Металлические ограждения вдоль дорог

Обновлено: 15.05.2024

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО БАРЬЕРНОГО ОГРАЖДЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов дорожно-строительных работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- установка металлического барьерного ограждения - =100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования.

2.2. Дорожно-строительные работы по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав, последовательно выполняемых дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования, входят следующие технологические операции:

- разбивка мест установки стоек ограждения;

- забивка стоек ограждения;

- монтаж секций балок ограждения.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: самоходная сваебойная машина ORTECO 800 SMART (мощность двигателя N=29,0 л.с., вес машины Р=4100 кг, масса молота m=600 кг, производительность 720 ударов/мин, шасси на гусеничных резиновых траках, габаритные размеры 226421482670 мм); бортовой автомобиль ГАЗ-33088 "Садко" (мощность дизельного двигателя =135 л.с., колесная формула 44, полная масса m=6300 кг, грузоподъемность Q=2000 кг); прицеп специальный К-5 (габаритные размеры 750025001000 мм, масса прицепа m=1150 кг, масса перевозимых грузов =4900 кг, все его четыре колеса управляемые, оборудован гидравлическим тормозом с ручной аварийной разблокировкой); бортовой автомобиль ГАЗ-33088 "Садко" с краново-манипуляторной установкой Amco Veba 105-2S (грузоподъемность Q=680 кг, вылет стрелы =5,7 м, масса перевозимого груза m=975 кг, перевозка рабочих бригады 5 чел.); передвижной дизельный компрессор Atlas Copco XAS 97 (=7 бар, П=5,3 м/мин); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Металлические ограждения вдоль дорог

Министерство регионального развития

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 2165-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26804-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2013 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению и установке конструкций дорожных металлических ограждений барьерного типа, применяемых для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов на всех улицах и автомобильных дорогах, в том числе - на мостовых сооружениях и в тоннелях.

В соответствии с требованиями настоящего стандарта изготовляют конструкции ограждений для установки на обочинах автомобильных дорог, границах габарита мостовых сооружений и тоннелей, разделительных полосах автомобильных дорог и мостовых сооружений.

Настоящий стандарт распространяется на конструкции ограждений с использованием в качестве балки двухволнового гнутого профиля.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.307-89 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 5915-70 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 5927-70 Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7796-70 Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 8239-89 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8240-97 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8282-83 Профили стальные гнутые С-образные равнополочные. Сортамент

ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 14637-89 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19903-74 Прокат листовой горячекатаный. Сортамент

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и обозначения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 балка: Продольный элемент ограждения, предназначенный для воспринятия, распределения и передачи нагрузки от вступившего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения.

3.1.2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины, разделительной полосы на дороге, покрытия на мостовом сооружении, измеренное со стороны проезжей части.

3.1.3 консоль: Элемент ограждения, расположенный между стойкой и балкой.

3.1.4 консоль-амортизатор: Консоль ограждения, деформирующаяся при наезде транспортного средства.

3.1.5 консоль жесткая: Консоль ограждения дорожной группы, не деформирующаяся при наезде транспортного средства.

3.1.6 консоль-распорка: Недеформирующаяся консоль двухстороннего ограждения дорожной группы.

3.1.7 ограждение барьерное: Ограждение, состоящее из стоек, консолей, балки.

3.1.8 ограждение двухъярусное: Барьерное ограждение с двумя ярусами балок по высоте.

3.1.9 ограждение одноярусное: Ограждение с одним ярусом балок по высоте.

3.1.10 ограждение дорожной группы: Ограждение, устанавливаемое на земляном полотне автомобильной дороги.

3.1.11 ограждение мостовой группы: Ограждение, устанавливаемое на мостовом сооружении.

3.1.12 ограждение комбинированное: Барьерное ограждение мостовой группы, устанавливаемое на цоколь.

3.1.13 прогиб динамический: Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении при наезде транспортного средства на ограждение.

3.1.14 стойка: Вертикальный элемент ограждения, закрепленный в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите, служащий опорой для консоли и балки ограждения.

3.1.15 уровень удерживающей способности: Условный показатель, характеризующий значение поглощаемой ограждением кинетической энергии движущегося транспортного средства при наезде на него.

3.1.16 участок ограждения конечный: Часть ограждения, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения транспортного средства) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия, действующего при наезде транспортного средства на рабочий участок ограждения.

3.1.17 участок ограждения начальный: Часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения транспортного средства) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия при наезде транспортного средства на рабочий участок ограждения.

3.1.18 участок ограждения переходный: Часть ограждения, предназначенная для сопряжения ограждений, установленных на обочине или разделительной полосе дороги, с ограждениями, установленными на мостовом сооружении, а также для сопряжения участков односторонних и двухсторонних ограждений на разделительной полосе.

3.1.19 участок ограждения рабочий: Основная часть ограждения, предназначенная для воспринятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и конечный участки.

3.1.20 световозвращатель: Сигнальное устройство со световозвращающим элементом (элементами), снабженное деталями крепления, служащее для обозначения направления движения или местонахождения препятствия на дороге в темное время суток.

3.2 Обозначения характеристик ограждений и их конструктивных элементов

ГОСТ Р 58351-2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ, УДЕРЖИВАЮЩИЕ БОКОВЫЕ КОМБИНИРОВАННЫЕ И УДЕРЖИВАЮЩИЕ ПЕШЕХОДНЫЕ

Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения

Automobile roads of general use. Crash cushions, mixed barriers and pedestrian restraint barriers. General technical requirements. Test and control methods. Rules of application

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "НИИ Механики и проблем качества"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт распространяется на дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные ограждения, предназначенные для установки на автомобильных дорогах общего пользования, устанавливает общие технические требования, методы испытаний и контроля, правила применения.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.316* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 9.316, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 9.401 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.407 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 9.410 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 166 (ИСО 3599) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 15140 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия

ГОСТ 25129 Грунтовка ГФ-021. Технические условия

ГОСТ 32866 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования

ГОСТ 33127 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

ГОСТ 33129 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы контроля

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52289-2014* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 52289-2004. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 55724 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

дорожное фронтальное ограждение: Отдельная конструкция или часть конструкции дорожного ограждения, предназначенная для удержания, гашения энергии движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°, а также перенаправления его движения.

3.2 телескопическое дорожное фронтальное ограждение: Тип дорожного фронтального ограждения, предназначенный для гашения энергии удара за счет трения при вхождении одних элементов конструкции в другие.

3.3 упругопластическое дорожное фронтальное ограждение: Тип дорожного фронтального ограждения, предназначенный для гашения энергии удара за счет упругопластических деформаций собственной конструкции.

3.4 разделительные дорожные блоки: Тип дорожного фронтального ограждения, предназначенный для гашения энергии удара за счет находящейся в блоке жидкости или другого вязкого вещества.

3.5 параллельное дорожное фронтальное ограждение: Вид дорожного фронтального ограждения с параллельными боковыми гранями в плане.

3.6 непараллельное дорожное фронтальное ограждение: Вид дорожного фронтального ограждения в виде симметричной трапеции в плане.

3.7 асимметричное дорожное фронтальное ограждение: Вид дорожного фронтального ограждения в виде асимметричной трапеции в плане.

3.8 класс скорости столкновения: Показатель, обеспечивающий безопасность людей, находящихся в салоне автомобиля, при заданной скорости наезда автомобиля на ограждение.

индекс тяжести травмирования: Показатель, характеризующий инерционные перегрузки, действующие на пассажиров транспортных средств, при взаимодействии транспортного средства с ограждением.

3.10 торцевая плоскость дорожного фронтального ограждения: Передняя часть конструкции дорожного фронтального ограждения, воспринимающая удар при наезде автомобиля.

угол наезда на ограждение: Угол между проекциями на плоскость дороги продольных осей транспортного средства и недеформированного ограждения в начале контакта транспортного средства с ограждением.

натурные испытания: Испытания конструкции ограждения, установленного на испытательной площадке с имитацией его расположения в реальных дорожных условиях, при которых силовое воздействие на ограждение осуществляется реальным транспортным средством, разгоняемым для удара в ограждение с требуемой энергией взаимодействия под определенным углом.

3.13 рабочая длина дорожного фронтального ограждения: Расстояние между двумя параллельными вертикальными плоскостями, проходящими через крайние точки торцевой плоскости конструкции до и после прямого удара.

3.14 дорожное удерживающее боковое комбинированное ограждение: Ограждение, в конструкции которого сочетаются разные типы боковых дорожных удерживающих ограждений.

выбег автомобиля: Процесс неуправляемого движения транспортного средства после прекращения контакта с ограждением.

динамический прогиб дорожного удерживающего бокового ограждения (прогиб): Наибольшее горизонтальное смещение лицевой поверхности ограждения в поперечном направлении относительно лицевой поверхности недеформированного ограждения при наезде на него транспортного средства (автомобиля).

рабочая ширина дорожного ограждения: Максимальное динамическое боковое смещение кузова транспортного средства или фрагмента дорожного ограждения (в зависимости от места установки дорожного ограждения) относительно лицевой поверхности недеформированного дорожного ограждения.

удерживающее пешеходное ограждение: Устройство, предназначенное для удержания пешеходов от падения при их движении по тротуарам, расположенным на мостовых сооружениях или высоких насыпях.

рабочий участок дорожного ограждения: Основная часть дорожного ограждения, предназначенная для восприятия ударных нагрузок и передачи усилий на другие элементы дорожных ограждений при наезде транспортного средства (автомобиля).

3.20 заполнение пешеходного ограждения: Конструктивные элементы пешеходного ограждения, размещаемые между стойками, поручнем и нижней перекладиной с целью уменьшения размеров пустот.

4 Дорожные фронтальные ограждения

4.1 Классификация

4.1.1 Класс дорожных фронтальных ограждений обозначается буквами "ФО" по ГОСТ 33127.

4.1.2 Дорожные фронтальные ограждения (ФО) по условиям их расположения подразделяют на две группы - дорожные (Д) и мостовые (М), каждая из которых состоит из подгрупп:

Производство дорожных ограждений

Автомобильные дороги – места риска для водителей и пешеходов. Для обеспечения безопасности на трассах устанавливаются специальные многофункциональные барьеры, которые обеспечивают защиту транспортным средствам и людям, переходящим дорогу. Производство дорожных ограждений описано в статье.

Предназначение дорожных ограждений

Предназначение дорожных ограждений

По расположению на трассе дорожные барьеры классифицируют, как:

  • направляющие – располагаются сбоку от разделительных полос для указания движения;
  • предупреждающие – размещаются на дороге, где проводятся ремонтные работы;
  • защитные – устанавливаются на опасных поворотах и сложных участках.

Конструкции дорожных ограждений, установленных вдоль трасс, служат для предотвращения:

  1. Съезда транспортного средства с дороги в неположенных местах.
  2. Слияния встречных потоков движущихся автомобилей.
  3. Намеренного или случайного выезда на полосу встречного движения.
  4. Пересечения разделительной полосы.
  5. Столкновения транспортного средства с препятствием на обочине.
  6. Попадания диких животных на проезжую часть.
  7. Перехода людей в месте, не предназначенном для движения пешеходов.

Помимо разделения по выполняемым функциям, барьеры делят по другим признакам: расположение на дороге, конструктивное решение и принцип работы. Выделяют также ограничивающие и удерживающие сооружения.

Справка. В то же время ограничивающие конструкции бывают боковые и фронтальные. Их устанавливают для изменения опасного движения автомобиля и смягчения удара.

Элементы дорожных ограждений

Защитные барьеры для автодорог изготавливают из различных материалов:

Бетонные конструкции чаще всего устанавливаются для предотвращения падения автомобиля с большой высоты. Ограждение состоит из монолитных блоков, которые на дорогу укладывает автокран. Блоки соединяются между собой с помощью специального соединения, которое передают растягивающее усилие. К дорожному полотну ограждение не крепится.

Металлические барьеры состоят из большого количества различных деталей:

  • секция балки различной конфигурации: прямая, с уклоном или в виде полукруга;
  • концевой элемент, который устанавливается в месте окончания или разрыва ограждения;
  • дорожные и мостовые стойки, а также стойки с цоколем;
  • консоль: жесткая, с амортизатором или консоль-распорка;
  • скобы крепления;
  • световозвращающий элемент и сигнальный флажок.

Справка. Все элементы ограждения собираются на месте. При этом дорожные стойки углубляются в грунтовую часть дороги, закатываются в асфальт или устанавливаются вдоль специальных бетонных полос.

Тросовые барьеры устанавливают вдоль автодорог по частям и состоят из:

  • оцинкованного стального каната – диаметр 19-20 мм, состоит из трех частей по семь проволок в каждом;
  • стоек – отличаются способом прохождения каната, при этом анкерное соединение у всех одинаковое;
  • стяжных устройств – для закрепления тросов;
  • гильз – они являются вертикальными элементами, которые удерживают стойки в грунте или асфальте.

Пластиковые ограждения привозятся для установки в готовом виде. Блоки состоят из каркаса, внутрь которого добавляют воду или песок. Основная задача пластикового заграждения – обозначение временных дорожных работ.

Деревянные конструкции – мобильные и легкие, выглядят как обычный забор из вертикальных элементов с поперечной перекладиной. При этом их устанавливают на лапы. Используются для ограждения ремонтных работ и направления потока автомобилей.

Элементы дорожных ограждений

Производство дорожных ограждений: этапы процесса

Для бетонных блоков дорожного ограждения используют класс бетона на сжатие не ниже В35, марку по водонепроницаемости W8, а по морозостойкости не ниже F-300. Детали изготавливают, согласно нормативной документации, на фабричном производстве с применением опалубки.

Справка. В толще бетонных блоков обязательно наличие арматурных и закладных деталей.

При производстве металлических барьерных ограждений применяется высокопрочная сталь, из которой выполняется каждая деталь. Процесс делят на этапы:

  1. Рулонную сталь кладут на линию размотки в автоматическом режиме. Сталь раскручивается и выпрямляется. Получается ровный лист металла, который будет служить заготовкой.

Производство дорожных ограждений: этапы процесса

  1. При помощи пресса нарезаются консоли и балки по заданным размерам. Пробиваются отверстия для крепежных деталей. Это делается с повышенной точностью, так как отверстия соседних деталей должны совпадать.

Производство дорожных ограждений: этапы процесса

  1. Листогибочный станок придает форму деталям. В волновой профиль балок крепится пластина со световозвращающим элементом.

Производство дорожных ограждений: этапы процесса

  1. Стойки опоры делают из горячекатаного профиля, который выступает двутавровой балкой или швеллером. Подобная форма отличается повышенной прочностью на изгиб и сжатие, потому и используется для ограждения.

Производство дорожных ограждений: этапы процесса

  1. Все детали очищаются от заусенцев, затем проводится процесс покрытия цинком или краской. Это защищает ограждение от воздействий окружающей среды и атмосферных осадков.

Производство дорожных ограждений: этапы процесса

После этого элементы поставляют на место установки и проводят монтаж, согласно выполненного заранее проекта. При производстве исполнение всех процессов регулируется нормативными техническими документами.

Производство тросовых типов ограждений схоже с формированием металлического барьерного типа. Стойки изготавливаются по такому же принципу с использованием оцинковки. При этом стойки не должны иметь повышенную жесткость на изгиб и оказывать сопротивление поперечной нагрузке. Канаты на производстве предварительно вытягивают, что обеспечивает им необходимую упругость.

Справка. Для предотвращения коррозии трос подвергают процессу оцинковки, что также увеличивает срок его эксплуатации.

Основные цели дорожных ограждений – сохранение жизни человека, обеспечение комфортного передвижения транспортных средств и пешеходов, а также уменьшение возможности создания аварийных ситуаций. Ограждения дорог устанавливаются в черте города, за его пределами и на скоростных магистралях страны.

Полезное видео

В этом видео рассказывается о производстве дорожных ограждений на заводе “Тюменьремдормаш”:

Типы дорожных ограждений

Многочисленные аварийные ситуации на дорогах страны являются результатом не только деструктивного поведения безответственных граждан, но и следствием недостатка либо элементарного отсутствия защитных барьеров на автостраде. Неизбежные жертвы дорожно-транспортного происшествия и разбитые машины вынуждают Федеральное дорожное агентство принимать меры по недопущению аварий.

Функции дорожных ограждений

Функции дорожных ограждений

Дорожное ограждение – это инструмент дорожной инфраструктуры, предупреждающий водителя транспортного средства об участке шоссе, который представляет опасность как для человека, так и для автомобиля.

Их фиксируют не только на обочинах транспортного полотна, но и на тротуарах городских улиц, газонах, мостовых конструкциях, разделительной полосе шоссейной дороги любого типа.

Дорожные ограждения решают следующие проблемы, возникающие при движении транспортного средства:

  • недопущение заезда автомобиля на полосу встречного движения;
  • распределение движения транспортного и пешеходного потоков;
  • разграничение значительных автомагистралей с общедоступными дорогами;
  • предупреждение выезда техники на пешеходную дорожку или его опрокидывание с мостовой конструкции;
  • выделение пешеходного перехода на проезжей части в соответствии с транспортной разметкой;
  • недопущение животных на дорожное полотно.

Справка. Элементы дорожной инфраструктуры барьерного типа служат и для уборки снежного покрова с шоссе с наступлением зимнего периода.

Весь комплекс дорожных ограждений классифицируется на три категории, согласно материалу изготовления, функциональности и внешней конфигурации.

По материалу изготовления

Материалом, из которого изготавливают дорожные ограждения, служит:

  • бетон и железобетон;
  • металл;
  • пластик.

Бетонные и железобетонные

Большинство дорожных ограждений выполняются из бетона и железобетона. Водоцементный строительный материал выбран неслучайно. Его эксплуатационные свойства отличаются повышенными значениями. Бетон и железобетон обладают высокими прочностными характеристиками, отличной удобоукладываемостью, морозостойкостью, долговечностью, высокой сопротивляемостью статическим и динамическим нагрузкам, а также водонепроницаемостью.

Бетонные и железобетонные отбойники группируются на разделительные и ограждающие. Разделительные конструкции межуют проезжую часть на полосы движения. Чем крупнее дорога, тем больше выделенных полос фигурирует на ней. Ограждающие элементы устанавливаются на обочине. Они служат для защиты транспортного средства от съезда в кювет.

Внимание! Бетонные и железобетонные отбойники обладают большим весом. Они устанавливаются на дорогах при помощи специального оборудования после проведения предварительной разметки на специально отведенное место. При этом монтаж должен соответствовать государственным стандартам.

Бетонные и железобетонные

Металлические

Металлические дорожные ограждения изготавливают из стали С245. Их фиксируют на обочинах шоссейного полотна, на границах мостов и тоннелей, в области разделительных полос на шоссе и мостах.

Типовая металлическая конструкция состоит из:

  • балки;
  • стойки;
  • жесткой консоли и консоли-распорки (для элементов дорожной группы с жесткими консолями);
  • консоли-амортизатора (для элементов дорожной группы с функцией консоли-амортизатора);
  • световозвращателя.

Конфигурация элементов мостовой группы дополнена фланцем стойки и ребром стойки.

Металлические

Пластиковые

Пластиковые устройства монтируют на участках дорог с незначительными неровностями рельефа местности. Ограждение выполняют в виде пластиковой емкости, в которую помещают сыпучий строительный материал в виде песка или щебня.

Пластиковые

По функциональному назначению

Ограждения, предназначенные для обустройства дороги, делятся на:

  • дорожные удерживающие боковые и дорожные фронтальные;
  • удерживающие и ограничивающие пешеходные;
  • защитные.

Согласно принципу работы, боковые удерживающие ограждения классифицируются на:

  • барьерные;
  • парапетные;
  • тросовые;
  • комбинированные.

Барьерные

Барьерные конструкции разделяются на устройства дорожной группы и мостовой группы. Они бывают жесткими и эластичными. Выполняются из металла, пластика или бетона. Материал изготовления выбирается в зависимости от целеназначения.

Внимание! Изготовление барьерных устройств должно соответствовать ГОСТ 26804-2012 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

Ограждения дорожной группы фиксируют на основании из грунта в области рабочего, переходного и концевого участков. Ограждения мостовой группы монтируют на рабочем участке. Такой участок охватывает величину длины мостовой конструкции и величину длины переходных плит.

Независимо от местоположения барьерные отбойники классифицируются на односторонние и двусторонние. Односторонние изделия дорожной группы монтируют в районе обочины участка дороги и в области границ разделительной полосы. Односторонние ограждения мостовой группы помещают в пределах границ габарита моста или тоннельного сооружения. В области оси разделительной полосы монтируют двусторонние конструкции, предназначенные как для моста, так и для дороги.

Начальный и концевой сегмент одностороннего барьерного ограждения разрешается изготавливать с изогнутой балкой. Форма изгиба – петля.

Все элементы барьерной конструкции должны иметь оцинкованное либо лакокрасочное покрытие. Сварные швы и стальные детали зачищаются от шлака, сварных брызг и металлических натеков.

Барьерные

Парапетные

Парапетные устройства фиксируют на обочинах и разделительной полосе шоссейного полотна. Рабочий участок состоит из рабочих прямолинейных и коротких блоков. В начале и конце рабочего участка устанавливают концевой блок, служащий для принятия продольного усилия при столкновении автомобиля с рабочим участком ограждения.

Парапеты изготавливают из тяжелого бетона. Бетонная поверхность не должна иметь:

  • жировые и ржавые пятна;
  • трещины, за исключением очень узких технологических трещин;
  • разрушения, обнажающие рабочую и конструктивную арматуру.

Внимание! Претензии к строительному материалу оговорены в ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

Все открытые элементы арматуры, закладных и соединительных деталей покрываются антикоррозийным материалом. Такие устройства, как соединительная и стяжная муфта, пластина для соединения блоков обрабатываются с помощью горячего оцинкования.

Парапетные устройства необходимо устанавливать так, чтобы они не препятствовали оттоку ливневой (талой) воды с проезжей части и обочины дорог, мостовых сооружений.

Парапетные

Направляющие устройства для указаний водителю

Направляющие устройства служат для повышения зрительного восприятия дорожных сооружений, обеспечивающих бесперебойное движение транспортных средств. К ним относятся съезды, развязки, виадуки, эстакады и др. Их выполняют в виде сигнальных столбиков, конусов, тумб, буферов, стальных тросов и т.д.

Как правило, направляющие устройства монтируют на шоссейных трассах без искусственного освещения, а также:

  • на прямых участках съездов развязок;
  • на участках съездов, проложенных по болотам и вдоль рек глубиной от 1 до 2 метров;
  • в области расположения небольших искусственных сооружений и при подъезде к ним;
  • в пределах криволинейных участков съездов, если высота насыпи превышает 1 метр.

Справка. Месторасположение направляющих устройств локализуется в районе бровки земляного полотна съезда.

Материал изготовления аналогичен барьерным и парапетным конструкциям. Производители выпускают изделия из железобетона, пластика и металла, опираясь на ГОСТ 50970-2011. Согласно нормативным требованиям, сигнальные столбики имеют высоту 1300 и 1150 метров, их изготавливают белого и желтого цветов. Эксплуатация изделий возможна в любых погодных условиях, даже когда температура окружающей среды падает до отметки в 40 градусов или превышает 50 градусов. Монтаж осуществляется анкерным болтом.

Дорожные конусы выполняют из жесткого или гибкого пластика с утяжелителем или без. Утяжелители изготавливают из качественной резины. Они призваны сдерживать удары легкового и грузового транспорта. Светоотражающие полосы из призматической пленки позволяют распознать конус в ночное время суток или при ухудшающихся метеорологических условиях на расстоянии до полукилометра.

Дорожные тумбы и буферы обозначают опасные участки при сужении или разделении определенного участка дороги. Их фиксируют в начале разделительной полосы, впереди торца подпорной стены тоннельного сооружения транспортного типа, перед опорами путепроводных сооружений, локализованных на проезжей части,

в области островков безопасности и(или) направляющих островках, немного возвышающихся относительно поверхности земли.

Справка. Для придания более устойчивого положения дорожное приспособление заполняют водой или песком.

Высота корпуса столбика составляет 75-80 см. Разметка выполняется с помощью светоотражающих лент, выделяющихся в ночной тьме.

По внешнему виду

В соответствии с внешним видом дорожные ограждения подразделяются на:

  • балочные. Железная балка прикреплена к опорным столбам мостовой;
  • тросовые. Удерживающие транспорт тросы протянуты между опорными столбами;
  • трапециевидные. К ним относятся бетонные (железобетонные) отбойники;
  • заборные. Представлены железобетонными панелями, объединенными в единую конструкцию в виде забора. На рифленые панели нанес геометрический узор “алмазная грань”, “полоса”, “вафелька”, “каменная кладка”;
  • водоналивные. Пластиковые емкости, заполненные водой.

Положения, регламентирующие правила установки дорожных ограждений

Положения, регламентирующие правила установки дорожных ограждений

В качестве основного нормативно-правового акта, регламентирующего предписания в части установки оградительных элементов, необходимо рассматривать обновленный национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 52289-2004. Согласно данному документу:

  • устройство должно отвечать требованиям к уровню удерживающей способности, прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте. Значение уровня удерживающей способности, зависящего от степени сложности дорожных условий для автомобильной трассы, мостов и городских дорог, улиц, мостов выбирают из таблицы;
  • минимальные уровни удерживающей способности ограждающих конструкций, которые устанавливаются на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях дорог берут из табличного материала;
  • минимальная высота ограждения определяется по таблице;
  • определяется величина прогиба барьерного ограждения, монтируемого в районе обочины, и размер рабочей ширины;
  • регламентируется место установки барьерного и парапетного ограждений относительно: бровки земляного полотна и стойки барьерного ограждения в одном случае и бровки земляного полотна и ближнего края парапетного ограждения (кромки проезжей части и лицевой поверхности балки ограждения или до ближнего края парапетного ограждения) во втором случае;
  • определяется место установки и высота световозвращателей, удерживающих и ограничивающих пешеходных ограждений;
  • упорядочивается район монтажа сетчатых и решетчатых ограждений, предотвращающих выход животных на проезжую часть шоссе, проложенных вдоль заповедников и пастбищ.

Строительство и эксплуатация шоссейной трассы в обязательном порядке должны предусматривать сооружение элементов дорожной инфраструктуры. При этом устройства дорожной инфраструктуры просто обязаны быть безопасными и для транспортного средства, и для водителя, и для пассажиров, и для пешеходов на тротуарах. То есть даже если и случилась аварийная ситуация в районе автомагистрали, то защита участников дорожного движения должна соблюдаться беспрекословно.

Читайте также: