Металлические рамки вкладыши монтессори

Обновлено: 04.10.2024

Прежде чем взять в руки карандаш и начать писать свои первые буквы, в Монтессори-методе есть специально созданный материал для подготовки руки к письму – это металлические рамки вкладыши, придуманные самой Марией Монтессори.

Ramki Montessori

Цвет и простота исполнения этого материала неизменно привлекает внимание любого ребенка, который соприкасается с этим пособием. Все очень лаконично, приятный привлекающий внимание цвет, удобство в использовании, приятный в работе материал.
Хотя этот материал находится в зоне русского языка, но формы геометрических фигур и их количество (10) перекликается с зоной математики.

Задача ребенка при работе с этим материалом — обвести рамку и вкладыш, заштриховать её.
А косвенно при работе с этим материалом ребенок решает следующие задачи: подготавливает руку к письму через обводку и штриховку, утончает мелкую моторику, совершенствует навыки концентрации внимания и координации движения.

Металлические рамки-вкладыши из-за своих внушительных размеров использовать дома весьма проблематично, да и цена немаленькая, хотя я знаю некоторых увлеченных мам, которых это не смутило. Но, конечно, с точки зрения работы с ним – он очень приятен в использовании, и не идет ни в какое сравнение с заменителями.

Тем не менее я выбираю заменители 

Ramki Montessori

Для домашнего использования я приобрела деревянные Рамки-вкладыши от Оксва, комплект «Элит», размер этих рамок 12х12, что очень удобно для первых проб в обведении.

Ramki Montessori

У этого же производителя – есть также рамки-вкладыши маленького формата, помещающиеся на листе фанеры размером А4, но для подготовки руки они совершенно не подходят, поскольку обводить их 3-х летнему ребенку будет катастрофически не удобно и он забросит это занятие даже не поняв, в чем суть задания!!

2. Рамки лежат в одной деревянной коробке друг на друге, местами вкладыши лежат перевернутыми, дабы все это сокровище могло поместиться, и, как полагается, некоторые вкладыши вываливаются из своих рамок. Конечно это компактно, но сложить обратно в коробку сможет только мама.

Для работы такое хранение весьма неудобно, придется их достать из коробки и выложить на какое-то видное место на плоскости, или же поставить их друг за другом, чтобы можно было пролистывать фигуры.
На начальном этапе первого интереса к этому материалу, я выкладывала на столе по несколько фигур и предлагала поработать с ними, периодически фигуры меняла.

3. Кажется странным, что делая рамки-вкладыши Монтессори, производитель решил сделать фигуры на свое усмотрение, а не те, что предлагала М.Монтессори в своем материале. В оригинальном материале есть очень интересные фигуры, их количество и форма строго выверена.
Производитель деревянных рамок предполагает, что необходимо купить две коробки, и того 16 фигур. Но я предпочла выбрать только одну, первого уровня с простыми фигурами, поскольку в нашем арсенале есть еще замечательный набор «Орнамент Зайцева», который мы также стали использовать как рамки-вкладыши и обводить их.

Ramki Montessori

Орнамент Зайцева, примеры фигур

Ramki Montessori

Орнамент Зайцева, первые пробы

Исключив все недочеты покупки, и приведя все комфортный для использования вид, ребенок очень увлекся процессом!

Ramki Montessori

Первые пробы в штриховке

Некоторые делают подобные рамки из картона, но мне лично такой вариант не очень нравится, поскольку картон может деформироваться или оставлять неровные края при обведении, что абсолютно недопустимо в этой работой.

Начинать обводить можно с 2,5 лет, если не пошло — отложите на пару месяцев, пусть интерес и возможности руки дозреют.
Дальше уже можно предлагать штриховку, примерно с 3,5 лет.

Как работать с рамками-вкладышами Монтессори:
Расположите рядом с рамками листы белой бумаги размером с рамку и хорошо заточенные карандаши, для того чтобы ребенку не пришлось ничего искать для начала работы.

Ramki Montessori

Первые пробы в обведении рамки

Первый показ материала или презентация:
Рамка кладется на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри. Затем, с уже нарисованной на бумаге фигурой, совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На бумаге остается два почти совпадающего контура, и этот факт поражает ребенка!! Как же так: я обводил два различных предмета – рамку и вкладыш, а на чертеже получилась одна и та же фигура? В этот момент у малыша зарождается объективное понятие геометрической фигуры как линии, определяющей форму.

Появившаяся на бумаге фигура заштриховывается сначала широкими размашистыми линиями, потом все более узкими.
Штриховка делается всегда слева направо (связь с письмом).
В первый раз показывается крупная безотрывочная штриховка, дабы ребенок уловил сам принцип штрихования.

Ramki Montessori

Когда ребенок освоил простые упражнения с этими рамками, то он уже недовольствуется изображением какой-то одной фигуры, а приступает к комбинациям из одной и той же в разных поворотах или из двух и более. В результате получаются чудесные орнаменты.

Работая со штриховкой, постепенно ребенок начинает чувствовать границу, начинает работать карандашом не отрывая его от бумаги.
По таким рисункам ребенка можно с уверенностью судить о степени его зрелости и умении держать карандаш в руке.

М. Монтессори пишет:
«… Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком при разрисовке этих фигур, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей! …Не думаю, чтобы существовало другое средство для столь полного и быстрого обучения письму. Главное же, при этом ребенок получает удовольствие и развлечение. Таким образом, мои дети совершенствуются в письме без письма.»

А вот пример презентации этого материала:

Рамки-вкладыши: 10 упражнений для подготовки руки к письму

Рамки-вкладыши: 10 упражнений для подготовки руки к письму

Основным упражнением для подготовки руки к письму в методике Монтессори является работа с рамками-вкладышами для штриховки.

Тем не менее, регулярно можно услышать вопросы от сомневающихся родителей. Действительно ли это важный материал? Можно ли не использовать его, заменить в домашних условиях чем-то другим? Такие вопросы понятны, но ответ – нет, полностью исключить этот материал из работы вряд ли возможно.

Вот как сама М. Монтессори описывает работу с рамками: «Упражнения в раскрашивании фигуры заставляют ребёнка производить движения и манипуляции, необходимые для заполнения десятка страниц палочками. Однако ребёнок не чувствует утомления, хотя проделывает все мускульные сокращения, необходимые для этой работы. Он делает это свободно, в каком ему угодно направлении, и всё время глаз его устремлен на большую и ярко окрашенную фигуру».

В Монтессори-классах существует множество упражнений, построенных на основе данного материала: ещё задолго до первого опыта в штриховке фигуры ребёнок видит ту же самую фигуру множество раз в различных упражнениях на развитие моторки.

Итак, поскольку занятия с рамками-вкладышами важны для развития ребёнка, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с 10 упражнениями для подготовки руки к письму, построенными на основе этого материала. Вы можете предложить эти занятия ребёнку, начиная с примерно двух лет.

Приклеивание

вырезание для подготовки руки к письму

Как только малыш научился нарезать ножницами полоску бумаги на небольшие квадратики (обычно в возрасте около двух лет), ему предлагают приклеить их на квадрат, нарисованный взрослым при помощи рамки для штриховки. В этом упражнении дети обучаются сразу трём навыкам: резать бумагу, клеить и видеть границы (приклеенные кусочки бумаги не должны выходить за пределы квадрата).

Выкалывание

упражнение для подготовки руки к письму

Следующим упражнением для детей около двух лет является выкалывание фигур. Рисунок фигуры кладут на клеёнку или другую подкладку. По периметру фигуры на расстоянии около 1 см взрослый расставляет точки карандашом. Ребёнку дают шариковую ручку без чернил или кнопку с круглым концом, за который он сможет легко держаться. Задача малыша – выколоть проставленные карандашом точки.

Вышивание фигур

как подготовить руку ребёнка к письму

Данный материал используется после упражнения в вышивании по картону по линии. Обычно он становится доступен детям в 2–2,5 года.

На поднос кладут не слишком толстый лист картона с нарисованной при помощи рамки фигурой. Взрослый выкалывает отверстия по периметру фигуры на расстоянии около 1 см: это места, где пройдет иголка с ниткой. Для старших детей (после трёх лет) отверстия не делают, а ставят крупные точки карандашом. На подносе лежит и толстая игла с продетыми в неё плотными нитками. Ребёнку показывают, как иголка проходит в одно из отверстий и выходит из следующего, после чего предлагают вышить фигуру самому.

Вырезание фигур

вырезание для детей

После упражнений в разрезании полоски бумаги на квадратики детки около трёх лет могут переходить к вырезанию фигур. Контуры фигур взрослый рисует при помощи рамок-вкладышей.

Рамки-вкладыши

Непосредственно с рамками для штриховки ребёнку предлагают работать с 3–3,5 лет.

В этом материале – 10 квадратных металлических рамок, в каждой из которых есть отверстие в форме геометрической фигуры. В центре рамки – небольшая ручка, за которую удобно вынимать вкладыш. В материал также входят цветные карандаши для штриховки рамок.

Знакомство с материалом традиционно начинают с рамки-квадрата. Взрослый обводит рамку, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаш от бумаги. Потом накладывает вкладыш на получившийся квадрат и обводит его, после чего ставит острие карандаша в левый нижний угол и штрихует фигуру зигзагом (вверх-вниз), заканчивая в правом нижнем углу. Предлагает ребёнку повторить.

Различные штриховки

штриховки для подготовки руки к письму

После основной презентации ребёнок может обводить разные фигуры и использовать любую штриховку. Образцы вариантов штриховок обычно вешают на стену рядом со столиком ребёнка или рядом с местом, где лежат рамки. Можно сделать специальную книжку, на каждой странице которой будет представлен образец различных видов штриховки.

Наложение вкладыша с поворотом и комбинации разных рамок

подготовка руки к письму по Монтессори

Когда ребёнок осваивает различные виды штриховок, ему предлагают делать разные интересные узоры при помощи вкладышей рамок. Например, ребёнку можно предложить обвести один вкладыш несколько раз, слегка поворачивая его, или создать необычный узор, совместив несколько вкладышей.

Штриховки фломастерами, красками

подготовка руки к письму штриховка

Когда ребёнок в достаточной мере освоился со штриховками, попробовал карандаши разных цветов и множество видов штриховок, ему можно предложить поработать фломастерами или кисточкой с красками.

Использование контура фигур для различных творческих работ в рамках проектов

В Монтессори-классах часто используют вкладыши рамок для создания творческих поделок к праздникам. Например, дети делают основу-овал для пасхальных яиц или основу-круг для ёлочной игрушки. Потом фигуры раскрашивают, вырезают и иногда приклеивают на открытки.

Свободные рисунки на основе геометрических фигур. Когда дети уже освоились со штриховками (около четырёх лет), они могут использовать вкладыши для основы во время свободного рисования. Дети с удовольствием обводят фигуры, дорисовывая нужные детали (солнышко, домик и т. п.)

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей от 299 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Металлические фигуры-вкладыши, монтессори-материал (инструкция)

фигуры-вкладыши.jpg

Материал: 2 подставки с 5 розовыми металлическими рамками каждая. Сторона рамки длиной 14 см. К рамкам прилагаются следующие вкладыши синего цвета: квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, яйцо, трапеция, пятиугольник, треугольник, квадрат с 4 полукружиями. В середине каждого вкладыша имеется кнопка. Твердая подставка, листы бумаги 14 х 14 см, разноцветные карандаши.
Показать полностью..

Прямая цель: интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз.

Косвенная цель: развитие чувства прекрасного.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель вместе с ребенком готовят рабочее место.
На рабочем месте должны быть подставка, бумага 3 цветных карандаша разного цвета, фигура-вкладыш с рамкой. Учитель кладет рамку точно на бумагу так, чтобы это было хорошо видно ребенку.


Одной рукой он плотно прижимает рамку к бумаге, а другой рукой в это время обводит вырезанную в рамке фигуру цветным карандашом.
На этом упражнении ребенок учится правильно держать карандаш и целенаправленно проводить линии.


Он начинает сверху и обводит контур фигуры против часовой стрелки. Затем он убирает рамку и кладет фигуру-вкладыш точно на изображенную фигуру. Одной рукой он держит фигуру-вкладыш за маленькую кнопку, а другой рукой обводит эту фигуру карандашом другого цвета. При этом он следит, чтобы движение руки было плавным и непрерывным.
Фигуру-вкладыш убирают.


Изображенную фигуру закрашивают одним из тех карандашей, которыми нарисован на бумаге ее контур. Для этого сверху вниз от одной границы фигуры до другой легко и свободно проводят вертикальные штрихи. Ребенок узнает, какой нажим нужен при проведении линий. Учитель предлагает ребенку сделать упражнение самостоятельно.

Контроль над ошибками: визуальный контроль. Положение граничных линий изображенной фигуры.

Дальнейшие упражнения:
- нарисовать одну за другой несколько фигур. Ребенок узнает, что с помощью геометрических фигур можно рисовать разные красивые узоры;
- фигуры можно полностью закрасить.

1m.jpg

p2.jpg

ch1.jpg

кухня2.jpg

matematika.jpg

tonet_netonet.png

1-я ступень: Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью

Подготовка руки к письму. Чем заменить рамки-вкладыши Монтессори?

Читайте также: