЕЛАТЬ САМОМУ я имею в виду спец одежду для металлистов кожанную куртку еще можно было купить, а вот украсить ее цепями и клепками так чтоб все девки визжали самому надо было. изголялся кто как мог. вот эта песня именно об изготовителе супер пупер модной одежонке из куска брезента.

Мне почему-то не кажется что всё так поверхностно :)
Хотя, если ты написал иронический ответ, то. ты меня подколол. Тогда 1:0 :)

Нельзя везде искать глубокий смысл, очень нужна талантливым людям творческая ирония отдушина так сказать все гениальное просто . у Сельвадора Дали есть книга" искусство пука" называется..к ней тоже отношение не однозначное. а это гениальная песня именно своей иронией! во всяком случае это мое мнение и не жду что все его со мной разделят ! А твой вопрос просто супер и мне очень интересно как будут отвечать люди!

Я эту песню тоже любила, в основном, наверное, за удивительную гармонию слов и музыки, причем в содержание не особенно вдумывалась. Ну а так, наверное, песня о том, что человек совершенно отошел от природы и от всех радостей, которая она дает.

Я тоже поклонница группы Кино. Я тоже как то не смогла догнать основную мысль это песни.. . Может Рыбин сам все объяснил в своей книге о том что им пришлось действительно работать, работать и работать чтобы достичь таких высот.

думаю, здесь больше не центрального смысла - а каких-то личных образов и отсылок. Вот то же "злое белое колено" - это явно связано с тем, что многие искажают фразу "довести до белого каления" - может кого-то из музыкантов за что-то ругали, используя эту фразу - и при написании текста это попытались обыграть

Песня "Алюминиевые огурцы" про бомбёжки.
Алюминиевые огурцы - бомбы (из металла и по форме напоминают огурцы);
брезентовое поле - палатки неприятеля.

Скорее-всего песня о иной стороне реальности - песня о иллюзорности нашего мира. А "три чукотский мудреца" не иначе как "троица" (некий сакральный смысл жизни) - свет истины, который снисходит на человека и даёт ему понять, что всё иллюзорно и тщетно - есть пол и потолок и мы между ними так любящие жизнь. =]

Алюминиевые огурцы это плод (информация) которую ты не можешь съесть, брезентовое поле это мы, огурец (информация) алюминиевый так как мы в силу своего мышления (брезентовые, не живые) не можем воспринимать и взращивать плод ( информацию) что он нам дает. Чукотские мудрецы твердят игра не стоит свеч а результат труда в узком смысле означает, что всю жизнь он борется за открытие нам глаз, но мы не хотим его слышать, всё в его песнях про нас и для нас. Злое белое колен, я понимаю противоборствующие силы. Кино, есть весь смысл в этом))) Но если ты готов слышать, ты съешь"брезентовые огурцы" это информационная пища! Тракторы его прошлись и всё что он хотел добавить в общую копилку общей информации, что открывает нам глаза он добавил. Остается только переваривать и ждать, ждать, надеяться и ждать

Цитата из Википедии:

"Песня «Алюминиевые огурцы» была написана Цоем по следам осенних сельскохозяйственных работ, на которые его отправили от училища, где он в то время учился на резчика по дереву. Многие фанаты впоследствии пытались разгадать скрытый смысл «посадки алюминиевых огурцов на брезентовом поле», но в одном из интервью 1987 года Цой сказал, что никакого смысла в тексте нет, на самом деле это была попытка «полного разрушения реальности»"

вот такую инфу разыскал

В 1987 году Виктор Цой, отвечая на вопросы зрителей, пришедших на концерт в Дубне, объяснил смысл песни (вернее, отсутствие такового). Он сказал:

«Алюминиевые огурцы» – это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое.

Фраза "алюминиевые огурцы" была придумана Виктором Цоем, когда он с сокурсниками собирали огурцы в колхозе во время дождя. В тот момент они были серового цвета из-за грязи.

История создания и смысл песни «Алюминиевые огурцы» группы «Кино»

В репертуаре каждого исполнителя есть песня, которую можно назвать странной. У группы «Кино» такой композицией является трек «Алюминиевые огурцы». Это не просто странная, а очень странная. Попробуем разобраться, что побудило Виктора Цоя создать такую противоречивую композицию. Проведём анализ текста и узнаем, какой в неё заложен скрытый смысл.

История создания песни «Алюминиевые огурцы»

Виктор Цой долго вынашивал идею создания необычной песни. Однажды лидер группы «Кино» вместе со своими сокурсниками был отправлен в далёкий колхоз. Цель этой поездки заключалась в сборе урожая огурцов. Это событие было типичным для молодёжи того времени. В советский период это называлось трудовой практикой. Кроме огурцов молодые люди собирали картофель, морковь и другие овощи.

В процессе сбора огурцов Виктор Цой заметил, что на него упали крупные капли дождя, который становился все сильнее и сильнее. Овощи внезапно стали мокрыми и грязными. Лидер группы «Кино» отметил, что огурцы словно сделались металлическими. Так и появилась на свет знаменитая строчка композиции. Основное отличие события, происходящего в действительности, от песенного текста заключается в том, что автор не сажал овощи, а собирал их.

Спустя время в 1987 году В. Цой честно сказал, что не стоит искать скрытый смысл в песне, ведь его нет. Каждый, прослушав композицию, должен понять и принять ее по-своему. Для автора было важно наполнить трек абсурдом, чтобы поклонники его творчества хоть на миг погрузились в мир иллюзии и ушли от суровой реальности.

Смысл песни «Алюминиевые огурцы»

Слушая первый раз песню «Алюминиевые огурцы», можно подумать, что это безумие, какой-то несуразный бред. Но поклонники творчества группы «Кино» вновь и вновь продолжают искать истинный смысл трека. Имеет ли композиция какой-то скрытый подтекст? Проанализируем текст песни.

В первой части трека исполнитель обращается к своим слушателям. Он дружелюбен и приветлив. Ему нравится быть в центре внимания, ему приходятся по нраву одобряющие взгляды и слова похвалы. «Смотрите на меня в окно». Однако лирический герой никого не подпускает близко к себе. Он готов общаться, но не с глазу на глаз. Ему нужно что-то, что будет отделять его от собеседника. Возможно, персонаж замкнут и застенчив. На публике он играет роль «души компании». Но когда остаётся один, то закрывается в собственноручно созданном мирке. Именно из этой фразы мы понимаем, что лирический герой не готов выставлять свои чувства «напоказ». Он предпочитает скрывать свои истинные эмоции. На его лице всегда радость, восторг, счастье. Но жизнь состоит не только из светлых полос. Когда у персонажа плохое настроение, он скрывает это под непроницаемой маской, ведь никто не должен догадаться, что он грустит.

«Ведь я сажаю алюминиевые огурцы». На первый взгляд фраза, лишенная всякого смысла. Зачем он их сажает? И вообще что это за «алюминиевые огурцы»? Возможно, автор олицетворяет эти металлические овощи со своими чувствами и стремлениями. Он взращивает в себе положительные личностные качества. Он пытается закалить свой характер. Ему нелегко, однако он очень старается. Лирический герой уверен, что все его попытки будут вознаграждены. Персонаж стремится обладать силой воли. Он глубоко убежден, чтобы добиться успеха, нужно приложить немало усилий.

Иногда жизнь к нам несправедлива. Мы вновь и вновь попадаем на одни и Темзе грабли. Проблемы и сложности одолевают нас. Кажется, не видно ни конца, ни края нашим неприятностям. С помощью этой фразы исполнитель призывает каждого забыть ненадолго о суете, трудностях бытия, рутинном существовании. Слушателям предлагается погрузиться в мир мечтаний, пожить в стране собственных иллюзий. Там, где все желания исполняются. А если очень захотеть, то даже огурцы становятся алюминиевыми. «Я на брезентовом поле», — напоминает исполнитель. Бескрайние просторы. Кажется, весь мир у ваших ног. Поле. Его не окинуть взглядом. Так и наша жизнь. Прошлое со временем становится призрачным, его уже не существует. Настоящее иногда непонятно и противоречиво. Будущее же и вовсе неизвестно. Каким оно будет, предугадать крайне сложно.

В следующей части композиции лирический герой опасается, что его душевных сил не хватит, чтобы стойко перенести грядущие изменения. «Три чукотских мудреца твердят, твердят мне без конца». Персонаж зависит от мнения окружающих. Возможно, героем при желании могут даже манипулировать. Он и верит в себя, но что-то его постоянно останавливает. Он не может «открыться» людям. Его сила спрятана слишком глубоко внутри. Окружающие его не поддерживают. Он и так погряз в сомнениях и постоянных исканиях. Но ему ещё и прямо говорят, что ничего хорошего из его затеи не выйдет. «Металл не принесёт плода». Его цели бесперспективны, а идеи и планы обречены на провал. Однако это лишь мнение со стороны. Лирическому герою важно прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу. Что подсказывает персонажу его сердце?

Следующая часть песни подтверждает наши догадки относительно манипулирования персонажем. «Злое белое колено пытается меня достать». Героя окружают люди, которые преследуют корыстные цели. Что ими движет? Зависть, жажда наживы, желание заполучить славу и власть? Возможно, персонаж раздражает некоторых окружающих своим задором, весёлым расположением духа. Лирический герой умеет находить положительные стороны даже в сложных ситуациях. Он не поддаётся на провокации, не становится источником сплетен и слухов. Ведь ему это просто не нужно. Он пытается быть выше всего этого. Только теперь персонаж уже сам задается вопросом: «Зачем я сажаю алюминиевые огурцы?». Какая истинная цель заложена в его абсурдных действиях. Лирический герой пока сам не может найти ответа на этот вопрос. Ему весело от сложившейся ситуации. Он поднимает себе настроение и с оптимизмом смотрит в будущее. Ему нравится такая жизнь.

В заключительной части композиции все перемешалось. «Кнопки, скрепки, клепки, дырки, булки, вилки». Лирический герой сам запутался в происходящем. Все вертится, крутится вокруг него. Но он не теряет надежды разгадать загадку смысла своего существования. Персонаж убежден, что любое происходящее в его жизни событие является бесценным опытом. С помощью таких действий он нравственно и духовно растёт. Он пытается переосмыслить свою жизнь и выделить главное. Только теперь он спрашивает себя: «Где я сажаю алюминиевые огурцы». Именно где. В финале песни он вновь возвращается в суровую действительность. С иллюзиями пора попрощаться. Персонаж пытается найти ответ на вечный вопрос: «Какое место он занимает в обществе?»

Читайте также: