Металлический корпус электростанции должен быть заземлен

Обновлено: 17.05.2024

Заземляющее устройство – система, состоящая из заземляющего контура и проводников, обеспечивающих безопасное прохождение тока через землю. Исходя из Правил Устройства Электроустановок, естественными заземлителями могут быть:

1. Каркасы зданий (железобетонные или металлические), которые соединены с землей.

2. Защитная металлическая оплетка проложенных в земле кабелей (кроме алюминиевой)

3. Трубы скважин, водопроводов, проложенных в земле (кроме трубопроводов с горючими жидкостями, газами, смесями)

4. Опоры высоковольтных линий электропередач

5. Неэлектрифицированные железнодорожные пути (при условии сварного соединения рельсов)

Для искусственных заземлителей, по правилам, используют неокрашенные стальные прутки (с диаметром более 10 мм), уголок (с толщиной полки более 4 мм), листы (с толщиной более 4 мм и сечением в разрезе более 48 мм2). Для создания системы с искусственным заземлением возле сооружения вкапывают или вбивают в землю металлические пруты, уголок или листы с указанными выше толщиной и сечением, но длиной не менее 2,5 м. Затем их сваркой соединяют между собой с помощью прутковой или листовой стали. От поверхности земли данная конструкция должна находиться более 0,5 м. По требованиям, контур заземления здания должен иметь не менее двух соединений с заземлителем.
В зависимости от назначения, заземление оборудования делится на два типа: защитное и рабочее. Защитное заземление служит для безопасности персонала и предотвращает возможность поражения человека электрическим током вследствие случайного прикосновения к корпусу электроустановки. Защитному заземлению подлежат корпуса электроустановок и электрических машин, которые не закреплены на «глухозаземленных» опорах, электрошкафы, металлические ящики распределительных щитов, металлорукав и трубы с силовыми кабелями, металлические оплетки силовых кабелей.
Рабочее заземление используют в том случае, когда для производственной необходимости в случае повреждения изоляции и пробоя на корпус требуется продолжение работы оборудования в аварийном режиме. Таким образом, например, заземляют нейтрали трансформаторов и генераторов. Также, к рабочему заземлению относят подключение к общей сети заземления молниеотводов, которые защищают электроустановки от прямого попадания молний.

Согласно Правилам Устройства Электроустановок обязательно подлежат заземлению электрические сети с номинальным напряжением свыше 42 В при переменном токе и свыше 110 В при постоянном.

Классификация систем заземления

Различают следующие системы заземления:

· Система ТN (которая в свою очередь разделяется на подвиды TN-C, TN-S, TN-C-S)

Буквы в названиях систем взяты из латиницы и расшифровываются так:
Т – (от terre) земля
N – (от neuter) нейтраль
C – (от combine) объединять
S – (от separate) разделять
I – (от isole) изолированный
По буквам в названиях систем заземления можно узнать, как устроен и заземлен источник питания, а также принцип заземления потребителя.

Система ТN

Это наиболее известная и востребованная система заземления. Основным ее отличием является наличие «глухозаземленной» нейтрали источника питания. Т.е. нулевой провод питающей подстанции напрямую соединен с землей.
TN-C – подвид системы заземления, которая характеризуется объединенным заземляющим и нейтральным нулевым проводником. Т.е. они идут одним проводом от питающего трансформатора до потребителя. Отсутствие отдельного РЕ (защитного нулевого) проводника в данной системе однозначно является недостатком. Система TN-C широко использовалась в советских зданиях и непригодна для современных новостроек, т.к. в ней отсутствует возможность выравнивания потенциалов в ванной комнате.
TN-S – система, в которой защитный проводник системы уравнивания потенциалов и рабочий нулевые проводники идут раздельными проводами от источника питания до электроустановки. Эта система только обретает широкое применение при подключении зданий к электроснабжению. Является наиболее безопасной. К недостаткам можно отнести ее дороговизну, т.к. требуется монтаж дополнительного проводника.
TN-C-S – система, в которой нулевой защитный проводник и нейтральный рабочий идут совмещенным проводом, а разделяются на входе в распределительный щит. По требованиям Правил Устройства Электроустановок для этой системы необходимо дополнительное заземление.

Система TT

Это система, в которой питающая подстанция и электроустановка потребителя имеют различные, независимые друг от друга заземлители. Областью применения системы ТТ являются мобильные объекты, имеющие электроустановки потребителей. К ним относят передвижные контейнеры, ларьки, вагончики и т.д. В большинстве случаев для потребителя в системе ТТ применяется модульно-штыревое заземление.

Система IT

Система, в которой источник питания разделен с землей через воздушное пространство или соединен через большое сопротивление, т.е. изолирован. Нейтраль в этой системе соединена с землей через сопротивление большой величины. Система IT используется в лабораториях и медицинских учреждениях, в которых функционирует высокоточное и чувствительное оборудование.

Требования к заземлению электродвигателя


Согласно требованиям и правилам установленный электродвигатель перед пуском должен быть заземлен. Исключением являются те случаи, в которых корпус электродвигателей установлен на металлическую опору, соединенную с землей через металлоконструкцию здания или через проводник заземлителя. В остальных случаях корпус электродвигателя должен быть соединен проводом с контуром заземления здания, выполненного из полосы металла при помощи сварки.

Это является рабочим заземлением. В противном случае при нарушении изоляции между обмоткой двигателя или токопроводом и корпусом электродвигателя защитное устройство не сработает и не отключит питание. А двигатель продолжит работу.
Каждая электрическая машина должна иметь индивидуальное соединение с заземлителем. Последовательное соединение электродвигателей с контуром заземления запрещено, т.к. при нарушении одного из соединений с заземлителем, вся цепь будет изолирована от земли. Для установки защитного заземления, необходимо наличие дополнительного заземляющего проводника в силовом кабеле, один конец которого подключают к клеммной коробке электродвигателя, а другой к корпусу электрошкафа управления двигателем. Электрошкаф предварительно должен быть соединен с землей. В случае пробоя между токопроводом и этим заземляющим проводником образуется ток короткого замыкания, который разомкнет защитное или коммутирующее устройство (тепловое или токовое реле, защитный автомат).
Сечение заземляющего проводника, удовлетворяющее требованиям Правил Устройства Электроустановок приведено в таблице 1:

Сечение фазных проводников, мм 2 Наименьшее сечение защитных проводников, мм 2
S≤16 S
16 < S≤35 16
S>35 S/2

Сечение фазных проводников рассчитывается по токовой нагрузке потребителя.

Техника безопасности приработе с путевым электроинструментом

Работать с механизированным электроинструментом разрешается персоналу, прошедшему обучение безопасным методам работы, мерам защиты и приемам оказания первой доврачебной помощи.

Работа электрическим инструментом допускается только с четырехжильным кабелем, три из которых (с изоляцией одинакового цвета) предназначены для подачи по ним тока, четвертый (с изоляцией другого цвета) служит для заземления. Этот заземляющий провод соединен с корпусом коробки выключателя и с корпусом электроинструмента. Необходимо следить, чтобы места соединения были всегда зачищены.

При всех видах отбора электроэнергии ток к электрическим инструментам подается по переносной кабельной сети, в комплект которой входят: магистральный провод, ответвительные и подводящие кабели, распределительные коробки. Главным условием безопасной работы с кабелем является наличие надежной изоляции его. Магистральный кабель следует укладывать в сухих местах: на перегоне – по наружному краю обочины, на станциях – по широкому междупутью. Поперек путей кабель пропускают между шпалами под рельсами. Нельзя допускать петления, скручивания и натяжения кабеля. Необходимо следить, чтобы кабель не располагался в местах скопления нефтяных отходов, масла, от которых повреждается резиновая оболочка изоляции.

Магистральный и ответвительные кабели оборудуют штепсельными муфтами. Присоединение кабеля к инструменту другими способами недопустимо.

При работе с применением передвижной электростанции перемещение ее по фронту работ производится: на двухпутном участке – по наружной рельсовой нити, на однопутном участке – по наиболее удобной нити, с установкой необходимых сигналов ограждения. Электростанция должна устанавливаться на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса. Металлический корпус электростанции должен быть заземлен. Для этого обычно используют металлическую трубу или стержень диаметром 25 – 30 мм, длиной 1,1 – 1,2 м с неизолированным проводом, присоединяемым к клемме заземления на раме электростанции. Заземлитель забивают в предварительно увлажненный грунт на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса .

Заземление переносного путевого электроинструмента:

1 – инвентарный заземлитель; 2 – корпус электростанции; 3 – заземляющая жила питающего кабеля инструмента; 4 – корпус электроинструмента

Завод ОАО "КалугаТРАНСМАШ" выпускает трехфазные и однофазные электроагрегаты с изолированной нейтралью, имеющие приборы контроля за состоянием изоляции агрегата, распределительной коробки и электроинструмента с помощью омметра, а само подключение нагрузки и защита от коротких замыканий осуществляются автоматически выключателем в таких установках по ГОСТ 12.1.030-81 "ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление", защитное заземление допускается не выполнять.

Запрещается регулировать, ремонтировать и переносить на новый участок работающий или подсоединенный к сети электроинструмент. Шпалоподбойки перемещаются от шпалы к шпале в рабочем состоянии. При переходе на расстояния больше половины звена шпалоподбойки отключают. При приближении поезда к месту работы по любому пути электрошпалоподбойки отключаются от распределительных коробок и убираются с пути. Одновременно убирается с пути на обочину путевая тележка с распределительными коробками.

При подбивке шпал нельзя допускать ударов шпалоподбойками по домкрату, особенно по возвратной пружине. Такой удар может привести к поломке домкрата и к травмированию рабочего.

При переноске нельзя держать инструмент за шланг или рабочую часть. Части спецодежды при работе не должны касаться электроинструмента. Если во время работы монтер пути почувствует хотя бы слабое действие тока, он обязан немедленно прекратить работу и заявить об этом руководителю.

При работе электросверлильных и электрорельсорезных станков запрещается очищать сверла и ножовочные полотна до полной их остановки.

Точильные и шлифовальные круги должны быть заключены в прочные кожуха. Работа со снятым кожухом запрещается.

Шлифовальные камни до их установки на станок должны быть испытаны. При работе с электрошлифовальным станком должны применяться защитные очки от пыли и стружки.

При работе инструментом с индивидуальным приводом от двигателя внутреннего сгорания должны соблюдаться следующие требования:

  • крышки бензобака инструмента и емкостей хранения бензина должны быть плотно закрыты и надежно закреплены от произвольного самооткрытия;
  • заправка бензинового бака должна производиться с применением воронки;
  • перед запуском двигателя необходимо удалять бензиновые подтеки ветошью.

Запрещается заправка бензинового бака во время работы двигателя, перемещение инструмента на другое место работы с работающим бензиновым двигателем, а также разведение огня и курение вблизи инструмента.

1.Путевые механизмы и инструменты./ Под ред. Н.А.Карпова. – М.:Транспорт, 1984.

ЧАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЗАНУЛЕНИЮ ИЛИ ЗАЗЕМЛЕНИЮ

1.7.46.К частям, подлежащим занулению или заземлению согласно 1.7.33, относятся:

1) корпуса электрических машин, трансформаторов, аппаратов, светильников и т.п. (см. также 1.7.44);

2) приводы электрических аппаратов;

3) вторичные обмотки измерительных трансформаторов (см. также 3.4.23 и 3.4.24);

4) каркасы распределительных щитов, щитов управления, щитков и шкафов, а также съемные или открывающиеся части, если на последних установлено электрооборудование напряжением выше 42 В переменного тока или более 110 В постоянного тока;

5) металлические конструкции распределительных устройств, металлические кабельные конструкции, металлические кабельные соединительные муфты, металлические оболочки и броня контрольных и силовых кабелей, металлические оболочки проводов, металлические рукава и трубы электропроводки, кожухи и опорные конструкции шинопроводов, лотки, короба, струны, тросы и стальные полосы, на которых укреплены кабели и провода (кроме струн, тросов и полос, по которым проложены кабели с заземленной или зануленной металлической оболочкой или броней), а также другие металлические конструкции, на которых устанавливается электрооборудование;

6) металлические оболочки и броня контрольных и силовых кабелей и проводов напряжением до 42 В переменного тока и до 110 В постоянного тока, проложенных на общих металлических конструкциях, в том числе в общих трубах, коробах, лотках и т.п. Вместе с кабелями и проводами, металлические оболочки и броня которых подлежат заземлению или занулению;

7) металлические корпуса передвижных и переносных электроприемников;

8) электрооборудование, размещенное на движущихся частях станков, машин и механизмов.

1.7.47. С целью уравнивания потенциалов в тех помещениях и наружных установках, в которых применяются заземление или зануление, строительные и производственные конструкции, стационарно проложенные трубопроводы всех назначений, металлические корпуса технологического оборудования, подкрановые и железнодорожные рельсовые пути и т.п. должны быть присоединены к сети заземления или зануления. При этом естественные контакты в сочленениях являются достаточными.

1.7.48. Не требуется преднамеренно заземлять или занулять:

1) корпуса электрооборудования, аппаратов и электромонтажных конструкций, установленных на заземленных (зануленных) металлических конструкциях, распределительных устройствах, на щитах, шкафах, щитках, станинах станков, машин и механизмов, при условии обеспечения надежного электрического контакта с заземленными или зануленными основаниями (исключение - см. гл. 7.3);

2) конструкции, перечисленные в 1.7.46, п. 5, при условии надежного электрического контакта между этими конструкциями и установленными на них заземленным или зануленным электрооборудованием. При этом указанные конструкции не могут быть использованы для заземления или зануления установленного на них другого электрооборудования;

3) арматуру изоляторов всех типов, оттяжек, кронштейнов и осветительной арматуры при установке их на деревянных опорах ВЛ или на деревянных конструкциях открытых подстанций, если это не требуется по условиям защиты от атмосферных перенапряжений.

При прокладке кабеля с металлической заземленной оболочкой или неизолированного заземляющего проводника на деревянной опоре перечисленные части, расположенные на этой опоре, должны быть заземлены или занулены;

4) съемные или открывающиеся части металлических каркасов камер распределительных устройств, шкафов, ограждений и т.п., если на съемных (открывающихся) частях не установлено электрооборудование или если напряжение установленного электрооборудования не превышает 42 В переменного тока или 110 В постоянного тока (исключение - см. гл. 7.3);

5) корпуса электроприемников с двойной изоляцией;

6) металлические скобы, закрепы, отрезки труб механической защиты кабелей в местах их прохода через стены и перекрытия и другие подобные детали, в том числе протяжные и ответвительные коробки размером до 100 см 2 , электропроводок, выполняемых кабелями или изолированными проводами, прокладываемыми по стенам, перекрытиям и другим элементам строений.

Законодательная база Российской Федерации


3.7.1. Рабочее место около передвижной электростанции всегда должно содержаться в чистоте, порядке и не загромождаться предметами, не связанными с эксплуатацией электростанции.

3.7.2. Электростанции в вагоне необходимо устанавливать на ровной площадке или горизонтально укрепленной раме.

3.7.3. Техническое обслуживание передвижных и переносных электростанций должно производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей [30] и Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [8].

3.7.4. Все движущиеся части электростанции, с которыми возможны соприкосновения, должны быть ограждены кожухами, обеспечивающими безопасность и не затрудняющими обслуживание.

3.7.5. Корпус электростанции должен быть заземлен путем соединения в двух местах с рамой (кузовом) вагона заземляющим гибким медным проводником сечением не менее 10 мм2. Заземление должно быть доступным для его осмотра.

Стационарные электростанции должны эксплуатироваться с глухозаземленной нейтралью.

Переносные электростанции должны эксплуатироваться с изолированной нейтралью.

3.7.6. Для заземления переносных электростанций, используемых для освещения места восстановительных работ, должен быть использован отдельный заземлитель, вбиваемый в землю, по возможности во влажный грунт, на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса. В качестве отдельного заземлителя допускается использовать металлические трубы диаметром 40 - 50 мм или металлические стержни диаметром не менее 16 мм и длиной не менее 1,5 м.

Заземлители следует содержать в исправном состоянии, не допускать на их поверхности коррозии. В качестве соединения между переносными электростанциями с заземлителями используется гибкий медный неизолированный провод сечением не менее 4 мм2.

Запрещается использовать в качестве заземляющих проводников алюминиевые провода. Не допускается наличие краски и смазки в болтовых соединениях заземляющих устройств.

3.7.7. Во время подготовки электростанции к работе машинист электростанции обязан:

осмотреть все узлы электростанции, проверить крепление двигателя и генератора к раме, надежность оградительных устройств и прочих механических креплений;

проверить исправность электропроводки, электрических соединений генератора со щитом управления и внешней сетью электростанции;

проверить заземление электростанции;

проверить исправность контрольно-измерительных приборов, наличие инструментов, обтирочных материалов;

убедиться, что в подшипниках генератора имеется достаточное количество смазки, а щетки опущены и прижаты к коллектору.

3.7.8. Для временного ограждения токоведущих частей, оставшихся под напряжением, должны применяться изолированные накладки, ширмы, экраны, изготовленные из изоляционных материалов. На временных ограждениях должны быть вывешены плакат "Стой! Напряжение" и предупреждающий знак "Осторожно! Электрическое напряжение".

Запрещается убирать или переставлять до полного окончания работы плакаты и ограждения, установленные при подготовке рабочего места.

3.7.9. Электрические провода, пересекающие железнодорожные пути, нужно укладывать в шпальные ящики под рельсами.

3.7.10. Во избежание несчастных случаев при экипировке топливом заправлять топливные баки электростанций следует при естественном освещении. При заправке в темное время суток необходимо пользоваться источником электрического освещения в закрытом исполнении с напряжением не выше 12 В.

После заправки топливные и масляные баки следует обтереть, а пролитое топливо и масло засыпать песком (землей).

3.7.11. Запрещается открывать пробки топливных баков и бочек с топливом, ударяя по ним металлическими предметами.

Читайте также: