Металлический жетон московского метрополитена

Обновлено: 17.05.2024

История отечественных метрополитенов еще не перевалила за столетний рубеж, но уже оставила множество весьма любопытных для коллекционеров артефактов, главными из которых являются жетоны. В этой статье мы осветим их развитие в Москве, а также в культурной столице.

Ниже мы видим фото первого (на данный момент очень редкого) московского жетона образца 1935 года. Чеканился он по распоряжению Моссовета, что подтверждает надпись на лицевой стороне. От этого образца отказались в очень короткие сроки, потому как выяснилось, что звездообразный вырез посередине усложнял работу механизма турникета.

  • Металл: латунь
  • Масса: 2.8 г
  • Диаметр: 19 мм

Если предыдущий жетон исчез из обращения, едва успев появиться, то следующий использовался с перерывами без малого двадцать лет. Дизайн существенно упростили, например, круглое отверстие пришло на смену звездообразному, но сохранились пять лучей по краям, что напоминали об одном из советских символов. Любопытно, что отверстие часто играло на руку мелким мошенникам, которые просто привязывали жетон на шнурок, за который его и вытягивали после прохода через турникет.

В июне 1955 года стартовало производство вагонов типа «Д» - чуть более комфортных и облегченных в весе, если сравнивать с ранними моделями. Образу советской новинки нашлось место на реверсе московского жетона второй половины 50-х годов. Обратим внимание, что буква «М» особого вида, показанная на лицевой стороне, стала символом московского метрополитена.

Показанный жетон продержался в обращении всего шесть лет, потому как в 1961 году по всему Советскому Союзу была введена оплата проезда обычной пятикопеечной монетой. Жетоны для этих целей снова появились лишь тридцать лет спустя, уже в России.

Московский жетон образца 1955 года

Московский жетон образца 1955 года

  • Металл: мельхиор
  • Масса: 2.86 г
  • Диаметр: 18.2 мм

Московский жетон образца 1992 года любопытен тем, что обе его стороны совершенно одинаковы, и мы не можем описать этот образец в привычном формате «аверс-реверс». Из-за экономических трудностей металлический вариант вскоре заменили пластиковыми аналогами, которые полностью повторяли его пропорции и легенду. Это привело к тому, что местные жулики, в стремлении сэкономить на проезде, просто ломали пластиковые жетончики пополам, а механизм на турникете ошибочно принимал половинки за целые экземпляры.

Московский жетон образца 1992 года

Московский жетон образца 1992 года

  • Металл: сталь с латунным покрытием
  • Масса: 5.37 г
  • Диаметр: 25 мм

В 1999 году окончилась история московских жетонов – буквально в две недели им на смену пришли пластиковые карты. Однако в означенной тематике можно найти еще один очень любопытный для ценителей предмет: знак в честь 75-летия Московского метрополитена (2010 год), изготовленный из серебра 875-й пробы. Им награждали отдельных работников, внесших большой вклад в развитие этой транспортной системы.

Знак 75 лет Московскому метрополитену

Знак 75 лет Московскому метрополитену

История Ленинградского метро берет свое начало в ноябре 1955 года, когда открылись первые станции. До уже упомянутой денежной реформы 1961-го платежным средством для проезда служил специально выпускавшийся жетон, который показан ниже. Собственно, им началась и закончилась история жетонов ленинградского метро, ведь в 1961-1991 годах проезд оплачивали монетами в 5 копеек (под самый закат СССР цену подняли до 15 копеек).

  • Металл: мельхиор
  • Масса: 3.72 г
  • Диаметр: 23.3 мм

В марте 1992 года в уже Петербургском метрополитене появились проездные жетоны современного образца, внешний вид которых хорошо знаком многим из нас. Правда, и здесь имеются свои тонкости, ведь эти платежные средства условно делятся нумизматами на три типа в зависимости от свойств образцов (стиль шрифта, его размер, расположение на полях жетона). Любопытно, что в карманах обедневших петербуржцев порой имелись поддельные жетоны, отчеканенные из свинца. Сейчас на этих фальшивках едва ли возможно что-то разобрать, ведь за два с лишним десятилетия металл очень сильно окислился.

Петербургский жетон образца 1992 года

Петербургский жетон образца 1992 года

  • Металл: латунь
  • Масса: 4.3 г
  • Диаметр: 23.3 мм

Петербургские жетоны не постигла печальная участь московских, и основной причиной тому явился высокий спрос туристов на эти предметы. Помимо стандартных жетонов местным монетным двором время от времени выпускаются юбилейные и памятные образцы. Конечно, при желании ими вполне возможно оплатить проезд, только они куда дороже обычных и скорее рассматриваются в качестве коллекционных. Все петербургские жетоны этого типа имеют следующие свойства: металл – латунь, масса- 4.3 грамма, диаметр – 23.3 миллиметра.

Первый памятный жетон, который, кстати, задал дизайн последующих, был посвящен открытию станции «Парнас» в декабре 2006 года.

Многие петербургские жетоны посвящены 50-летию той или иной станции, как, например, выпущенный в 2008 году в честь юбилея «Чернышевской».

В 2011-м, когда исполнилось семьдесят лет ОАО «Метрострой», его символика также попала на коллекционный жетон. Эта организация (с иным названием, конечно же), занималась проектными работами и собственно строительством ленинградского метрополитена. Процесс растянулся на целых четырнадцать лет по причине участия СССР во Второй Мировой войне и связанных с этим лишений.

Не были забыты ретро-модели вагонов для метрополитена: весь модельный ряд увековечен на коллекционной партии жетонов 2014 года. Ниже показаны образцы с типами «Г» и «Д». Первые ходили в Москве в первые послевоенные годы, а последние уже собственно в Ленинграде во второй половине 50-х.

В 2015 году выпустили памятный жетон в честь знаменитого «пятака», которым ленинградцы оплачивали проезд почти три долгих десятилетия.

В том же 2015-м исполнилось шестьдесят лет со дня открытия первых станций Ленинградского метро, что также удостоилось места на отдельном жетоне. Если присмотримся, то на рифленом участке реверса заметим даты «1955» и «2015» (видны поочередно в зависимости от положения монеты относительно глаз).

И вот совсем недавно выпущена в продажу серия, что посвящена различным типам петербургских станций метро. Их яркая черта – наличие на аверсе упрощенных схем конструкции. Ниже показаны образцы со станциями пилонного типа, а также с наземными, имеющими боковые платформы.

Вектуризм. Жетоны Екатеринбургского метро


Екатеринбургский метрополитен был открыт 27 апреля 1991 года и до 1992 года носил название «Свердловский метрополитен».


Как и все метрополитены СССР, в Екатеринбургском метро с момента открытия в качестве оплаты принимались 5-и копеечные монеты. Но, открытие метрополитена совпал с периодом инфляции по всей стране и удорожанием проезда в метро с 5-и до 15 копеек. Можно было воспользоваться или 5-и копеечной монетой, закидывая в монетоприёмник 3 монеты или же 15-копеечной монетой. Мы об этом рассказывали на примере Московского метрополитена.


Но на этом параллель между Москвой и Екатеринбургом заканчивается.

С 3 января 1992 года проезд стоит 30 копеек — оплата: 2 монеты по 15 коп. или 3 монеты по 10 коп.

С 27 мая 1992 года проезд стоит 1 рубль — оплата: 5 монет по 20 копеек.

И уже в конце 1992 года в Научно-производственном объединении автоматики имени академика Н.А. Семихатова начались первые попытки технологического решения замены монет на жетоны.

Задача стояла изготовить жетоны в таких же технических характеристиках, что и пятикопеечная монета, но в более «дешёвом исполнении». Было принято решение об изготовлении пластмассовых жетонов с металлическим сердечником. Диаметр жетона оставался в том же диаметре в 25 мм, а металлический сердечник задавал основной вес пластмассового жетона — таким образом монетоприёмники турникетов не потерпели конструктивных изменений. Образцы 5-и разных металлических сердечников хранятся в музее Екатеринбургского метрополитена.


Образцы пяти видов металлических сердечников

Диаметр сердечников составил 18 мм. В качестве первых, тестовых вариантов были изготовлены жетоны малинового, красного и голубого цветов. Основной тип сердечника — второй тип. Первый тип известен только в жетоне малинового цвета. В каких жетонах использовались 3,4 и 5 тип сердечников пока неизвестно.


Малиновый жетон.
Тираж: несколько штук.
Сердечник: «тип 1»


Красный жетон.
Тираж: ~ 20 шт.
Сердечник: «тип 2»


Голубой жетон.
Тираж: ~ 500 шт.
Сердечник: «тип 2»

И с 30 декабря 1992 года на реализацию уже поступили жетоны с утверждёнными цветами серых оттенков.


Светло-серый жетон


Тёмно-серый жетон


Чёрный жетон

Экономия расходов при производстве в связи с тяжёлой экономической ситуацией в стране и обуславливал выбор серых тонов для жетонов Екатеринбургского метро, а точнее выбор пал на использование пластмассы без красителя. Во всём тираже использовался 2-й тип сердечника. Информация по тиражам первого выпуска серых и чёрных жетонов такая: 80.000 — серые, 120.000 — чёрные. В дальнейшем, коллекционеры серый цвет разбили на 2 основных цвета — светло-серый и тёмно-серый. А более продвинутые начали говорить о существовании шести основных оттенков, а потом уже и о 12-и. Среди всего прочего были замечены и полупрозрачные оттенки серого. На многих интернет-площадках мы столкнулись про разговоры о 20-и и даже 50-и оттенках. Мы конечно же не будем концентрировать внимание на действительно имеющие место разные оттенки серого, можем лишь предложить вам посмотреть кино, если вам конечно исполнилось 18 лет ))


К реальным разновидностям серых и чёрных жетонов относятся развороты аверса/реверса по углам, причём в основном встречаются развороты в 180 градусов.

Также реальной разновидностью считается разное расстояние между буквами «Е» и «К». Скорее всего, на производстве использовались 2 типа матриц. Такая разновидность замечена не только у всех серых и чёрных жетонов, но и среди голубых тестовых.


На самом деле, производство жетонов в НПО автоматики оказалось очень неэффективным. Не имея опыт производства жетонов и постоянные доработки в процесс производства втрое увеличили затраты. Сами жетоны отличались по весу друг от друга, да так, что на всех станциях у турникетах стояли сотрудники метро со специальной линейкой для заталкивания застрявших жетонов. По некоторым данным треть всех производимых жетонов была забракована, возможно и больше. Ну, как говорится, чем больше брака, тем больше радости для коллекционера.


Образец производственного брака

Хотя большинство брака на производстве уходило на «переплавку», и сегодня можно встретить просочившиеся экземпляры в руках у коллекционеров.

С 12 июля 1994 г. Екатеринбургский метрополитен отказался от горе-жетонов и перешёл на оплату по 50-рублёвым монетам образца 1993 года.

Стоимость проезда к тому времени подросла до 100 рублей, и в монетоприёмник нужно было опускать 2 монеты. Но, на каждой станции метро оставались по одному турникету для приёма жетонов, оставшихся на руках у населения. Через 2 месяца и эти турникеты переоборудовали на 50-рублёвые монеты.

Постоянная инфляция в стране и увеличение стоимости не только продуктов питания, но и оплаты проезда на транспорте, вынудило руководство метрополитена найти новые решения для оплаты проезда. 200 рублей — это уже 4 пятидесятирублёвые монеты, которые можно было бы внедрить, но здесь было явное неудобство и увеличение времени простоя пассажира у турникета. Да и инфляция с каждым днём корректировало стоимость оплаты проезда. Было принято решение закупить у Московского метрополитена уже вышедшие из обращения металлические жетоны и перешедшие на пластик. Более 13 млн. штук жетонов из Москвы «перекочевали» в Екатеринбург. Именно грузоподъёмность одного стандартного железнодорожного вагона сыграло роль в закупке такого количества жетонов — около 70 тонн.


Жетон из стали, с плакированной латунью.
Диаметр 25 мм.
Толщина 1 мм.

И с 10 октября 1994 года в Екатеринбургском метро можно было приобрести и оплатить проезд с помощью Московского жетона. Вот так, жизнь ушедшего из обращения Московского жетона возобновилась в другом городе.

Но счастье длилось недолго. К концу 1995 года Центробанк России «подкинуло свинью» руководству метрополитена. Новые 50-рублёвые монеты всё того же образца 1993 года стали магнитными и вес уменьшился с 6,2 до 5,2 грамм.


Т.е. монетные дворы в Москве и в Санкт-Петербурге перешли на технологию изготовления монет, которые использовались для изготовления жетонов для Московского метрополитена. Таким образом, за 50 новых рублей можно было пройти через турникет вместо жетона, который к этому времени уже стоил 600 рублей. Хитрым пассажирам нужно было только найти магнитную «версию» 50-и рублёвой монеты.

Руководство Екатеринбургского метрополитена обратилось к Уральскому научно-исследовательскому химическому институту с опытным заводом (АО «УНИХИМ с ОЗ») для решения проблемы путём изменений внешних и технических характеристик уже закупленных Московских жетонов. И тут Московские жетоны подверглись испытаниям — напыления хрома, никеля, цинка — вот некоторые попытки изменения электромагнитных свойств жетона. На жетон чеканились различные отверстия или наносились точки. И в г. Златоуст Челябинской области нашлось предприятие, где приняли заказ на напыление никелем 50.000 жетонов. Однако, помимо изменения цвета, электромагнитные свойства новых «серых» жетонов остались прежними.


Через некоторое время, после многочисленных попыток изменений характеристик «москвича», был найден правильный метод отделения монет от жетонов. Как оказалось, и 50-и рублёвые монеты и жетоны имели широкий спектр электромагнитных свойств, однако некий узкий спектр всё-таки отличался друг от друга. Выбрав этот диапазон спектра и внедрив его в электронику монетоприёмника, 50-и рублёвые монеты возвращались обратно, а жетоны давали проход пассажирам.

Так Московские жетоны, прослужившие в Москве меньше года, прослужили более 15 лет в Екатеринбурге!

Но и это наверно не самое удивительное в истории «круговоротов жетонов в России». В конце 90-х на одном из Московских вокзалов были внедрены таксофонные аппараты, где в качестве оплаты за разговор реализовывались те самые серые жетоны Екатеринбурга.

1 декабря 2009 года в дополнение к жетонам для оплаты проезда также стала использоваться электронная карта ЕКАРТА, которая впоследствии и вытеснила жетон из обращения в Екатеринбургском метро.

Вектуризм. Жетоны Московского метро


К открытию Московского метрополитена в 1935 г. была поставлена задача изготовления жетонов для оплаты проезда. Оригинальный жетон с отверстием в виде пятиконечной звезды был оценен не только руководством метрополитена, но и руководством страны. Помимо «патриотичной» функции, пятиконечное отверстие играло функцию экономии сплава, а также должно было стать различительной изюминкой среди горстки мелочи.


Первый жетон. Бронза.
Диаметр 19 мм.
Толщина 1,6 мм.

Но эта отличительная особенность и стала проблемой для реализации этого жетона в качестве оплаты проезда. В ходе многократных испытаниях на турникетах, жетоны то и дело застревали в различных частях конструкции и приходилось вручную извлекать жетон.

Что же касается о том, имел ли жетон «хождение» в Московском метрополитене после официального открытия в 1935 г. 15 мая, то мнения экспертов расходятся. Есть мнение, что пару дней жетон всё-таки использовался для прохода в метрополитен, ну а часть экспертов предполагает, что дальше опытной эксплуатации дело не прошло.

В любом случае, факт существования этого жетона и высокая коллекционная цена даёт нам возможность отнести этот жетон в ряд самых дорогих и уникальных реликвий Московского метро.

В том же, 1935 году Ленинградский монетный двор получает заказ на изготовление жетонов уже с круглым отверстием. Заказ был на изготовление 3.000.000 штук.


Второй жетон. Бронза.
Диаметр 19 мм.
Толщина 1,6 мм.

После войны, руководство метрополитена опять вернулось к вопросу использования автоматического прохода в метро. В течение многих лет проводились опытные испытания на различных образцах турникетов, в ходе которых был выявлен целый ряд значительных недостатков и недоработок. И всё же в августе 1957 года на станции «Красные ворота» был установлен опытный турникет, который успешно прошёл все испытания. И с 7 ноября 1958 года началось массовое внедрение автоматических контрольных пунктов с турникетами на станциях московского метрополитена с новыми металлическими жетонами.


Металлический жетон образца 1957 г.
Тираж 500.000 шт.
Диаметр 18,2 мм.
Толщина 1,5 мм.

Чеканились эти жетоны всё на том же Ленинградском монетном дворе. Что послужило опять заказывать жетоны для Московского метрополитена в Ленинграде, имея «под боком» Московский монетный двор, остаётся загадкой. И всё же, металлический жетон верно служил пассажирам Московского метро несколько лет.

Денежная реформа СССР в 1961 году внесла коррективы в историю оплаты проезда на метро. Все турникеты Московского метро были переоборудованы на приём новых пятикопеечных монет.

5 копеек образца 1961 г.
Медно-цинковый сплав.
Диаметр 25 мм.
Толщина 1 мм.

Можно ли считать пятикопеечную монету жетоном для оплаты проезда? Нет — это не жетон, но оплата проезда осуществлялся по ней, по монете. Здесь токеноманы разделились на 2 фронта, одни смело относят 5-и копеечную монету в ряд своей коллекции жетонов, другие — нет. Те же, кто относят монету к вектуризму, к ним возникает вопрос — а все ли разновидности этой монеты у вас есть? Ведь имея один экземпляр коллекции, надо стремится иметь все его разновидности. И всем известно, что по изучению разновидностей советских монет отнесены десятки и сотни глав в различных исследовательских изданиях по нумизматике. И разновидности там не только по годам выпуска, но и по другим критериям. Ну да ладно, оставим этот спор и отметим, что пятикопеечная монета осталась неким добрым символом метро советского периода.

Вплоть до 1 апреля 1991 года можно было воспользоваться пятикопеечной монетой для прохода в метро. А со 2 апреля 1991 года инфляция по всей стране скорректировала цену за проезд удорожением в 3 раза. Метрополитен переоборудовал монетоприёмники турникетов под 15-и копеечную монету. Хотя на некоторых турникетах можно было воспользоваться по той же 5-и копеечной монетой, закидывая в монетоприёмник 3 монеты.

Медно-цинковый сплав.
Диаметр 19,56 мм.
Толщина 1,2 мм.

Ну здесь у нас возникает тот же вопрос токеноманам — у вас есть в коллекции эти монеты и собираете ли разновидности?

15-и копеечные монеты прослужили чуть менее года в Московском метро в качестве оплаты для проезда.

С 1 марта 1992 в Московский метрополитен «возвращается» жетон.

Металлический жетон имел те же характеристики, что и пятикопеечная монета советского образца. Аверс и реверс жетона одинаковый: буква «М» — логотип Московского метро в центре и текст по контуру жетона «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» разделённый жирными точками.

Однако этот жетон «прожил» ровно 9 месяцев.

С 1 ноября 1992 года Московский метрополитен переходит на пластиковый жетон, а точнее на люминесцентный пластиковый жетон.


Светло-зелёный прозрачный жетон.
Диаметр — 24 мм
Толщина — 2 мм
Вес 0,87 г ± 0,02

Изготовлением жетонов занялся Харьковский завод «Хартрон». Мы уже писали об этом заводе и все вы конечно помните о составных частях «Харьковских» жетонов. Все эти составные части дали массу разновидностей жетонов, о которых мы не будем говорить. Остановимся лишь на некоторые, очевидные разновидности данного жетона. Ну начнём с того, что существуют прозрачные бесцветные жетоны.


Прозрачный, бесцветный жетон.
Диаметр — 24 мм
Толщина — 2 мм
Вес 0,87 г ± 0,02

Возможно эти жетоны были экспериментальными, так называемые «тестовые» жетоны. Однако, по словам многих очевидцев и коллекционеров, их можно было свободно купить в кассах метрополитена.

Что характерно, что в отличие от других жетонов производства Хартрон для метрополитенов разных городов, Московские светло-зелёные жетоны практически не имеют разновидностей по оттенкам светло-зелёного цвета. Во всех партиях заказа светло-зелёный оттенок никак не сбивается ни в тёмную, ни в светлую сторону. Возможно, сказывается жёсткие требования из Москвы по характеристикам жетона, а также достаточно крупный заказ, по сравнению с другими городами, что могло существенно повлиять на финансовую составляющую предприятия.

Ещё одна разновидность данного жетона — это окружности (круги) под и над логотипом метро. Причём эти круги только на одной стороне жетона, другая сторона без кругов. Скорее всего, это технологические вырезы толкателей жетона. Такая партия жетонов была замечена в 1993 г.

Для наглядности, покажем вам фото этой разновидности под углом.



Есть ещё одна разновидность этого жетона, а точнее брак. В одной из партий заказа, в середине 90-х, было обнаружено, что в слове «МЕТРОПОЛИТЕН» отсутствует последняя буква «Н».



Ну как говорится, брак браком, а часть просочилась в продажу и у коллекционеров такая ошибка ценится очень хорошо.

Ещё одна разновидность светло-зелёного жетона — это усеченный логотип в центре жетона.


И кстати, эта разновидность окружена такими же кругами над и под логотипом. Возможно эту разновидность жетона можно было бы и не включать в данный обзор, тем более, что мы уже выше обговорили тему про составные части Харьковских жетонов. Но, тем не менее, данная разновидность интересна тем, что не повторяет ни один из логотипов метрополитенов, а точнее толкателей Харьковских жетонов.

Итак, резюмируя пластиковый жетон образца 1992 г., отметим типы разновидностей:

3) с кругами под и над логотипом

4) бракованный « МЕТРОПОЛИТЕ «

5) с усечённым логотипом

15 мая 1995 года, в день 60-летия Московского метрополитена в продажу поступили юбилейные жетоны.

Цвет жетона зелёный, насыщенный. На аверсе жетона вместо логотипа «М» появилась цифра «60». А на реверсе даты 1935 и 1995, между той же датой «60». Разновидностей юбилейного жетона не найдено. Отметим также, что «загадочные» круги над и под датой являются неотъемлемой частью этого жетона.

До 14 января 1999 года можно было оплатить проход в метро как светло-зелёными, так и юбилейными зелёными жетонами. А с 15 января Московский метрополитен перешёл на оплату проезда магнитными билетами.

Читайте также: