Металлический крюк для стягивания панелей

Обновлено: 07.07.2024

Талрепы крюк-крюк – одна из разновидностей специальных приспособлений с механическим принципом действия, применяемых для натяжения и регулирования длины подвесных гибких элементов конструкций и жесткого крепления различных объектов. Эти приспособления производят нескольких видов и с достаточно широкой линейкой типоразмеров, а используют для выполнения очень обширного круга монтажных и других работ, в том числе связанных с транспортировкой грузов.

1 Приспособления крюк-крюк – виды, принцип действия и область применения

О том, что такое талреп вообще, то есть о его назначении, конструкции и принципе действия достаточно подробно изложено в первой главе статьи сайта об одном из видов этих устройств. Эта публикация называется "Талреп кольцо-кольцо".

Единственное, что следует еще раз подчеркнуть: использование талрепов для погрузочно-разгрузочных работ категорически запрещено. Почему – это рассмотрено в первой главе вышеуказанной статьи.

Как следует из описания конструкции талрепов, рассматриваемое приспособление крюк-крюк отличается от всех остальных видов этих устройств только оголовками на концах винтов, вкрученных в муфту. Это крюки с обеих сторон. Еще их называют гаками (слово "гак" нидерландского происхождения, переводится как "кованый крюк").

Приспособления крюк-крюк – виды, принцип действия и область применения

Муфта у талрепов гак-гак (крюк-крюк) может быть одной из следующих модификаций:

  • открытая сварная в виде вытянутой правильной прямоугольной формы рамы (как на фотографии с изделием типоразмера М10);
  • открытая штампованная (внешний вид аналогичен предыдущей конструкции);
  • закрытая сварная, представляющая собой глухой полый цилиндр с резьбами под винты на торцах.

Соответственно, различают 2 основных вида талрепов гак-гак: открытые и закрытые. Производят их по нескольким стандартам.

Наиболее широкое применение при различных монтажных и крепежных работах, а также в разнообразных областях техники получили приспособления крюк-крюк открытого типа. Именно ими в основном заполнены все прилавки и склады продавцов талрепов. Хотя на самом деле, согласно стандартам, по которым их производят, они в первую очередь предназначены для применения в судовых устройствах надводных кораблей и прочих плавсредств всех типов и классов. Но при условии соблюдения требований ГОСТ могут использоваться и в других областях. Причем основная масса предлагаемых продавцами открытых талрепов гак-гак – это приспособления, произведенные по стандартам DIN 1480 и ГОСТ 9690-71 и ОСТ 5.2314-79.

Устройства крюк-крюк закрытого типа выпускаются только для выполнения довольно узкого круга монтажных и крепежных работ. Они рассчитаны на создание значительных натягивающих усилий и последующее удержание больших нагрузок. Сами устройства довольно громоздкие и, как правило, цепного типа (крюки на них не являются продолжением шпилек, вкрученных в муфту, а крепятся к ним цепями). Вращение муфты производится рычагом, являющимся частью конструкции талрепа. Вручную с этим приспособлением гак-гак не совладать. И чтобы предотвратить самопроизвольное раскручивание муфты, в ней установлена трещетка. За такую конструкцию эти талрепы еще часто называют рэтчет.

2 Главные технические характеристики и выпускаемые типоразмеры

Самыми важными характеристиками любого талрепа являются следующие. В первую очередь – это допустимая нагрузка. Вторыми по значимости характеристиками являются: общая длина в исходном перед установкой состоянии, внешние габариты и ход (разница длин приспособления в предельно раскрученном и полностью затянутом положениях). От этих параметров зависит возможность использования талрепа в тех или иных конкретных условиях. И, наконец, последняя важная характеристика – диаметр резьбы винтов. И чем на более высокую нагрузку рассчитан талреп, тем больше у него длина, внешние габариты, ход и мощнее резьба.

Главные технические характеристики и выпускаемые типоразмеры

Как уже отмечалось выше, наиболее широко используются открытые стяжки крюк-крюк и, главным образом, те, что производят по DIN 1480, ОСТ 5.2314 и ГОСТ 9690. Поэтому далее будут представлены сведения только о талрепах данных трех стандартов. Изделия указанных DIN, ОСТ и ГОСТ конструктивно идентичны. Однако в продаже чаще всего можно встретить устройства гак-гак, производимые по DIN 1480.

А вот список выпускаемых типоразмеров и маркировка продукции, выпускаемой по DIN 1480, ОСТ 5.2314 и ГОСТ 9690, отличаются. Хотя при этом оба вида изделий для определения и выбора их по типоразмеру и допускаемой нагрузке обозначают по номеру (диаметру) резьбы. По последним двум стандартам (отечественным) изготавливают открытые талрепы гак-гак в следующем сортаменте: M6, M8, М10, M12, M14 и M16. По DIN 1480 тоже выпускают открытые стяжки крюк-крюк этих типоразмеров, а также еще: M5, M18, M20, M22, M24, M28, M30 и M32.

3 Маркировка, материал изготовления и особенности изделий DIN, ОСТ и ГОСТ

Пример маркировки (условного обозначения) продукции, выпускаемой по ГОСТ 9690:

Так обозначается стяжка крюк-крюк (отмечено сочетанием букв ГГ – то есть гак-гак) с открытой штампованной муфтой (ОШ), рассчитанная на допускаемую (максимальную) нагрузку 1,2 тс. Согласно ГОСТ 9690 это соответствует талрепу крюк-крюк М16.

Точно такое же изделие по ОСТ 5.2314 маркируется:

Просто по ОСТ допустимая нагрузка в маркировке указывается в кН (1 тс равна примерно 10 кН, а точнее – 9806,65 Н, но обычно округляют).

Пример маркировки продукции, выпускаемой по DIN 1480:

Так обозначается стяжка крюк-крюк (отмечено сочетанием букв HH) с резьбой винтов М10. А вот допустимая нагрузка у этого талрепа может быть разной. Это относится ко всем изделиям DIN 1480 (всех диаметров резьбы винтов). Дело в том, что по этому стандарту талрепы производят из нескольких видов стали: углеродистой и нержавеющей A2 и A4. У них у всех разная прочность. Более того, у разных производителей стяжки из одной и той же стали могут отличаться по допустимой нагрузке. Так, например, для того же талрепа крюк-крюк М16 величина этой характеристики может равняться 6, 7, 13,6 кН или другому значению.

Маркировка, материал изготовления и особенности изделий DIN, ОСТ и ГОСТ

У продукции указанных ОСТ и ГОСТ строгое соответствие каждому номеру резьбы винта определенной допустимой нагрузки. И с указанными выше диаметрами талрепы этих стандартов рассчитаны на усилие соответственно, тс (кН): 0,1 (1), 0,2 (2), 0,3 (3), 0,5 (5), 0,8 (8) и 1,2 (12). Это достигнуто за счет того, что каждую деталь изделий ОСТ и ГОСТ производят только из одной определенной своей марки стали и изготавливают эти талрепы только отечественные производители.

Продукцию ОСТ и ГОСТ производят из углеродистой стали. Из какого металла производят изделия DIN 1480 уже было указано выше. Талрепы из углеродистой стали выпускают оцинкованными, а некоторые еще дополнительно и окрашенными, чтобы повысить их антикоррозионную защиту.

4 Стяжки крюк-крюк – схемы применения, преимущества и недостатки

Главное преимущество талрепа гак-гак в его универсальности. Благодаря тому, что у этого приспособления с обеих сторон крюки, его можно использовать абсолютно во всех случаях, где требуется применение талрепов. Так, например, стяжку с кольцами ни за что не прикрепишь к монтажным (технологическим) проушинам или отверстиям конструкций и оборудования. Эти же операции с талрепом вилка-вилка (если еще его втулки и сами вилки подойдут по размерам) потребуют больше времени. А крюками моментально зацепляешь и сразу начинаешь закручивать стяжку. В этом второе преимущество – быстрота монтажа.

Стяжки крюк-крюк – схемы применения, преимущества и недостатки

И еще устройство гак-гак удобно тем, что у стягиваемых объектов можно заранее подготовить хороший прочный и даже неразборный фиксатор. При этом вовсе необязательно, чтобы во время этих работ стяжка крюк-крюк была под рукой для примеривания. И последнее преимущество – этот талреп, когда уже не нужен, всегда снимается без лишних манипуляций. Не надо ничего расклепывать, откручивать, разваривать, расплетать или развязывать.

Недостатки у этого талрепа тоже из-за крюков:

  • уступает по допустимой нагрузке изделиям типа кольцо-кольцо и вилка-вилка;
  • в начале установки стяжки, пока есть слабина (провисание, например, тросов), крюки могут соскакивать (выскальзывать) с фиксаторов прикрепляемого объекта.

Талрепы крюк-крюк М8, М10, M12, M14, M16 практически без ограничений можно применять во всех случаях, когда нагрузка на них небольшая, в том числе для любых бытовых нужд. Самые мелкие – M5 и M6 – обычно используют для натягивания бельевых веревок, струн занавесов и штор, а также различных слабонагруженных тросиков.

Стяжками M10 и M12 часто фиксируют не очень тяжелые и массивные грузы, а также ворота гаражей, ангаров и боксов. Приспособления начиная с M16 и мощнее применяют для крепления: уже установленных опор (мачт) освещения, линий электроснабжения и антенн; конструкций мостов и различных сооружений; разнообразных грузов, включая технику, оборудование и контейнеры, на платформах вагонов и автомобилей, бортах самолетов, палубах судов и для других подобных целей.

Как выбрать талреп для натяжения троса?

Талреп – это такелажное приспособление, позволяющее крепить к опорам канаты, тросы, цепи, веревки и легко регулировать натяжение растяжек при их ослаблении или провисании в ходе эксплуатации. Эти несложные винтовые устройства изначально применялись на судах, но постепенно стали использоваться и в других сферах деятельности человека, например, при монтаже или укреплении конструкций, закреплении перевозимых грузов, когда необходимо создать большое натягивающее усилие.

Виды талрепов фото

Сегодня натяжители троса успешно применяются в различных инженерных сооружениях, они помогают предотвратить аварийные ситуации при грузоперевозках, обеспечивают натяжение тросовых ограждений, кабельных сетей между домами, удерживают антенны, мачты, молниеотводы, мосты. При этом фиксация троса может иметь временный характер (например, крепление грузов или установка палаток), так и постоянный (например, монтаж шторных струн или укрепление инженерных сооружений).

Целевое назначение приспособления определено его конструктивным исполнением, типоразмером и прочностными характеристиками. Самый распространенный стандартный монтажный талреп представляет собой винтовую стяжку, в зависимости от размера которой можно создавать натягивающее усилие от нескольких килограмм до десятков тонн. Для высоких нагрузок используют только грузовой талреп DIN 1478 (вилка-вилка).

Принцип действия и виды винтовых талрепов

Винтовой натяжитель троса состоит из муфты-корпуса с двумя резьбовыми отверстиями для винтов с разным направлением резьбы. При вращении муфты в одну сторону, они вкручиваются в корпус, а в другую – выкручиваются, что позволяет бесступенчато изменять общую длину стяжного приспособления. Регулировка не требует особых физических усилий и может совершаться в любое время по мере надобности.

Винтовой натяжитель троса с крюком и кольцом - фото

Корпус стяжной муфты имеет два варианта исполнения - открытый или закрытый (втулка). Последние подойдут для суровых условий эксплуатации, когда есть риск повреждения, обледенения, засорения грязью или песком механизма натяжения. По способу изготовления муфты бывают сварные, штампованные, кованые и литые.

Головки винтов изготавливают в форме крюка, кольца, вилки, шпильки или их комбинации, например, крюк-кольцо или вилка-ушко. Высокий уровень надежности обеспечивают натяжители в исполнении «вилка-вилка». Приварной талреп шпилька-шпилька применяется в тех случаях, когда необходимо при помощи сварки соединить его с другими такелажными элементами или конструкциями, создав тем самым неразъемное соединение.

Стандарты, нагрузки и размеры талрепов

На постсоветском пространстве их изготовление регламентируется ГОСТ 9690, в Европе придерживаются стандартов DIN 1480 и DIN 1478, в США действует ASTM F1145-05.

Талреп DIN 1480 использование

Талреп DIN 1480 – устройство общего назначения, не предназначенное для работ, которые связаны с подъемом грузов. Он выдерживает высокие статические нагрузки, отлично держит в натяжении канатные растяжки и обеспечивает надежную фиксацию вертикальных конструкций. Его грузоподъемность находится в пределах от нескольких килограмм до 3 тонн. В быту его используют, например, для натягивания бельевых веревок или струн для штор.

Талреп DIN 1478 – грузовой с вилочными зацепами, изготовленный из высокопрочной стали, имеет коэффициент запаса прочности не ниже 4:1 и рассчитан на более высокие статические и динамические нагрузки (до 10 тонн). Допущен к использованию в системах с большим натяжением, например, при закреплении многотонных грузов на транспорте, в конструкции подвесных мостов, для организации растяжек тентов, шатров, массивных антенно-мачтовых систем.

Схема талрепа фото

Размер винтовой стяжки определяется по диаметру резьбы, которая имеет стандартные метрические характеристики и диаметр от М5 до М56. Самые популярные модели: талреп крюк-кольцо М8, М10, М12, М16 или кольцо-кольцо М8, М10, М12. Другой важный параметр изделия – это его длина при полном раскручивании (L1) и в свинченном состоянии (L), разница между ними (L1-L) – это линейная величина, в пределах которой можно регулировать натяжение канатной ветви.

Оцинкованный или нержавеющий талреп?

Выбирая винтовую стяжку, следует учитывать внешние условия, в которых она будет работать и степень агрессивности этой среды. Для сухих помещений и временной эксплуатации на улице достаточно приобрести оцинкованный натяжитель троса. Для постоянного использования под открытым небом, в местах с влажным и морозным климатом подойдут закрытые нержавеющие талрепы из стали А2, а в особо агрессивных условиях (химические производства, морское судоходство, горячие цеха, бассейны с хлорированной водой) – из кислотостойкой стали А4.

Вы знали? Если вам понадобилось нарезать резьбу в отверстии, а под рукой нет метчикодержателя, то выручит обычный винтовой талреп. Зажмите хвостовик метчика между его винтами, а корпус устройства используйте в качестве воротка.

Вантовые крепления (цепные натяжители)

Стяжное устройство храпового типа - фото

Цепной талреп крюк-крюк (рэтчет) – так называется вантовое крепление с крюковыми захватами, предназначенное для фиксации на транспортных платформах больших и тяжелых грузов цепями. Устройства имеют храповый или рычажный механизм, через который легко создается большое усилие натяжения.

Цепная стяжка грузов - это простой и надежный ручной механизм, применяемый во всем мире в системах крепления крупногабаритных и крупнотоннажных грузов. Его применяют для натяжения крепежных цепей, которые в свою очередь надежно фиксируют и удерживают груз, исключая его самопроизвольное перемещение или падение в момент перевозки автомобильным, железнодорожным и другими видами транспорта. По виду своей конструкции они бывают двух типов, характеристики которых рассмотрены далее.

Стяжное устройство храпового типа

Такой цепной талреп состоит из храпового механизма с переключателем вращения и двух поворотных крюков, находящихся на противоположных концах устройства. Натяжение цепей крепления обеспечивается схождением крюков при помощи проворачивания рукоятки механизма. К положительным особенностям данного рэтчета можно отнести:

  • простота монтажа устройства в крепежную систему;
  • приложения минимальных физических усилий при работе;
  • рычаг, не требующий дополнительной фиксации.

Стяжное устройство рычажного типа

Стяжное устройство рычажного типа

Его конструкция тоже состоит из двух поворотных крюков, обеспечивающих зацепление цепной крепежной ветви, а также эксцентрикового рычажного механизма. В данном случае натяжение цепей обеспечивается приложением ручного усилия на эксцентриковый механизм, который проходя через точку максимального натяжения самозажимается. Надежная фиксация рычага обеспечивается самой цепью, которая распирает устройство в стороны и тем самым не дает механизму раскрыться. К положительным особенностям данного цепного талрепа можно отнести:

  • минимальное время монтажа;
  • простота конструкции;
  • небольшие размеры;
  • отсутствие торчащего рычага в рабочем положении устройства.

Где купить талреп в СПб?

В нашем магазине «Крепком» можно купить талреп крюк-кольцо, кольцо-кольцо, гак-гак, вилка-вилка, а также цепные рэтчеты для перевозки тяжелой техники, оборудования, бревен. Все они прошли испытания нагрузкой и имеют большой запас прочности (4:1, 5:1, 6:1). Сколько стоят такие такелажные приспособления? – Цена талрепа во многом зависит от его размеров. Диапазон цен на «Крепком» выглядит следующим образом: от 150 до 7000 рублей за единицу товара.

Надеемся, что эта обзорная статья поможет принять вам принять правильное решение в выборе такелажного талрепа для натяжения троса или цепи.

Крюки такелажные

DIN 689

Крюки такелажные – металлические грузозахватные элементы различной конструкции и грузоподъемности, применяемые в стропах, траверсах, лебедках, цепных стяжках, монтажных блоках, кранах, других грузоподъемных машинах и приспособлениях. Они позволяют быстро соединить и рассоединить подъемный механизм с грузом. Некоторые из них оснащены предохранительным замком, который не даст монтажной петле выйти из зацепления, что повышает безопасность работы с грузами.

Основные виды крюков для строп и грузоподъемных механизмов:

Чалочные

Это самый распространенный вид захватного органа, используемый в комплектации траверс и всех видов строп (цепных, канатных, ленточных) в качестве концевого элемента. Они изготавливаются из легированной конструкционной стали в соответствии с международными стандартами, а также по ГОСТ 25573-82. Их преимущество в небольшом весе и габаритах при высоких нагрузочных характеристиках. По конструктивному исполнению они делятся на:

• Крюки с проушиной тип 320А или SALK – наиболее универсальный вид. Они могут монтироваться в концевые петли канатных или текстильных строп еще на этапе их изготовления, а также могут крепиться к гибкой оснастке или на основное устройство посредством специальных соединителей – разъемных звеньев, скоб.

• Крюки вилочные типа SALKH или VAKH – концевой элемент цепных строп. Вилочное сопряжение с запорным штифтом и стопорным шплинтом позволяет крепить его непосредственно к звену грузовой цепи без помощи соединителя. Первый тип крюкового захвата оснащен пластинчатой предохранительной защелкой, второй – самозапирающимся зацепом, который автоматически запирает зев при подъеме груза.

320A|SALK SALKH/VAKH
chalochnie1.png

chalochnie3.png

С вертлюгом

Вращающиеся или поворотные крюки имеют вертлюжное соединение проушины с основанием, что обеспечивает большую степень свободы при строповке грузов. Это существенно облегчает работу стропальщика особенно при работе с жесткими стропами, а также со специфическими грузами. В остальном они ничем не отличаются от классических чалочных аналогов, тоже могут иметь пластинчатый замок (тип 322А) или самозапирающийся.

Крюки с вертлюгом 322А/самозапирающийся
s_vertlyugom.png

Ограничители

Другие названия – укоротители цепи. Их применяют в цепных стропах для быстрой корректировки длины строповой ветви. Используют при работе с грузами сложных форм или на рабочих площадках с ограниченной высотой проведения такелажных операций. В нашем магазине можно выбрать один из двух видов ограничителя цепи: крюковой типа LYK или клешневой. Они различаются геометрией и соответственно способом зацепа в них звена цепи.

Ограничители LYK/клешневой
ogranichiteli.png

С увеличенным зевом

Данный вид грузозахватного органа применяется, как правило, в горячих металлургических цехах, поэтому за ним закрепилось название «литейный крюк». Его отличает широкий зев без предохранительного замка, увеличенный диаметр «ушка» и уменьшенная толщина сечения рабочей части. Его можно ввести в зацепление с проушинами нестандартных форм и размеров. Он позволяет сделать скользящую петлю из цепной ветви по типу обхвата «на удавку».

Талреп крюк-кольцо – когда пригодится такое сочетание?

Талреп крюк-кольцо различного размера можно обнаружить почти везде – от спортивного зала до строительной площадки. Это приспособление легко использовать, но также просто и сломать, если применять не по назначению. Чтобы получать от талрепа только пользу, изучим его характеристики.

1 Как талреп с крюком и кольцом появляется на свет?

Талреп изготавливается только из металла, вернее, сырьем служит низкоуглеродистая сталь с различным содержанием углерода, но не выходящим за 0,25 %. Чем больше этого элемента будет содержаться в материале, тем выше прочность и твердость изделия, но оно теряет всякую пластичность. А значит, любая неосевая нагрузка приведет к разрушению талрепа. Низкое содержание углерода рождает еще один недостаток – легкость коррозии. Поэтому изделия почти не выпускают без защитного покрытия.

Талреп из металла

Кстати созданию антикоррозионного слоя в производстве талрепов уделяют большое внимание, потому что эти приспособления зачастую несут свою службу на открытых площадках, постоянно подвергаясь воздействию осадков, холодов, ветров и палящих лучей солнца. Как правило, защита состоит из слоя цинка, который наносят гальваническим или диффузионным напылением. Иногда талреп просто красят после установки на рабочее место, но эта защита не продержится долго, и вряд ли приспособление можно будет использовать повторно.

Конструкция талрепов обычно состоит из продолговатого корпуса, с разных концов которого есть отверстия с резьбой разного направления (левая и правая). Туда вставляются винтовые крепежи, каждый из них имеет вид стержня с резьбой, которая подходит по направленности к той, что нарезана в отверстии корпуса. На концах этих стержней имеются различные приспособления для фиксирования внешних объектов – крюк, кольцо, вилка и др. Так как стержней в одном талрепе два, то и комбинаций с этими наконечниками много, в этой статье мы рассмотрим крюк-кольцо.

Конструкция талрепов

Корпус (или муфта) у таких талрепов чаще открытый и похож на прямоугольную замкнутую рамку с утолщенными короткими сторонами (торцами), потому что в них расположено круглое отверстие с резьбой. Получить это основание можно штамповкой, ковкой или литьем. Естественно, различные методы накладывают свои оттенки дефектности, самыми прочными, очевидно, будут литые изделия.

2 За выполнением какой задачи мы можем увидеть талреп?

Конструкция внешне выглядит просто, точно так же незамысловата она и в использовании. Если закрепленные за внешние объекты крюк и кольцо вставить стержневыми концами в муфту и начать вращать, то они начнут вкручиваться внутрь благодаря разнонаправленной резьбе. Концы стержней будут стремиться к середине корпуса, а внешние объекты – к талрепу, все больше натягиваясь.

Устройство модели крюк-кольцо

Почему именно крюк и кольцо? За кольцо удобно закрепить что-то стационарное и основательное, что долго нужно монтировать и на весу сделать это неудобно. То есть, его закручивают в муфту первым с уже фиксированным на нем тросом, цепью или канатом. Затем в корпус вкручивают стержень с крюком и им дотягиваются до петли, которая стационарно закреплена где-то на прочном основании, например, на земле или бетонной плите. Остается вращать талреп и натягивать трос.

Области применения начинают напрашиваться сами собой. Так натягивать удобно стальные тросы, канаты, цепи. Причем талреп крюк-кольцо можно использовать не только для самого процесса натяжки, но для фиксирования такого состояния на долгое время. Нужно просто перестать его вращать и оставить нести службу. Так обычно зафиксированы опоры ЛЭП, водонапорные башни, тросы мостов и многие другие ответственные конструкции. И надо сказать, талрепы редко подводят, при правильно выставленном осевом усилии они не раскручиваются и не лопаются.

Натягивание троса

Но столь громоздкие архитектурные объекты – не единственная сфера применения талрепов с крюком и кольцом. Бельевая веревка, цепь в боксерском ринге, осветительные приборы, покрасочные мастерские и многое другое – со всем справится это приспособление. Главное правильно подобрать талреп крюк-кольцо под будущую нагрузку. А также стоит помнить, что он способен исправно служить только под стационарным давлением, направленным по оси корпуса.

Под ударом или динамической нагрузкой это приспособление не обязано долго и исправно работать.

3 Что нужно помнить при покупке талрепа?

Очевидно, что талрепы бывают разные. Так как основную работу выполняет резьбовое соединение, то маркировка производится именно по ней – маленькие (М4–М8), ходовые (М10, М12, М16) и большие (до М54) – а дальше уже тянутся и другие параметры согласно установленным пропорциям. Стандартизирует эти соотношения DIN 1480. Там вы найдете таблицы, где указаны длины всего изделия в открытом и закрытом виде, отдельно муфты и болтов, вес и грузоподъемность талрепа.

Таблица DIN 1480

На самом изделии маркировка диаметра отверстий наносится со стороны правой резьбы. При продаже обычно указывается более развернутая информация, обязательно пишется еще материал покрытия и длина. Продавец может указать и рабочую нагрузку, чтобы вам не пришлось долго искать этот параметр в стандарте. Например, популярный типоразмер талрепа крюк-кольцо М10 способен выдержать натяжение эквивалентное весу 544 кг. Для М12 это уже 998 кг. А рабочая нагрузка талрепа крюк-кольцо М16 составляет 1600 кг.

Во время покупки надо понимать, качество пропорционально цене, чем выше стоимость, тем больше вероятность, что партия действительно изготовлена по стандарту и прошла испытания. Естественно, "платить" за надежность стоит при строительстве, а для домашнего пользования, например, для бельевой веревки, эта роскошь вряд ли обязательна, подойдет талреп и подешевле. Но даже при покупке качественного талрепа стоит обратить внимание на кое-что. Например, если вы хотите, чтобы нагрузка талрепа крюк-кольцо М12 составила заявленную тонну, вы должны убедиться в исправности механизма и целостности резьбы прямо у прилавка.

Маркировка изделия

Но даже взяв у продавца действительно исправное приспособление, вы можете допустить ошибку при монтаже. Главное правило – выдержать ось нагрузки. Усилие от натяжения должно быть направлено строго по прямой, которая будет проходить от макушки крюка до макушки кольца и устремляться по этой же прямой до следующей точки опоры, например, места крепления троса. В любом другом случае вы рискуете. Талреп крюк-кольцо, как и любой другой, никогда не будет держать натяжение под углом к своей оси. И уж тем более нельзя закрепить одну сторону приспособления, а на другую повесить груз под прямым углом.

Талреп его виды, назначение и рекомендации по выбору

Практически любые такелажные работы не обходятся без использования специального ручного устройства называемого талреп.

Система этого инструмента предельно проста, и надежна, т.к. обеспечивает высокую прочность соединений и удобство работы с ними.

Талреп кольцо-крюк

Этот натяжитель троса используется там, где человеческой силы попросту недостаточно, причем натяжка сохраняется продолжительное время.

Кроме сферы строительства, талреп применяется на судах, при создании между домами кабельных сетей, и даже для натяжения канатов на спортивных рингах.

Когда-то эти устройства использовали и в авиации.

Назначение талрепа

Талреп предназначен для регулировки натяжения канатов, тросов, кабелей и цепей.

Используется он для большинства такелажных и монтажных работ.

Основное его достоинство – способность выдерживать высокие нагрузки при работе с тяжелыми грузами.

Устройство и характеристики

Талреп – разновидность винтовых стяжек.

Его конструкция состоит из следующих элементов:

• Муфта – корпус с двумя отверстиями, в которых нарезана разнонаправленная резьба с противоположных сторон.

• Пара грузозахватных элементов.

Каждый из них является стержнем с нарезанной резьбой, с противоположной стороны которого расположен крепежный зацеп – оголовок.

Оголовок может быть разной формы формы: в виде вилки, крюка (гака) или кольца (петли).

• Подкладные шайбы – предназначены для равномерного распределения нагрузки.

• Стопорные гайки – предотвращают самостоятельное ослабление натяжителя. Они вместе с шайбами входят в комплект этого инструмента.

Схема устройства натяжного механизма

Принцип работы устройства заключается во встречном движении оголовков при вращении корпуса.

Если стяжку необходимо ослабить, вращение муфты выполняется в противоположную сторону.

Выборка слабины каната, при небольшом диаметре стержней и невысокой нагрузке, может выполнятся вручную.

Стягивание осуществляется при помощи различных рычажных приспособлений, например, стальных стержней.

Использование талрепов в работе обосновано:

Требования к характеристикам регламентированы следующими стандартами:

• ГОСТ 9690-71 – отечественная стандартизация

• DIN 1748 и DIN 1480 европейская стандартизация

• ASTM F1145-05 –стандарт США

• ОСТ 5.2314-79 – отечественный стандарт для судовых талрепов

Муфты

Согласно ГОСТ 9690-71, муфты производят тремя способами:

Сварная модель по ГОСТ

Кроме этого, их делают закрытого и открытого типа.

Последние имеют несущую способность до 6,3 тонн.

Для закрытого корпуса — до 20 т.

При этом для сварных изделий любой конструкции этот показатель не превышает 1,5т.

Материал

При изготовлении используются следующие стали:

• Марки 35 высокого качества, согласно ГОСТУ 1050.

Степень прочности на растяжение достигает 540 МПа.

Самый распространенный вариант.

• Модификации Ст. 3, Ст. 3кп, согласно ГОСТу 380.

Сталь подвергается термической обработке, после чего ее прочность на растяжение достигает 450 МПа.

Используется там, где нет больших нагрузок.

• По методу горячего цинкования;

Изделия, на которые предполагается воздействие агрессивных сред, изготавливаются из нержавеющей стали типа 10Х17Н13М2Т (аустенитная с устойчивостью к кислотной среде).

Такие кислостойкие талрепы используются в местах с повышенными требованиями.

Размеры и вес

• Диаметр резьбы: M6 – M56.

• Допустимая нагрузка: 0,1 – 20 тс (тонн силы).

• Общая длина типовых изделий: 230 – 603 мм.

• Вес типовых изделий (зависит от конструкции и материала изготовления): 0,05 – 60 кг и более.

Виды талрепов

Талреп по исполнению муфты может быть:

• Открытый сварной – используется в несложных ситуациях.

Обозначается, как ОС.

Изготавливается из маломагнитных и углеродистых сталей.

Форма оголовков кольцо-кольцо

• Открытый штампованный – ОШ.

Материал – маломагнитные и углеродистые стали.

• Закрытый сварной — резьба штоков находится внутри пустотелого корпуса по соображениям безопасности.

В случае разрушения захвата по резьбе, его остатки остаются внутри, а не разлетаются по сторонам.

Инструмент закрытого типа

Отличается высокими эксплуатационными характеристиками.

Обозначается, как ЗС.

Материал – углеродистые стали.

По типу оголовков.

• Ухо-ухо. С двумя кольцами, обозначается, как УУ.

• Вилка-вилка. Условное обозначение ВВ.

• Гак-гак – ГГ (крюк-крюк).

• Вилка-ухо – талреп ВУ.

• Вилка-гак – известен, как ВГ.

• Ухо-гак – талреп ГУ.

Три разных формы оголовков

Для каждой поставленной задачи используются талрепы в определенной комплектации и конкретной маркировки.

Например , варианты УУ применяются для изменения натяжения тросов, цепей или канатов, на конце которых имеется крюк.

Модели с оголовками ВВ подходят для стягивания двух тросов, концы которых завернуты в петли.

ВГ используется для притягивания троса с петлей к неподвижной опоре, за которую можно зацепится крюком.

ВУ применяются, если требуется притянуть канат с петлей на конце к опоре с имеющимся крюком.

Классический талреп по назначению может быть:

• Судовой – используется в судоходном деле преимущественно для крепления грузов на кораблях.

Обладает повышенными характеристиками прочности, большим весом и размерами.

• Строительный – применяется для фиксации различных элементов конструкций, установки растяжек, а также для фиксации грузов на платформах полуприцепов.

Среди нестандартных вариантов следует отметить:

• Шлюпочный талреп с глаголь-гаком.

• Гамбургский (винтовая стяжка).

В отличии от стандартного варианта, имеет два концевика в форме вытянутых ушек, с одной стороны которых находятся резьбовые отверстия.

Эти ушки накручиваются на стержень с разнонаправленными резьбами по разные стороны от его центра.

Регулировка натяжения производится вращением стержня.

Это грузовой талреп, так как используется исключительно для крепления грузов.

• Автомобильный талреп (ременной рэтчет) – используется для фиксации грузов в кузовах, прицепах и полуприцепах автомобилей.

Представляет собой храповый механизм из легированной стали, которым стягиваются прочные крепежные ленты.

Автомобильная модель в работе

Бывает цельным и двухкомпонентным.

Первый вариант больше подходит для стягивания между собой отдельных элементов груза, а второй, за счет двух концевиков в виде крюков – для фиксации груза к неподвижным элементам кузова.

Грузоподъемность, маркировка и цена

Маркировка талрепа содержит условное обозначение типа головки, длины муфты без учета колец и размер резьбы с указанием, с какой стороны находится левая нарезка.

Тип изделия и его покрытие указывается в сопроводительной документации.

Что же касается грузоподъемности (предельная нагрузка) она иногда отмечается в тех же документах к изделию, зависит от типа грузового захвата и размера резьбы.

Ознакомится с полным списком можно, воспользовавшись соответствующей таблицей.

В качестве примера:

• M6 – 40 кг для крюка, 100 кг для ушка;

• M8 — 80 кг и 200 кг соответственно;

• M10 — 150 кг и 500 кг.

Стоимость зависит от размеров, материала, покрытия, типа и других параметров.

Для примера, самый простой вариант стандарта DIN1480 с резьбой M6 обойдется в сумму от 70 рублей, в то время как судовое изделие ГОСТ 9690-71 с резьбой М56 будет стоить около 19 тыс. рублей.

Самые распространенные натяжители обойдутся в 400 – 1500 рублей.

Как выбрать талреп?

Важнейший параметр при выборе устройства – его максимальная эксплуатационная нагрузка.

Изделия, которые используются для фиксации различных агрегатов и грузов в вертикальном положении, должны иметь приличный запас в 600 – 900%.

При работе с талрепами важна безопасность.

Определяющим в этом деле является то, насколько хорошо канат или трос обхватывает зацеп.

Самыми безопасными являются варианты вилка-вилка, где крюк стропа перекрывается пальцем, изготовленным из закаленной стали.

Форма оголовков вилка-вилка

Внимание!

Варианты с двумя гаками наименее безопасны.

Выбирая талреп, следует ознакомится с его маркировкой, которая строго обязательно должна присутствовать на корпусе.

Сертифицированные изделия, как правило, сопровождаются соответствующими документами.

Кроме нагрузки, важным фактором является размер устройства, если планируется его эксплуатация в ограниченном пространстве.

Внимание обращается и на наличие, и степень антикоррозийного покрытия.

Если к изделиям предъявляются особые эксплуатационные требования, они могут оснащаться дополнительные устройствами, например , храповым механизмом.

Перед покупкой и использованием талрепа, его необходимо проверить на:

• Совпадение типа резьбы оконечных частей и корпуса;

• Отсутствие любых повреждений;

• Отсутствие износа, каких-либо перекосов и искривлений;

• Отсутствие трещин, заусенцев, борозд.

Важно!

Следует убедиться, что в комплект входят стопорные гайки, которые обязательно должны использоваться в работе.

В противном случае механизм под нагрузкой способен самопроизвольно раскручиваться.

Если требуется замена одного или обоих оконечных элементов, подбираются аналогичные варианты, причем обязательно проверяется их соответствие прикладываемым нагрузкам.

Что нужно знать о талрепах?

К талрепам относятся и так называемые цепные рэтчеты – натяжители, которые используются для фиксации длинномерных грузов.

Рэтчет

Стягивание тросов происходит за счет скручивания расположенной между захватами стяжной цепи.

Состоит это устройство из следующих элементов:

• Вантовый натяжитель (цепь);

• Механизм натяжения (храповое колесо, насаженное на вал с трещоткой).

В простейшей конструкции рэтчета выборка слабины натяжения производится не храповиком, а специальным рычагом, которым выполняют качательные движения.

Читайте также: