Металлическая труба в канаву

Обновлено: 04.10.2024

Разновидности въезда на участок через канаву – материалы и конструкции

Сегодня в статье расскажем о нередко встречаемой ситуации в загородном строительстве. Это когда участок, выделенный под строительство загородного дома, располагается за каналом или канавой. Подъехать к стройплощадке напрямую не получается, а засыпать препятствие не позволяют природные условия. Поэтому перед владельцем земельного надела встает задача строительства переправы. Итак, разбираемся, как сделать въезд на участок через канаву.

Виды обустройства канавы для формирования въезда

Существует достаточно много способом соорудить переправу через канаву или канал. Есть среди них сложные технологии, где приходится использовать тяжелую технику, есть простые, которые проводятся практически вручную. Рассмотрим несколько вариантов, используемые на практике чаще всего.

Вариант №1 – бетонные плиты

Заезд на участок через канаву формируют дорожными плитами. Здесь несколько разновидностей железобетонных изделий, но чаще используют две:

  • 1П или 2П с размерами 3000х1750х170 мм;
  • ПДН с размерами 6000х2000х140 или 180 мм.

По размерам понятно, что выбор зависит от ширины канавы. Отметим, что это достаточно мощные плиты, которые легко выдержат груженый самосвал. Для покрытия канавы укладывают две плиты поперек препятствия.

Сами железобетонные изделия – материал тяжелый, если приплюсовать вес автомобиля, да еще груженого, то давление на грунт берегов канавы будет значительное. Чтобы избежать проседания почвы, а соответственно перекоса переправы, необходимо места укладки плит усилить. Как это делается:

  1. Снимают грунт на берегу на глубину 0,5 м.
  2. Засыпают щебень средней фракции слоем 10-20 см.
  3. Заливают бетонную стяжку толщиною 20-25 см. Для усиления можно уложить армирующий каркас из стальной арматуры, связанной в виде решетки с ячейками 20х20 см.
  4. После высыхания стяжки подъемным краном устанавливают плиты.

Для ускорения монтажного процесса от использования бетонного раствора можно отказаться. Вместо стяжки устанавливаются фундаментные блоки ФБ. Их высота 60 см, поэтому придется или углубить участок по берегу под монтаж плит, или установить их по обозначенным выше размерам. Во втором случае укладываемые дорожные плиты будут располагаться выше уровня берегов канавы. Для выравнивания делают щебеночную подсыпку с последующей укладкой асфальта или бетонного раствора. Можно провести облицовку камнем или тротуарной плиткой.


Если канава достаточно широкая и одной плитой ее не покрыть, то уменьшают русло препятствия. Для этого используют бетонные плиты только другого назначения. К примеру, для перекрытий или стеновые.

  1. Их устанавливают на дно канала, как говориться «на попа», то есть на ребро. Используют подъемный кран.
  2. Пространство между ними и берегом засыпают грунтом.
  3. Чтобы плиты не сложились внутрь, между ними ставят распорки, к примеру, из металлического профиля или стальной трубы.
  4. После укрепления укладывают сами дорожные плиты с помощью подъемного крана.

Если препятствие не широкое, то устройство въезда на участок через канаву формируют трубой. Лучше использовать железобетонные изделия. Они сегодня предлагаются производителями разного сечения, так что под ширину канала найти будет несложно. Ее просто укладывают на дно канавы, засыпают грунтом, а сверху укладывают железобетонные плиты.

Видео описание

В видео показано, как сооружают проезд из бетонных плит и трубы через канаву:

Проезд через канал, сформированный дорожными плитами, прочная конструкция. Выше обозначенных три варианта – это всего лишь небольшая часть того, как провести обустройство въезда на участок с помощью плитного помоста. Основная задача производителя работ – создать прочные опорные конструкции под укладываемые плиты. Вот несколько вариантов опор:

  • стальные трубы, уложенные поперек канавы, под каждую плиту по две трубы;
  • бревна, обработанные горячим битумом или битумной мастикой;
  • швеллер или двутавр.

На фото ниже показана интересная конструкции опоры, которая сам выдержит большой вес, не говоря уже об уложенных поверх нее железобетонных плит. Кстати, именно в таком состоянии без покрытия ее и используют. Но это относится уже ко второму основному варианту.


Вариант №2 – металл и дерево

Вместо железобетонных плит используют другие материалы: пиломатериалы, металлический профиль и листовое железо. Надо сразу обозначить, что последний вариант – удовольствие не из дешевых. Для переездов через канавы использовать б/у металл не рекомендуется. К тому же собрать конструкции такого типа – непросто, требуется электросварка и сварщик высокой квалификации. Здесь любителям не место, слишком опасный участок в плане нагружения переправы.

Можно подойти к решению проблемы въезда на дачный участок через канаву и с более дешевой стороны, используя пиломатериал. По сути, надо построить мост. Он небольшой, но требования к нему ничем не слабее, чем к плитной переправе. Ведь по такому мосту будет проезжать автомобиль.

В качестве опор здесь используют брус с минимальным сечением 250х250 мм. Можно использовать бревна. Их укладывают краями по берегам канавы с шагом 1,5 м. Концы брусов, которые укладываются на грунт, обязательно гидроизолируют: обмазывают битумной мастикой и оборачивают рубероидом. Оптимально, если гидроизоляцию проводят в два слоя.

Поперек уложенных опор настилают доски толщиною 50 мм. Если по сооружаемой конструкции будут проезжать груженые самосвалы или другой вид грузового автотранспорта, перевозя на строительную площадку стройматериалы, то лучше шаг укладки брусов сократить. Поверх них поперек уложить бревна или брусы меньшего сечения, а затем доски. Должно получить примерно так, как на верхней фотографии. Конечно, конструкция должна иметь более презентабельный внешний вид.


Вариант №3 – насыпь с дренажной трубой

Этот вариант обустройства въезда на участок через канаву используют чаще остальных. Он проще в проведении работ и дешевле. Все зависит от ширины и глубины препятствия.

Если канава небольшая, то в нее укладывают трубу (металлическую, асбестовую, пластиковую или бетонную), засыпают грунтом, а поверх полученного проезда укладывают прочный настил. Это может быть бетонная стяжка, или как в первом варианте железобетонная плита, асфальт, тротуарная плитка и другой стройматериал, используемый для покрытия дорожек.

Полезный совет, если для проезда используется пластиковая труба, то надо учитывать, что она не выдерживает точечные нагрузки, то есть давление от камней, боя кирпича и прочих материалом с острыми краями. Поэтому перед ее укладкой на дно канавы засыпают песок, укладывают трубу, которую сверху опять засыпают песчаным слоем. А уже сверху можно сыпать щебень или гравий.

Если канава глубока и широкая, то при засыпке трубы края насыпи будут все время обваливаться, что снизить прочностные характеристики всего сооружения. Поэтому края сооружения усиливают. Обычно для этого используют бетон или камень.

К примеру, на фото ниже, края проезда собрали из камня. Сделали стенки, которые сдерживают насыпь от разрушения и вымывания.

На следующем фото точно такая же конструкция, только залитая из бетонного раствора. Она сложнее в том, что для заливки бетона надо собрать опалубку по краям насыпи. Залитые стенки выдерживаются в опалубке неделю. К тому же их внутренние плоскости рекомендуется гидроизолировать, используя битумную мастику. После чего пространство между стенками засыпается грунтом, щебнем или песком.


Заключение по теме

Как видите, тип обустройства канавы вдоль участка зависит от размеров самого препятствия. Если это небольшая траншея, то оптимальный вариант – уложенная в нее труба, засыпанная грунтом. Если это широко и глубоко выкопанное сооружения, то придется раскошелиться, чтобы приобрести дорогие строительные материалы. К тому же для укладки многих потребуется тяжелая техника, услуги которой придется оплатить. Но если въезд через канаву делается для постоянной эксплуатации, то не стоит на этом сооружении экономить.

Какие трубы следует выбрать для канавы на заезд?

Дренажные системы канализации выполняют крайне важные функции – отводят лишнюю воду с участка. Отвод, как правило, организуется наружу, в канаву, ближайший выход ливневой центральной канализации и т.д.

Дренажный канал под заездом

Дренажный канал под заездом

На частных участках до сих пор распространены канавы по периметру проездной дороги. Они действительно имеют свои преимущества. Мы же в этой статье расскажем, как можно положить трубу в канаву на заезд, то есть образовать своего рода тоннель для сточных вод, оставив возможность свободного проезда техники на участок.

Основные нюансы

Канава по периметру дороги выполняет очень важные функции. Именно в нее стекает вода от дождя или талого снега, освобождая дорогу от осадков.

В деревнях и удаленных от города участках организовать центральную систему отвода стоков, в особенности атмосферных – дорого и сложно, поэтому люди обходятся более практичными вариантами.

Канавы также становятся своего рода водостоком, собирающим всю лишнюю воду как с дороги, так и с самого участка. Единственная проблема – прохождение техники и вообще соединение участка с дорогой.

Подготовка заезда над дренажной бетонной трубой

Подготовка заезда над дренажной бетонной трубой

Для этого необходимо организовать мостик, достаточно прочный, чтобы он выдерживал автомобиль. Причем не только легковой, но и грузовой. Никто ведь не знает, что вам может потребоваться в будущем.

Для таких задач ставится труба в канаву. Говорят также, что ставят трубу в канаву на заезд, то есть организовывают мост с интегрированной в нем трубой, которая не будет препятствовать протоку по канаве жидкости.

Положить трубу для канавы на заезд нужно правильным образом. А перед этим необходимо выбрать идеальный материал, в противном случае труба для канавы на заезд либо не выдержит наружного давления, либо просто разрушиться с течением времени (не слишком долгого).

Выбор материала

Трубы для канавы нагруженной сверху, выбирают по нескольким базовым характеристикам. Они должны иметь достаточный уровень кольцевой жесткости. Не имеет значения, что поверх канавы, скорее всего, зальют бетонный мост. Бетон всего лишь распределяет и передает нагрузки, но он не может полностью их устранить.

Не говоря уже о том, что бетонные конструкции со столь мелкими габаритами в принципе не способны на что-то большее, чем передача несущих усилий.

Стальные трубы для канав

Стальные трубы для канав

Также трубы для канавы необходимо делать долговечными. Они постоянно находятся в, скажем так, неблагоприятных условиях. Сырость, вода, мокрый грунт, огромное количество бактерий, постоянные циклы заморозки – это только малая часть всех рабочих условий. Следовательно, материал для дренажных труб необходимо выбирать тщательно, с учетом особенностей будущей эксплуатации.

Из самых популярных и востребованных вариантов выделяют образцы:

  • стальные;
  • бетонные;
  • пластиковые.

Сталь в качестве материала для дренажных трубопроводов – не лучший выбор. Особенно с учетом сегодняшних реалий и наличия в огромном количестве пластиковых аналогов. Однако раньше ее использовали практически везде. Сталь прекрасно держит наружные нагрузки, обладает достаточным уровнем кольцевой жесткости.

Будучи подверженной коррозии, она все же сохраняет рабочий вид в течение десятков лет, а для дренажных каналов большего и не требуется.

Бетонные каналы – второй по популярности вариант. С бетоном все и так ясно. Он легко добывается, относительно дешев, и обладает отличным сопротивлением коррозии.

Железобетонная дренажная труба, готова к установке

Железобетонная дренажная труба, готова к установке

Желательно закупать железобетонные изделия. Они сейчас являются общепризнанным стандартом, и в качестве труб для канавы на заезд очень даже востребованы.

Аналогом бетона может стать асбестоцемент – раньше популярный материал, используемый на крупных стройках. Сейчас асбестоцементные трубы вышли из применения, но их все еще хватает в избытке, и продаются они дешево.

Пластиковые гофрированные трубы

Если говорить о современной продукции, то пластиковая труба в канаву – безусловно, лучший вариант. Подразумевается модель гофрированная. Ее следует рассмотреть подробнее.

Пластик, как вы уже наверняка знаете – в строительной сфере произвел настоящий прорыв. В особенности это касается сантехники. При всей своей легкости и дешевизне, он прочен, имеет хорошую жесткость, не поддается внешним влияниям.

Это касается как труб малогабаритных, предназначенных для внутреннего применения, так и крупных.

К классу крупных трубопроводных изделий относят и гофрированные полимерные модели. Гофрированными их называют благодаря наружному каркасу из выгнутых пластиковых ребер. Ребра позволяют образовать своего рода защитный скелет, увеличивающий кольцевую жесткость конструкции в несколько раз.

Гофрированные пластиковые трубы

Гофрированные пластиковые трубы

Производить гофрированную трубопроводную продукцию нужно по специальной технологии, довольно дорогой стоит заметить, поэтому выпускают их преимущественно для наружного применения и только в больших диаметрах.

Стандартная пластиковая труба для канав дренажного типа с гофрированным корпусом состоит из двух слоев. Наружный – слой гофрированного пластика высокой прочности, внутренний – гладкое покрытие, не препятствующее прохождению стоков.

К преимуществам такой продукции также следует отнести удобство в плане монтажа. Вам не нужно тратить время на привлечение техники, людей, развертывание крана и т.д. Укладка гофрированных труб для канав производится своими руками. Достаточно иметь несколько помощников.

В то время как бетонные конструкции даже сравнительно небольшие, монтировать можно при наличии подвесной техники и достаточного опыта.

Укладка труб в канаву (видео)

Монтаж

Рассмотрим технологию укладки труб для канав дренажа. Здесь нужно соблюдать несколько правил и четко следовать инструкции.

  1. Раскапываем траншею глубиной до 1 метра со стенками с уклоном.
  2. Утрамбовываем грунт на дне.
  3. Делаем песчаную подушку.
  4. Устанавливаем трубу на подушку.
  5. Засыпаем канаву песком.
  6. Монтируем сверху подушку из щебня. Желательно брать щебень с гранитной крошкой средней фракции.
  7. Настилаем слой геотекстиля.
  8. Устанавливаем опалубку для верхнего бетонного каркаса.
  9. Заливаем бетон.
  10. Настилаем наружный декоративный слой или асфальтовое покрытие.

Желательно действовать по порядку и не игнорировать ни один из пунктов. Ведь каждый из них очень важен.

Монтаж канала с помощью трактора

Монтаж канала с помощью трактора

Так, наличие песчаной подушки защищает наружный слой трубы от повреждений, преждевременного промерзания и т.д. Он также хорошо заполняет щели между стенками канавы и границами дренажного канала. Очень важно убедиться в том, что вода будет течь именно по трубе, а не мимо нее.

Наличие слоя щебня стабилизирует подложку и становится своего рода стабилизатором.

Геотекстиль распределяет нагрузки от будущей бетонной подготовки, при этом скрепляя основание под собой. Он также не дает воде напрямую просачиваться в щебень и размывать его.

С бетонной конструкцией поверх геотекстиля, думается, все и так понятно. Ее задача – распределение нагрузок. Совсем необязательно заливать ее вручную. Если у вас имеется, к примеру, бесхозная плита перекрытия, можете смело смонтировать ее. Главное, чтобы материал был в хорошем состоянии.

Теоретически обойтись можно и без него, заменив толстым слоем хорошо утрамбованного грунта и качественного асфальтного покрытия, однако на практике такие мостики серьезно уступают железобетонным в плане прочности и долговечности.

Как правильно выбрать трубы для прокладки в канаве на пересекающем заезде к дому

Как правильно выбрать трубы для прокладки в канаве на пересекающем заезде к дому

В частном секторе вдоль проезжей части нередко обустраиваются дренажные каналы. Чтобы попасть во двор, приходится их пересекать. В этих местах чаще всего формируется полноценная дорога для возможности проезда на автотранспорте. Чтобы при этом не нарушить вывод дождевой, талой и грунтовой воды, прокладывается труба в канаву. Рассмотрим, каким техническим требованиям должны отвечать те или иные образцы. Ознакомимся с основными правилами проведения монтажных работ.

Выбор материала

Каналы вдоль дорог среди прочего являются частью дренажной системы. Технически она устроена так, чтобы талая и дождевая вода в конечном итоге уходила в сторону от обслуживаемого участка. То есть в случае устройства пересекающего линию дорожного полотна необходимо обеспечить условия для свободного прохождения стоков под ним. С этой целью выполняется укладка трубы в канаву.

Подъезд к участку имеет многослойную структуру. Поверх протока формируется минеральная засыпка, грунт. Нередко площадка дополняется декоративным покрытием. Все это в сумме помимо периодически проезжающего транспорта оказывает на канал большое давление. То есть среди технических характеристик одной из важнейших является механическая устойчивость. Также важны долговечность, химическая инертность, стойкость к воде и коррозии, перепадам температур. Перечисленным параметрам отвечают следующие разновидности труб:

В этой группе выделяются стальные заготовки несмотря на слабую устойчивость к коррозионным процессам. Однако благодаря прочим свойствам и защитному покрытию эксплуатационный срок достигает 30-40 лет. Изготавливаются каналы с большим диаметром и утолщенными стенками, поэтому по проезду допускается многократное движение транспорта.

Недостатком готовых изделий считается большой вес, что вынуждает включить в смету расходы на транспортировку и аренду техники для проведения монтажных работ. Масса объясняется высокой плотностью используемого в производстве раствора, утолщенными стенками. Дополнительно может присутствовать армирующий каркас для усиления трубы под заезд, например, для ассенизаторской машины или трактора, КамАЗа.

Полимерные изделия сравнительно с металлическими и бетонными заметно меньше весят и дешевле стоят. Для монтажа не приходится арендовать спецтехнику. Необходимой механической прочностью обладают образцы с гофрированными снаружи стенками. Как правило, устанавливаются каналы с многослойной структурой. Они крепче, дольше служат и за счет гладкой внутренней поверхности здесь минимизируется вероятность засорения.

Рекомендуемые характеристики материалов

Так как речь идет о дренажной канаве, в которой практически всегда присутствует вода, металлические изделия в частном секторе практически не используются. В стоках часто присутствуют песок, мелкие камни и прочие твердые частицы способные оказывать абразивное воздействие на защитное покрытие внутренних стенок. Это становится причиной скорого появления ржавчины. В конечном итоге владельцы частных домов и дачных участков, как правило, выбирают бетонные трубы для канавы либо пластиковые.

Полимерные изделия

Из полиэтилена либо полипропилена высокой плотности специалисты рекомендуют рассматривать двухслойные гофрированные каналы. Здесь прослойки надежно скрепляются путем спайки, то есть по факту изделия монолитные. Они могут иметь следующие параметры:

  • диаметр поперечного сечения – от 200 до 1000 мм;
  • суммарная толщина стенки – от 22 до 140 мм;
  • длина – от 1 до 6 метров.

Важно, чтобы сырье для производства труб использовалось первичное. Если в составе содержится то или иное количество вторсырья, то это способствует снижению упругости гофрированной стенки. Проверить это можно путем надавливания на ребро. На качественное исполнение указывает быстрое восстановление изначальной формы. В зависимости от условий эксплуатации по степени жесткости изделия могут соответствовать SN 4, 6, 8 kH/кв.м.

Изделия из бетона

Для бетона характерна хрупкость. Поэтому для обеспечения долговечности и надежности специалисты рекомендуют прокладывать заготовки с армирующим каркасом. Раствор при этом использовать тяжелый марки М350. Трубы используются безнапорные со следующими параметрами:

  • диаметр в поперечном сечении – от 300 до 1200 мм;
  • толщина стенки – от 140 до 400 мм;
  • длина – от 2,5 до 5 метров;
  • вес – от 0,5 до 5 тонн.

Класс прочности на сжатии имеет стандартизированные значения в зависимости высоты насыпи из грунта над трубой на заезде во двор:

По водопроницаемости каналы должны соответствовать показателю W6. Это менее 6% по массе. Относительно морозостойкость минимальное значение должно соответствовать F200. Такие изделия способны 60-100 лет сохранять свойства и форму при температуре в пределах от -60 до + 200 градусов по Цельсию.

Особенности проведения монтажных работ

Одно из главных правил как положить трубу в канаву на заезд – обеспечение протекания всей воды через канал, чтобы исключить подмывание грунта под ним. Также важны мероприятия по созданию прочного основания и предотвращению разрушения насыпи для устройства дороги. Рассмотрим пошагово технологический процесс.

Подготовка

На этом этапе сначала укрепляются стенки канавы. Они должны создавать в поперечном сечении рва перевернутую трапецию. Далее выкапывается прямоугольная траншея на достаточную глубину, чтобы вся вода проходила через трубу. Грунт здесь стоит дополнительно утрамбовать. Стенки и дно с целью упрочнения укрываются прочным геотекстилем.

Следующий шаг – создание прочной основы. Чтобы исключить повреждение бетона или пластика, снаружи для засыпки используется только песок. Толщина подушки должна быть в пределах 200 мм. Если предполагается высокая нагрузка на заезд или почва характеризуется зыбкостью, то перед этим сначала трамбуется 100-150 мм щебня фракцией 5-20 мм. Для обеспечения самостоятельно стока воды в итоге основа должна иметь технический уклон в 20 мм на каждый погонный метр.

Укладка трубы

Технически правильной считается укладка трубы по центру канавы. Здесь стоит отметить, что корректировку положения заготовки лучше проводить в подвешенном состоянии. Так будет исключена вероятность повреждения геотекстиля, наружной стенки трубы. А засыпка сохранит заданную плоскость.

Формирование проезда

Здесь независимо от того какая труба используется для заезда на участок рекомендуется сначала собрать опалубку. Она позволит предотвратить засыпание выступающих краев канала. Также ограничения могут пригодиться для создания съемной формовочной конструкции под бетонный раствор. Такие борта часто практикуются, так как они надежно защищают проезд от последующего разрушения.


Нередко встречаются советы по созданию первого слоя над каналом из гравия. Но технически грамотно сначала создать безопасное «одеяло» толщиной порядка 300 мм из песка. Камни в отличие от него способны оказывать под давлением точечную нагрузку, что может привести к повреждению трубы. Мелкий щебень нужно уплотнять поверх песчаной засыпки слоем 200 мм. Далее идет еще одна прослойка из среднего и крупного гравия. Финишный вариант определяется планируемой наружной отделкой. Это могут быть асфальт либо тротуарная плитка поверх подушки или стяжки, просто песчано-гравийная смесь или грунт.

Заключительный этап

Канавы всегда остаются открытыми для природных осадков и листопада с мусором. Все это кроме прочего проходит через трубу и оказывает на ее внутренние стенки негативное воздействие. Чтобы минимизировать это явление, возле выступающих торцов рекомендуется устанавливать защитные решетки или сетки из металлических прутьев/проволоки. Так процесс профилактической очистки можно будет проводить реже, чем без «фильтрующих элементов».

В этом видео владелец дачного участка делится личным опытом по замене старой чугунной трубы в канаве на гофрированную пластиковую:

В этом видео дачник рассказывает про свой подход по устройству заезда через канаву с асбестоцементной трубой:


Коротко о главном

Если канаву пересекает въездная зона из насыпи, то необходимо для отвода талой и дождевой воды прокладывать трубопровод.

Для этого используются прочные трубы из стали, бетона или пластика.

Металлические изделия редко укладываются на частной территории из-за характерной неустойчивости материала к коррозии.

Для участков с повышенной нагрузкой предпочтение стоит отдавать бетонным изделиям с армирующим каркасом.

На слабо нагруженном заезде экономически выгоднее будет укладка двухслойной гофрированной трубы изготовленной из первичного полиэтилена или полипропилена.

Подготовка рабочего участка включает укрепление стенок под уклоном к центру, раскопку траншеи под трубу на глубины протекания сточных и грунтовых вод.

Котлован армируется геотекстилем.

Труба укладывается на плотную подушку с песком сверху.

Общая засыпка между бортами выполняется начиная с песка гравием разной фракции.

Как выбрать и правильно уложить трубу в канаву на заезд

Канава между дорогой и земельным участком — функциональная часть местности. Ее выкапывают, чтобы стекающие с проезжей части осадки не превращали территорию в болото. Однако она всегда становится препятствием для заезда машин. Решить проблему можно просто — обустроить переезд через канаву с использованием дренажной трубы (дрена).

Рассказываем, какая труба в канаву подойдет, и как правильно ее уложить. Для быстрого и надежного выполнения работ лучше привлечь опытных строителей. Но при наличии времени, желания и инструментов, вполне можно сделать заезд через канаву своими руками.

труба на заезд

Виды труб по материалу

Трубы для канавы должны обладать достаточным уровнем кольцевой жесткости. После укладки на них оказывает давление вес земли, воздействуют грунтовые, талые и дождевые воды.

Для устройства заезда на участок подходят дренажные изделия из следующих материалов:

Стальные

Металлическая труба на въезд — надежное решение, но только если толстостенная и хорошего качества. Такой вариант прослужит не менее 30-40 лет, даже с учетом риска появления коррозии. Но у такого трубопроката есть недостаток — огромный вес. Транспортировка без спецтехники такого тяжелого и габаритного груза очень сложна, и при монтаже вес трубы не уменьшится, что тоже нужно учитывать.

Еще один минус — стальная труба под дорогу стоит дороже пластиковой или бетонной. Из-за этого появляется соблазн использовать б/у трубы. Мы не рекомендуем так делать, ведь при демонтаже и повторном монтаже они деформируются.

Бетонные и железобетонные

Бетонные трубы для канавы имеют большую пропускную способность, выдерживают значительные нагрузки, долго служат, но обладают большой массой. К тому же их легко повредить при перемещении. Поэтому для доставки и монтажа потребуется спецтехника.

На первый взгляд, труба ЖБИ для заезда на участок обходится дешево. Но, чтобы вычислить итоговую стоимость, заложите в нее расходы на доставку, разгрузку и установку.

Пластиковые

Для укладки в канаву на заезд используются гофрированные пластиковые трубы. Они легче аналогов из других материалов и стоят недорого. Не ржавеют, устойчивы к внешним воздействиям, удобны в транспортировке. Чтобы установить их, не требуется дополнительное оборудование. Работу можно выполнить своими силами.

При этом гофрированная пластиковая труба для канавы обладает достаточной пропускной способностью и кольцевой жесткостью, чтобы выдерживать серьезные нагрузки.

Железобетонные и бетонные

Пластиковые

Возможность резки под любую длину

Сравнение показывает, что для обычного дачного участка лучше всего подойдет пластиковая труба в канаву. Ее проще доставить и смонтировать самостоятельно. При соблюдении технологии она выдерживает большую нагрузку: можно будет не опасаться при заезде на территорию даже грузовых автомобилей и спецтехники. При этом стоит дешевле металлических аналогов.

Ширина заезда

Ширину заезда выбирают с учетом нескольких факторов:

Если заезд не будет использоваться для совершения поворотов при съезде на дорогу или выезде с нее, и не будет служить временной стоянкой для машин, достаточно сделать его шириной 3 м.

Для заезда с поворотом и использования в качестве парковки ширину лучше увеличить до 4 м. В этом случае можно будет свободно пройти мимо припаркованного авто даже с детской коляской.

Делать заезд шире 5 м не стоит. Это усложнит прочистку коллектора, которая обязательно потребуется через несколько лет.

Диаметр трубы

Диаметр трубы для канавы следует выбирать с учетом максимального объемы воды, который через нее проходит. Как правило, максимум наблюдается весной и осенью, в период ливней и во время таяния снега.

Для загородного участка обычно достаточно дрена диаметром 315, 400 или 460 мм. Пластиковые изделия имеют гладкий внутренний слой, поэтому мусор в них не задерживается — быстрое заиливание или засорение маловероятно. Дренажные трубы большого диаметра для канавы нужны, если по ней проходит ручей или участок находится в конце всей системы канав.

Укладка трубы в канаву

Профиль канавы

Профиль канавы выглядит как перевернутая трапеция. Чтобы защитить трубу от транспортных нагрузок, нужно уложить ее на глубине 70-100 см от уровня дороги. Можно уменьшить расстояние, если использовать защиту. Например, уложить жб дорожную плиту или залить бетонное основание с армированием.

Ширина траншеи по дну должна быть больше наружного диаметра дрена минимум на 40 см. Если грунт в вашей местности плотный и твердый, на дне траншеи нужно сделать подушку из песка толщиной от 10 см.

При засыпке над верхом трубы нужно соорудить защитный слой из песчаного или мягкого грунта без включений щебня, камня, кирпича. Толщина слоя должна составлять минимум 30 см.

Необходимые материалы и инструменты

Помимо трубы на заезд через канаву, понадобятся материалы и инструменты для ее укладки. В их числе щебень, песок, бетон, геотекстиль, арматура, доски для опалубки, решетки от засоров, гвозди.

Для рытья траншеи необходим экскаватор. Если будет укладываться железная труба в канаву, потребуется автокран.

Запаситесь и ручными инструментами: лопатой, ручной трамбовкой, молотком.

Упрощенный вариант заезда

Этот вариант подойдет, если вам нужно временное устройство проезда через дренажную канаву.

Сначала подготавливают основание. Засыпают и тщательно утрамбовывают слой щебня. Высота слоя над уровнем дна должна составлять 10-20 см. Это нужно, чтобы дрен был выше дна, и его не залило.

Поверх щебня насыпают и утрамбовывают песок слоем 10 см. Основание делают с уклоном по всей длине по 3 см на каждый метр. Уклон должен идти в направлении стока. Так вода будет течь лучше и большая часть взвеси будет смываться.

Затем выполняется укладка дренажной трубы в канаву. Ее засыпают грунтом и послойно уплотняют трамбовкой. Слой насыпи должен быть минимум 50 см. Если столько места нет, нужно сделать защиту в виде перекрытия из бетона или ж/б плит.

Далее на грунт укладывают геотекстиль, чтобы не допустить перемешивания щебня с грунтом. Засыпают слой щебня в 20 см и небольшой слой песка.

Чтобы торцы насыпи не размывались и не осыпались, их нужно укрепить. Для этого делают присыпку грунтом или изготавливают травянистую площадку. Еще лучше укрепит откосы геосетка.

схема укладки трубы в канаву

Стандартный вариант

Это самая распространенная технология укладки трубы в канаву.

Для подготовки основания используют щебень. Его укладывают и утрамбовывают не только на дно канавы, но и на уклонах. Бетон готовят на месте, заливая в опалубку.

При толщине боковых стенок заезда до 40 см создается каркас из арматуры. Минимальная толщина стенки — 25 см.

Над трубой у бетонной стенки делают зазор в 5-10 см и уплотняют мягким изолирующим материалом. Благодаря этому стенка не будет воздействовать на концы трубы в случае небольшой просадки.

Стенку нужно приподнять над проезжей частью на 15 см, чтобы предотвратить съезд автомобиля.

Капитальный вариант

Капитальный заезд через дренажную канаву выполняется с использованием другой технологии засыпки. Подготовленное основание застилают геотекстилем с нахлестом на откосы. Затем укладывают трубу и засыпают щебнем. Геотекстильное полотно не даст щебню под нагрузкой проникнуть в почву.

Сверху уплотненного слоя щебня укладывают арматурный каркас и заливают бетон. Края бетонной поверхности требуют особого внимания. Чтобы они не разрушались, на съездах делают углубление для увеличения толщины бетона до 20 см или укладывают бордюр по краям.

Типичные ошибки при укладке

В таблице мы собрали самые частые ошибки, которые допускают при устройстве переезда через канаву своими руками. Используйте ее как памятку, даже если привлекаете мастеров, чтобы контролировать ход работ.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Труба укладывается на дно канавы без подготовки основания

Из-за нагрузок она будет вдавливаться во влажный грунт и быстро заилится

Концы трубы не выступают за край грунта на откосе

Грунт будет осыпаться, смываться осадками и накапливаться перед трубой, а в период паводков окажется внутри нее

Устройство бетонной стенки на концах трубы без зазора

При просадке стенки будут давить на концы изделия — высок риск поломки

Вместо одной трубы 400 мм укладывают две малого диаметра

Конструкция будет быстро заиливаться, потребуется частая чистка

Бетонные стенки поднимаются над дорожным полотном

Постепенно стенки будут разрушаться от наезда на них грузовиков, могут царапать кузов авто

Недостаточно широкий заезд

При повороте задние колеса транспорта будут попадать в канаву, разрушая край проезда

труба на заезд

схема укладки трубы в канаву

Читайте также: