На трех металлических пластинах

Обновлено: 17.05.2024

Ряд стандартных потенциалов (или электрохимический напряжений) отражает восстановительную способность металлов, или активность металлов в реакциях, протекающих в растворах. Чем левее в этом ряду находится металл, тем более сильные восстановительные свойства он проявляет в окислительно-восстановительных реакциях. Поэтому каждый металл вытесняет (восстанавливает) из растворов солей все металлы, находящиеся левее него в ряду напряжений, а металлы, находящиеся в этом ряду правее водорода, вытесняют его из растворов кислот (кроме концентрированной серной или азотной кислоты любой концентрации).

Однако эти правила действуют только в тех случаях, если в результате реакции образуется растворимая соль, и не распространяется на щёлочноземельные и щелочные металлы, которые активно взаимодействуют с водой и поэтому не реагируют с солью, находящейся в растворе.

Решая задачи, связанные с этим типом реакций, важно понимать, что реакции металлов с солями являются окислительно-восстановительными и протекают на поверхности металла, погруженного в раствор соли, а выделяющийся в результате реакции металл осаждается на данной поверхности. При этом происходит изменение массы образца металла, однако нужно помнить, что оно является результатом действия двух процессов:

1) уменьшения массы вследствие перехода части металла в раствор в результате его окисления;

2) увеличения массы за счёт массы восстановленного металла, выделившегося на поверхности образца.

Например, если в раствор соли меди поместить железную пластинку:

Fe 0 + Cu 2+ = Cu 0 + Fe 2+ ,

то изменение её массы будет происходить следующим образом:

m (пластинки) после реакции = m (пластинки) до реакции – m ( Fe ) + m ( Cu ),

где m ( Fe ) –масса железа, вступившего в реакцию,

m ( Cu ) –масса меди, выделившейся в ходе реакции.

Решение задач на пластинку.

В раствор хлорида меди( II ) поместили железную пластинку массой 40г. Через некоторое время пластинки стала равна 41,6 г. Какая масса меди выделилась на пластинке?

Дано : Решение :

m1 (пласт.) = 40г 1. Запишем уравнение реакции:

m 2 (пласт.) = 41,6г Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu

m ( Cu ) – ? 2. Пусть количество вещества прореагировавшей меди равно

х моль. Тогда масса выделившейся меди равна :

m ( Cu ) = ν( Cu )• M ( Cu ) = x моль• 64г/моль = 64х г

3. Согласно уравнению реакции:

ν (С u ) 1

ν ( Fe ) 1, или ν ( Cu ) = ν( Fe ) = х моль.

Следовательно, масса железа, перешедшего в раствор, равна:

m ( Fe ) = ν ( Fe ) • M ( Fe ) = х моль• 56 г/моль = 56х г.

4. В результате происходящей реакции масса пластинки изменится следующим образом:

m 2 (пласт.) = m 1 (пласт.) – т( Fe ) + m ( Cu ), или 41,6г = 40г – 56х г + 64х г.

5. Решая уравнение, находим, что х = 0,2моль. Определим массу выделившейся меди:

m ( Cu ) = ν ( Cu ) • M ( Cu ) = 0,2 моль• 64 г/моль = 12,8 г.

Ответ : m ( Cu ) = 12,8 г

В 136г 25%-ного раствора нитрата серебра поместили медную пластинку массой 15г. Через некоторое время пластинку вынули из раствора, высушили и взвесили. Её масса оказалась равной 22,6г. Какова массовая доля нитрата серебра в растворе после реакции ?

m ( AgNO3 ) = 136г 1. Запишем уравнение реакции:

ω ( AgNO3 ) = 25%

m 1 (пласт.) = 15 г Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 +2Ag

m 2 (пласт.) = 22,6г

2. Найдём массу нитрата серебра, содержащегося в исходном

ω ( AgNO 3 ) –? растворе: m ( AgNO 3 ) • ω ( AgNO 3 ) 136г•25%

m ( AgNO 3 ) = 100% = 100% =34г

3. Пусть количество вещества меди, вступившей в реакцию с раствором А gNO 3 , равно х моль.

Тогда масса прореагировавшей меди составит:

m ( Cu ) = ν( Cu ) • M ( Cu ) = х моль• 64 г/моль = 64х г.

4. Согласно уравнению реакции:

ν( Ag ) 2 ν( Cu )•2

ν( Cu ) = 1, или ν( Ag ) = 1 = 2ν( Cu ) = 2х моль.

Масса выделившегося серебра будет равна:

m ( Ag ) = ν( Ag ) • M ( Ag ) = 2 x моль• 108 г/моль = 216 x г.

5. Масса пластинки изменится следующим образом:

m 2 (пласт) = т1(пласт) + т(А g ) – m ( Cu ), или

22,6г = 15г + 216 х г – 64 х г

Решая уравнение, находим, что х = ν( Cu ) = 0,05моль.

6. Найдём массу прореагировавшего нитрата серебра. Согласно уравнению реакции:

ν( AgNO 3 )прореаг 2 ν( Cu )•2

ν ( Cu ) = 1, следовательно, ν( AgNO 3 )прореаг = 1 =0,05моль•2= 0,1моль;

m ( AgNO 3 )прореаг = ν( AgNO 3 )прореаг M ( AgNO 3 ) = 0,1моль• 170 г/моль = 17 г.

7. Найдём массу нитрата серебра, оставшегося в растворе:

m ( AgNO 3 )ост = ν( AgNO 3 )исх m ( AgNO 3 )прореаг = 34г – 17г =17г.

8. Вычислим массу раствора после реакции. Для этого найдём массу, на которую увеличилась

масса пластинки:

m = m 2 (пласт.) – m 1 (пласт.) = 22,6г – 15г = 7,6 г.

Если масса пластинки увеличилась на 7,6г, то, согласно закону сохранения массы веществ,

масса раствора уменьшилась на такую же величину. Следовательно:

m р-ра2 ( AgNO 3 ) = m р-ра1 ( AgNO 3 ) – 7,6г = 136г – 7,6г = 128,4г.

9. Находим массовую долю нитрата серебра в растворе после реакции:

ω ( AgNO 3 ) = m р-ра2 ( AgNO 3 ) •100% = 128,4г •100% =13,2 %.

Ответ: ω ( AgNO 3 ) = 13,2 %.

Задача 3 .

В раствор хлорида олова( II ) массой 380г внесли кусочек цинка. После реакции масса кусочка металла увеличилась на 5,4г. Вычислите массовую долю хлорида цинка в растворе после реакции.

Дано: Решение:

m исх.р-ра ( SnCl 2 ) = 380г 1. Запишем уравнение реакции:

m =5,4г

Zn + SnCl 2 = ZnCl 2 + Sn

2. Пусть количество вещества вступившего в реакцию цинка

будет x моль. Тогда его масса будет равна:

m ( Zn ) = ν ( Zn ) • M ( Zn ) = х моль• 65 г/моль = 65х г.

3. В соответствии с уравнением реакции:

ν ( Sn ) 1

ν ( Zn ) = 1, следовательно, ν( Sn ) = ν ( Zn ) = х моль.

Масса выделившегося олова будет равна:

m ( Sn ) = ν( Sn ) • M ( Sn ) = х моль• 119 г/моль = 119х г.

4. Обозначим исходную массу кусочка цинка m 0 . Тогда, согласно условию задачи, масса металла изменится следующим образом:

m 0 = m ( Sn ) – т( Zn ) = m 0 + 5,4 г.

Подставив полученные выражения и известные величины в данное уравнение, получим:

m 0 + 119 x – 65 x = m 0 + 5,4 г, или 119 x – 65 x = 5,4 г.

Решая уравнение, найдём неизвестную величину: x =0,1моль.

5. По уравнению реакции определим количество вещества и массу образовавшегося хлорида

ν ( ZnCl 2 ) 1

ν ( Zn ) = 1, следовательно, ν( ZnCl 2 ) = ν ( Zn ) = 0,1 моль.

m ( ZnCl 2 ) = ν( ZnCl 2 ) • M ( ZnCl 2 ) = 0,1 моль• 136 г/моль = 13,6 х г.

6. По условию задачи масса кусочка цинка увеличилась на 5,4 г. Согласно закону сохранения

массы веществ, масса раствора уменьшилась на такую же величину. Следовательно:

m кон.р-ра ( SnCl 2 ) = m исх.р-ра ( SnCl 2 ) – 5,4 г = 380 г – 5,4 г = 374,6 г.

7. Найдём массовую долю хлорида цинка в растворе:

m ( ZnCl 2 ) 13,6 г

ω ( ZnCl 2 ) = m кон.р-ра •100% =374,6 г •100% = 3,6 %.

На трех металлических пластинах


2011 год 106 вариант С1
Намагниченный стальной стержень начинает свободное падение с нулевой начальной скоростью из положения, изображенного на рис. 1. Пролетая сквозь закреплённое кольцо, стержень создаёт в нём электрический ток, сила которого изменяется со временем так, как показано на рис. 2.
Почему в момент времени t2 модуль силы тока больше, чем в момент времени t1? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали для объяснения. Влиянием тока в кольце на движение магнита пренебречь. (Решение)


2011 год. 01-2 вариант. С1.
Медная прямоугольная рамка, по которой протекает постоянный электрический ток силой I, может вращаться вокpyr вертикальной оси 00', закрепленной в подшипниках. При вращении рамки на нее действуют силы вязкого трения. Опираясь на законы электродинамики и механики опишите и объясните движение этой рамки после включения однородного магнитного поля с индукцией В (см. рисунок). (Решение)

2011 год. 01-2 вариант. С4.
В электрической цепи, схема которой изображениа на рисунке, сопротивление резистора равно R1 = 4 Ом. После того, как этот резистор заменили другим, имеющим сопротивление R2 = 1 Ом, модуль напряженности электрического поля между пластинами плоского конденсатора уменьшился в n = 2 раза. Найдите внутреннее сопротивление батареи. (Решение)


2010 год. 105 вариант. С1.
На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. В начальный момент времени ползунок реостата установлен посередине и неподвижен. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата вправо. ЭДС самоиндукции пренебречь по сравнению с ЭДС источника. (Решение)


2010 год 12 вариант С5
Два параллельных рельса расположены на расстоянии a = 1 м друг от друга в горизонтальной плоскости в однородном вертикальном магнитном поле (см. рисунок). Рельсы замкнуты перемычками, которые, сохраняя с ними надежный контакт, движутся в противоположные стороны с одинаковой по величине скоростью v = 2 м/с. Сопротивление каждой из перемычек R = 2 Ом, а сопротивление рельсов пренебрежимо мало Какова индукция магнитного поля, если сила тока, текущего по перемычкам, I = 0,1 А? (Решение)



2010 год 101 вариант С1
Рамку с постоянным током удерживают неподвижно в поле полосового магнита (см. рисунок). Полярность подключения источника тока к выводам рамки показана на рисунке. Как будет двигаться рамка на неподвижной оси МО, если рамку не удерживать? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения. Считать, что рамка испытывает небольшое сопротивление движению со стороны воздуха. (Решение)

2010 год. 01 вариант. С4.
Конденсатор С заряжен до напряжения U = 300 В и включен в последовательную цепь из резистора R = 300 Ом, незаряженного конденсатора C2=2 мкФ и разомкнутого ключа К (см. рисунок). В процессе перезарядки конденсаторов после замыкания ключа в цепи выделяется количество теплоты Q = 30 мДж. Чему равна емкость конденсатора C? (Решение)

2009 год 320 вариант C1 Две одинаковые лампы Л1 и Л2 подключены к источнику тока, одна - последовательно с катушкой индуктивности L с железным сердечником, а другая - последовательно с резистором R (см. рисунок). Первоначально ключ К разомкнут. Опишите разницу в работе лампочек при замыкании ключа К. Каким явлением вызвана эта разница? (Решение)

2009 год 108 вариант С4
Электрическая цепь состоит из источника тока с конечным внутренним сопротивлением и реостата. ЭДС источника Ε = 6 В. Сопротивление реостата можно изменять в пределах от 1 Ом до 5 Ом. Чему равна максимальная мощность тока, выделяемая на реостате, если она достигается при сопротивлении реостата R = 2 Ом? (Решение)

2009 год 115 вариант С5
Медное кольцо из провода диаметром 2 мм расположено в однородном магнитном поле, магнитное индукция которого меняется по модулю со скоростью 1,09 Тл/с. Плоскость кольца перпендикулярна вектору магнитной индукции. Чему равен диаметр кольца, если возникающий в нем индукционный ток равен 10 А? Удельное сопротивление меди ρCu = 1,72·10 -8 Ом·м. (Решение)

2009 год 134 вариант С5 На непрводящей горизонтальной поверхности лежит проводящая жесткая рамка из однородной тонкой проволоки, согнутой в форме квадрата АСDЕ со стороной, равной а (см. рисунок). Рамка, по которой течет ток I, находится в магнитном поле, вектор индукции В которого направлен перпендикулярно сторонам АЕ и СD. При каком значении модуля вектора магнитной индукции поля рамка начнет поворачиваться вокруг стороны СD, если масса рамки m? (Решение)


На непроводящей горизонтальной поверхности стола лежит проводящая жёсткая рамка из однородной тонкой проволоки, согнутая в виде квадрата ACDE со стороной а (см. рисунок). Рамка находится в однородном горизонтальном магнитном поле, вектор индукции В которого перпендикулярен сторонам АЕ и CD и равен по модулю В. По рамке против часовой стрелки протекает ток I. При каком значении массы рамки она начнёт поворачиваться вокруг стороны CD? (Решение)


2009 год 133 вариант С5 На непрводящей горизонтальной поверхности лежит проводящая жесткая рамка из однородной тонкой проволоки, согнутой в форме равностороннего треугольника АСD со стороной, равной а (см. рисунок). Рамка, по которой течет ток I, находится в магнитном поле, вектор индукции В которого направлен перпендикулярно стороне СD. Каким должен быть модуль вектора магнитной индукции поля, чтобы рамка начала поворачиваться вокруг стороны СD, если масса рамки m? (Решение)

2009 год 144 вариант С4 В схеме на рисунке электрический заряд Q на обкладках конденсатора емкостью С = 1000 мкф равен 10 мКл. Внутреннее сопротивление источника тока r = 10 Ом, а сопротивление резисторов R1 = 10 Ом, R2 = 20 Ом, R3 = 30 Ом. Какова ЭДС источника тока. (Решение)


2009 год 133 вариант С4 Напряженность электрического поля плоского конденсатора (см. рисунок) равна 24 кВ/м. Внутреннее сопротивление источника тока r = 10 Ом, ЭДС = 30 В, сопротивления R1 = 20 Ом, R2 = 40 Ом. Найдите рассотяние между пластинами. (Решение)


2009 год 136 вариант С4 Каково расстояние d между обкладками конденсатора (см. рисунок), если напряженность электрического поля между ними Е = 5 кВ/м, внутреннее сопротивление источника тока r = 10 Ом,. его ЭДС ε = 20 В, а сопротивления резисторов R1 = 10 Ом и R2 = 20 Ом? (Решение)

2009 год 305 вариант С4
Плоская горизонтальная фигура площадью S = 0,1 м 2 , ограниченная проводящим контуром, имеющим сопротивление R = 5 Ом, находится в однородном магнитном поле. Какой заряд протечёт по контуру за большой промежуток времени, пока проекция вектора магнитной индукции на вертикаль равномерно меняется с В1z = 2 Тл до В2z = - 2 Тл ? (Решение)


2009 год 302 вариант С4
Электрон влетает в пространство между двумя разноименно заря­женными пластинами плоского конденсатора со скоростью vo (vo d, длина пластин L (L >> d), разность потенциалов меж­ду пластинами Δφ. Определите скорость электрона при вылете из конденсатора.(Решение)


2009 год 155 вариант А19
В некоторой области пространства, ограниченной плоскостями АВ и CD, создано однородное магнитное поле. Металлическая квадратная рамка движется с постоянной скоростью, направленной вдоль плоскости рамки и перпендикулярно линиям индукции поля. На каком из графиков правильно показана зависимость от времени ЭДС индукции в рамке, если в начальный момент времени передняя сторона рамки пересекла плоскость АВ (см. рисунок), а в момент времени t0 задняя сторона рамки пересекла плоскость CD. (Решение)

2009 год. 153 вариант. С5
Простой колебательный контур содержит конденсатор емкостью С = 1 мкФ и катушку индуктивности L = 0,01 Гн. Какой должна быть емкость конденсатора, чтобы циклическая частота колебаний электрической энергии в контуре увеличилась на Δω = 2·10 4 с -1 ? (Решение)

2009 год. 181 вариант. С1
На трёх параллельных металлических пластинах большой площади располагаются заряды, указанные на рисунке. Какой заряд находится на левой плоскости первой пластины? (Решение)


2008 год. 01 вариант. С3
Маленький шарик с зарядом q = 4·10 -7 Кл и массой 3 г, подвешенный на невесомой нити с коэффициентом упругости 100 Н/м, находится между вертикальными пластинами плоского воздушного конденсатора. Расстояние между обкладками конденсатора 5 см. Какова разность потенциалов между обкладками конденсатора, если удлинение нити 0,5 мм? (Решение)


2008 год. 05205941 вариант. С4
В электрической цепи, показанной на рисунке, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока соответственно равны 3 В и 0,5 Ом; емкость конденсатора 2 мФ; индуктивность катушки 2 мГн. В начальный момент времени ключ К замкнут. Какая энергия выделится в лампе после размыкания ключа? Сопротивлением катушки и проводов пренебречь. (Решение)

2008 год. 116 вариант. C3
До замыкания ключа К на схеме (см. рисунок) идеальный вольтметр V показывал напряжение 9 В. После замыкания ключа идеальный амперметр А показывает силу тока 0,4 А. Каково внутреннее сопротивление батареи? Сопротивления резисторов указаны на рисунке. (Решение)



2007 год. 108 вариант. СЗ
Ученик собрал электрическую цепь, состоящую из батарейки (1), реостата (2), ключа (3), амперметра (4) и вольтметра (5). После этого он измерил напряжение на полюсах источника тока и силу тока в цепи при различных положениях ползунка реостата (см. фотографию). Определите силу тока короткого замыкания батарейки. (Решение)



2007 год. 105 вариант. СЗ
Одни и те же элементы соединены в электрическую цепь сначала по схеме 1, а затем по схеме 2 (см. рисунок). Сопротивление резистора равно R, сопротивление амперметра R/100, сопротивление вольтметра 9R. Каковы показания амперметра в первой схеме, если во второй схеме они равны I2? (Решение)

2006 год. 80 вариант. С6
Квадратную рамку из медной проволоки со стороной b = 5 см перемещают вдоль оси Ох по гладкой горизонтальной поверхности с постоянной скоростью v= 1 м/с. Начальное положение рамки изображено на рисунке. За время движения рамка успевает полностью пройти между полюсами магнита. Индукционные токи, возникающие в рамке, оказывают тормозящее действие, поэтому для поддержания постоянной скорости движения к ней прикладывают внешнюю силу F, направленную вдоль оси Ох. Чему равно сопротивление проволоки рамки, если суммарная работа внешней силы за время движения равна А=2,5·10 -3 Дж? Ширина полюсов магнита d = 20 см, магнитное поле имеет резкую границу, однородно между полюсами, а его индукция В = 1 Тл. (Решение)

2006 год. 62 вариант. С4
Плоская катушка диаметром 6 см, состоящая из 120 витков, находится в однородном магнитном поле, индукция которого 6·10 -2 Тл. Катушка поворачивается вокруг оси, перпендикулярной линиям индукции, на угол 180° за 0,2 с. Плоскость катушки до и после поворота перпендикулярна линиям индукции поля. Чему равно среднее значение ЭДС индукции, возникающей в катушке? (Решение)

2006 год. 38 вариант. СЗ
По однородному цилиндрическому алюминиевому проводнику сечением 2·10 -6 м 2 пропустили ток 10 А. Определите изменение его температуры за 15 с. Изменением сопротивления проводника и рассеянием тепла при его нагревании пренебречь. (Удельное сопротивление алюминия 2,5·10 -8 Ом·м.) (Решение)

2006 год. 33 вариант. С4
Горизонтально расположенный проводник длиной 1 м движется равноускоренно в вертикальном однородном магнитном поле, индукция которого равна 0,5 Тл и направлена перпендикулярно проводнику и скорости его движения (см. рисунок). При начальной скорости проводника, равной нулю, проводник переместился на 1 м. ЭДС индукции на концах проводника в конце перемещения равна 2 В. Каково ускорение проводника? (Решение)

2005 год. 91 вариант. СЗ
При подключении к источнику постоянного тока резистора сопротивлением R1 = 2 Ом в цепи идет ток I1 = 1,6 А. Если к источнику подключить резистор сопротивлением R2 = 1 Ом, то по цепи пойдет ток I2 = 2 А. Какое количество теплоты выделяется за 1 с внутри источника тока при подключении резистора R2? (Решение)

2005 год. 101 вариант. С6
В некоторый момент образовалась система из трёх неподвижных протонов, расположенных в вершинах равностороннего треугольника со стороной а = 10 -3 см (см. рисунок). Под действием электрических сил протоны симметрично разлетаются. Определите скорости протонов, когда они окажутся на большом расстоянии друг от друга. Отношение заряда к массе для протона е/m = 9,6х10 7 Кл/кг. (Решение)


2005 год. 107 вариант С6
Источник постоянного напряжения с ЭДС 100 В подключён через резистор к конденсатору переменной ёмкости (см. рисунок), расстояние между пластинами которого можно изменять. Медленно раздвинув пластины, ёмкость конденсатора изменили на 0,01 мкФ. Какая работа была совершена против сил притяжения пластин, если с момента начала движения пластин до полного затухания возникших при этом переходных процессов в электрической цепи выделилось количество теплоты 10 мкДж? (Решение)

2005 год. 58 вариант. С6
Электрическое поле образовано двумя неподвижными, вертикально расположенными, параллельными, разноименно заряженными непроводящими пластинами. Пластины расположены на расстоянии d = 5 см друг от друга. Напряженность поля между пластинами Е = 10 4 В/м. Между пластинами на равном расстоянии от них помещен шарик с зарядом q = 10 -5 Кл и массой m = 10 г. После того как шарик отпустили, он начинает падать. Какую скорость будет иметь шарик, когда коснется одной из пластин? (Решение)


Два последовательно соединённых гальванических элемента с одинаковыми ЭДС (см. рисунок) замкнуты на параллельно соединённые резисторы, сопротивления которых R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом. Внутреннее сопротивление первого элемента r1 = 0,8 Ом. Чему равно внутреннее сопротивление r2 второго элемента, если напряжение на его зажимах равно нулю? (Решение)

2004 год. 80 вариант. С4
Металлический шар установлен на тонком проводящем стержне, соединяющем его с Землёй. Шар окружен незаряженной металлической сферой, радиусом r2 = 10 см, изолированной от Земли, центр сферы совпадает с центром шара. При передаче сфере электрического заряда q = 2•10 -9 Кл между шаром и сферой возникла разность потенциалов Δφ = φ— φш= 90 В. Определите радиус r шара. (Решение)

2004 год. 119 вариант. С4
Источник тока выделяет одинаковые мощности на нагрузках сопротивлениями R1 = 40 Ом и R2 = 90 Ом. Каково внутреннее сопротивление источника r? (Решение)

рис.64

2004 год. 64 вариант. С5
Конденсаторы C1 = 10 мкФ и C2 = 20 мкФ соединены последовательно. Параллельно получившейся цепочке подключают последовательно соединенные одинаковые резисторы R = 100 кОм. Точки соединения конденсаторов и резисторов замыкают проводником 1 - 2 (см. рисунок). Всю цепь подключают к батарейке ε = 10 В, конденсаторы практически мгновенно заряжаются. Какой заряд протечет по проводнику 1 - 2 за достаточно большое время после замыкания? Элементы цепи считать идеальными.(Решение)

2003 год. 39 вариант. С3
К батарее из 7 одинаковых конденсаторов емкости С (см. рисунок) подключен источник тока с ЭДС ε. Какова разность потенциалов между обкладками конденсатора, соединяющего точки 1 и 2? (Решение)

2003 год. 48 вариант. B3
Плоский контур с источником постоянного тока находится во внешнем однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого В перпендикулярен плоскости контура (см. рисунок). Во сколько раз изменится мощность тока в контуре после того, как поле начнет увеличиваться со скоростью 0,01 Тл/с? Площадь контура 0,1 м 2 , ЭДС источника тока 10 мВ. (Решение)

Готовимся к ЕГЭ

Тело заряжено отрицательно в том случае, если оно обладает избыточным, по сравнению с нормальным, числом электронов. Тело обладает положительным зарядом, если у него недостаточно электронов.

11 Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

C 1.1 Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее положительный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его.

Между двумя металлическими близко расположенными пластинами, укрепленными на изолирующих подставках, подвесили на шёлковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластины подсоединили к клеммам высоковольтного выпрямителя, подав на них заряды разных знаков, гильза пришла в движение.

Опишите движение гильзы и объясните его.

Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле

Заряды, сообщенные проводнику, располагаются по его поверхности. Линии напряженности положительно заряженного проводника направлены от него перпендикулярно его поверхности. Линии напряженности отрицательно заряженного проводника направлены к нему перпендикулярно его поверхности.

Согласно принципу суперпозиции электростатических полей напряженность поля системы зарядов в данной точке равна геометрической сумме напряженностей полей, созданных в этой точке каждым зарядом в отдельности.

1 Напряженность поля внутри проводника, помещенного в электростатическое поле, равна нулю.

С1.3 На трех параллельных металлических пластинах большой площади располагаются заряды, указанные на рисунке. Какой заряд находится на левой плоскости первой пластины?

На трех параллельных металлических пластинах большой площади располагаются заряды, указанные на рисунке. Какой заряд находится на правой плоскости третьей пластины? Ответ объясните.

Закон Ома для участка цепи и полной цепи.

Сила тока I связана с напряжением U на концах участка цепи и сопротивлением R этого участка законом Ома для участка цепи:. Сопротивление металлических проводников зависит от материала, прямо пропорционально длине и обратно пропорционально площади его поперечного сечения.

Для замкнутой цепи, состоящей из источника тока с ЭДС E и внутреннего сопротивления r , а также сопротивлением проводника R , сила тока рассчитывается по закону Ома для полной цепи:

С1.5 На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра.

Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи, и, используя законы постоянного тока, объясните, как изменятся (увеличится или уменьшится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение.

С1.6 На фотографии (смотри задачу С1.5) изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключен к батарее, и амперметра. Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи. Используя законы постоянного тока, объясните, как изменятся (уменьшится или увеличится) сила тока в цепи и напряжение на батарее при размыкании ключа.

C 1.7 На рисунке показана принципиальная схема электрической цепи, состоящей из источника тока с отличным от нуля внутренним сопротивлением, резистора, реостата и измерительных приборов – идеального амперметра и идеального вольтметра. Используя законы постоянного тока, проанализируйте эту схему и выясните, как будут изменяться показания приборов при перемещении движка реостата влево.

Параллельное и последовательное соединение проводников.

Если два или более проводника соединены последовательно, то сила тока в них одинакова, полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных проводниках, а сопротивление всего участка цепи, состоящей из этих проводников, равно сумме их сопротивлений.

При параллельном соединении проводников напряжение на их концах одинаково, сила тока в неразветвленном участке цепи равна сумме сил токов отдельных проводников, а сопротивление этого участка рассчитывается по формуле:=+…+.

С1.8 На рисунке приведена фотография электрической цепи. Начертите принципиальную схему этой цепи. Опираясь на законы постоянного тока, объясните, как должны изменяться (уменьшаться или увеличиваться) показания амперметра и вольтметра при размыкании ключа.

С1.9 На фотографии – электрическая цепь. Начертите принципиальную схему этой цепи. Опираясь на законы постоянного тока, объясните, как должны изменяться (увеличиваться или уменьшаться) показания амперметра и вольтметра при замене резистора с сопротивлением 3 Ом на резистор с сопротивлением 1 Ом.

Если по катушке идет переменный ток, то магнитный поток, пронизывающий катушку, изменяется.Поэтому в проводнике, по которому идет переменный электрический ток,возникает ЭДС индукции. Это явление называют самоиндукцией.

По правилу Ленца в момент нарастания тока напряженность вихревого электрического поля направлена против тока. Следовательно, в этот момент вихревое поле препятствует нарастанию тока. И наоборот, в момент уменьшения тока его поддерживает вихревое поле. Это приводит к тому, что при замыкании цепи, содержащей постоянную ЭДС, определенное значение силы тока устанавливается не сразу, а постепенно, с течением времени. С другой стороны, при отключении источника, ток в замкнутых контурах прекращается не мгновенно.

С1.10 Резистор R и катушка индуктивности L с железным 11 сердечником подключены к источнику тока, как показано на схеме. Первоначально ключ К замкнут, показания гальванометров G1 и G2 равны, соответственно,

I1 = 0,1 А и I2 = 1 А. Что произойдет с величиной и направлением тока через резистор при размыкании ключа К? Каким явлением это вызвано?

11 C 1.11 Две одинаковые лампы и подключены к источнику тока, одна – последовательно с катушкой индуктивности L с железным сердечником, а другая – последовательно с резистором R (см. рисунок). Первоначально ключ К разомкнут. Опишите разницу в работе лампочек при замыкании ключа К. Каким явлением вызвана эта разница?

1. Две порции одного и того же идеального газа изотермически расширяются при одной и той же температуре. Изотермы представлены на рисунке. Почему изотерма I лежит выше изотермы II? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.


2. На -диаграмме показано, как изменялись объем и температура некоторого постоянного количества разреженного газа при его переходе из начального состояния 1 в состояние 4. Как изменялось давление газа р на каждом из трех участков 1–2, 2–3, 3–4: увеличивалось, уменьшалось или же оставалось неизменным? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали для объяснения.


3. В кабинете физики проводились опыты с разреженным газом постоянной массы. По невнимательности ученик, отметив на графике начальное и конечное состояния газа (см. рисунок), не указал, какие две величины из трех (давление р, объем V, температура Т) отложены по осям. В журнале осталась запись, согласно которой названные величины изменялись следующим образом: р1 < p2, V1 > V2, T1 < T2. Пользуясь этими данными, определите, какие величины были отложены на горизонтальной и вертикальной осях. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали.


9. При комнатной температуре трубка остается целиком заполненной водой. Воду в тазике медленно нагревают. Где установится уровень воды в трубке, когда вода в тазике начнет закипать? Ответ поясните, используя физические закономерности.


10. В цилиндре, закрытом подвижным поршнем, находится идеальный газ. Его переводят из состояния 1 в состояние 2, а затем в состояние 3, как показано на рисунке (ΔU – изменение внутренней энергии газа, Q – переданное ему количество теплоты). Меняется ли объём газа в процессе проведения опыта, и если меняется, то как? Ответ обоснуйте, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.


11. Объясните: почему в сильные морозы появляются ледяные узоры на стеклах оконных рам? Где и почему эти узоры возникают – изнутри или снаружи оконных рам? Выскажите гипотезу о том, почему современные стеклопакеты (пластиковые окна) позволяют избежать этого явления.

12. На шелковой нити, прикрепленной к штативу, висит незаряженный легкий шарик из алюминиевой фольги. Отрицательно заряженную эбонитовую палочку медленно подносят к шарику, и шарик приходит в движение. Опишите движение шарика до и после касания его палочкой и объясните, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано.


13. Легкая трубочка из тонкой алюминиевой фольги подвешена к штативу на тонкой шелковой нити. Что произойдет с трубочкой, когда вблизи нее окажется отрицательно заряженный шар? Трубочка не заряжена, длина нити не позволяет трубочке коснуться шара.


14. Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на длинной шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее положительный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано.


15. К электроскопу с опущенными листочками медленно подносят (1) положительно заряженную стеклянную палочку, касаются (2) и убирают (3), Опишите, как будут вести себя листочки на каждом из 3-х этапов, и объясните причину их движения в каждом случае, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано. Что можно сказать о заряде стеклянной палочки после касания?


16. Между двумя близко расположенными металлическими пластинами, укреплёнными на изолирующих подставках, положили металлический шарик. Когда пластины подсоединили к клеммам высоковольтного выпрямителя, подав на них заряды разных знаков, шарик пришёл в движение. Опишите и объясните движение шарика.


17. Две одинаковые металлические пластины заряжены противоположными зарядами Q > 0 и –Q. Пластины установлены параллельно друг другу, площадь каждой пластины равна S, расстояние между пластинами и их толщина много меньше их длины и ширины. Чему равен заряд на нижней стороне нижней пластины?


18. На трех металлических пластинах большой площади располагаются заряды, указанные на рисунке. Какой заряд находится на правой плоскости первой пластины?


19. На изолирующих штативах укреплены две одинаковых стальных пластины конденсатора. Пластины соединены проводниками с электрометром. Одну из пластин заряжают при помощи наэлектризованной палочки. При этом электрометр показывает наличие напряжения между пластинами (см. рисунок). Как изменятся показания электрометра, если в промежуток между пластинами внести диэлектрическую пластину из оргстекла. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.


21. На рисунке показана электрическая цепь, содержащая источник тока (с внутренним сопротивлением), два резистора, конденсатор, ключ К, а также амперметр и идеальный вольтметр. Как изменятся показания амперметра и вольтметра в результате замыкания ключа К? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности Вы использовали для объяснения.

Отличный помощник для учеников 10 класса. Главная задача данного сайта: помочь добросовестным ученикам понять ход решения и научиться решать аналогичного рода задачи на занятиях и дома. Все задачи разобраны исключительно в образовательных целях. Автор данного сайта категорически не приветствует списывание. По вопросу репетиторства обращаться по контактам, которые можете найти в разделе "О себе".

Определите молярные массы и массы молекул: а) воды H2O; б) углекислого газа CO2; в) аммиака NH3; г) азотной кислоты HNO3.


Решение задач предоставлено исключительно в образовательных целях. Все решения защищены авторским правом и принадлежат лидеру данного сайта. Любое копирование данных с данного ресурса без согласия автора — это нарушение закона об авторском праве и смежных правах, которое ведет к административной и уголовной ответственности

Моя дочь занималась физикой в период с сентября по май, целью было повысить уровень знаний. Преподаватель пунктуальный и ответственный, хорошо и понятно объясняет, всегда есть наглядный материал для демонстрации лабораторых работ. Помог разобраться с решением задач. Обучение проходило онлайн. Ребенок остался доволен - повысились знания и успеваемость. Рекомендую

Квалифицированный педагог, легко нашел общий язык с подростком. Обьясняет доступно. Сыну нравится заниматься. Оценки стали лучше.

Очень понравился. Сильный преподаватель, быстро нашёл подход к ребёнку, доступно объяснял материал.За год подготовил нас к сдаче ЦТ по физике. Спасибо огромное. Мы рады,что вы с нами работали.

Плюсы: Тактичный, обязательный, современный преподаватель, который может найти подход к ребенку, общается с ним на равных и может вызвать интерес к предмету
Минусы: Не заметили
Описание: О работе репетитора в первую очередь можно судить по успехам ребенка. Мой ребенок стала чувствовать себя в разы увереннее в решении задач по физике и в целом очень повысилось понимание предмета

Алексей Петрович-замечательный специалист. Очень ответственно относится к проведению занятий, даёт много материала в доступной форме. Быстро нашел общий язык с ребенком. Благодаря занятиям с Алексеем Петровичем, сын не только повысил свой уровень знаний и школьные отметки, но и физика стала одним из любимых предметов.Очень рекомендую занятия с данным специалистом.

Я сама по образованию педагог, и хочу оиметить, что Алексей Петрович проявил себя как очень ответственный, конструктивно настроенный, эмпатийный профессионал своего дела, который умеет заинтересовать своим предметом и привить интерес. Благодаря занятиям с ним моя дочь выбрала для себя направление профиля "физ.-мат." в старшей школе. Спасибо!

Плюсы: Пунктуальность, доступная и современная подача материала
Минусы: Нет
Описание: У подростка улучшилась успеваемость по физике, занятиями очень доволен. Однозначно рекомендую!

Выражаю благодарность Алексею за его работу. Очень ответственный человек и грамотный преподаватель. Его занятия в онлайн формате организованы и проходят на высоком уровне.

Занятия на 10+, у ребёнка проснулся интерес к физике, школьный балл с 6 поднялся до 9 за одну четверть.

Репетитор понравился. Проводил занятия с подростком и сумел привить интерес к предмету. Материал воспринимается легко, имеются конспекты с основными формулами по всем темам. Много наглядных материалов для лучшего понимания темы. Довольны результатами! Рекомендуем!

Хороший репетитор, доступно изгалагает материал, всегда пунктуален во времени проведения занятий, ребёнку нравиться с ним заниматься и есть результат в повышении уровня знаний. Мы довольны выбором данного репетитора. Рекомендуем.

решеба физика
физика решебник
решебник по физике
решебник физика
физика гдз
гдз физика
физика
сайт решений задач по физике
решить физику онлайн бесплатно
решить физику онлайн
физика задачи
по физике
учебные материалы по физике
учебники физики
решеба по физике
resheba top
megaresheba
Superresheba
ГДЗ путин
ГДЗ

формулы физика цт
все формулы по физике для цт
формулы по физике для цт
формулы для цт по физике
основные формулы физики
физика формулы
формулы из физики
физика основные формулы
все формулы по физике 7-11 класс
формулы по физике 7-11 класс
формулы по физике с 7 по 11 класс
все формулы по физике 7-11 класс скачать бесплатно
формулы по физике скачать
все формулы по физике скачать
физика основные понятия
дрт 2022 физика
репетиционное тестирование по физике 2014
физика тесты
физика цт задания
физик формулы
формулы по физике

Читайте также: