Металлическая пластина имеющая положительный заряд равный 10

Обновлено: 03.05.2024

Для решения задания № 11 ОГЭ по физике требуется понимание явления электризации, а также знание понятий и процессов, сопутствующих ему. Вся необходимая информация изложена в разделе теории к заданию.

Теория к заданию №11 ОГЭ по физике

Элементарный заряд

Элементарным зарядом называют минимальную порцию эл.заряда, которой характеризуются долгоживущие свободные частицы. Таким зарядом обладают в первую очередь электрон и протон. Элементарный заряд обозначают лат.буквой «е», по аналогии с обозначением величины электрона.

Величина элементарного заряда составляет 1,6·10 –19 Кл (кулон).

Такой заряд может быть положительным и отрицательным. Отрицательным принято считать заряд электрона, положительным – заряд протона.

Электризация тел

Электризация – это процесс перераспределения зарядов в физ.телах, который приводит к преобладанию в них положительных либо отрицательных эл.зарядов. При этом если преобладает положит.заряд, значит, из атомов было выбито некоторое кол-во электронов и суммарный заряд протонов превышает суммарный заряд электронов. Преобладание отрицат.заряда указывает на избыток электронов.

Электризация может быть осуществлена:

  1. посредством трения (т.е. непосредственного механического контакта двух физ.тел);
  2. за счет электропроводности (при прикосновении заряженного металлического тела к нейтральному металлическому же);
  3. через влияние (при поднесении к нейтральному металлич.стержню заряженного тела).

Зарядить можно пластмассу (или эбонит, или фольгу), потерев о шерсть, стекло – о шелк, и др.

При поднесении в нейтральному физ.телу заряженного, происходит перераспределение в нем заряженных частиц таким образом, что в его части, наиболее близко расположенной возле заряженного тела, будут сконцентрированы заряженные частицы противоположного знака, а в части наиболее удаленной – частицы того же знака. Например, если к нейтральному телу поднести отрицательно заряженное, то в той его части, которая размещена ближе всего к заряженному телу, соберутся положительно заряженные частицы, а в противоположной – отрицательно заряженные.

Электроскоп

Электроскоп – прибор для обнаружения заряженных физ.тел, а также для сравнения их зарядов.

Электроскоп имеет металлический корпус. Передняя и задняя – видимые, использующиеся для наблюдения – стенки выполнены из стекла. Внутри устройства вставлен металлический стержень, на конце которого прикреплены легкоподвижные «лепестки» (обычно из алюминия). Лепестки предназначены для реагирования на контакт с заряженными физ.телами; они взаимно отталкиваются, когда им передается часть заряда от заряженного тела, с которым контактирует прибор. Контакт обеспечивается прикосновением к верхней (наружной) части стержня. При таком контакте лепестки отклоняются от своего состояния равновесия. В равновесии (когда электроскоп автономен, т.е. не контактирует с заряженным телом) лепестки находятся в вертикальном – отвесном – положении. При этом угол отклонения лепестков будет тем большим, чем больше заряд физ.тела, с которым контактирует электроскоп.

Стержень электроскопа отделен от его корпуса втулкой (пробкой) из пластмассы или другого материала, являющегося диэлектриком.

Закон сохранения заряда

Алгебраическая (числовая) сумма зарядов физ.тел в замкнутой электрической системе не изменяется. Это означает, что заряды могут перераспределяться между телами, но теряться – т.е. перетекать вне системы – не могут.

Разбор типовых вариантов заданий №11 ОГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла шесть электронов. Каким стал заряд пластины?

Алгоритм решения:
  1. Анализируем условие. Определяем, что произойдет при потере 6 электронов.
  2. Находим величину заряда пластины после потери 6 электронов.
Решение:
  1. По условию пластина имеет положительный заряд. Это возможно в случае, когда существует нехватка электронов и преобладает заряд атомных ядер. Если же пластина потеряла часть своих электронов, то это может означать только одно: положит.заряд атомных ядер преобладает еще больше, т.е. пластина будет иметь еще больший положительный заряд.
  2. Изначально заряд составлял 10е. Потеря 6 электронов означает, что разница в кол-ве протонов и электронов станет равной 10е+6е=+16е. Полученный результат соответствует варианту ответа 3.

Первый вариант (Камзеева, № 3)

Подвешенный на тонкой нити легкий пластмассовый шарик притягивается к поднесенной положительно заряженной палочке. Что можно сказать о заряде шарика?

А. Шарик не заряжен.

Б. Шарик имеет избыточный отрицательный заряд.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Оба утверждения верны
  4. Оба утверждения неверны
  1. Анализируем условие в контексте утверждения А. Определяем его истинность.
  2. Анализируем условие в контексте утверждения Б. Определяем его истинность.
  3. Находим правильный вариант ответа.
  1. Если шарик не заряжен, то при поднесении к нему заряженной положительной палочки произойдет электризация через влияние. И теперь шарик находится в эл.-статическом поле палочки. В результате в части шарика, близкой к палочке, скопятся отрицательные заряды, а с противоположной его стороны – положительные.

Поскольку расстояние между частью шарика со скопившимися отрицательными зарядами и палочкой меньше, чем между областью шарика со скопившимися положительными зарядами и палочкой, то сила притяжения шарика и палочки будет больше, чем сила их отталкивания. Это означает, что шарик будет притягиваться к палочке, что и оговорено в условии. Следовательно, утверждение А верно.

Если предположить, что у шарика имеется избыточный отрицат.заряд, то при поднесении к нему положит.заряженной палочки тем более будет происходить притяжение шарика к ней. Следовательно, утверждение Б верно. Итак, оба утверждения верны. Это соответствует варианту ответа №3.

Второй вариант (Камзеева, № 5)

Незаряженный электроскоп 1 соединили деревянным стержнем с таким же отрицательно заряженным электроскопом 2. (см. рис.).


  1. второй электроскоп разрядится
  2. первый электроскоп приобретет положительный заряд
  3. первый электроскоп останется незаряженным
  4. оба электроскопа станут отрицательно заряженными
  1. Анализируем условие и, соответственно, происходящие процессы.
  2. Делаем вывод относительно правильного варианта ответа.
  1. Соединяет электроскопы дерево, которое является диэлектриком. Для зарядки незаряженного электроскопа требуется контакт с проводником. Только в этом случае избыточные заряды будут перебегать от заряженного прибора к незаряженному. Однако сухое дерево проводником не является
  2. Вывод: Электроскоп 1 при оговоренных условиях зарядить не представляется возможным. Следовательно, правильным вариантом ответа является №3.

Третий вариант (Камзеева, № 10)

Металлический шарик 1, имеющий заряд +q, приводят поочередно в соприкосновение с двумя такими же шариками 2 и 3, имеющими соответственно заряды –2q и +q. (Все шарики укреплены на изолирующих подставках.)

Какой заряд в результате останется на шарике 2?

  1. Определяем, какой заряд окажется на шариках 1 и 2 после их взаимодействия.
  2. Определяем, какой заряд окажется на шариках 1 и 3 после их взаимодействия.

  1. При взаимодействии, описанном в условии, выполняется з-н сохранения заряда. Найдем суммарный заряд системы зарядов 1 и 2: +q+(–2q)=–q. Известно, что поскольку шарики одинаковы (по условию), то после взаимодействия заряды распределятся в них поровну. Это означает, что станет:
  2. При взаимодействии шариков 1 и 3 их суммарный заряд станет равным: . Это соответствует варианту ответа №3.

Металлическая пластина имеющая положительный заряд равный 10

Тип 8 № 8874

Имеются два одинаковых проводящих шарика. Одному из них сообщили электрический заряд +8q, другому −4q. Затем шарики привели в соприкосновение и развели на прежнее расстояние. Какими стали заряды у шариков после соприкосновения? Ответ запишите в формате −(+)1q.

По закону сохранения заряда, полный заряд системы остается неизменным:

После соприкосновения заряды шариков будут одинаковы и равны

Тип 8 № 8875

Имеются два одинаковых проводящих шарика. Одному из них сообщили электрический заряд +10q, другому −2q. Затем шарики привели в соприкосновение и развели на прежнее расстояние. Какими стали заряды у шариков после соприкосновения? Ответ запишите в формате −(+)1q.

Аналоги к заданию № 8874: 8875 Все

Тип 8 № 14300

Два одинаковых металлических шарика, заряженных положительными зарядами q1 и q2, привели в соприкосновение. При этом заряд второго шарика увеличился в 1,5 раза и стал равен q'2 = 9 нКл. Чему был равен заряд (в нКл) первого шарика q1 до соприкосновения?

По закону сохранения заряда Так как шарики одинаковые, то По условию заряд второго шарика увеличился в 1,5 раза. Значит, его заряд был равен Отсюда

Тип 8 № 14325

Два одинаковых металлических шарика, заряженных положительными зарядами q1 и q2 = 2 нКл, привели в соприкосновение. При этом заряд второго шарика увеличился в 2 раза. Чему был равен заряд (в нКл) первого шарика q1 до соприкосновения?

По закону сохранения заряда Так как шарики одинаковые, то По условию заряд второго шарика увеличился в 2 раза. Значит, его заряд стал равен Отсюда

Тип 8 № 14200

Одному из двух одинаковых проводящих шариков сообщили заряд +6 нКл, другому — заряд −2 нКл. Затем шарики соединили проводником. Чему будет равен заряд (в нКл) каждого из шариков после соединения?

Шарики одинаковые, поэтому после соединения они будут иметь равный заряд. По закону сохранения заряда

Тип 8 № 14225

Одному из двух одинаковых проводящих шариков сообщили заряд −10 нКл, другому — заряд –2 нКл. Затем шарики соединили тонким проводником. Чему будет равен заряд (в нКл) каждого из шариков после соединения?

Аналоги к заданию № 14200: 14225 Все

Тип 8 № 8869

Одному из двух одинаковых металлических шариков сообщили заряд , другому — заряд . Затем шарики соединили проводником. Какими станут заряды шариков после соединения? Ответ запишите в формате −1q.

После соединения шариков проводником заряд перераспределится. Поскольку шарики одинаковые, заряд перераспределиться равномерно. Суммарный заряд двух шариков равен −10q, следовательно, после соединения каждый из них будет иметь заряд −5q.

Задания Д11 № 280

К одному из незаряженных электрометров, соединенных проводником, поднесли отрицательно заряженную палочку. Как распределится заряд на электрометрах?

1) на электрометре 1 будет избыточный положительный заряд, на электрометре 2 — избыточный отрицательный заряд

2) на электрометре 1 будет избыточный отрицательный заряд, на электрометре 2 — избыточный положительный заряд

3) оба электрометра будут заряжены положительно

4) оба электрометра будут заряжены отрицательно

Заметим, что палочку подносят, но не касаются ею электрометра, поскольку палочка заряжена отрицательно, то она притягивает положительные заряды, на электрометре 1 образуется избыточный положительный заряд. При этом будет создан недостаток положительных зарядов на втором электрометре, или, что тоже самое, избыток отрицательного заряда.

Правильный ответ указан под номером 1.

Аналоги к заданию № 280: 5941 Все

Тип 8 № 8867

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла шесть электронов. Каким стал заряд пластины? Ответ запишите в формате +1e.

Так как заряд электрона отрицателен и равен −е, то после потери 6 электронов пластина будет обладать зарядом +16е.

Тип 8 № 8870

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины? Ответ запишите в формате −(+)1e.

Положительный заряд означает недостаток электронов. Поскольку пластина потеряла четыре электрона, это означает, что заряд стал равен +14e.

Аналоги к заданию № 8867: 8870 8872 Все

Тип 8 № 8872

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10e, при освещении потеряла восемь электронов. Каким стал заряд пластины? Ответ запишите в формате −(+)1e.

Так как заряд электрона отрицателен и равен −е, то после потери 8 электронов пластина будет обладать зарядом +18е.

Задания Д11 № 253

К середине массивного проводника, соединяющего два незаряженных электрометра, поднесли отрицательно заряженную палочку. Как распределится заряд на электрометрах?

3) оба электрометра будут заряжены положительно, а массивный проводник отрицательно

4) оба электрометра будут заряжены отрицательно, а массивный проводник положительно

Поскольку заряд поднесённой палочки отрицательный, в массивном проводнике возникнет индуцированный положительный заряд. Таким образом, электрометры будут заряжены отрицательно.

Задание №11 ОГЭ по физике

Закон сохранения электрического заряда


Электричество — везде, и не только в розетках. Оно встречается, когда мы гладим собаку, отклеиваем пищевую пленку или приклеиваем скотч.

О чем эта статья:

8 класс, 10 класс

Электрический заряд

Электрический заряд — это физическая величина, которая определяет способность тел создавать электромагнитное поле и принимать участие в электромагнитном взаимодействии.

Мы состоим из клеток, клетки состоят из молекул, молекулы в свою очередь состоят из атомов, а атомы — из ядра и электронов. Ядро состоит из протонов и нейтронов.

Протон — это частица, которая заряжена положительно, нейтрон — нейтрально, а электрон — отрицательно. Электроны вращаются по орбитам, которые во много раз больше, чем размер электрона.


Размер электрона с размером орбиты можно сравнить так: представьте футбольный мяч и футбольное поле. Во сколько раз поле больше мяча, во столько же раз орбита больше, чем электрон.

протон нейтрон электрон

Как мы уже выяснили, электрические заряды бывают положительными и отрицательными. Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются:

ядро

А вот измерять Электрический заряд мы будем в Кулонах [Кл]. Нет, не тех, что болтаются на цепочке. Шарль Кулон — это физик, который изучал электромагнитные явления.

физика разрядов

Электризация

Чтобы разобраться с тем, как тело приобретает электрический заряд и сохраняет его, нам для начала нужно поближе познакомиться с протоном и электроном. Протон — ленивый и неповоротливый — он точно не будет никуда перемещаться, если мы не переместим атом целиком.

А вот электрон — парень подвижный, и ему перебежать с одного атома на другой — ничего не стоит.

Шарль Кулон

Мы поговорим о двух типах электризации: электризация соприкосновением и электризация трением.

  • Электризация соприкосновением — это процесс, при котором мы берем два проводящих тела: отрицательно заряженное и нейтральное.

Свободные электроны переходят с незаряженного тела на нейтральное. А если мы возьмем положительно заряженное тело вместо отрицательного, то свободные электроны перейдут с нейтрального тела, чтобы уравновесить заряды.

  • Электризации трением — это когда мы берем два незаряженных тела и трем их друг о друга.

Электроны переходят от одного тела к другому и в отличии от электризации соприкосновением заряжаются противоположными по знаку и равными по модулю зарядами.

То есть при соприкосновении заряд раздают одного знака и поровну. Как если бы ты поделился с другом конфетами, которых у тебя с избытком.

При трении наоборот — заряды у тел будут разных знаков, но также в одинаковом количестве. Например, у вас есть равное количество денег в рублях и долларах, и у меня аналогичная ситуация с той же суммой. Вы решили лететь в США, а мне как раз доллары не нужны. Чтобы не ходить в банк, мы можем просто поменяться. Тогда у вас будут только доллары, а у меня — только рубли. Главное, договориться про курс :)

Давайте решим пару задач по этой теме.

Задачка один

Из какого материала может быть сделан стержень, соединяющий электрометры, изображённые на рисунке?

протон и электрон

Решение:

Он может быть сделан либо из проводника, либо из диэлектрика. Проводник пропускает через себя заряды, а диэлектрик — нет. Если мы посмотрим на показания электрометров, то увидим, что они отличаются.

Как мы помним, при соприкосновении заряды уравниваются по величине (один электрометр делится конфетами с другим). В данном случае никто ни с кем не делился, это значит, что стержень не пропускает — он диэлектрик. И стекло, и эбонит являются диэлектриками. Значит подходят оба варианта!

Ответ: стержень может быть сделан как из стекла, так и из эбонита.

Задачка два

В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен при трении не происходил?

А) количество протонов на стеклянной линейке

Б) количество электронов на шёлке

Вспомните, как мы охарактеризовали протон: он ленивый и неподвижный! Значит количество протонов ни на стеклянной линейке, ни на шелке измениться просто не может. Мы же не отламываем кусок линейки вместе с атомами, из которых она состоит. А вот электроны охотно перемещаются. Нам известно, что линейка приобрела положительный заряд. Получается, электроны сбежали от нее к шелку. Следовательно, количество электронов на шелке увеличилось.

Ответ: количество протонов на стеклянной линейке не изменилось, а количество электронов на шелке увеличилось.

Классический курс физики для 10 класса поможет разобраться в законе сохранения заряда и других непростых темах.

Электростатическая индукция

Кажется, с электризацией разобрались. Теперь разберемся, что произойдет, если мы поднесем одно тело к другому, но не вплотную. Произойдет такое явление, как электростатическая индукция — явление перераспределения зарядов в нейтрально заряженных телах.

Давай разбираться на примере задачи:

На нити подвешен незаряженный металлический шарик. К нему снизу поднесли положительно заряженную палочку. Как изменится при этом сила натяжения нити?

Пример решения задачи

Решение:

Здесь важно подчеркнуть, что незаряженный — значит заряжен нейтрально. То есть в теле равное количество положительных и отрицательных зарядов.

Электроны металлического шарика будут перемещаться вниз и притягиваться к поднесенной положительной палочке. В результате шарик притягивается к палочке, следовательно, сила натяжения нити увеличивается.

Ответ: сила натяжения нити увеличивается

Поляризация диэлектрика

Давайте возьмем два, на первый взгляд, одинаковых задания из ЕГЭ.

Задание 1

Если к незаряженному металлическому шару поднести, не касаясь, точечный положительный заряд, то на стороне шара, ближайшей к заряду, появится отрицательный заряд. Как называется это явление?

Мы только что это разобрали: это электростатическая индукция.

Задание 2

Если к незаряженному диэлектрическому шару поднести, не касаясь, точечный положительный заряд, то на стороне шара, ближайшей к заряду, появится отрицательный заряд. Как называется это явление?

Кажется, что очень похоже на электростатическую индукцию, но это явление будет называться поляризация. В чем разница:

В первом случае — это проводник, а во втором — диэлектрик. Если не вдаваться в подробности, то поляризация диэлектрика — процесс, очень похожий по природе своей на электростатическую индукцию, только происходит в непроводящих материалах.

И последнее, о чем мы сегодня поговорим — этот закон сохранения заряда

Алгебраическая сумма зарядов электрически замкнутой системы сохраняется.

Закон сохранения заряда

q1, q2, q3, …, qn — заряды электрически замкнутой системы [Кл]

Задачка раз

У нас есть два металлических шарика. Один имеет положительный заряд 2q, а другой — отрицательный −3q. Шарики соприкасаются, после чего их разъединяют. Каков конечный заряд каждого шарика?

Для решения этой задачи нам нужно найти алгебраическую сумму зарядов.

Это суммарный заряд шариков и до, и после и во время взаимодействия.

Так как суммарный заряд сохраняется, но шарики соприкоснулись, суммарный заряд разделится между всеми шариками поровну. То есть нам нужно суммарный заряд просто поделить на количество шариков — на 2.

И это ответ к нашей задаче.

Ответ: конечный заряд каждого шарика будет равен −0,5 Кл.

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10е, при освещении потеряла шесть электронов. Каким стал заряд пластины?

У положительно заряженной пластины 10e забрали 6 электронов. Заряд одного электрона равен −е. Спасемся математикой и посчитаем:

q = q₀ − 6(−e) = 10e + 6e = 16e

Красный знак «минус» образуется из-за того, что мы «отнимаем» электроны, а зеленый — из-за того, что электрон отрицательный. «Минус на минус» дает плюс, поэтому мы получаем 10e + 6e = 16е.

Ответ: 16е

Задачка три

Имеются два одинаковых проводящих шарика. Одному из них сообщили электрический заряд +8q, другому −4q. Затем шарики привели в соприкосновение и развели на прежнее расстояние. Какими стали заряды у шариков после соприкосновения?

Решение:

По закону сохранения заряда сумма зарядов в замкнутой системе остается постоянной.

Два шарика привели в соприкосновение и развели, значит их суммарный заряд разделится между шариками поровну.

Ответ: заряд каждого шарика равен 2q.

Закон Кулона и связь с гравитацией

Мы уже упоминали Шарля Кулона. В честь него названа единица измерения заряда — Кулон. Он придумал закон о взаимодействии зарядов.

Закон Кулона

k — коэффициент пропорциональности

(Н · м 2 )/Кл 2 — электрическая постоянная

— диэлектрическая проницаемость среды — показывает во сколько раз сила электростатического взаимодействия в вакууме больше силы в среде (в вакууме равна 1)

q1 — заряд первого тела [Кл]

q2 — заряд второго тела [Кл]

r — расстояние между телами [м]

F — сила электростатического взаимодействия (кулоновская) [Н]

Мы уже знаем, что заряды бывают положительными и отрицательными. Одноименные заряды отталкиваются, а разноименные — притягиваются. Это значит, что сила направлена туда же, куда заряд будет стремиться двигаться.

Например, у положительного заряда сила будет направлена в сторону отрицательного, если он есть где-то поблизости, и от положительного, так как одноименные заряды отталкиваются.

Согласно третьему закону Ньютона, силы одной природы возникают попарно, равны по величине, противоположны по направлению. Если взаимодействуют два неодинаковых заряда, сила, с которой больший заряд действует на меньший (В на А) равна силе, с которой меньший действует на больший (А на В).

третий закон Кулона

Интересно, что у различных законов физики есть некоторые общие черты. Вспомним закон тяготения. Сила гравитации также обратно пропорциональны квадрату расстояния, но уже между массами. И невольно возникает мысль, что в этой закономерности таится глубокий смысл. До сих пор никому не удалось представить тяготение и электричество, как два разных проявления одной и той же сущности.

Сила и тут изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния, но разница в величине электрических сил и сил тяготения поразительна. Пытаясь установить общую природу тяготения и электричества, мы обнаруживаем такое превосходство электрических сил над силами тяготения, что трудно поверить, будто у тех и у других один и тот же источник. Нельзя говорить, что одно действует сильнее другого, ведь все зависит от того, какова масса и каков заряд.

Рассуждая о том, насколько сильно действует тяготение, мы не вправе говорить: «Возьмем массу такой-то величины», потому что мы выбираем ее сами. Но если мы возьмем то, что предлагает нам сама Природа: ее собственные числа и меры, которые не имеют ничего общего с нашими дюймами, годами — с любыми нашими мерами, вот тогда мы можем сравнивать.

Мы возьмем элементарную заряженную частицу, например, электрон. Две элементарные частицы, два электрона, за счет электрического заряда отталкивают друг друга с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними, а за счет гравитации притягиваются друг к другу опять-таки с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния.

Закон всемирного тяготения

F — сила тяготения [Н]

M — масса первого тела (часто планеты) [кг]

m — масса второго тела [кг]

G — гравитационная постоянная

G = 6,67 · 10 −11 м 3 · кг −1 · с −2

Тяготение относится к электрическому отталкиванию, как единица к числу с 42 нулями. Да, это огромное число! Исследователи перебирали все большие числа, чтобы понять — откуда это взялось. Одно из таких больших чисел — это отношение диаметра Вселенной к диаметру протона — как ни удивительно, это тоже число с 42 нулями. Нормально так перебрали.

Если вы смотрели Рика и Морти, то знаете о теории параллельных вселенных и о том, что эти вселенные расширяются. Из-за расширения вселенной постоянная сила тяготения меняется. Хотя эта гипотеза еще не опровергнута, у нас нет никаких свидетельств в ее пользу. Наоборот, некоторые данные говорят о том, что постоянная сила тяготения не менялась таким образом. Это громадное число по сей день остается загадкой.

От расширяющихся вселенных и мультиков перейдем к чему-то более приземленному — к задачам.

Расстояние между двумя точечными электрическими зарядами уменьшили в 3 раза, каждый из зарядов увеличили в 3 раза. Во сколько раз увеличился модуль сил электростатического взаимодействия между ними?

Возьмем закон Кулона.

Если расстояние уменьшилось в 3 раза, то знаменатель уменьшился в 9 раз. Каждый из зарядов увеличился в три раза, значит числитель увеличился в 9 раз. Уменьшаем знаменатель в 9 раз, тем самым увеличивая всю дробь в 9 раз, увеличиваем числитель в 9 раз, получаем, что вся дробь увеличилась в 81 раз. И это ответ.

Ответ: модуль сил электростатического взаимодействия увеличится в 81 раз.

Задачка два (последняя!)

Два одинаковых маленьких отрицательно заряженных металлических шарика находятся в вакууме на достаточно большом расстоянии друг от друга. Модуль силы их кулоновского взаимодействия равен F1. Модули зарядов шариков отличаются в 5 раз.

Если эти шарики привести в соприкосновение, а затем расположить на прежнем расстоянии друг от друга, то модуль силы их кулоновского взаимодействия станет равным F2. Определите отношение F2 к F1.

Читайте также: