Музыкальный инструмент с металлическими пластинами которые нужно дергать

Обновлено: 27.09.2024

Трещотка: история и описание музыкального инструмента

Среди деревянных народных музыкальных инструментов Руси с давних времён известны трещотки. Они относятся к ударным инструментам, так как заменяют собой хлопки в ладошки, что так же часто практикуется при групповых исполнениях песен, обрядовых куплетов и танцев во время различных народных праздников, гуляний и свадеб.


История появления

Доподлинно неизвестно, где, кем и когда были изобретены трещотки. Существуют лишь некоторые археологические свидетельства, предполагающие появление пластинчатых шумовых музыкальных инструментов под Новгородом не позднее XII века. А также они использовались и в других областях европейской части России. До сих пор имеются мастера в деревнях Тульской, Калужской, Новгородской, Курской и Ленинградской областях, занимающиеся изготовлением трещоток разных конструкций.

Причинами их появления в средние века, скорее всего, стали такие факторы:

  • обыкновенное желание разнообразить скудный набор музыкального сопровождения у сельчан самодельным и простым по изготовлению ударным инструментом;
  • хлопать в ладоши на уличных праздничных мероприятиях морозными зимами очень затруднительно (а трещоткой можно действовать в варежках).


Любая из названых причин или обе сразу могли надоумить умельцев работы с деревом из разных мест средневековой Руси изобрести трещотку. Это произошло, конечно, не в одно время, и благодаря не одному человеку, но факт остаётся фактом: инструмент появился, использовался в прошлом, используется и сейчас в народных музыкальных коллективах, поддерживающих русские древние традиции и культуру.

Разновидности

Деревянный ударный музыкальный инструмент трещотка имеет ещё одно название – трескотуха.

По конструкции трещотки делятся на 2 основных вида:


Но и среди этих групп идёт разделение на разновидности по различным критериям. Например, пластинчатые по внешнему виду называют веерными, плоскими, курскими, рукоятчатыми. Все они представляют похожие модели (веерные из деревянных пластинок), но отличаются либо формами своих пластинок (закруглённые со свободных концов и полностью квадратные, одинаковые по размерам и имеющие разную длину), либо исполнением пластин и прокладок (единые и раздельные).

Круговые трещотки имеют не так уж и много разновидностей:

  • одноязычковые;
  • состоящие из нескольких язычков;
  • однополосные (однорамные);
  • двухполосные.

Могут ещё отличаться размерами рамки, исполнением механизма вращения рамки на ручке, материалом язычков и конструкцией зубчатой вставки.


Описание

Пластинчатые модели трещоток изготовляются из набора сухих и хорошо обработанных деревянных дощечек длиной от 13 до 18 см и шириной от 5 до 7 см. Толщина дощечек – 5-6 мм. Комплект пластин для трещотки может состоять из произвольного их числа (от 12 до 20 шт.). Самым лучшим материалом для изготовления пластин является древесина дуба. При отсутствии этого материала используют древесину клёна или ореха (то есть твёрдые породы дерева).

Дубовые трещотки издают наиболее ясный и громкий звук, нежели сделанные из любого другого растения.

Между каждой пластиной устанавливается прокладка – такая же дощечка, по длине составляющая не более 1/3 от длины основной. Толщина прокладки составляет 3 мм.

В одном из концов основных пластин и их прокладок просверливаются по 2 одинаковых отверстия как по месту положения на плоскостях, так и по диаметру (3 мм). После этого пластины и прокладки поочерёдно нанизываются через отверстия на верёвку, шнур или толстую леску, которые по окончании монтажа планок закрепляются узлами либо на ручках. Нередко пластинчатые трещотки дополняют несколькими бубенцами и украшают лентами, чтобы обратить внимание слушателя на этот музыкальный инструмент.


Круговые трещотки состоят из корпуса и ручки. Корпус представляет собой прямоугольную деревянную рамку с размерами 20х10, 20х5, 30х10. Ручка вставляется в корпус у одного края поперёк длинной её стороны. На оси ручки внутри рамки имеется зубчатое колёсико (вставка), представляющее собой деревянный цилиндр шестерёнчатого типа.

В противоположной от шестерёнки короткой стороне рамки делается паз, куда вставляется упругая деревянная либо стальная пластина, называемая «язычком». Язычок доходит свободным концом до зубчиков вставки, о которые и щёлкает при круговом вращении рамки. Звук такой трещотки напоминает непрерывную стрельбу из детского автомата.

Имеются модели круговых инструментов со сдвоенными рамками в одном корпусе или с несколькими язычками в одной рамке.


Как играть?

На круговой трещотке смогут без проблем сыграть даже дети: нужно лишь взять инструмент за ручку и вращать рамку вокруг оси. Детские игрушки, сделанные по подобию трещотки, очень популярны.

Очень интересный и полезный в плане развития для детей другой вариант - веерный. С ним много чего можно развить у ребёнка (координацию, ритм, внимание).

Пластинчатый инструмент держат перед собой руками с двух сторон на уровне груди. При игре вееру пластинок дают возможность раскладываться, а затем с треском возвращаться в исходное состояние. Путём действий обеих рук: встряхивая поочерёдно кистями, поднимая или опуская руки, переворачивая инструмент, музыканты создают самые невероятные ритмические рисунки.

Музыкальный инструмент с металлическими пластинами которые нужно дергать

Варган (Хомус, Кубыз)

варган

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото:

инструмент ВАРГАН



Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.
  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.

музей хомуса и варгана в Якутске

  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Разновидности

разновидности варганов

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

  • якутский хомус – изготавливается из кованой стали. Главное отличие – звук громкий и продолжительный с «трещащим» тембральным окрасом, что является результатом увеличенного размера язычка.
  • Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.
  • Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.
  • Непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов. Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

Исполнители

исполнители на варгане

Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, а вот виртуозное исполнение на инструменте доступно далеко не каждому, чтобы приобрести определенное мастерство необходимо много тренироваться. Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. Талантливых музыкантов, которые в нынешнее время поражают слушателей своей виртуозной игрой на инструменте довольно много, каждый варганист имеет свой неповторимый стиль исполнения. Одни исполнители не только виртуозно импровизируют, но и очень интересно экспериментируют в авангардных стилях современной музыки, другие очаровывают слушателей ансамблевым исполнением или «электронным» звучанием инструмента. Среди варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную ( Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.

История

Когда и где начинается история варгана – древнейшего инструмента, который во многих странах принято считать народным, достоверно не известно. По предположениям некоторых историков – искусствоведов время его появления может датироваться приблизительно третьим тысячелетием до нашей эры. Однако есть мнение, что рождение инструмента приходится на значительно более ранний период, на то время, когда человек изобрел лук – метательное оружие, которое служило ему не только для добычи пищи, но и для развлечения. Вставляя один конец лука в землю, либо зажимая его между пальцами ног, а другой, упирая себе в зубы или в нёбо, он извлекал звуки при помощи палочек и пальцев рук (такой способ музицирования до сих пор бытует у племен Центральной Америки). Тем не менее, существует версия, что прародителем варгана могла быть простая щепка. Аналогичные инструменты, изготовленные из этого материала, по сей день встречаются в нашей Сибири (республика Тыва).

история варгана

Точное место происхождения варгана сейчас точно установить невозможно. География его распространения, а также археологических находок древнего инструмента очень обширна. Есть гипотеза, что варган в разных регионах появился независимо друг от друга, так как инструмент у каждого народа имеет набор неповторимых характеристик, присущих только ему, а также отличается материалом, формой и технологией изготовления. Изначально материалом для изготовления варгана служили дерево, кости, а в восточных странах ещё и бамбук, но такие инструменты были очень ломкие и поэтому, человек стал делать варганы из металла, как только узнал и научился обрабатывать его. Изначально первые металлические варганы немного напоминали современные пластинчатые инструменты и представляли собой узкую, тонкую пластину длиной от 10 до 15 см и шириной 1-2 см. Со временем для большей выразительности и громкости звучания форма его была изменена. Инструмент приобрел металлическую рамку в форме дуги.

Уже в древние времена варган считался священным инструментом и применялся в религиозных ритуалах, а также в целительных целях. В Европе варган стал пользоваться особой популярностью в эпоху Средневековья, например молодые люди голосом инструмента привлекали внимание хорошеньких девушек. Несколько позднее варган своим экзотическим звуком покорил и светские салоны. Музицирование на нём считалось модным занятием у представителей высших сословий.

Европейским государством, где производством варганов занимались наиболее активно, была Австрия. В XIX веке в небольшом городке Мольн изготовлением инструментов занимались около сорока семей, которые в год делали два с половиной миллиона инструментов. В том же XIX веке мастера музыкальных инструментов и исполнители постоянно экспериментировали с варганом. Так немецкий музыкальный изобретатель Иоганн Шайблер установил на поддерживающем диске десять варганов, настроенных по хроматизму, новый инструмент получил название «аура». А чуть позднее органный мастер Фридрих Бушман, положив в основу язычковую конструкцию варгана, изобрел всеми любимую губную гармошку.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Варган

Что такое металлофон и как его выбрать?

Что такое металлофон и как его выбрать?

Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.

Что это такое?

Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.

Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.

Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.



Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.

Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.

В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.



Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания



Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.

Чем отличается от ксилофона?

Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.

А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.



Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.

У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.

Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.



Какими бывают?

Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.

Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.


Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.

По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.


Советы по выбору

При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.


Как научиться играть?

Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.

Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.


Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.

При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.

Как держать палочки?

С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.


Извлечение звуков

На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.

Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.


Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.

Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.

Музыкальный инструмент: Ксилофон

ксилофон

Французский композитор К. Сен-Санс , вдохновленный гравюрами немецкого художника 15 века Ганса Гольбейна, написал симфоническую поэму с пугающим названием « Пляски Смерти ». Во время премьерного исполнения этого произведения кое-кто из слушателей оцепенел от страха, словно действительно ужасный скелет с полыми глазницами в черепе и со ржавой косой отплясывал страшный танец, стуча своими костями. Каким образом композитору удалось так художественно создать жуткий образ и достичь подобного эффекта? Столь пугающе изобразить такой персонаж автору помог музыкальный инструмент, название которого - ксилофон.

Историю ксилофона и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Чтобы образно описать звук ксилофона, непременно нужно вспомнить произведения великого русского композитора А. Лядова, его симфонические картинки «Кикимора» и «Баба-Яга» , где очень выразительно изображено и зловещее клацанье зубищами страшной кикиморы, и стремительно несущаяся ведьма, ломающая на своем пути засохшие ветки. Включение ксилофона в музыкальную палитру обычно связано с особенностью сюжета или своеобразными переживаниями. Из-за суховатой, пощелкивающей, несколько костяной окраске, звук этого инструмента чудесно используется в изобразительных замыслах. Например, песенку белочки грызущей орешки, в « Сказке о царе Салтане » Н.А. Римский-Корсаков поручил именно ксилофону.


Порой тембральный окрас звука инструмента навевает угрюмое настроение, а иногда порождает замысловатые, уродливо-комические образы, или меланхолично звучит в симфонии №7 Д. Шостаковича , в эпизоде «нашествия».

Звук ксилофона, в значительной степени зависящий от мастерства музыканта, может быть очень разнообразным: зловещем, ужасающим и пронзительным, а может быть светлым, ласковым и проникновенным. На "форте" ксилофон звучит резко и звонко, на "пиано" - тепло и бархатно.

Диапазон звучания ксилофона довольно широкий - это четыре октавы музыкальных звуков.

инструмент ксилофон



Интересные факты:

  • Ксилофон был очень популярен в жанре регтайма в начале двадцатого века, а также в 70-е годы прошлого столетия, когда началось возрождение жанра.
  • До 40 – х годов прошлого века ксилофон очень активно использовался в джазовых коллективах, пока его не заменил вибрафон, также ксилофон регулярно появлялся и был очень востребованным в американских мюзиклах в первой половине 20-го века.
  • В африканском государстве Сенегал ксилофон применяют в обряде инициации мальчиков и девочек.
  • Ксилофон очень часто применяют в кинопроизводстве для озвучивания фильмов в жанре ужасов.
  • На африканском континенте, во многих странах, ксилофон признан национальным инструментом, на нем играют в группах, иногда до шести инструментов, и на праздниках, и на похоронах.
  • Ксилофон активно применяется в озвучивании анимационных фильмов, примером может служить популярный мульт-сериал «Флинстоуны».
  • У народов Африки существует очень много разновидностей ксилофона, например, существуют ксилофоны-гиганты, на которых одновременно играют 4 человека.
  • Знаменитому ксилофонисту Зеленому Джорджу Гамильтону поручили озвучивать движущийся экипаж на своем инструменте в первых трех мультфильмах Уолта Диснея.
  • Крупнейший из игровых ксилофонов составляет 8 м длиной, 2,5 м в высоту и 2 м в ширину, он был сделан Б. Мамото из Индонезии в 2009 году. Его вес составил 3168 кг.
  • Во многих африканских странах ксилофон используют в практических целях: отпугивают обезьян, птиц и других вредителей садов.


  • Самый большой ансамбль ксилофонистов состоял из 1223 участников и выступал на стадионе Маеса Тондано в Индонезии на фестивале культуры и искусства 31 октября 2009 года.
  • Ред Норво был не только популярным актером, но и известным ксилофонистом, который одним из первых ввел ксилофон в джаз.
  • Американская рок–группа «Violent Femmes» в 1982 году записала клип, в котором ксилофон был основным инструментом.
  • В Азии в качестве резонаторов для ксилофона используют пустые тыквы.
  • В оперном театре ксилофон впервые был использован в опере «Гензель и Гретель» Э. Хампердинка в 1893 году.
  • Молоточки, которыми играют ксилофонисты, ласково называют «козьими ножками».
  • Для оркестров или отдельных инструменталистов производители ксилофонов изготавливают инструменты разных размеров - от маленьких пикколо до больших басовых моделей.

Произведения для ксилофона

Конструкция ксилофона

Современный ксилофон является инструментом с довольно простой конструкцией, состоящей из рамы, на которой закреплены два ряда деревянных брусков, уложенных как клавиши пианино и имеющих определенную звуковысотность. Чем брусок короче, тем звук выше и наоборот. Каждая клавиша (брусок) лежит на специальной мягкой прокладке, которая изготавливается из поролона.


Клавиши ксилофона вырезаются из розового дерева, ольхи, палисандра, клена, ореха, которое выдерживают в течение двух лет, затем тщательно обрабатывают. Клавиши имеют стандартный размер – 3,8 см в ширину и 2,5 см в толщину, длина зависит от необходимой высоты звучания. Затем их выкладывают на определенном расстоянии и скрепляют шнурами. Под клавишами размещаются особые металлические трубки, роль которых увеличение громкости звука. Это трубки – резонаторы, которые придают звуку объем и делают его более ярким и насыщенным. Они очень тщательно обрабатываются и настраиваются в тон пластины.

Исполнитель при игре обычно использует тонкие деревянные палочки, похожие на небольшие ложки, имеющие пластиковые, резиновые или деревянные наконечники. Палочек обычно две, но в зависимости от профессионализма музыканта их может быть 3 или 4. Ксилофонист выбирает палочки и наконечники наиболее подходящие к характеру музыки, для воспроизведения определенного звукового настроения.

Инструмент для профессиональных исполнителей, как правило, располагается на специальной подставке, уровень которой меняется в зависимости от положения исполнителя – сидя или стоя.

Разновидности ксилофона

Семейство ксилофона очень большое и разнообразное - это один из самых известных этнических музыкальных инструментов. У каждого народа есть свой ксилофон. На африканском, азиатском и американском континентах ксилофоны существуют во многих различных формах и с большим количеством имен. Вот некоторые из них:


  • Балафон популярен в Анголе, Гвинеи, Мали, Мадагаскаре, Камеруне, Конго, Сенегале, Гамбии, Кот-д'Ивуаре.
  • Тимбила – национальный инструмент Мозамбик.
  • Моккин – ксилофон из Японии.
  • Маримба – очень распространен в Мексике и Центральной Америке.
  • Вибрафон и колокольчики (металлофоны) - разновидности ксилофона, звуковые пластины которых сделаны не из дерева, а из металла - все эти инструменты объединяет одинаковое строение.

Очень долгое время ксилофон использовался только в народной музыке, но после значительных преобразований круг его применения значительно вырос. Многие оркестры - симфонический, эстрадный, народный, духовой, биг-бэнд включают в репертуар произведения, которые ксилофон украшает своим звучанием. Бывают и ансамбли, в состав которых входят только ударные инструменты и ксилофоны, в том числе. Сегодня эти самодостаточные звуковысотные ударные инструменты, их необыкновенное звучание, побуждает музыкантов образовывать коллективы, в которых исполнители играют только на такой группе инструментов, среди таких следует отметить ансамбль Marimba Mix из Санкт - Петербурга.

В настоящее время ксилофон используют в различных музыкальных жанрах – это народная, латиноамериканская, классическая музыка , регтайм, мюзикл, джаз , иногда даже рок и др.


Изобразительное звучание ксилофона применяли в своих сочинениях многие композиторы: Д. Шостакович в балетной сюите «Золотой век», А. Хачатурян в балете «Гаяне» ( знаменитый танец с саблями ), И. Стравинский в балете «Петрушка», В. Оранский в балете «Три толстяка», Д. Клебанов в балете «Аистенок» и другие.

Ксилофон довольно часто можно услышать на сцене как солирующий инструмент, и здесь исполнителям очень повезло, так как на нем прекрасно звучат шедевры великих композиторов, написанные для скрипки, флейты, фортепиано. Но все же ксилофон не остался без внимания. П. Крестон, М. де Фалья, А. Хованесс, Д. Корильяно, С. Слонимский, А. Асламас, В. Блок, Ж. Делеклюз, А. Жак, Б. Мошков, Д. Палиев, О. Чишко, Э. Ханджиев и многие другие сочинили для него свои произведения.

Известные исполнители

Исполнение виртуозных произведений на ксилофоне доступно лишь по – настоящему талантливым исполнителям. Первым виртуозом - музыкантом, который полновесно раскрыл технические и выразительные возможности инструмента, а также серьезно повлиял на следующее поколение исполнителей, был его создатель, М. Гузьков

Успешному развитию исполнительства на ксилофоне благоприятствовало появлению целой плеяды музыкантов-виртуозов, среди них: К. Михеев, И. Троянов, М. Эйхгорн, М. Раскатов, М. Масловский, В. Штейман, О. Хведкевич, А. Емельянов, Н. Курганова, В. Снегирев, А. Огородников, К. Фишкин, Т. Егорова, Э. Галоян, Ред Норво , Зеленый Д. Гамильтон, Х. Бреуер, Б. Беккер, Э. Гленни, И. Финкель, А. Поддубный, А. Решетова и многие другие.


История ксилофона началась очень давно, около двух тысяч лет до нашей эры. На стенах древних храмов встречаются изображения людей, музицирующих на инструментах, напоминающих по виду ксилофон. Искусствоведы ведут жаркие споры, где находится родина этого инструмента: некоторые считают Африка, другие Азия, а иные намерены доказать, что Латинская Америка - на этих континентах находили внушительное количество простейших ксилофонов.

Определенных сведений все еще нет – известно только, что этот инструмент появился в стародавние времена, и первым ксилофоном были простые деревянные бруски, которые, при ударе по ним, издавали приятный для человеческого слуха звук. Затем бруски определенным образом связали и стали на них музицировать.

Различные варианты ксилофона существовали в течение долгих лет во многих культурах.

Старинные фрески свидетельствуют, что на европейский континент инструмент попал в 15 веке, но большого распространения не получил, оставаясь в основном инструментом странствующих музыкантов. Конструкция ксилофона того времени была довольно проста и представляла связанные между собой брусочки разной длины, которые быстро раскладывались на ровной поверхности. Играли на нем при помощи палочек, которые делались из ивового дерева в форме маленьких ложек. Звуковые возможности ксилофона были весьма ограничены.

Только в первой половине 19 века конструкция инструмента претерпела кардинальные изменения. Значительным преобразованием ксилофон обязан белорусскому цимбалисту М. Гузикову, который увеличил диапазон инструмента до двух с половиной октав хроматического звукоряда, добавив количество пластинок и расположив их в определенном порядке в 4 ряда. Изменился облик инструмента, звук стал наиболее насыщенным и приятным, так как звуковые пластины были размещены на соломенных трубках, которые выполняли роль резонатора звука. Эта конструкция и стала основой нынешнего ксилофона и использовалась в дальнейшем на протяжении ста лет.

После значительных изменений в конструкции, на инструмент обратили особое внимание композиторы и музыканты-профессионалы. Ксилофон вошел в состав симфонического оркестра, а в дальнейшем вышел на концертную эстраду, став солирующим инструментом. Проблемы с репертуаром для сольных выступлений ксилофонистов решались определенным способом: делались различные переложения и транскрипции популярных произведений.

В начале 20-го века конструкция ксилофона претерпела ряд значительных изменений, из четырехрядного он преобразовался в двухрядный. Бруски расположились как клавиши фортепиано, диапазон увеличился на половину октавы, что увеличило возможности инструмента и сделало доступным для исполнения практически весь скрипичный репертуар.

Ксилофон – это очень значимый и любимый инструмент во всем мире. Музыкальные энтузиасты надеются, что популярность ксилофона будет расти из года в год, и он, несомненно, будет ценным членом оркестра из-за его уникального звука. Он составляет мировое культурное наследие и шествует с человеком через время, привнося в его жизнь радость и умиротворение.

Ксилофон

Все о варгане

Все о варгане

Люди, исследующие возникновение музыкальных инструментов, собирают информацию не просто по крупицам, а зачастую выстраивают сложные цепи взаимосвязей. Увы, справочного материала в этой области действительно недостает. Например, варган – интереснейший музыкальный инструмент, ассоциирующийся с магией и волшебством, но избытка информации и о нем нет. Потому любые исторические упоминания рассматриваются в подробностях и связываются с уже имеющимся материалом. Получается интересно.




Варган – инструмент, который представлен язычком, свободно двигающимся в проеме рамки. В движение язычок приводится или пальцем музыканта, или дерганьем за нитку. Инструмент держат у рта, а резонатором служат и ротовая полость, и полость носа, и даже нижние дыхательные пути. Артикуляционный аппарат человека, его дыхание способны менять тембр варгана, усиливая обертоны в звуковом спектре.

Вариаций форм и видов варгана – огромное количество. Его изготавливают в самых разных точках планеты: в Полинезии, Азии, Штатах, Европе, России. Знают варган и в Африке, и на Ближнем Востоке. Правда, в эти регионы инструмент завезли колонисты, традиционным для них он не считается. Если собрать все вариации названий варгана, их будет около 1000.

Интересно, что, например, в английском языке варган называют «еврейской арфой», и это является единственным примером ассоциации инструмента с конкретной нацией. Слово «арфа» встречается в наименовании варгана в Скандинавии, например, munnharpa в Норвегии и Финляндии.




Чтобы отследить историю инструмента, нужно иметь достаточное количество археологических находок. И хоть экземпляров в ведущих музыкальных коллекциях мира достаточно, но исторической подлинности не хватает. Пластинчатые варганы редко находят, так как в дело их сохранности вмешивается климат, да и материал не совсем удачный с точки зрения долгого хранения. Но если уж находят, то это, как правило, инструменты, родственные эпохе Христа, а то и возрастом в 4 тысячи лет.

Чаще находят дугообразные варганы, правда, только дугу и находят – она сохраняется лучше остальных частей. А ведь без язычка инструмент фактически бесполезен, но только для игры, а как артефакт он все равно важен.

Согласно современным выводам ученых, скорее всего, родиной варгана является Азия. А в Европе инструмент оказался в XIII столетии. Более того, в Европу варган попал уже полностью сформированным. Но точно известно, что это древний инструмент. И распространялся по миру он, вероятно, посредством торговли.



Обзор видов

Сама конструкция варгана проста: неподвижная основа, в которой свободно колеблется язычок. Конструкция может быть цельной, а может быть и составной. Рассмотрим разновидности инструмента.

  • Дугообразные. Их делают способом ковки из металлического прута, а по центру инструмента фиксируют стальной язычок, имеющий крючок на конце. Дуговой вариант считается более современным типом варгана, все же делают его из металла. Он имеет форму лиры. Дуговой вариант надо плотно прижимать к зубам, для того чтобы достичь громкого и выразительного звука. По сути, резонатором в этом случае выступает вся черепная коробка. Древним находкам 700-900 лет, по форме они напоминают заколку, дуга в них практически не выражена. Такие варганы найдены, в частности, в Швеции и Японии. Наверное, сначала форма действительно не была так акцентирована, явное формирование дуги случилось позже.
  • Пластинчатые. Другое название – рамочные. Обычно это деревянный инструмент, находят бамбуковые экземпляры, а также варганы из кости. Металлические варианты губного инструмента появились позже. Выглядит он так: пластина, посредине прорезан язычок. Это было частью эволюции музыкальной щепки. Данный инструмент относится к идиофоническим, потому как язычок его сравнен с корпусом. Его надо прижимать к губам, а язычок начнет двигаться с помощью пальцев музыканта. Но можно использовать и нитку, которая будет двигать язычок.

Пластинчатые варганы считаются особенно хрупкими, звучат они не очень громко.



Популярные мастера и модели

Рассмотрим несколько популярных моделей инструмента.

  • Инструменты Глазырина. Его изделия отличают громкость и чувствительность. Пусть их акустические свойства не самые выдающиеся (хотя и плохими их, конечно, не назвать), это самый массовый инструмент в мире варганов. Модель «Фантом» – одна из самых ходовых, от нее не отстает «Сверчок».


  • Варганы Поткина. Лидеры среди алтайских мастеров, по качеству и стабильности инструментов лучше в этом регионе не сыскать.

Многие предпочитают модель ПП27 в качестве первого инструмента.


  • Варганы Дубровского. Хабаровский мастер специализируется на басовых варганах, очень необычных внешне. Звучание их низкое и глубокое, тембр насыщенный, но нейтральный. Словом, идеальный вариант для любителей низкого звука.


  • Инструменты Пыжова. Название модели «Лидер 85» – это сбалансированный и аккуратный варган, имеющий ровный тембр. Хороший вариант для начинающих.


  • Инструменты Коваценко. Изделие имеет жесткий и массивный корпус из стали, звук инструмента богатый, длительный – уходит глубоко, поднимается высоко. Имеет классическую форму, подходит для разных стилей игры.


  • Варганы Волгутова. Известная модель «Ведун» – великолепное качество, громкий звук, интересный дизайн.

Для новичков очень удачный вариант, как и модель «Ручеек».


  • Инструменты Масько. Очень красивые, можно сказать, дизайнерские инструменты по доступным ценам. Изготавливаются из бронзы и нержавеющей стали.

Можно заказать инструмент с волком, коброй, кельтским крестом, рунным деревом и другие варианты.


  • Варганы Казанцева-Минакова. Алтайские мастера делают инструменты, которые по форме и размерам напоминают произведения Поткина, но отличаются деталями – ровненько срезанными внутри деками и полировкой поверхности.


Выбор инструмента – отдельное искусство, ведь должно совпасть все: и звучание, и дизайн, и размер, и цена, конечно.

Аксессуары

Футляры и чехлы – как вторая кожа, они важны и с точки зрения бережного хранения варгана, и с точки зрения завершения его облика. Самыми востребованными являются кожаные модели, обеспечивающие защиту язычка. Цвета разные, но в основном естественных оттенков. Наиболее популярными считаются коричневый, рыже-коричневый, бежевый, песочный. Не менее интересно выглядят и резные чехлы: они еще более аутентичны, чем кожаные.

Можно найти мастера, который сделает чехол или футляр по авторскому рисунку заказчика или по его словесному запросу.



Звучание

Игровую суть данного изделия демонстрируют язычок и его особенности. Та конструкция, у которой он длинный, даст звук пониже. А вот если в длинной модели будет язычок из металла высокой жесткости, он зазвучит выше и короче мягкого.

Перечислим основные свойства звучания варгана.

  • Высота. Каждый варган имеет свою базовую частоту, с которой двигается язычок, она соответствует высоте низкого звука – наиболее низкого для этого инструмента. Если частота совпала с частотой определенной ноты, инструмент можно считать настроенным.
  • Тембр. Набор обертонов является голосом инструмента. Изделия бывают трескучими и гладкими, первые звучат непривычно, значительный треск способен сбить с толку. А вот игра гладких требует мастерства со стороны музыканта.
  • Жесткость язычка. Она определяет тактильные свойства процесса.
  • Механика. Механические свойства – это возможность сохранять чистоту звука при переменных и значительных ударах, при разности вектора ударов по язычку.
  • Чувствительность. Громкость звука разнится даже при ударах равной силы по язычку, чувствительность определяет отношение громкости звука к усилиям, которые затрачиваются на его получение.
  • Громкость. Ассоциируется она обычно с тембром и чувствительностью. Если играть просто дома, без зрителей, громкость не так важна.




Варганную музыку нередко называют подходящей для медитации: глубокой, пронзительной, расслабляющей. И в этом также заключается польза инструмента, даже если не играть на нем на публике, он психотерапевтичен для самого человека, помогает собраться, настроиться, побыть с собой наедине.

Как выбрать варган?

Главное – определиться, для чего подбирается инструмент. Если просто для себя, для баловства, собственного интереса, вариант можно подыскать бюджетный. Это будет сродни знакомству. Если же пользоваться изделием человек станет часто и вырастут его запросы к инструменту, можно будет найти что-то более качественное и дорогое. Но сразу заказывать дорогостоящий варган не совсем верно, нужно еще посмотреть, как сложатся отношения с инструментом.

Второй вариант, не менее правильный – довериться профессионалам. Если к тому же профи учат игре на варгане, они же могут дать дельный совет по выбору инструмента. Причем он будет точен, так как они видят манеру игры ученика, его темперамент и личностные особенности, которые также имеют значение при выборе варгана.



Можно использовать самоучители, видеоуроки, схемы-раскладки – работает все. Не нужно заставлять себя быстрее освоить инструмент: он слишком медитативный для такого напора. К нему сначала следует привыкнуть, оценить, попробовать играть в разных состояниях, в разное время суток.

Эти рекомендации также не будут лишними.

  • Если сразу же варган показался не самым удобным в держании, это не повод отложить его и искать новый. Практически каждый инструмент создаст такое первое впечатление. К любому придется привыкать.
  • Звук – это еще не все. Он не является самоцелью в том плане, что неважно, какие трудозатраты на его извлечение нужны. Нет, именно способ извлечения звука доминирует, усилие удара важнее.
  • Не стоит просить близких оценить, как первый опыт, как звучит инструмент. Варган больше для игры, а не для слушания. Он служит не столько зрителям, аудитории, сколько самому играющему.
  • Играя, следует почувствовать все звуки – и гласные, и согласные. Следует открывать/ закрывать горло, пробовать шевелить гортанью. Словом, игра на варгане – это отличное поле для экспериментов и изучения способностей своего организма в том числе.
  • Внимание надо уделить каждому движению, оценить результат, попробовать по-другому. Для музыкантов с холерическим темпераментом это, конечно, будет непросто.
  • Если играть на варгане, стоя посреди помещения, звук будет одним. А вот если встать к окну или с упором к стене, звук примет другие очертания. И в этом особенный интерес изучения варгана.

Чтобы играть на инструменте, даже не нужно знать ноты, вот почему варган называют специфическим инструментом. Даже не обладая музыкальным слухом, можно его освоить.



Что делать первый раз с варганом в руках – советы специалистов.

  1. Округлую часть инструмента можно положить на указательный и средний пальцы. Фиксация происходит большим пальцем в точке, где крепится язычок. Важно организовать тесное прижатие двух направляющих изделия к зубам. Главное, чтобы язычок при игре не встречал препятствий.
  2. Инструмент следует прижать к зубам, отвести язычок и быстро отпустить. Так можно услышать голос варгана. Из него нужно постараться извлечь побольше разных звуков.
  3. Можно подвигать языком, прижать его к небу: то значительно, то легким касанием. Язык можно перемещать из стороны в сторону, можно попытаться даже засунуть его в горло.
  4. Надо закрыть горло, имитируя воду во рту. Потом поиграть на вдохе и выдохе. После одного удара по язычку инструмента глубоко вдохнуть – так вибрирующий звук может длиться до минуты.
  5. Если в процессе игры издавать звук горлом, получится горловое пение. Два звука можно объединить.

Главные принципы обучения игре на этом инструменте – импровизация, поиск, настойчивость.



Интересные факты

Для тех, кто уже заинтересовался варганом, еще несколько любопытных фактов:

  • в древние времена он использовался как священный инструмент, участвующий в ритуалах, а позднее применялся и как прибор для обряда исцеления;
  • Австрия была самой активной в смысле производства губных инструментов европейской страной;
  • известный органный творец Фридрих Бушман, вдохновившись язычковой системой варгана, придумал губную гармошку;
  • говорят, что предок варгана – обычная щепка, тувинские инструменты наводят исследователей на такую мысль;
  • в фильме Динары Асановой «Что бы ты выбрал?» звучит варган, и говорится о нем, как о вещи необходимой;
  • на старинных европейских живописных полотнах можно увидеть, что даже ангелы играют на варгане.

Хобби, серьезные уроки или профессия – варган может использоваться во всех этих вариациях, все зависит от играющего. Но если осваивать его даже только ради медитации, это точно того стоит.



О том, как играть на варгане, смотрите в следующем видео.

Читайте также: