Металлы конспект 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100» Тема : «Металлы».

ВложениеРазмер
metally_4_klass.docx 516.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Школа- 2100»

Тип урока: урок исследование.

Технология: исследовательская деятельность , приёмы технологии развития критического мышления.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием, раскрыть значения металла в жизни человека.

  • Сформировать у учащихся в ходе исследовательской работы представление о металлах и их свойствах;
  • Развивать кругозор учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Создавать условия для развития познавательной активности;
  • Продолжить работу над формированием умения работать в группах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация , образцы разных тел, учебник для 4класса: «Человек и природа», рабочая тетрадь, фотографии, энциклопедии, рисунки.

( на слайде) В споре рождается истина.

- Как понимаете девиз урока?

- Почему именно такой?

- Вспомним правила работы в группе.

- Взялись за руки и пожелали друг другу удачи.

Выдвигают свои предположение, вспоминают правила работы в группе.

( на слайде) «Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»

- Объясните значения слова «недра».

- О каких богатствах внутри Земли идёт речь?

- Повторим все, что вы знаете о полезных ископаемых.

1.Полезные ископаемые добывают в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

2.Одним из компонентов производства стекла является мрамор.

3.Фарфоровые изделия- изделия из глины.

4.Самый твёрдый природный камень- сапфир.

5.Глина каменеет при высыхании и больше никогда не потеряет своей формы.

- Оцените свою работу в группе, поставив на шкале + или- или+-.

Высказывают предположения, обсуждают.

Заполнение таблицы в ходе диктанта.

- Вот перед вами образцы различных предметов (Гвоздь, скрепки, монетка, пробка, кнопки ).

-Найдите лишний предмет

-Предположите тему нашего урока.

-Вспомните то, что уже знаете о металлах или только хотели бы узнать. Заполните таблицу.

- Давайте послушаем, что записали в первой колонке.

- Что хотели бы узнать? Это и будет целью нашего урока.

Высказывают разные предположения, объясняют.

- Тема урока «Металлы».

Заполняют таблицу самостоятельно.

Беседа по слайду:

- Какую информацию вы можете подчеркнуть для себя из этого слайда.

-На смену бронзовому веку пришёл железный. Железо более дешевое и считалось металлом царей.

Металлы ( на слайде)

Приём «Корзина идей»

- Какие ассоциации возникают со словом «металлы» ?

- Какие металлы уже знаете? ( запись на интерактивной доске)

-Попробуем разделить на группы перечисленные металлы.

- Молодцы! А теперь будем строго следовать к своим целям.

- Тот царь, который мог снабдить армию оружием из железа- победит обязательно.

Орфографическая работа со словом.

В ходе совместной работы на интерактивной доске составлен кластер.

5. Совместное открытие знаний

Работа в группах

1 группа- изучение свойств металлов

2 группа- изучение особых свойства металлов

3 группа- поиск информации о добыче руды и переработке в дополнительных источниках

- Выполните исследования, проведите опыты. Заполните схему.

-Проведите первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой. Сделайте вывод.

Все металлы твердые, кроме одного.

- О каком металле идёт речь?

-Металлы твердые, но при этом какие?

- У какого материала есть такое же свойство? При каком условии?

- Опыт 3. (опыт на интерактивной доске)

-Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо.

-Какое свойство подтверждает этот опыт?

Работа по учебнику.

Чем различаются два рисунка на с. 101?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

- Почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

-Что ещё кроме тепла проводят металлы?

приём «Фишбоун»-«Рыбий скелет»

- Подведём итог. Где люди используют знания о свойствах металлов?

2 группа ( работа с учебником)

-Кроме общих свойств металлы обладают ещё и индивидуальными свойствами. Какими?

Никель ,хром , вольфрам

3 группа ( работа с картой, энциклопедией, рисунками и фотографиями)

-Обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Какая связь между металлами и недрами земли?

-Проанализируйте представленные источники информации и заполните пропуски в тексте.

Месторождения руды отыскивают __________________________________________.

Если руда залегает близко от поверхности, её добывают ___________________способом, то роют ________________.

Если спрятана глубоко, используют _______________________.

После обработки измельчённая руда попадает в ____________________________________________.

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Металлы".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Оборудование : образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи , раздаточный материал, учебник по окружающему миру, 4 класс, «Человек и природа», часть II /А.А. Вахрушев; презентация .

Методы и приемы : наблюдение; исследовательская работа; эвристическая беседа; работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ; приемы развития критического мышления: составление таблицы «Что знаем?- Что хотим узнать?»
Формы работы : групповая, индивидуальная, коллективная
Ход урока.

Текущее время урока

Деятельность учителя по мотивации деятельности учащихся

и технология оценивания учебных успехов

Поздороваться с гостями (наклон головы)

Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием, удивлением.
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
Как вы понимаете слово недра ? ( Недра – это то, что внутри Земли)


- О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

- ( О полезных ископаемых)


Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Пытаются дать ответы, на поставленные вопросы, на основе собственного опыта, высказывают, предполагают

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

2.Проверка домашнего задания

  • Он нужен детворе,
  • Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. ( песок )
  • Античных статуй вечная краса,
  • Затмившая собою небеса…
    Сей камень - настоящий образец.
    Как звать его, скажите, наконец? ( мрамор)
  • Если встретишь на дороге,
  • То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу. ( глина )
  • Покрывают им дороги,
  • Улицы в селении,
    А еще он есть в цементе.
    Сам он – удобрение. ( известняк )
  • Этот мастер белый–белый
  • В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. ( мел )
  • Камень набережных и площадей,
  • Он фундамент массивных домов.
    И в руках у умелых людей
    Украшенье больших городов. ( гранит )

-Что объединяет все эти материалы?
- Назовите ключевое слово. ( Строительные )
Эта группа минералов и горных пород называется «строительная».
-Как выдумаете, есть ли другие группы? ( Конечно, есть )

Отвечают на вопросы

Эта группа минералов и горных пород называется «строительная».

3. Постановка проблемы, актуализация знаний

- Перед вами образцы различных предметов (пуговицы, скрепки, монеты, ластик, карандаш, кубики, магниты, ручки).

Распределите их на группы

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах)


- Какие группы вы выделили? ( Металлические и неметаллические )

Как вы это сделали? ( Заметили, что одни предметы блестят, а другие - нет. На ощупь одни предметы холоднее других. Одни могут гнуться, а другие – ломаются. Одни притягиваются магнитом, а другие не притягиваются).


Какими свойствами обладают металлические предметы? ( Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом .)

Ответы детей: О металлах

Высказывают свои предположения, гипотезы, догадки.

Делают вывод из своих наблюдений и догадок

4. Введение в тему урока

-Как вы уже поняли, тема нашего урока: «Металлы».
-Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать.
Беседа по вопросам таблицы.

Что хотим узнать?

  • Какие металлы вы знаете?
  • Какими общими свойствами обладают металлы?
  • Для каких целей металлы незаменимы?
  • Какие еще свойства есть у металлов?
  • Где человек использует металлы, благодаря их свойствам?

Итак, мы познакомимся с новыми свойствами и применением металлов.

Цели нашего урока следующие:

  1. Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств
  2. Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации
  3. Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.

Коллективная Сравнительно-сопоставительный анализ
Приемы развития критического мышления
Эвристическая беседа

  1. Железо, сталь, олово, медь и т.д.
  2. Тяжёлые, твёрдые,прочные
  3. Незаменимы для изготовления деталий для механизмов
  1. Совместное открытие знаний

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы:

  • Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века? ( Человек научился обрабатывать и добывать металлы)
  • Где человек брал металлы ?(Находил в земле и на земле)

Рассматривают слайды, картинки в учебниках.

6.Практическая работа в группах

Предлагаю выяснить ответы на наши вопросы в группах. Делимся на четыре исследовательские группы. У вас на столах представлены различные наглядные и вспомогательные материалы. Используйте материал учебника, дополнительный материал и коллекции металлов. Вы должны подготовить мини-доклады по своим темам, затем рассказать всем ребятам.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Металлы"

развивать умения определять металлы по их свойствам; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока Объяснения нового материала

Планируемые результаты

Личностные УУД:

оценивать ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;

уметь выполнять самооценку;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей группы;

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;

работать с информацией, представленной в разных формах;

выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

выявлять сущность, особенности объектов;

извлекать и перерабатывать информацию;

представлять информацию в виде ответа, рассказа, схемы, заполнения таблиц

делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Предметные результаты:

По 1-й линии развития (умение объяснять мир):

сформировать понятие о металлах и их свойствах.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

Дать учащимся представление о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человека

Технологии обучения:

технология деятельностного метода, технология исследования, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений

- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек иприрода»). – М.: Баласс, 2011.

- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

- материалы для исследовательской работы в группе;

Организация пространства:

Оборудование: предметы из металла: проволока медная, алюминиевая, стальная пластина, кусок чугуна, лампочка, серебряные ложки, золотые украшения, термометр, медицинские ножницы, ложки алюминиевые, гайки, зеркало, образцы металлов, приборы для опыта: штатив, шарик железный, спиртовка, магнит.

1.Орг. момент.

-Приглашение в игру «Научно-исследовательская лаборатория»

-Вы будете лаборантами, а я руководителем лаборатории.

Мы разделились на три лабораторные группы. Что необходимо, чтобы работа в группах шла слаженно?

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

-Чем занимаются в такой лаборатории? (Проводят эксперименты и исследования)

-Эпиграф к уроку

«О! Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!» А.С.Пушкин

- Как вы понимаете это выражение?

(Получая знания, мы делаем для себя открытия)

2.Актуализация знаний.

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Горные породы и минералы)

Какие горные породы вы знаете? (Глина, песок, гравий, гранит, мрамор, соль)

-Вы знаете, что строение горных пород неоднородно. Они могут состоять из разных минералов – природных неорганических веществ. Какие минералы вам известны? (Кварц, полевой шпат, слюда)

-Есть еще драгоценные камни. Какие вам известны? (сапфир, рубин, малахит, бирюза, нефрит, аметист, агат, яшма, изумруд)

Я предлагаю вам задание по этой теме.

-Отгадай загадку и впиши отгадку в лист контроля, в окно, соответствующее изображению, где может использоваться данная горная порода. Запиши свойства данной горной породы.

1.Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу — она понадобится сразу. (Глина)

2. Одну её не едят, а без неё мало что едят.(Соль)

3. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. Покрывают им дороги, улицы в селении,

А ещё он есть в цементе, сам он — удобрение.(Известняк)

5. Он очень прочен и упруг, строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.(Гранит)

- Проверка работы. Назовите породу, ее свойства, где используется.

Способен растворяться в воде

Пластичная при намокании

Растворяется в воде

История Александрийского маяка.

Одно из чудес света – Александрийский маяк. Он был построен на острове Форос около египетского города Александрия во времена правления Птоломея Второго, царя Египта. Высота его 30 метров. Простоял он 1000 лет. А что было с ним дальше вы узнаете сами из книг или через Интернет. Построил его архитектор Сострат Книдский. И естественно, что на маяке должно быть написано имя создателя этого сооружения. Но правитель захотел, чтобы на этом чудесном сооружении было написано его имя. Он хотел прославиться в веках. Архитектор боялся ослушаться правителя. Ведь, он мог лишить его свободы или даже жизни за непослушание. Ему пришлось написать имя правителя. Но через века люди все-таки узнали имя строителя. Они прочитали его на башне. Имя строителя само появится на маяке.

- Как это получилось? Догадайтесь.

-Сделайте, пожалуйста, вывод.

Какой недостаток имеет большинство горных пород? (Разрушаются под действием водной и ветровой эрозии, разница температур…)

Игра «Хорошо-плохо» (на выявление противоречия)

-Хорошо, что есть горные породы…. (можно сделать много полезных вещей, использовать в строительстве, улучшить и украсить окружающий мир, использовать в искусстве…)

-В каждом зле есть капелька добра, а в каждом добре есть капелька зла. Поэтому я хочу сказать:

-Плохо, что есть горные породы…(Добывая их, люди губят окружающий нас мир природы…)

- Горные породы – хорошо, но горные породы плохо. Как разрешить это противоречие?

-Противоречие можно разрешить в пространстве, во времени и в отношении. Поработаем с каждым. Нам поможет волшебный треугольник.

-Как вы думаете, важно ли где происходит добыча здесь или в другом месте? (чтобы, например, не рядом с населенным пунктом или зоной отдыха или на заповедной территории)

-Т.е. можно использовать пространство для добычи горных пород, чтобы не вредить населению, природе.

- Важно ли когда идет добыча сейчас или потом? (Если она несет вред всему живому, то неважно когда это происходит)

- Это не подходит нам для разрешения противоречия

-Важно ли как люди к этому относятся? (если добыча несет вред, то люди должны об этом сказать. Нельзя быть равнодушным, когда губится природа)

-А что делать, если надо добыть данную породу, а место заповедное или рядом поселение? (ответы учащихся)

Не бывает безвыходных ситуаций.

Французский писатель Виктор Гюго писал:

«Человек работает, устраивая свой дом. А дом его – Земля»

- Поэтому как мы должны относиться к своему дому?

(Бережно, защищать его)

Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше!

3.Объявление темы, целеполагание

- Какие изображения остались без подписей? (ножницы, чайник)

-Что объединяет эти предметы? Можете сказать из чего они сделаны? (Из металлов)

- Ребята, это и будет темой нашего урока.

- Что бы вы хотели узнать из этой темы? (Как добывают, используют свойства металлов).

- Наша «Лаборатория» получает задание изучить металлы, их свойства, возможность использования.

-Ребята, к этим предметам я хочу добавить лампочку, зеркало и градусник. Вам интересно почему?

4.Поиск решения

- А мне интересно, как все начиналось? Когда появились первые металлы?

Что вы об этом знаете? Можно прочитать об этом в информационном листке.

(Дети читают материал о первом появлении и использовании металлов человеком)

- У каждой группы лаборантов есть вопрос, на который надо ответить

- Какой металл люди научились использовать первоначально? (Самородная медь) Как понимаете «самородная»?

- Как люди научились придавать форму первому металлу?

- Как получился сплав «бронза»? Какие металлы вошли в его состав?

Вопрос для всех:

- Как называлось это время?(Бронзовый век)

-Какой век пришел ему на смену? (Бронзовый век сменился железным)

Разнообразие металлов.

-Всегда ли в природе металлы встречаются в чистом виде? (Нет, железо, например, не встречается в чистом виде)

-Из чего получают металл? ( Рис. на стр.99.)

-Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы?

- Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

-Какие бывают руды ?( Железные руды, оловянная руда, медная руда, алюминиевая руда)

- Прочитайте абзац на стр.99.

- Пользуясь картинкой на стр.99 расскажите, как из руды выплавляют металлы? (рассказы детей)

Она варилась долгов доменной печи,
На славу получились ножницы, ключи
. (Руда).

Посмотрите, какие металлы выплавили из руды.

(показ образцов металлов)

- Рассмотрите коллекцию металлов. Потрогайте, сравните их.

Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды.

Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.)

Сравнение свойств горных пород и свойств металлов

-Как вы думаете, будут ли отличаться свойства горных пород от свойств металлов?

Обсудите в группах. Выдвинете гипотезы (предположение)

Металлы могут обладать свойствами горных пород.

Металлы не могут обладать свойствами горных пород.

Металлы могут частично обладать свойствами горных пород.

-Какими свойствами обладают только металлы? Предположите.

-Расширение металлов при нагревании

-Теплопроводность (Из чего делают батареи отопления? Из чугуна, дюралевые с добавлением алюминия, стальные)

Начинаем исследовательскую работу.

Демонстрация опытов.

1.Опыт на определение расширения металлов при нагревании

Вывод. (Записываем в лист контроля)

Металлы при нагревании расширяются

2.Определение твердости металлов с помощью специального прибора.

Металлы обладают твердостью

3.Опыт на теплопроводность.

Металлы обладают теплопроводностью

4.Электропорводность металлов рассмотреть на фонарике

Работа в группах.

1группа испытывает металлы на примагничивание (магнит)

2группа испытывает металлы на пластичность (Проволока)

3 группа испытывает металлы на блеск

-(Индивидуальная помощь учителя каждой группе)

-Доклад каждой группы

- Итак, давайте назовем свойства металлов. (На экране)

-Пластичность

-Расширение металлов при нагревании

-Теплопроводность

-Электропороводность

-Примагничивание

- Как используются эти свойства металлов?

Знакомство с материалом на стр.100-101

- Что можно сделать из металлов?

-(Ответы детей. Раскаленные металлы поддаются ковке. Из них получаются кованные изделия. На металлургических заводах из металлов делают листы, рельсы, трубы. Из различных сплавов делают посуду, батареи, орудия труда, машины, предметы быта (утюги, сковородки).

- У каждого металла особые свойства. (Стр.103)

Как используются эти свойства? Теперь вы поняли. Почему я показала вам градусник, зеркало и лампочку?

4.Первичное закрепление знаний

Море волнуется…

Где применяется металл

-Алюминий изобрази (кастрюля, ложка, самолет…) ?

-Железо изобрази ( лопата, топор, нож?

-Золото изобрази? (украшения)

5.Самостоятельное применение знаний

Рабочая тетрадь. Стр.38, задание 7.

Нарисуйте, что можно сделать из отходов: металлолом, куски шлака.

6.Какой металл самый, самый?

- Какой металл самый твердый, ( Из чистых металлов - хром)

Разыгрывание сценки.

Кто самый полезный?

Автор: Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

Соль: Я — соль земли, без меня на земле каши не сваришь.

Алюминий: А без меня сваришь? Кастрюли-то делают из алюминия.

Уголь: А на чём варить будете?

Природный Газ: Без топлива в этом деле не обойдётесь.

Сера: А чем огонь разожжёте?

Нефть: И надо ещё крупу привезти. Без меня не будет бензина для транспорта.

Автор: Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…

Железо: Между прочим, обо мне тоже не следует забывать. Из меня делают лопаты. Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

- Какой металл на самом деле считается полезным вы узнаете сами.

-От кого зависит и добыча металлов, их изучение, создание и изготовление разных полезных вещей? Люди каких профессий трудятся над этим? (Геологи, шахтеры, сталевары, инженеры, изобретатели…)

- Кому могут понадобиться «стальные нервы», «железный характер», «золотые руки»?

Какую тему мы изучали? Что вы планировали узнать? Достигли ли цели?

8. Рефлексия

Знаю … какими свойствами обладают металлы

Умею… различать разные металлы

Получил удовлетворение… когда изображал разные металлические предметы, придумывал новое применение отходам, разрешал противоречие.

Конспект урока по окружающему миру на тему Металлы(4 класс)

Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы; умение работать различными источниками информации, формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитывать стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

Оборудование : образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедийное оборудование, учебник Окружающий мир. 4 класс «Человек и природа»часть II /А.А. Вахрушев

Методы и приемы : наблюдение; исследовательская работа; эвристическая беседа; работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ; составление опорного конспекта; методы развития критического мышления: составление таблицы «Что знаем?- Что хотим узнать?», составление синквейна;

Формы работы : групповая, индивидуальная, коллективная

1.Организационный момент

Я надеюсь, что сегодняшний уро окружающего мира для вас будет открытием, удивлением.

Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»

Как вы понимаете слово недра? О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

Сегодня мы продолжим разговор начатый на прошлом уроке.

2.Проверка домашнего задания

1. Он нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже (песок)

2. Античных статуй вечная краса,

Затмившая собою небеса…

Сей камень - настоящий образец.

Как звать его, скажите наконец?(мрамор)

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу (глина)

4. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение (известняк)

5. Этот мастер белый – белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

6. Камень набережных и площадей,

Он фундамент массивных домов.

И в руках у умелых людей

Украшенье больших городов.(гранит)

- Назовите ключевое слово. (Строительные)

Эта группа минералов и горных пород называется «строительная» Как выдумаете, есть ли другие группы?

3.Постановка проблемы, актуализация знаний.

- Вот перед вами образцы различных предметов. Распределите их на группы.

- Какие группы вы выделили? (Металлические и неметаллические) Как вы это сделали? Какими свойствами обладают металлические предметы? (Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом.)

-Как вы уже поняли, тема нашего урока «Металлы».

-Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать.

Беседа по вопросам таблицы.

1. Какие металлы вы знаете?

2. Какими общими свойствами обладают металлы?

3. Для каких целей металлы незаменимы?

1. Какие еще свойства есть у металлов?

2. Где человек использует металлы благодаря их свойствам?

Какие умения и навыки нам потребуются на уроке?

1. Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств

2. Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации

3. Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.

Чтобы материал урока остался у вас в памяти мы составим и нарисуем опорный конспект. Для этого у вас есть листы бумаги и фломастеры.

5.Совместное открытие знаний.

Практическая работа в группах

- Посмотрите на иллюстрации и попробуйте ответить на вопрос. Какое событии е в истории развития Человечества послужило началом бронзового века?(Человек научился обрабатывать и добывать металлы) Где человек брал металлы?

Горная порода, из которой выплавляют металлы, называется руда. Скопление руды в земле называют Месторождением. Месторождения открытого типа называются карьеры или разрезы, закрытого – шахты или рудники. На экране вы видите фото Коркинского угольного разреза. Как вы думаете, каким способом дешевле добывать руду?

Что запишем в наш конспект? Какие основные понятия прозвучали?

После добычи руду направляют в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Часть чугуна отправляются на заводы, где из него отливают батареи, станки и другое. Остальной чугун направляется в мартеновские печи, где из него варят сталь.

Запишем коротко эту информацию в конспект.

У вас на столах представлены различные виды руд. Это та руда, которая добывается в карьерах или рудниках. Рассмотрите образцы и расскажите о ваших наблюдениях по плану:

1. Название руды

2. Какого цвета руда?

3. Есть ли блеск?

4. Определите твердость.

5. Какой металл выплавляют из этой руды?

На обсуждение я даю вам 3 минуты.

Выступление групп.

Магнитный железняк.

Красный железняк.

Бурый железняк.

Почему эти руды получил такое название?

260 лет назад при Петре I под городом Курском работали землемеры, они обнаружили, что стрелка компаса утром показывает не на север, а на восходящее солнце - так много руды под Курском.

В Казахстане работала геологическая экспедиция, которую обслуживал летчик Михаил Сургутанов. Во время одного из полетов он заметил отклонение стрелки компаса, он сообщил начальнику экспедиции. В указанном месте обнаружили богатое месторождение железной руды.

Самые крупные месторождения в России Магнитогорское, Курское, Братское. Дополним наш конспект.

Медный колчедан.

У нас в области крупные месторождения медной руды открыты в Карабаше и Верхнеуральске.

Алюминиевая руда.

Мы остановились на том, как получается металл.

Давайте вернемся к целям нашего урока:

1. Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств.

Урок окружающего мира и трудового обучения в 4 классе " Металлы "

Пик Знаний

· Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, ответственность к окружающей среде, любовь к природе и родному краю.

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, чашки Петри, мультимедиа, учебник- тетрадь для 4 класса:«Человек и природа» . часть 2 (А.А. Вахрушева)

Этапы урока:

1. .Организационный момент.

3. Объяснение нового материала Совместное открытие знаний

1)Свойства металлов. Опыты.

2)Разнообразие металлов, группы металлов

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление букета.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся

7. Объяснение домашнего задания..

Методы и приемы:

- работа с учебником

Форма работы: групповая., индивидуальная, коллективная

Ход урока:

Этапы урока

1.Организационный момент.

Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.

Надеюсь, вам понравится урок, много интересного вы узнаете. Сегодня мы с вами совершим восхождение на пик Знаний (Слайд)

Восхождение на пик Знаний вас ждет

На вершину тот взойдет,

Кто все ступени пройдет.

Но забраться туда нелегко,

Вам нужно потрудиться хорошо

А для начала проведем разминку.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Что такое металлы? Свойства металлов

Методы и приемы : проблемная ситуация

Разминка - Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, ,кнопки)

- Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата )

Запишем на доске все названые свойства металлов

Молодцы! Как вы уже догадались тема нашего урока «Металлы». Слайд.

На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и использованием металлов.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний

1)Свойства металлов

Работа с учебником

Цель : познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов

Методы и приемы : наблюдения, исследовательская работа, работа с учебником, анализ, сравнение, сопоставление

Первая ступень: «Свойства металлов»

Опыт 1. Твердость

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

1. Металл имеет твердость.

- Как называется этот металл, узнаете на с. 33 в учебнике в левом нижнем углу.

Ртуть- единственный металл, который в обычном состоянии – жидкий.

Так как называется этот металл? Где её используют? (В термометрах)

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть

Вывод: металлы пластичны

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Послушайте загадку: Кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец).

- Правильно, с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия Слайд

2. Металлы пластичны и поддаются ковке.

Работа по учебнику с 32

Опыт 3. Расширяется при нагревании

Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – расширяется при нагревании.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 32.

Чем различаются эти два рисунка?

Сделайте вывод в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

3.При нагревании металл расширяется (удлиняется)

Опыт 4. Проводит тепло и электричество

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы.

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается?

Вывод: Проводит тепло. Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.

Открывает четвёртый ключ:

1. Проводят тепло и электричество

Свойства металлов.

· Пластичны и поддаются ковке

· Расширяются при нагревании

· Проводят тепло и электричество.

(Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата )

Вот мы прошли первую ступеньку, справились очень хорошо можем дальше двигаться .

4.Физминутка

2) Разнообразие металлов.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов.

Работа с учебником.

Методы и приемы: демонстрация, работа с книгой,

Следующая ступенька: «Разнообразие металлов» .

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы? А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 31 вверху тоже даны образцы руд, рассмотрите

Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.

Оловянная руда:- касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда:- Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда: - Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Вывод: Итак, вы узнали какое разнообразие металлов, но к сожалению запасы полезных ископаемых, к которым относятся руды, ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Группы металлов

Методы и приемы: видеометод, эвристическая беседа

Цель : познакомить учащихся с группой металлов.

-Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому называются драгоценными.

-А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете?

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов., ртуть и другие.

Драгоценные –золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро- в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

-Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается переработкой металла.

-Сейчас посмотрим фрагмент из фильма «О Муйском районе» производство получения золота. (просмотр фрагмент фильма)

Вывод Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды

Прошли мы благополучно эту ступеньку, двигаемся дальше

3)Использование металлов

Цель: раскрыть значения металла в жизни человека, расширение кругозора, связь с жизнью

Проблемная ситуация.

Осталось нам пойти еще одну ступень, чтобы взобраться на пик Знаний

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов — разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

- Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5.Закрепление и применение знаний

Изготовление букета Практический метод. Коллективная работа.

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим цветок в технике бисероплетения. Для этого вам нужно взять проволоку. Нанизать на нее бусинки, бисер, закрепить вот так, показ учителя.

Потом соединим все веточки, и получится у нас красивый букет. Как вы знаете, скоро праздник 8 Марта. Пусть радует вас этот букет, оставляю вам ее на память.

(Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, закрепление знаний о свойствах металла)

6. Итог урока

7. Объяснение домашнего задания

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы?

Какое открытие вы сделали?

Вывод: Вот мы взошли на пик Знаний.

Как вы думаете, легко ли нам далось это восхождение?

Какие трудности были на нашем пути?

Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5»

Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Домашнее задание прочитать № 7, выполнить задания на с 34, составить кроссворд по теме «Металлы»

Читайте также: