Металлические частицы в масле

Обновлено: 04.10.2024

В процессе эксплуатации моторное масло может постепенно менять свой цвет. Это объясняется изменением качества состава. Главная причина такого явления - попадание грязи в систему. Не всегда она представляет собой пыль и подобные загрязнения. Моторное масло может забиваться стальной стружкой. Рассмотрим, откуда она появляется, как определить ее критическое количество, и с какими неприятностями при появлении абразива можно столкнуться.

Неотъемлемым процессом при работе силового агрегата в автомобиле является трение. Чтобы металлические комплектующие не наносили друг другу повреждения, в моторе используется специализированная смазка. Она не только справляется с высокими температурами, но и выполняет свои функции на протяжении длительного срока. Главные задачи моторного масла - смазывать и охлаждать комплектующие мотора. Еще одна важная функция - очистка силового агрегата от сажи, нагара и различных отложений. Все загрязнения в ходе работы двигателя уходят в мотор.

Во время трения элементов в моторе образуется стальная стружка. Если ее немного, она начинает вымываться маслом, оседать в фильтре и поддоне, где находится специальный магнит. Если же металлическая стружка накапливается в большом количестве, можно столкнуться с серьезными неприятностями. К примеру, из-за грязного масла начинают забиваться каналы, а пропускная способность сокращается.

a170f210d111ea9bf84ad1bcbb316cce_w650.jpg

Если к такой жидкости поднести магнит, могут начать накапливаться частицы металла

Определить, что в двигателе много стальной стружки, можно по некоторым факторам - увеличение расхода масла, стуки в моторе, прострелы во время скидывания газа, цвет состава. Загрязненное моторное масло будет не прозрачным, так как в оттенке есть металлический отлив. Если к такой жидкости поднести магнит, могут начать накапливаться частицы металла. Остается определить причину образования чрезмерного количества стальной стружки.

Причин повышенного износа комплектующих может быть много - старый мотор, неправильное обслуживание или эксплуатация, непрофессиональный ремонт. Стружка образуется, когда есть задиры на шейках коленчатого вала и износ вкладышей. Если проигнорировать такой дефект, в дальнейшем можно ожидать больших неприятностей - проворот вкладышей или заклинивший мотор. Если после капитального ремонта силового агрегата забыть промыть масляные магистрали, можно быстро испортить новое масло. В таком случае повторный ремонт может оказаться не за горами.

fd8905c16b2e350225c8b30d8ea28312_w650.jpg

Многие автовладельцы экономят на обслуживании силовых агрегатов - покупают более бюджетные комплектующие, не обращаются за ремонтом к специалистам

Образование стальной стружки может быть вызвано износом масляного насоса, цилиндров, поршней и шестеренок. К аналогичной проблеме может привести использование некачественного масла. Автомобилист может самостоятельно создавать такую проблему, когда не щадит в эксплуатации мотор - не прогревает или забывает проводить проверку уровня масла. Многие автовладельцы экономят на обслуживании силовых агрегатов - покупают более бюджетные комплектующие, не обращаются за ремонтом к специалистам. Двигатель - сердце транспортного средства, за которым нужно следить особенно тщательно.

Итог. Стальная стружка в моторном масле - неприятное явление, появление которого может быть вызвано различными причинами. При своевременном и правильном обслуживании мотора такой дефект возникает редко.

Стружка в масле двигателя


Вопрос о качестве моторных масел и изменении их внешнего вида в процессе эксплуатации вызывает большой интерес не только у профессиональных механиков, но и у обычных автовладельцев.

Вполне естественно, что масло к концу межсервисного интервала меняет свой цвет на более темный – это результат попадания в него продуктов сгорания топливно-воздушной смеси, частиц коррозии и других загрязняющих веществ.

Помимо них, в смазочной жидкости циркулирует металлическая стружка, которая неизбежно образуется вследствие трения сопряженных деталей двигателя.

Масло, наполненное стружкой, способно нанести серьезный ущерб силовому агрегату. Кроме того, оно засоряет масляные каналы и ограничивает циркуляцию через них.

Для сбора стружки на сливной пробке присутствуют специальные магниты. Они притягивают металлическую пыль, однако не всю – в том или ином объеме она все же остается в масле.

Магнитная сливная пробка со стружкой

Основными признаками наличия в масле стружки являются:

  • Чрезмерный расход моторной жидкости
  • Стук в двигателе
  • «Прострелы» при сбросе газа
  • Срабатывание лампочки давления масла

Проще всего определить загрязнение масла металлической стружкой по нехарактерному серо-металлическому цвету и непрозрачности жидкости.

Сделать это можно, вытащив щуп и капнув масла на белый лист бумаги. Можно также взять образец из картера с помощью шприца. Спустя немного времени от масла отделяется осадок. Если поднести к нему магнит, он притянет металлические частицы.

Откуда в масле появляются металлические частицы?

Очень часто при замене масла в поддоне картера двигателя можно обнаружить мелкие серебристые «зернышки». Вероятнее всего, это стружка с вкладышей. Частицы не стальные, поэтому не задерживаются на магнитах сливной пробки.

Они появляются из-за задиров на шейках коленчатого вала. Чем выше износ вкладышей, тем быстрее на холостом ходу начнет загораться лампочка давления масла.

Если ничего не предпринять в этой ситуации, через несколько тысяч километров вкладыши провернуться, и двигатель может заклинить. Даже если самого плохого сценария удастся избежать, проточить коренные и шатунные шейки на коленвале, а также установить новые вкладыши все же придется.

Источником попадания в масло стружки иногда становятся плохо промытые после капремонта двигателя магистрали. Металлическая пыль, образующаяся при расточке коленвала и цилиндров, оседает в каналах, а затем попадает в свежее масло.

Стружка может стать результатом износа поршней, поршневых колец, стенок цилиндров, постелей распредвала, шестерней масляного насоса и пр. деталей.

Металлическая стружка в двигателе

Другие возможные причины накопления в масле стружки:

  • Редкая смена смазки или ее низкое качество
  • Игнорирование замены фильтра при смене масла
  • Масляное голодание двигателя
  • Грязные картер и маслоприемник
  • Некачественный фильтр (рваная бумага, неработающий клапан)
  • Агрессивная езда, большая нагрузка на непрогретый двигатель

Чем опасна стружка в масле?

Небольшое количество очень мелкой металлической стружки («пудры») в масле допускается после капремонта двигателя. Дело в том, что в течение определенного времени мотор «обкатывается», а детали притираются друг к другу, в результате чего образуется металлическая пыль.

Именно поэтому первую замену масла на новом или только что отремонтированном силовом агрегате нужно производить раньше положенного срока.

Если стружка регулярно образуется в уже обкатанном двигателе, избежать его разборки для диагностики и устранения проблемы не удастся.

Игнорирование появления металлических частиц в моторном масле неизбежно приведет к поломке главного агрегата автомобиля. Когда это случится – зависит от того, насколько серьезна неисправность.

Вымыть стружку из двигателя без его разборки не получится, поэтому, если вы не обладаете должными знаниями и опытом, лучше сразу обращаться к специалистам.

Как определить состояние моторного масла по одной капле

Моторное масло призвано поддерживать двигатель в рабочем состоянии. В то же время, всего одна капля масла может многое рассказать о состоянии двигателя и самой жидкости. Автоэксперты рассказали, как провести тест и расшифровать его результаты.

3356a514479d013e7e710fac1340031f_w650.jpg

Подготовка к тесту. Для теста потребуется обыкновенный лист бумаги. Двигатель разогревают до рабочих показателей, но не более 60 градусов, чтобы не обжечься, затем берут пробу масла щупом. Каплю помещают на бумажную поверхность.

Теперь лист следует слегка наклонить, некоторая часть жидкости впитается в бумагу, другая – скатится вниз. По следу, которое оставило масло, проводится анализ.

4dab8c6ac13d96be49a2c01a1a373b41_w650.jpg

Характеристика масляного следа. В идеальном варианте след должен быть однородным, не иметь примесей и пятен. Наличие черных точек говорит о присутствии металлических частиц. Масляная дорожка не должна быть слишком густой и темной.

8711f1809e274f1f90e57da233425cb8_w650.jpg

Качество моторного масла. Для этого теста мотор разогревают и снова берут пробу и капают на лист бумаги. В этом случае скатывать масло не нужно, листик с пробой подсушивают, пока от капли не останется одно пятно. Не нужно делать большую каплю, иначе придется долго ждать результатов.

7a8db9ff3a6bddb259614b94ec1d4866_w650.jpg

Внимания заслуживают цвета отдельных зон:

  • Самой главной зоной является центральная часть пятна. У некачественного масла здесь будут обнаружены частицы сажи и примесей, которые в бумагу не впитаются.
  • Вторая зона идет после центральной, в этом месте, чем темнее пятно, тем старее масло. Но стоит иметь в виду, что у дизелей масло всегда темнее.
  • Третья от центра зона указывает на присутствие воды. Если ее нет, то края будут ровными, если нет – зигзагообразные. Вода в масле имеет два источника – конденсат и антифриз (в этом случае по краю зигзага пройдет желтое кольцо – корона).
  • Четвертая зона укажет на наличие в топлива в масле, чем этот участок больше, тем больше горючего. В идеале этой зоны быть не должно, если же она есть – двигатель требует диагностики.

Присутствие воды в масле проверяется дополнительным тестом, путем сжигания бумаги с пробой. При сгорании третьей зоны, если в масле есть вода, будет слышен треск. Наличие воды ухудшает защитное свойство масла, быстрее изнашиваются моющие присадки, двигатель изнашивается быстрее. Само масло становится жиже, повышается температура застывания.

34686b623271b492a77b211e5d617aab_w650.jpg

Для примера рассмотрим следующее пятно. Такой вариант считается удовлетворительным и пригодным к работе. Примесей здесь нет, имеются моющие присадки. Также пятно свидетельствует о хорошем состоянии двигателя.

Эксперты советуют проводить тест моторного масла через каждые 1 500 – 2 000 километров пробега.

Что делать, если в масле стальная стружка?


Металлическая стружка — это то, что вы никогда не захотите найти в моторном масле при его замене. Вот что это значит и что может быть причиной.

Есть несколько проблем, которые наверняка вызовут серьезную тревогу у всех владельцев автомобилей, и металлическая стружка в масле — одна из них. Если вы заметили стальную стружку в масле во время регулярного технического обслуживания, вам необходимо принять срочные меры.

Мы рассмотрим причину загрязнения масла и покажем вам, какие проблемы это может создать. Мы также изучаем ваши дальнейшие действия, чтобы убедиться, что ваш автомобиль работает так, как было задумано.

Что вызывает металлическую стружку в масле?

Наиболее распространенной причиной появления стальной стружки в моторном масле являются плохие шатунные или коренные подшипники. Если это алюминий или металл, это может быть из-за поршней, неисправного масляного насоса или изношенных распределительных валов.

Моторное масло необходимо для надлежащей смазки двигателя и обеспечения правильной работы деталей. Без этой смазки металлические детали будут притираться друг к другу, что сократит срок службы двигателя.

Иногда скорость поршней и отсутствие смазки могут привести к тому, что некоторые металлические частицы оторвутся от внутренних компонентов. В некоторых случаях это не имело большого значения, так как металлические частицы задерживались фильтром и удалялись во время настройки. Однако, если в масле появляется большое количество металлической стружки, это указывает на то, что металлические компоненты внутри откалываются.

Что делать, если в масле стальная стружка?

© shutterstock

Различные типы металлической стружки

1. Железная стружка

Если стружка, которую вы видите в масле, железная, у вас проблема с одной из вращающихся частей внутри двигателя. Распределительный и коленчатый вал изготовлены из железа.

Кроме того, из железа можно изготовить различные детали клапанного механизма. В любом случае вам предстоит серьезный ремонт, который не стоит откладывать.

2. Латунная, бронзовая или медная стружка

Бронза, медь и латунь имеют уникальный внешний вид, который, несомненно, отличается от остальных. Если вы заметили эту цветную стружку в масле, возможно, вы имеете дело с изношенными втулками.

Проблема также может быть связана с неисправным подшипником внутри двигателя. Несмотря на то, что эти детали небольшие, обе из них создают большие проблемы для вашего двигателя, когда они выходят из строя.

3. Хромовая или молибденовая стружка

Эта стружка серебристо-серого цвета также может быть похожа на алюминий. Однако поршни сделаны из хрома и молибдена.

Когда вы видите эту стружку, вы почти можете поспорить, что поршни изношены. Также может произойти поломка поршневых колец.

4. Алюминиевая стружка

Эти стружки, как правило, возникают из-за износа поверхности двигателя. Есть несколько изношенных компонентов, которые могут стать причиной появления алюминиевой стружки.

Возможно, вы имеете дело с верхними подшипниками распредвала. В противном случае это может быть связано с алюминиевыми крышками.

Какие проблемы вызывает металлическая стружка в масле?

1. Грубый холостой ход

Когда ваш автомобиль работает на холостом ходу, все должно быть гладко. Однако вибрация или тряска на холостом ходу могут указывать на наличие в масле металлической стружки.

Когда для компонентов двигателя недостаточно смазки, металлические детали начинают тереться друг о друга. Со временем куски металла отваливаются и попадают в масло. Грубый холостой ход — это просто признак того, что двигатель работает не так, как должен.

Что делать, если в масле стальная стружка?

2. Шумы двигателя

Когда двигатель не получает нужного количества смазки, вы, вероятно, заметите странные звуки. Поскольку масло не движется свободно в двигателе, вы можете начать слышать тикающие звуки.

В некоторых случаях эти звуки присутствуют все время. В других случаях вы услышите тиканье только при первом запуске автомобиля.

3. Стук в двигателе

Стук в двигателе является распространенным признаком неисправности двигателя. Это может быть вызвано пренебрежением регулярной заменой масла и фильтров.

Чем дольше вы позволяете загрязнениям накапливаться в масле, тем большей нагрузке подвергаются внутренние компоненты. К стуку в двигателе всегда следует относиться серьезно и следить за ним до того, как двигатель выйдет из строя.

4. Плохое ускорение

Снижение производительности всегда свидетельствует о том, что с двигателем что-то не так. Если вы нажимаете на педаль акселератора, но не видите отклика, вам следует обратить на это внимание.

Снижение мощности двигателя означает, что двигатель не может работать должным образом. Он может испытывать дополнительную нагрузку из-за загрязненного масла.

5. Сигнальные лампы приборной панели

Кроме того, есть некоторые предупреждения о том, что автомобиль может работать с пониженной мощностью. Когда вы видите индикатор, это признак того, что вам следует немедленно осмотреть автомобиль.

Как починить машину, если вы нашли металлическую стружку в масле

Если в моторном масле очень мало металлической стружки, то зачастую это не проблема, износ со временем. Однако их много, и бывает это после непродолжительной замены масла; может у тебя проблема с двигателем.

Хотя вы надеетесь, что устранение проблем с двигателем будет дешевым и простым, обычно это не так. Однако, чем дольше вы что-то отпускаете, тем дороже это может стать. То, что может быть простым решением, например, быстрой заменой масла, может быстро превратиться в полную замену двигателя.

Отнесите свой автомобиль механику для полного осмотра. Они смогут сказать, какой ущерб был нанесен, и, если это ремонтопригодно. В некоторых случаях деталь можно заменить, а в других случаях лучшим решением может быть капитальный ремонт двигателя.

Ремонт двигателя может обойтись довольно дорого. Тем не менее, восстановление двигателя дает вам множество новых деталей вместе с двигателем. Чтобы выполнить перестроение, произойдет следующее:

  • Крышки двигателя, крепеж и клапаны снимаются.
  • Поршни и кольца будут сняты и отремонтированы.
  • Добавлены новые прокладки и уплотнения.
  • Параллельно можно решить любые другие вопросы.

Если вы водите небольшой компактный автомобиль, ремонт двигателя не займет много времени. Однако, если у вас есть пикап или внедорожник с большим двигателем V8, это займет некоторое время. Однако при правильном уходе за двигателем и регулярной замене масла вам никогда не придется беспокоиться о металлической стружке в двигателе.

Диагностика двигателя по содержанию металлов в масле


Хочу поделиться тем, что узнал после своей "капиталки". Отдав нормальное кол-во денег на ремонт двигателя начал интересоваться — почему же случаются эти капиталки. Понятно когда пробег пол миллиона км, там естественный износ. Но когда пробег меньше 200 000 км? Кто ищет, тот всегда найдет. Ниже то, что знаю. Уместная критика только приветствуется, так как мне еще очень далеко до полного понимания работы масла. Ну и свои дополнения, если есть у кого, или замечания добавляйте. Так же этим постом хочу предупредить о всяких "советчиков" со словами "нормальное масло, сам катал", "машине нравится", "грамм масла не сожрала" и "во все свои бывшие заливал — нормально".

Бывает что ездит человек на не правильно подобранном масле год-два, потом ее благополучно продает. К примеру в овощ залито 5W60, ездит на ней на работу и домой. Раз в месяц в магазин в соседний район, зимой пару раз бочком минут 10, летом по трассе пару раз до 180 км/ч. Потом продает ее и рассказывает народу про то, какое масло хорошее, и про то, что разговоры про капиталку из за неправильного масла — ерунда, и что он то знает что да как, тем более сам проверял. Тем временем новый хозяин машины уже ищет хорошего мастера и деньги на капиталку. Вот именно второй хозяин потом распускает слухи про "неправильный движок Субару". Так почему проворачивает вкладыши или цилиндр начинает стучать? Ну, прямая причина ясна — износ. Но почему он появляется? Движка слабая? Как любят говорить про Субару те, кто ее не понимает. Ответ, как мне кажется, в правильности подбора вязкости масла в соответствии с условиями эксплуатации двигателя.
В общем если залить спортивное масло с соответствующей вязкостью в обычный овощ, то он от этого спортивнее не станет, а только наоборот.
Можно ли предугадать капиталку (актуально для Субару) до появления стуков и потери компрессии? Примерно можно, если посмотреть что содержит отработанное масло, то будет ясна степень износа входящих в состав двигателя компонентов не прибегая к его разбору.

ИНДИКАТОРЫ ИЗНОСА НЕКОТОРЫХ УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЯ.
Подшипники = Свинец + Олово (Медь/Алюминий). Все вращающиеся внутренние детали двигателя оснащены подшипниками скольжения. Поверхность подшипников покрывает сплав, в который входит свинец и олово. Присутствие в пробе масла двух этих металлов означает о начале износа подшипников. Если вместе с свинцом и оловом обнаружена медь или алюминий, то это указывает на серьезный износ подшипников.
Распредвал = Железо. Если в пробе масла обнаружено содержание железа, превышающее уровень нормального износа, а концентрации других металлов — в норме – это указывает на износ деталей в системе газораспределительного механизма (распредвал, толкатели, рокеры и т.д.).
Коленчатый вал = Железо + Свинец + Олово + (Медь/Алюминий). Высокие концентрации всех этих металлов сопровождают износ коленчатого вала и соответственно подшипников скольжения.
Цилиндры = Железо + Хром и/или Алюминий. Хром попадает в масло от поршневых колец, алюминий – от поршней и железо – от цилиндров. Присутствие в масле этих металлов обусловлено износом поршневой группы. Интенсивное нарастание этих элементов свидетельствует ненормальном износе и как следствие – задире.
Поршни = Алюминий. Поршни в основном состоят из алюминия. Износ поршней за частую вызван абразивными частицами (пыль, грязь) попадающими в масло. Другая причина – перегрев двигателя. Кроме того, попадание топлива в масло снижает его смазывающие свойства, а это увеличивает трение и, следовательно, износ поршней.
Поршневые кольца = Хром + топливо или грязь. Кольца выполняют две основные функции в двигателе: предотвращают попадание прорыв газов в систему смазки и препятствуют попаданию масла в камеру сгорания. Износ колец легко определяется по концентрации хрома и вызывается абразивным износом от частиц грязи и пыли.
Блок цилиндров / Впускной коллектор = Примесь антифриза или Натрий/Калий. Натрий, калий и иногда кремний входят в состав антифриза. Через камеру сгорания они попадают в масло и служат индикаторами протечек в системе охлаждения. Выявление факта попадания антифриза на ранней стадии позволяет избежать дорогостоящего ремонта.
Вода = Вода в масле. Вода в масле накапливается как правило в период зимней эксплуатации автомобиля, когда двигатель работает на низком температурном режиме. Может являться индикатором протечек в системе охлаждения. Повышенное содержание воды ускоряет окисление, нитрование масел и приводит к потере диспергирующих свойств.
Воздушный фильтр = Кремний. Пыль находиться в воздухе вокруг нас и чрезвычайно важно избегать её попадания в двигатель. Абразивный износ, вызываемый частицами пыли, которые попали через воздушный фильтр или через неплотности воздушного тракта, приводит к быстрому выходу двигателя из строя. Повышение концентрации кремния в пробе указывает на попадание пыли с воздухом и требует замены воздушного фильтра и смены масла, а также, проверки герметичности воздушного тракта.

Железо (Fe) Более 100 промилле
Повышенное содержание – признак износа коленвала, клапанов, гильз цилиндров, подшипников

Хром (Cr) Более 10 промилле
Повышенное содержание – признак износа поршневых колец, подшипников либо загрязнения антифризом

Медь (Cu) Более 20 промилле
Повышенное содержание – признак износа подшипников и втулок

Олово (Sn) Более 10 промилле
Повышенное содержание – признак износа подшипников и втулок

Алюминий (Al) Более 20 промилле (или более 80 ‰ для двигателей с алюминиевым блоком цилиндров)
Повышенное содержание – признак износа поршней и блока цилиндров

Свинец (Pb) Более 25 промилле
Повышенное содержание – признак износа подшипников. Данные предельные значения не действуют в том оборудовании, где используется этилированный бензин

Бор (B ) Более 20 промилле
Повышенное содержание – признак протечки антифриза. Некоторые масла содержат присадку, диспергирующую бор. Протестируйте образец свежего масла.

Кремний (Si) Более 20 промилле
Повышенное содержание – признак загрязнения масла пылью или песком. Также может указывать на повышенное содержание кремниевой антипенной присадки. Протестируйте образец свежего масла.

Магний (Mg), кальций (Ca), барий (Ba), натрий (Na), фосфор (P), цинк (Zn)
Такие элементы могут содержаться в добавленных в масло присадках. Они остаются в масле и не разрушаются.

Так же при тяжелых условиях почти все авто производители советуют сократить интервалы замены масла в 2 раза! И еще есть такая штука как моточасы. То есть не важен пробег, а время работы двигателя.

Условия эксплуатации относятся к тяжелым, если они соответствуют указанным ниже:

Движение при сильной запыленности окружающего воздуха;
Движение по ухабистым и/или залитым водой дорогам, холмистой или по горной местности;
Эксплуатация Автомобиля при среднемесячной температуре окружающего воздуха ниже -30° С и/или выше +30° С
Эксплуатация Автомобиля с длительными периодами работы двигателя на холостом ходу и/или поездками на небольшие расстояния при низких температурах окружающего воздуха
Движение с частыми интенсивными торможениями
Буксировка прицепа
Эксплуатация Автомобиля в режиме такси, прокатного автомобиля или используемого в любых других коммерческих целях;
Эксплуатация Автомобиля при условии более 50% времени работы двигателя в режиме холостого хода
Эксплуатация Автомобиля при условии более 50% времени в режиме движения со скоростью более 120 км/ч
Эксплуатация Автомобиля в качестве транспортного средства специальных и оперативных служб таких как: (включая, но не ограничиваясь) милиция, служба спасения, скорая медицинская помощь, аварийные службы и т.п.

Читайте также: