Металлы в облике нашего города

Обновлено: 18.05.2024

Царь-колокол, Царь-пушка. Помните эти символы русского государства из школьных учебников? Наша история буквально отлита в металле. Золото царских регалий и сталь русского оружия. Драгоценные оклады икон и луковки куполов. Тончайшие ювелирные украшения и сокровища Кремля.

Без художественной обработки металлов нельзя представить наши города и храмы, шедевры архитектуры и интерьеры домов — историю нашей страны и ее наследие.

Народные промыслы по металлу в России

История развития

Работать с металлами человечество начало на самой заре своего существования. Именно обработка металла когда-то в древности стала первым отдельно выделившимся ремеслом.

Так, обрабатывать металлы умели еще скифские племена в VII–IV веках до н. э. Древние славяне также знали секреты ковки, а в Киевской Руси кузнецы владели почти всеми основными видами обработки металла, включая литье, чеканку, скань и зернь. Причем к XI веку русские кузнецы в своем мастерстве могли не просто тягаться — но и опережали мастеров Западной Европы.

К XI в. русские кузнецы мастерством опережали мастеров Европы. Фото: Shutterstock

овременные мастера-оружейники хранят традиции своих предшественников. Фото: Владимир Веленгурин КП

Традиции

В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, ставший центром пушечно-литейного и колокольного производства на ближайшие пару столетий.

Следующим важным витком в развитии металлических промыслов стало открытие Уральских заводов. Именно здесь отливается чугунное кружево оград, решеток, ворот новой столицы империи — Санкт-Петербурга. А в XIX веке на фабриках по всей стране налаживается промышленное производство изделий в большинстве традиционных техник работы по металлу.

Особое место среди промыслов по металлу на Руси всегда занимало мастерство литья колоколов. Они появились на Руси одновременно с принятием христианства — еще в конце X века. Звон колоколов созывал русских людей не только на церковные службы, но и на вече, поднимал на оборону от захватчиков, встречал победителей. На российской земле сформировалась своя, неповторимая традиция литья колоколов. Если в западноевропейских церквях звон раздается с помощью расшатывания самого колокола, то в русских — раскачивается язык. Именно это позволило создавать на нашей земле удивительные и не превзойденные больше нигде в мире колокола-«тысячники».

Томский «Царь-колокол». Фото: Фотобанк Лори

Виды промыслов по металлу в России

В советские годы некоторые традиционные исторические виды промыслов по металлу, к сожалению, забылись. Но до наших времен удалось сохранить многие другие художественные ремесла. Традиции каслинского литья, ростовской финифти, великоустюжской черни не просто живы, эти направления активно развиваются, следуют меняющейся моде, вкусам, сохраняя многовековое наследие русских мастеров.

Металлические промыслы
Виды промысла Описание Регионы
Художественная ковка Способ механической обработки металлов при высокой температуре, при которой заготовка деформируется под ударами кузнечного молота Москва, Тула
Литье Способ изготовления изделий с помощью заливки расплавленного металла в специальные формы Касли Челябинской области
Финифть Роспись яркими эмалевыми красками по металлической основе Ростов Великий, Вологда
Чернение, или чернь Создание на серебряных и золотых изделиях узоров с помощью смеси сульфидов серебра, свинца и меди Великий Устюг
Чеканка, гравировка Выбивание рельефа на металле, нанесение рисунка методом вырезания или выжигания Златоуст Челябинской области
Скань (филигрань) Плетение ювелирных ажурных узоров из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки Казаково Нижегородской области, Красное-на-Волге Костромской области, Павлово Нижегородской области

Литье

Художественное литье — один из тех древнейших художественных промыслов, которые и сейчас окружают нас буквально повсеместно. Бронзовые памятники и чугунные ограды наших городов, статуэтки, посуда, предметы мебели и архитектурные детали.
Очень рано человек начал получать сложные металлические изделия, заливая жидкий металл в формы. И сейчас литейное производство — очень важная отрасль машиностроения. А параллельно с промышленным продолжает существовать и художественное литье.

Особое место в России заняло искусство чугунного литья. Оно расцвело на Урале с XVIII века. Настоящий центр чугунного литья в России — небольшой город Касли в Челябинской области. Именно здесь уже веками сохраняется и развивается особая техника литья художественных изделий из чугуна. Каслинское литье отличает тонкость деталей, графичность силуэтов, особая игра бликов на металле.

Скань

Вспомните шапку Мономаха: соболиная опушка, жемчуг, драгоценные камни, крест — и тонкие, сложные, витые узоры на золоте. Это и есть скань. Так называется ювелирная техника, столетиями развивавшаяся на Руси. Ажурные узоры, сплетенные мастером из золотой, серебряной или медной проволоки. Изделия из скани — это настоящие металлические кружева.

В технике скани исполняются самые разные предметы. Ювелирные украшения, посуда, вазы, скульптуры, шкатулки, церковная утварь. Скань позволяет сочетать благородные металлы с эмалью, стеклом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Само слово «скань» пошло от древнерусского «съкати», то есть «свивать» или «скручивать». Есть еще латинское название техники — «филигрань». В Древней Руси скань появилась в IX–X веках, а ее расцветом считаются XVIII–XIX века. Во времена СССР мастерство скани не только не забылось, но и было объявлено народным историческим промыслом и дошло до наших дней.

Интересные факты
о промыслах по металлу

Безвозвратно утерян секрет «мороза по жести» — уникальной техники мастеров Великого Устюга, с помощью которой на тонких металлических пластинах расцветали удивительные узоры.

Прославленный Царь-колокол весом 208 тонн так и не прозвонил ни разу А вот 64-тонный Успенский до сих пор действует на колокольне Ивана Великого в Москве.

Презентация по проекту "Роль металлов в создании исторического лица Омска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации основные вопросы и задачи по проекту "Роль металлов в создании исторического лица Омска".

Проект выполнен в 2019 г. студентами БПОУ ОО "Омский техникум строительства и лесного хозяйства".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по проекту "Роль металлов в создании исторического лица Омска"»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» Роль металлов в создании «исторического лица» Омска ФИО студентов: Сандер И. А. (группа № 12), Иванюра А. Е. (группа № 12), Пильникова А. В. (группа № 12), Рыбина А. В. (группа № 11) Научный руководитель проекта: Ваганова Н. М. Омск, 2018 г.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Роль металлов в создании

«исторического лица» Омска

ФИО студентов:

Сандер И. А. (группа № 12),

Иванюра А. Е. (группа № 12),

Пильникова А. В. (группа № 12),

Рыбина А. В. (группа № 11)

Научный руководитель проекта: Ваганова Н. М.

Омск, 2018 г.

Цель работы: Проследить взаимосвязь металлов и металлургии с историческим развитием нашего города.

Цель работы:

Проследить взаимосвязь металлов и металлургии с историческим развитием нашего города.

Задачи проекта: изучить специальную литературу, исторические и краеведческие материалы, ресурсы сети Интернет по проблеме проекта; выяснить, какие достопримечательности города Омска изготовлены с использованием металлов, составить их последовательное описание; выяснить основные технологии и химический аспект изготовления металлических памятников и скульптур.

  • изучить специальную литературу, исторические и краеведческие материалы, ресурсы сети Интернет по проблеме проекта;
  • выяснить, какие достопримечательности города Омска изготовлены с использованием металлов, составить их последовательное описание;
  • выяснить основные технологии и химический аспект изготовления металлических памятников и скульптур.

Предмет исследования:

- использование металлов и сплавов в создании исторических памятников города Омска.

Объектом исследования являются металлы и сплавы.

Методы исследования: теоретические: изучение информационных источников по теме исследования; эмпирические: анализ и обработка полученной информации, сравнение полученных результатов, описание объектов, фотографирование исследуемых объектов.

  • теоретические: изучение информационных источников по теме исследования;
  • эмпирические: анализ и обработка полученной информации, сравнение полученных результатов, описание объектов, фотографирование исследуемых объектов.

1716 год – год основания города Омска


Вехи истории: 1716 год – первая (деревянная) крепость, 1756 год – вторая (каменная) крепость, план Вильяма ГЕСТЕ, выполненный после пожара 1823 года и утверждённый в 1829 году, который задавал планировочную структуру города; упразднение военной крепости, позволившее впоследствии создать Любинский проспект; строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которое дало экономический импульс для развития торговли и производства в городе.

Вехи истории:

  • 1716 год – первая (деревянная) крепость,
  • 1756 год – вторая (каменная) крепость,
  • план Вильяма ГЕСТЕ, выполненный после пожара 1823 года и утверждённый в 1829 году, который задавал планировочную структуру города;
  • упразднение военной крепости, позволившее впоследствии создать Любинский проспект;
  • строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которое дало экономический импульс для развития торговли и производства в городе.

Первые крупные здания выполнены в переходном стиле: от барокко к классицизму

1. Кадетский корпус (1813 год)

2. Здание гауптвахты (1856 год)

2. Здание гауптвахты (1856 год)

Архитектурную ценность городскому ансамблю придают многочисленные особняки.

Архитектурную ценность городскому ансамблю придают многочисленные особняки.

Адрес: ул. Ленина, д. 39.

Адрес: ул. П. Некрасова, д. 3.

Адрес: ул. Иртышская набережная, д. 9.

Адрес: ул. Ч. Валиханова, д. 10.

Художественная ковка – способ художественной обработки металлов.

Художественная ковка – способ художественной обработки металлов.

Доходный дом И. Ф. Машинского (1906-1912 гг.) Адрес: ул. Пушкина, д. 26 / ул. Почтовая, д. 18.

Доходный дом И. Ф. Машинского (1906-1912 гг.) Адрес: ул. Пушкина, д. 26 / ул. Почтовая, д. 18.

Особняк купца В. В. Коробейникова (1906 год) Адрес: ул. Пушкина, д. 6.

Особняк купца В. В. Коробейникова (1906 год) Адрес: ул. Пушкина, д. 6.


Особняк торгового дома братьев Колмаковых (1901 год) Адрес: ул. Лермонтова, д. 27

Особняк торгового дома братьев Колмаковых (1901 год) Адрес: ул. Лермонтова, д. 27

Клиника глазных болезней Адрес: ул. Лермонтова, д. 60

Клиника глазных болезней Адрес: ул. Лермонтова, д. 60

Украшения из листового и просечного железа

Украшения из листового и просечного железа

Со второй половины XIX века просечное железо приобретает широкую популяр­ность в украшении балконных ограждений, фронтонов крылец, садовых ворот. В городах, а иногда и селах Омска мно­гие из дымовых труб и водостоков укра­шались художественными венцами. Иногда ставят « флюгер », что указывает на старую традицию северных изб устанавливать вращающуюся птицу-флюгер.

Со второй половины XIX века просечное железо приобретает широкую популяр­ность в украшении балконных ограждений, фронтонов крылец, садовых ворот. В городах, а иногда и селах Омска мно­гие из дымовых труб и водостоков укра­шались художественными венцами. Иногда ставят « флюгер », что указывает на старую традицию северных изб устанавливать вращающуюся птицу-флюгер.

 Что такое лепнина?

Что такое лепнина?

Химический состав лепнины Украшение лепниной имеет давнюю историю. Раньше для этой цели использовались в основном гипс с алебастром (природные вещества, возраст которых превышает сто миллионов лет). Гипс - минерал из класса сульфатов, по составу гидрат сульфата кальция (CaSO 4 ·2H 2 O).

Химический состав лепнины

Украшение лепниной имеет давнюю историю. Раньше для этой цели использовались в основном гипс с алебастром (природные вещества, возраст которых превышает сто миллионов лет).

Гипс - минерал из класса сульфатов, по составу гидрат сульфата кальция (CaSO 4 ·2H 2 O).

Исторические памятники г. Омска с лепниной

Исторические памятники

г. Омска с лепниной

Немного из истории Фасад здания управления Омской железной дороги был создан в 1916 году. На его фронтоне над колоннами разместились четыре скульптуры: «Путь», «Тяга», «Движение», «Администрация». Статуя «Путь» опирается на тоннель, а на плече держит мощную кирку. «Тяга» касается рукой локомотива. «Движение» опирается на железнодорожную стрелку, в руках у нее фонарь. «Администрация» несёт кадуцей – жезл, обвитый змеями, символизируя согласие и связь противоположностей.

Немного из истории

Фасад здания управления Омской железной дороги был создан в 1916 году. На его фронтоне над колоннами разместились четыре скульптуры: «Путь», «Тяга», «Движение», «Администрация». Статуя «Путь» опирается на тоннель, а на плече держит мощную кирку. «Тяга» касается рукой локомотива. «Движение» опирается на железнодорожную стрелку, в руках у нее фонарь. «Администрация» несёт кадуцей – жезл, обвитый змеями, символизируя согласие и связь противоположностей.



Омский драматический театр (1905 год)

Омский драматический театр (1905 год)


Исторические памятники г. Омска из мрамора

г. Омска из мрамора

Страховое общество «Саламандра» (1913-1914 гг.) Для наружной отделки использовано несколько пород камня: красный гангутский гранит, красный радомский песчаник, белый мрамор.

Страховое общество «Саламандра» (1913-1914 гг.)

Для наружной отделки использовано несколько пород камня: красный гангутский гранит, красный радомский песчаник, белый мрамор.

Красный гангутский гранит

Красный гангутский гранит

Красный радомский песчаник

Красный радомский песчаник

Белый мрамор

Химический состав мрамора

Химический состав мрамора

Как выглядит здание страхового общества «Саламандра» Какие исторические памятники г. Омска

Как выглядит здание страхового общества «Саламандра»

Какие исторические памятники г. Омска

Современные исторические памятники Скульптура «Люба»

Современные исторические памятники

Скульптура «Люба»

Скульптура «Сантехник Степаныч»

Скульптура «Сантехник Степаныч»

 Скульптура «Динамическое равновесие»

Скульптура «Динамическое равновесие»

 Памятник Дон Кихоту

Памятник Дон Кихоту

Памятник Ван Гогу

Памятник Ван Гогу

Выводы Нам удалось выяснить, что памятники на основе металлов являются достаточно востребованными в оформлении нашего города. Они являются непременным атрибутом городских улиц, парков, скверов.

Нам удалось выяснить, что памятники на основе металлов являются достаточно востребованными в оформлении нашего города. Они являются непременным атрибутом городских улиц, парков, скверов.

Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга
статья по химии (11 класс) на тему

Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Петербурга и России. При изучении природного и культурного наследия имеется большой потенциал для реализации межпредметных связей и воспитательных целей. Предмет химии располагает возможностями для реализации задачи социализации молодых петербуржцев по месту рождения и проживания, самоидентификации личности как петербуржцев и россиян.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_prirodnogo_i_kulturnogo_naslediya_sankt.docx 23.76 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Использование природного и культурного наследия Санкт-Петербурга

при изучении химии

Денисова О.Г., преподаватель химии

ГБПОУ СПО ЭМТ ж/д транспорта им. А.С.Суханова

Природное и культурное наследие- это все земли, на которых наши предки вели преобразовательную деятельность, с существовавшими или существующими на них объектами, представляющими собой единую иерархическую систему.

В этой иерархической системе Санкт-Петербург рассматривается как мировой культурный центр, как регион стран Балтии, как составляющая Северо-Западного региона страны. Такая « вертикаль» регионального пространства позволяет формировать понимание и ощущение личной сопричастности проблемам своего региона,страны.

Основной образовательной целью регионального компонента обучения является формирование личности как достойного гражданина, знатока, рационального пользователя и создателя ценностей и традиций Санкт-Петербурга и России. При изучении природного и культурного наследия имеется большой потенциал для реализации межпредметных связей и воспитательных целей.

Предмет химии располагает возможностями для реализации задачи социализации молодых петербуржцев по месту рождения и проживания, самоидентификации личности как петербуржцев и россиян.

При изучении темы «Оксиды» уделяется внимание природным камням,украшающим город.Гранит самая распространенная магматическая порода(процесс образования рассматривается в курсе географии). Гранит образует петербургские набережные, памятники зодчества, станции метрополитена.

Гранит состоит из кварца-модификации оксида кремния SiO 2 , полевого шпата в состав, которого входят оксиды кремния, алюминия Al 2 O 3 ,

калия K 2 O, Na 2 O, CaO, слюды-алюмосиликата.

В оформлении Санкт-Петербурга использовался гранит-рапакиви, добывающийся на островах Финского залива. Из этого вида гранита архитектором Монфераном создана самая большая колонна в мире-Александрийский столп, установленный в честь Победы России в войне 1812года.Кроме того, подобные граниты использовались при строительстве колонн Исаакиевского собора (колонны высотой 17м и весом по 110т), интерьер Казанского собора, постамент для Медного всадника, мемориал Марсова поля. Из гранита Каменногорского месторождения (вблизи Приозерска) сооружены обелиск «Городу герою Ленинграду» на площади Восстания, ступени и пол памятного зала на площади Победы ,набережные Свердловская, Арсенальная ,Робеспьера.

Сердобольский гранит (Сартавала) имеет серо-стальной цвет, из него выполнены огромные фигуры атлантов портика нового Эрмитажа , а также Иорданская лестница Зимнего Дворца.

При изучении кремния и его соединений используются сведения о кварцитах (метаморфических породах-связь с географией). Кварцит горная порода, состоящая из 95-98% кварца-модификации оксида кремния.

Кварциты добывали на островах Онежского озера.Этот камень очень тяжело резать и шлифовать, поэтому встречается нечастоИм украшены карнизы и плинтусы Исаакиевского собора, часть пьедестала памятника Николаю I на Исаакиевской площади, детали интерьеров Зимнего дворца и Казанского собора.

При изучении темы «Углерод и его соединения» уделяется внимание шунгитовым сланцам(от ст.Шуньга на западном берегу Онежского озера).

Шунгитовые сланцы содержат графит, имеют серый или черный цвет всех оттенков.Из плит этих сланцев украшено внутреннее убранство Исаакиевского собора.

Большое значение при изучении темы «Соли» имеют сведения о мраморе, известняке-карбонате кальция CaCO 3. Мрамор широко применялся при строительстве Петербурга. Мрамор бывает разных оттенков и узоров.

Он использовался при строительстве Мраморного и Михайловского дворцов, Исаакиевского собора и многих храмов города.

Типичная осадочная карбонатная порода-плитчатый известняк применялся с петровских времен. Добывался камень вблизи впадения р. Волхов в Ладогу у горы Путилова(Путиловский камень).В самых старых храмах нашего города-соборе святых Петра и Павла, Троицком, соборе Александро-Невской лавре-полы выстланы огромными плитами этого камня. Он используется в строительстве и в наше время. Не менее важен известняк Пудосткого месторождения по берегам р. Пудость- известковый туф(траверин). Из него сооружали украшения в Летнем саду, Петергофе, известняк был применен при строительстве Казанского собора, архитектурных форм Горного института, стрелки Васильевского острова, здания Биржи. Камень широко использовался при строительстве многих станций метро.

Таким образом ,типы горных пород, использованных при создании культурного наследия, представлены многочисленными химическими соединениями, образующими эти породы.

При изучении темы «Металлы» и «Сплавы металлов» раскрывается особая роль металлов при создании облика Санкт-Петербурга.

Золото активно использовалось для золочения металлов и сплавов.

Химическая стойкость, красивый внешний вид,устойчивость к коррозии делают золото уникальным материалом для создания золоченых шпилей и куполов. Килограммом золотой фольги можно покрыть площадь 530м 2 .

Одним из символов города служит золоченая игла собора Петра и Павла, расположенного в центре Петропавловской крепости высотой 122,5м.

Другой символ-золоченая башня с корабликом Адмиралтейства высотой 72м.

В годы блокады золоченые шпили были закрыты мешковиной и покрашены защитной краской. Золотая шапка Исаакиевского собора-самая большая в России. На позолоту ушло 100кг. чистого золота. Позолоту наносили с помощью амальгамы (соединения золота с ртутью). При нагреве ртуть испарялась, а золото оставалось.

Значительное место в облике города занимают объекты, в которых были использованы сплавы,особенно чугуна .

Чугун нековкий сплав железа с углеродом (обычно не более 2%), содержащий примеси Si, Mn,P,S.Легированный чугун содержит легированные добавки-Cr,Ni,Mo,Cu,Al.На Александровском чугунолитейном заводе, меднолитейном заводе по проектам лучших архитекторов и скульпторов в начале XIX века из чугуна создавались шедевры города.

Самое крупное сооружение в России из чугуна -Московские триумфальные ворота длиной 36м. и высотой 23м.Одна из красивейших оград города-чугунная ограда Михайловского сада с растительным орнаментом.

Уникальным творением является ограда Летнего сада,металлические звенья которой были выкованы в г.Тула. Ограда возведена в 1784 году по проекту зодчего Ю.Фельтена с участием П.Е.Егорова. Говоря о чугуне, нельзя не отметить многочисленные мосты Санкт-Петербурга.

Раскрыть грандиозность памятников города позволяют сведения о сплаве меди с оловом, алюминием, хромом, бериллием, свинцом и др. - бронзой.

Самым известным памятником из бронзы является памятник ПетруI «Медный всадник», открытый в 1782году.Архитекторы Фальконе, Колло, Гордеев создавали скульптуру. Еще одним бронзовым символом города является Аничков мост со скульптурной группой – человек, усмиряющий вздыбленного коня.

Во время Великой Отечественной войны кони скульптурной композиции были закрыты в Аничковом саду и установлены вновь только 1 мая 1945 года. Бронзовые скульптуры украшают множество площадей, дворцов, храмов города.Фасад Зимнего дворца украшают скульптуры из меди, бронзовые памятники ЕкатеринеII,НиколаюI,Александру Невскому, А.С.Пушкину, И.Крылову, М.Ломоносову, А.Грибоедову,многим другим.

Экологические проблемы убранства города рассматриваются при изучении темы «Кислоты». Отрицательное химическое воздействие на памятники и облик зданий города оказывают вещества, содержащиеся в воздухе мегаполиса.

В городской среде наибольшее влияние оказывает углекислота. Углекислота растворяет карбонаты-кальцит и доломит, камень становится пористый, разрушается. Анион(SO 4 ) 2- превращает кальцит в гипс CaSO 4 . H 2 O,а доломит в смесь гипса и эпсомита MgSO 4 . 7H 2 О .Под кристаллизационным давлением растущих веществ камень начинает трескаться,осыпается.

Зеленые подтеки образуются вблизи бронзовых частей памятников.Сплав взаимодействует с углекислотой и сернистым ангидридом ,медь переходит в атмосферную влагу и дождевую воду. Медь этих растворов взаимодействует с кальцитом мрамора и известняков, образуются зеленые пятна. На самой бронзе образуется патина (сульфаты, гидрохлориды, арсенаты, оксиды меди).

При изучении темы «Вода» важное значение имеет материал о составе подземных минеральных вод на территории Санкт-Петербурга и их использовании. История источника «Полюстрово» начинается с 1718года.

По химическому составу вода Полюстровского месторождения железистая, сульфатная ,кальцево-натриевая, кислая, слабо кислая( ph5,5).В лечебных целях используются хлористо-натриевые сестрорецкие воды.

В разделе органической химии при изучении темы «Жиры,сложные эфиры»

Уделяется внимание картинам художников, находящихся в музеях Санкт-Петербурга. Для написания многих картин использовался воск, льняное и маковое масло. При написании икон русскими мастерами для изготовления красок использовался воск.(приводятся репродукции картин и икон из музеев города).

Химическое содержание материала в сочетании с региональным компонентом позволяет обучающимся понять ценность природных объектов не только как источника материальных благ, но и как кладовой духовных сил. Культурное наследие тесно связано с природой, окружающей жителей.

Уникальность Санкт- Петербурга связана со многими поколениями жителей.

Поэтому важно формирование на уроках химии активной жизненной позиции, понимания, что быть петербуржцем - это не только почетно, но и ответственно.

Медь и бронза Петербурга

Знаменитые памятники Петербурга, созданные из меди и бронзы

Ежегодно в третье воскресенье июля свой профессиональный праздник отмечают представители, пожалуй, одной из самых тяжелых, важных и мужественных профессий - металлурги. Дата эта по меркам российской истории совсем молодая: День металлурга официально учредили в СССР в 1957 году - 62 года назад.

Для Санкт-Петербурга металлургия - одна из важнейших сфер деятельности. И звание культурной столицы этому ничуть не мешает: могут и умеют петербуржцы и стихи с картинами писать, и тяжелым трудом в заводских цехах заниматься. Именно здесь, в городе на Неве, на заводе, который известен сегодня как «Красный выборжец», впервые стали получать чистую, без посторонних примесей медь. Именно здесь - на Обуховском заводе, в советское время называвшемся «Большевик», - начали производить первые в России тракторы и танки. Именно здесь, наконец, в наши дни, на Ижорском трубном заводе делают трубы для газо- и нефтепроводов, в том числе крупнейших, таких как нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Поэтому День металлурга Петербург празднует широко и с полным на то правом!

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина памятник называют Медным всадником, хотя отлит он из бронзы. Мастерскую обустроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Первая попытка оказалась неудачной: труба с раскаленной бронзой лопнула и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года, а всего отливка статуи заняла восемь лет.

Знаменитый Медный всадник

РЕШЕТКА ТРОИЦКОГО МОСТА

Ограждение моста проектировали французские архитекторы Патуйар и Шаброль. Получилась изящная решетка с аккуратными изгибами и прямыми линиями в середине - отличный пример архитектуры стиля модерн. Все литье было выполнено в цехах на Лиговском проспекте, о чем до сих пор сообщает клеймо Франца Карловича на перилах центрального пролета.

Ажурная решетка Троицкого моста

РЕШЕТКА ЛЕТНЕГО САДА

Сооружать знаменитую решетку из кованого железа начали еще в 1772 году, а закончили только в 1783 году. Ограду не удалось бы поставить без активного участия тульских мастеров (они ковали решетку) и уральских ремесленников (гранитные столбы и чаши наверху - их работа). Последние даже работали в три смены, только бы успеть все сделать и к зиме вернуться домой.

Узорчатая решетка Летнего сада

ПАМЯТНИК ЕКАТЕРИНЕ II

Бронзовый монумент установлен на площади Островского и является второй по своей известности царской статуей. На изготовление монумента ушло десять лет, пьедестал делали из гранита, который специально привозили в столицу с Карельского перешейка. А сам памятник Екатерине Великой, фигуры ее сподвижников и многочисленные декоративные элементы выполнены из бронзы. Было потрачено порядка 50 тонн этого металла.

ЛЬВЫ ДВОРЦОВОЙ ПРИСТАНИ

Пожалуй, одними из наиболее популярных львиных старожилов Петербурга являются львы Дворцовой пристани. Искусно вычеканенные из меди царственно-величавые и грозные звери - так выглядят скульптуры львов во всей красе. Сначала статуи львов планировалось купить за границей, но стоило это очень дорого. А вот изготовление скульптур методом литья и чеканки из листовой меди по уже имеющимся на заводе моделям позволило значительно ускорить и удешевить как производство, так и установку декоративных стражей.

Львы дворцовой пристани

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Факты, которые вы могли не знать

- Платина в переводе с испанского буквально означает серебришко. Такое пренебрежительное название платине дали конкистадоры. Дело в том, что, будучи исключительно тугоплавкой, платина не поддавалась переплавке и ценилась вдвое ниже, чем серебро. Зато сейчас на мировых биржах платина дороже серебра примерно в сто раз.

- Ртуть нельзя провозить в самолетах, а знаете почему? Она легко разрушает поверхностную пленку оксида алюминия, без которой алюминий быстро окисляется на воздухе. Если ртуть разольется в самолете, она может проделать дырку в фюзеляже.

- Только 7 процентов добываемого в мире титана используется в машиностроении. 13 процентов идет на производство бумаги, 20 - на производство пластика, а 60 - на производство краски.

- В морской воде растворена вся таблица Менделеева, вплоть до золота и урана. Но в промышленных масштабах мы можем добывать только четыре полезных вещества: поваренную соль, пресную воду, бром и магний.

- Самые дорогие столовые приборы Наполеона III были изготовлены из алюминия - нового и необычного в то время металла. Они подавались на торжественных обедах только императору и самым почетным гостям. Другие гости пользовались приборами из обычных золота и серебра.

- За всю историю человечества было добыто 165 000 тонн золота, причем половина этого количества - в ЮАР. Если отлить его в единый слиток, получится куб со стороной всего 20 метров.

Возрастная категория сайта 18 +

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Читайте также: