Металлическая палочка для письма у греков называлась

Обновлено: 05.07.2024

которой пользовались, особенно в Спарте, для секретной заграничной переписки; слово это также означает и само известие, и письмо. Каждый государственный чиновник, преимущественно полководец, отправляясь по службе за границу, брал с собой такую палку, между тем как эфоры в городе имели другую, совершенно одинаковую. Находящемуся за границей чиновнику отправлялась депеша следующим образом. На палку плотно и аккуратно наворачивали узкий белый ремень и на ремне в поперечном направлении писали депешу, затем, сняв ремень с палки, посылали его по назначению. Получивший этот ремень наворачивал его одинаковым образом на свою палку и мог таким образом прочесть написанное. Plut. Ages. 10. 15. Nep. Paus. 3.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . Ф. Любкер . 1914 .

Смотреть что такое "ПАЛОЧКА ДЛЯ ПИСЬМА" в других словарях:

Стиль (инструмент для письма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стиль. Стиль (писало, стило, стилос, стилус лат. stilus, stylus от греч. στόλος палка, палочка) письменная принадлежность в форме заостренного предмета из кости или металла … Википедия

Стиль (инстр-т для письма) — Стиль (лат. stilus, stylus, от греч. stylos ≈ палка, палочка), инструмент для письма в виде остроконечного стержня из кости или металла, применявшийся в древности и в средние века. Древние греки и римляне писали С. на деревянных табличках,… … Большая советская энциклопедия

СТИЛЬ (в древности стержень для письма) — СТИЛЬ (лат. stilus, stylus, от греч. stylos палочка), в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла или дерева, которым писали на восковых дощечках или на бересте … Энциклопедический словарь

Волшебная палочка (Гарри Поттер) — Эта статья является частью цикла статей о волшебном мире Гарри Поттера. Содержание 1 Коммуникация 1.1 Заколдованные монеты … Википедия

СТИЛЬ — (лат. stilus, от греч. stylos палочка для писания). 1) в литературе: образ выражения, слог, своеобразный образ изложения мыслей выдающихся писателей. 2) род грифеля, которым древние писали на навощенных дощечках, нижний конец которого был острый … Словарь иностранных слов русского языка

Стиль — 1. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально … Литературная энциклопедия

стиль — 1) я, м. 1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления или индивидуальную манеру художника в отношении идейного содержания и художественной формы. Романтический стиль в литературе. Русский оперный стиль … Малый академический словарь

Гай Юлий Цезарь — У этого термина существуют и другие значения, см. Цезарь (значения). Гай Юлий Цезарь Gaius Iulius Caesar … Википедия

Стилизация — (нем. Stilisierung, франц. stylisation, от лат. stylus, греч. stulos палочка для письма на вощёных дощечках, писание, слог) преднамеренное воссоздание специфич. особенностей музыки к. л. народа, творч. эпохи, художеств. направления, реже… … Музыкальная энциклопедия

Стиль — (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

ПАЛОЧКА ДЛЯ ПИСЬМА

Стиль (инструмент для письма)

Стиль (писало, стило, стилос, стилус — лат. stilus, stylus от греч. στόλος — палка, палочка) — письменная принадлежность в форме заостренного предмета из кости или металла.

Содержание

История

Стиль широко использовался от архаичных времён до позднего средневековья для черновиковых записей. Античные греки и римляне писали стилем на табличках с восковым покрытием. Остриём на воске процарапывался текст, а ненужное затирали обратной — тупой верхушкой стиля, которая изготовлялась в виде лопаточки или шара. Название этого инструмента вызвало появление отвлечённого понятия «стиль», уже в древности ставшее синонимом литературного слога. [1]

Гораций щедро делился рецептом достижения успеха и советовал поэтам «чаще перевёртывать стиль» (лат. stylum vertere ), чаще стирать написанное и переписывать заново, совершенствуя своё произведение.


Античный грек пишет на восковой табличке


Барельеф из римской гробницы



Миниатюра из книги 1380 года.

В наше время

В настоящее время стилусом называют ручку (перо) для письма и рисования на компьютерном мониторе, совмещённом с графическим планшетом, или небольшую металлическую или пластиковую палочку со специальным силиконовым наконечником, которым нужно касаться сенсорной поверхности монитора для управления аппаратом.

См. также

Примечания

Литература

  • Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. — М .: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2005. — ISBN 5-93381-196-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Стиль (инструмент для письма)" в других словарях:

Стиль — I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия

Мебель для офиса — Офисная мебель – основная функциональная составляющая любого рабочего интерьера. По своим эксплуатационным признакам она относится к категории малых архитектурных форм, ориентированных на создание максимально комфортной деловой среды. Содержание… … Википедия

Стилос — Иное название этого понятия «Стиль»; см. также другие значения. Римские стилосы … Википедия

ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера

Искусство каллиграфии — Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία «красивый почерк») вид изобразительного искусства. Древняя отрасль прикладной … Википедия

Удостоверяющая печать — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь улу … Википедия

РОМАН — детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагает читателю развернутое в цельном… … Энциклопедия Кольера

Гербовая печать — У этого термина существуют и другие значения, см. Печать. Оттиск углового штампа и гербовой печати на справке, 28 июля 1955 года (г.) … Википедия

Стилос


Стилос (по воску) (стило, от др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — инструмент для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня (длинной 8—15 см и диаметром около 1 см) из кости, металла или другого твёрдого материала. Стилос широко применялся в античности и в Средние века. Заострённый конец стилоса использовался для нанесения (процарапывания) текста на восковых табличках. Противоположный конец делался уплощенным (в виде лопаточки) и округлым, чтобы стирать написанное.

Стилос широко использовался от архаичных времён до позднего средневековья для черновиковых записей.

Европейцы (античные греки и римляне) писали стилем (стилусом) на табличках с восковым покрытием [1] . Остриём на воске процарапывался текст, а ненужное затирали обратной — тупой верхушкой стиля, которая изготовлялась в виде лопаточки или шара. Название этого инструмента вызвало появление отвлечённого понятия «стиль», уже в древности ставшее синонимом литературного слога. [2]

Юлий Цезарь умер после 23 колотых ранений, нанесённых заговорщиками. Удары были нанесены стилосами, в Римский Сенат вход с оружием был воспрещён. Цезарь пытался сопротивляться и проткнул руку одному из нападавших своим стилосом.

На Руси

На Руси стилосы широко использовались для письма на церах. Об этом говорят многочисленные найденные при археологических раскопках в Новгороде стили и один полиптих.





  1. ↑ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА | № 12, 2009 год Журнал «Наука и жизнь»
  2. Стиль — статья из Большой советской энциклопедии
  • Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. — М .: Б. С. Г.-ПРЕСС, 2005. — ISBN 5-93381-196-3
  • Античность
  • Культура Древнего Рима
  • Культура Средневековья
  • Письменные принадлежности
  • Канцтовары

Смотреть что такое "Стилос" в других словарях:

стилос — стилус (стилос, стиль) В древности стилус представлял собой костяную палочку, заострённым концом которой наносили письмена на вощёную дощечку, а противоположным, имеющим гладкое утолщение, стирали их. Латинское stylus – палочка для письма… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Стародуб, Татьяна Сергеевна — Стародуб Татьяна Сергеевна Стародуб Тетяна Сергіївна … Википедия

Ольвия — Координаты: 46°41′ с. ш. 31°54′ в. д. / 46.683333° с. ш. 31.9° в. д. … Википедия

ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ — [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Θεολόγου τῆς Πάτμου], имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К польского Патриархата. Исторический очерк Мон рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе Мон рь ап. Иоанна… … Православная энциклопедия

Кулаковский, Юлиан Андреевич — Юлиан Андреевич Кулаковский Дата рождения: 25 июля … Википедия

Кулаковский, Юлиан — Юлиан Андреевич Кулаковский (25 июля 1855 Поневеж, Ковенская губерния, Российская империя 21 февраля 1919, Киев) русский филолог классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист,… … Википедия

Кулаковский Ю. — Юлиан Андреевич Кулаковский (25 июля 1855 Поневеж, Ковенская губерния, Российская империя 21 февраля 1919, Киев) русский филолог классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист,… … Википедия

Кулаковский Ю. А. — Юлиан Андреевич Кулаковский (25 июля 1855 Поневеж, Ковенская губерния, Российская империя 21 февраля 1919, Киев) русский филолог классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист,… … Википедия

Кулаковский Юлиан Андреевич — Юлиан Андреевич Кулаковский (25 июля 1855 Поневеж, Ковенская губерния, Российская империя 21 февраля 1919, Киев) русский филолог классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист,… … Википедия

Юлиан Андреевич Кулаковский — (25 июля 1855 Поневеж, Ковенская губерния, Российская империя 21 февраля 1919, Киев) русский филолог классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист, педагог. Член корреспондент… … Википедия

Металлическая палочка для письма у греков называлась

Цера (от лат. tabula cerata - восковая табличка) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск.

На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом (др.-греч. στῦλος, лат. stilus). В случае необходимости надписи можно было стереть или загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент. Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка церы относится к 7-му веку до нашей эры (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины 19-говека.


Фреска из Помпей. Археологический музей Неаполя. 1-ый век н.э.


Фреска из Помпей. 1-ый век н.э.

Древние греки называли покрытую воском табличку дельтой (греч. δέλτος), — вероятно, потому, что в глубокой древности они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, в отверстия продевались шнурки ремешки или кольца, соединявшие вместе две и более табличек. Две связанные вместе таблички назывались диптихом, три — триптихом, четыре и более — полиптихом. Диптих упоминался Геродотом в рассказе о хитрости царя спартанцев Демарата (VII, 239). Чтобы передать согражданам планы персидского царя Ксеркса, Демарат соскоблил с диптиха («дельтион диптихон») воск, написал письмо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистые восковые таблички не вызывали подозрений: это был обычный предмет обихода грамотного человека.

Множество археологических находок дали раскопки в помпейском доме финансиста Луция Цецилия Юкунда 3—5 июля 1875 года. (Сопоставимыми по объёму были находки в Геркулануме, но там раскопки шли на всём протяжении 1930-х годов). Над портиком перистиля дома Юкунда были открыты остатки сундука, в котором хранилось 127 диптихов и триптихов. Несмотря на то, что они пострадали от вулканического пепла и частично обуглились, значительную часть их удалось прочитать. Документы, сохранившиеся на этих табличках, относятся в большинстве случаев к 53—62 годам, и только два — к более раннему времени, 15 и 27 года. Помпейские триптихи состояли из табличек с углублениями, заполненными воском, и предназначались для письма только на 2, 3 и 5-й страницах. На 2 и 3-й страницах писался главный текст документа, затем первая и вторая таблички связывались (вторая и третья страницы оказывались закрытыми), а в специальном желобке посредине гладкой четвёртой страницы пропускался шнурок, скрепляемый печатями сигнаторов — свидетелей, присутствовавших при заключении сделки, причём каждый из них ставил свою подпись рядом со своей печатью, чернилами по дереву. Главным типом документов, хранившихся в доме Цецилия Юкунда, были расписки, квитанции об уплате, и т. д.

Таблички играли существенную роль в процессе создания античных книг. Здесь находил воплощение первоначальный авторский замысел, набрасывались отдельные части произведения. Лишь после тщательной отделки литературное произведение переносилось на папирус («харту») или пергамент. Иногда отделка произведения была не очень тщательной, что вело к неточностям и ошибкам. Именно таково происхождение многочисленных погрешностей в «Естественной истории» Плиния Старшего.

Читайте также: