Монтаж металлических конструкций кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под монтажом металлических конструкций подразумевают тяжелый производственный процесс, который включает в себя работы по сборке и установке оборудования, конкретных конструкций или целостного сооружения (оно может быть изготовлено как целиком, так и по частям).

Монтаж
Металлическими могут быть покрытие одноэтажного промышленного здания, каркасы зданий промышленного назначения тяжелого типа, каркасы гражданских высоток, газгольдеры, трубы, технологические конструкции различного типа, а также высокие опоры. Если ассортимент металлических покрытий, таких как мембраны, напряженные стальные фермы, железобетонные покрытия будет дополняться новыми элементами, то прогресс очевиден – мир ждет расширение области применения металлических конструкций.

Правильная организация монтажных работ гарантирует высокое их качество, в процессе занятия используются специальные мобильные грузоподъемные механизмы, кроме того, монтируемые элементы укрупняются в крупные блоки. Чтобы здание на основе металлического каркаса (может быть ангаром из металлоконструкций или модульным зданием) соответствовало самым высоким стандартам качества и безопасности, следует заказывать изготовление металлических конструкций у профессиональных мастеров, что имеют соответствующую квалификацию и большой стаж работы (в таких вопросах ни в коем случае нельзя быть наивным, чтобы не попасть «на крючок» строителей-разгильдяев).

Что включают в себя подготовительные работы по монтажу металлоконструкций?


С целью организации безопасных монтажных работ без риска быть травмированным к месту монтажа проводят электроснабжение, необходимое для бесперебойной работы сварочных аппаратов и монтажного крана, кроме того, осуществляют установку путей под краны, недалеко от монтажной площадки возводят помещения бытового назначения, передвижные инструментальные склады.

Строительство
Во время монтажа технологических металлических конструкций выполняют операции на большой высоте от земли, рабочего настила или любого другого перекрытия. Если работник ведет монтажные работы с конструкций на высоте более 5 метров от земли, то такие работы именуются верхолазными, на высоте организуют подмости (перила должны быть высотой 1000 мм), люльки, возможно устройство временных площадок.

Подмости, соответствующие всем необходимым конструктивным требованиям, закрепляют в то место, где стропильные и подстропильные фермы, подкрановые балки и прочие детали примыкают к колоннам, крепление подмостей (могут быть с деревянным либо металлическим настилом) осуществляют непосредственно перед установкой колонны, снимают их с применением монтажного крана.

Эффективность монтажа конкретных конструкций (галереи, эстакады, резервуаров) с экономической точки зрения во многом зависит от правильности выбора монтажных механизмов – шевр, порталов, монтажных мачт, разнообразных подъемников и кранов (при их выборе учитывают объем и вес конструкций, которые предполагается монтировать).

Следующий шаг – строповка, которая представлена мероприятием по подъему металлических конструкций и установке их в проектное положение, далее производится крепление поднимаемых деталей к крючку грузоподъемного механизма, все работы производит специально выбранный человек – стропальщик.

Наземную часть металлической конструкции возводят только после приемки фундамента, точность установки конкретных конструкций наземной части обусловлена степенью правильности устройства фундамента, далее рабочие осуществляют подливку.

В некоторых случаях на фундаменте вне поверхности опоры металлической колонны красуются направляющие из швеллеров (на них и заливают бетон, сглаживая его при помощи рейки), при этом верхнюю поверхность выверяют нивелиром, во время устройства фундамента также в жесткие кондукторы заделывают анкерные болты.

Самая опасная операция – это подъем металлоконструкций при помощи грузоподъемного крана, бригадир должен управлять процессом – подавать команды.

Обратите внимание! Во избежание травм и непредвиденных ситуаций рабочие монтажники ни в коем случае не должны мельтешить под поднимаемым грузом.

Методы, состав и оценка монтажа строительных конструкций

1. Состав процесса монтажа строительных конструкций

Монтаж строительных конструкций является комплексным трудовым процессом.

Комплексный процесс монтажа строительных конструкций состоит из следующих простых процессов: транспортного, подготовительного и собственно монтажного.

Транспортными процессами являются доставка, разгрузка, складирование, приемка и складирование конструкций, а также доставка конструкций в зону монтажа со складов или площадок укрупнительной сборки. При складировании конструкций проверяют их качество, размеры, маркировку и комплектность.

Подготовительные процессы состоят из проверки состояния конструкций, контрольной и укрупнительной сборки, усиления конструкций, оснастки конструкций приспособлениями для временного их закрепления и безопасности работ, нанесения установочных рисок на монтируемые элементы, навески подмостей и лестниц.

Монтажные процессы включают строповку (захват) монтажных элементов, подъем (перемещение), наводку и установку их на опоры, выверку с временным креплением, расстроповку, окончательное закрепление конструкций в проектном положении и снятие временных креплений.

В зависимости от вида монтируемых конструкций, применяемой монтажной оснастки, типа применяемых стыков и условий обеспечения устойчивости конструкции выверку их можно осуществлять в процессе установки, когда конструкция удерживается краном, или после установки при временном их закреплении.

Организационно монтаж строительных конструкций может быть осуществлен по двум схемам – монтаж «со склада» и монтаж «с колес», т. е. с транспортных средств.

При организации монтажа со склада все вышеуказанные технологические процессы и операции выполняются непосредственно на строительной площадке.

При организации монтажа «с колес» на строительной площадке выполняют только собственно монтажные процессы. В этом случае полностью подготовленные к монтажу конструкции поставляют на строительную площадку с заводов-изготовителей и непосредственно с транспорта с помощью строительных кранов подают к месту установки в проектное положение. При этом должна быть соблюдена комплектная и ритмичная доставка только тех конструкций, которые намечены к монтажу в данный день, час, минуту. Монтаж «с колес» позволяет исключить промежуточные перегрузки сборных элементов, отпадает необходимость в приобъектных складах, создаются благоприятные условия для производства работ в стесненных условиях, организация труда приближается к заводской технологии сборочного процесса, обеспечивающей устойчивость потока в строительстве.

2. Оценка монтажной технологичности сборных конструкций

Технологичность строительных конструкций определяется целым рядом факторов, основными из которых являются их проектирование, производство и эксплуатация. Между этими факторами всегда существует взаимосвязь. Улучшение одних показателей технологичности может вызвать ухудшение других. Поэтому технологичность строительных конструкций следует оценивать с учетом их изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации.

Интегральным показателем монтажной технологичности является коэффициент технологичности, отражающий увеличение или уменьшение стоимости (а иногда и трудоемкости) возведения продукции монтажного процесса.

Технологичность, как правило, оценивают сопоставлением показателей планируемой к применению конструкции с эталонным образцом. В качестве последнего принимается типовая либо новая конструкция. Коэффициент технологичности вычисляется по следующему выражению:

где Дс – увеличение или уменьшение расчетной стоимости возведения здания по сравнению с эталонным образцом;

Сэ – стоимость возведения эталонного варианта.

При значениях кт > 1 рассматриваемый вариант считается более технологичным.

Частными показателями монтажной технологичности служат ряд коэффициентов, оценивающих количественную связь между трудоемкостью операций, процессов, затрат труда, материалов и средств труда.

К ним относятся:

  • коэффициент равновесности конструкций, который выражает отношение средней массы монтируемых элементов к максимальной. Чем выше этот показатель, тем выше уровень использования грузоподъемности крана;
  • коэффициент расчлененности сооружения на монтажные единицы, характеризующий крупность монтажных элементов:

где пу, п – количество укрупненных монтажных элементов и общее количество отправочных марок в сооружении соответственно;

  • степень укрупнения конструкций, характеризующая отношение общей массы сборных элементов mсб к их количеству N:
  • коэффициент блочности конструкций, определяемый отношением массы конструкций mб, собранных в укрупненные блоки, к общей массе монтируемых конструкций mк:
  • степень заводской готовности конструкции, определяемая отношением трудоемкости изготовления ее Тз на заводе к общей трудоемкости изготовления Ти, транспортирования Тт и монтажа Тм:
  • коэффициент технологичности установки конструкций — отношение продолжительности временного закрепления конструкций Твз к общей продолжительности устройства стыка Тус:
  • коэффициент технологичности выполнения стыков, определяемый отношением трудоемкости устройства стыка Тс к общей трудоемкости монтажа конструкции Т:

3. Методы монтажа строительных конструкций

Применяемые методы монтажа конструкций зависят: от степени укрупнения монтажных элементов, последовательности установки конструктивных элементов в пролетах и по вертикали, способа и точности наводки конструкций на опоры, средств, временного крепления и выверки, конструктивных особенностей зданий и работы конструкций в процессе монтажа.

В зависимости от степени укрупнения различают:

  • монтаж элементами конструкций основан на сборке конструкций в проектное положение из отдельных элементов. Этот метод характеризуется значительной трудоемкостью и неполной загруженностью из-за большой разницы в массах различных элементов кранового оборудования;
  • монтаж конструктивными элементами или узлами – базируется на подъеме и установке в проектное положение отдельных крупных конструктивных элементов (панели, колонны, плиты, фермы, балки и т. д.), требует минимума затрат на подготовительные работы, широко применяется при возведении промышленных и гражданских зданий, особенно эффективен при монтаже «с колес»;
  • блочный монтаж характеризуется тем, что возведение зданий и сооружений осуществляется из геометрически неизменяемых плоских или пространственных блоков, предварительно собранных из отдельных элементов на земле. Массу блоков доводят до максимально возможной грузоподъемности монтажных механизмов. В процессе укрупнения конструкций в блоки на земле выполняют целый ряд работ, технологически следующих за монтажом конструкций, это антикоррозийная защита и окраска конструкций, устройство кровли, остекление фонарей, электротехнические работы и др.

За счет выполнения целого ряда технологических процессов на земле уменьшается объем вспомогательных работ (устройство подмостей, лесов и др.), повышаются производительность труда и качество выполнения работ, что приводит к сокращению продолжительности и стоимости строительства в целом.

В зависимости от конструктивных особенностей зданий и сооружений и условий работы конструкций различают следующие методы монтажа:

  • на сплошных подмостях, поддерживающих конструкцию в процессе монтажа и воспринимающих нагрузку от ее массы, осуществляют монтаж большепролетных арок, сводов, оболочек;
  • с использованием временных стационарных или передвижных опор производится монтаж из отправочных марок (отдельных пролетных элементов конструкции) конструкций больших пролетов и большой массы – трехшарнирных арок, металлических распорных конструкций;
  • полунавесная сборка, которая базируется на том, что в процессе монтажа конструкция удерживается временными растяжками или частью устанавливается на поддерживающие опоры, например, монтаж куполов, пологих арок, многопролетные конструкции балочного типа;
  • навесная сборка осуществляется без дополнительных опор, образуя временную консольную систему. Применение такого способа возможно только для таких сооружений, конструктивные особенности которых обеспечивают необходимые в процессе монтажа прочность и устойчивость собираемых консолей большого вылета.

В зависимости от последовательности установки отдельных монтажных элементов различают следующие методы монтажа:

  • раздельный (дифференцированный) метод монтажа, который предусматривает последовательную установку временного и окончательного закрепления всех однотипных конструктивных элементов в пределах захватки и только после этого монтаж конструкций другого типа. Например, сначала монтируют колонны на всей захватке, подкрановые балки, затем балки (фермы), после этого – элементы покрытия. Раздельный метод обеспечивает высокую производительность труда (монтаж ведется без смены технологической оснастки) и хорошее качество монтажа однотипных конструкций, но в то же время имеет ряд недостатков: большое количество монтажных стоянок крана, при использовании одного крана на монтаже всех конструкций каркаса здания будет иметь место неэффективное его использование по грузоподъемности;
  • комплексный метод монтажа предусматривает установку и окончательное закрепление всех конструктивных элементов одной ячейки здания, образующих жесткую устойчивую систему – «ядро жесткости». То есть, вначале устанавливают четыре колонны, затем две подкрановые балки, после этого – две фермы (балки) и, в последнюю очередь плиты покрытия (перекрытия). При комплексном методе монтажа быстрее открывается фронт работ для последующих строительных процессов, а также для монтажа технологического оборудования, благодаря чему сокращаются общие сроки строительства. Эффективное применение этого метода монтажа возможно при обеспечении требуемой прочности стыка колонн с фундаментами в кратчайшие сроки;
  • комбинированный (смешанный) метод монтажа представляет собой сочетание раздельного и комплексного методов. Отдельным монтажным потоком устанавливают все колонны на захватке, а затем с учетом обеспечения безопасных условий труда, осуществляется монтаж всех остальных конструкций комплексным методом. Этот метод монтажа является наиболее эффективным, так как позволяет при минимальном количестве монтажных стоянок крана обеспечить ритмичную работу полного монтажного потока.

В зависимости от сборки конструкций по вертикали различают методы монтажа:

  • наращивание – последовательный монтаж элементов конструкции снизу вверх. Это традиционный метод возведения многоэтажных зданий;
  • подращивание – заключается в том, что на земле сначала собирают самый верхний ярус сооружения и приподнимают его на отметку, несколько превышающую высоту нижележащего яруса; нижележащий ярус собирают уже под поднятым ярусом или подают, предварительно собранный и стыкуют его с верхним. Далее секция из двух ярусов приподымается на отметку, соответствующую высоте третьего яруса; последующий (третий) ярус также собирается на земле и аналогично монтируется к первым двум. Так продолжается до возведения сооружения на всю высоту.

В зависимости от способа установки конструкций в проектное положение (на опоры) наиболее часто используют следующие методы монтажа:

  • подъем поворотом используется при монтаже сооружений, имеющих большую высоту: опоры линий электропередачи, радио и телевизионные мачты, дымовые трубы, и др. Суть метода: сооружение собирают в горизонтальном (или близком к нему) положении у места установки, опорную часть его закрепляют с использованием поворотного шарнира к фундаменту и поворотом устанавливают в проектное положение;
  • надвижка – способ монтажа конструкций, предварительно собранных вблизи места их установки и перемещенных на место установки по направляющим рельсам. Надвижка осуществляется преимущественно с помощью лебедок или горизонтальных домкраты. Методом надвижки монтируют конструкции покрытий зданий, пролетные строения мостов, доменные печи. Этот метод позволяет выполнить работы в кратчайшие сроки, совмещая подготовку к надвижке с другими работами.

Реже для установки конструкций в проектное положение используют:

  • накатку по направляющим роликам, применяется для монтажа покрытий зданий и горизонтальных цилиндрических конструкций;
  • стягивание противоположных опор конструкций, выполняется с помощью полиспастов или гидравлических домкратов, монтируют блоки деревянных полуарок;
  • метод скольжения для установки блоков полуарок и полностью собранные в блоки инженерные сооружения: вертикальные аппараты нефтеперерабатывающих и химических заводов.

В зависимости от способа наводки монтируемого элемента на опоры различают следующие способы:

  • свободный монтаж, основанный на наводке конструкции на опоры направляющими движениями в процессе ее свободного перемещения. Недостатком данного способа является повышенная сложность и высокая трудоемкость работ, возникающих за счет необходимости выполнения выверочных, крепежных и других операций на высоте;
  • ограниченно-свободный монтаж выполняется с применением различных монтажных приспособлений (индивидуальные и групповые кондуктора, упоры, фиксаторы), облегчающие наводку конструкции в одном или нескольких направлениях. Благодаря этому обеспечивается снижение трудозатрат на временное крепление и выверку, достигается повышение производительности кранового оборудования за счет снижения монтажного цикла;
  • принудительный способ монтажа конструкций достигается полным ограничением их проектного положения применением фиксирующих и соединительных устройств, в стыках элементов.

В зависимости от точности установки конструкций на опоры применяют:

  • монтаж с выверкой конструкций перед постановкой постоянных монтажных креплений в узлах. Такой метод применяют при монтаже сборных железобетонных конструкций: колонн, балок, ферм, стеновых панелей бескаркасных зданий и др.;
  • безвыверочный метод монтажа – состоит в установке элементов без последующей их рихтовки, что возможно при повышенной точности изготовления отправочных элементов конструкций, применения фиксирующих и соединительных устройств, в стыках элементов, подготовке опорных поверхностей фундаментов или применение специальной технологической оснастки, обеспечивающей наиболее высокие темпы и качество монтажа. Таким методом монтируют стальные конструкции: колонны, балки, фермы и др.

Методы монтажа конструкций являются определяющими при разработке технологии производства монтажных работ.

Выбор методов монтажа производится путем технико-экономического анализа с учетом определяющих факторов: конструктивных особенностей здания, массы элементов, рельефа площадки и требуемых площадей, наличия монтажного оборудования, директивных сроков строительства.

Монтаж металлических конструкций. Технологические особенности

Металлические конструкции применяют при строительстве большепролетных одноэтажных зданий, сооружении каркасов промышленных зданий тяжелого типа, каркасов гражданских зданий повышенной этажности, резервуаров, газгольдеров, различного типа технологических конструкций и т. д. в тех случаях, когда применение металла является либо единственным технически возможным решением, либо более экономичным по сравнению со сборным железобетоном. Все металлические конструкции, конструкции высотных инженерных сооружений, а также резервуары изготовляют на специализированных заводах по типовым проектам.

Так как металлические конструкции имеют повышенную деформативность, принимают меры, исключающие повреждения. Это особенно важно при перевозке, складировании и монтаже. Перевозка и хранение металлических конструкций осуществляется в проектном положении (за исключением секций вертикальных конструкций и колонн), верхние и нижние пояса ферм при необходимости усиливают, прикрепляя к ним деревянные щиты. При строповке стальными канатами «в обхват» устанавливают прокладки, предохраняющие стропы от перетирания, а конструкции от повреждения. Приемка конструкций на строительной площадке осуществляется визуально на отсутствие внешних повреждений, порчи огрунтовки, а также проверяют основные размеры: длину, ширину, высоту на опорах и в пролете, расположение монтажных отверстий. Колонны, подкрановые балки, фермы покрытия проверяют поштучно, остальные изделия — выборочно. Конструкции складируют непосредственно у места установки. Стальные плоские подкладки и прокладки, используемые для складирования, должны иметь кромки с закругленными углами, без заусениц и завалов. Металлические конструкции огрунтовываются и окрашиваются на заводе-изготовителе в соответствии с проектом. Перед монтажом производят укрупнительную сборку до проектных размеров. Металлические фермы укрупняют на строительной площадке в непосредственной близости от места разгрузкиМонтаж металлических конструкций можно вести двумя технологическими методами:

· сборка на проектных отметках из законченных конструктивных элементов или укрупненных монтажных блоков (применяется, например, при сборке металлических каркасов зданий);

· установка предварительно собранного на земле сооружения в проектное положение (способ применяется при монтаже линий электропередач, башен, радиоантенн и т. д.).Приемка фундаментов под монтаж осуществляется комплексно и включает в себя:

· проверку отклонения фундаментов, опорных плит, специальных опорных устройств и положения анкерных болтов;

· проверку состояния резьбы анкерных болтов — резьба должна быть защищена от повреждения во время монтажа и предохранена от коррозии.

Анкерные болты должны быть установлены и забетонированы одновременно с фундаментами. Башмаки стальных колонн могут опираться на фундаменты следующими способами:

1непосредственно на поверхность фундамента, возведенного до проектной отметки подошвы колонны, без последующей подливки раствором;2на заранее установленные, выверенные и подлитые раствором опорные плиты с верхней строганой поверхностью;3на заранее установленные и выверенные опорные детали в виде балок с последующей подливкой цементного раствора под башмаки колонн.

55. Назначение и виды стройгенпланов, Общие принципы и порядок разработки стройгенпланов.

Различают строительные генеральные планы двух видов: общеплощадочные и объектный.

Общеплощадочныйстройгенплан разрабатывается на всю территорию строительства комплекса объектов (промышленного предприятия, жилого массива и т.п.) и включает, наряду с существующими и проектируемыми объектами, временные здания и сооружения, основные коммуникации, склады, дороги, строительные машины и механизированные установки, обслуживающие нужды строительства комплекса объектов в целом.

Он разрабатывается проектной организацией в составе раздела проекта «Организация строительства» на первой стадии проектирования (проект, рабочий проект) обычно в масштабе 1:1000 или 1:2000.

Объектныйстройгенплан составляется только на площадку, непосредственно прилегающую к конкретному зданию или сооружению, и определяет расположение временных зданий, инженерных сетей, строительных машин и устройств, необходимых для возведения отдельного объекта строительства. Объектныйстройгенплан разрабатывается строительной организацией в составе проекта производства работ (ППР), как правило, в масштабе 1:100 или 1:500.

В зависимости от стадии проектирования и строительства практикуется также разработка стройгенпланов на отдельные периоды возведения объекта: подготовительный, выполнения работ нулевого цикла, возведения надземной части здания и др.

Со стадийностью проектирования и строительства связано также назначение строительного генерального плана.

В составе ТЭО или проекта разрабатывается схема стройгенплана, используемая на начальном этапе строительства для получения разрешения на производство подготовительных работ, устройство котлованов и фундаментов в инспекции Госархстройнадзора.

Стройгенплан, разработанный на основе рабочей документации, необходим для получения разрешения (ордера) на производство земляных и строительных работ в административно-технической инспекции и предварительного согласования ППР отделом подземных сооружений горгеотреста.

Стройгенплан на период возведения надземной части здания является одним из документов, предъявляемых строительной организацией в органы Госгортехнадзора для приемки в эксплуатация грузоподъемных кранов.

56. Назначение и предмет государственной технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Единый государственный реестр. Государственный учет историко-архитектурных памятников

Система технической инвентаризации сформирована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности».Она устанавливает единый подход к проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности и составлению технической документации на эти объекты для различных целей, в том числе и для государственной регистрации прав.

Техническому учету подлежат здания, сооружения жилищно-гражданского и производственного назначения. Учет объектов осуществляется путем проведения их технической инвентаризации, в том числе определения их инвентаризационной стоимости, внесения записи на определенную дату в Единый государственный реестр объектов с присвоением инвентарного номера. Инвентаризация объектов осуществляется на основании проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект составляется технический паспорт, в котором фиксируются наличие объекта в натуре, его фактическое местоположение, владелец, границы,состав, назначение, технические характеристики, стоимость, состояние, инвентарный, реестровый, кадастровый номера, а также отметка о внесении сведений о данном объекте в Единый реестр.

Единый реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведения об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристик на определенную дату. Единый реестр ведется на основе технической инвентаризации объектов на территориях муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Объектом учета Единого реестра является объект градостроительной деятельности, подлежащий государственному техническому учету и технической инвентаризации независимо от формы собственности и назначения.

Регулирование отношений в области государственной охраны и использования недвижимых объектов историко-культурного наследия регламентируется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.

Недвижимые памятники истории и культуры подлежат государственному учету, охране и использованию как единое целое с их территориями, а также исторически и композиционно связанными с ними недвижимыми объектами.

Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры и их территорий включает в себя полное обследование исторической застройки, фиксацию объектов; организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объектов исторической застройки и иных недвижимых объектов: принятие выявленных недвижимых объектов историко-культурного наследия под государственную охрану в качестве недвижимых памятников истории и культуры: научное изучение недвижимых памятников: составление паспортов и другое информационное обеспечение: ведение реестра недвижимых памятников истории и культуры и их территорий, ею публикацию; формирование и ведение кадастров недвижимых объектов историко-культурного наследия и их территорий.

Установка металлоконструкций


Монтаж металлоконструкций включает в себя сборку и установку отдельных несущих элементов зданий в общий каркас. Если правильно организовать процесс проведения монтажных работ, то постройка будет качественной и займет минимум времени.

Прочность зданий можно увеличить за счет использования различных типов металлоконструкций. Технология быстровозводимых зданий основывается на использовании в строительстве легких по простоте и сборке металлоконструкций.

Какие бывают металлоконструкции?

Стационарные металлоконструкции идут в жесткой сборке и устанавливаются в каркас как цельное изделие. Не подлежат разборке и демонтажу. Сборно-разборные конструкции наиболее оптимальное решение по использованию в строительстве. Так как подобные разборные детали легко демонтируются, подвергаются замене или ремонтным работам, могут транспортироваться на другой строительный участок для новой сборки.

Наиболее популярные среди всех – сварные металлоконструкции. Металлоконструкции применяются в разных сферах. Их используют для строительства навесных переходов и мостов, для проведения вспомогательных работ, в виде ограждений строительных и других площадок, для установки высотных средств связи. Идеальное конструкторское решение – использовать несколько разных типов металлоконструкций при возведении производственных зданий и сооружений.

Основные этапы монтажных работ

Первоначально изучается участок под строительство, рассматривается плотность грунта и глубина прохождения подземных вод. Разрабатывается топографическая карта с расчетными нагрузками. Далее проводятся подготовительные работы под заливку фундамента.

Второй этап - разработка проекта и создание эскизов и рабочих чертежей на основе расчетных данных. После того, как металлоконструкции заказаны в нужном количестве, их транспортируют до места установки - на строительную площадку. Проводят укрупненную сборку на специальной площадке.

Третий этап – монтаж металлоконструкций и проведение высотных работ. После установки каждой металлической детали – выверяют расположение пазов, отверстий и размеров на соответствие их в рабочем чертеже. Проверка устойчивости и жесткости конструкции. Сначала монтируют колонны и заливают места крепления бетоном. Устанавливают балки и фермы.

Четвертый и заключительный этап – внешняя отделка фасада. Осуществляют обшивку кровли и внешних стен. При необходимости, закладывают утеплительные материалы.

Все работы сопряжены с опасностью. Поэтому используют для ведения работ люльки и подмостки. Это значительно снижает опасность работ, особенно при осуществлении сварки или крепления болтовыми соединениями деталей.

Особенности монтажа металлоконструкций

Колонны крепят к основанию фундамента, используя для крепежа анкерные болты. Места крепления затем заливают бетонной смесью для увеличения прочности конструкции. В некоторых каркасах используют стальные подкладки, которые обязательно приваривают. Так конструкция будет выдерживать большие нагрузки. После установки колонны, проверяют ее вертикальное положение с помощью уровня и осуществляют сварку опорной части с элементами основания.

Подкрановые балки невозможно установить без удержания с помощью как минимум двух оттяжек. Оттяжки помогают удержать балку в одном положении без движения для ее временного закрепления. Закрепление производится с помощью анкерных болтов.

Данные металлоконструкции поворачивают на нужную сторону с помощью оттяжек и спускают на колонны. Крепление здесь - болтовое, но без плотной затяжки, так как необходимо выверить все размеры и соотношения отверстий с рабочим чертежом. После выверки, анкера крепятся окончательно. Остальные фермы крепятся по аналогии. Чтобы скрепить фермы между собой – используют распорки, прогоны и связи.

Для установки настила используют листы из нержавеющей стали. Листы предварительно должны быть обработаны химическими антикоррозийными средствами. Чтобы облегчить их подъем наверх и последующую установку, - листы складывают в «карты», и крепят друг к другу заклепками. Чаще всего это происходит на площадке для предварительной сборки металлоконструкций. Такие «карты» из листов укладываются сверху на прогоны. Крепление осуществляют с помощью специфического инструмента - гайковерта.

Этапы и последовательность возведения зданий и сооружений из металла


Монтаж металлоконструкций заключается в сборке отдельных компонентов здания в каркас непосредственно на месте. Часто на способность завершать эти процессы безопасно, быстро и с минимальными экономическими затратами существенно влияют решения, принятые ещё на стадии проектирования.

Общие вопросы проектирования здания/сооружения.

Основной целью любого строительного проекта считается возможность его качественной сборки. При этом анализируются:

• Степень готовности к установке – полностью собранные на предприятии-изготовителе, либо частично дорабатываемые на стройплощадке;

• Условия последующей эксплуатации (характер внешних нагрузок, температурно-влажностный диапазон, влияние агрессивных факторов, в частности, коррозии).

Ряд вопросов, не относящихся к теме металлоконструкций, оказывают большое влияние на качество готового объекта. Например, подрядчик должен обеспечить адекватный доступ для транспортировки, разгрузки и монтажа металлоконструкций как на площадке, так и на окружающих или прилегающих подъездных путях. Важно также обеспечить хорошо подготовленный и ровный грунт, способный выдержать необходимые нагрузки. При необходимости почву укрепляют.

Выбор материала и его профиля

Сооружения из алюминия предусматриваются в основном для объектов, которые в процессе эксплуатации не несут существенных нагрузок. Это – мачты, приёмо-передающие антенны, декоративные формы. Для изготовления прочих видов зданий и сооружений используют сталь следующих групп:

1. Обычная углеродистая сталь ГОСТ 380-84, обладающая неограниченной свариваемостью и удовлетворительной прочностью. Для ответственных объектов не применяется, поскольку производителем гарантируются только физико-механические свойства, но не состав стали.

2. Конструкционная качественная сталь с относительно небольшим процентным содержанием углерода. Её состав и свойства регламентируют ГОСТ 1050-81 или ГОСТ 27772-88. В сталях данных марок ограничивается процентное содержание вредных металлургических примесей – серы и фосфора, а также наличие связанного азота и водорода. Такие стали используются в большинстве металлоконструкций.

3. Конструкционная легированная сталь, которая производится согласно нормам ГОСТ 27772-88 и ГОСТ 4543-84. Обязательными компонентами состава таких сталей являются марганец, кремний и хром, которые обеспечивают материалу необходимую прочность, жёсткость и способность противостоять коррозии.

4. Нержавеющие стали по ГОСТ 5632-82. Ввиду повышенной стоимости эти стали используют редко, в основном при сооружении объектов химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Сортамент металлопроката, рассматриваемый на стадии проектирования включает: для ограждающих конструкций – гофрированный или гладкий листовой прокат (реже- полосу), для несущих конструкций – уголок, швеллер, трубу. В качестве арматурного профиля используют прутки. В качестве готовых элементов несущих конструкций применяют фермы и балки.

Если требования к исключению концентраторов напряжений существенны, то предпочтение отдают гнутым или прессованным профилям, в противном случае – катаным.

Особенности проведения такелажных работ.

Ключевым параметром при планировании монтажа является количество сборных единиц, одновременно используемых на строительной площадке. Практически за смену число таких единиц колеблется в пределах 40…60 шт. При средней массе деталей в среднем около 500 кг это обеспечивает скорость возведения около 100 тонн в неделю в расчёте на один кран, что дает более 1200 м2 поверхности в неделю. Для металлоконструкций средних размеров эти показатели приближаются к максимальным, но производительность монтажа определяется количеством предметов, а не их массой.

Скорость сборки здания/сооружения зависит от технологических возможностей крана (скорости выполнения всех операций, мощности привода, количества крюков и т.п.), а также его доступности для предприятия-подрядчика. В свою очередь, типоразмер крана выбирают в зависимости от условий самой стройплощадки, и – в меньшей степени – от высоты готового объекта. Данные факторы просчитываются весьма тщательно, поскольку внезапная необходимость применения одновременно двух кранов резко увеличивает длительность монтажа, накладывает дополнительные требования на безопасность производимых работ.

На скорость монтажа влияет также потребность в использовании специальных методов строповки и сложность такелажных приспособлений, используемых для крепления металлоконструкций.

Технология монтажа.

2. Выбирают способ подъёма металлоконструкции на нужную высоту (преимущественно кранами, но иногда возможно и применение домкратов).

3. Выравнивают некоторые строительные элементы, для чего часто регулируют зазоры в соединениях между балками и колоннами.

5. При помощи динамометрических ключей и переносных приборов неразрушающего контроля проверяют качество монтажа – степень затяжки, крутящий момент, величину действующих напряжений, плотность и целостность шва и т.д.

При возведении каркаса здания из металлоконструкций используют рельсовые и безрельсовые краны. К первым относятся башенные краны, ко второй – автомобильные или гусеничные. Значительно реже применяются подъёмники, но они могут оказаться полезными в качестве дополнительной монтажной техники, облегчающей проведение установочных работ на высоте до 20…25 м.

Читайте также: