Металлический удар при запуске двигателя

Обновлено: 04.10.2024

Технически исправный двигатель работает практически бесшумно. Однако в какой-то момент становятся слышны посторонние звуки, как правило, это стук. Особенно отчетливо стук можно услышать при запуске двигателя на холодную, при повышении скорости и при переключении передач. По интенсивности и силе звука опытный автовладелец сможет легко определить причину, и предпримет необходимые меры. Сразу отметим, что посторонние звуки в двигателе являются свидетельством неполадок, поэтому меры необходимо принимать незамедлительно, иначе капитальный ремонт в ближайшее время гарантирован.

Как определить по стуку в двигателе причину поломку?

Силовая установка автомобиля состоит из металлических деталей, которые в процессе работы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие можно описать как трение. Никаких же стуков не должно быть в принципе. Когда нарушаются какие-либо настройки, происходит естественный износ, в двигателе накапливается много продуктов сгорания моторного масла и топлива, тогда и начинают появляться разнообразные стуки.


Звуки можно охарактеризовать следующим образом:

  • приглушенные и едва слышные — серьезных поломок нет, но диагностику провести нужно обязательно;
  • средние по громкости, отчетливо различимые в момент запуска на холодную и при движении транспортного средства — говорят о более серьезных проблемах;
  • громкий стук, хлопки, детонация и вибрация — машину нужно остановить сразу же и заняться поиском причины.

Обратите также внимание на длительность и периодичность стука:

  1. Мотор стучит постоянно;
  2. Периодическое постукивание с разной частотой;
  3. Эпизодические удары.

Есть определенные рекомендации от портала vodi.su, помогающие более или менее точно определить суть проблемы. Но если у вас не слишком много опыта в техническом обслуживании автомобилей, лучше доверить диагностику профессионалам.

Интенсивность и тон стука: ищем поломку

Чаще всего звуки исходят от клапанного механизма из-за нарушения тепловых зазоров между клапанами и направляющими, а также из-за износа гидрокомпенсаторов, о которых мы уже рассказывали на нашем сайте vodi.su. Если действительно механизм газораспределения требует ремонта, об этом будет свидетельствовать звонкий стук с нарастающей амплитудой. Для его устранения необходимо отрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма. Если же этого не сделать, то через какое-то время придется полностью менять впускные и выпускные клапаны.


О неисправностях гидрокомпенсаторов скажет звук, похожий на удары легкого металлического шарика по клапанной крышке. Другие характерные виды стука в двигателе при запуске на холодную:

  • глухой в нижней части — износ коренных вкладышей коленчатого вала;
  • звонкие ритмичные удары — износ шатунных вкладышей;
  • глухие удары при холодном запуске, исчезающие по мере наращивания оборотов — износ поршней, поршневых колец;
  • резкие удары, переходящие в сплошную дробь — износ шестерни привода распределительного вала ГРМ.

При запуске на холодную стук может исходить и из сцепления, что говорит о необходимости замены дисков фередо или выжимного подшипника. Опытные водители часто применяют фразу «стучат пальцы». Стук пальцев происходит, потому что они начинают биться о втулки шатуна. Еще одна причина — слишком ранее зажигание.

Ранние детонации — их нельзя ни с чем перепутать. Необходимо отрегулировать зажигание, так как двигатель в процессе работы испытывает сильные перегрузки. Детонации могут происходить из-за неправильно подобранных свечей, из-за появления на свечах нагара и износа электродов, из-за существенного уменьшения объема камер сгорания по причине отложения шлака на стенках цилиндров.

Гулкие удары и вибрации происходят и по причине перекоса мотора. Это говорит о необходимости заменить подушки двигателя. Если же подушка лопает во время движения, требуется моментальная остановка. Шелестящие, свистящие звуки и скрежет — нужно проверить уровень натяжения ремня генератора.

Что делать если стучит мотор?

Если стук слышен только при холодном запуске, а по мере наращивания оборотов пропадает, значит, у вашего авто большой пробег, возможно, в скором времени понадобится капитальный ремонт. Если же звуки не пропадают, а наоборот становятся более отчетливыми, причина куда более серьезная. Не рекомендуем эксплуатировать машину при следующих типах постороннего звука:

  • стучат коренные и шатунные вкладыши;
  • вкладыши шатуна;
  • поршневые пальцы;
  • распределительный вал;
  • детонации.


Если пробег автомобиля выше 100 тысяч километров, значит, наиболее явная причина — износ силового агрегата. Если же вы недавно приобрели автомобиль, возможно, заливали некачественное или неподходящее масло и топливо. В таком случае необходимо выполнить полную промывку всей системы с заменой соответствующих фильтров и проведением диагностики. Также стук появляется при сильном перегреве мотора. В таком случае необходимо остановиться и дать ему остыть.

Металлический стук в двигателе при запуске. Какие причины и в чем заключается опасность?!


Двигатель конструктивно состоит из множества деталей, которые подвержены серьезным нагрузкам в процессе эксплуатации ДВС. Также любой мотор оснащается рядом систем, что предполагает установку дополнительных навесных агрегатов. Появление стуков в двигателе как на холодную, так и на горячую зачастую указывает на неисправность. В ряде случаев стук мотора требует немедленного определения и устранения. Проблема стука на холодном двигателе может проявиться как в теплое время года, так и в зимний период. Далее мы поговорим об основных причинах стуков двигателя на холодную, параллельно затрагивая возможные причины стука прогретого двигателя.

Возможных причин стука двигателя может быть достаточно много. В списке основных специалисты отмечают износ деталей внутри ДВС, а также детонационные стуки. От степени износа и ряда других факторов будет зависеть характер стука, который может быть от тихого и приглушенного до отчетливых металлических ударов внутри двигателя. После того как мотор заводится на холодную, становится слышен стук в двигателе, который с прогревом может:
🛠 полностью исчезнуть;
🛠 стать менее заметным;
🛠 остаться на том же уровне;
🛠 усиливаться с ростом температуры и нагрузки.

Холодный двигатель, который не демонстрирует никаких других признаков неисправности, зачастую может начать стучать в том случае, если тепловые зазоры не соответствуют норме. Другими словами, стук мотора может указывать на необходимость регулировки клапанов.

Причиной стука на холодную также могут быть гидрокомпенсаторы, которые потеряли работоспособность в результате износа, использования неподходящего типа моторного масла или несвоевременной его замены в процессе эксплуатации автомобиля. Для устранения стука гидрокомпенсаторов на холодную зачастую может быть достаточно обычной промывки двигателя, после чего осуществляется замена масла и масляного фильтра.

Еще одной причиной стука двигателя может быть увеличение зазора коренных вкладышей. Характерной особенностью является отчетливый звук на холодную в первые секунды после пуска, который пропадает с ростом давления в системе смазки. Также стучать вкладыши и другие элементы могут в результате снижения производительности масляного насоса.

Отдельно стоит выделить стук шатунов. Появление такого стука сопровождается глухими ударами металла об металл, изношенный шатун ударяется о шейку коленвала. Шатунный и поршневой стук на дизельном двигателе может быть более отчетливым и звонким, так как конструктивно поршни в дизеле приближаются очень близко к головке блока. Эксплуатация двигателя независимо от его типа с таким стуком категорически запрещена, так как мотор может неожиданно заклинить.

Стучать на холодную может и сам ГРМ. Причиной снова выступают увеличенные зазоры в постели распредвала. С прогревом стук становится менее интенсивным или полностью уходит. Одной из не менее серьезных поломок является стук поршня. Поршень может стучать в результате разрушения или критического износа. Изношенные поршни «гуляют» в цилиндре, создавая металлические удары юбкой поршня. Также к подобному стуку в отдельных случаях приводит поломка поршневых колец.

Детонация возможна как на холодном двигателе, так и на прогретой силовой установке. Детонационные стуки после запуска двигателя или при езде характеризуется достаточно звонким стуком, частота которого увеличивается с ростом оборотов. Причиной выступает неравномерность и несвоевременное воспламенение топливно-воздушной смеси, что приводит к возникновению взрывов внутри цилиндров. Нагрузка на ЦПГ и КШМ сильно возрастает, приобретая ударный разрушительный характер.

Необходимо отметить, что возможность такой подстройки при помощи блока управления находится в узких рамках, что не позволяет полностью исключить возможность появления детонационных стуков. При детонации двигатель может стучать:

🛠 на холостом ходу после запуска;
🛠 в момент ускорения при резком нажатии на газ;
🛠 во время движения под нагрузкой;
🛠 в случае выбора передачи, которая не соответствует нагрузке и т.д.

Что касается холодного мотора, тогда частой причиной детонационных стуков выступает заправка топливом низкого качества с октановым числом, которое ниже рекомендованного производителем для конкретного типа двигателя. Второй причиной детонации на холодную может быть повышение степени сжатия. Это происходит при установке более тонкой прокладки ГБЦ, а также в результате неудачного ремонта или вмешательств в конструкцию ДВС в целях повышения его мощности.

Детонация на прогретом двигателе возможна во всех случаях, описанных выше, а также если поршень или цилиндр перегревается. Причиной может быть степень сжатия, которая самостоятельно увеличилась по причине образования обильного слоя нагара на днище поршня.

Еще нагар может тлеть, самопроизвольно воспламеняя топливную смесь в цилиндре. Детонация проявляется при сильной нагрузке на ДВС в тот момент, когда обороты не высокие (коленчатый вал вращается с низкой частотой). Дополнительной причиной детонационных стуков может оказаться установка свечей зажигания, которые не подходят для данного типа ДВС. Как известно, свечи бывают «холодными» или «горячими», то есть подбираются в соответствии с определенными тепловыми режимами работы того или иного двигателя.

Почему еще может стучать мотор

Стуки в подкапотном пространстве могут проявляться вследствие поломок навесного оборудования: привода ГРМ, помпы, генератора, гидроусилителя рулевого управления, других шкивов и т.п. В дизелях можно столкнуться со стуком плунжерных пар ТНВД.

Очень часто холодный пуск стук может сопровождаться металлическим стуком, который возникает в результате проблем с натяжителем цепи ГРМ. Не стоит исключать и то, что стучать может какая-либо наружная деталь, которая слабо затянута или крепление элемента ослабло.🚘🚘🚘

Одиночный удар при холодном пуске двигателя.

Привет всем. Буквально недели 3 назад столкнулся с херозой следущей: после запуска двигателя холодного, ну утром например, после 5 - 15 секунд где в подкапотной области раздается одиночный удар, при том очень сильный. Как-то решил открыть капот и послушать, так я аж испугался от того насколько он был громкий и неожиданный. Я даже не могу представить что это.
При том что это начало происходить ни с того ни с сего!
- Я ничего не менял под капотом, за исключением ГРМ. Но ГРМ я поменял еще в начале апреля. Разбирал 2 раза, уверен, что все Ок;
- Я не менял стиль езды;
- Не получал сильных ударов на подвеску.
Кто-нибудь сталкивался? Или ваши догадки..

а двигатель не трясет в это время? блин ФИг знает надо слушать, смотреть пригоняй на работу ко мне, делать все равно нече послушаем-ссс

ну тогда описывай получше, каждый день утром, наблюдая прислушывайся и тут отписывайся. пока непонятно ничего

Мотор какой у тебя? Как-то обозначать надо при формулировке проблемы.

Я склоняюсь к детонации. Для этого мне и нужен тип мотора - а конкретно система зажигания. Объясню догадку. Если зажигание трамблёрное и имеет место быть где-то когда-то без какой-либо зависимости неконтакт в системе зажигания (это реально более чем), то в каком-то из цилиндров несвоевременная искра приводит к взрыву смеси. Тем более, что на холодную, как известно, топливо подается в бОльших количествах, соответственно и удары дет. сильные.

Что проверить.
- Свечи (нагар, электрод, зазор)
- Провода, контакт на крышке трамблёра (защёлки) и катушки.
- Саму крышку и бегунок (если трамблёрный движок) - на наличие повреждений как бегунка,
так и контактов.

И в целом - самодиагностика движка по всем правилам, с замыканием контактов и т.д. - всё по букварю.

Тему переименовываю, для понятности.

Итак! В профиле написано - 4с-фе)))
- У меня трамблера нет.
- Новые свечи.
- Провода Ок - свежие.
Удар происходит лишь ОДИН РАЗ. О детонации речи нет и даже намека.

Итак! В профиле написано - 4с-фе)))
- У меня трамблера нет.
- Новые свечи.
- Провода Ок - свежие.
Удар происходит лишь ОДИН РАЗ. О детонации речи нет и даже намека.

В профиль как раз и не посмотрел, сорри.

Проясню - под детонацией я подразумеваю не трясущийся и троящий какой-то период времени мотор. Не так, как иж_юпитер вобщем обычно работает.

Природа звука - хотя бы примерно? Глухой, звонкий? Звук - как будто . - пример.

Интересно разобраться, чтобы знать, откуда звон.

Металлический скорее всего звук. Такое очущение, что какой-то стальной предмет достаточно крупный соскакивает с пружины.. И чем-то звук похож на однократный и громкий хруст внешнего шруса.

Стук в двигателе при холодном пуске

Всем привет! Подскажите что за хрень: при запуске двигателя на холодную появляется звонкий стукоток, проходящий буквально через 3 секунды после завода? Похоже на клапана, но все же. Может быть масло вниз стекает и пока насос начнет качать клапана на сухую работают? Не понятно.

вообщето клапана всегда насухую работают. а распредвал и стаканы постоянно лежат в масленной луже. так что ето не они.

примерно тоже самое, только не стук а звук трущихся металлических частей, через считанные секунды (1-2) все проходит. думаю что масло подымает. наблюдается когда машинка постоит

Тоже с утра та же фигня, так же звонкий после 2 - 4 секунды становится приглушенным, после того как немного прогреется - пропадает. Тока двиг 4А

попробуй при открытом капоте послушать ((один заводит другой слушает)))- мож клапон дополнительного воздуха на самом инжекторе но распредвалы врятли у них звук глухой

Ясно дело. И будет бегать. Стук от того что масло не дошло до валов. Пока нету давления стук есть. А давления нету, потому что фильтры говно. И за 2 часа спускают все масло - не работают клапана на корейских-китайских. Заводишь машину, пока наберется фильтр, пока масло уйдет в систему и создаст давление на трущихся частях - СТУК. Как только дошло нету стука.

Похожая фигня (Паджеро, 6G72). При заводке на холодную (температура меньше -10) - какое-то металлическое дребезжание. Если включённую электробритву положить на металлический лист - будет похожий звук. Несколько секунд дребезжит, потом резко перестаёт. И так несколько раз, пока не прогреется. На прогретом двигателе никаких посторонних звуков. Что бы это могло быть .

Да не парьтесь с этим стуком. Есть зазор в шейках распредвалов, шатунов, коленвала. В этих узлах применена технология подшипника скольжения, скольжение происходит в маслянном клине, это когда давление масла отдавливает вал от шейки или вкладыша, и вал крутиться в маслянном клине ,не касаясь стенок вкладыша, а зазор плотно заполняется маслом как прокладка. Когда двс холодный, масло стекает и тогда все валы лежат на вкладышах и шейках , а так как при прокрутке возникает перекладывающая нагрузка и масло неуспевает надавиться в зазоры, то возникает стук.

Тут надо стараться уменьшить стекание масла (обратный клапан фильтра), иметь минимальные зазоры (уменьшение утечки в работе) Применять лекготекущие масла ( скорость доставки масла по масляным каналам), иметь эффективный масляный насос (высокая производительность при малых оборотах), чистота маслоприемника ( все тяжелые фракции в масле, оседают на дно картера, они более густы чем чистое масло и плюс мороз, который увеличивает вязкость грязного масла, а маслоприемник собирает масло со дна.)

Такой же стук на холодную секунд 20-30 после запуска, на слух из под клапанной крышки. Поменял масло с полусинтетики на синтетику, стучать стало меньше и быстрее проходит, причем я заметил при запуске в сильный мороз обороты пониже и стука меньше. Причем бывало раньше (правда редко) стучать начинало если начать ехать на полуостывшем моторе, приходилось отпускать газ, потом опять нажал -стука нет. Действительно видать распредвалы

Читайте также: