Металлы для завершения слоя

Обновлено: 25.04.2024

Теорию ионной связи предложил в 1916г. немецкий ученый В. Коссель. Эта теория объясняет образование связей между атомами типичных металлов и атома­митипичных неметаллов:CsF, CsCl, NaCl, KF, KCl, Na2O и др.

Согласно этой теории, при образовании ионной связи атомы типичных металлов отдают электроны, а атомы типичных неметаллов принимают электроны.

В результате этих процессов атомы металлов превра­щаются в положительно заряженные частицы, которые называются положительными ионами или катионами; а атомы неметаллов превращаются в отрицательные ионы — анионы. Заряд катиона равен числу отданных электронов.

Атомы металлов отдают электроны внешнего слоя, а образующиеся ионы имеют завершенные электронные структуры (предвнешнего электронного слоя).

Величина отрицательного заряда аниона равна числу принятых электронов.

Атомы неметаллов принимают такое количество элек­тронов, какое им необходимо для завершения электрон­ного октета (внешнего электронного слоя).

Например: общая схема образования молекулы NaCl из атомов Na и С1: Na°-le = Na +1 Образование ионов

Na +1 + Сl - = Nа + Сl -

Na°+ Сl°= Nа + Сl - Соединение ионов

· Связь между ионами называется ионной связью.

Соединения, которые состоят из ионов, называются ионными соединениями.

Алгебраическая сумма зарядов всех ионов в моле­куле ионного соединения должна быть равна нулю,потому что любая молекула является электронейтраль­ной частицей.

Резкой границы между ионной и ковалентнои связя­ми не существует. Ионную связь можно рассматривать как крайний случай полярной ковалентнои связи, при образовании которой общая электронная пара полнос­тьюсмещается к атому с большей электроотрицательно­стью.

Атомы большинства типичных металлов на внешнем электронном слое имеют небольшое число электронов (как правило, от 1 до 3); эти электроны называются валент­ными. В атомах металлов прочность связи валентных электронов с ядром невысокая, то есть атомы обладают низкой энергией ионизации. Это обусловливает легкость потери валентных электронов ч превращения атомов ме­талла в положительно заряженные ионы (катионы):

В кристаллической структуре металла валентные элек­троны обладают способностью легко перемещаться от од­ного атома к другому, что приводит к обобществлению электронов всеми соседними атомами. Упрощенно строе­ние кристалла металла представляется следующим обра­зом: в узлах кристаллической решетки находятся ионы Ме п+ и атомы Ме°, а между ними относительно свободно перемещаются валентные электроны, осуществляя связь между всеми атомами и ионами металла (рис. 3). Это осо­бый тип химической связи, называемой металлической.

· Металлическая связь — связь между атомами и ионами металлов в кристаллической решетке, осу­ществляемая обобществленными валентными электронами.

Благодаря этому типу химической связи металлы об­ладают определенным комплексом физических и хими­ческих свойств, отличающим их от неметаллов.


Рис. 3. Схема кристаллической решетки металлов.

Прочность металлической связи обеспечивает устой­чивость кристаллической решетки и пластичность метал­лов (способность подвергаться разнообразной обработке без разрушения). Свободное передвижение валентных электронов позволяет металлам хорошо проводить элект­рический ток и тепло. Способность отражать световые вол­ны (т.е. металлический блеск) также объясняется строе­нием кристаллической решетки металла.

Таким образом, наиболее характерными физическими свойствами металлов в зависимости от наличия металли­ческой связи являются:

■металлический блеск и непрозрачность;

■пластичность, ковкость, плавкость;

■высокие электро- и теплопроводность; и склонность к образованию сплавов.

Тест №4 Тема «Простые вещества металлы» Вариант Металлы для завершения слоя: 1 отдают электроны; 2 принимают электроны; 3 отдают или принимают электроны; 4 у них слой завершённый

ковалентная полярная; 2) ионная; 3) металлическая; 4) ковалентная неполярная.

Во внутреннем строении металлов имеются:

1) только катионы; 2) только анионы; 3) катионы и анионы; 4) катионы и нейтральные атомы.

Жидкий металл при комнатной температуре – это:

1) железо; 2) ртуть; 3) золото; 4) литий.

Золото алхимики считали символом:

1) Венеры; 2) Марса; 3) Солнца; 4) Сатурна.

Неправильное суждение , о том, что все металлы:

1) обладают ковкостью; 2) обладают металлическим блеском; 3) обладают электропроводностью; 4) летучие вещества.

Наиболее твёрдый металл:

1) натрий; 2) хром; 3) свинец; 4) литий.

Металл, обладающий наибольшей плотностью:

1) железо; 2) медь; 3) золото; 4) титан.

Лучше отражает свет:

1) свинец; 2) серебро; 3) цинк; 4) железо.

Среди перечисленных веществ укажите те, которые являются металлами:

кремний; 2) бериллий; 3) бор; 4) алюминий; 5) калий; 6) аргон; 7) сера; 8) олово.

Ответ дайте в виде последовательности цифр в порядке их возрастания.

Тест №4 Тема «Простые вещества – металлы»

Металлы для завершения слоя:

1) отдают электроны; 2) принимают электроны; 3) отдают или принимают электроны; 4) у них слой завершённый.

2. Связь в металлах между катионами осуществляют:

1) свободные электроны; 2) анионы; 3) протоны; 4) нейтроны.

3. Самый пластичный из драгоценных металлов:

1) серебро; 2) платина; 3) золото; 4) ртуть.

Медь алхимики считали символом:

5. Наиболее мягкий металл:

1) хром; 2) титан; 3) молибден; 4) свинец.

6. Наиболее тугоплавкий металл:

1) вольфрам; 2) ртуть; 3) золото; 4) титан.

7. Металл, обладающий наименьшей плотностью:

1) натрий; 2) олово; 3) свинец; 4) железо.

8. Обладает наибольшей электропроводностью:

1) железо; 2) золото; 3) алюминий; 4) серебро.

9. Расставьте перечисленные металлы в порядке увеличения плотности:

1) медь; 2) железо; 3) свинец; 4) алюминий; 5) золото.

Ответ дайте в виде последовательности цифр.

Ответы. Тема «Простые вещества – металлы»

1 вариант. 2 вариант

«5» - 1-2 ошибки «5» - 1-2 ошибки

«4» - 3-4 ошибки «4» - 3-4 ошибки

«3» - 5-6 ошибок «3» - 5-7 ошибок

Похожие документы:

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. работа. Простые вещества Тема 7. Металлы и неметаллы (4 ч.). Свойства металлов и неметаллов. Металлы и неметаллы в природе. Применение металлов и неметаллов. Строение простых веществ. Применение .

Николай Левашов Зеркало моей души Автобиографическая хроника Том 1 Хорошо в стране советской жить…

. отдых . электронные связи соединениями металлов . для них территорию. Когда сжигать или убивать таких людей стало невозможно по тем или . слой за слоем, «срезается» или . завершённый . вещества, для . тест. И, тем . завершения работы я не просто . принимать или . вариантом для .

Грязь)? Книга начертанная! Ведь книга праведников, конечно, в иллийуне (возвышенном). А что тебе даст знать, что такое иллийун? Книга начертанная! (Таблица с Письменами)

. или система образов проста, лаконична и закончена в своей красоте завершенности . тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для . вариант универсального космизма. Но уже сейчас мы должны принимать . электрон, за электроном - керн или .

Давным-давно в волшебной стране Эквестрии

. завершённости . простых Минталок или любых других веществ, вызывающих зависимость. Бак, Рейдж, Дэш. Все из них . отдаться воле Богини. Уже сейчас она принимает . Тем не менее, для меня дело чести — дать вам этот вариант. Просто . электронную . завершения .

Образовательный стандарт образовательная система «Школа 2100»

. них (принимать . металлов. Использование различных металлов . кл. Завершенная предметная линия . завершённых . и отдых в . электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или . теме «Вещество и 1 Контрольный Значение воздуха для . тест (выбери номер простого .

Урок "Металлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Тема урока: Металлы.

– обобщить и систематизировать знания по теме;

- формировать научное мировоззрение, развивать коммуникативные навыки

- развивать эмоциональную сферу, мыслительные навыки.

Тип урока: обобщающий

Методические приемы: составление синквейна, творческая работа учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Металлы" »

Заранее выдаётся следующее домашнее задание по группам:

Создать рекламу химического элемента, в которой вы должны доказать, что этот элемент:

- необходимый человеческому организму;

- необходимый в промышленном производстве;

- распространён в природе, как и его соединения;

Информация о химическом элементе должна опираться на строго научные факты. При оценке работы будут учитываться:

- достоверность; научность; логичность; привлекательность; краткость(не более 2-3 минут).

Дополнительно будет оцениваться рекламный плакат или рисунок о данном химическом элементе.

1. Приветствие. Очень рада вас видеть. Уверена, наше общение сегодня будет интересным, плодотворным!

2. Психологический настрой.

Зачем мы сегодня здесь собрались? Я хочу напомнить вам одну притчу, возможно, вы её знаете. Один мудрец встретил человека, который катил камень. Что ты делаешь? – спросил его мудрец. Я качу камень, - ответил ему человек. Мудрец пошёл дальше и встретил ещё одного человека, который тоже катил камень. Что ты делаешь? – спросил и его мудрец. Я зарабатываю на хлеб, - ответил ему человек. А третий человек, которого встретил мудрец, сказал, что он строит храм. А для чего мы собрались здесь сегодня? Провести время? Пообщаться со знакомыми? Узнать что-то новое и чему – то научиться?

Как ваше настроение? Оценим его хлопком – если грустное, то хлопайте тихо, если весёлое и энергичное – то громко.

Оценка эмоц .состояния

3. Актуализация знаний

…было открыто затем и железо и золото с медью, вскоре также ещё серебро и свинцовая сила…Тит Лукреций Кар. Всем знакомы эти строки из знаменитого сочинения «О природе вещей». Давайте поговорим сегодня о…? правильно, металлах. Я уверена, что знания каждого по этой теме разнообразны и глубоки, поэтому давайте поделимся сегодня ими друг с другом!

Какие ассоциации вызывает у вас слово металлы? Обсудите и запишите на листочках, а я на доске. Заслушаем. Какие знания о металлах отразились в наших ассоциациях?

4. Проверка знаний. 1. Тест по теме « Металлы»

В металлах тип связи:

Неправильное суждение, о том, что все металлы:

2. Заслушиваем устно домашнее задание по группам.

Физминутка 1 м – игровая разминка «встать по пальцам». Она покажет нам, насколько мы с вами сработались, понимаем друг друга. Я поворачиваюсь спиной, показываю определённое число пальцев, быстро поворачиваюсь и смотрю – должно встать столько человек, сколько пальцев я показала. Её цель – мобилизация всех участников.

Прочитав или обсудив какой – либо предмет или явление, необходимо дать ему характеристику тремя фразами: первое должно содержать существительные, второе – прилагательные, третье – глаголы, характеризующие предмет обсуждения.

Бегает, светит, сверкает.

Образует соль жизни.

Блестит, радует, возвышает.

Это сила и власть.

Летает, варит, плавает.

Самый распространённый и необходимый металл.

5.Подведение итогов. Выставление оценок. Оценка работы класса в целом.

6. Рефлексия. Что сегодня вам показалось самым интересным? Что удивило вас? Что понравилось в нашей работе и что не понравилось?

Степень окисления и общая характеристика элементов по группам Периодической системы

Литий, натрий, калий, рубидий, цезий и франций – типичные, самые активные металлы. Электронная формула внешнего слоя:

Единственный электрон внешнего уровня легко уходит при образовании химической связи.

Единственная возможная степень окисления в соединениях +1.

Низшая степень окисления 0 – в простых веществах – металлах.

I группа побочная подгруппа (подгруппа меди) – металлы медь, серебро, золото

Электронная формула внешнего слоя:

(n–1)d 10 ns 1

т.е. происходит перескок одного s-электрона на предвнешний d-подуровень. Заполненный d-подуровень обуславливает низкую реакционную способность этих металлов, подгруппу меди также называют благородными металлами. Наличие валентных d-электронов приводит к неоднозначной степени окисления в соединениях:

наиболее характерные степени окисления:

Cu +1, +2

Ag +1, +3

Au +1, +3

II группа главная подгруппа – щелочноземельные металлы

Бериллий, магний, кальций, стронций барий и радий – типичные металлы, вниз по группе металлические свойства усиливаются.

Единственная возможная степень окисления в соединениях +2.

II группа побочная подгруппа (подгруппа цинка) – металлы цинк, кадмий, ртуть.

(n–1)d 10 ns 2

Это типичные металлы средней активности.

Цинк и кадмий имеют постоянную степень окисления +2.

Ртуть имеет две устойчивые степени окисления +1 и +2.

III группа главная подгруппа – бор, алюминий, галлий, индий, таллий.

ns 2 np 1

Бор в большинстве соединений имеет степень окисления +3

Алюминий имеет постоянную степень окисления +3.

Галлий, индий, таллий могут проявлять степени окисления от +1 и +3.

Низшая степень окисления 0 – для всех элементов подгруппы.

III группа побочная подгруппа – все элементы могут проявлять степени окисления от +1 и +3.

IV группа главная подгруппа – углерод, кремний, германий, олово, свинец.

ns 2 np 2

Для завершения внешнего слоя требуется или присоединить 4 электрона (степень окисления –4), или отдать 4 электрона (степень окисления +4). Следует помнить, что элементы-металлы могут только отдавать электроны, поэтому никогда не проявляют отрицательную степень окисления.

Для элементов IV группы достаточно устойчивой является и степень окисления +2. Кроме того, элемент углерод в органических соединениях обнаруживает любую (иногда и дробную) степень окисления в пределах от –4 до +4. Это говорит об ограничении в применении понятия «степень окисления» в ковалентных органических соединениях.

C (неметалл) –4, 0, +2, +4 (возможна любая от –4 до +4)

Si (неметалл) –4, 0, +2, +4

Sn (металл) 0, +2, +4

Pb (металл) 0, +2, +4

IV группа побочная подгруппа – металлы титан, цирконий и гафний могут проявлять степени окисления от 0 и +4, последняя наиболее устойчива.

V группа главная подгруппа – азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут.

ns 2 np 3

N (неметалл, газ) –3, 0, +1, +2, +3, +4, +5 (возможна любая от –3 до +5)

P (неметалл) –3, 0, +3, +5

As (неметалл) –3, 0, +3, +5

Sb (металл, амфотерный) 0, +3, +5

Bi (металл) 0, +3, +5

V группа побочная подгруппа – металлы ванадий, ниобий, тантал – могут проявлять степени окисления от 0 и +5, последняя наиболее устойчива.

VI группа главная подгруппа – кислород, сера, селен, теллур, полоний.

ns 2 np 4

а для элементов, кроме кислорода, присутствует предвнешний d-подуровень:

(n–1)d 0 ns 2 np 4

Вступая в реакции, атомы серы, селена, теллура и полония могут переходить в возбужденное состояние – спаренные s- и p-электроныпереходят на свободный d-подуровень:

(n–1)d 1 ns 2 np 3

(n–1)d 2 ns 1 np 3

При перекрывании орбиталей, содержащих эти неспаренные электроны, образуются ковалентные связи и можно говорить о проявлении степени окисления +4 и +6.

Кислород, как элемент второго периода, не имеет свободного d-подуровня, поэтому его максимальная степень окисления +2 (проявляется только в соединении с фтором OF2) т.е. не равна номеру группы.

Вниз по группе металлические свойства усиливаются, неметаллические – ослабевают. Кислород – газ, сера и селен – типичные неметаллы, теллур занимает промежуточное положение, чаще его относят к неметаллам, полоний металл.

Для неметаллов подгруппы характерна низшая степень окисления –2 (для завершения внешнего слоя требуется или присоединить 2 электрона).

O (неметалл, газ) –2, –1, 0, +2

S (неметалл) –2, 0, +4, +6

Sе (неметалл) –2, 0, +4, +6

Те (неметалл) 0, +2,+4, +6

VI группа побочная подгруппа – металлы хром, молибден, вольфрам.

Cr +2, +3, +4, +6

Mo, W +2, +3, +4, +5, +6

VII группа главная подгруппа – галогены, типичные неметаллы фтор, хлор, бром, йод и астат.

ns 2 np 5

для элементов, кроме фтора, присутствует предвнешний d-подуровень:

(n–1)d 0 ns 2 np 5

Фтор – элемент с наибольшей электроотрицательностью, в соединениях может проявлять только отрицательную степень окисления –1. Максимальная степень окисления у фтора 0, т.е., как и у кислорода, не равна номеру группы.

Остальные галогены имеют вакантный d-подуровень, на который при образовании химической связи могут переходить спаренные s- и p-электроны:

(n–1)d 1 ns 2 np 4

(n–1)d 2 ns 2 np 3

(n–1)d 3 ns 1 np 3

Низшая степень окисления у всех галогенов –1 (для завершения внешнего слоя требуется или присоединить 1 электрон).

Возможные степени окисления (выделены более характерные):

F –1, 0

VII группа побочная подгруппа – металлы марганец, технеций и рений.

VIII группа главная подгруппа – благородные газы гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон.

Все они имеют заполненную внешнюю электронную оболочку:

ns 2 np 6

поэтому не образуют соединений, и, соответственно, имеют степень окисления 0. При нормальных условиях они представляют собой одноатомные газы.

VIII группа побочная подгруппа отличается от остальных – каждый период содержит не один, а три элемента этой подгруппы.

В VIII группе побочной подгруппе находятся типичные металлы. Обычно в ней выделяют триаду железа (железо, кобальт, никель) и платиновую группу (рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина).

Триада железа: наиболее характерные степени окисления:

Fe 0, +2, +3, +4, +6

Co 0, +2, +3, +4

Ni 0, +2, +3, +4

Металлы платиновой группы Ru, Rh, Pd, Os, Ir, Pt могут иметь различные степени окисления в соединениях, для Pt более характерными являются +2, +4, +6.

Читайте также: