Музыкальный инструмент из металлических трубок

Обновлено: 08.05.2024


Орган

Орган (лат. organum) — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом.

Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

История органа

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.

Устройство органа

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов — ноты звучат как пишутся, в 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4); называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4—5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром.

Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).

Все регистры распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plеin jeu.

Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган — портатив.

Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду;
  • Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены НАД трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv — уровнем ниже клавиш Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
  • Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
  • Существующие разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.

Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:

Копула — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.

4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.

Жалюзи — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю.

Орган нередко соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.

Также существуют электрические (электронные) органы, например, Hammond.

Композиторы, сочинявшие органную музыку

Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл
Макс Регер
Винцент Любек
Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман
Доминико Циполи
Сезар Франк

Видео: Орган на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Перкуссия - искусство ритма

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «перкуссия»? Если вы врач или студент-медик, то, несомненно, в голову сразу приходит перкуссионный метод исследования сердца и других внутренних органов. Он основан на том, что звук, возникающий при выстукивании здоровых и пораженных тканей, различен. Если же вы настолько далеки от медицины, насколько близки к музыке, то первые слова, пришедшие на ум – удар, звук, ритм. Звук, извлекаемый инструментом, зависит от силы и места удара, материала инструмента и от того, чем наносится удар (ладонь, пальцы, палочки и т. д.). Так что перкуссия в музыке не так уж отличается от перкуссии в медицине.

Итак, перкуссия – это особая категория ударных инструментов, издающая звуки, которые создают и подчеркивают ритм в электронной, этнической и в любой другой музыке. К перкуссии также относятся ударные инструменты, которые не входят в состав современной ударной установки.

перкуссия

Классификация

Существуют несколько классификаций перкуссионных инструментов.

Например, по высоте звучания можно выделить инструменты:

  • с определенной высотой звучания (большой и малый барабаны, литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики);
  • с неопределенной высотой звучания (треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие).

По способу образования звука перкуссионные инструменты можно разделить нас следующие классы:

  • Идиофоны, в которых звучание создается за счет тела инструмента (гонг, там-там, треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики). Идиофоны, в свою очередь, делятся на металлические и деревянные, звучащие элементы которых выполнены из металла и дерева соответственно.
  • Мембранофоны, в которых звучание образуется за счет натянутой мембраны из кожи, пластика или других синтетических материалов (литавры, барабаны, бубен, бонги, том-томы).
  • Струнные ударные инструменты (цимбалы, сантур, янцинь).

Музыкальные стили с использованием перкуссии

Давайте разберемся, в каких же стилях уместно использование перкуссионных инструментов.

Во-первых, это этническая и фольклорная музыка, которую мало кто может себе представить без перкуссии. Любая народность использует в своей национальной музыке перкуссионные инструменты, чаще всего дарбуку, тамбурин, бубен, маракасы, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотку, деревянную коробочку, кастаньеты … Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете вспомнить звучание фламенко, кельтской, славянской, скандинавской, латиноамериканской музыки, этнические ритуальные танцы народов Африки. Рисунок и ритм этим мелодиям задают именно удары и звуки, издаваемые перкуссионными инструментами.

Этника

Во-вторых, современная электронная музыка использует множество библиотек перкуссионных сэмплов. Перкуссия используется как в медленных стилях электронной музыки (chill out, downtempo), так и в быстрых танцевальных (techno, house, trance). Перкуссия в электронной музыке придает ей некую остроту, подвижность и определенную направленность. Основные перкуссионные инструменты, использующиеся в электронной музыке: тарелки, гонг, тамбурин, том, бонго, ксилофон, колокольчики и т. д.

Лидирующим брендом, занимающимся производством этнической перкуссии, вот уже более 100 лет является немецкая компания SONOR, а также немецкая MEINL, однако стоит обратить внимание на этно-инструменты бельгийской компании STAGG, китайского производителя FLIGHT, и, конечно, японского производителя с мировым именем PEARL.

Давайте остановимся на наиболее интересных перкуссионных инструментах, которые вы можете с успехом использовать в своем музыкальном творчестве, обогащая его новыми звуковыми акцентами.

Впервые увидев тамбурин, вы легко можете принять его за бубен, и будете глубоко неправы, ибо эти два инструмента принципиально отличаются своей конструкцией. Тамбурин представляет собой один обод (обычно круг или полукруг). Звучащей частью инструмента являются металлические тарелочки или бубенчики, закрепленные непосредственно на нем.

Особое положение занимают тамбурины в шаманских обрядах и других ритуальных танцах, а также используются барабанщиками на современных ударных установках.

тамбурин

Этот западноафриканский ударный музыкальный инструмент выполнен в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи (чаще всего козьей). Это традиционный инструмент Мали.

В настоящее время джембе очень популярен и используется огромным количеством музыкальных коллективов в самых различных музыкальных стилях. Играют на джембе двумя руками, обычно стоя, при этом барабан висит на специальном ремне либо устанавливается на стойку. Но существует и оригинальный способ игры: сидя верхом на лежащем барабане. Джембе имеет три основных тона: низкий удар, высокий и шлепок.

Игра на джембе осуществляется, в основном, ладонями, но некоторые добавляют игру пальцами с использованием перекатов, трения мембраны, щелчков и т. п.

Материал, из которого изготовлен инструмент, влияет на его звучание, внешний вид, долговечность и на конечную стоимость изделия. Джембы могут быть изготовлены из пластика или дерева и кожи.

Джембе, корпус которых выполнен из пластика, легкие, прочные, «равнодушные» к внешним условиям. Они звучат громко, но их звук далек от аутентичного.

Деревянные джембе имеют более традиционные вид и звучание. Они представляют собой хороший вариант для начинающих музыкантов.

Джембе, выполненные из более качественных пород красного дерева и имеющие в качестве мембраны качественную толстую козью кожу, относят к профессиональным инструментам. У данных инструментов внутри находятся каплевидные желобки для более богатого звука, вырезанные вручную. Конечно, такие инструменты выглядят дорого и очень серьезно.

джембе

Вы решили приобрести джембе и стоите перед серьезным выбором. Новичку выбрать добротный и качественный инструмент довольно сложно. Прежде чем принять решение о покупке барабана, обратите внимание на следующие моменты:

  • Размер и вес. Инструмент должен быть удобен именно для вас.
  • Внешний вид инструмента на предмет «нравится - не нравится».
  • Кожа. Она должна быть толстой и прочной, а не прозрачной, как бумага. Если взглянуть на просвет, то вы должны увидеть относительно равномерное полотно: без шрамов, дыр и порезов.
  • Отсутствие крупных трещин на чаше и ножке. Эти недостатки искажают истинный звук инструмента.
  • Кромка инструмента должна быть ровной, без вмятин и острых краев, закругленной.
  • Веревка должна быть толстой и качественной, а не напоминать нитку.
  • Нижнее металлическое кольцо. Именно кольцо, а не веревка.

Грамотно выполненный джембе и звучит хорошо, и нюансы этого звучания полностью зависят от вас.



Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре

Ударные инструменты стали частью симфонических оркестров с середины 19 века. Ранее они использовались эпизодически, при исполнении определенных произведений. Например, в свои произведения любили включать партии ударных инструментов такие композиторы как Берлиоз, Глинка. Особая роль в популяризации ударных оркестровых инструментов принадлежит композиторам русской школы.

14876544_1659526741006060_3661758815688149583_o.jpg

Рассмотрим инструменты, которые чаще всего можно встретить в симфоническом оркестре.

Треугольник

Маленький и компактный, треугольник выполнен из металлического прута, согнутого в форме треугольника со стороной около 20 см. Треугольник подвешивают на струне так, чтобы он свободно висел, не соприкасаясь ни с чем. Удары производят металлической палочкой, извлекая чистый и звонкий звук.

Треугольник PEARL PET-80.jpg

Треугольник – это инструмент высокого звучания, на котором можно исполнять простые и сложные ритмические рисунки. Звучание треугольника яркое и звонкое, отлично сочетающееся со смычковыми, деревянными и медными духовыми инструментами.

treugolnik-orkestr.jpg

Звучание треугольника часто можно встретить в произведениях танцевального характера, так как он придает им особую веселость и живость. Роль треугольника в других произведениях сводится, обычно, к приданию им красочности, звучности, некой искристости и одновременно изящества.

Кастаньеты

О кастаньетах слышали многие, сразу представляя себе испанку, танцующую фламенко, держа в руках чашечки кастаньет и щелкая ими в такт своим движениям. Действительно, кастаньеты являются национальным испанским инструментом. Две деревянные чашки, напоминающие раковины, скрепленные шнурком, надеваемым на большие пальцы рук. Обычно кастаньеты изготавливают из самшита или чёрного дерева. При игре используют обе руки, но кастаньеты, которые располагаются в левой руке крупнее, они имеют более низкий тон и призваны отбивать основной ритмический рисунок. Стоит отметить, что кастаньеты используют сами танцовщицы, в процессе исполнения танца. Но это мы говорим о национальной испанской музыке и традиционных кастаньетах.

КАСТАНЬЕТЫ STAGG CAS-W.jpg

6eb5bcb75c47237a59d91d6a53a4d2c0.jpg

Кастаньеты можно услышать в симфоническом оркестре при исполнении живых и мелких ритмов, которые так характерны для испанских и неаполитанских народных танцев. Кастаньеты позволяют усиливать и ослаблять звук, отлично сочетаясь в звучании с деревянными духовыми инструментами, с мелкими ударными, такими как треугольник, бубен и малый барабан, подчеркивая штрихи смычковых инструментов, их всегда прекрасно слышно в оркестре.

КАстаньеты.jpg

Бубен и тамбурин

Эти два ударных инструмента очень похожи, поэтому часто взаимозаменяемы в оркестре.

Тамбурин - это инструмент в виде обруча 25 - 35 см в диаметре, чаще всего затянутого с одной стороны кожей, обруч имеет отверстия, в которые вставлены небольшие металлические пластинки, которые при потряхивании ударяются друг о друга и издают дребезжащий звук. У бубна дополнительно имеются три проволочки с бубенчиками, натянутые внутри обруча.

ТАМБУРИН STAGG STA-1208.jpg

При исполнении партий, данные инструменты располагают в любой руке. Извлекать звук можно различными приемами, например, можно свободной рукой (пальцами или всей ладонью) наносить удары по кожаной мембране и самому обручу, трясти инструмент так, чтобы металлические пластинки звенели, производить удары о бедро и т.д. Можно даже с помощью специального ремня подвесить тамбурин на шею, чтобы освободить обе руки для исполнения сложных ритмических рисунков, либо расположить тамбурин на подставке и наносить удары барабанными палочками.

opisanie-tamburina-i-osobennosti-igry-na-nem.jpeg

Тембр тамбурина довольно специфичен, что связано с сочетанием ударных звуков кожаной мембраны со звенящими звуками металлических частей (пластинок, бубенчиков). Тамбурин отлично звучит в сочетании с группой смычковых инструментов в оркестре а также с духовыми инструментами. Партии для тамбурина или бубна можно встретить в произведениях танцевального жанра, испанской музыке или для создания образов Востока.

Малый барабан

Малый барабан выполнен в форме цилиндра высотой 12—15 см и диаметром 35 - 40 см. В верхней и нижней частях барабан затянут в кожу, также на нижней стороне натянуты струны (4–10 в концертном и до 18 — в джазовом барабане), придающие звуку малого барабана характерную «трескучесть».

Малый барабан PEARL MUS1455M.jpg

Звукоизвлечение происходит при помощи палочек различной конфигурации (деревянные палочки с наконечниками, металлические метелки и т.д.), которыми ударяют по верхней мембране. Удары производят обеими руками, редко используется одновременный удар двумя палочками. Чтобы получить приглушенный звук, барабан накрывают материей или ослабляют струны.

Малый барабан позволяет исполнять самые мелкие ритмы в любом темпе, этим он и отличается от других ударных в оркестре, он подвижен и дает простор для творчества и экспериментов в технике исполнения. Звук малого барабана богат: от чуть слышного шороха, то грохота.

Малый барабан хорошо звучит совместно с духовыми инструментами, но может использоваться и в одиночном соло как, например, в «Болеро» М. Равеля, где он непрерывно звучит в течение всего произведения именно как солирующий инструмент.

В оркестре, как правило, присутствует только один малый барабан, который используется в маршевых музыкальных фрагментах для придания звучанию оркестра большей четкости и динамичности.

Тарелки

Тарелки обычно используются в паре и представляют собой два диска (диаметром 30-60 см) с выпуклостями и отверстием для ремешка, за который их держат во время игры.

638.970.jpg

Извлечение звука происходит путем удара тарелок друг о друга, удар происходит косыми скользящими движениями, также можно использовать трение одной тарелки о другую. Звук тарелок довольно продолжительный, заглушить который можно, прикоснувшись к краю тарелки. Также можно использовать удары палочками по подвешенной тарелке, изменяя силу и темп ударов.

thumbnail430_tarelki.jpg

На тарелках исполняют, как правило, простой и крупный ритм, так как мелкие ритмические рисунки на тарелках хоть и возможны, но из-за протяжности звука, сливаются и теряют свою четкость. Звук тарелок может быть как ярким, резким и звенящим, так и легким, шелестящим.

В оркестре звук тарелок сочетается с медными духовыми инструментами, а также с большим барабаном, когда требуется большая сила звука и звон. Тарелки используют в оркестре в моменты, когда нужно подчеркнуть кульминацию, придать звучанию яркость и для создания особых звуковых эффектов.

Большой барабан

Большой барабан, используемый в симфоническом оркестре, имеет большой диаметр (около 70 см) и может быть двух видов: более широкий затянутый кожей с обеих сторон или менее узкий обруч, затянутый кожей только с одной стороны. Во втором случае обруч крепится на стойке так, что может вращаться и располагаться под наклоном, чтобы музыканту было удобно наносить удары специальной колотушкой.

small_shop_items_catalog_image45407.jpg

На большом барабане отбивают простой и крупный ритм. При этом звук получается низким и глухим, сочетающийся с контрабасом, литаврами и тарелками.

Bass_drum_and_mallets.jpg

Большой барабан в оркестре может добавить динамики, особых изобразительных эффектов и поддержать басовые голосовые партии.

Там-там

Там-там — это большой (диаметром около 110 см) диск, выполненный из бронзы или меди, подвешенный на специальной стойке.

unnamed (1).jpg

Удары производят колотушкой для большого барабана, также используют палочки для литавр или треугольника. Интересный нарастающий звук с задержкой можно получить, если произвести скользящий удар мягкой колотушкой.

32173.jpg

Звук у там-тама вибрирующий, похожий на звук колокола, длительность которого можно регулировать. Используют там-там в крупных ритмических рисунках. В оркестре звучание там-тама сочетается с крупными инструментами, например, контрабасом, арфой, медными духовыми инструментами и используется для достижения специальных эффектов или в кульминации.

Интересен тот факт, что в древние времена в африканских племенах изготавливали там-там из шкуры буйвола, который в процессе эволюции превратился в металлический гонг, а концертный гонг так и называется «там-там». Вот такие эволюционные метаморфозы

Литавры

Литавры – это ударные инструменты в виде полушарий диаметром 60-80 см, затянутым кожаной перепонкой. Высота тона литавров зависит от размера котла и от натяжения перепонки: самый низкий звук имеет самый крупный котел со слабым натяжением мембраны. Изменять степень натяжения кожи можно с помощью механизмов, которые бывают трех видов: винтовой (на ободе котла), рычажный и педальный (с ножной педалью). Последний является более современными и функциональным, так как позволяет настраивать литавры быстро, например, во время паузы в партии.

unnamed (2).jpg

Удары производят особыми палочками, имеющими шарообразную головку, обтянутую мягким фильцем. Получаемый звук зависит от размера палочек: так для получения сочного и сильного звука используют палочки с крупными головками, со средними – для более подвижных фигур, с маленькими – для легкого и подвижного звука. Для исполнения четких ритмических рисунков используют палочки с жесткими войлочными наконечниками.

timpani_1200x480_b648a18b8160e5b7965c4aa7f0093692.jpg

Литавры дают творческий и динамический простор музыкантам, так как позволяют исполнять самые затейливые ритмы (включая tremolo) с различными оттенками и скоростью, прекрасно сочетаясь практически со всеми инструментами в оркестре.

scale_1200.jpg

В оркестре обычно используют литавры трех размеров, каждый из которых имеет свой диапазон настройки. При использовании всех размеров диапазон литавр довольно внушительный: от ми-фа большой октавы до фа-соль малой.

Колокола

Колокола часто используют в оперных спектаклях для имитации звука церковных колоколов. Они представляют собой стальные трубы (оногда пластинки), подвешенные к специальной раме, по которым ударяют молотком с резиновой головкой.

9.jpg

Колокольчики или металлофон

Это набор металлических пластинок различной длины, которые расположены в хроматическом порядке подобно клавиатуре фортепиано. Звукоизвлечение происходит при ударе по пластинкам специальными молоточками руками или при помощи клавишного механизма.

КОЛОКОЛЬЧИКИ STAGG PCH125.jpg

Glockenspiel-malletech.jpg

Колокольчики с ручными молоточками звучат высоко, их звук ярок, звонок и продолжителен, клавишных – более сухой и короткий. Колокольчики позволяют исполнять мелкие ритмические рисунки, особенно это касается клавишного механизма, но делают это нечасто, ибо из-за длительности звуки сливаются, превращаясь в шум.

depositphotos_319518390-stock-photo-selective-focus-on-bar-chimes.jpg

Звучание колокольчиков сочетается с арфой, флейтой, скрипичной группой инструментов и используется для декоративных моментов в партиях.

ksilofon.jpg

Ксилофон

Ксилофон похож по своему устройству на колокольчики, но его пластины выполнены из дерева и расположены иногда в другом порядке. Звучность ксилофона помогают улучшить резонаторы. Если же их нет, то звук получается сухим, резким и непродолжительным.

Ксилофон STAGG XYLO-SET 37 SYN.jpg

Звукоизвлечение происходит также при помощи деревянных палочек и позволяет получить диапазон от «до» первой октавы до «до» четвертой. Ксилофон позволяет исполнять различные пассажи практически с любой скоростью, удачно соединяясь в звучании с деревянными духовыми и смычковыми инструментами.

a183.jpg

Ксилофон в оркестре добавляет звуку ритмическую четкость и дополнительную изобразительность.

Использование ударных инструментов в составе симфонического оркестра призвано добавить ритма и четкости другим оркестровым инструментам, а также расставить акценты и спецэффекты. Инструменты же других групп поддерживают и уточняют высоту тона ударных.

Обзор самых интересных перкуссионных инструментов

Обзор самых интересных перкуссионных инструментов

Перкуссионные инструменты — основа огромного количества этнических музыкальных стилей, а также замечательный способ добавить колорит, разнообразить фактуру и сделать динамичной даже современную музыку.

В данном обзоре мы расскажем о материалах, из которых изготавливаются перкуссионные инструменты, об их разновидностях, об их звуке, в общем, понемногу обо всем. Надеемся, это поможет сделать вам правильный выбор при покупке. Мы поговорим о том, как материал корпуса и мембраны влияет на звук барабана, и насколько тот или иной инструмент подходит для определенных музыкальных стилей. Кроме того, мы немного расскажем об истории перкуссионных инструментов, об их происхождении, о разнице в их звучании — то есть попробуем снабдить вас исчерпывающей информацией для знакомства с миром перкуссионных инструментов.

Перкуссионные инструменты неизменно присутствуют практически в любой музыкальной культуре. Из-за огромного разнообразия перкуссионных инструментов обсудить все их разновидности попросту нереально. Поэтому мы сфокусируемся на наиболее распространенных и важных перкуссионных инструментах. Начнем с перкуссионных инструментов маленького размера.

Клаве (Claves) — это один из самых простых ручных перкуссионных инструментов, по сути, просто две деревянные палочки. Для того, чтобы услышать их уникальный звук, нужно просто ударить одной палочкой по другой. Клаве могут изготавливаться как из твердых, так и из мягких пород дерева. Твердые породы, такие как палисандр, обладают очень чистым и прорезным звуком, в то время как мягкие породы, например, акация, характеризуются более приглушенным звучанием. Для достижения максимального резонанса и громкости при игре на клаве важно удерживать их свободно, причем ладони должны быть сложены "лодочками". Клаве интенсивно используются в латиноамериканской музыке, существует большое количество региональных разновидностей рисунка клаве, образующего вместе с другими перкуссионными инструментами общую ритмическую канву.


Шейкеры (Shaker) можно встретить в любых музыкальных стилях. Этот инструмент, присутствует в арсенале практически любого перкуссиониста. Многие профессиональные музыканты располагают наборами из десятков шейкеров, изготовленных из разных материалов и обладающих разным звучанием. Обычно шейкер представляет собой коробочку, внутри которой находится немного сыпучего материала — песка, камешков, зерен, крупы и т. д. Играют на шейкере, встряхивая коробочку. Форма и материал корпуса, а также размер и твердость зерен наполнителя позволяют получать разные тембральные оттенки. Некоторые шейкеры выпускаются с корпусами достаточно причудливых очертаний, например, в форме ведерка, фруктов, яиц. Однако наиболее распространены простые цилиндрические корпуса. Очень часто встречаются шейкеры с корпусом из сушеной тыквы.


Маракас — близкий родственник шейкера. Отличие заключается в том, что у маракаса корпус закреплен на длинной ручке. Маракасы обычно ассоциируются с латиноамериканской музыкой (в частности, музыкой Бразилии, Колумбии и Венесуэлы). Традиционно маракасы точатся из дерева, однако в наше время часто встречаются пластиковые модели, обладающие более громким и ярким звуком. Из всех типов шейкеров маракасы характеризуются наибольшей громкостью.


"Палка дождя", или рейнстик — музыкальный инструмент родом из Южной Африки, родственный шейкерам и маракасам, однако обладающий более длинным корпусом с внутренними перегородками. Находящиеся внутри семена или металлическая дробь создают характерное звучание, похожее на идущий дождь. Корпус обычно изготавливается из бамбука или сушеного кактуса, однако в наше время встречаются и пластиковые рейнстики.


Отдельная разновидность перкуссионных инструментов — деревянные коробочки, на которых играют небольшой деревянной палочкой. В нее входят гуиро, вудблоки, тэмпл-блоки (корейские колокола) и реко-реко. На гуиро можно играть, ударяя палочкой по корпусу, однако наиболее характерный звук этого инструмента производится "протаскиванием" палочки по рифленой поверхности корпуса.

Другая группа перкуссионных инструментов — разнообразного рода металлические колокола, прутья, трубы, как одиночные, так и в наборе. К ней относятся треугольники, бар-чаймс (марктри), ветряные колокольчики и т.д. На этих инструментах чаще всего играют палочками (маллетами). Палочки из твердых пород древесины производят более острое и яркое звучание, в то время как палочки из мягких пород звучат мягче и глуше.


Ветряные колокольчики изготавливаются из медных или алюминиевых прутьев (или даже стволов бамбука) и создают звук, ударяясь друг о друга. Конструкция инструмента позволяет прутьям легко раскачиваться, а за счет различных материалов можно получать на удивление разнообразные варианты звучания. Ковбелл обладает громким прорезным звуком, на этом инструменте играют барабанными палочками. Звучание ковбелла можно встретить во многих классических поп- и рок-хитах. Изначально инструмент удерживался в руке, однако в наше время в большинстве случаев он устанавливается на барабанную или перкуссионную стойку.


Перкуссионисты также используют маленькие свистки. Несмотря на то, что свисток — инструмент совсем не ударный, но, раз уж он входит в набор перкуссиониста, о нем следует написать. Чаще всего свисток можно услышать у перкуссионистов, играющих самбу.

Поскольку в перкуссионных наборах встречаются самые разные барабаны, было бы полезно классифицировать их по нескольким признакам. Во-первых, выделим цельнодеревянные барабаны — то есть такие барабаны, у которых игровая поверхность сделана из дерева (а не из пластика или кожи).

Кахон (Cajon, коробчатый барабан) впервые появился в Латинской Америке у рабов, которым запрещалось играть на традиционных ударных инструментах. Перкуссионные ритмы в стиле "румба де кахон" изначально исполнялись на ящиках для рыбы (низкие звуки), коробках для табака (звуки средней высоты) и сигарных коробках (высокие звуки). В современной музыке ящики для рыбы были заменены на специально изготовленные кахоны. В некоторых моделях используются панели из разных пород дерева, позволяющие извлекать звуки разной высоты (бас и основной барабан) при игре на одном инструменте. Обычно исполнитель сидит на кахоне и играет ладонями по боковым панелям.

В барабанах ямбу (Yambu) сочетаются приемы игры и концепции, заимствованные у кахона и конги. Форма корпуса у ямбу конусообразная, как у конги. Барабаны ямбу бывают двух размеров — большой (тумба) и малый (конга). Тумба используется для исполнения низких звуков, в то время как для звука конги характерны шлепки и постукивания, которые и позволяют отличить звук этого барабана от остальных.

Щелевые барабаны имеют богатую традицию в африканской, латиноамериканской и индонезийской культурах. Эти барабаны часто использовались при проведении различных ритуалов, а также для связи на расстоянии. Сегодня щелевые барабаны используются в экспериментальной музыке, при лечении музыкой, а также для раннего обучения музыке, поскольку на этих инструментах очень интересно и просто играть. Обычно такие барабаны изготавливаются из выдолбленного дерева, причем во время изготовления в верхней части прорезаются "языки" разного размера. При игре на этих языках извлекаются звуки разной высоты, что позволяет даже исполнять простые мелодии. При ударах пальцами или палочками формируется характерный певучий звук, благодаря которому щелевой барабан и пользуется популярностью.

В азиатской, арабской, индийской и ирландской музыке используются самые разные рамные барабаны. Все инструменты подобного вида содержат как минимум одну раму и одну мембрану, обычно кожаную. Такие барабаны могут выдавать самые разные звуки — от глубоких басов (при игре по центру мембраны) до высоких, богатых обертонами звуков по краям. В раме могут быть проделаны отверстия или крест-накрест протянуты прямые ручки для удобства удерживания инструмента. Это приобретает особое значение для крупноформатных инструментов, таких как ирландский бойран (Bodhrán). На этих инструментах можно играть как пальцами/ладонями, так и самыми разными палочками/маллетами.

Тейбл-драм (барабан-стол) — это инструмент, на котором могут играть одновременно несколько человек. Этот барабан по размеру и форме действительно напоминает обычный стол, и мембрана для игры руками или палочками натянута по всей поверхности инструмента. Благодаря возможности коллективной игры, такие инструменты пользуются огромным успехом в музыкальной терапии.

Исключительно популярная разновидность рамного барабана — тамбурин (бубен). Это небольшой ручной барабан с одной или двумя мембранами, часто поверх мембран протягиваются металлические или жильные струны. Этот инструмент начал распространяться в Европе около 1500 года и завоевал высокую популярность не в последнюю очередь благодаря своей компактности. У некоторых тамбуринов в прорезях рамы устанавливаются металлические тарелочки или бубенчики для украшения ритма.


Одна из разновидностей бубна — джингл-ринг, то есть бубен с тарелочками, но без мембраны. Для игры на таком инструменте используются удары ладонью по ободу или ритмические встряхивания. Часто такие инструменты оборудуются кронштейном, который позволяет устанавливать бубен на перкуссионную или ударную стойку для игры барабанными палочками. Количество и ассортимент тарелочек, бубенчиков и т. д. варьируются от одной модели к другой, соответственно изменяется и звучание инструмента.

Табори (Tamborim) — еще один тип рамного барабана, часто использующийся в стиле сальса. Это небольшой (14 — 18 сантиметров в диаметре) металлический барабан, на который натягивается очень тугая мембрана. Это самый высокий по тембру перкуссионный инструмент, встречающийся в музыке батукада. Табори удерживают рукой и играют на нем пальцами или небольшой палочкой, которая, отскакивая, позволяет исполнять очень быстрые ритмические паттерны. Как и у остальных рамных барабанов, исполнитель может изменять высоту звука, прижимая мембрану пальцами. Иногда при игре барабан вращают в разные стороны для облегчения игры в быстром темпе или для создания специальных эффектов.

Бонги (Bongo) — это, наверное, самые известные барабаны для игры ладонями. Этот инструмент имеет афро-кубинское происхождение и представляет собой пару небольших барабанов с коническими корпусами. Корпус бонго традиционно изготовляется из дерева, однако можно встретить бонго с корпусами из стекловолокна или других синтетических материалов или даже из металла.

Для игры на бонгах используются ладонь и кончики пальцев. Несмотря на простоту инструмента, особые игровые техники позволяют создавать самые разные оттенки звучания. Благодаря популярности латиноамериканской музыки бонги "прописались" в составе практически всех эстрадных оркестров вот уже несколько десятилетий назад. Звук бонго часто встречается в музыке ча-ча-ча, а также придает сальсе ее неповторимую энергетику.


Джембе (Djembe) — самый популярный ударный инструмент на африканском континенте. Родина джембе — западная Африка. Кубкообразный корпус закрывается выделанной козлиной кожей; играют на джембе двумя руками. Округлый корпус позволяет добиться очень глубокого и низкого звучания, в то время как при игре по краю мембраны звучание высокое и прорезающее. Это позволяет использовать джембе как в качестве солирующего, так и в качестве аккомпанирующего инструмента.


Табла (Tabla) — два небольших барабана разного размера, обладающих очень богатым звучанием. Родом этот инструмент из Индии. Форма корпуса у барабанов — коническая или цилиндрическая, мембраны изготавливаются из кожи. Меньший барабан, дайан (Dayan), делается из палисандра или тикового дерева и обладает высоким тембром. Более крупный барабан, или байан (Dayan), характеризуется намного более глубоким звуком и обычно исполняется из металла, например, из меди. В качестве материала для мембраны чаще всего используется козлиная кожа, причем для гашения лишних обертонов по периметру мембраны укладывается дополнительный кожаный слой. В центре мембраны каждого барабана находится черное кольцо, изготовленное из пасты, состоящей из рисовой муки и металлических опилок. На барабанах играют пальцами и ладонями, причем техника игры достаточна сложна. В нее входят удары, постукивания, поглаживания, изменение натяжения мембраны пальцами и т. д., что позволяет получить бесконечное разнообразие звуков, которое виртуозы таблы часто демонстрируют на концертах индийской классической музыки.

Дарбука (Darbouka) — это деревянный или металлический барабан с корпусом кубкообразной формы. У этого инструмента арабские корни, и он очень распространен как в мусульманских регионах Азии, так и на среднем востоке и в северной Африке. Музыкант удерживает инструмент под мышкой левой руки, если играет стоя, или же зажимает между бедер, если играет сидя. Дарбука получила исключительно широкое распространение в народной музыке, в том числе благодаря бродячим музыкантам, и в разных языках называется по-разному (дербука, думбек, кипи и т. д.). Название "думбек" достаточно близко фонетически характеризует два основных звука этого инструмента — низкий ("дум") и высокий ("бек").


Говорящий барабан имеет африканское происхождение. В этом инструменте мембраны барабана стянуты между собой веревками. Корпус инструмента удерживается под мышкой, и, сдавливая веревки, музыкант изменяет высоту звучания, что позволяет создавать иллюзию "говорящего" барабана. Иногда внутрь инструмента насыпаются камешки, добавляющие в звучание своеобразный "шорох". Встречаются говорящие барабаны самых разных размеров; играют на инструменте руками и/или искривленной палочкой с плоским наконечником.

Под "большими" барабанами мы подразумеваем инструменты, которые из-за тяжести уже невозможно удерживать в руках, поэтому их нужно устанавливать на пол или на специальные стойки. Самый важный из таких барабанов в латиноамериканской музыке — это конга. Конги имеют афро-кубинское происхождение, корпуса ранних конгов часто были составными (первые конго, возможно, делались из выброшенных бочек). Современные конги изготавливаются из дерева или стекловолокна и имеют корпус хорошо узнаваемой цилиндрической формы с легкой "бочковатостью". Конги могут достигать в высоту 72 сантиметров, мембрана всегда располагается вверху барабана. У некоторых разновидностей конги предусмотрены ножки, которые позволяют устанавливать инструмент на пол. Конги также можно закреплять на поясе, но это встречается очень редко, поскольку размеры и вес инструмента достаточно велики.


Профессионалы часто используют целые комплексы из барабанов самого разного размера, от самых маленьких (куинто) до самых больших (конга и тумба). На барабанах играют руками и пальцами, однако опытный конгуэро (т. е. исполнитель на конге) может использовать сотни разнообразных вариаций. На сегодняшний день звучание конги можно встретить не только в латиноамериканской музыке, но и в поп-музыке и даже в джазе.

Стальной барабан (Steel Drum) — национальный инструмент Тринидада и Тобаго, постоянный "участник" всех местных карнавалов, был изобретен в 40-х годах прошлого века; первые стальные барабаны изготавливались из выброшенных нефтяных бочек. Днища проковывались молотом, в результате чего получалась вогнутая поверхность с отдельными "лепестками", каждый из которых обладал своей высотой звучания. Новый инструмент обладал уникальным легко узнаваемым тембром, который с тех пор стал поистине "визитной карточкой" Карибского архипелага. Стальной барабан можно крепить к поясу, однако намного удобнее играть, поставив инструмент на стойку с резиновыми ножками. Ансамбли со стальными барабанами разных размеров могут исполнять достаточно сложные музыкальные произведения.


Тимбале (Timbales) обладает характерным прорезным звуком. Это очень важный инструмент в музыке Латинской Америки, и инструмент "номер 1" в музыке регги. Тимбале представляют собой пару односторонних металлических барабанчиков, на которых играют тонкими и легкими палочками для акцентирования обертонов. Благодаря своему культовому яркому тембру тимбале часто используются в качестве солирующих инструментов в составе перкуссионного оркестра. Обычно тимбале ставят на стойку вместе с ковбеллами и другими мелкими перкуссионными инструментами. На боковых сторонах металлического корпуса тимбале исполняется кубинский ритм "каскара".


Уду происходит из Нигерии, и своим звуком чем-то напоминает таблу или дарбуку. Игра на уду практикуется во время традиционных церемоний и танцев. Корпус барабана лепится из глины и обжигается. Два отверстия в корпусе можно открывать и закрывать ладонями во время игры. Переменная толщина глиняной стенки позволяет извлекать пальцами звуки различной высоты. Уду может производить очень низкие и гулкие басовые ноты, а также более яркие высокие звуки, что делает этот инструмент привлекательным для музыкантов-экспериментаторов.


Перкуссионные инструменты способны обогатить звук любого ансамбля. В этом обзоре мы рассмотрели лишь немногих представителей обширного семейства перкуссионных инструментов. Каждому барабанщику мы настоятельно рекомендуем дополнить свою установку несколькими перкуссионными инструментами, что существенно расширит звуковые возможности. Тем более, что техника игры на перкуссионных инструментах проста и доступна каждому. Играйте и наслаждайтесь!

Перкуссия в музыке

Перкуссия в музыке

Медики слово «перкуссия» имеют право считать профессиональным термином, ведь, действительно, существует такой метод исследования – перкуссионный. Звук, который возникает при выстукивании здоровых и больных тканей, разнится, и это помогает доктору в диагностике. Перкуссия в музыке тоже связана со звуком, ритмом, а еще ударом. Поэтому пересечение медицины и музыкального искусства в одном слове не является случайностью.



Что это такое?

Перкуссией называют особую группу ударных инструментов со звуковым продуктом, формирующим ритм и делающим на нем акцент. Они встречаются в этномузыке, электронной музыке и других жанрах. Но этно и фолк являются теми категориями, которые в большей степени соприкасаются с термином «перкуссия». Так, всякую национальную музыку исполняют и на перкуссионных инструментах тоже.

Что это за инструменты:

  • бубен;
  • кастаньеты;
  • ковбелл;
  • трещотки;
  • бонги;
  • колокольчики;
  • маракасы;
  • шейкер и прочие.




Это только мизерная часть списка, которая представляет перкуссионные инструменты мира. В мире этномузыку создают десятки и десятки инструментов такого типа. Названия большинства из них обыватель мог никогда и не слышать. Но от этнической музыки образовался удивительный мостик, который перешел в музыку электронную. Это случилось в 80-е годы прошлого столетия. Перкуссия в данном случае представлена уже готовыми, записанными сэмплами. Они обязательно используется в таких стилистических направлениях, как техно, хаус, транс, а еще чилл-аут, брейк-бит и другие. Интересно! Самые популярные в электронной музыке перкуссионные объекты – ксилофон, колокольчики, а еще тамбурин, бонго и гонг. Они помогают композициям стать динамичнее и лучше запоминаться.

Современные джазовые оркестры и рок-группы могут иметь в своем составе перкуссиониста. И это, помимо основного ударника, использующего классические ударные инструменты. К слову, в стандартную ударную установку не входит ни один перкуссионный инструмент. С представителями этой музыкальной категории человек, как правило, знакомится в детстве. Кто-то начинает экспериментировать с обычной погремушки: родители могут с ее помощью подыгрывать известной песенке либо акапельному исполнению. А ребенок, чуть повзрослев, также может пробовать создавать той же погремушкой ритм, повторять ритм известной песенки.

В детских магазинах несложно найти простой набор детских перкуссионных моделей, в котором будет бубен, маракасы, простые колокольчики.



Есть ряд классификаций этих инструментов. Первая делит их по высоте звучания. В перкуссионном ряду присутствуют изделия с заданной чистотой звучания и неопределенной. К первым относят барабаны (большой и малый), литавры, колокольчики, здесь же ксилофон и вибрафон. Ко второй – тарелки, бубен, обычный треугольник, там-там, кастаньеты.

По пути звукообразования образцы перкуссии бывают также нескольких видов.

Читайте также: